🚻Генеалогическая карточка и досье на персону
Основные вехи жизни человека. (Информативная тема. Пояснения в помощь новичкам..)
frato ушел из жизни 29.07.2022
Донецкая обл. Сообщений: 1855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1884 | Наверх ##
23 декабря 2009 21:39 Основные вехи жизни человека 1. рождение, крещение, усыновление; ПерепостМетрические книги ПерепостДети законные, от браков недействительных, внебрачные, узаконенные и усыновленные. ПерепостУсыновление Перепост2. место жительства ПерепостАдминистративно-территориальное деление России XV-нач. XX вв. ПерепостГородское общество XV - XVII вв. ПерепостМиграция населения по территории России XVI - начала XX вв. ПерепостСсылка политическая в России ПерепостХарактеристика архивных источников генеалогической информации о месте жительства. ПерепостРевизский учет населения ( 1718-1858 гг.), перепись населения. ПерепостРевизская сказка ПерепостПереписные листы первой всеобщей переписи населения 1897 г. ПерепостДокументы административного учета населения XVIII - начала XX в. ПерепостДокументы полицейского учета конца XVII - начала XX вв. ПерепостДокументы полицейского учета иностранцев. ПерепостДокументы церковного учета. ПерепостИсповедная ведомость ПерепостДокументы надзора и сыска. ПерепостДокументы о переселении населения середины XIX - начала XX вв. Перепост3. брак, развод ПерепостОсновные положения брачного законодательства. ПерепостУсловия законности и действительности брака ПерепостЗаконные препятствия к браку. ПерепостСЛОВАРЬ НАИМЕНОВАНИЙ И ПОНЯТИЙ КРОВНОГО И ДУХОВНОГО РОДСТВА И СВОЙСТВА ПерепостИноверие ПерепостОсобые случаи. ПерепостБраковенчание. ПерепостО браках незаконных и недействительных. ПерепостРазвод, прекращение брака ПерепостДокументы о браке и разводе. Перепост4. сословие, звание, чин, титул ПерепостОсновные положения о сословиях Российской империи ПерепостКрестьянство ПерепостМещанство ПерепостЦеховые (ремесленники) ПерепостКупечество ПерепостДуховенство ПерепостДворянство ПерепостПриобретение и подтверждение прав дворянства ПерепостПочетное гражданство ПерепостКазачество Перепост5. образование ПерепостНародное образование в России XVII-XVIII вв. ПерепостОрганы управления народным образованием в XIX в. ПерепостТипы учебных заведений, существовавших в России в сер.XIX - нач.XX вв. ПерепостДокументы об образовании, содержащие генеалогическую информацию. Перепост6. служба Перепост"Служилые люди" в XVI-XVII вв. в архивных источниках генеалогической информации этого периода. ПерепостГосударственная служба в России XVIII в. - нач. XX в. ПерепостПравительственные учреждения, осуществляющие надзор за гражданской службой. ПерепостАрхивные источники генеалогической информации о гражданской службе. ПерепостКлировые ведомости ПерепостПослужные списки чиновников ПерепостВоенная служба в XVII - нач. XX вв. ПерепостПорядок прохождения военной службы. ПерепостГосударственные учреждения, осуществляющие надзор за военной службой. ПерепостАрхивные источники генеалогической информации о военной службе. Перепост7. имуществоПерепостИмущественные документы Перепост8. смерть, погребениеПерепостАрхивные документы о смерти и погребении ПерепостУказатель документов в Алфавитном порядке [Справочник] https://forum.vgd.ru/24/39073/ | | Лайк (8) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 11:51 frato написал: [q] Основные вехи жизни человека 3. брак, развод[/q]
Брак и развод. Основные положения брачного законодательства.Брак, как нравственно-правовые отношения между мужчиной и женщиной, на протяжении веков складывался под влиянием прежде всего веры. Именно вера определяла особенности брачных отношений народов России. Для православных, составлявших основное население страны, брак являлся таинством, в котором жених и невеста перед священником и церковью давали добровольное обещание взаимной супружеской верности и получали благословение своего союза. Основой брачного права в России стала православная этика, отраженная в Кормчих книгах - сборниках церковных и светских законов, появившихся на Руси в XIII в. В XVIII - нач. XX вв. брачное законодательство находилось в ведении Св. Синода. Широкое распространение получила Синодальная Кормчая книга. Были изданы: в 1650 г. - Иосифовская, в 1653 г. - Никоновская, в 1787 г. - Екатерининская. Последнее издание Кормчей книги было осуществлено в 1816 г. После отделения церкви от государства записи актов гражданского состояния перестали быть функцией духовного ведомства, но более 10 лет бытовал обычай заключения как гражданских, так и церковных браков, о чем свидетельствуют сохранившиеся метрические книги. По законам Российской империи лица православного исповедания всех сословий могли вступать в брак как между собой, так и с иностранцем православного и всех других христианских исповеданий, а с 1905 г. ( Указ от 17 апреля 1905 г. " Об укреплении начал веротерпимости") старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с лицами инославного исповедания при вступлении в брак с православными. Для вступления в брак не требовалось разрешений от правительства, выхода из сословий и обществ, к которым принадлежали вступающие в брак, на обязательным было соблюдение всех установленных законов о браке. Брак считался законным и действительным в том лишь случае, если при его заключении, с одной стороны, выполнялись все условия его законности и действительности, а с другой - не нарушались предусмотренные законом препятствия к вступлению в брак. Брак православного лица с иноверным не признавался действительным до тех пор, пока не совершится в православной церкви православным священником (с 1900 г.). Если жених или невеста принадлежали к православному исповеданию везде, кроме Финляндии, требовалось, чтобы лица других исповеданий, вступающие с ними в брак, дали подписки о терпимости к вере супруга. В заключенных в Финляндии браках лиц разных христианских исповеданий венчание производилось в обеих церквах. Дети, рожденные в этих браках, воспитывались в той вере, к которой принадлежал их отец. Это правило относилось только к православным коренным жителям Финляндии; браки же военнослужащих православного исповедания, находящихся там по долгу службы, заключались на основании общих правил. При браках лиц православного исповедания с протестантами в Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях, требовалось свидетельство пастора. Вступая в брак с иностранками, чиновники-дипломаты должны были просить предварительного разрешения начальства и представлять подписку невесты с ее согласием на продажу своего имения, так как отсутствие такого согласия влекло отставку ее будущего мужа. Лицу православного исповедания не разрешалось вступать в брак с лицом нехристианского исповедания, но нехристианину после крещения не запрещалось оставаться в браке с некрещенной женой (или мужем), их брак оставался в силе и без утверждения его по правилам православной церкви. Особо следует сказать о браках раскольников между собой и с православными. После издания указа 1905 г. о веротерпимости слово "раскол" как обозначение особого вероучения потеряло право гражданства. В него входили: а) старообрядческие согласия, куда входили все последователи толков и согласий, которые принимали основные догматы православия, но признавали некоторых принятых им обрядов и богослужение проводили по старопечатным книгам; б) сектанство и в) последователи изуверских учений, принадлежность к которым наказуема уголовным порядком. Старообрядцы и сектанты с 1905 г. при заключении смешанных браков с православными были уравнены в правах с лицами инославного исповедания. Браки раскольников приобретали законную силу после внесения их в особые метрические книги. Раскольник, желающий, чтобы его брак был записан в метрическую книгу, должен был сообщить об этом письменно или устно в полицейское управление и волостное правление по месту своего постоянного жительства, с указанием имени, фамилии и сословия обоих супругов. Запись брака раскольников совершалась полицией, в обязанности которой входило ведение метрических книги о рождении, браке и смерти раскольников. Относительно браков, существовавших между раскольниками до 19 апреля 1874 г., соблюдались следующие правила: а) раскольники, записанные в сказках 10-й ревизии мужем и женою, признавались состоявшими в законном браке супругами до тех пор, пока действительность брака не будет опровергнута по суду, и б) брачные союзы, заключенные раскольниками после 10 народной переписи, записывались в метрические книги на точном основании общих правил о метрической записи браков раскольников. После указа 1905 г. полиция передала функции ведения метрических книг старообрядцев их духовным лицам. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 12:55 Условия законности и действительности брака Возраст.По Кормчей книге запрещалось вступать в брак лицам мужского пола ранее 15 лет, а женского - 12 лет от рождения (этот возраст назывался церковным совершеннолетием). По указу 1774 г. брачный возраст женщины был увеличен до 13 лет. В 1830 г. указом был определен возраст для мужчины - 18 лет, а для женщины - 16 лет. Исключение составляли жители Кавказа, для которых был оставлен возраст: для жениха - 15 лет и 13 лет для невесты. Епархиальным архиереям предоставлялось право в необходимых случаях разрешать браки по личному своему усмотрению, когда жениху или невесте не хватало не более полугода до узаконенного на этот случай совершеннолетия. Офицеры, состоявшие на действительной военной службе во всех без исключения регулярных войсках, военных управлениях, учреждениях и заведениях, могли вступать в брак не ранее 23-х лет. Вступившие ранее этого возраста увольнялись с действительной службы в запас, а брак оставался в силе. Ограничения в возрасте при вступлении в брак существовали для священнослужителей: диакон - 25 лет, иподиакон - 20 лет и пресвитер - 30 лет. Вступать в брак запрещалось лицу, имеющему более 80 лет от роду. По церковным законам наибольшим возрастом для вступления в брак считался возраст 60 лет, поэтому вступающим в брак после 60 лет для венчания требовалось разрешение архиерея. С 1860 г. большая разница в возрасте стала препятствием к браку. Взаимное согласие.Брак не мог быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц, поэтому родителям и опекунам запрещалось принуждать к вступлению в брак детей и опекаемых против их желания. Разрешение родителей или опекунов.Запрещалось вступать в брак без разрешения родителей, опекунов или попечителей. Но лица, достигшие гражданского совершеннолетия (21 год), могли вступать в брак без согласия родителей (и опекунов) в том случае, если последние, злоупотребляя своей властью, не заботились об их браке. Дети раскольников могли вступать в брак по обряду православной церкви и без разрешения родителей и опекунов, при условии присоединения к православной церкви с обязательством пребывать в православии и воспитывать в нем детей. Брак, совершенный без разрешения родителей или опекунов, незаконным не признавался и оставался в силе. Разрешение начальства.Лицам, состоявшим на военной и гражданской службе, запрещалось вступать в брак без разрешения их начальников, удостоверенного письменным свидетельством. Псаломщики и другие лица, состоявшие на службе по духовному ведомству, а также воспитанники духовных семинарий и училищ, окончившие курс или уволенные по разным причинам, до перехода из духовного ведомства в какое-либо иное, брали разрешение на вступление в брак у епархиального начальства. Однако браки, совершенные без разрешения начальства, не признавались незаконными и оставались в силе, а вступившие в брак наказывались строгим выговором с внесением его в послужной список. Законные препятствия к браку. Родство и свойство.Родство по брачному праву Российской империи подразделялось на 4 вида: родство кровное или плотское; родство духовное; родство по усыновлению и родство физическое (незаконное). Кровным родством называется связь двух или нескольких лиц (мужского и женского пола), образующаяся путем происхождения и рождения их от другого или от одного общего им всем родоначальника. Близость или отдаленность кровного родства определяется степенями; степенью называется связь одного лица с другим посредством рождения (Приложение). Таким образом счет степеней определялся числом рождений. С 1810 г. в кровном родстве брак запрещен в прямой и боковой линиях до 4-й степени родства включительно. Браки в кровном родстве по прямой линии вообще были запрещены, так как вступление в брак в пятой степени этого родства являлось уже немыслимым и незаконным по возрасту вступающих в брак. Духовным родством называется родство, возникающее при восприятии кем-либо крещенного после таинства крещения. Родство это (с 1810 г.) считалось препятствием к вступлению в брак лишь между восприемниками, с одной стороны, и воспринятыми и родителями последних, с другой. С 1837 г. официально было отменено духовное родство между восприемником и восприемницею. Св. Синод дал следующее толкование этого: духовное родство должно быть признаваемо лишь между родителями крещенного ребенка и воспринявшими его лицами одинакового с ним пола, поэтому браки в духовном родстве запрещались: а) между восприемником и матерью крестника и б) между восприемницей и отцом крестницы. Родство по усыновлению считалось препятствием к браку в следующих случаях: усыновителю с женой, дочерью и внучкой усыновленного, а усыновленному - с матерью, теткой, сестрой, женой, дочерью и внучкой усыновителя. С конца XIX в. усыновление совершалось только гражданским путем и понималось как родство гражданское (например, в вопросе о наследовании), а не церковное и препятствием не служило. Родство физическое (незаконное) происходило от внебрачных связей. Кормчая книга считала физическое родство препятствием к браку. В царствование Екатерины II Св. Синод сформулировал следующее правило: "дети, рожденные не от законной жены, которые будут известны, должны в браке почитаемы быть равно с законными детьми". Этим правилом руководствовались в последующий период. Священники при обнаружении такого родства между лицами, желающими сочетаться браком, консультировались с епархиальными архиереями и руководствовались их указаниями. Свойством называется родственная связь, возникающая через брак другого лица одного рода с другим лицом другого рода. Главным различием свойства и кровного родства является то, что в кровном родстве все родственники принадлежат к одной фамилии, к одному роду, в свойстве же путем брака сближаются, делаются "своими" лица двух или нескольких самостоятельных отдельных родов, имеющих каждый своего особого родоначальника, отсюда и название - свойство. Виды свойства обусловливаются числом отдельных родов, сближенных путем брака. Так, если через брак вступили в родственную связь лица двух родов, то свойство будет двухродное, если лица трех родов, то свойство будет трехродное и т.д. ( см. Приложение ). По указу Св. Синода 1810 г. в двухродном свойстве браки были запрещены до четвертой степени включительно. В трехродном родстве браки запрещались безусловно в первой степени. Архиереям было предписано не запрещать браки лиц, состоящих между собой в четвертой степени трехродного свойства и разрешать брак тех лиц, которые находятся между собой во второй и третьей степени трехродного свойства, по предписанию епархиальных архиереев.
          --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 13:06 СЛОВАРЬ НАИМЕНОВАНИЙ И ПОНЯТИЙ КРОВНОГО И ДУХОВНОГО РОДСТВА И СВОЙСТВА
          --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 13:24 Иноверие. Российским подданным православного и римско-католического исповедания браки с нехристианами, а протестанского - браки с язычниками были запрещены. Брачные союзы православных с нехристианами признавались незаконными и недействительными, но если неправославный супруг после вступления в брак принимал православие, то эти случаи рассматривались особо и разрешались духовным начальством на основании законов церкви. Прежний, не прекратившийся брак.Запрещалось вступать в новый брак во время существования прежнего. Количество предыдущих браков.Запрещалось вступать в четвертый брак. Вступление в третий брак мирянам не запрещалось, но священник своей властью налагал церковную епитимию. Третий брак запрещался псаломщикам. Особые случаи. Запрещалось вступать в брак с безумными и сумасшедшими (безумными считались лица, не имевшие здравого рассудка от рождения; сумасшедшими считали тех, безумие которых произошло от случайных причин). На основании церковных постановлений запрещались браки монашествующих и посвященных в иерейский или диаконский сан после его принятия. Лица, стремившиеся к священнослужительской степени, должны были сочетаться браком до совершения над ними рукоположения, а сочетавшиеся браком после совершения над ними рукоположения исключались из духовного звания. Не могли получить священнослужительскую степень и быть в списке священного чина второбрачные, женатые на вдове или на разведенной с мужем по причине ее супружеской неверности. Чтецам и певцам-церковнослужителям (а тем более соискателям священнослужительской степени) не разрешалось брать в жены иноверных. Происхождение невесты от родителей не духовного звания не являлось препятствием к браку. В православной церкви могли быть священнослужителями и неженатые, но они должны были быть старше 40 лет и вести безупречную жизнь. Вступать в новый брак запрещалось лицам, прежний брак которых был расторгнут судом по нарушению ими супружеской верности или по неспособности их к брачному сожитию. Нижним чинам, состоявшим на действительной обязательной службе, запрещалось вступать в брак. Им он был разрешен после ухода в запас или ухода в отставку. Не запрещались браки нижним чинам, находившимся на службе в отдаленных военных округах, вдовцам, имевших детей и унтер-офицерам, продолжавшим службу сверх обязательного срока. Запрещалось вступать в брак арестантам, содержащимся в исправительным арестантских отделениях; в течение курса обучения студентам духовных академий и университетов, питомцам ведомства Воспитательного дома до увольнения из него, за исключением сельских учителей, вступать в брак которым разрешалось после совершеннолетия с разрешения своего начальства. Об оглашении и обыске.Желающий вступить в брак должен предварительно сообщить приходскому священнику о своем имени, фамилии, состоянии (сословии) и чине, а также об имени, фамилии и состоянии (сословии) невесты. После получения этих сведений и испытания жениха и невесты в знании основных истин христианской веры, происходило оглашение, а если невеста принадлежала к другому приходу, то в ее приходской церкви оглашение также происходило. Смысл оглашения, т.е. опрос присутствовавших в церкви прихожан, состоял в выяснении препятствий к браку. Оглашение проводилось трижды. Все, кто имел сведения о препятствиях к браку, обязаны были дать знать об этом священнику не позже сделанного в церкви последнего из трех оглашений. Если жених или невеста принадлежали к другому христианскому вероисповеданию, то оглашение производилось в приходской иноверческой церкви и о результатах оглашения инославное духовное лицо сообщало официальным документом приходскому православному священнику. С 1900 г. это предбрачное свидетельство отменили. Если после оглашения никаких препятствий к браку не оказывалось, то священнослужители составляли брачный обыск с точным соблюдением его формы. Если препятствие к браку объявлялось во время венчания, то священник останавливал обряд и сообщал об этом местному архиерею, который, если не мог разрешить препятствия к браку, передавал их на рассмотрение Св. Синоду. Оглашение имело силу в течение двух месяцев после совершения последнего из трех оглашений, так что, если в этот период брак не совершен, то при сохранении желания вступить в брак, жених и невеста должны были пройти через повторное оглашение. Хотя епархиальный архиерей имел власть разрешить венчание и без повторения оглашений. Набор документов для вступающих в брак менялся: так, с 1906 г. не требовалось обязательного предоставления исповедного свидетельства. От разведенных требовалась копия указа Св. Синода о расторжении прежнего брака (с 1888 г.). Браковенчание. Местом совершения православного брака являлась церковь. Венчание вне церкви допускалось лишь с особого в каждом случае разрешения архиерея. Представление о браке, как о таинстве, предполагало обязательное участие в обряде священника. Именно приходских священник был законным совершителем брака. Венчание военнослужащих совершалось полковыми священниками. Венчать не имели права монашествующие (за исключением случаев бракосочетания во время морских плаваний). Бракосочетание совершалось в присутствии двух или трех свидетелей, диакона и церковнослужителей по правилам и обрядам православной церкви. Посаженные отец и мать играли определенную роль в браке, они выбирались из наиболее почетных родственников или знакомых четы вступающих в брак; при отсутствии у новобрачных родителей они благословляли их иконами перед отправлением их дома в церковь для венчания. Их сажали на самое почетное место в доме (отсюда и название - "посаженные"). Они имели право советовать и руководить семейными делами новобрачных. Обычай иметь при каждом браке посаженных отца и мать и для жениха, и для невесты очень древний и пришел в Россию из Византии, где посаженный отец назывался "отцом по духу". Венчание второбрачных совершалось по особому чину. Если один из вступающих в брак был первобрачным, то венчание совершалось также по чину первобрачных. Каждый брак венчался отдельно; венчание нескольких браков одновременно не разрешалось. Сразу же после венчания брак записывался в приходскую метрическую книгу. Священник собственноручно должен был сделать отметки в паспортах или других документах о том, с кем именно, когда и в какой церкви совершено венчание. По уставу церкви венчание полагалось совершать после литургии. Были ограничения во времени венчания: в церковные посты - с кануна Рождественского поста и во все дни праздника, т.е. с 14 ноября (старый стиль) до 6 января; от недели мясопустной до Фомина воскресенья; весь Петров пост, т.е. от первого воскресенья после Троицына дня до 26 июня; весь Успенский пост, т.е. с 1 по 15 августа; накануне однодневных постов среды и пятницы, т.е. по вторникам и четвергам; накануне воскресного дня и двунадесятых праздников, так как, на основании 90 прав. VI Вселенского собора, церковное празднование каждого дня начинается с вечера предшествующего дня. Не запрещалось, но не было принято совершать венчание накануне особо чтимых праздников: Покрова Пресвятыя Богородицы - 1 октября, Казанской Божией Матери - 22 октября, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа, Святого Иоанна Богослова - 26 сентября, святителя Николая Чудотворца - 9 мая; накануне храмовых и других чтимых местных приходских праздников, а также дней восшествия на престол царей и их коронования; накануне же тезоименитств и рождений членов царствующего дома венчания не запрещались. Обручение с XVIII в. проводилось одновременно с венчаниемО браках незаконных и недействительных. Законными и действительными не признавались: а) брачные союзы, совершенные по насилию или в сумасшествии одного или обоих новобрачных; б) брачные союзы лиц, состоящих в близком , т.е. в запрещенных церковными правилами степенях, кровном или духовном родстве или свойстве; в) брачные союзы лиц, состоящих в других супружеских союзах, законно не расторгнутых духовным начальством их вероисповедания; г) брачные союзы лиц, которым по расторжении брака запрещалось вступать в новый; д) брачные союзы лиц, не достигших возраста, определенного церковью для вступления в брак, или же имеющих от роду более 80 лет, или вступившие в четвертый брак; е) брачные союзы монашествующих, а также - посвященных уже в иерейский или диаконский сан, если они пребывают в этом сане; ж) брачные союзы лиц православного исповедания с нехристианами, если последние после вступления в брак не приняли крещение (с 1900 г.). Дела о законности и незаконности браков решали суды духовного ведомства. Если дела относились и к уголовному праву, и к церковному, то приговор уголовного суда предшествовал духовному. На вступивших в заведомо противозаконный брак не распространялась сила законов о давности. После признания незаконности и недействительности браков в метрических и обыскных книгах делались отметки об этом и об осуждении кого-либо из супругов на постоянное безбрачие. Духовные лица, совершавшие незаконные и недействительный браки, строго наказывались за это: их заключали в монастыри на срок от 3 до 6 месяцев и даже исключали из духовного звания. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 13:46 Развод, прекращение брака Церковь традиционно придерживалась взгляда на брак, как единобрачие. Таким образом с религиозной точки зрения не могло быть и вопроса о прекращении брака и о разводе. Исповедуя этот взгляд на брак, церковь, однако, не могла не считаться как с человеческими слабостями, так и со злой волей людей. По сложившемуся к XIX в. в России брачному законодательству брак прекращался со смертью одного из супругов и оставшийся в живых мог вступить при отсутствии препятствий в новый брак. Случаи, в которых происходило расторжение брака, можно разделить на 2 категории:а) если один из супругов приговаривался к наказанию, связанному с лишением всех сословных прав, то брак расторгался по просьбе другого супруга. Но брак считался прекратившимся лишь после согласия на его расторжение другого супруга и по решению епархиального суда о расторжении брака. В случае безвестного отсутствия в течение 5 лет (этот срок был установлен по закону) покинутый супруг мог подать просьбу о расторжении брака; б) дела о разводе по искам одной из сторон. Эти дела представляли собой случаи о расторжении браков по неспособности одного из супругов к брачной жизни и об оскорблении одним из супругов "чистоты брака прелюбодеянием". По искам о расторжении по неспособности браки расторгались не ранее трех лет, при этом должна была быть доказана добрачная физическая неспособность одного из супругов. По искам о расторжении браков по прелюбодеяниям доказательствами, подтверждавшими факты прелюбодеяний, признавались показания очевидцев-свидетелей, факты рождения детей вне законного союза, а также совокупность всех улик, устанавливавших наличие преступления. Браки православных с иноверцами по искам супругов расторгались только по решению епархиального суда и с утверждением Св. Синода. Дела о расторжении браков, совершенных по обрядам инославных исповеданий, в случаях присоединения впоследствии одного из супругов к православию, были подсудны духовному суду православной церкви (с 1887 г.). Документы о браке и разводе. Венечные памяти (знаменные грамоты) в брачно-семейном праве являлись разрешением для заключения брака. Выдавались они архиереями, соборными протопопами и церковными старостами на имя приходского священника на руки вступающих в брак и этим обстоятельством объясняется то, что они почти не откладывались в учрежденческих архивах и являются редким источником. При заключении браков взималось венечная пошлина, с целью учета которой в духовных правлениях велись специальные книги венечных пошлин. Существенным недостатком этого источника являлось отсутствие указаний на возраст новобрачных и даты совершения обряда. В остальном они могут восполнить лакуны метрических книг о браке. Свое существование венечные памяти и книги венечных сборов закончили с отменой Екатериной II венечных пошлин в 1765 г.Брачным обыском назывался письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления неродства вступающих в брак. Акты эти были введены в 1765 г. Их форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память или знамя - так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г. В конце XIX - начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название - предбрачные свидетельства. Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием "брачные документы". Однако в практике небольших приходских церквей нередко можно встретить брачные документы в обыскных книгах. В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись отдельно. Полный набор документов, прилагаемых к обыску был следующим: - прошение о вступлении в брак; - разрешение начальства (с подписью и печатью); - свидетельство или удостоверение о разрешении на вступление в брак жениху, выданное купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим сословиям; - паспорта, если жених или невеста были из другого прихода; - метрическое свидетельство о рождении; - свидетельство об исповеди и причастии; - свидетельство об оглашении с подписями причта и церковной печатью; - свидетельство о номере брака после вдовства или развода; - указ консистории о разрешении повенчать 3-й брак (с 1840 г.); - указ консистории о расторжении предыдущего брака и разрешении вступить в новый; - свидетельство о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому минул 21 год; - показание - обязательство для иноверцев при вступлении в брак с православными соблюдать законы Российской империи. Кроме перечисленных документов в каждом конкретном случае при заключении брака могли потребоваться и другие, поэтому в книгах брачных документов встречаются 1. свидетельства о смерти одного из супругов при вступлении во второй брак другого; 2. о принадлежности вступающих в брак к определенным сословиям; 3. об окончании учебных заведений и др. Записи о бракосочетавшихся включались во вторую часть метрических книг. Содержание записей зависело от исповедания. У православных запись о браке включала: имена жениха и невесты и родителей, возраст вступающих в брак, время совершения брака, кто его совершал, указывались также свидетели и поручители, которые по желанию могли подписать акт; у мусульман в записи указывались только имена супругов, родителей и свидетелей, время брака и условия договора между родителями. На основании записей в метрических книгах выдавались метрические свидетельства и выписи из метрических книг. Документы о разводе, содержащие генеалогическую информацию, немногочисленны, а набор документов в бракоразводных делах соответствовал каждому определенному случаю. Обязательными в них были:а) прошение о расторжении брака; б) метрическое свидетельство о браке; в) метрические свидетельства о рождении детей; г) решение духовного суда расторжении брака. После расторжения брака в метрических книгах, паспортах и других документах делались отметки об изменении семейного положения данного лица. Собственно бракоразводным документом являлось решение духовного суда (или протокол) о расторжении брака. В нем содержались следующие данные: фамилии, имена, отчества супругов, их сословие, должность, чин, сведения о детях (пол, возраст) место жительства. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 14:01 [q] Основные вехи жизни человека 4. сословие, звание, чин, титул[/q]
Сословие, звание, чин, титул Основные положения о сословиях Российской империиС создания Русского централизованного государства и вплоть до 1917 г. в России существовали сословия, границы между которыми, а также их права и обязанности законодательно определялись и регулировались правительством. Первоначально, в XVI-XVII вв. на Руси были сравнительно многочисленные сословные группы со слабо развитой корпоративной организацией и не очень четкими разграничениями между собою в правах. В дальнейшем, в ходе петровских реформ, а также в результате законодательной деятельности преемников Петра I, в особенности Екатерины II, произошла консолидация сословий, формирование сословно-корпоративных организаций и учреждений, стали более четкими межсословные перегородки. При этом специфику российского общества составляли более широкие, чем во многих других европейских странах, возможности перехода из одного сословия в другое, в том числе повышения сословного статуса через государственную службу, а также широкое включение в состав привилегированных сословий представителей вошедших в Россию народов. См. сообщение 1 разделаСм. сообщение 2 раздела После реформ 1860-х гг. сословные различия стали постепенно сглаживаться, а после Февральской революции 1917 г. вопрос об отмене сословий был поставлен в повестку дня и готовился Временным правительством. Всесословный характер будущей Российской республики должен был быть определен Учредительным собранием. Но еще в августе 1917 г. был подтвержден, вплоть до законодательного разрешения вопроса, прежний порядок внесения в метрические записи о рождении сведений о сословном происхождении. Официальное упразднение сословий осуществили большевики. Все сословия Российской империи делились на привилегированные и податные. Различия между ними заключались в правах на государственную службу и чинопроизводство, правах на участие в государственном управлении, правах на самоуправление, правах по суду и отбыванию наказания, правах на собственность и торгово-промышленную деятельность и, наконец, правах на получение образования. Сословное положение каждого российского подданного определялось его происхождением (по рождению), а также его служебным положением, образованием и родом занятий (имущественным положением), т.е. могло изменяться в зависимости от продвижения на государственной - военной или гражданской - службе, получения ордена за служебные и внеслужебные заслуги, окончания высшего учебного заведения, диплом которого давал права на переход в высшее сословие, и успешной торгово-промышленной деятельности. Для женщин повышение сословного статуса было возможно также путем брака с представителем более высокого сословия. Государство поощряло наследование профессий, что проявлялось в стремлении дать возможность получения специального образования за счет казны, в первую очередь детям специалистов данного профиля (горных инженеров, например). Так как жестких границ между сословиями не существовало, их представители могли переходить из одного сословия в другое: с помощью службы, награды, образования, успешного ведения какого-либо дела. Для крепостных крестьян, например, отдавать детей в учебные заведения означало свободное состояние для них в будущем. Функции по охране и удостоверению прав и привилегий всех сословий принадлежали исключительно Сенату. Он рассматривал дела о доказательстве сословных прав от дельных лиц и о переходе из одного состояния в другое. Особенно много дел отложилось в фонде Сената по охране прав дворянства. Он рассматривал доказательства и утверждал в правах на дворянское достоинство и на почетные титулы князей, графов и баронов, выдавал грамоты, дипломы и другие акты, удостоверявшие эти права, составлялись гербы и гербовники дворянских родов и городов; ведал делами о производстве за выслугу лет в гражданские чины до пятого класса включительно. С 1832 г. на Сенат было возложено причисление к почетному гражданству (личному и потомственному) и выдача соответствующих грамот и свидетельств.Сенат осуществлял также контроль за деятельностью дворянских депутатских собраний, городских, купеческих, мещанских и ремесленных обществ. Основные этапы истории российских сословий, способы определения принадлежности к ним и пути к "сопричислению", их права и обязанности целесообразно рассматривать в отдельности по каждому сословию. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (1) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 14:18 28 июля 2021 14:19 КРЕСТЬЯНСТВО Крестьянство, как в Московской Руси, так и в Российской империи, было низшим податным сословием, составлявшим подавляющее большинство населения. В 1721 г. различные группы зависимого населения были объединены в укрупненные категории - казенных (государственных), - дворцовых, - монастырских - помещичьих крестьян. При этом в категорию казенных попали бывшие черносошные, ясачные и т.п. крестьяне. Всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям. Дворцовые крестьяне находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 г. они образовали категорию так называемых удельных крестьян. Монастырские крестьяне после секуляризации образовали категорию так называемых экономических (поскольку до 1782 г. подчинялись Коллегии экономии). Не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью. В число владельческих (помещичьих) крестьян попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались- пашенные крестьяне, - барщинные и оброчные - дворовые; Переход из одной группы в другую зависел от воли владельца.Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Единственными гарантиями помещичьих крестьян от произвола владельцев было то, что закон охранял их жизнь (право телесного наказания принадлежало владельцу), с 1797 г. действовал закон о трехдневной барщине, формально не ограничивающий барщину 3 днями, но на практике, как правило, применявшийся. В I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п. Для государственных крестьян возможности были несколько большие: право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии). После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины. Признаками сословного неполноправия крестьян оставалась подушная подать, отмененная лишь в нач. XX в., подсудность их по мелким делам особому волостному суду, сохранившему, даже после отмены телесных наказаний по общему законодательству, розги в качестве меры наказания, а по ряду административных и судебных дел - земским начальникам. После того, как в 1906 г. крестьяне получили право свободного выхода из общины и право частной собственности на землю, их сословная обособленность уменьшилась.Важным документом, содержащим генеалогическую информацию являлись посемейные списки, которые составлялись на лиц податных сословий (крестьян и мещан). Велись они с 1858 г. казенными палатами и волостными правлениями. Особое значение приобрели в связи с новым уставом о воинской повинности от 1 января 1874 г. отменившим рекрутскую систему и предписывавшим составление призывных списков лиц податных сословий по посемейным спискам. С этого же времени ежегодно приходские священники сверяли крестьянские посемейные списки с метрическимим книгами, а с 1885 г. эта обязанность была возложена на волостных старшин и писарей, поэтому списки лиц мужского пола, которым исполнялось в очередном году 20 лет, со сведениями о составе их семей откладывались в волостном правлении. Описные книги удельных крестьян хранятся в РГИА. Ф. 515. Раз составленный посемейный список дополнялся новой информацией на протяжении многих лет, а когда внесение новых поправок становилось затруднительным, заводили новый. Поэтому в фондах волостных правлений можно найти 3-4 посемейных списка. Формуляр посемейного списка, отпечатанный типографским способом имел 11 граф. Он во многом похож на формуляр ревизской сказки 7-10 ревизий.- В графе 1 обозначался N семьи по порядку, - во 2-й - N семьи по последней ревизской сказке. - Графы 3-8 заполнялись сведениями о мужской части семьи. - Графа 3: прозвание (или фамилия), имя и отчество главы семьи и имена его сыновей, внуков, братьев с сыновьями, проживавших совместно. - Графы 4-6 показывали возраст мужчин (год, месяц и день рождения) - на 1 января текущего года. - В графу 7 вносились сведения о том, в каком году умер член семьи, имя и количество лет вновь родившегося. - Графа 8 указывала начало поступления на действительную службу, ее окончание, перечисление в запас и т.д. - Графа 9 указывала имена и отчества жен (кто муж) и имена дочерей. - Графа 10 указывала факты замужества и смерти женщин. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (4) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 14:30 Мещанство. Мещанство - основное городское податное сословие в Российской империи - берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы. Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие - с разрешения властей. Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии. Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.). В середине XIX в. мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. - от подушной подати. Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной. Запись в мещане была открыта для лиц - - обязанных избирать род жизни, - для государственных (после отмены крепостного права - для всех) крестьян,  но для последних - лишь при увольнении из общества и разрешения властей. Цеховые (ремесленники). Цехи как корпорации лиц, занимающихся одним и тем же ремеслом, были учреждены при Петре I. Впервые цеховая организация была установлена Инструкцией Главному магистрату и правилами о приписке в цехи. В дальнейшем права цеховых были уточнены и подтверждены Ремесленным и Городовым положениями при Екатерине II. Цеховым предоставлялось преимущественное право на занятие определенными видами ремесла и продажу своих изделий. Для занятий этими ремеслами лицами других сословий от них требовалась временная запись в цех с уплатой соответствующих сборов. Без записи в цех нельзя было открыть ремесленное заведение, держать работников и иметь вывеску.  Таким образом, все лица, записанные в цех, делились на временно и вечноцеховых. Для последних принадлежность к цеху означала в то же время и сословную принадлежность. Полные цеховые права имели лишь вечноцеховые. Пробыв от 3 до 5 лет в учениках, они могли записаться в подмастерья, а затем, после представления образца своей работы и одобрения его цеховой (ремесленной) управой - в мастера. Для этого они получали специальные свидетельства. Только мастера имели право открывать заведения с наемными рабочими и держать учеников. В отдельных ведомостях учитывались ремесленники-евреи. Ведомость о евреях, мастерах и ремесленниках содержала: фамилию, имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, владение землей и недвижимостью. Велись ведомости в ремесленных управах. Цеховые относились к числу податных сословий и подлежали подушной подати, рекрутской повинности и телесным наказаниям. Принадлежность к цеховым усваивалась при рождении и при записи в цех, а также передавалась мужем жене. Но дети цеховых, достигнув совершеннолетия, должны были записываться в ученики, подмастерья, мастера, а в противном случае они переходили в мещане. Цеховые имели свою корпоративную сословную организацию. Каждый цех имел свою управу (в малых городах с 1852 г. цехи могли объединяться с подчинением ремесленной управе). Цеховые избирали ремесленных голов, цеховых (или управных) старшин и их товарищей, подмастерских выборных и поверенных. Выборы должны были происходить ежегодно. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (6) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 14:56 КУПЕЧЕСТВО В Московской Руси из общей массы посадских людей выделялись купцы, делившиеся на гостей, купцов Гостиной и Суконной сотен в Москве и "лучших людей" в городах, причем гости составляли наиболее привилегированную верхушку купечества. Петр I, выделив купечество из общей массы горожан, ввел их разделение на гильдии и городское самоуправление. В 1724 г. были сформулированы принципы отнесения купцов к той или иной гильдии: " В 1-й гильдии знатные купцы, которые имеют большие торги и которые различными товары в рядах торгуют, городовые доктора, аптекари и лекари, судовые промышленники. Во 2-й гильдии которые мелочными товары и всякими харчевыми припасы торгуют, ремесленные всяких мастерств люди и прочие, сим подобные; прочие ж, а именно: все подлые люди, обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные, хотя и граждане суть и в гражданстве счислятися имеют, токмо между знатными и регулярными гражданами не числятся". Но окончательный вид гильдейское устройство купечества, как и органы городского самоуправления, приобрели при Екатерине II. 17 марта 1775 г. было установлено, что купцы, имеющие капитала более 500 руб., должны делиться на 3 гильдии и платить в казну по 1% с объявленного ими капитала, а от подушной подати быть свободными. 25 мая того же года было уточнено, что в третью гильдию должны быть записаны купцы, объявившие за собой капитала от 500 до 1000 руб., во вторую - от 1000 до 10000 руб., в первую более 10000 руб. При этом "объявление капиталов оставлено на добровольное показание на совесть каждому". Те, кто не мог объявить за собой капитала хотя бы в 500 руб., не имели права именоваться купцами и записываться в гильдии. В дальнейшем размеры гильдейского капитала увеличивались. В 1785 г. для 3-й гильдии был установлен капитал от 1 до 5 тыс. руб., для 2-й - от 5 до 10 тыс. руб., для 1-й - от 10 до 50 тыс руб., в 1794 г., соответственно, от 2 до 8 тыс. руб., от 8 до 16 тыс руб. и от 16 до 50 тыс руб., в 1807 г. - от 8 до 10 тыс руб., от 20 до 50 тыс. и более 50 тыс. руб. Грамота на права и выгоды городам Российской империи подтверждала, что "кто объявит более капитала, тому дается место пред тем, кто объявит менее капитала". Другим, еще более действенным средством побуждать купцов к объявлению капитала в больших размерах (в пределах гильдейской нормы) было положение, что в казенных подрядах "доверие" сказывается по мере объявленного капитала. В зависимости от гильдии, купцы пользовались различными привилегиями и имели различные права на производство торговли и промыслов. Все купцы могли вместо рекрутского набора платить соответствующие деньги. Купцы первых двух гильдий освобождались от телесного наказания. Купцы 1-й гильдии имели право на внешнюю и внутреннюю торговлю, 2-й - на внутреннюю, 3-й - на мелочную по городам и уездам. Купцы 1-й и 2-й гильдий имели право ездить по городу парой, а 3-й - только на одной лошади. Лица других сословий могли записываться в гильдии на временных основаниях и, платя гильдейские повинности, сохранять свой сословный статус. 26 октября 1800 г. дворянам было запрещено записываться в гильдии и пользоваться выгодами, присвоенными одним купцам, но 1 января 1807 г. право дворян записываться в гильдии было восстановлено 27 марта 1800 г. для поощрения купцов, отличившихся в торговой деятельности, было учреждено звание коммерции советника, приравненное к 8-му классу гражданской службы, а затем мануфактур-советника с аналогичными правами. 1 января 1807 г. было введено также почетное звание первостатейных купцов, к которым были отнесены купцы 1-й гильдии, ведущие только оптовую торговлю. На это звание не имели права купцы, имевшие одновременно с оптовой и розничную торговлю или державшие откупа и подряды. Первостатейные купцы имели право ездить по городу как парой, так и четверней и даже имели право приезда ко двору (но только лично, без членов семейства). Манифест 14 ноября 1824 г. устанавливал новые правила и выгоды для купечества. В частности, для купцов 1-й гильдии подтверждалось право заниматься банкирским промыслом, входить в казенные подряды на любую сумму и т.д. Право купцов 2-й гильдии на заграничную торговлю было ограничено суммой 300 тыс. руб. в год, а для 3-й гильдии такая торговля воспрещалась. Подряды и откупа, а также частные контракты для купцов 2-й гильдии ограничивались суммой в 50 тыс. руб., банкирский промысел запрещался. Для купцов 3-й гильдии право заводить фабрики ограничивалось легкой промышленностью и числом работников до 32. Было подтверждено, что купец 1-й гильдии, занимающийся только оптовой или заграничной торговлей, именуется первостатейным купцом или негоциантом Занимающиеся банкирским промыслом могли также именоваться банкирами. Пробывшие 12 лет подряд в 1-й гильдии получали право на награждение званием коммерции или мануфактур-советника. При этом подчеркивалось, что "денежные пожертвования и уступки по подрядам не дают право на награду чинами и орденами" - для этого требовались особые заслуги, например, в области благотворительности. Купцы 1-й гильдии, пробывшие в ней менее 12 лет, имели также право просить о зачислении их детей на государственную службу на правах обер-офицерских детей, а также о приеме их в различные учебные заведения, в том числе университеты, без увольнения от общества. Купцы 1-й гильдии получали право носить мундиры той губернии, в которой записаны. В манифесте подчеркивалось: "Вообще купечество 1-й гильдии не почитается податным состоянием, но составляет особый класс почетных людей в государстве". Здесь же было отмечено, что - купцы 1-й гильдии обязаны принимать только должности градских голов и заседателей палат (судебных), совестных судов и приказов общественного призрения, а также депутатов торговли и директоров банков и их контор и церковных старост, а от выбора во все остальные общественные должности имеют право отказываться; - для купцов 2-й гильдии к этому списку прибавлялись должности бургомистров, ратманов и членов судоходных расправ, - для 3-й - градских старост, членов шестигласных дум, депутатов при разных местах. На все прочие городские должности должны были избираться мещане, если купцы не пожелают их принять.1 января 1863 г. было введено новое гильдейское устройство. Занятия торговлей и промыслами сделались доступными лицам всех сословий без записи в гильдию при условии оплаты всех торговых и промысловых свидетельств, но без сословных гильдейских прав. При этом к 1-й гильдии была отнесена оптовая торговля, ко 2-й - розничная. Купцы 1-й гильдии имели право на повсеместное занятие оптовой и розничной торговлей, подряды и поставки без ограничений, содержание заводов и фабрик, 2-й - на розничную торговлю по месту записи, содержание фабрик, заводов и ремесленных заведений, подряды и поставки на сумму не более 15 тыс. руб. При этом содержатель фабрики или завода, где есть машины или более 16 работников, должен был брать гильдейское свидетельство по крайней мере 2-й гильдии, акционерные общества - 1-й гильдии.  Таким образом, принадлежность к купеческому сословию определялась величиной объявленного капитала. Купеческие дети и неотделенные братья, а также жены купцов принадлежали к купечеству (были записаны на одно свидетельство). Купеческие вдовы и сироты сохраняли это право, но без занятия торговлей. Достигшие совершеннолетия купеческие дети должны были при отделении вновь записываться в гильдию на отдельное свидетельство или переходили в мещане. Неотделенные купеческие дети и братья должны были именоваться не купцами, а купеческими сыновьями и т.д. Переход из гильдии в гильдию и из купцов в мещане был свободный. Переход купцов из города в город разрешался при условии отсутствия недоимок по гильдейским и городским сборам и взятия увольнительного свидетельства. Поступление купеческих детей на государственную службу (кроме детей купцов 1-й гильдии) не разрешалось, если такое право не приобреталось образованием. Корпоративная сословная организация купечества существовала в виде избираемых ежегодно купеческих старост и их помощников, в обязанности которых входило ведение гильдейских списков, забота о пользах и нуждах купечества и т.д. Эта должность считалась в 14 классе гражданской службы. С 1870 г. купеческие старосты утверждались губернаторами. Принадлежность к купеческому сословию совмещалась с принадлежностью к почетному гражданству. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7766 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13344 | Наверх ##
28 июля 2021 15:57 Духовенство. Духовенство считалось привилегированным, почетным сословием в России во все периоды ее истории. Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители ( протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причетники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Поскольку черное духовенство в качестве отрекшихся от мира монахов не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями, говорить о духовенстве как о сословной группе можно прежде всего применительно к белому духовенству. В XVIII в. материальное положение приходского духовенства в деревне было лишь не намного выше, чем у зажиточных крестьян, а в городе было сопоставимо с положением низшей части чиновничества и основной массы посадских (за исключением клира кафедральных соборов и, разумеется, придворного духовенства). В это же время закрепилась практика (формально не узаконенная никаким гражданским уложением или церковным каноном) фактического наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при уходе "на покой" приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в духовных консисториях велись даже списки невест и желающим давались рекомендации. В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте.Духовенство с самого начала было свободно от государственных налогов, прежде всего, от подушной подати, рекрутской (с момента ее учреждения и вплоть до введения всеобщей воинской повинности), а с 1874 г. - воинской повинности и от воинского постоя. Но свобода священнослужителей (священников и диаконов) от телесного наказания была провозглашена лишь в 1747 г. Лица духовного звания были лишены права владеть крепостными (до секуляризации это право осуществляли корпоративно монастыри, архиерейские дома и даже некоторые церкви), но за священниками перешедшими в духовенство из дворян, а также получившими ордена, это право признавалось. Духовенство могло владеть ненаселенными землями и домами. При владении домами для духовных лиц существовало одно ограничение: в этих домах нельзя было размещать трактирные и питейные заведения. Духовные лица не могли заниматься подрядами и поставками и выступать поручателями по ним. Вообще лицам духовного звания было запрещено заниматься "несвойственными им" торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их к торговому разряду (т.е. запись в гильдии и цехи). Это запрещение шло в том же ряду, как и запрещение духовенству посещать "игрища", играть в карты и т.п. Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. В принципе закон разрешал поступление в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при "одобрительном" поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества. Переход в белое духовенство лиц дворянского сословия вплоть до нач. XX в. для России был нехарактерен, но эта практика была довольно распространена на Украине.Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность и не должны были при достижении совершеннолетия избирать себе род жизни, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без отдачи в духовные училища и соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были избирать себе род жизни, т.е. приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. Для "излишних" детей духовенства периодически устраивались так называемые "разборы", при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты. Эта практика окончательно прекратилась лишь к 60-м годам XIX в. Дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах. Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении - добровольно или по разборам - в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - нач. XIX вв. - было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее - в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 г. выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь сословной и социальной мобильности духовенства. В то же время большая открытость духовных учебных заведений (по уставам 1867 и 1884 гг.) для лиц всех сословий способствовала, как и формальное запрещение наследования приходов, большей открытости духовного сословия.Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака). Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства. Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, составляемые в консисториях, а также ставленнические грамоты. Специальной корпоративной сословной организации духовенство не имело, если не считать зачатков такой организации в виде епархиальных съездов и попыток ввести в 60 - нач. 80-х гг. XIX в. выборность благочинных. Наследуемая при рождении, принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковнослужительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства. Правами, в основном аналогичными православному духовенству, в России пользовались духовные лица армяно-григорианской церкви.Относительно сословной принадлежности и особых сословных прав римско-католического духовенства, в силу обязательного в католической церкви целибата, вопрос не стоял. Протестантское духовенство пользовалось правами почетных граждан. Духовные лица нехристианских исповеданий либо получали почетное гражданство после определенного срока исполнения своих обязанностей (мусульманское духовенство), либо не имели никаких особых сословных прав, кроме принадлежавших им по рождению (иудейские духовные лица), либо пользовались правами, оговоренными в особых положениях об инородцах (ламаистское духовенство). --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (4) |
|