Евгений Владимирович Бачурин (
25 мая 1934, Ленинград) — поэт, бард, художник
[ Изображение на стороннем сайте: b81fb0be8abd.jpg ]
1951 Окончил среднюю школу в Сочи и поступил в Московский полиграфический институт.
1954 Ушёл из института и поступил в Ленинградский институт изобразительного искусства им. И. Е. Репина на факультет живописи.
1957 Исключён с третьего курса института в связи с дисциплинарными взысканиями и за то, что «косил глазом на Ван-Гога». Возвращается в Москву и продолжает учёбу в Полиграфическом институте.
1959 Закончил Московский Полиграфический институт.
1960—1969 Работал в качестве художника-иллюстратора в периодической печати: журналах «Юность», «Смена», «Наука и жизнь», газете «Неделя» и др., а также в книжных издательствах «Художественная литература», «Детгиз», «Мир», «Прогресс», «Молодая гвардия».
1969 Становится членом Союза художников СССР.
1970 Работает как график-станковист в технике литографии. Периодически занимается живописью.
С 1985 занимается исключительно живописью. Стихи, песни, короткие рассказы пишет с 1967 г. Стихи публиковались в периодической печати — журналах «Юность», «Знамя», «Сельская молодёжь»; в советских и зарубежных сборниках авторских песен; в «Литературной газете», в газетах «Русская мысль» (Париж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк), в журнале «Континент» (Париж) В 1980 году вышел первый диск фирмы «Мелодия» — «Шахматы на балконе»; в 1982 — «Дерева»; в 1986 — «Я предлагаю спеть о том»; в 1990 — «Я Ваша тень»; в 1991 — «Пьяный корабль», в 1994 — CD «В ожидании вишен», в 2000 — CD «Ястреб с высоты», CD «Женщина и человек», CD «Мешая истину и ложь», в 2002 — CD «Годы застолья», в 2004 — CD «Юбилейный», mp3 диск, содержащий 153 трека.
Книги2000 Книга стихов и песен «Я ваша тень». Музыкальный редактор — В. Т. Жуков.
2000 Книга стихов и песен «Дерева»
2004 Книга стихов «Дерева, вы мои дерева»
Выставки1969 Выставка живописи и графики, Острава, Чехословакия.
1970Выставка графики (Ю. Соостер, И. Кабаков, В. Янкилевский, Ю. Куперман, Е. Бачурин), Цюрих, Швейцария.
1971 Выставка графики, Лозанна, Швейцария.
1973 Персональная выставка в Институте физических проблем, Москва; международная выставка книги, Швеция.
1978 Выставка в Манеже, Москва.
1979 Выставка «Голубые дороги» в Манеже, Москва.
1980 Персональная выставка, Новосибирск; выставка графики, Австрия.
1981 Персональная выставка, Москва.
1982 Выставка «Человек и космос», Париж; собрание г-на Людвига, музей современного искусства, Кёльн, Германия; Биеннале в Триесте; выставка живописи «Объединение № 1» на Кузнецком мосту, Москва.
1988 Выставка живописи «Объединение № 1» на Кузнецком мосту, Москва; выставка «Ars sovjetico», Хельсинки, Финляндия; Биеннале в Венеции.
1989 Выставка «Ars sovjetico», Хельсинки, Финляндия; Биеннале в Венеции.
1991 Персональная выставка в Центральном Доме Художника, Москва.
1992 Персональная выставка в Кембриджской художественной галерее, Бостон, США.
1994 Персональная выставка в Центральном Доме Художника, Москва; выставка в художественном музее Сочи.
1995 Выставка в галерее «XX век», Ульяновск.
1996 Выставка в галерее «М’АРС», Москва.
1997 Персональная выставка в Центральном Доме Художника, Москва.
1998 Персональная выставка в Центральном Доме Художника, Москва.
1999 Выставка в Государственном Русском музее, собрание Бар-Гера.
2000 Выставка собрания Бар-Гера, Верона, Италия.
2000 Персональная выставка в галерее Алана Блонделя, Париж, Франция.
2002 Персональная выставка Государственном музее А. С. Пушкина, Москва.
2004 Персональная выставка в галерее «Новый Эрмитаж», Москва.
Работы находятся в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в музеях городов: Саратова, Владивостока, Петропавловска-Камчатского и др., а также в Музее современного искусства, собрании г-на Людвига (Кёльн, Германия), собрании г-на Клемке (США), галерее «Солидарность» (Польша), Национальной Галерее Балтимора (США), в музеях Финляндии, Швеции, Японии.
Благодарность
Будь благодарен жизни за мгновенья,
За каждый взлет, за каждое паденье,
За каждый шаг, за каждый грош,
За то, что все еще живешь
И не дошел черед до светопреставленья.
Благодари за все, что миновало,
Что промелькнуло, будто не бывало,
За тех, которых больше нет,
За сладкий хлеб военных лет,
Что нам кукушечка в лесу накуковала.
А то, что скрыто в утреннем тумане,
То не возьмешь, оно не нож в кармане.
Не торопи его, не трожь,
Оно нахлынет, ну так что ж,
Что не положено, не надо знать заране.
Благодарю тебя, судьба-сестрица,
Что не даешь ты мне с дороги сбиться,
Где мы — то в солнце, то в пыли —
Все уменьшаемся вдали,
Пока совсем не суждено из виду скрыться.
1975
Все от БогаВсе от Бога, все от Бога -
Кому мало, кому много,
Кому зернышко одно,
Кому вовсе не дано.
Все, наверное, от Бога -
Кому дальняя дорога,
Кому два шага идти,
А кому и нет пути.
Вероятно, все от Бога -
Кому храм, кому берлога,
Кому здравие рекой,
А кому - прием-покой.
Несомненно, все от Бога -
Ясность неба голубого,
Шелест травки полевой
И кругом простор земной.
Говорят, что все от Бога -
И волненье, и тревога,
И мирская суета,
И несение креста.
Не судите слишком строго,
Если даже смерть от Бога.
Что ж, не вечно жить самим,
Надо место дать другим.
Ну, а это уж от Бога -
Денег мало, денег много,
Но насколько легче тем,
У кого их нет совсем!
Расскажу вам по секрету,
Если даже Бога нету
(Что пока не решено!) -
Это тоже все от Бога,
Все от Бога все равно!
1968
Я спрошу у ГосподаЯ спрошу у Господа
Спросу неразумного,
Отчего мы, Господи,
Стали как безумные.
Отчего мы носимся
Словно угорелые,
Друг на друга косимся,
Будто дело делаем.
Я спрошу у Господа
Слова покаянного,
Отчего мы попросту
Стали окаянными.
От житья кабального
Нету часа лишнего,
Для расчета дальнего
Не жалеем ближнего.
Что железа разного,
Лома понаделали;
Вместо лета красного
Одни зимы белые.
Вместо сада буйного
Поросли случайные.
Было в нас смирение -
Стало в нас отчаянье.
По какому поводу,
По чьему велению -
Были люди добрые,
Стало население.
Так помилуй, Боже мой,
Души наши грешные!
За деньки острожные,
За дела кромешные.
1973
Женщина и человекТы - женщина, а я ? Я - человек,
Ты - храм земли, а я - его ограда,
Ты - облако, я - падающий снег,
И гром небесный, если это надо.
Я - твой корабль, а ты - моя волна,
Начало песни и конец цитаты.
Какими не были бы штормы,
Меняя облики и формы,
А так хотелось вместе вечность скоротать!
Какими не были бы штормы,
Меняя облики и формы,
Две половины мы и целым нам не стать!
От бесов храм ограда не спасла.
И прошлогодний снег, как сон, растаял.
Забыл художник цену ремесла,
Качнулся мир, игра пошла без правил.
Ты - женщина, а я? Я - человек.
И не ребра, а сердца я лишился.
Какими не были бы штормы,
Меняя облики и формы,
А так хотелось вместе вечность скоротать!
Какими не были бы штормы,
Меняя облики и формы,
Две половины мы и целым нам не стать!
Мне не дано того, что есть в тебе -
Самоотдачи, дара всепрощенья.
Ущербен я, как древо в ноябре,
И облетаю листьями в смущеньи.
И падают они к твоим ногам,
Истек период их полураспада,
Какими не были бы штормы,
Меняя облики и формы,
А так хотелось вместе вечность скоротать!
Какими не были бы штормы,
Меняя облики и формы,
Две половины мы и целым нам не стать!
1999
Талант от Бога
В доперестроечные времена, в Московском Союзе композиторов, я был некоторое время председателем бюро комиссии массовых жанров. Боже мой, какое количество бездарностей и нахалов приносили нам свои "сочинения" для их последующей реализации со ссылкой на мнение Союза. И если из сотен песен находилась лишь одна, не лишенная дарования, мы единодушно ее поддерживали.
Однажды я получил довольно неожиданное письмо от народного артиста, известного композитора, профессора Московской Консерватории Анатолия Николаевича Александрова, музыканта безупречного вкуса и мастерства. В письме этом он просил прослушать на нашей комиссии какого-то художника, сочиняющего самодеятельные песни. Звали его Евгений Бачурин. Отказать мэтру было невозможно и пришлось назначать прослушивание.
Вошел молодой худощавый брюнет с гитарой. Наше бюро, состоящее из известных мастеров песенного жанра, уже приготовилось к очередной потере времени. Бачурин взял гитару и слегка хрипловатым, но приятным голосом запел (кажется, это была песня "Дерева"). Буквально через несколько тактов равнодушие и скука исчезли и мы внимательно, с интересом, дослушали песню до конца (а бывало, прерывали автора уже через несколько строчек). Очарование мелодии, оригинальность и красота гармоний, превосходные стихи нас просто покорили. И спето было очень хорошо, и сыграно на гитаре весьма профессионально.
Затем по нашей просьбе Евгений исполнил еще несколько своих песен. Мы были очарованы, а темпераментный Эдуард Колмановский предложил сразу же рекомендовать Бачурина в члены нашего Союза. Многие его поддержали.
- Дайте, пожалуйста, ноты, - попросили.
- А у меня нот нет.
- Тогда принесите завтра.
- А у меня вообще записанных песен нет.
Я не стану производить музыковедческий анализ произведений Бачурина, но замечу, что любая из его песен достойна профессионального анализа, поскольку они при легкости восприятия, конструктивно, мелодически и ритмо-гармонически весьма необычны, новаторски и заслуживают внимания музыковедов.
К сожалению, в Союз композиторов Евгений Бачурин так и не был принят.
Тексты популярных в наше время песен, будучи оторваны от мелодии, оказываются, как правило, малограмотной чепухой, пошлятиной. Песенные же тексты Бачурина можно печатать без музыки как стихи. И они покажутся прекрасными, а уж с музыкой!..
Я присутствовал на нескольких авторских концертах Евгения. Народ у нас, скажем прямо, не особо сентиментальный. Но частенько после какой-либо песни я видел слезы на глазах у слушателей - то ли от созданного песней настроения, то ли это было слезами радости от настоящего высокого Искусства.
Мы слышим его фамилию реже, чем смертельно надоевших, бездарных эстрадных и телевизионных "звезд". Это потому, что одно из характерных черт его является скромность, а покупать себе славу он считает для себя постыдным. У него своя, преданная ему аудитория разного возраста. И песни, которые он пишет сейчас, не потеряли своего обаяния, только стали чуть-чуть сложнее, ближе к жанру баллады, а мастерства еще прибавилось. Он в полной творческой форме. И признаться честно, слушая какую-нибудь его песню, иногда завидуешь:
- Ах, черт, почему же не я ее написал!
Никита Богословский, Народный артист СССР
Москва 4.09.2001
Гюльнара, спасибо за посещение данной темы,
очень рада, что наши вкусы во многом совпадают!
Олег Даль - один из самых любимых актеров!
Перед глазами все киноработы, восхищаюсь!
Искренне завидую, что Вам удалось пообщаться с ним.