Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
[q]
Темы раздела -
Указатель документов в Алфавитном порядке [Справочник] https://forum.vgd.ru/24/39073/
Генеалогическая карточка и досье на персону https://forum.vgd.ru/24/26805/
Особенности дореволюционного генеалогического поиска https://forum.vgd.ru/24/74292/
Персональные данные (ПД) о гос. служащих имперской России https://forum.vgd.ru/24/123254/
Сроки временного хранения документов архивного фонда РФ https://forum.vgd.ru/24/25667/
Сословные документы https://forum.vgd.ru/24/118345/
Генеалогия в Российской империи https://forum.vgd.ru/24/3730/
Белорусская генеалогия https://forum.vgd.ru/24/123267/
Виды генеалогических документов https://forum.vgd.ru/24/123356/
Поиск генеалогической информации по ПРИКАЗАМ (Русское государство XVI и XVII веков) https://forum.vgd.ru/24/3724/
Смена фамилии до 1917 года https://forum.vgd.ru/24/123854/
Усыновление до 1917 года и после 1917 https://forum.vgd.ru/24/123945/
АЛГОРИТМ поиска. Поиск по Сибири. https://forum.vgd.ru/24/108687/
АЛГОРИТМ поиска по Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/24/137577/
"Солдатское" сословие https://forum.vgd.ru/24/139644/
Гл. I. О браке между лицами Православного исповедания (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139646/
Гл. II. О браках Христиан не православного исповедания между (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139647/
Гл. III. О браках нехристиан между собою и с Христианами (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139650/
Гл. IV. О правах и обязанностях, от супружества возникающих (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139648/
Гл.I. О детях законных, незаконных, узаконенных и усыновленных https://forum.vgd.ru/24/139653/
Гл. II. О власти родительской https://forum.vgd.ru/24/139680/
Гл. III. О союзе родственном https://forum.vgd.ru/24/139683/
Гл. I. Об опеке и попечительстве над несовершеннолетними https://forum.vgd.ru/24/139684/
Гл. II. Об опеке над безумными, сумасшедшими, глухонемыми и немыми https://forum.vgd.ru/24/139685/
Детдомовцы https://forum.vgd.ru/24/170621/
[/q]

🚻Генеалогическая карточка и досье на персону

Основные вехи жизни человека. (Информативная тема. Пояснения в помощь новичкам..)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 
Модераторы: TatianaLGNN, Tomilina
frato
ушел из жизни 29.07.2022

Донецкая обл.
Сообщений: 1854
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1884
Основные вехи жизни человека


1. рождение, крещение, усыновление; Перепост
Метрические книги Перепост
Дети законные, от браков недействительных, внебрачные, узаконенные и усыновленные. Перепост
Усыновление Перепост

2. место жительства Перепост
Административно-территориальное деление России XV-нач. XX вв. Перепост
Городское общество XV - XVII вв. Перепост
Миграция населения по территории России XVI - начала XX вв. Перепост
Ссылка политическая в России Перепост
Характеристика архивных источников генеалогической информации о месте жительства. Перепост
Ревизский учет населения ( 1718-1858 гг.), перепись населения. Перепост
Ревизская сказка Перепост
Переписные листы первой всеобщей переписи населения 1897 г. Перепост
Документы административного учета населения XVIII - начала XX в. Перепост
Документы полицейского учета конца XVII - начала XX вв. Перепост
Документы полицейского учета иностранцев.Перепост
Документы церковного учета. Перепост
Исповедная ведомость Перепост
Документы надзора и сыска. Перепост
Документы о переселении населения середины XIX - начала XX вв. Перепост

3. брак, развод Перепост
Основные положения брачного законодательства. Перепост
Условия законности и действительности брака Перепост
Законные препятствия к браку. Перепост
СЛОВАРЬ НАИМЕНОВАНИЙ И ПОНЯТИЙ КРОВНОГО И ДУХОВНОГО РОДСТВА И СВОЙСТВА Перепост
Иноверие Перепост
Особые случаи.Перепост
Браковенчание. Перепост
О браках незаконных и недействительных. Перепост
Развод, прекращение брака Перепост
Документы о браке и разводе. Перепост

4. сословие, звание, чин, титул Перепост
Основные положения о сословиях Российской империи Перепост
Крестьянство Перепост
Мещанство Перепост
Цеховые (ремесленники) Перепост
Купечество Перепост
Духовенство Перепост
Дворянство Перепост
Приобретение и подтверждение прав дворянства Перепост
Почетное гражданство Перепост
Казачество Перепост

5. образование Перепост
Народное образование в России XVII-XVIII вв. Перепост
Органы управления народным образованием в XIX в. Перепост
Типы учебных заведений, существовавших в России в сер.XIX - нач.XX вв. Перепост
Документы об образовании, содержащие генеалогическую информацию. Перепост

6. служба Перепост
"Служилые люди" в XVI-XVII вв. в архивных источниках генеалогической информации этого периода. Перепост
Государственная служба в России XVIII в. - нач. XX в. Перепост
Правительственные учреждения, осуществляющие надзор за гражданской службой. Перепост
Архивные источники генеалогической информации о гражданской службе. Перепост
Клировые ведомости Перепост
Послужные списки чиновников Перепост
Военная служба в XVII - нач. XX вв. Перепост
Порядок прохождения военной службы. Перепост
Государственные учреждения, осуществляющие надзор за военной службой. Перепост
Архивные источники генеалогической информации о военной службе. Перепост

7. имуществоПерепост
Имущественные документы Перепост

8. смерть, погребениеПерепост
Архивные документы о смерти и погребении Перепост

Указатель документов в Алфавитном порядке [Справочник] https://forum.vgd.ru/24/39073/
Лайк (8)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7774
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13416
Документы об образовании, содержащие генеалогическую информацию.

Аттестат зрелости выдавался по окончании гимназии, училища, пансиона, содержал следующие сведения: фамилию, имя, отчество, сословную принадлежность, вероисповедание, дату рождения, дату поступления в учебное заведение, дату окончания, состав предметов, отметки. Состав информации мог быть и более сокращенным: имя, фамилия, отчество, происхождение, предметы курса, отметки, дата выдачи документа об образовании. Дубликаты этих документов сохранились в фондах учебных заведений.

Свидетельство (выпускное) документ, удостоверяющий факт прохождения полного курсов высшего учебного заведения, вручался всем выпускникам и являлся допуском к окончательным испытаниям для получения диплома и связанных с ним служебных и сословных прав. Содержал информацию: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, время обучения в учебном заведении, состав предметов и отметки, дата выдачи документа.

Свидетельство об окончании одного из классов гимназии (училища) имело следующий состав информации: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, дата рождения, время обучения в учебном заведении, состав предметов и отметки, место обучения до поступления в учебное заведение, дата выдачи документа.

Свидетельство об исключении из учебного заведения содержало следующие данные: фамилия, имя, имя и отчество родителя, сословная принадлежность, место проживания, возраст, дата поступления, сведения об успехах в учебе, мотивировка исключения, дата выдачи документа.

Диплом об образовании содержал следующую информацию: фамилия, имя, отчество, время обучения в учебном заведении, сословную принадлежность, вероисповедание (до 1917 г.), присвоенную квалификацию (специальность), дату выдачи диплома.

Кондуит ученика: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, дату поступления в учебное заведение, успехи в учебе, замечания, место проживания, сведения о материальном обеспечении (получает стипендию, живет на средства родителей). При переводе в другие учебные заведения выписка из кондуита пересылалась в эти учебные заведения и откладывалась в личном деле ученика. В 1902 г. выписки из кондуитов выдавались на руки при поступлении в высшие учебные заведения. В 1906 г. этот порядок был отменен.

Классный журнал содержал сведения об ученике, его родителях, месте жительства, отметки.

Прошения родителей (о допуске к испытаниям в гимназию (училище), о принятии детей на обучение за казенный счет, о переводе в другие учебные заведения и т.д.) содержали данные: фамилию, имя, отчество просителя, его социальный статус, домашний адрес, фамилию, имя ребенка, его возраст.

Прошения гимназистов (студентов) по разным вопросам (о переводе, о зачислении, об определении в казеннокоштные студенты, о восстановлении после исключения и т.д.) содержали информацию: фамилию, имя, отчество, сословную принадлежность, сведения о семье, место жительства и др.

Личное дело учащегося. При определении в учебное заведение на каждого воспитанника заводилось личное дело. В нем содержались документы: выписка из метрического свидетельства, прошения, выписка из домовой книги, документы об образовании, послужные (формулярные) списки родителей (иногда) и др.

Входное свидетельство получал молодой человек, став студентом. Оно возобновлялось каждое полугодие после внесения платы за обучение. Состав информации: фамилия, имя, отчество, дата рождения, факультет (курс), сословная принадлежность.

Удостоверение учащегося. Выдавались в учебных заведениях, содержали информацию: фамилия, имя, сословная принадлежность, вероисповедание, возраст, класс учебного заведения.

Списки. Составлялась масса разнообразных списков учащихся по классам (курсам), выпущенных из гимназии (училища) и т.д. В них содержалась информация: фамилия, имя, отчество, возраст, в ряде списков указывались фамилия, имя, отчество родителей, класс, курс.

Списки учеников, выпущенных из гимназии с правом получения классного чина. Составлялись с 1842 г., в них сообщалось: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, возраст, время окончания гимназии.

Списки бедных учеников. В них сообщались сведения об ученике, его родителях, возрасте ученика, вероисповедании, классе, успехах, поведении, времени поступления в гимназию, на чей счет содержится.

Именная ведомость (годичная) об учениках. Составлялась по отделениям, классам, курсам. В ней сообщались данные: имя, фамилия ученика, место жительства, имена, фамилии родителей, их звание, чин, возраст ученика, дата поступления в учебное заведение, сведения об успеваемости, куда поступили учиться, кто на какое содержание. Составлялись именные ведомости об учениках, окончивших курс по годам, месяцам.

Ведомости о выбывших из гимназий учениках до окончания курса. Содержали информацию: фамилия, имя ученика, сословная принадлежность, возраст, время выбытия из гимназии, по какой причине, сколько классов окончил. Начиная с 1837 г. в канцелярии учебных округов поступали еженедельно, с 1851 г. - полугодовые. До 1887 г. один экземпляр этой ведомости направлялся в Министерство народного просвещения.

Ведомости о выбывших из учебных заведений воспитанниках из дворян, подлежащих обязательной службе. На основании указа Сената (1852) воспитанники гимназий из дворян западных губерний обязаны были поступать на военную или гражданскую службу. Действовал этот указ до 1856 г. Состав информации: фамилия, имя, сословная принадлежность, вероисповедание, возраст, с какого курса убыл.

Ведомости о способностях, поведении и образе мыслей учеников, оканчивающих курс гимназий и намеренных поступать в университет. В них сообщались сведения: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность, время поступления в гимназию, место жительства. Кроме этого, требовалось сообщать об участии родственников в политических беспорядках, любимых занятиях и т.д.

Алфавитные списки студентов. До 60-х гг. XIX в. эти списки имели название "именные ведомости об учащихся". Составлялись в университетах, институтах, лицеях, присылались в учебные округа. В них содержались сведения о каждом студенте: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность, время поступления, место жительства, где получил подготовительное образование. С 1874 г. фамилии студентов размещались по алфавиту в пределах факультета и семестра. С 50-х гг. в ведомость была внесена графа о национальности студентов иностранного происхождения. В 80-е гг. в "Алфавитные списки" добавились данные: отметки о стипендиях, пособиях и освобождении от платы за учение.

Ведомости о поведении. С 1834 г. представлялись в канцелярию округа. В инструкции инспектору студентов (1835) эти ведомости получили название "Кондуитные списки". В них содержались сведения: фамилии, имена студентов, время пребывания в университете, их поведении, исполнении "обязанностей в посещении лекций и церкви". В 1850 г. в формуляре "Кондуитных списков" было уменьшено число граф, содержались данные: имена и фамилии студентов, их поведение.

Донесение о смерти ученика, поступающее в учебное заведение от родителей. Содержалась информация: фамилия, имя умершего ученика, дата смерти, сведения о родителях (фамилия, имя, место службы).

Циркуляры об исключении студентов и учеников из учебных заведений. В них сообщались фамилии, имена студентов, их сословная принадлежность, год рождения, причины увольнения.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (4)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7774
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13416
[q]
Основные вехи жизни человека
6. служба
[/q]

Государственная служба.

"Служилые люди" в XVI-XVII вв. в архивных источниках
генеалогической информации этого периода.


Десятни - списки уездных "служилых людей" (дворян, детей боярских, казаков) Русского государства XVI-XVII вв. Составлялись во время их смотров (разборов), верстания, назначения и выдачи жалования. Десятни появились в середине XVI в. в связи с военной реформой Ивана IV. Составлялись а Разрядном приказе или Разряде, ведавшим "служилыми людьми", военным управлением, а также южными ("украинскими") городами.

Разборные десятни составлялись во время смотров дворян и детей боярских с целью определить их способность к военной службе. В этих десятнях, кроме имен и окладов, заключаются сведения о физическом состоянии каждого лица, о вооружении его и "даточных людей", им поставляемых, о детях мужского пола, о количестве поместий и вотчин, сведения о прежней службе.

Верстальные десятни составлялись при верстании "новиков" (подросших дворян и детей боярских, начиная с 15 лет), т.е. при назначении им поместных и денежных окладов.

"Раздаточные десятни" составлялись при раздаче денежного и хлебного жалования и содержали перечень лиц, которым назначалось жалование. Существовали и "наградные десятни", заключающие в себе перечень лиц, получивших особые подарки по каким-то особым причинам, например, "за осадное сиденье".

В делах Разрядного приказа содержались книги, относящиеся к служилому сословию: "Верстальные книги", содержащие именные списки "новиков" при их верстании с распределением на статьи, определявшимися большими ими меньшими окладами: "Разборные книги", содержащие именные списки ратных людей определенного города или уезда. Эти виды книг близки по содержанию к десятням; "Сборные ратных людей" - содержат списки людей, призванных на службу, или по уездным, или по отдельным населенным пунктам; как их разновидность существуют "сборные даточных солдат"; "Сборные книги работных людей" - представляют собой списки работников, собранных с определенной местности и высланных на какие-нибудь казенные работы. В них указывалось, с дворов каких помещиков они посланы на работы; "Сыскные книги нетчиков" - содержат именные списки "служилых людей", или совсем не явившихся на службу, или ушедших с нее раньше срока; "Описные книги" - составлялись при конфискации поместий за нетство (уклонение от службы); "Раздаточные книги" - составлялись при раздаче денежного, хлебного и соляного жалования "служилым людям", с указанием, сколько кому выдано и с расписками получателей.

Государственная служба в России XVIII в. - нач. XX в.

Гражданская (статская) служба XVIII - в. - нач. XX в
Законодательные основы гражданской службы.

Гражданская служба в России с начала XVIII в. регламентировалась специальным законодательством: "Генеральным регламентом" (издан 28 февраля 1720 г.), "Табелью о рангах" (введен Петром I 24 января 1722 г.), "Уставом о службе по определению от правительства", изданным при Николае I в 1832 г. ( с незначительными добавлениями сохранил свою силу до 1917 г. и был отменен декретом СНК в ноябре 1917 г).

Генеральный регламент установил обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице-президента, членов коллегий, а также низшего персонала: секретаря, нотариуса, переводчика и др. В нем определялись функциональная деятельность коллегий и их взаимоотношения с Сенатом и местными органами власти. Генеральный регламент утратил свое значение с изданием Свода законов Российской империи в 1833 г.

"Табель о рангах" - роспись всех чинов по гражданскому, военному, военно-морскому и придворному ведомствам. Все чины во всех ведомствах были подразделены на 14 рангов или классов. Низшим классом был 14, высшим - 1. Прохождение гражданской службы начиналось с низшего класса. Чины давались за выслугу лет и в качестве награды.

Основные положения "Табели о рангах" были включены в "Устав о службе по определению от правительства", в котором подробно излагался порядок поступления и увольнения со службы, получения чинов и наград. Все лица, принимаемые на службу, распределялись на разряды в зависимости от сословного происхождения. Преимущественным правом на государственную службу обладали потомственные дворяне.

Дворяне при приеме на службу относились к 1-му разряду. Сыновья личных дворян, дети священников, дьяконов, купцов 1-й гильдии - ко 2-му разряду. Дети придворных служащих и Департамента уделов имели право служить только в тех ведомствах, где служили их отцы. Сыновья ученых, художников, артистов, не имеющих чинов, уездных, приходских учителей и некоторых других категорий - к 3-му разряду.

Лица, принятые на службу по 1-му разряду, получали первый классный чин через два года, 2-го разряда - через четыре года, 3-го - через восемь-десять лет. Запрещено было принимать на гражданскую службу иностранцев. Исключение устанавливалось для преподавателей учебных заведений, лиц, выдержавших экзамен, специалистов в горнозаводском, соляном и монетном деле. Не разрешалось принимать на государственную службу лиц податного состояния, детей купцов 2-й гильдии, личных почетных граждан и сыновей не служивших обер-офицерских детей, пользующихся по службе своих дедов званием потомственных почетных граждан.
Из этого правила впоследствии были установлены исключения для отдельных родов службы (финансов, контроля, телеграфа и др.) и частью для отдельных местностей. Лица, окончившие высшие учебные заведения, а также средние учебные заведения с отличием, обладали правом поступления на государственную службу независимо от происхождения. Лица, имеющие дипломы, при поступлении на службу утверждались в том классном чине, на который им давала право ученая степень, звание или аттестат. Высшее образование давало право на утверждение в чинах от 14 до 8 класса.

В 1876 г. в "Устав о службе" в связи с реформами 1860-1870 гг. были внесены добавления о предоставлении прав на гражданскую службу сыновьям офицеров, личных почетных граждан, получивших это звание по службе, коммерции советников, домашних учителей, канцелярских служащих, лекарских учеников, фельдшеров и других лиц, имеющих право по выслуге 20 лет получить классный чин.

С 1870-х гг. на службу стали допускаться женщины, но с большими ограничениями. Разрешено было принимать их на должности воспитателей в учреждениях ведомства имп. Марии (на которые они принимались и ранее), в ведомства финансов, путей сообщения, почты и телеграфа по счетной и письменной части, к врачебным занятиям без права государственной службы. В 1914 г. в связи с 1-й мировой войной были расширены права женщин на занятие гражданских должностей (не выше 8 класса) в ряде ведомств.

После образования в 1802 г. министерств был разработан порядок назначения на должности чиновников всех категорий центральных и местных учреждений. Министры и товарищи их назначались и увольнялись царем. Директора департаментов и канцелярий министерств назначались и увольнялись царем по представлению министров. Все чиновники департаментов и канцелярий министерств по должностям 5-го и 6-го классов назначались, перемещались и увольнялись министрами по представлению директоров департаментов. По должностям до 7-го класса включительно чиновники департаментов или канцелярий министерств назначались, перемещались и увольнялись директорами департаментов или министрами, в главных управлениях - главноуправляющими, а в губерниях - губернаторами или равными им лицами. Изменения по службе всех чиновников отражались в высочайших приказах по гражданскому ведомству и в приказах министров и главноуправляющих.

Правительственные учреждения, осуществляющие надзор за гражданской службой.

Общий надзор за гражданской службой в России осуществлялся специальными правительственными учреждениями. В 1722 г. при Сенате для упорядочения гражданской службы была создана Герольдмейстерская контора, в обязанности которой входило составление списков дворян, назначение, увольнение всех чиновников и производство их в чины. В 1800 г. контора была переименована в Герольдию, в 1848 г. - преобразована в Департамент герольдии.

После учреждения в 1802 г. министерств права Герольдии по ведению гражданской службы были ограничены, за Герольдией осталось лишь назначение в губернские учреждения на должности ниже 6-го класса. С этой целью губернские правления каждые три года присылали в Герольдию списки всех губернских классных чиновников, желающих поступить на гражданскую службу. В ведении Департамента герольдии находились также дела о производстве в чины за выслугу лет чиновников до 9 класса, контроль за ведением формулярных списков всех чиновников. В 1836 г. контроль за службой всех гражданских чинов был возложен на 1 Отделение Собственной е.и.в. канцелярии. 5 сентября 1846 г. при I Отделении Собственной е.и.в. канцелярии был образован Инспекторский департамент гражданского ведомства, который контролировал вопросы определения и увольнения от службы всех классных чиновников, производства в чины за выслугу лет, определения на должности чиновников первых 6-ти классов, перемещения и увольнения с этих должностей, переименования военных чинов в гражданские.

6 июня 1858 г. Инспекторский департамент был упразднен и решение всех вопросов, касающихся службы, было передано в ведение министерств. Департамент герольдии контролировал поступления на гражданскую службу иностранцев, лиц, поступающих на службу в высшие учебные заведения из податного состояния, производство в чины всех чиновников за выслугу лет, составление списка лиц первых 4-х классов. Ведение формулярных списков возлагалось на ведомства, в которых чиновники находились на службе.

В мае 1894 г. при Собственной е.и.в. канцелярии был образован Инспекторский отдел, в ведении которого были: подготовка указов царя о назначении и перемещении по службе чиновников первых 4-х классов, подготовка и издание общих приказов царя по гражданскому ведомству, осуществление контроля за чинопроизводством и наградам, издание ежегодного Адрес-календаря, в котором опубликовывались списки чиновников, занимавших должности с 1-го по 8-й класс в высших, центральных и местных учреждениях. Этот порядок организации гражданской службы сохранился в России до Февральской революции 1917 г.

i.gif Во всех учреждениях (центральных и местных) существовали структурные части, ведавшие личным составом. Это были канцелярии, особые столы, секретарские части канцелярий, называвшиеся инспекторскими или делопроизводства. В них откладывались документы и личные дела чиновников.

Архивные источники генеалогической информации о гражданской службе.


При первоначальном определении на службу чиновники принимали присягу. Поступающий на службу подавал в канцелярию учреждения, где собирался служить, прошение о принятии на службу на имя царя, в котором указывались как правило, следующие данные: фамилия, имя, отчество, сословие, образование, место службы ( если он до этого где-то служил), чин, должность. К прошению полагалось подавать документы о рождении, сословном происхождении, образовании, а после введения в 1874 г. всесословной воинской повинности к прошению о принятии на службу прикладывалось свидетельство о приписке к призывному участку, в котором указывались следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, бракосочетание, степень родства, сословная принадлежность.

Прошение об отставке или увольнении подавалось также на "высочайшее имя" в учреждение, в котором чиновник находился на службе. Оно содержало информацию: фамилия, имя, отчество, место жительства, сословная принадлежность, место службы, чин, должность, сведения о здоровье.

На всех чиновников определенных классов и должностей заводились специальные документы о прохождении службы: формулярные (XVIII в. послужные) списки, а также личные дела. На служащих, которые не получали чинов и числились служащими по найму (переписчики, курьеры) формулярные списки и личные дела не заводились.

В послужном списке чиновника, введенном указом Сената 15 марта 1798 г., содержались следующие графы:
1. Чин, имя, фамилия и должность им отправляемая и сколько от роду лет;
2. Из какого звания происходит;
3. Сколько имеет во владении мужского пола душ, людей и крестьян, в которых уездах и как имена селений;
4. Когда в службу поступил и во оной какими чинами, в каких должностях и где происходил, также не было ли каких отличных по службе деяний и не был ли особенно, кроме чинов, чем награжден и в какое время ( годы, месяцы, числа);
5. В походах против неприятеля и в самих сражениях был или нет и когда именно;
6. Не был ли в штрафах и под судом, и если был, то за что именно, когда и чем дело кончилось;
7. К продолжению штатской службы способен и к повышению чем достоин или нет и за что;
8. Не был ли в отставке с награждением чина или без оного и когда;
9. Женат ли, имеет ли детей, кого именно, каких лет и где они находятся.

С 1815 г. в формулярные списки стали вносится сведения обо всех получаемых орденах и наградах, денежных подарках, пенсиях, арендах и землях.
В 1827 г. была расширена 3-я графа, содержащая сведения об имениях. В ней указывалось, есть ли у родителей, самого чиновника, или его жены родовое или благоприобретенное имение и в какой губернии, а также имеются ли фабрики, заводы, ненаселенные земли (количество десятин), дома каменные или деревянные и в каком городе они находятся.
В 1849 г. Инспекторским департаментом была разработана новая форма списка для лиц гражданского ведомства. В ней указывались: чин, имя, отчество, фамилия чиновника, его должность, возраст, вероисповедание, знаки отличия, получаемое содержание, происхождение, имущественное положение, образование, время вступления на службу и назначения на занимаемую должность, награды, участие в походах и сражениях, взыскания по службе, время на хождение в отпусках и отставке, семейное положение (на ком женат, кто дети и их возраст).
В 1905 г. графа о семейном положении была дополнена сведениями о времени вступления чиновника в брак, датами рождения жены и детей, их вероисповедании и с кем дети проживают. Такая форма формулярного списка действовала до 1917 г.
Формулярный список заполнялся на основании подлинных документов о рождении. происхождении, образовании и браке.

i.gif До 1846 г. формулярные списки всех чиновников представлялись в Департамент Герольдии, с 1847 г. - в Инспекторский департамент. С 1858 г. ведение формулярных списков и их хранение было возложено на учреждения, в которых чиновники находились на службе. Формулярные списки высших чинов, занимавших должности первых 4-х классов, с мая 1894 г. присылались в Инспекторский отдел.

За период деятельности Департамента герольдии и Собственной е.и.в. канцелярии, ведавших гражданской службой в России на протяжении двух с лишним веков, отложилось огромное количество различных формулярных списков, чинопроизводственных дел.

В РГИА (ф.1349) хранится коллекция формулярных списков, содержащая документы чиновников высших и центральных учреждений России, чиновников губернских и уездных учреждений, лиц местного самоуправления, военных чинов, перешедших на гражданскую службу. Формулярные списки хранились в учреждениях, где проходили службу чиновники.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (4)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7774
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13416
Продолжение.

Клировые ведомости или списки лицам духовного ведомства по закону считались актами, удостоверявшими состояние лиц духовного звания. Впервые они были введены в 1769 г. под названием "именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания". Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, а также его родителей и жены.
Клировые ведомости состояли из трех частей.
В первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни.
Во вторую часть включались послужные списки причта, в которых возраст указывался на основании метрических свидетельств. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи.
В третьей части давались статистические данные по приходу.

Обычно велось 2 экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию.

Клировая ведомость (послужной список духовного лица) содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения, семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом.

Ценным генеалогическим источником являются личные дела чиновников, которые вела структурная часть учреждения, ведавшая личным составом. В XVIII в. и первой половине XIX в. личные дела оформлялись на одного и того же чиновника при всех служебных изменениях: назначении на должность, перемещении по службе, выдаче пособий, назначении пенсий и т.д. С 1858 г. стало вестись одно личное дело о службе чиновника с момента его назначения до выхода в отставку или смерти.

Личные дела, как правило, содержали прошение о приеме на службу, метрическую выпись, документ о происхождении, аттестат или диплом об образовании, свидетельство о вступлении в брак и другие документы, на основании которых составлялся полный формулярный (послужной) список. В ходе службы личные дела пополнялись краткими формулярными списками о представлении к чинам и наградам, иногда и полными формулярными списками в связи с назначением или избранием на новую должность, копиями указов или приказов царя, указов Сената, свидетельствами о пожаловании дворянства или почетного гражданства по чину или ордену, аттестатами о службе, прошениями об отпусках, пенсиях, пособиях, а со второй половины XIX в. - личными паспортами (в большинстве случаев заграничными), метрическими записями на детей, справками полицейских участков или градоначальников о благонадежности, свидетельствами о приписке к призывному пункту и другими документами.

Личные дела высших чинов, занимавших должности не ниже 4-го класса - министров, товарищей министров, главноуправляющих и других, хранились в ведомствах и кроме того, в Государственной канцелярии и канцеляриях департамента Сената, так как большинство из этих лиц являлось членами Государственного совета и сенаторами, или в Собственной е.и.в. канцелярии, через которую проходило представление их царю на утверждение.

Личные дела чиновников центральных и местных учреждений, утверждение которых на должности производилось министрами и главноуправляющими (председателей судебных и казенных палат, попечителей учебных округов, директоров гимназий и реальных училищ, фабричных инспекторов и др., хранились в центральных учреждениях. Личные дела чиновников местных учреждений, назначение которых производилось местными властями, хранились в тех учреждениях, где чиновники находились на службе.

В отдельных учреждениях, кроме личных дел на каждого чиновника, велись групповые личные дела (например, в Министерстве народного просвещения, которые заводились на лиц одного и того же служебного положения - профессоров, приват-доцентов и других по одному и тому же вопросу - о заграничных командировках, пенсиях, пособиях и т.д.). В этих делах хранятся формулярные списки, служебные характеристики, могущие содержать генеалогическую информацию.

К архивным источникам генеалогического характера о государственной службе XVIII в. следует отнести материалы переписи чиновников центральных и местных учреждений России, проводившейся в 1754-1756 гг. по указу императрицы Елизаветы Петровны. Основным документом была ведомость о высшем и среднем звене чиновников, чьи должности были перечислены в Табели о рангах. В ведомости следовало указывать точные данные о возрасте чиновников, образовании, начале службы и ее дальнейшем прохождении, окладах, количестве крестьян, наличии детей и их образовании и службе. Ведомости из центральных учреждений Петербурга и Москвы, а также из части губернских, провинциальных и воеводских канцелярий Европейской России начали поступать в Сенат и Герольдмейстерскую контору в 1754 г. К концу 1754 г. Герольдмейстерская контора получила сведения о чиновниках из ближайшей части учреждений и занялась сведением их в Генеральную ведомость, которая так и не была составлена.

В фонде Сената сохранились два тома документов, содержащих подлинные ведомости о чиновниках, присланные в Герольдмейстерскую контору центральными учреждениями - коллегиями, приказами, канцеляриями и их конторами (РГАДА, ф. Сената, кн. 8122, ч.II, III).
В фонде Герольдмейстерской конторы (РГАДА) сохранились присланные в 1754-1756 гг. ведомости о чиновниках ряда губернских канцелярий: Архангельской, Астраханской, Лифляндской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Петербургской, Сибирской и Эстляндской, большинства провинциальных и уездных воеводских канцелярий, чиновников, командированных из центра на места для проведения ревизии сбора недоимок и т.д.
Среди сохранившихся документов о переписи чиновников в 1754-1756 гг. к источникам генеалогического характера относятся: послужные списки чиновников или их сказки, ведомости учреждений о чиновниках.

Большинство ведомостей с послужными списками не имело строго установленной формы. Наиболее характерные графы ведомостей: "1. Кто имяны и кольких лет. 2. С которого году (в службе). 3. В какой службе служил и чинами происходил и в которые ныне состоит и когда и по каким указам жалованы. 4. Какое кому жалованье производитца и по каким указам. 5. Сколько мужеска полу детей и в колькие лета и в каких службах и учениях. 6. Сколько за кем мужеска полу душ и в которых уездах".
В некоторых ведомостях на левой стороне указаны фамилия, имя, отчество, чин и должность чиновника, а на правой - текст его сказки.

К архивным источникам генеалогической информации относятся материалы аттестаций:
а) аттестат (служебный) - содержал информацию: фамилия, имя, отчество, возраст, вероисповедание, семейное положение, степень родства ( не всегда), сословие, образование, место службы, должность;
б) аттестационный лист (карточка) содержал информацию: фамилия, имя, отчество, вероисповедание, семейное положение, степень родства (не всегда), образование, место службы, чин, должность, владение землей, недвижимостью.
Существовали различного рода аттестационные документы с примерно одинаковым информационным наполнением.
Некоторые категории служащих учитывались в таких своеобразных документах, как врачебная карточка, которая содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения, вероисповедание, национальность, место жительства, семейное положение, степень родства, образование, место службы, чин, должность, владение землей и недвижимостью.
Составлялись во врачебном отделении губернского правления на лиц, служивших врачами
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7774
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13416
Военная служба в XVII - нач. XX вв.

Порядок прохождения военной службы.

Прохождение военной службы со времени Петра I начиналось с рядового, затем осуществлялось производство в унтер-офицерские и обер-офицерские чины. Все военнослужащие разделялись на отбывающих рекрутскую повинность (лица из податных сословий), сдаточных, сданных в рекруты и вольноопределяющихся, или охотников.

В период 1699-1705 гг. сложилась рекрутская система. Военная служба для солдат была пожизненной и постоянной. Служба дворян в 1732 г. была ограничена 25-летним сроком, с 1762 г. они были освобождены от воинской повинности. По Рекрутскому уставу 1831 г. воинскую повинность отбывали все крестьяне, мещане, солдатские дети. Срок службы солдат в 1793 г. был сокращен до 25 лет, в 1834 - до 20, после Крымской войны 1853-1856 гг. - до 12 лет, в 1874 - до 7 лет.

С 1854 г. была введена "жеребьевка" (номер очереди призыва разыгрывался по жребию). Устав 1874 г. устанавливал призывной возраст в 21 год, определял общий срок службы в 15 лет, из них действительная служба - 6 (во флоте - 7) и в запасе 9 лет. В 1875 г. срок действительной военной службы был сокращен до 5 лет, в 1878 - до 4, в 1905 - до 3 лет.

По уставу все военнослужащие могли достигнуть офицерских чинов. Разница в сословной принадлежности сказывалась лишь в порядке поступления на службу и сроках производства. Сразу в офицерском чине зачислялись на службу выпускники Пажеского и кадетского корпусов. В начале XIX в. существовал порядок, по которому дворяне производились в унтер-офицеры после 3-х месяцев службы рядовыми, а не дворяне - после 4 лет. С 1837 г. срок для производства в унтер-офицеры для вольноопределяющихся из не дворян снизили до 3-х лет(вместо 4-х). после этого дворяне производились в юнкера, а не дворяне из младших унтер-офицеров в старшие, потом в фельдфебели (в кавалерии - вахмистры).

Производство осуществлялось по старшинству службы в зависимости от наличия вакансий, появлявшихся в полку или отдельном батальоне (в соответствии со штатом). Дворян принимали в унтер-офицерские должности без вакансий, сверх штата, не дворян - только на вакансии. В первый обер-офицерский чин (прапорщика, корнета) при открывшейся вакансии производили старшего из унтер-офицеров дворян, пробывшего в службе 3 года. С 1837 г. срок производства в обер-офицеры для дворян составлял 2 года службы в унтер-офицерском звании (вместо 3-х), а если такого не находилось, то старшего из обер-офицерских детей, пробывшего в унтер-офицерах 4 года, из церковнослужителей, подьячих и солдатских детей, пробывшего 8 лет, из рекрутов - 12 лет. Достижение офицерского чина для рекрута из сдаточных сказывалось на практике возможно лишь во время войны или на окраинах. Производство в следующие обер-офицерские и штаб-офицерские чины шло также по "линии", т.е. по старшинству и на вакансии.

В 1838 г. правом поступления на службу вольноопределяющимся обладали личные дворяне, "обер-офицерские дети", дети купцов 1-й и 2-й гильдий, иностранцы свободного происхождения, дети пасторов и дети священнослужителей, окончившие духовную семинарию, и некоторые другие категории.

В 1863 г. все выпускники университетов и гимназий независимо от сословной принадлежности получали право поступления на военную службу вольноопределяющимися сразу в унтер-офицерском звании, с производством в обер-офицеры: действительные студенты через 3 месяца, выпускники гимназий через 6 месяцев. Лица, не имевшие законченного среднего образования и обладавшие правами поступления на военную службу вольноопределяющимися, могли независимо от происхождения, сдать общеобразовательный экзамен и претендовать на производство в офицеры через год службы.

С 1867 г. права поступления на службу вольноопределяющимися получили лица податных сословий. Закон 1874 г. делил вольноопределяющихся на 3 разряда: 1-й (лица с высшим образованием) отбывал воинскую повинность 3 месяца, 2-й (со средним) - 1 год, 3-й (с незаконченным средним и окончившие прогимназии и уездные училища) - 2 года. С 1886 г. вольноопределяющиеся делились на 2 разряда: 1-й - лица с законченным средним ( и выше) образованием служили 1 год; 2-й - с незаконченным средним образованием, а также выдержавшие экзамен по особой программе - служили 2 года. Поступать в вольноопределяющиеся разрешалось с 17 лет.

Основным путем получения офицерского чина было окончание военного или юнкерского училища. С 1865 г. открылись юнкерские училища, принимавшие всех, кто имел права вольноопределяющегося. В военные училища принимались выпускники военных гимназий (с 1882 г. вновь преобразованные в кадетские корпуса) или - по экзамену - выпускники общеобразовательных средних учебных заведений. В кадетские корпуса принимались дети генералов, штаб- и обер- офицеров, военных врачей и священников, которые прослужили в военном ведомстве не менее 10 лет, а своекоштными - дети дворян и чиновников различных государственных учреждений. Поступление в военные училища осуществлялось на тех же условиях, но в артиллерийские и инженерные училища принимались лица всех сословий при наличии среднего образования. В 1866 г. были учреждены специальные военные училища, в которые могли поступать все лица, не принадлежавшие к податным сословиям. Из военных училищ выпускали в чине подпоручика (корнета).

Государственные учреждения, осуществляющие надзор за военной службой.

В начале XVIII в. комплектованием регулярной армии, формированием полков, заведованием комсоставом занимался Приказ военных дел (создан в 1701 г.). Рекрутскими наборами с 1705 г. руководил Поместный приказ, где были сосредоточены основные статистические источники того времени - переписные книги. После местной реформы 1708 г. комплектованием частей стали заниматься губернаторы, а составом регулярной армии стала заведовать Главная военная канцелярия (создана в 1711 г.).
В 1722 г. регулярной армией управляла Военная коллегия. Рядовой состав армии комплектовался с 1705 г. с помощью рекрутских наборов с тяглых сословий, а офицеры - из дворян.

Военно-морским флотом, созданным Петром I, управляли: Приказ адмиралтейских дел, Канцелярия адмиралтейства, Морской комиссариат. Затем их сменила Адмиралтейств-коллегия. Военная и Адмиралтейская коллегии сохранились до 1780 г.

В каждой провинции существовала контора рекрутских дел, заведовавшая рекрутскими наборами. с 1728 г. рекрутскими наборами, комплектованием армии руководили воеводы и губернаторы, которые осуществляли свои функции через канцелярии. В последствии в губерниях были созданы губернские рекрутские присутствия, в 1831 г. - рекрутские комитеты. В уездах существовали уездные рекрутские присутствия (рекрутские комитеты).

С сентября 1802 г. в России были образованы:
Министерство Военно-сухопутных сил (сущ. до 1808 г.),
с 1808 г. - Военное министерство; Министерство Военно-морских сил (до 1815 г.),
с 1815 - Морское министерство.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (3)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7774
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13416
Архивные источники генеалогической информации о военной службе.

Генеалогическая информация о лицах, имевших военное или военно-морское звание, содержится в той или иной степени почти во всех фондах Российского военно-исторического архива и Российского архива Военно-морского флота.

Наиболее полную генеалогическую информацию за определенный период времени несет такой вид документа, как формулярный список. В делопроизводстве военного ведомства существуют названия: формулярный, послужной, кондуитный список. В XVII в. этот вид документа назывался офицерская скаска. Объем генеалогической информации в этих документах не всегда одинаков и не зависит от времени составления.

Полный послужной список содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату рождения, возраст, место рождения, вероисповедание, семейное положение, наличие детей, сословие, образование, место службы, чин, должность, номер войскового подразделения, награды, владение недвижимостью, судимость, сведения о здоровье. Иногда составлялись краткие послужные списки, в которые вносились сведения не за весь период военной службы, а лишь за отдельный срок в связи с окончанием учебного заведения, перемещением по службе, производстве в чин и т.д.
В РГВИА содержится несколько фондов-коллекций послужных списков личного состава за период с XVI по XIX вв.
За XVIII-XIX вв. формулярные и послужные списки содержатся в фондах Военной коллегии.
Это такие фонды как, например, Гусарское повытье канцелярии Военной коллегии, Гарнизонная экспедиция канцелярии Военной коллегии, Комиссарская экспедиция Военной коллегии и др.


За этот же период формулярные и послужные списки можно найти в фондах департаментов и штабов: Департамента генерального штаба, Инженерной экспедиции и департамента, Инспекторского департамента, Главного штаба и подведомственных ему учреждений, штаба генерал-фельдцейхмейстера и т.д. Формулярные и кондуитные списки личного состава инженерных войск имеются в фонде Управления генерал-инспектора по инженерной части.

Фонды различных войсковых соединений, армейских корпусов, армий, казачьих войск также содержат формулярные списки. За XIX в. - нач. XX в. этот вид документа можно найти в группе фондов, представляющих военно-учебные заведения - Главное управление военно-учебных заведений, Военно-топографическое училище, Николаевское кавалерийское училище, Михайловская артиллерийская академия и училище, а также в фондах медицинских учреждений: Медицинском департаменте, Военно-медицинской академии, Главном Военно-санитарном управлении.

Рассматриваемый вид документа в делопроизводстве военно-морского ведомства тоже носил разные названия. Формуляр послужного списка в XVII - первой половине XIX в. был рукописным и не имел постоянной формы и названия. Это мог быть "послужной список", "формулярный список", "скаска", "скаска послужная", "аттестационный список", "список команды". Форма послужного списка также была различной: он мог быть составлен на одного человека или на весь состав воинской части в порядке старшинства в чине. С середины XIX в. формуляр послужного списка стал воспроизводиться типографским способом.

В Российском государственном архива Военно-морского флота так же как и в РГВИА имеются фонды-коллекции, содержащие только послужные и формулярные списки. Кроме этого, послужные списки за XIX - нач. XX вв. содержатся в фондах Главного морского штаба в Военных канцеляриях по флоту, в флотских военных соединениях: бригадах, ротах, дивизиях и т.д. Можно их найти в фондах крепостей, портов, речных и морских флотилий, отдельных кораблей и маяков.

i.gif Следует также отметить, что послужные списки лиц как военного звания, так и военно-морского, могут находиться в фондах, содержащих личные, наградные, следственные дела и различную переписку.

В военном делопроизводстве существует еще ряд видов документов, которые несут довольно существенную генеалогическую информацию. К ним относится аттестация. Здесь содержатся сведения: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, национальность (иногда), семейное положение, сословие, образование, место службы или учебы, чин, награды, судимость, оценка характера и способностей.

В РГВИА аттестации можно найти в фондах ставки, управлений различными видами войск, Военно-санитарном управлении, а также в фондах военно-учебных заведений. В РГАВМФ существует фонд-коллекция аттестаций. Кроме этого, аттестации содержатся в фондах учреждений, заведовавших личным составом: исполнительной экспедиции, инспекторском департаменте, департаментах главного морского штаба и др.

Значительную генеалогическую информацию содержат истории болезни или скорбные листы. По этим документам можно определить: фамилию, имя, отчество, возраст, место рождения, вероисповедание, семейное положение, сословное происхождение, место службы, чин, состояние здоровья. Найти этот вид документа можно в фондах медицинских учреждений военного и морского ведомств, в фондах госпиталей, медицинских инспекций и управлений.

Именной список потерь нижних чинов содержал: фамилию, имя, отчество, вероисповедание, место жительства, семейное положение, чин, номер войсковой части. Эти списки составлялись в годы Первой мировой войны и хранятся в фондах губернских правлений.
К архивным источникам генеалогической информации в военной службе относятся призывные списки, списки рекрутов, списки новобранцев, составлявшиеся городскими и волостными правлениями для лиц податных сословий, уездными и городскими присутствиями для других категорий населения.
На основании метрических книг составлялись списки призывников в 2-х экземплярах: один для волостного правления или уездного по воинской повинности присутствия, другой - для консистории.

Списки призывников для отбытия воинской повинности с 1876 г. предоставлялись в волостные правления и в присутствия по воинской повинности. Списки содержали следующие сведения: фамилию, имя, отчество, место и день рождения призывника, имя, отчество и прозвание отца или (у незаконнорожденных) матери.
Сведениями из метрических книг по указу Синода проверялись с 1824 г. ревизские сказки.
Роспись рекрутов содержала: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, семейное положение, степень родства, образование, сведения о здоровье.
Документы о призывниках сохранились в фондах волостных правлений.
Сведения о запасном ратнике указывали: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, семейное положение, степень родства, владение землей и недвижимостью и сохранились в фондах волостных правлений.
Сведения о рекруте указывали: фамилию, имя, отчество, дату рождения, вероисповедание, национальность, семейное положение, степень родства, образование, нахождение под судом. Эти сведения сохранились в фондах волостных правлений.
Жеребьевой список рекрутского участка мещанского сословия содержал: фамилию, имя, отчество, дату рождения, возраст, вероисповедание, семейное положение, степень родства, образование, нахождение под судом, сведения о здоровье. Эти списки хранятся в фондах городских управ, городских дум, мещанских старост.
Списки новобранцев, поступивших в ... роту. Представлялись в инспекторский департамент Военного министерства. Содержали следующую генеалогическую информацию: фамилию, имя, отчество, место призыва новобранца, вероисповедание, владение грамотой, мастерством, род занятий до призыва; иногда имелись сведения о семейном положении.
Заявление о приписке к призывному участку. Содержало следующую генеалогическую информацию: фамилию, имя, отчество, место жительства, семейное положение, сведения о бракосочетании, степени родства, сословие.

Значительная доля генеалогической информации содержится в таких источниках, как свидетельство о выполнении воинской повинности: фамилия, имя, отчество, дата рождения, вероисповедание, семейное положение, сословие, номер войскового подразделения, награды; увольнительный билет при демобилизации: фамилия, имя, отчество, дата рождения, вероисповедание, место жительства, семейное положение, сословие, номер войскового подразделения, награды. Такого рода документы выдавались на руки после прохождения воинской службы и скорее всего откладывались в личных фондах.

В местах казачьих поселений станичными правлениями велся учет казаков и составлялись документы, в которых можно почерпнуть значительную долю информации генеалогического характера. К такого рода архивным источникам относятся:
1. Ведомости о казаках, временно служащих в разных местах;
2. Приговоры поселковых и станичных сборов об освобождении казаков от военной службы, (об увольнении на льготу);
3. Именные списки казакам, призванным по мобилизации на службу, семейства которых нуждаются в пособии, именные списки убитым и раненым нижним чинам..., представленным к назначению пенсии и др.;
4. Свидетельства об увольнении в отпуск.

В этих документах содержится информация: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, семейное положение, степень родства (дети, родители, другие родственники), сословие, нахождение под судом, место службы, чин, должность.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (5)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7774
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13416
[q]
Основные вехи жизни человека
7. имущество
[/q]

Имущество

Имущественное положение граждан Российской империи находилось в прямой зависимости от их сословной принадлежности. Особенности имущественных отношений и наследного права различных сословий отражены в разделах I, II, IV, поэтому в данном разделе будут даны только краткие характеристики документальных источников.

Имущественные документы в основном отложились в фондах тех учреждений, в обязанности которых входило фиксирование имущественного положения человека: имеющееся, приобретаемое, продаваемое, переходящее к другому лицу за долги, в качестве подарка и по наследству имущество.

Для XVI-XVII вв. круг этих учреждений ограничивается приказами и местными органами управления. Так как четкого разделения функций между приказами не было, то рассмотрение одних и тех же вопросов находилось в компетенции разных приказов. Наиболее часто встречающимся документом этого периода была жалованная грамота. Среди жалованных грамот, оформлявших земельные отношения и права феодальной собственности можно назвать вотчинные, поместные льготные, заповедные обельные, несудимые. К грамотам, фиксировавшим имущественные отношения между феодалами, можно отнести: дельные, отдельные (на раздел имущества), вкладные и данные (на передачу имущества церкви). Жалованные грамоты торговому сословию касались вопросов разрешения вести торговлю и, в частности, заграничную, освобождая от повинностей и пошлин, предоставления привилегий при разбирательстве исков и т.д.
Набор сведений генеалогического характера можно найти как подробные родословные, так и краткие сведения только о конкретном лице.

Жалованным грамотам, как правило, предшествовали челобитные, целью которых являлось соискание определенных льгот или пожертвований. В челобитных особое внимание уделялось перечислению заслуг не только просителя, но и его родственников. В челобитных, как правило, указывались фамилия, имя, отчество, место жительства, степень родства, сословие, место службы, должность, сведения о том, находился проситель под судом или нет. В XVII-XX вв. вместо челобитных появляется и закрепляется другой массовый документ - прошение, в котором содержалась та же информация, что и в челобитных.

При разделе земельного имущества составлялись раздельные грамоты. Поскольку обычно раздел происходил между родственниками, в этих грамотах, кроме подробных сведений о земельной собственности давались указания о том, между кем и на каком основании происходил раздел. С XVIII в. этот документ стал называться раздельная запись. Сложилось несколько вариантов раздельных записей, основными из которых стали полный и краткий. В полном варианте указывались: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, место службы, чин, сведения об имуществе; в кратком варианте содержались только фамилия, имя, отчество, место жительства и сословие. Раздел имущества фиксировался также в полюбовной записи, где, кроме подробных сведений об имуществе, указывались: фамилия, имя, отчество, семейное положение, степень родства. сословие, чин.

В XIX-XX вв. широкое распространение во всех сословиях получил домашний акт на раздел имущества, где указывались: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, владение землей и недвижимостью.
Особый интерес для характеристики имущественного положения граждан всех сословий представляет комплекс документов, связанный с фиксированием и исполнением последней воли человека - с завещанием. В приказной период этот документ назывался духовная запись, книги записи духовных завещаний, а позднее: домашнее духовное завещание, нотариальное духовное завещание. Набор сведений в этих документах, как правило, одинаков: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, место службы, владение землей и недвижимостью.

Все вопросы, связанные с наследованием, документировались: заявлением о финансовых претензиях с приложением схемы наследования; расчетом о составе и ценности наследственного имущества; свидетельством об утверждении прав на наследство. Во всех этих документах, как правило, содержится следующая информация: фамилия, имя, отчество, бракосочетание, степень родства, сословие и имущественное положение.
При решении наследственных прав через суд к уже перечисленным документам добавлялись: мнение наследников о разделе имущества и мнение суда, реестр оставшегося имущества.
Судебно-межевые разбирательства в имущественных спорах проходили с привлечением межевых карт, планов и других материалов межеваний.

В планах, межевых книгах, полевых журналах перечисляются в качестве владельцев члены семьи, указываются девичьи фамилии женщин-землевладелиц, если владельцы проживали в другом населенном пункте, то указывается их место жительства, а также чины, титулы, должности и звания.

В имущественных отношениях заметную роль играла опека-надзор, устанавливаемый законом над лицом или его имуществом в следующих случаях: по малолетству владельца, по его несостоятельности, по безрассудству или сумасшествию. Основными документами в делах об опеке были опись имущества и отчет по опекунству, составлявшийся ежегодно до прекращения опеки. В этих документах содержатся сведения об умерших владельцах имущества, о его опекаемых наследниках (у малолетних обязательно указывается возраст), об опекуне и очень подробные сведения об имуществе и его оценке.

В XIX в. большое место в имущественных отношениях граждан России стал занимать залог имущества. Под залог кредитными обществами и банками бралось имущество независимо от социального происхождения лица. Процедуру залога предваряло свидетельство нотариуса о благонадежности имения для залога, в котором указывались: фамилия, имя, отчество владельца, его семейное положение, родственники, сословие и имущественное положение. Затем следовало объявление о желании заложить имущество, деятельность оценочной комиссии и выявление доходов с имущества. Из документов, возникающих в процессе залога имущества, наибольший интерес представляют листы журнала правления кредитного общества и протокол заседания правления банка, где наряду с информацией о закладываемом имуществе, его характере, объеме, месторасположении дается подробная информация о лице и его родственных связях, особенно если это женщина.

При покупке земли составлялись посемейно-имущественные списки крестьянина, которые содержали сведения о фамилии, имени, отчестве, возрасте, степени родства, сословии, владении землей и недвижимостью.

Составлялись на крестьян при покупке ими земли через Крестьянский поземельный банк. Хранятся в фондах отделений Крестьянского поземельного банка.
После реформы 1861 г. большое распространение получили укрепительные постановления, содержавшие следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства, степень родства, сословие, владение землей и недвижимостью.
i.gif Эти документы составлялись земским начальником и закрепляли право собственности крестьянина на его надельную землю; сохранились в фондах участковых земских начальников.

Последняя группа имущественных документов массового характера связана с налогами. Следует прежде всего отметить, что в них часто, но не всегда встречается генеалогическая информация, т. е. они составлялись в двух вариантах: подробном и кратком. В полном варианте уставной грамоты содержатся сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства, степень родства, сословие, имущественное положение, фамилия владельца, имена членов семьи, отпускаемого на волю. Из налоговых документов массового характера наиболее информативными являются окладные листы, в которых наряду с подробной характеристикой земельного владения указаны: фамилия, имя, отчество владельца, сословие, звание, имя и отчество жены (если владелец мужчина) и имена детей (если владелец имения женщина).
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (5)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7774
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13416
[q]
Основные вехи жизни человека
8. смерть, погребение
[/q]


Смерть, погребение

Факты смерти граждан России регистрировались в III части метрических книг или в отдельных книгах у евреев и мусульман, а в полковых церквах эта обязанность была возложена на полковых священников. Кроме того, книги записи умерших велись в больницах, родильных приютах, госпиталях, детских приютах и воспитательных домах; в воинских частях велись обстоятельные списки потерь, а в случае кончины переселенца составлялся акт о смерти переселенца. Все перечисленные документы содержали следующую информацию: фамилию, имя, отчество, место жительства и место приписки, семейное положение, сведения о родственниках, сословие, возраст, место службы, чин, дату смерти, причину смерти, место погребения (не всегда). На основании перечисленных документов выдавались свидетельства о смерти, в которых указывались: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, сословие, степень родства и дата смерти.

Без судебно-медицинского осмотра запрещалось предавать земле тела: умерших вскоре после ушибов, ран, падения с высоты; умерших скоропостижно; от употребления вредных паров, мазей; после криминального аборта; умерших от лечения шарлатанов; замерших, утонувших и т.п.
Христианского погребения лишались самоубийцы, умершие от пьянства (что расценивалось как вольное самоубийство), убитые на разбое и поединке.
Запрещалось хоронить мертвых прежде истечения трех суток, после удостоверения в смерти, если смерть произошла не от заразных болезней. Особое внимание проявлялось к мнимой смерти (после родов, обмороков, удушья при пожарах, сильного испуга и т.п.).
Умерших от чумы, так же, как и от других заразных болезней: горячки, оспы, кори, скарлатины полагалось хоронить немедленно.

Частные приставы вели книги выдачи свидетельств на погребение.
В этих книгах кратко указывались: дата смерти, его фамилия, имя, отчество, возраст. сословие, место смерти, семейное положение и обязательно - место погребения.
На кладбищах велись кладбищенские книги, но этот комплекс архивных документов плохо сохранился и очень невелик.
В какой-то степени его могут дополнить оригинальные и подробные источники, хранящиеся в РГИА - сборники надписей с надгробных памятников.

К данному разделу следует отнести и синодики - памяники - с пространными записями, где указывались имена, фамилии, прозвища, отчества, степени родства, обстоятельства смерти и т.д. Использование поминальных записей синодиков XVI-XVIII вв. требует специальной подготовки.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (8)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 
Модераторы: TatianaLGNN, Tomilina
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Генеалогия: общие вопросы » 🚻Генеалогическая карточка и досье на персону [тема №26805]
Вверх ⇈