Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
[q]
Темы раздела -
Указатель документов в Алфавитном порядке [Справочник] https://forum.vgd.ru/24/39073/
Генеалогическая карточка и досье на персону https://forum.vgd.ru/24/26805/
Особенности дореволюционного генеалогического поиска https://forum.vgd.ru/24/74292/
Персональные данные (ПД) о гос. служащих имперской России https://forum.vgd.ru/24/123254/
Сроки временного хранения документов архивного фонда РФ https://forum.vgd.ru/24/25667/
Сословные документы https://forum.vgd.ru/24/118345/
Генеалогия в Российской империи https://forum.vgd.ru/24/3730/
Белорусская генеалогия https://forum.vgd.ru/24/123267/
Виды генеалогических документов https://forum.vgd.ru/24/123356/
Поиск генеалогической информации по ПРИКАЗАМ (Русское государство XVI и XVII веков) https://forum.vgd.ru/24/3724/
Смена фамилии до 1917 года https://forum.vgd.ru/24/123854/
Усыновление до 1917 года и после 1917 https://forum.vgd.ru/24/123945/
АЛГОРИТМ поиска. Поиск по Сибири. https://forum.vgd.ru/24/108687/
АЛГОРИТМ поиска по Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/24/137577/
"Солдатское" сословие https://forum.vgd.ru/24/139644/
Гл. I. О браке между лицами Православного исповедания (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139646/
Гл. II. О браках Христиан не православного исповедания между (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139647/
Гл. III. О браках нехристиан между собою и с Христианами (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139650/
Гл. IV. О правах и обязанностях, от супружества возникающих (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139648/
Гл.I. О детях законных, незаконных, узаконенных и усыновленных https://forum.vgd.ru/24/139653/
Гл. II. О власти родительской https://forum.vgd.ru/24/139680/
Гл. III. О союзе родственном https://forum.vgd.ru/24/139683/
Гл. I. Об опеке и попечительстве над несовершеннолетними https://forum.vgd.ru/24/139684/
Гл. II. Об опеке над безумными, сумасшедшими, глухонемыми и немыми https://forum.vgd.ru/24/139685/
Детдомовцы https://forum.vgd.ru/24/170621/
[/q]

🚻Генеалогическая карточка и досье на персону

Основные вехи жизни человека. (Информативная тема. Пояснения в помощь новичкам..)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Tomilina
frato
ушел из жизни 29.07.2022

Донецкая обл.
Сообщений: 1854
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1884
Основные вехи жизни человека


1. рождение, крещение, усыновление; Перепост
Метрические книги Перепост
Дети законные, от браков недействительных, внебрачные, узаконенные и усыновленные. Перепост
Усыновление Перепост

2. место жительства Перепост
Административно-территориальное деление России XV-нач. XX вв. Перепост
Городское общество XV - XVII вв. Перепост
Миграция населения по территории России XVI - начала XX вв. Перепост
Ссылка политическая в России Перепост
Характеристика архивных источников генеалогической информации о месте жительства. Перепост
Ревизский учет населения ( 1718-1858 гг.), перепись населения. Перепост
Ревизская сказка Перепост
Переписные листы первой всеобщей переписи населения 1897 г. Перепост
Документы административного учета населения XVIII - начала XX в. Перепост
Документы полицейского учета конца XVII - начала XX вв. Перепост
Документы полицейского учета иностранцев.Перепост
Документы церковного учета. Перепост
Исповедная ведомость Перепост
Документы надзора и сыска. Перепост
Документы о переселении населения середины XIX - начала XX вв. Перепост

3. брак, развод Перепост
Основные положения брачного законодательства. Перепост
Условия законности и действительности брака Перепост
Законные препятствия к браку. Перепост
СЛОВАРЬ НАИМЕНОВАНИЙ И ПОНЯТИЙ КРОВНОГО И ДУХОВНОГО РОДСТВА И СВОЙСТВА Перепост
Иноверие Перепост
Особые случаи.Перепост
Браковенчание. Перепост
О браках незаконных и недействительных. Перепост
Развод, прекращение брака Перепост
Документы о браке и разводе. Перепост

4. сословие, звание, чин, титул Перепост
Основные положения о сословиях Российской империи Перепост
Крестьянство Перепост
Мещанство Перепост
Цеховые (ремесленники) Перепост
Купечество Перепост
Духовенство Перепост
Дворянство Перепост
Приобретение и подтверждение прав дворянства Перепост
Почетное гражданство Перепост
Казачество Перепост

5. образование Перепост
Народное образование в России XVII-XVIII вв. Перепост
Органы управления народным образованием в XIX в. Перепост
Типы учебных заведений, существовавших в России в сер.XIX - нач.XX вв. Перепост
Документы об образовании, содержащие генеалогическую информацию. Перепост

6. служба Перепост
"Служилые люди" в XVI-XVII вв. в архивных источниках генеалогической информации этого периода. Перепост
Государственная служба в России XVIII в. - нач. XX в. Перепост
Правительственные учреждения, осуществляющие надзор за гражданской службой. Перепост
Архивные источники генеалогической информации о гражданской службе. Перепост
Клировые ведомости Перепост
Послужные списки чиновников Перепост
Военная служба в XVII - нач. XX вв. Перепост
Порядок прохождения военной службы. Перепост
Государственные учреждения, осуществляющие надзор за военной службой. Перепост
Архивные источники генеалогической информации о военной службе. Перепост

7. имуществоПерепост
Имущественные документы Перепост

8. смерть, погребениеПерепост
Архивные документы о смерти и погребении Перепост

Указатель документов в Алфавитном порядке [Справочник] https://forum.vgd.ru/24/39073/
Лайк (8)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407
ИСПОВЕДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Документы церковного учета.

К такого рода документам относятся исповедные книги, списки, тетради, ведомости, учитывающие монашествующих и послушников в монастырях и пустынях, различного рода свидетельства и выписи лицам иноверного исповедания.

Первая инструкция о ведении исповедных росписей (ведомостей) относится к 1697 г., форма их была первоначально самой простой:
каждый причт обязан был вести у себя три именных списка:
в первый вносились все прихожане, бывшие у исповеди,
во второй - не бывшие,
в третий - раскольники.

i.gif Форму исповедных ведомостей (сохранившуюся до конца их существования практически неизменной) определил указ 1737 г.

Преимущественным временем исповеди был Великий пост. Тем, кто не успевал исповедоваться во время Великого поста, разрешалось сделать это в любое другое время. Как правило, это были посты Петра и Павла, Успенский и Рождественский.

Формуляр исповедных росписей был следующим:
в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов,
во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин.
(Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов; для супругов указывались имя и отчество, а для их детей - только имя.
Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых показывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге)..
далее показывалось отдельно для мужчин и для женщин количество лет на данный год каждого члена семьи.
В росписи вносили имена всех детей старше года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк.
Остальные графы генеалогической информации не содержали, а касались только исповеди.

Исповедную роспись подписывал не только настоятель храма, но и весь его причт.
i.gif Официально исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 г., НО! в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в фондах церквей, духовных правлений, епархиальных управлений и духовных консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период.

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (1)  |  Жалоба (1)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407
Документы надзора и сыска.


Анкета политически неблагонадежного. Массовый характер документ приобрел с конца 40-х гг. XIX в.
Содержала следующую информацию: фамилия, имя, отчество, звание, дата рождения, место жительства неблагонадежного лица и его родственников. Составлялась в полицейских управлениях, представлялась генерал-губернаторам.

Алфавит лицам (на год). Книга велась частными приставами каждой части города.
Состояла из 4-х частей.
В первую заносились сведения о лицах, которым "воспрещено жить в обоих столицах": фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, чин, звание, подданство.
Во вторую заносились сведения о живущих "пятиклассных особах": фамилия, имя, отчество, сведения о жене, сведения о детях, чин, служебное положение, место жительства, куда выбыл.
В третью заносились сведения о лицах, разыскиваемых по приказам и циркулярам обер-полицмейстера, а также о лицах, высланных из города: фамилия, имя, отчество, звание, цель розыска, приметы.
В четвертую часть заносились сведения о евреях: фамилия, имя, звание, сведения о семье, какой гильдии купец и какого цеха мастер или подмастерье, где проживает (дом), когда прибыл.

Ведомость о состоящих под надзором полиции. Составлялась еженедельно уездными исправниками и подавалась генерал-губернатору.
Содержала следующую информацию: фамилия, имя, отчество, чин, сословная принадлежность (для иностранцев - подданство), место жительства, род занятий, сведения о родственниках.

Ведомость о лицах, состоящих под надзором полиции (городовая). Представлялась генерал-губернаторам.
Содержала информацию: имя, фамилия, чин, звание, место рождения, возраст, род занятий, место жительства, семейное положение, если умер - сообщалось где и когда.

Книга на записку лиц, состоящих под надзором полиции по ... стану ... губернии. Направлялась в губернское правление из уездных полицейских управлений. Составлялась ежегодно.
Содержала следующие сведения: фамилия, имя, отчество, чин, звание, место рождения, возраст, место жительства, семейное положение, сведения о детях.

Книга записи лиц, находящихся под надзором полиции. Составлялась частными приставами.
Содержала сведения: фамилия, имя, отчество, чин, звание, какой губернии уроженец, возраст, род занятий, сведения о семье, куда выбыл (где умер и когда).

Статейный список
содержал сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, вероисповедание, национальность, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, образование, нахождение под судом, сведения о здоровье.
[q]
Этот документ составлялся на приговоренных к ссылке и каторжным работам. Сохранилось несколько вариантов статейный списков, которые отличаются по составу информации. В более поздних из них по времени составления встречаются фотографии арестантов. Наиболее полно этот вид документа представлен в фондах канцелярий губернаторов и губернских правлений.
i.gif МВД рассылало списки А1, А2, Б1, Б2, В, Г, Д, Е и Ж разыскиваемых лиц и 150 экз. розыскных карт:
а) список А1: социал-революционеры, максималисты и анархисты. Подлежат немедленному обыску и аресту;
б) А2: все остальные - тоже;
в) Б1 - установление наблюдения и надзора;
Б2 - иностранцы, высланные за границу безвозвратно;
г) В - сведения для опознания и установления личности;
д) Г - сведения о лицах, розыск которых подлежит прекращению;
е) Д - сведения о похищенных документах, найденных вещах;
ж) Е - о похищенном и утраченном оружии;
з) Ж - бумаги, драгоценности, разное имущество.

Сведения о лице.
а) подробно звание, год, месяц, число и место рождения, вероисповедание, профессия и последнее место службы;
б) звание, имя, отчество и фамилия отца и матери (также ее девичья фамилия), находятся ли в и где проживают. Если разыскиваемый - незаконнорожденный или усыновленный - отмечается особо;
в) братья, сестры и прочие известные родственники и где они проживают;
г) приметы;
д) имеется ли фотографическая карточка и не подвергался ли антропометрическому измерению или дактилоскопическому исследованию, где и когда;
е) последнее место жительства и преступная специальность или принадлежность к партии, например, социал-революционер, анархист, бундист и т.п., а если скрылся из под надзора, с места высылки или бежал из места заключения, то откуда, когда и при каких обстоятельствах;
ж) каким жандармским управлением или судебным учреждением или должностным лицом и где именно привлечен или по какому постановлению подвергнут высылке или надзору;
и) что надлежит сделать и кого именно уведомить по розыскании;
к) N делопроизводства Департамента, дело и год;
л) в чем именно или по каким статьям обвиняется, где именно, на какой срок и на каких условиях.

Открытый лист содержал: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, степень родства, сословие, нахождение под судом, сведения о здоровье.
Составлялся при переводе арестантов из одной тюрьмы в другую и на приговоренных к ссылке и каторжным работам. По составу информации существовало несколько вариантов открытых листов, сохранившихся в фондах канцелярий губернаторов и губернских правлений.
[/q]
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (1)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407
Документы о переселении населения середины XIX - начала XX вв.
i.gif Эти документы сохранились в фондах участковых земских начальников.

Список крестьян, ходатайствующих о переселении
со сведениями об их семейном и экономическом положении указывал: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, степень родства, сословие, владение землей и недвижимостью.

Списки переселенцев составлялись в переселенческих управлениях, а также в полицейских учреждениях, ведущих учет переселенцев и обеспечивающих выполнение государственной программы переселения населения. Предположительно массовым этот документ стал после 1843 г., когда переселение государственных крестьян приобрело государственное значение. С разными вариациями списки составлялись до 1920 г.
Содержали информацию: фамилия, имя, отчество переселенца, его возраст, семейное положение, степень родства (дети, родители, другие родственники).

Книги водворения. Заводились в переселенческих управлениях и других административно-полицейских учреждениях, ответственных за учет переселенцев.
Содержали информацию: фамилия, имя, отчество переселенца, его возраст, место рождения, место жительства, степень родства (дети,родители, другие родственники).

Прошение (ходатайство) о переселении. Подавалось в министерства внутренних дел или госимуществ, переселенческие управления. Можно предположить, что массовый характер приобрели после принятия Переселенческого закона в 1889 г.

Карточка переселенца. Составлялась предположительно начиная с 1906 г. в переселенческих управлениях.
Заключали в себе следующие данные: фамилия, имя, отчество, место рождения, место жительства, степень родства (дети, родители, другие родственники), владение землей, недвижимостью.

Проходной вид. Документ сформировался в конце 80-х гг. XIX в. и действовал до 1917 (?) г.
В нем указывались: фамилия, имя, отчество, возраст, место рождения, место жительства, состав семьи, сословная принадлежность, чин. Выполнял функции паспорта.

Увольнительное свидетельство. Документ имел, вероятно, такое же значение, как и паспорт или проходной вид.
Содержал следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, сословная принадлежность, нахождение под судом, особенности личности.

Билет (переселенца). Документ выполнял, видимо, такое же назначение как и проходной вид.
В нем можно найти следующую информацию о переселенце: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, степень родства (дети, родители, другие родственники), сословная принадлежность.

Вопросный лист для сухопутных переселенцев. Составлялся в переселенческих управлениях.
В нем содержались следующие сведения о переселенце: фамилия, имя, отчество, место рождения, вероисповедание, семейное положение, сословная принадлежность.

Ходатайство о возвращении на земельные участки из Сибири.
Содержало следующую информацию: фамилия, имя, отчество, место рождения, семейное положение, степень родства (дети, родители, другие родственники), сословная принадлежность, владение землей, недвижимостью.

[q]
Документирование жизни иностранных колонистов производилось сельскими управлениями в колониях и специальными государственными учреждениями (Попечительным Комитетом и Конторами по областям водворения колонистов). С конца XIX столетия вместо попечительных учреждений всеми делами стали ведать губернские правления. Так, в архивах находятся:

- в фондах Канцелярий Опекунства и Попечительных Комитетов и Контор (впоследствии - в фондах Губернских Правлений) - списки прибывших переселенцев, именные ведомости на выдачу денег и продовольствия, ведомости регистрации иностранных паспортов, книги регистрации билетов на право выезда из колоний, повременные списки родившихся и умерших в колониях, сведения о бракосочетающихся, списки выборных начальников колоний, документы о принятии в число колонистов, об увольнении из колонистского звания и переходе в другие сословия, о выдаче свидетельств и паспортов, книги регистрации договоров, доверенностей, духовных завещаний и других документов колонистов;

- в фондах Сельских Правлений колоний - посемейные списки и ревизские сказки колонистов, списки домохозяев, скотовладельцев, должников и т.п., списки выборных должностных лиц в общинах, книги для записки проживавших в колониях сторонних лиц, именные ведомости на выдачу ссуд, продовольствия, о недоимках, жалобы и прошения колонистов; кроме того, с 1871 года - списки призывников, именные списки запасных нижних чинов списки имеющих право голоса на сельском сходе; за период Первой Мировой войны (за 1915-1918 гг.) - списки беженцев и переселенцев; с 1918 года - списки собственников и членов сельскохозяйственных артелей, списки лишенцев и раскулаченных и т.п.;

Учет рождений, браков, разводов и смертей производился приходскими церквями и религиозными общинами, с предоставлением периодических сведений в Попечительные Конторы. Для заключения и расторжения браков требовалось разрешение Конторы.

В архивных фондах евангелически-лютеранских и католических церквей находятся: метрические книги, списки прихожан, списки крещеных и умерших, списки вступивших в брак, списки конфирмованных, списки служащих, списки учащихся и учителей приходских школ.

В фондах Духовных консисторий находятся: периодические (в основном, погодовые) выписки ("экстракты") из приходских метрических книг, копии некоторых приходских метрических книг, списки (в том числе послужные) церковно-священно-служителей и проповедников.
[/q]
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (3)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407

frato написал:
[q]
Основные вехи жизни человека
3. брак, развод
[/q]


Брак и развод.

Основные положения брачного законодательства.
Брак, как нравственно-правовые отношения между мужчиной и женщиной, на протяжении веков складывался под влиянием прежде всего веры. Именно вера определяла особенности брачных отношений народов России. Для православных, составлявших основное население страны, брак являлся таинством, в котором жених и невеста перед священником и церковью давали добровольное обещание взаимной супружеской верности и получали благословение своего союза.

Основой брачного права в России стала православная этика, отраженная в Кормчих книгах - сборниках церковных и светских законов, появившихся на Руси в XIII в. В XVIII - нач. XX вв. брачное законодательство находилось в ведении Св. Синода.
Широкое распространение получила Синодальная Кормчая книга. Были изданы:
в 1650 г. - Иосифовская,
в 1653 г. - Никоновская,
в 1787 г. - Екатерининская.
Последнее издание Кормчей книги было осуществлено в 1816 г.

i.gif После отделения церкви от государства записи актов гражданского состояния перестали быть функцией духовного ведомства, но более 10 лет бытовал обычай заключения как гражданских, так и церковных браков, о чем свидетельствуют сохранившиеся метрические книги.

По законам Российской империи лица православного исповедания всех сословий могли вступать в брак как между собой, так и с иностранцем православного и всех других христианских исповеданий, а с 1905 г. (Указ от 17 апреля 1905 г. " Об укреплении начал веротерпимости") старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с лицами инославного исповедания при вступлении в брак с православными.

Для вступления в брак не требовалось разрешений от правительства, выхода из сословий и обществ, к которым принадлежали вступающие в брак, на обязательным было соблюдение всех установленных законов о браке.
Брак считался законным и действительным в том лишь случае, если при его заключении, с одной стороны, выполнялись все условия его законности и действительности, а с другой - не нарушались предусмотренные законом препятствия к вступлению в брак.
Брак православного лица с иноверным не признавался действительным до тех пор, пока не совершится в православной церкви православным священником (с 1900 г.).
Если жених или невеста принадлежали к православному исповеданию везде, кроме Финляндии, требовалось, чтобы лица других исповеданий, вступающие с ними в брак, дали подписки о терпимости к вере супруга.

В заключенных в Финляндии браках лиц разных христианских исповеданий венчание производилось в обеих церквах. Дети, рожденные в этих браках, воспитывались в той вере, к которой принадлежал их отец. Это правило относилось только к православным коренным жителям Финляндии; браки же военнослужащих православного исповедания, находящихся там по долгу службы, заключались на основании общих правил.
При браках лиц православного исповедания с протестантами в Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях, требовалось свидетельство пастора.
Вступая в брак с иностранками, чиновники-дипломаты должны были просить предварительного разрешения начальства и представлять подписку невесты с ее согласием на продажу своего имения, так как отсутствие такого согласия влекло отставку ее будущего мужа.
Лицу православного исповедания не разрешалось вступать в брак с лицом нехристианского исповедания, но нехристианину после крещения не запрещалось оставаться в браке с некрещенной женой (или мужем), их брак оставался в силе и без утверждения его по правилам православной церкви.
Особо следует сказать о браках раскольников между собой и с православными. После издания указа 1905 г. о веротерпимости слово "раскол" как обозначение особого вероучения потеряло право гражданства. В него входили:
а) старообрядческие согласия, куда входили все последователи толков и согласий, которые принимали основные догматы православия, но признавали некоторых принятых им обрядов и богослужение проводили по старопечатным книгам;
б) сектанство и в) последователи изуверских учений, принадлежность к которым наказуема уголовным порядком.
Старообрядцы и сектанты с 1905 г. при заключении смешанных браков с православными были уравнены в правах с лицами инославного исповедания.

Браки раскольников приобретали законную силу после внесения их в особые метрические книги. Раскольник, желающий, чтобы его брак был записан в метрическую книгу, должен был сообщить об этом письменно или устно в полицейское управление и волостное правление по месту своего постоянного жительства, с указанием имени, фамилии и сословия обоих супругов. Запись брака раскольников совершалась полицией, в обязанности которой входило ведение метрических книги о рождении, браке и смерти раскольников.
Относительно браков, существовавших между раскольниками до 19 апреля 1874 г., соблюдались следующие правила:
а) раскольники, записанные в сказках 10-й ревизии мужем и женою, признавались состоявшими в законном браке супругами до тех пор, пока действительность брака не будет опровергнута по суду, и
б) брачные союзы, заключенные раскольниками после 10 народной переписи, записывались в метрические книги на точном основании общих правил о метрической записи браков раскольников.

i.gif После указа 1905 г. полиция передала функции ведения метрических книг старообрядцев их духовным лицам.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407
Условия законности и действительности брака

Возраст.
По Кормчей книге запрещалось вступать в брак лицам мужского пола ранее 15 лет, а женского - 12 лет от рождения (этот возраст назывался церковным совершеннолетием).
По указу 1774 г. брачный возраст женщины был увеличен до 13 лет. В 1830 г. указом был определен возраст для мужчины - 18 лет, а для женщины - 16 лет. Исключение составляли жители Кавказа, для которых был оставлен возраст: для жениха - 15 лет и 13 лет для невесты.
Епархиальным архиереям предоставлялось право в необходимых случаях разрешать браки по личному своему усмотрению, когда жениху или невесте не хватало не более полугода до узаконенного на этот случай совершеннолетия.
Офицеры, состоявшие на действительной военной службе во всех без исключения регулярных войсках, военных управлениях, учреждениях и заведениях, могли вступать в брак не ранее 23-х лет. Вступившие ранее этого возраста увольнялись с действительной службы в запас, а брак оставался в силе.
Ограничения в возрасте при вступлении в брак существовали для священнослужителей: диакон - 25 лет, иподиакон - 20 лет и пресвитер - 30 лет.
Вступать в брак запрещалось лицу, имеющему более 80 лет от роду. По церковным законам наибольшим возрастом для вступления в брак считался возраст 60 лет, поэтому вступающим в брак после 60 лет для венчания требовалось разрешение архиерея. С 1860 г. большая разница в возрасте стала препятствием к браку.

Взаимное согласие.
Брак не мог быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц, поэтому родителям и опекунам запрещалось принуждать к вступлению в брак детей и опекаемых против их желания.

Разрешение родителей или опекунов.
Запрещалось вступать в брак без разрешения родителей, опекунов или попечителей. Но лица, достигшие гражданского совершеннолетия (21 год), могли вступать в брак без согласия родителей (и опекунов) в том случае, если последние, злоупотребляя своей властью, не заботились об их браке.
Дети раскольников могли вступать в брак по обряду православной церкви и без разрешения родителей и опекунов, при условии присоединения к православной церкви с обязательством пребывать в православии и воспитывать в нем детей. Брак, совершенный без разрешения родителей или опекунов, незаконным не признавался и оставался в силе.

Разрешение начальства.
Лицам, состоявшим на военной и гражданской службе, запрещалось вступать в брак без разрешения их начальников, удостоверенного письменным свидетельством.
Псаломщики и другие лица, состоявшие на службе по духовному ведомству, а также воспитанники духовных семинарий и училищ, окончившие курс или уволенные по разным причинам, до перехода из духовного ведомства в какое-либо иное, брали разрешение на вступление в брак у епархиального начальства.
Однако браки, совершенные без разрешения начальства, не признавались незаконными и оставались в силе, а вступившие в брак наказывались строгим выговором с внесением его в послужной список.

Законные препятствия к браку.


Родство и свойство.
Родство по брачному праву Российской империи подразделялось на 4 вида:
родство кровное или плотское;
родство духовное;
родство по усыновлению и
родство физическое (незаконное).

Кровным родством называется связь двух или нескольких лиц (мужского и женского пола), образующаяся путем происхождения и рождения их от другого или от одного общего им всем родоначальника. Близость или отдаленность кровного родства определяется степенями; степенью называется связь одного лица с другим посредством рождения (Приложение). Таким образом счет степеней определялся числом рождений.
С 1810 г. в кровном родстве брак запрещен в прямой и боковой линиях до 4-й степени родства включительно. Браки в кровном родстве по прямой линии вообще были запрещены, так как вступление в брак в пятой степени этого родства являлось уже немыслимым и незаконным по возрасту вступающих в брак.
Духовным родством называется родство, возникающее при восприятии кем-либо крещенного после таинства крещения.
Родство это (с 1810 г.) считалось препятствием к вступлению в брак лишь между восприемниками, с одной стороны, и воспринятыми и родителями последних, с другой.
С 1837 г. официально было отменено духовное родство между восприемником и восприемницею. Св. Синод дал следующее толкование этого: духовное родство должно быть признаваемо лишь между родителями крещенного ребенка и воспринявшими его лицами одинакового с ним пола, поэтому браки в духовном родстве запрещались:
а) между восприемником и матерью крестника и
б) между восприемницей и отцом крестницы.

Родство по усыновлению считалось препятствием к браку в следующих случаях: усыновителю с женой, дочерью и внучкой усыновленного, а усыновленному - с матерью, теткой, сестрой, женой, дочерью и внучкой усыновителя.
С конца XIX в. усыновление совершалось только гражданским путем и понималось как родство гражданское (например, в вопросе о наследовании), а не церковное и препятствием не служило.

Родство физическое (незаконное) происходило от внебрачных связей. Кормчая книга считала физическое родство препятствием к браку.

В царствование Екатерины II Св. Синод сформулировал следующее правило: "дети, рожденные не от законной жены, которые будут известны, должны в браке почитаемы быть равно с законными детьми". Этим правилом руководствовались в последующий период. Священники при обнаружении такого родства между лицами, желающими сочетаться браком, консультировались с епархиальными архиереями и руководствовались их указаниями.

Свойством называется родственная связь, возникающая через брак другого лица одного рода с другим лицом другого рода. Главным различием свойства и кровного родства является то, что в кровном родстве все родственники принадлежат к одной фамилии, к одному роду, в свойстве же путем брака сближаются, делаются "своими" лица двух или нескольких самостоятельных отдельных родов, имеющих каждый своего особого родоначальника, отсюда и название - свойство.

Виды свойства обусловливаются числом отдельных родов, сближенных путем брака. Так, если через брак вступили в родственную связь лица двух родов, то свойство будет двухродное, если лица трех родов, то свойство будет трехродное и т.д. ( см. Приложение ).
По указу Св. Синода 1810 г. в двухродном свойстве браки были запрещены до четвертой степени включительно.
В трехродном родстве браки запрещались безусловно в первой степени. Архиереям было предписано не запрещать браки лиц, состоящих между собой в четвертой степени трехродного свойства и разрешать брак тех лиц, которые находятся между собой во второй и третьей степени трехродного свойства, по предписанию епархиальных архиереев.

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 122354 байт3.jpg, 116477 байт4.jpg, 106362 байт5.jpg, 117104 байт6.jpg, 167515 байт7.jpg, 148039 байт8.jpg, 144444 байт9.jpg, 141336 байт10.jpg, 120326 байт
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407
СЛОВАРЬ
НАИМЕНОВАНИЙ И ПОНЯТИЙ
КРОВНОГО И ДУХОВНОГО РОДСТВА И СВОЙСТВА



Прикрепленный файл: 0.jpg1.jpg, 325273 байт2.jpg, 338179 байт3.jpg, 300105 байт4.jpg, 357296 байт5.jpg, 318795 байт6.jpg, 342730 байт7.jpg, 321891 байт8.jpg, 304800 байт9.jpg, 233939 байт
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407
Иноверие.

Российским подданным православного и римско-католического исповедания браки с нехристианами, а протестанского - браки с язычниками были запрещены.
Брачные союзы православных с нехристианами признавались незаконными и недействительными, но если неправославный супруг после вступления в брак принимал православие, то эти случаи рассматривались особо и разрешались духовным начальством на основании законов церкви.

Прежний, не прекратившийся брак.
Запрещалось вступать в новый брак во время существования прежнего.
Количество предыдущих браков.
Запрещалось вступать в четвертый брак. Вступление в третий брак мирянам не запрещалось, но священник своей властью налагал церковную епитимию. Третий брак запрещался псаломщикам.

Особые случаи.


Запрещалось вступать в брак с безумными и сумасшедшими (безумными считались лица, не имевшие здравого рассудка от рождения; сумасшедшими считали тех, безумие которых произошло от случайных причин).
На основании церковных постановлений запрещались браки монашествующих и посвященных в иерейский или диаконский сан после его принятия. Лица, стремившиеся к священнослужительской степени, должны были сочетаться браком до совершения над ними рукоположения, а сочетавшиеся браком после совершения над ними рукоположения исключались из духовного звания. Не могли получить священнослужительскую степень и быть в списке священного чина второбрачные, женатые на вдове или на разведенной с мужем по причине ее супружеской неверности. Чтецам и певцам-церковнослужителям (а тем более соискателям священнослужительской степени) не разрешалось брать в жены иноверных. Происхождение невесты от родителей не духовного звания не являлось препятствием к браку.
В православной церкви могли быть священнослужителями и неженатые, но они должны были быть старше 40 лет и вести безупречную жизнь. Вступать в новый брак запрещалось лицам, прежний брак которых был расторгнут судом по нарушению ими супружеской верности или по неспособности их к брачному сожитию.
Нижним чинам, состоявшим на действительной обязательной службе, запрещалось вступать в брак. Им он был разрешен после ухода в запас или ухода в отставку. Не запрещались браки нижним чинам, находившимся на службе в отдаленных военных округах, вдовцам, имевших детей и унтер-офицерам, продолжавшим службу сверх обязательного срока.
Запрещалось вступать в брак арестантам, содержащимся в исправительным арестантских отделениях; в течение курса обучения студентам духовных академий и университетов, питомцам ведомства Воспитательного дома до увольнения из него, за исключением сельских учителей, вступать в брак которым разрешалось после совершеннолетия с разрешения своего начальства.

Об оглашении и обыске.
Желающий вступить в брак должен предварительно сообщить приходскому священнику о своем имени, фамилии, состоянии (сословии) и чине, а также об имени, фамилии и состоянии (сословии) невесты. После получения этих сведений и испытания жениха и невесты в знании основных истин христианской веры, происходило оглашение, а если невеста принадлежала к другому приходу, то в ее приходской церкви оглашение также происходило. Смысл оглашения, т.е. опрос присутствовавших в церкви прихожан, состоял в выяснении препятствий к браку. Оглашение проводилось трижды.
Все, кто имел сведения о препятствиях к браку, обязаны были дать знать об этом священнику не позже сделанного в церкви последнего из трех оглашений. Если жених или невеста принадлежали к другому христианскому вероисповеданию, то оглашение производилось в приходской иноверческой церкви и о результатах оглашения инославное духовное лицо сообщало официальным документом приходскому православному священнику. С 1900 г. это предбрачное свидетельство отменили.
Если после оглашения никаких препятствий к браку не оказывалось, то священнослужители составляли брачный обыск с точным соблюдением его формы. Если препятствие к браку объявлялось во время венчания, то священник останавливал обряд и сообщал об этом местному архиерею, который, если не мог разрешить препятствия к браку, передавал их на рассмотрение Св. Синоду. Оглашение имело силу в течение двух месяцев после совершения последнего из трех оглашений, так что, если в этот период брак не совершен, то при сохранении желания вступить в брак, жених и невеста должны были пройти через повторное оглашение. Хотя епархиальный архиерей имел власть разрешить венчание и без повторения оглашений.
i.gif Набор документов для вступающих в брак менялся: так, с 1906 г. не требовалось обязательного предоставления исповедного свидетельства.
От разведенных требовалась копия указа Св. Синода о расторжении прежнего брака (с 1888 г.).

Браковенчание.

Местом совершения православного брака являлась церковь. Венчание вне церкви допускалось лишь с особого в каждом случае разрешения архиерея.
Представление о браке, как о таинстве, предполагало обязательное участие в обряде священника. Именно приходских священник был законным совершителем брака. Венчание военнослужащих совершалось полковыми священниками. Венчать не имели права монашествующие (за исключением случаев бракосочетания во время морских плаваний).
Бракосочетание совершалось в присутствии двух или трех свидетелей, диакона и церковнослужителей по правилам и обрядам православной церкви. Посаженные отец и мать играли определенную роль в браке, они выбирались из наиболее почетных родственников или знакомых четы вступающих в брак; при отсутствии у новобрачных родителей они благословляли их иконами перед отправлением их дома в церковь для венчания. Их сажали на самое почетное место в доме (отсюда и название - "посаженные"). Они имели право советовать и руководить семейными делами новобрачных. Обычай иметь при каждом браке посаженных отца и мать и для жениха, и для невесты очень древний и пришел в Россию из Византии, где посаженный отец назывался "отцом по духу".
Венчание второбрачных совершалось по особому чину.
Если один из вступающих в брак был первобрачным, то венчание совершалось также по чину первобрачных. Каждый брак венчался отдельно; венчание нескольких браков одновременно не разрешалось. Сразу же после венчания брак записывался в приходскую метрическую книгу. Священник собственноручно должен был сделать отметки в паспортах или других документах о том, с кем именно, когда и в какой церкви совершено венчание.

По уставу церкви венчание полагалось совершать после литургии. Были ограничения во времени венчания: в церковные посты
- с кануна Рождественского поста и во все дни праздника, т.е. с 14 ноября (старый стиль) до 6 января; от недели мясопустной до Фомина воскресенья; весь Петров пост, т.е. от первого воскресенья после Троицына дня до 26 июня; весь Успенский пост, т.е. с 1 по 15 августа; накануне однодневных постов среды и пятницы, т.е. по вторникам и четвергам; накануне воскресного дня и двунадесятых праздников, так как, на основании 90 прав. VI Вселенского собора, церковное празднование каждого дня начинается с вечера предшествующего дня. Не запрещалось, но не было принято совершать венчание накануне особо чтимых праздников: Покрова Пресвятыя Богородицы - 1 октября, Казанской Божией Матери - 22 октября, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа, Святого Иоанна Богослова - 26 сентября, святителя Николая Чудотворца - 9 мая; накануне храмовых и других чтимых местных приходских праздников, а также дней восшествия на престол царей и их коронования; накануне же тезоименитств и рождений членов царствующего дома венчания не запрещались.

i.gif Обручение с XVIII в. проводилось одновременно с венчанием

О браках незаконных и недействительных.

Законными и действительными не признавались:
а) брачные союзы, совершенные по насилию или в сумасшествии одного или обоих новобрачных;
б) брачные союзы лиц, состоящих в близком , т.е. в запрещенных церковными правилами степенях, кровном или духовном родстве или свойстве;
в) брачные союзы лиц, состоящих в других супружеских союзах, законно не расторгнутых духовным начальством их вероисповедания;
г) брачные союзы лиц, которым по расторжении брака запрещалось вступать в новый;
д) брачные союзы лиц, не достигших возраста, определенного церковью для вступления в брак, или же имеющих от роду более 80 лет, или вступившие в четвертый брак;
е) брачные союзы монашествующих, а также - посвященных уже в иерейский или диаконский сан, если они пребывают в этом сане;
ж) брачные союзы лиц православного исповедания с нехристианами, если последние после вступления в брак не приняли крещение (с 1900 г.).

i.gif Дела о законности и незаконности браков решали суды духовного ведомства. Если дела относились и к уголовному праву, и к церковному, то приговор уголовного суда предшествовал духовному. На вступивших в заведомо противозаконный брак не распространялась сила законов о давности.
После признания незаконности и недействительности браков в метрических и обыскных книгах делались отметки об этом и об осуждении кого-либо из супругов на постоянное безбрачие. Духовные лица, совершавшие незаконные и недействительный браки, строго наказывались за это: их заключали в монастыри на срок от 3 до 6 месяцев и даже исключали из духовного звания.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407
Развод, прекращение брака

Церковь традиционно придерживалась взгляда на брак, как единобрачие. Таким образом с религиозной точки зрения не могло быть и вопроса о прекращении брака и о разводе. Исповедуя этот взгляд на брак, церковь, однако, не могла не считаться как с человеческими слабостями, так и со злой волей людей. По сложившемуся к XIX в. в России брачному законодательству брак прекращался со смертью одного из супругов и оставшийся в живых мог вступить при отсутствии препятствий в новый брак.

Случаи, в которых происходило расторжение брака, можно разделить на 2 категории:
а) если один из супругов приговаривался к наказанию, связанному с лишением всех сословных прав, то брак расторгался по просьбе другого супруга. Но брак считался прекратившимся лишь после согласия на его расторжение другого супруга и по решению епархиального суда о расторжении брака.
В случае безвестного отсутствия в течение 5 лет (этот срок был установлен по закону) покинутый супруг мог подать просьбу о расторжении брака;

б) дела о разводе по искам одной из сторон. Эти дела представляли собой случаи о расторжении браков по неспособности одного из супругов к брачной жизни и об оскорблении одним из супругов "чистоты брака прелюбодеянием". По искам о расторжении по неспособности браки расторгались не ранее трех лет, при этом должна была быть доказана добрачная физическая неспособность одного из супругов. По искам о расторжении браков по прелюбодеяниям доказательствами, подтверждавшими факты прелюбодеяний, признавались показания очевидцев-свидетелей, факты рождения детей вне законного союза, а также совокупность всех улик, устанавливавших наличие преступления.

i.gif Браки православных с иноверцами по искам супругов расторгались только по решению епархиального суда и с утверждением Св. Синода. Дела о расторжении браков, совершенных по обрядам инославных исповеданий, в случаях присоединения впоследствии одного из супругов к православию, были подсудны духовному суду православной церкви (с 1887 г.).

Документы о браке и разводе.

Венечные памяти (знаменные грамоты) в брачно-семейном праве являлись разрешением для заключения брака. Выдавались они архиереями, соборными протопопами и церковными старостами на имя приходского священника на руки вступающих в брак и этим обстоятельством объясняется то, что они почти не откладывались в учрежденческих архивах и являются редким источником.
При заключении браков взималось венечная пошлина, с целью учета которой в духовных правлениях велись специальные книги венечных пошлин. Существенным недостатком этого источника являлось отсутствие указаний на возраст новобрачных и даты совершения обряда. В остальном они могут восполнить лакуны метрических книг о браке.
i.gif Свое существование венечные памяти и книги венечных сборов закончили с отменой Екатериной II венечных пошлин в 1765 г.

Брачным обыском назывался письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления неродства вступающих в брак. Акты эти были введены в 1765 г. Их форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память или знамя - так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г.
В конце XIX - начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название - предбрачные свидетельства.
Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие чин, семейное положение.
Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий.

Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием "брачные документы". Однако в практике небольших приходских церквей нередко можно встретить брачные документы в обыскных книгах. В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись отдельно.

Полный набор документов, прилагаемых к обыску был следующим:
- прошение о вступлении в брак;
- разрешение начальства (с подписью и печатью);
- свидетельство или удостоверение о разрешении на вступление в брак жениху, выданное купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим сословиям;
- паспорта, если жених или невеста были из другого прихода;
- метрическое свидетельство о рождении;
- свидетельство об исповеди и причастии;
- свидетельство об оглашении с подписями причта и церковной печатью;
- свидетельство о номере брака после вдовства или развода;
- указ консистории о разрешении повенчать 3-й брак (с 1840 г.);
- указ консистории о расторжении предыдущего брака и разрешении вступить в новый;
- свидетельство о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому минул 21 год;
- показание - обязательство для иноверцев при вступлении в брак с православными соблюдать законы Российской империи.

Кроме перечисленных документов в каждом конкретном случае при заключении брака могли потребоваться и другие, поэтому в книгах брачных документов встречаются 1. свидетельства о смерти одного из супругов при вступлении во второй брак другого;
2. о принадлежности вступающих в брак к определенным сословиям;
3. об окончании учебных заведений и др.

Записи о бракосочетавшихся включались во вторую часть метрических книг. Содержание записей зависело от исповедания. У православных запись о браке включала: имена жениха и невесты и родителей, возраст вступающих в брак, время совершения брака, кто его совершал, указывались также свидетели и поручители, которые по желанию могли подписать акт; у мусульман в записи указывались только имена супругов, родителей и свидетелей, время брака и условия договора между родителями.

На основании записей в метрических книгах выдавались метрические свидетельства и выписи из метрических книг.

Документы о разводе, содержащие генеалогическую информацию, немногочисленны, а набор документов в бракоразводных делах соответствовал каждому определенному случаю.
Обязательными в них были:
а) прошение о расторжении брака;
б) метрическое свидетельство о браке;
в) метрические свидетельства о рождении детей;
г) решение духовного суда расторжении брака.

После расторжения брака в метрических книгах, паспортах и других документах делались отметки об изменении семейного положения данного лица. Собственно бракоразводным документом являлось решение духовного суда (или протокол) о расторжении брака.
В нем содержались следующие данные: фамилии, имена, отчества супругов, их сословие, должность, чин, сведения о детях (пол, возраст) место жительства.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407
[q]
Основные вехи жизни человека
4. сословие, звание, чин, титул
[/q]

file.php?fid=751692&key=417712488


Сословие, звание, чин, титул

Основные положения о сословиях Российской империи
С создания Русского централизованного государства и вплоть до 1917 г. в России существовали сословия, границы между которыми, а также их права и обязанности законодательно определялись и регулировались правительством. Первоначально, в XVI-XVII вв. на Руси были сравнительно многочисленные сословные группы со слабо развитой корпоративной организацией и не очень четкими разграничениями между собою в правах.

В дальнейшем, в ходе петровских реформ, а также в результате законодательной деятельности преемников Петра I, в особенности Екатерины II, произошла консолидация сословий, формирование сословно-корпоративных организаций и учреждений, стали более четкими межсословные перегородки. При этом специфику российского общества составляли более широкие, чем во многих других европейских странах, возможности перехода из одного сословия в другое, в том числе повышения сословного статуса через государственную службу, а также широкое включение в состав привилегированных сословий представителей вошедших в Россию народов.

См. сообщение 1 раздела
См. сообщение 2 раздела

После реформ 1860-х гг. сословные различия стали постепенно сглаживаться, а после Февральской революции 1917 г. вопрос об отмене сословий был поставлен в повестку дня и готовился Временным правительством. Всесословный характер будущей Российской республики должен был быть определен Учредительным собранием. Но еще в августе 1917 г. был подтвержден, вплоть до законодательного разрешения вопроса, прежний порядок внесения в метрические записи о рождении сведений о сословном происхождении.

i.gif Официальное упразднение сословий осуществили большевики.
Все сословия Российской империи делились на привилегированные и податные. Различия между ними заключались в правах на государственную службу и чинопроизводство, правах на участие в государственном управлении, правах на самоуправление, правах по суду и отбыванию наказания, правах на собственность и торгово-промышленную деятельность и, наконец, правах на получение образования.

Сословное положение каждого российского подданного определялось его происхождением (по рождению), а также его служебным положением, образованием и родом занятий (имущественным положением), т.е. могло изменяться в зависимости от продвижения на государственной - военной или гражданской - службе, получения ордена за служебные и внеслужебные заслуги, окончания высшего учебного заведения, диплом которого давал права на переход в высшее сословие, и успешной торгово-промышленной деятельности. Для женщин повышение сословного статуса было возможно также путем брака с представителем более высокого сословия.

Государство поощряло наследование профессий, что проявлялось в стремлении дать возможность получения специального образования за счет казны, в первую очередь детям специалистов данного профиля (горных инженеров, например). Так как жестких границ между сословиями не существовало, их представители могли переходить из одного сословия в другое: с помощью службы, награды, образования, успешного ведения какого-либо дела. Для крепостных крестьян, например, отдавать детей в учебные заведения означало свободное состояние для них в будущем.

Функции по охране и удостоверению прав и привилегий всех сословий принадлежали исключительно Сенату. Он рассматривал дела о доказательстве сословных прав от дельных лиц и о переходе из одного состояния в другое. Особенно много дел отложилось в фонде Сената по охране прав дворянства. Он рассматривал доказательства и утверждал в правах на дворянское достоинство и на почетные титулы князей, графов и баронов, выдавал грамоты, дипломы и другие акты, удостоверявшие эти права, составлялись гербы и гербовники дворянских родов и городов; ведал делами о производстве за выслугу лет в гражданские чины до пятого класса включительно.
С 1832 г. на Сенат было возложено причисление к почетному гражданству (личному и потомственному) и выдача соответствующих грамот и свидетельств.
Сенат осуществлял также контроль за деятельностью дворянских депутатских собраний, городских, купеческих, мещанских и ремесленных обществ.
Основные этапы истории российских сословий, способы определения принадлежности к ним и пути к "сопричислению", их права и обязанности целесообразно рассматривать в отдельности по каждому сословию.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (1)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7772
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13407
КРЕСТЬЯНСТВО

Крестьянство, как в Московской Руси, так и в Российской империи, было низшим податным сословием, составлявшим подавляющее большинство населения.
В 1721 г. различные группы зависимого населения были объединены в укрупненные категории
- казенных (государственных),
- дворцовых,
- монастырских
- помещичьих крестьян.

При этом в категорию казенных попали бывшие черносошные, ясачные и т.п. крестьяне.
Всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям. Дворцовые крестьяне находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 г. они образовали категорию так называемых удельных крестьян. Монастырские крестьяне после секуляризации образовали категорию так называемых экономических (поскольку до 1782 г. подчинялись Коллегии экономии). Не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью. В число владельческих (помещичьих) крестьян попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет.
Среди помещичьих крестьян различались
- пашенные крестьяне,
- барщинные и оброчные
- дворовые;
i.gif Переход из одной группы в другую зависел от воли владельца.

Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Единственными гарантиями помещичьих крестьян от произвола владельцев было то, что закон охранял их жизнь (право телесного наказания принадлежало владельцу), с 1797 г. действовал закон о трехдневной барщине, формально не ограничивающий барщину 3 днями, но на практике, как правило, применявшийся. В I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п. Для государственных крестьян возможности были несколько большие: право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии).

После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины. Признаками сословного неполноправия крестьян оставалась подушная подать, отмененная лишь в нач. XX в., подсудность их по мелким делам особому волостному суду, сохранившему, даже после отмены телесных наказаний по общему законодательству, розги в качестве меры наказания, а по ряду административных и судебных дел - земским начальникам.
После того, как в 1906 г. крестьяне получили право свободного выхода из общины и право частной собственности на землю, их сословная обособленность уменьшилась.

Важным документом, содержащим генеалогическую информацию являлись посемейные списки, которые составлялись на лиц податных сословий (крестьян и мещан). Велись они с 1858 г. казенными палатами и волостными правлениями. Особое значение приобрели в связи с новым уставом о воинской повинности от 1 января 1874 г. отменившим рекрутскую систему и предписывавшим составление призывных списков лиц податных сословий по посемейным спискам. С этого же времени ежегодно приходские священники сверяли крестьянские посемейные списки с метрическимим книгами, а с 1885 г. эта обязанность была возложена на волостных старшин и писарей, поэтому списки лиц мужского пола, которым исполнялось в очередном году 20 лет, со сведениями о составе их семей откладывались в волостном правлении.
i.gif Описные книги удельных крестьян хранятся в РГИА. Ф. 515.
Раз составленный посемейный список дополнялся новой информацией на протяжении многих лет, а когда внесение новых поправок становилось затруднительным, заводили новый. Поэтому в фондах волостных правлений можно найти 3-4 посемейных списка.

Формуляр посемейного списка, отпечатанный типографским способом имел 11 граф.
Он во многом похож на формуляр ревизской сказки 7-10 ревизий.

- В графе 1 обозначался N семьи по порядку,
- во 2-й - N семьи по последней ревизской сказке.
- Графы 3-8 заполнялись сведениями о мужской части семьи.
- Графа 3: прозвание (или фамилия), имя и отчество главы семьи и имена его сыновей, внуков, братьев с сыновьями, проживавших совместно.
- Графы 4-6 показывали возраст мужчин (год, месяц и день рождения) - на 1 января текущего года.
- В графу 7 вносились сведения о том, в каком году умер член семьи, имя и количество лет вновь родившегося.
- Графа 8 указывала начало поступления на действительную службу, ее окончание, перечисление в запас и т.д.
- Графа 9 указывала имена и отчества жен (кто муж) и имена дочерей.
- Графа 10 указывала факты замужества и смерти женщин.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (4)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Tomilina
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Генеалогия: общие вопросы » 🚻Генеалогическая карточка и досье на персону [тема №26805]
Вверх ⇈