🚻Генеалогическая карточка и досье на персону
Основные вехи жизни человека. (Информативная тема. Пояснения в помощь новичкам..)
frato ушел из жизни 29.07.2022
Донецкая обл. Сообщений: 1854 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1884 | Наверх ##
23 декабря 2009 21:39 Основные вехи жизни человека 1. рождение, крещение, усыновление; ПерепостМетрические книги ПерепостДети законные, от браков недействительных, внебрачные, узаконенные и усыновленные. ПерепостУсыновление Перепост2. место жительства ПерепостАдминистративно-территориальное деление России XV-нач. XX вв. ПерепостГородское общество XV - XVII вв. ПерепостМиграция населения по территории России XVI - начала XX вв. ПерепостСсылка политическая в России ПерепостХарактеристика архивных источников генеалогической информации о месте жительства. ПерепостРевизский учет населения ( 1718-1858 гг.), перепись населения. ПерепостРевизская сказка ПерепостПереписные листы первой всеобщей переписи населения 1897 г. ПерепостДокументы административного учета населения XVIII - начала XX в. ПерепостДокументы полицейского учета конца XVII - начала XX вв. ПерепостДокументы полицейского учета иностранцев. ПерепостДокументы церковного учета. ПерепостИсповедная ведомость ПерепостДокументы надзора и сыска. ПерепостДокументы о переселении населения середины XIX - начала XX вв. Перепост3. брак, развод ПерепостОсновные положения брачного законодательства. ПерепостУсловия законности и действительности брака ПерепостЗаконные препятствия к браку. ПерепостСЛОВАРЬ НАИМЕНОВАНИЙ И ПОНЯТИЙ КРОВНОГО И ДУХОВНОГО РОДСТВА И СВОЙСТВА ПерепостИноверие ПерепостОсобые случаи. ПерепостБраковенчание. ПерепостО браках незаконных и недействительных. ПерепостРазвод, прекращение брака ПерепостДокументы о браке и разводе. Перепост4. сословие, звание, чин, титул ПерепостОсновные положения о сословиях Российской империи ПерепостКрестьянство ПерепостМещанство ПерепостЦеховые (ремесленники) ПерепостКупечество ПерепостДуховенство ПерепостДворянство ПерепостПриобретение и подтверждение прав дворянства ПерепостПочетное гражданство ПерепостКазачество Перепост5. образование ПерепостНародное образование в России XVII-XVIII вв. ПерепостОрганы управления народным образованием в XIX в. ПерепостТипы учебных заведений, существовавших в России в сер.XIX - нач.XX вв. ПерепостДокументы об образовании, содержащие генеалогическую информацию. Перепост6. служба Перепост"Служилые люди" в XVI-XVII вв. в архивных источниках генеалогической информации этого периода. ПерепостГосударственная служба в России XVIII в. - нач. XX в. ПерепостПравительственные учреждения, осуществляющие надзор за гражданской службой. ПерепостАрхивные источники генеалогической информации о гражданской службе. ПерепостКлировые ведомости ПерепостПослужные списки чиновников ПерепостВоенная служба в XVII - нач. XX вв. ПерепостПорядок прохождения военной службы. ПерепостГосударственные учреждения, осуществляющие надзор за военной службой. ПерепостАрхивные источники генеалогической информации о военной службе. Перепост7. имуществоПерепостИмущественные документы Перепост8. смерть, погребениеПерепостАрхивные документы о смерти и погребении ПерепостУказатель документов в Алфавитном порядке [Справочник] https://forum.vgd.ru/24/39073/ | | Лайк (8) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7774 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13426 | Наверх ##
28 июля 2021 19:00 [q] Основные вехи жизни человека 6. служба[/q]
Государственная служба. "Служилые люди" в XVI-XVII вв. в архивных источниках генеалогической информации этого периода. Десятни - списки уездных "служилых людей" (дворян, детей боярских, казаков) Русского государства XVI-XVII вв. Составлялись во время их смотров (разборов), верстания, назначения и выдачи жалования. Десятни появились в середине XVI в. в связи с военной реформой Ивана IV. Составлялись а Разрядном приказе или Разряде, ведавшим "служилыми людьми", военным управлением, а также южными ("украинскими") городами. Разборные десятни составлялись во время смотров дворян и детей боярских с целью определить их способность к военной службе. В этих десятнях, кроме имен и окладов, заключаются сведения о физическом состоянии каждого лица, о вооружении его и "даточных людей", им поставляемых, о детях мужского пола, о количестве поместий и вотчин, сведения о прежней службе. Верстальные десятни составлялись при верстании "новиков" (подросших дворян и детей боярских, начиная с 15 лет), т.е. при назначении им поместных и денежных окладов. "Раздаточные десятни" составлялись при раздаче денежного и хлебного жалования и содержали перечень лиц, которым назначалось жалование. Существовали и "наградные десятни", заключающие в себе перечень лиц, получивших особые подарки по каким-то особым причинам, например, "за осадное сиденье". В делах Разрядного приказа содержались книги, относящиеся к служилому сословию: "Верстальные книги", содержащие именные списки "новиков" при их верстании с распределением на статьи, определявшимися большими ими меньшими окладами: "Разборные книги", содержащие именные списки ратных людей определенного города или уезда. Эти виды книг близки по содержанию к десятням; "Сборные ратных людей" - содержат списки людей, призванных на службу, или по уездным, или по отдельным населенным пунктам; как их разновидность существуют "сборные даточных солдат"; "Сборные книги работных людей" - представляют собой списки работников, собранных с определенной местности и высланных на какие-нибудь казенные работы. В них указывалось, с дворов каких помещиков они посланы на работы; "Сыскные книги нетчиков" - содержат именные списки "служилых людей", или совсем не явившихся на службу, или ушедших с нее раньше срока; "Описные книги" - составлялись при конфискации поместий за нетство (уклонение от службы); "Раздаточные книги" - составлялись при раздаче денежного, хлебного и соляного жалования "служилым людям", с указанием, сколько кому выдано и с расписками получателей. Государственная служба в России XVIII в. - нач. XX в. Гражданская (статская) служба XVIII - в. - нач. XX вЗаконодательные основы гражданской службы. Гражданская служба в России с начала XVIII в. регламентировалась специальным законодательством: "Генеральным регламентом" (издан 28 февраля 1720 г.), "Табелью о рангах" (введен Петром I 24 января 1722 г.), "Уставом о службе по определению от правительства", изданным при Николае I в 1832 г. ( с незначительными добавлениями сохранил свою силу до 1917 г. и был отменен декретом СНК в ноябре 1917 г). Генеральный регламент установил обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице-президента, членов коллегий, а также низшего персонала: секретаря, нотариуса, переводчика и др. В нем определялись функциональная деятельность коллегий и их взаимоотношения с Сенатом и местными органами власти. Генеральный регламент утратил свое значение с изданием Свода законов Российской империи в 1833 г. "Табель о рангах" - роспись всех чинов по гражданскому, военному, военно-морскому и придворному ведомствам. Все чины во всех ведомствах были подразделены на 14 рангов или классов. Низшим классом был 14, высшим - 1. Прохождение гражданской службы начиналось с низшего класса. Чины давались за выслугу лет и в качестве награды. Основные положения "Табели о рангах" были включены в "Устав о службе по определению от правительства", в котором подробно излагался порядок поступления и увольнения со службы, получения чинов и наград. Все лица, принимаемые на службу, распределялись на разряды в зависимости от сословного происхождения. Преимущественным правом на государственную службу обладали потомственные дворяне. Дворяне при приеме на службу относились к 1-му разряду. Сыновья личных дворян, дети священников, дьяконов, купцов 1-й гильдии - ко 2-му разряду. Дети придворных служащих и Департамента уделов имели право служить только в тех ведомствах, где служили их отцы. Сыновья ученых, художников, артистов, не имеющих чинов, уездных, приходских учителей и некоторых других категорий - к 3-му разряду. Лица, принятые на службу по 1-му разряду, получали первый классный чин через два года, 2-го разряда - через четыре года, 3-го - через восемь-десять лет. Запрещено было принимать на гражданскую службу иностранцев. Исключение устанавливалось для преподавателей учебных заведений, лиц, выдержавших экзамен, специалистов в горнозаводском, соляном и монетном деле. Не разрешалось принимать на государственную службу лиц податного состояния, детей купцов 2-й гильдии, личных почетных граждан и сыновей не служивших обер-офицерских детей, пользующихся по службе своих дедов званием потомственных почетных граждан. Из этого правила впоследствии были установлены исключения для отдельных родов службы (финансов, контроля, телеграфа и др.) и частью для отдельных местностей. Лица, окончившие высшие учебные заведения, а также средние учебные заведения с отличием, обладали правом поступления на государственную службу независимо от происхождения. Лица, имеющие дипломы, при поступлении на службу утверждались в том классном чине, на который им давала право ученая степень, звание или аттестат. Высшее образование давало право на утверждение в чинах от 14 до 8 класса. В 1876 г. в "Устав о службе" в связи с реформами 1860-1870 гг. были внесены добавления о предоставлении прав на гражданскую службу сыновьям офицеров, личных почетных граждан, получивших это звание по службе, коммерции советников, домашних учителей, канцелярских служащих, лекарских учеников, фельдшеров и других лиц, имеющих право по выслуге 20 лет получить классный чин. С 1870-х гг. на службу стали допускаться женщины, но с большими ограничениями. Разрешено было принимать их на должности воспитателей в учреждениях ведомства имп. Марии (на которые они принимались и ранее), в ведомства финансов, путей сообщения, почты и телеграфа по счетной и письменной части, к врачебным занятиям без права государственной службы. В 1914 г. в связи с 1-й мировой войной были расширены права женщин на занятие гражданских должностей (не выше 8 класса) в ряде ведомств. После образования в 1802 г. министерств был разработан порядок назначения на должности чиновников всех категорий центральных и местных учреждений. Министры и товарищи их назначались и увольнялись царем. Директора департаментов и канцелярий министерств назначались и увольнялись царем по представлению министров. Все чиновники департаментов и канцелярий министерств по должностям 5-го и 6-го классов назначались, перемещались и увольнялись министрами по представлению директоров департаментов. По должностям до 7-го класса включительно чиновники департаментов или канцелярий министерств назначались, перемещались и увольнялись директорами департаментов или министрами, в главных управлениях - главноуправляющими, а в губерниях - губернаторами или равными им лицами. Изменения по службе всех чиновников отражались в высочайших приказах по гражданскому ведомству и в приказах министров и главноуправляющих. Правительственные учреждения, осуществляющие надзор за гражданской службой. Общий надзор за гражданской службой в России осуществлялся специальными правительственными учреждениями. В 1722 г. при Сенате для упорядочения гражданской службы была создана Герольдмейстерская контора, в обязанности которой входило составление списков дворян, назначение, увольнение всех чиновников и производство их в чины. В 1800 г. контора была переименована в Герольдию, в 1848 г. - преобразована в Департамент герольдии. После учреждения в 1802 г. министерств права Герольдии по ведению гражданской службы были ограничены, за Герольдией осталось лишь назначение в губернские учреждения на должности ниже 6-го класса. С этой целью губернские правления каждые три года присылали в Герольдию списки всех губернских классных чиновников, желающих поступить на гражданскую службу. В ведении Департамента герольдии находились также дела о производстве в чины за выслугу лет чиновников до 9 класса, контроль за ведением формулярных списков всех чиновников. В 1836 г. контроль за службой всех гражданских чинов был возложен на 1 Отделение Собственной е.и.в. канцелярии. 5 сентября 1846 г. при I Отделении Собственной е.и.в. канцелярии был образован Инспекторский департамент гражданского ведомства, который контролировал вопросы определения и увольнения от службы всех классных чиновников, производства в чины за выслугу лет, определения на должности чиновников первых 6-ти классов, перемещения и увольнения с этих должностей, переименования военных чинов в гражданские. 6 июня 1858 г. Инспекторский департамент был упразднен и решение всех вопросов, касающихся службы, было передано в ведение министерств. Департамент герольдии контролировал поступления на гражданскую службу иностранцев, лиц, поступающих на службу в высшие учебные заведения из податного состояния, производство в чины всех чиновников за выслугу лет, составление списка лиц первых 4-х классов. Ведение формулярных списков возлагалось на ведомства, в которых чиновники находились на службе. В мае 1894 г. при Собственной е.и.в. канцелярии был образован Инспекторский отдел, в ведении которого были: подготовка указов царя о назначении и перемещении по службе чиновников первых 4-х классов, подготовка и издание общих приказов царя по гражданскому ведомству, осуществление контроля за чинопроизводством и наградам, издание ежегодного Адрес-календаря, в котором опубликовывались списки чиновников, занимавших должности с 1-го по 8-й класс в высших, центральных и местных учреждениях. Этот порядок организации гражданской службы сохранился в России до Февральской революции 1917 г. Во всех учреждениях (центральных и местных) существовали структурные части, ведавшие личным составом. Это были канцелярии, особые столы, секретарские части канцелярий, называвшиеся инспекторскими или делопроизводства. В них откладывались документы и личные дела чиновников.Архивные источники генеалогической информации о гражданской службе. При первоначальном определении на службу чиновники принимали присягу. Поступающий на службу подавал в канцелярию учреждения, где собирался служить, прошение о принятии на службу на имя царя, в котором указывались как правило, следующие данные: фамилия, имя, отчество, сословие, образование, место службы ( если он до этого где-то служил), чин, должность. К прошению полагалось подавать документы о рождении, сословном происхождении, образовании, а после введения в 1874 г. всесословной воинской повинности к прошению о принятии на службу прикладывалось свидетельство о приписке к призывному участку, в котором указывались следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, бракосочетание, степень родства, сословная принадлежность. Прошение об отставке или увольнении подавалось также на "высочайшее имя" в учреждение, в котором чиновник находился на службе. Оно содержало информацию: фамилия, имя, отчество, место жительства, сословная принадлежность, место службы, чин, должность, сведения о здоровье. На всех чиновников определенных классов и должностей заводились специальные документы о прохождении службы: формулярные (XVIII в. послужные) списки, а также личные дела. На служащих, которые не получали чинов и числились служащими по найму (переписчики, курьеры) формулярные списки и личные дела не заводились. В послужном списке чиновника, введенном указом Сената 15 марта 1798 г., содержались следующие графы: 1. Чин, имя, фамилия и должность им отправляемая и сколько от роду лет; 2. Из какого звания происходит; 3. Сколько имеет во владении мужского пола душ, людей и крестьян, в которых уездах и как имена селений; 4. Когда в службу поступил и во оной какими чинами, в каких должностях и где происходил, также не было ли каких отличных по службе деяний и не был ли особенно, кроме чинов, чем награжден и в какое время ( годы, месяцы, числа); 5. В походах против неприятеля и в самих сражениях был или нет и когда именно; 6. Не был ли в штрафах и под судом, и если был, то за что именно, когда и чем дело кончилось; 7. К продолжению штатской службы способен и к повышению чем достоин или нет и за что; 8. Не был ли в отставке с награждением чина или без оного и когда; 9. Женат ли, имеет ли детей, кого именно, каких лет и где они находятся. С 1815 г. в формулярные списки стали вносится сведения обо всех получаемых орденах и наградах, денежных подарках, пенсиях, арендах и землях. В 1827 г. была расширена 3-я графа, содержащая сведения об имениях. В ней указывалось, есть ли у родителей, самого чиновника, или его жены родовое или благоприобретенное имение и в какой губернии, а также имеются ли фабрики, заводы, ненаселенные земли (количество десятин), дома каменные или деревянные и в каком городе они находятся. В 1849 г. Инспекторским департаментом была разработана новая форма списка для лиц гражданского ведомства. В ней указывались: чин, имя, отчество, фамилия чиновника, его должность, возраст, вероисповедание, знаки отличия, получаемое содержание, происхождение, имущественное положение, образование, время вступления на службу и назначения на занимаемую должность, награды, участие в походах и сражениях, взыскания по службе, время на хождение в отпусках и отставке, семейное положение (на ком женат, кто дети и их возраст). В 1905 г. графа о семейном положении была дополнена сведениями о времени вступления чиновника в брак, датами рождения жены и детей, их вероисповедании и с кем дети проживают. Такая форма формулярного списка действовала до 1917 г. Формулярный список заполнялся на основании подлинных документов о рождении. происхождении, образовании и браке. До 1846 г. формулярные списки всех чиновников представлялись в Департамент Герольдии, с 1847 г. - в Инспекторский департамент. С 1858 г. ведение формулярных списков и их хранение было возложено на учреждения, в которых чиновники находились на службе. Формулярные списки высших чинов, занимавших должности первых 4-х классов, с мая 1894 г. присылались в Инспекторский отдел. За период деятельности Департамента герольдии и Собственной е.и.в. канцелярии, ведавших гражданской службой в России на протяжении двух с лишним веков, отложилось огромное количество различных формулярных списков, чинопроизводственных дел. В РГИА (ф.1349) хранится коллекция формулярных списков, содержащая документы чиновников высших и центральных учреждений России, чиновников губернских и уездных учреждений, лиц местного самоуправления, военных чинов, перешедших на гражданскую службу. Формулярные списки хранились в учреждениях, где проходили службу чиновники. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (4) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7774 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13426 | Наверх ##
28 июля 2021 19:10 Продолжение.
Клировые ведомости или списки лицам духовного ведомства по закону считались актами, удостоверявшими состояние лиц духовного звания. Впервые они были введены в 1769 г. под названием "именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания". Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, а также его родителей и жены. Клировые ведомости состояли из трех частей. В первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую часть включались послужные списки причта, в которых возраст указывался на основании метрических свидетельств. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи. В третьей части давались статистические данные по приходу.
Обычно велось 2 экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию.
Клировая ведомость (послужной список духовного лица) содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения, семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом.
Ценным генеалогическим источником являются личные дела чиновников, которые вела структурная часть учреждения, ведавшая личным составом. В XVIII в. и первой половине XIX в. личные дела оформлялись на одного и того же чиновника при всех служебных изменениях: назначении на должность, перемещении по службе, выдаче пособий, назначении пенсий и т.д. С 1858 г. стало вестись одно личное дело о службе чиновника с момента его назначения до выхода в отставку или смерти.
Личные дела, как правило, содержали прошение о приеме на службу, метрическую выпись, документ о происхождении, аттестат или диплом об образовании, свидетельство о вступлении в брак и другие документы, на основании которых составлялся полный формулярный (послужной) список. В ходе службы личные дела пополнялись краткими формулярными списками о представлении к чинам и наградам, иногда и полными формулярными списками в связи с назначением или избранием на новую должность, копиями указов или приказов царя, указов Сената, свидетельствами о пожаловании дворянства или почетного гражданства по чину или ордену, аттестатами о службе, прошениями об отпусках, пенсиях, пособиях, а со второй половины XIX в. - личными паспортами (в большинстве случаев заграничными), метрическими записями на детей, справками полицейских участков или градоначальников о благонадежности, свидетельствами о приписке к призывному пункту и другими документами.
Личные дела высших чинов, занимавших должности не ниже 4-го класса - министров, товарищей министров, главноуправляющих и других, хранились в ведомствах и кроме того, в Государственной канцелярии и канцеляриях департамента Сената, так как большинство из этих лиц являлось членами Государственного совета и сенаторами, или в Собственной е.и.в. канцелярии, через которую проходило представление их царю на утверждение.
Личные дела чиновников центральных и местных учреждений, утверждение которых на должности производилось министрами и главноуправляющими (председателей судебных и казенных палат, попечителей учебных округов, директоров гимназий и реальных училищ, фабричных инспекторов и др., хранились в центральных учреждениях. Личные дела чиновников местных учреждений, назначение которых производилось местными властями, хранились в тех учреждениях, где чиновники находились на службе.
В отдельных учреждениях, кроме личных дел на каждого чиновника, велись групповые личные дела (например, в Министерстве народного просвещения, которые заводились на лиц одного и того же служебного положения - профессоров, приват-доцентов и других по одному и тому же вопросу - о заграничных командировках, пенсиях, пособиях и т.д.). В этих делах хранятся формулярные списки, служебные характеристики, могущие содержать генеалогическую информацию.
К архивным источникам генеалогического характера о государственной службе XVIII в. следует отнести материалы переписи чиновников центральных и местных учреждений России, проводившейся в 1754-1756 гг. по указу императрицы Елизаветы Петровны. Основным документом была ведомость о высшем и среднем звене чиновников, чьи должности были перечислены в Табели о рангах. В ведомости следовало указывать точные данные о возрасте чиновников, образовании, начале службы и ее дальнейшем прохождении, окладах, количестве крестьян, наличии детей и их образовании и службе. Ведомости из центральных учреждений Петербурга и Москвы, а также из части губернских, провинциальных и воеводских канцелярий Европейской России начали поступать в Сенат и Герольдмейстерскую контору в 1754 г. К концу 1754 г. Герольдмейстерская контора получила сведения о чиновниках из ближайшей части учреждений и занялась сведением их в Генеральную ведомость, которая так и не была составлена.
В фонде Сената сохранились два тома документов, содержащих подлинные ведомости о чиновниках, присланные в Герольдмейстерскую контору центральными учреждениями - коллегиями, приказами, канцеляриями и их конторами (РГАДА, ф. Сената, кн. 8122, ч.II, III). В фонде Герольдмейстерской конторы (РГАДА) сохранились присланные в 1754-1756 гг. ведомости о чиновниках ряда губернских канцелярий: Архангельской, Астраханской, Лифляндской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Петербургской, Сибирской и Эстляндской, большинства провинциальных и уездных воеводских канцелярий, чиновников, командированных из центра на места для проведения ревизии сбора недоимок и т.д. Среди сохранившихся документов о переписи чиновников в 1754-1756 гг. к источникам генеалогического характера относятся: послужные списки чиновников или их сказки, ведомости учреждений о чиновниках.
Большинство ведомостей с послужными списками не имело строго установленной формы. Наиболее характерные графы ведомостей: "1. Кто имяны и кольких лет. 2. С которого году (в службе). 3. В какой службе служил и чинами происходил и в которые ныне состоит и когда и по каким указам жалованы. 4. Какое кому жалованье производитца и по каким указам. 5. Сколько мужеска полу детей и в колькие лета и в каких службах и учениях. 6. Сколько за кем мужеска полу душ и в которых уездах". В некоторых ведомостях на левой стороне указаны фамилия, имя, отчество, чин и должность чиновника, а на правой - текст его сказки.
К архивным источникам генеалогической информации относятся материалы аттестаций: а) аттестат (служебный) - содержал информацию: фамилия, имя, отчество, возраст, вероисповедание, семейное положение, степень родства ( не всегда), сословие, образование, место службы, должность; б) аттестационный лист (карточка) содержал информацию: фамилия, имя, отчество, вероисповедание, семейное положение, степень родства (не всегда), образование, место службы, чин, должность, владение землей, недвижимостью. Существовали различного рода аттестационные документы с примерно одинаковым информационным наполнением. Некоторые категории служащих учитывались в таких своеобразных документах, как врачебная карточка, которая содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения, вероисповедание, национальность, место жительства, семейное положение, степень родства, образование, место службы, чин, должность, владение землей и недвижимостью. Составлялись во врачебном отделении губернского правления на лиц, служивших врачами --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7774 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13426 | Наверх ##
28 июля 2021 19:18 Военная служба в XVII - нач. XX вв. Порядок прохождения военной службы.Прохождение военной службы со времени Петра I начиналось с рядового, затем осуществлялось производство в унтер-офицерские и обер-офицерские чины. Все военнослужащие разделялись на отбывающих рекрутскую повинность (лица из податных сословий), сдаточных, сданных в рекруты и вольноопределяющихся, или охотников. В период 1699-1705 гг. сложилась рекрутская система. Военная служба для солдат была пожизненной и постоянной. Служба дворян в 1732 г. была ограничена 25-летним сроком, с 1762 г. они были освобождены от воинской повинности. По Рекрутскому уставу 1831 г. воинскую повинность отбывали все крестьяне, мещане, солдатские дети. Срок службы солдат в 1793 г. был сокращен до 25 лет, в 1834 - до 20, после Крымской войны 1853-1856 гг. - до 12 лет, в 1874 - до 7 лет. С 1854 г. была введена "жеребьевка" (номер очереди призыва разыгрывался по жребию). Устав 1874 г. устанавливал призывной возраст в 21 год, определял общий срок службы в 15 лет, из них действительная служба - 6 (во флоте - 7) и в запасе 9 лет. В 1875 г. срок действительной военной службы был сокращен до 5 лет, в 1878 - до 4, в 1905 - до 3 лет. По уставу все военнослужащие могли достигнуть офицерских чинов. Разница в сословной принадлежности сказывалась лишь в порядке поступления на службу и сроках производства. Сразу в офицерском чине зачислялись на службу выпускники Пажеского и кадетского корпусов. В начале XIX в. существовал порядок, по которому дворяне производились в унтер-офицеры после 3-х месяцев службы рядовыми, а не дворяне - после 4 лет. С 1837 г. срок для производства в унтер-офицеры для вольноопределяющихся из не дворян снизили до 3-х лет(вместо 4-х). после этого дворяне производились в юнкера, а не дворяне из младших унтер-офицеров в старшие, потом в фельдфебели (в кавалерии - вахмистры). Производство осуществлялось по старшинству службы в зависимости от наличия вакансий, появлявшихся в полку или отдельном батальоне (в соответствии со штатом). Дворян принимали в унтер-офицерские должности без вакансий, сверх штата, не дворян - только на вакансии. В первый обер-офицерский чин (прапорщика, корнета) при открывшейся вакансии производили старшего из унтер-офицеров дворян, пробывшего в службе 3 года. С 1837 г. срок производства в обер-офицеры для дворян составлял 2 года службы в унтер-офицерском звании (вместо 3-х), а если такого не находилось, то старшего из обер-офицерских детей, пробывшего в унтер-офицерах 4 года, из церковнослужителей, подьячих и солдатских детей, пробывшего 8 лет, из рекрутов - 12 лет. Достижение офицерского чина для рекрута из сдаточных сказывалось на практике возможно лишь во время войны или на окраинах. Производство в следующие обер-офицерские и штаб-офицерские чины шло также по "линии", т.е. по старшинству и на вакансии. В 1838 г. правом поступления на службу вольноопределяющимся обладали личные дворяне, " обер-офицерские дети", дети купцов 1-й и 2-й гильдий, иностранцы свободного происхождения, дети пасторов и дети священнослужителей, окончившие духовную семинарию, и некоторые другие категории. В 1863 г. все выпускники университетов и гимназий независимо от сословной принадлежности получали право поступления на военную службу вольноопределяющимися сразу в унтер-офицерском звании, с производством в обер-офицеры: действительные студенты через 3 месяца, выпускники гимназий через 6 месяцев. Лица, не имевшие законченного среднего образования и обладавшие правами поступления на военную службу вольноопределяющимися, могли независимо от происхождения, сдать общеобразовательный экзамен и претендовать на производство в офицеры через год службы. С 1867 г. права поступления на службу вольноопределяющимися получили лица податных сословий. Закон 1874 г. делил вольноопределяющихся на 3 разряда: 1-й (лица с высшим образованием) отбывал воинскую повинность 3 месяца, 2-й (со средним) - 1 год, 3-й (с незаконченным средним и окончившие прогимназии и уездные училища) - 2 года. С 1886 г. вольноопределяющиеся делились на 2 разряда: 1-й - лица с законченным средним ( и выше) образованием служили 1 год; 2-й - с незаконченным средним образованием, а также выдержавшие экзамен по особой программе - служили 2 года. Поступать в вольноопределяющиеся разрешалось с 17 лет. Основным путем получения офицерского чина было окончание военного или юнкерского училища. С 1865 г. открылись юнкерские училища, принимавшие всех, кто имел права вольноопределяющегося. В военные училища принимались выпускники военных гимназий (с 1882 г. вновь преобразованные в кадетские корпуса) или - по экзамену - выпускники общеобразовательных средних учебных заведений. В кадетские корпуса принимались дети генералов, штаб- и обер- офицеров, военных врачей и священников, которые прослужили в военном ведомстве не менее 10 лет, а своекоштными - дети дворян и чиновников различных государственных учреждений. Поступление в военные училища осуществлялось на тех же условиях, но в артиллерийские и инженерные училища принимались лица всех сословий при наличии среднего образования. В 1866 г. были учреждены специальные военные училища, в которые могли поступать все лица, не принадлежавшие к податным сословиям. Из военных училищ выпускали в чине подпоручика (корнета). Государственные учреждения, осуществляющие надзор за военной службой. В начале XVIII в. комплектованием регулярной армии, формированием полков, заведованием комсоставом занимался Приказ военных дел (создан в 1701 г.). Рекрутскими наборами с 1705 г. руководил Поместный приказ, где были сосредоточены основные статистические источники того времени - переписные книги. После местной реформы 1708 г. комплектованием частей стали заниматься губернаторы, а составом регулярной армии стала заведовать Главная военная канцелярия (создана в 1711 г.). В 1722 г. регулярной армией управляла Военная коллегия. Рядовой состав армии комплектовался с 1705 г. с помощью рекрутских наборов с тяглых сословий, а офицеры - из дворян. Военно-морским флотом, созданным Петром I, управляли: Приказ адмиралтейских дел, Канцелярия адмиралтейства, Морской комиссариат. Затем их сменила Адмиралтейств-коллегия. Военная и Адмиралтейская коллегии сохранились до 1780 г. В каждой провинции существовала контора рекрутских дел, заведовавшая рекрутскими наборами. с 1728 г. рекрутскими наборами, комплектованием армии руководили воеводы и губернаторы, которые осуществляли свои функции через канцелярии. В последствии в губерниях были созданы губернские рекрутские присутствия, в 1831 г. - рекрутские комитеты. В уездах существовали уездные рекрутские присутствия (рекрутские комитеты). С сентября 1802 г. в России были образованы: Министерство Военно-сухопутных сил (сущ. до 1808 г.), с 1808 г. - Военное министерство; Министерство Военно-морских сил (до 1815 г.), с 1815 - Морское министерство. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (3) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7774 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13426 | Наверх ##
28 июля 2021 19:49 Архивные источники генеалогической информации о военной службе. Генеалогическая информация о лицах, имевших военное или военно-морское звание, содержится в той или иной степени почти во всех фондах Российского военно-исторического архива и Российского архива Военно-морского флота. Наиболее полную генеалогическую информацию за определенный период времени несет такой вид документа, как формулярный список. В делопроизводстве военного ведомства существуют названия: формулярный, послужной, кондуитный список. В XVII в. этот вид документа назывался офицерская скаска. Объем генеалогической информации в этих документах не всегда одинаков и не зависит от времени составления. Полный послужной список содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату рождения, возраст, место рождения, вероисповедание, семейное положение, наличие детей, сословие, образование, место службы, чин, должность, номер войскового подразделения, награды, владение недвижимостью, судимость, сведения о здоровье. Иногда составлялись краткие послужные списки, в которые вносились сведения не за весь период военной службы, а лишь за отдельный срок в связи с окончанием учебного заведения, перемещением по службе, производстве в чин и т.д. В РГВИА содержится несколько фондов-коллекций послужных списков личного состава за период с XVI по XIX вв. За XVIII-XIX вв. формулярные и послужные списки содержатся в фондах Военной коллегии. Это такие фонды как, например, Гусарское повытье канцелярии Военной коллегии, Гарнизонная экспедиция канцелярии Военной коллегии, Комиссарская экспедиция Военной коллегии и др. За этот же период формулярные и послужные списки можно найти в фондах департаментов и штабов: Департамента генерального штаба, Инженерной экспедиции и департамента, Инспекторского департамента, Главного штаба и подведомственных ему учреждений, штаба генерал-фельдцейхмейстера и т.д. Формулярные и кондуитные списки личного состава инженерных войск имеются в фонде Управления генерал-инспектора по инженерной части. Фонды различных войсковых соединений, армейских корпусов, армий, казачьих войск также содержат формулярные списки. За XIX в. - нач. XX в. этот вид документа можно найти в группе фондов, представляющих военно-учебные заведения - Главное управление военно-учебных заведений, Военно-топографическое училище, Николаевское кавалерийское училище, Михайловская артиллерийская академия и училище, а также в фондах медицинских учреждений: Медицинском департаменте, Военно-медицинской академии, Главном Военно-санитарном управлении. Рассматриваемый вид документа в делопроизводстве военно-морского ведомства тоже носил разные названия. Формуляр послужного списка в XVII - первой половине XIX в. был рукописным и не имел постоянной формы и названия. Это мог быть "послужной список", "формулярный список", "скаска", "скаска послужная", "аттестационный список", "список команды". Форма послужного списка также была различной: он мог быть составлен на одного человека или на весь состав воинской части в порядке старшинства в чине. С середины XIX в. формуляр послужного списка стал воспроизводиться типографским способом. В Российском государственном архива Военно-морского флота так же как и в РГВИА имеются фонды-коллекции, содержащие только послужные и формулярные списки. Кроме этого, послужные списки за XIX - нач. XX вв. содержатся в фондах Главного морского штаба в Военных канцеляриях по флоту, в флотских военных соединениях: бригадах, ротах, дивизиях и т.д. Можно их найти в фондах крепостей, портов, речных и морских флотилий, отдельных кораблей и маяков.  Следует также отметить, что послужные списки лиц как военного звания, так и военно-морского, могут находиться в фондах, содержащих личные, наградные, следственные дела и различную переписку. В военном делопроизводстве существует еще ряд видов документов, которые несут довольно существенную генеалогическую информацию. К ним относится аттестация. Здесь содержатся сведения: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, национальность (иногда), семейное положение, сословие, образование, место службы или учебы, чин, награды, судимость, оценка характера и способностей. В РГВИА аттестации можно найти в фондах ставки, управлений различными видами войск, Военно-санитарном управлении, а также в фондах военно-учебных заведений. В РГАВМФ существует фонд-коллекция аттестаций. Кроме этого, аттестации содержатся в фондах учреждений, заведовавших личным составом: исполнительной экспедиции, инспекторском департаменте, департаментах главного морского штаба и др. Значительную генеалогическую информацию содержат истории болезни или скорбные листы. По этим документам можно определить: фамилию, имя, отчество, возраст, место рождения, вероисповедание, семейное положение, сословное происхождение, место службы, чин, состояние здоровья. Найти этот вид документа можно в фондах медицинских учреждений военного и морского ведомств, в фондах госпиталей, медицинских инспекций и управлений. Именной список потерь нижних чинов содержал: фамилию, имя, отчество, вероисповедание, место жительства, семейное положение, чин, номер войсковой части. Эти списки составлялись в годы Первой мировой войны и хранятся в фондах губернских правлений.К архивным источникам генеалогической информации в военной службе относятся призывные списки, списки рекрутов, списки новобранцев, составлявшиеся городскими и волостными правлениями для лиц податных сословий, уездными и городскими присутствиями для других категорий населения. На основании метрических книг составлялись списки призывников в 2-х экземплярах: один для волостного правления или уездного по воинской повинности присутствия, другой - для консистории. Списки призывников для отбытия воинской повинности с 1876 г. предоставлялись в волостные правления и в присутствия по воинской повинности. Списки содержали следующие сведения: фамилию, имя, отчество, место и день рождения призывника, имя, отчество и прозвание отца или (у незаконнорожденных) матери. Сведениями из метрических книг по указу Синода проверялись с 1824 г. ревизские сказки.Роспись рекрутов содержала: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, семейное положение, степень родства, образование, сведения о здоровье. Документы о призывниках сохранились в фондах волостных правлений. Сведения о запасном ратнике указывали: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, семейное положение, степень родства, владение землей и недвижимостью и сохранились в фондах волостных правлений. Сведения о рекруте указывали: фамилию, имя, отчество, дату рождения, вероисповедание, национальность, семейное положение, степень родства, образование, нахождение под судом. Эти сведения сохранились в фондах волостных правлений. Жеребьевой список рекрутского участка мещанского сословия содержал: фамилию, имя, отчество, дату рождения, возраст, вероисповедание, семейное положение, степень родства, образование, нахождение под судом, сведения о здоровье. Эти списки хранятся в фондах городских управ, городских дум, мещанских старост. Списки новобранцев, поступивших в ... роту. Представлялись в инспекторский департамент Военного министерства. Содержали следующую генеалогическую информацию: фамилию, имя, отчество, место призыва новобранца, вероисповедание, владение грамотой, мастерством, род занятий до призыва; иногда имелись сведения о семейном положении. Заявление о приписке к призывному участку. Содержало следующую генеалогическую информацию: фамилию, имя, отчество, место жительства, семейное положение, сведения о бракосочетании, степени родства, сословие. Значительная доля генеалогической информации содержится в таких источниках, как свидетельство о выполнении воинской повинности: фамилия, имя, отчество, дата рождения, вероисповедание, семейное положение, сословие, номер войскового подразделения, награды; увольнительный билет при демобилизации: фамилия, имя, отчество, дата рождения, вероисповедание, место жительства, семейное положение, сословие, номер войскового подразделения, награды. Такого рода документы выдавались на руки после прохождения воинской службы и скорее всего откладывались в личных фондах. В местах казачьих поселений станичными правлениями велся учет казаков и составлялись документы, в которых можно почерпнуть значительную долю информации генеалогического характера. К такого рода архивным источникам относятся: 1. Ведомости о казаках, временно служащих в разных местах; 2. Приговоры поселковых и станичных сборов об освобождении казаков от военной службы, (об увольнении на льготу); 3. Именные списки казакам, призванным по мобилизации на службу, семейства которых нуждаются в пособии, именные списки убитым и раненым нижним чинам..., представленным к назначению пенсии и др.; 4. Свидетельства об увольнении в отпуск. В этих документах содержится информация: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, семейное положение, степень родства (дети, родители, другие родственники), сословие, нахождение под судом, место службы, чин, должность. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (5) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7774 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13426 | Наверх ##
28 июля 2021 20:06 [q] Основные вехи жизни человека 7. имущество[/q]
Имущество Имущественное положение граждан Российской империи находилось в прямой зависимости от их сословной принадлежности. Особенности имущественных отношений и наследного права различных сословий отражены в разделах I, II, IV, поэтому в данном разделе будут даны только краткие характеристики документальных источников. Имущественные документы в основном отложились в фондах тех учреждений, в обязанности которых входило фиксирование имущественного положения человека: имеющееся, приобретаемое, продаваемое, переходящее к другому лицу за долги, в качестве подарка и по наследству имущество. Для XVI-XVII вв. круг этих учреждений ограничивается приказами и местными органами управления. Так как четкого разделения функций между приказами не было, то рассмотрение одних и тех же вопросов находилось в компетенции разных приказов. Наиболее часто встречающимся документом этого периода была жалованная грамота. Среди жалованных грамот, оформлявших земельные отношения и права феодальной собственности можно назвать вотчинные, поместные льготные, заповедные обельные, несудимые. К грамотам, фиксировавшим имущественные отношения между феодалами, можно отнести: дельные, отдельные (на раздел имущества), вкладные и данные (на передачу имущества церкви). Жалованные грамоты торговому сословию касались вопросов разрешения вести торговлю и, в частности, заграничную, освобождая от повинностей и пошлин, предоставления привилегий при разбирательстве исков и т.д. Набор сведений генеалогического характера можно найти как подробные родословные, так и краткие сведения только о конкретном лице. Жалованным грамотам, как правило, предшествовали челобитные, целью которых являлось соискание определенных льгот или пожертвований. В челобитных особое внимание уделялось перечислению заслуг не только просителя, но и его родственников. В челобитных, как правило, указывались фамилия, имя, отчество, место жительства, степень родства, сословие, место службы, должность, сведения о том, находился проситель под судом или нет. В XVII-XX вв. вместо челобитных появляется и закрепляется другой массовый документ - прошение, в котором содержалась та же информация, что и в челобитных. При разделе земельного имущества составлялись раздельные грамоты. Поскольку обычно раздел происходил между родственниками, в этих грамотах, кроме подробных сведений о земельной собственности давались указания о том, между кем и на каком основании происходил раздел. С XVIII в. этот документ стал называться раздельная запись. Сложилось несколько вариантов раздельных записей, основными из которых стали полный и краткий. В полном варианте указывались: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, место службы, чин, сведения об имуществе; в кратком варианте содержались только фамилия, имя, отчество, место жительства и сословие. Раздел имущества фиксировался также в полюбовной записи, где, кроме подробных сведений об имуществе, указывались: фамилия, имя, отчество, семейное положение, степень родства. сословие, чин. В XIX-XX вв. широкое распространение во всех сословиях получил домашний акт на раздел имущества, где указывались: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, владение землей и недвижимостью. Особый интерес для характеристики имущественного положения граждан всех сословий представляет комплекс документов, связанный с фиксированием и исполнением последней воли человека - с завещанием. В приказной период этот документ назывался духовная запись, книги записи духовных завещаний, а позднее: домашнее духовное завещание, нотариальное духовное завещание. Набор сведений в этих документах, как правило, одинаков: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, место службы, владение землей и недвижимостью. Все вопросы, связанные с наследованием, документировались: заявлением о финансовых претензиях с приложением схемы наследования; расчетом о составе и ценности наследственного имущества; свидетельством об утверждении прав на наследство. Во всех этих документах, как правило, содержится следующая информация: фамилия, имя, отчество, бракосочетание, степень родства, сословие и имущественное положение. При решении наследственных прав через суд к уже перечисленным документам добавлялись: мнение наследников о разделе имущества и мнение суда, реестр оставшегося имущества.Судебно-межевые разбирательства в имущественных спорах проходили с привлечением межевых карт, планов и других материалов межеваний. В планах, межевых книгах, полевых журналах перечисляются в качестве владельцев члены семьи, указываются девичьи фамилии женщин-землевладелиц, если владельцы проживали в другом населенном пункте, то указывается их место жительства, а также чины, титулы, должности и звания. В имущественных отношениях заметную роль играла опека-надзор, устанавливаемый законом над лицом или его имуществом в следующих случаях: по малолетству владельца, по его несостоятельности, по безрассудству или сумасшествию. Основными документами в делах об опеке были опись имущества и отчет по опекунству, составлявшийся ежегодно до прекращения опеки. В этих документах содержатся сведения об умерших владельцах имущества, о его опекаемых наследниках (у малолетних обязательно указывается возраст), об опекуне и очень подробные сведения об имуществе и его оценке. В XIX в. большое место в имущественных отношениях граждан России стал занимать залог имущества. Под залог кредитными обществами и банками бралось имущество независимо от социального происхождения лица. Процедуру залога предваряло свидетельство нотариуса о благонадежности имения для залога, в котором указывались: фамилия, имя, отчество владельца, его семейное положение, родственники, сословие и имущественное положение. Затем следовало объявление о желании заложить имущество, деятельность оценочной комиссии и выявление доходов с имущества. Из документов, возникающих в процессе залога имущества, наибольший интерес представляют листы журнала правления кредитного общества и протокол заседания правления банка, где наряду с информацией о закладываемом имуществе, его характере, объеме, месторасположении дается подробная информация о лице и его родственных связях, особенно если это женщина. При покупке земли составлялись посемейно-имущественные списки крестьянина, которые содержали сведения о фамилии, имени, отчестве, возрасте, степени родства, сословии, владении землей и недвижимостью. Составлялись на крестьян при покупке ими земли через Крестьянский поземельный банк. Хранятся в фондах отделений Крестьянского поземельного банка. После реформы 1861 г. большое распространение получили укрепительные постановления, содержавшие следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства, степень родства, сословие, владение землей и недвижимостью. Эти документы составлялись земским начальником и закрепляли право собственности крестьянина на его надельную землю; сохранились в фондах участковых земских начальников. Последняя группа имущественных документов массового характера связана с налогами. Следует прежде всего отметить, что в них часто, но не всегда встречается генеалогическая информация, т. е. они составлялись в двух вариантах: подробном и кратком. В полном варианте уставной грамоты содержатся сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства, степень родства, сословие, имущественное положение, фамилия владельца, имена членов семьи, отпускаемого на волю. Из налоговых документов массового характера наиболее информативными являются окладные листы, в которых наряду с подробной характеристикой земельного владения указаны: фамилия, имя, отчество владельца, сословие, звание, имя и отчество жены (если владелец мужчина) и имена детей (если владелец имения женщина). --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (5) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7774 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13426 | Наверх ##
28 июля 2021 20:14 [q] Основные вехи жизни человека 8. смерть, погребение[/q]
Смерть, погребение Факты смерти граждан России регистрировались в III части метрических книг или в отдельных книгах у евреев и мусульман, а в полковых церквах эта обязанность была возложена на полковых священников. Кроме того, книги записи умерших велись в больницах, родильных приютах, госпиталях, детских приютах и воспитательных домах; в воинских частях велись обстоятельные списки потерь, а в случае кончины переселенца составлялся акт о смерти переселенца. Все перечисленные документы содержали следующую информацию: фамилию, имя, отчество, место жительства и место приписки, семейное положение, сведения о родственниках, сословие, возраст, место службы, чин, дату смерти, причину смерти, место погребения (не всегда). На основании перечисленных документов выдавались свидетельства о смерти, в которых указывались: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, сословие, степень родства и дата смерти. Без судебно-медицинского осмотра запрещалось предавать земле тела: умерших вскоре после ушибов, ран, падения с высоты; умерших скоропостижно; от употребления вредных паров, мазей; после криминального аборта; умерших от лечения шарлатанов; замерших, утонувших и т.п. Христианского погребения лишались самоубийцы, умершие от пьянства (что расценивалось как вольное самоубийство), убитые на разбое и поединке.Запрещалось хоронить мертвых прежде истечения трех суток, после удостоверения в смерти, если смерть произошла не от заразных болезней. Особое внимание проявлялось к мнимой смерти (после родов, обмороков, удушья при пожарах, сильного испуга и т.п.). Умерших от чумы, так же, как и от других заразных болезней: горячки, оспы, кори, скарлатины полагалось хоронить немедленно. Частные приставы вели книги выдачи свидетельств на погребение. В этих книгах кратко указывались: дата смерти, его фамилия, имя, отчество, возраст. сословие, место смерти, семейное положение и обязательно - место погребения. На кладбищах велись кладбищенские книги, но этот комплекс архивных документов плохо сохранился и очень невелик. В какой-то степени его могут дополнить оригинальные и подробные источники, хранящиеся в РГИА - сборники надписей с надгробных памятников. К данному разделу следует отнести и синодики - памяники - с пространными записями, где указывались имена, фамилии, прозвища, отчества, степени родства, обстоятельства смерти и т.д. Использование поминальных записей синодиков XVI-XVIII вв. требует специальной подготовки. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (8) |
|