Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
[q]
Темы раздела -
Указатель документов в Алфавитном порядке [Справочник] https://forum.vgd.ru/24/39073/
Генеалогическая карточка и досье на персону https://forum.vgd.ru/24/26805/
Особенности дореволюционного генеалогического поиска https://forum.vgd.ru/24/74292/
Персональные данные (ПД) о гос. служащих имперской России https://forum.vgd.ru/24/123254/
Сроки временного хранения документов архивного фонда РФ https://forum.vgd.ru/24/25667/
Сословные документы https://forum.vgd.ru/24/118345/
Генеалогия в Российской империи https://forum.vgd.ru/24/3730/
Белорусская генеалогия https://forum.vgd.ru/24/123267/
Виды генеалогических документов https://forum.vgd.ru/24/123356/
Поиск генеалогической информации по ПРИКАЗАМ (Русское государство XVI и XVII веков) https://forum.vgd.ru/24/3724/
Смена фамилии до 1917 года https://forum.vgd.ru/24/123854/
Усыновление до 1917 года и после 1917 https://forum.vgd.ru/24/123945/
АЛГОРИТМ поиска. Поиск по Сибири. https://forum.vgd.ru/24/108687/
АЛГОРИТМ поиска по Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/24/137577/
"Солдатское" сословие https://forum.vgd.ru/24/139644/
Гл. I. О браке между лицами Православного исповедания (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139646/
Гл. II. О браках Христиан не православного исповедания между (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139647/
Гл. III. О браках нехристиан между собою и с Христианами (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139650/
Гл. IV. О правах и обязанностях, от супружества возникающих (О союзе брачном) https://forum.vgd.ru/24/139648/
Гл.I. О детях законных, незаконных, узаконенных и усыновленных https://forum.vgd.ru/24/139653/
Гл. II. О власти родительской https://forum.vgd.ru/24/139680/
Гл. III. О союзе родственном https://forum.vgd.ru/24/139683/
Гл. I. Об опеке и попечительстве над несовершеннолетними https://forum.vgd.ru/24/139684/
Гл. II. Об опеке над безумными, сумасшедшими, глухонемыми и немыми https://forum.vgd.ru/24/139685/
Детдомовцы https://forum.vgd.ru/24/170621/
[/q]

🚻Генеалогическая карточка и досье на персону

Основные вехи жизни человека. (Информативная тема. Пояснения в помощь новичкам..)

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Tomilina
frato
ушел из жизни 29.07.2022

Донецкая обл.
Сообщений: 1855
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1883
Основные вехи жизни человека


1. рождение, крещение, усыновление; Перепост
Метрические книги Перепост
Дети законные, от браков недействительных, внебрачные, узаконенные и усыновленные. Перепост
Усыновление Перепост

2. место жительства Перепост
Административно-территориальное деление России XV-нач. XX вв. Перепост
Городское общество XV - XVII вв. Перепост
Миграция населения по территории России XVI - начала XX вв. Перепост
Ссылка политическая в России Перепост
Характеристика архивных источников генеалогической информации о месте жительства. Перепост
Ревизский учет населения ( 1718-1858 гг.), перепись населения. Перепост
Ревизская сказка Перепост
Переписные листы первой всеобщей переписи населения 1897 г. Перепост
Документы административного учета населения XVIII - начала XX в. Перепост
Документы полицейского учета конца XVII - начала XX вв. Перепост
Документы полицейского учета иностранцев.Перепост
Документы церковного учета. Перепост
Исповедная ведомость Перепост
Документы надзора и сыска. Перепост
Документы о переселении населения середины XIX - начала XX вв. Перепост

3. брак, развод Перепост
Основные положения брачного законодательства. Перепост
Условия законности и действительности брака Перепост
Законные препятствия к браку. Перепост
СЛОВАРЬ НАИМЕНОВАНИЙ И ПОНЯТИЙ КРОВНОГО И ДУХОВНОГО РОДСТВА И СВОЙСТВА Перепост
Иноверие Перепост
Особые случаи.Перепост
Браковенчание. Перепост
О браках незаконных и недействительных. Перепост
Развод, прекращение брака Перепост
Документы о браке и разводе. Перепост

4. сословие, звание, чин, титул Перепост
Основные положения о сословиях Российской империи Перепост
Крестьянство Перепост
Мещанство Перепост
Цеховые (ремесленники) Перепост
Купечество Перепост
Духовенство Перепост
Дворянство Перепост
Приобретение и подтверждение прав дворянства Перепост
Почетное гражданство Перепост
Казачество Перепост

5. образование Перепост
Народное образование в России XVII-XVIII вв. Перепост
Органы управления народным образованием в XIX в. Перепост
Типы учебных заведений, существовавших в России в сер.XIX - нач.XX вв. Перепост
Документы об образовании, содержащие генеалогическую информацию. Перепост

6. служба Перепост
"Служилые люди" в XVI-XVII вв. в архивных источниках генеалогической информации этого периода. Перепост
Государственная служба в России XVIII в. - нач. XX в. Перепост
Правительственные учреждения, осуществляющие надзор за гражданской службой. Перепост
Архивные источники генеалогической информации о гражданской службе. Перепост
Клировые ведомости Перепост
Послужные списки чиновников Перепост
Военная служба в XVII - нач. XX вв. Перепост
Порядок прохождения военной службы. Перепост
Государственные учреждения, осуществляющие надзор за военной службой. Перепост
Архивные источники генеалогической информации о военной службе. Перепост

7. имуществоПерепост
Имущественные документы Перепост

8. смерть, погребениеПерепост
Архивные документы о смерти и погребении Перепост

Указатель документов в Алфавитном порядке [Справочник] https://forum.vgd.ru/24/39073/
Лайк (8)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341
2.
Ревизский учет населения ( 1718-1858 гг.), перепись населения.

В XVIII - 1-й половине XIX вв. основной формой учета податного и значительной части неподатного населения России являлся ревизский учет.

Ревизская сказка

- документ, на основании которого производилось взимание подушной подати в России XVIII-XIX вв. В ревизской сказке содержались сведения об одном лице или ряде лиц, составляющих одну семью. На основании каждой поданной сказки в ходе ревизии составлялись сводные ревизские сказки, содержащие суммарные сведения отдельных сказок по селениям, волостям, станам и уездам. В них последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на определенной территории. Ревизские сказки, как правило, составлялись и подавались в имениях - помещиками или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян - старостами и другими должностными лицами, отвечающими за своевременное проведение ревизий, в городах - представителями городского управления.

Ревизиями в XVIII-XIX вв. назывались переписи податного населения, подлежащего подушному обложению и воинской повинности. При Петре I все население было разделено на податное и неподатное. Свободными от податей были потомственные и личные дворяне, духовенство (освобождение распространялось только на лиц, занимающих штатные должности и их детей), все лица, состоящие на государственной службе, придворные служители, медики, маклеры, лица, получившие ученые степени, купцы, почетные граждане, "обельные вотчинники" в Олонецкой губернии, коробовские белопашцы в Костромской губернии.

К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. По собственному желанию к податному сословию причислялись лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избирать род жизни (дети чиновников, причетников). Обязательному включению в состав податного сословия подлежали лица, пропущенные по ревизии, возвратившиеся из побегов; лица, у которых истек срок льготы освобождения от подушной подати; лица, возвратившиеся в податное сословие (например, монахи, оставившие свой сан).

С 1718 по 1858 гг. было проведено 10 ревизий:

1 - 1718-1727 гг.
2 - 1743-1747 гг.
3 - 1761-1767 гг.
4 - 1781-1782 гг.
5 - 1794-1795 гг.
6 - 1811 г.
7 - 1815 г.
8 - 1833 г.
9 - 1850 г.
10 - 1851-1858 гг.


Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию, имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и "работных людей" с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям - национальность; по 1 ревизии - физические недостатки ("увечен", "слеп").

С 3 ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10 ревизии.

Начиная с 3 ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского и женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства). В формуляр сказки 7 ревизии для некоторых категорий населения вносятся сведения о специальности; сведения о женском поле выделены и составили правую часть сказки.

Переписные листы первой всеобщей переписи населения 1897 г.

Первые экземпляры переписных листов направлялись в Главную переписную комиссию (РГИА), вторые экземпляры оставались в губернских земских управах, а третьи - в волостных правлениях.

Формуляр бланка полного переписного листа состоял из 14 граф:

1. Фамилия (прозвище), имя, отчество или имена, если их несколько. Отметка о тех, кто окажется: слепым на оба глаза, немым, глухонемым или умалишенным.
2. Пол.
3. Как записанный приходится главе хозяйства и главе своей семьи.
4. Сколько минуло лет или месяцев от роду.
5. Холост, женат, вдов или разведен.
6. Сословие, состояние или звание.
7. Родился ли ЗДЕСЬ, а если не здесь, то где именно? (Губерния, уезд, город).
8. Приписан ли ЗДЕСЬ, а если не здесь, то где именно? (Для лиц, обязанных припискою).
9. Где обыкновенно проживает: здесь ли, а если не здесь, то где именно? (Губерния, уезд, город).
10. Отметка об отсутствии, отлучке и о временном здесь пребывании.
11. Вероисповедание.
12. Родной язык.
13. Грамотность: а) умеет ли читать? б) где обучается, обучался или окончил курс образования?
14. Занятие, ремесло, промысел, должность или служба: а) главное, т.е. то, которое доставляет главные средства для существования; б1) побочное или вспомогательное; б2) положение по воинской повинности.

i.gif При заполнении переписного листа первым всегда указывали хозяина, степень родства всех остальных членов, семьи по отношению к нему: жена, сыновья, дочери (или дети по старшинству), мужья и жены детей, внуки, престарелые отец и мать, братья, сестры, племянники, дядья, тетки и т.д. Для снох, внуков и племянников имелись дополнительные отсылочные указания о внутрисемейном родстве: жена N2, сын или дочь N3.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (5)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341
Документы административного учета населения XVIII - начала XX в.

Городовая (городская) обывательская книга. Под городскими обывателями согласно "Грамоте на права и выходы городов Российской империи" от 25 апреля 1785 г. понимались все те, кто постоянно там проживал и имел в городе недвижимую собственность. Каждый городской обыватель записывался в алфавитном порядке в городскую обывательскую книгу. В ней указывались: фамилия, имя, отчество, звание, чин, сословие; семейное положение - имя, отчество жены; дети - пол, имена; место жительства, служба, промысел. Книга состояла из шести частей.

В первую часть вносились данные о "настоящих городовых обывателях" - тех, кто владел недвижимостью в черте города независимо от их сословного положения.
Во вторую часть - купцы трех гильдий; запись в гильдии была позволена всем, объявившим капитал, независимо от происхождения или прежнего занятия.
В третью часть - все записавшиеся в цехи (цеховые ремесленники) - мастера, подмастерья, ученики различных ремесел.
В четвертую часть - иногородние жители и иностранные гости, приписавшиеся к городам для мещанских занятий и работ по разным промыслам.
В пятую часть - именитые граждане, распределявшиеся на семь разрядов: а) служившие по выборам в городских должностях, получившие звание степенных и вновь занявшие определенные должности; б) ученые, имевшие академические и университетские аттестаты; в) художники, архитекторы, живописцы, скульпторы, композиторы, имеющие академические свидетельства; г) капиталисты, объявившие капитал от 50 и более тысяч, банкиры, объявившие капитал от 100 до 200 тысяч; д) оптовые торговцы; е) кораблехозяева.
В шестую часть - посадские (старожилы) города, занимающиеся промыслами, рукоделиями и не принадлежащие ни к одному из предшествующих разрядов.

1 января 1807 г. для купечества было установлено новое звание первостатейных купцов. Существовавшее ранее звание именитых граждан было отменено для купечества и оставлено для ученых и художников.
В 1832 г. исчезли звания первостатейных купцов и именитых граждан. Установлено новое сословие почетных граждан, разделенное на личное и потомственное гражданство.
В 1846 г. было издано новое положение об общественном управлении (Петербурга).

Лица, входящие в состав городского общества, разделялись на пять разрядов:
а) потомственные дворяне, владеющие в столицах недвижимой собственностью;
б) личные дворяне, почетные граждане и разночинцы (ученые, художники, артисты и другие лица, не имевшие ни личного дворянства, ни почетного гражданства, но имеющие с ними равные права), владеющие такой собственностью;
в) купцы всех трех гильдий;
г) столичные мещане (не записанные в цехи);
д) столичные ремесленники или мещане, записанные в цехи на неограниченное время.
К городскому обществу были причислены иногородние лица, занимающиеся в столице торговлей, промыслами, ремеслами.

Книга домовая. Составлялась в каждой из полицейских частей города частными приставами. Содержала следующие сведения: фамилия, имя, отчество, чин, звание, место жительства, состав семьи.
Регистрационная книга для записи крестьян деревни. Составлялась в волостном правлении начиная с 90-х гг. XVIII в. Содержала сведения о крестьянах каждой деревни: фамилия, имя, отчество, звание, род занятий, семейное положение, дата рождения, место рождения, дата смерти, образование.
Книга о разделе крестьян. Составлялась в волостном правлении на основе ходатайств крестьянских семей, желающих разделиться. Содержала сведения: фамилии, имена, отчества членов разделившихся семей, фамилии, имена родственников, указание о месте жительства.
Списки приписанных к заводу (фабрике.) крестьян. Предположительно составлялись с 1721 г., когда фабриканты и заводчики не дворянского происхождения получили право приобретать крепостных людей с тем условием, чтобы крестьяне числились при фабриках и заводах. В списках указывались следующие данные о крестьянах: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, степень родства.
Списки жилых корпусов при заводе (фабрике). В них поименно перечислялись проживающие там рабочие, указывалась их сословная принадлежность, возраст, место жительства, семейное положение, рабочий стаж и зарплата. Составлялись в конторах владельцев фабрик и заводов.
Ведомости мещанских управ о мещанах,принадлежащих расколу.Составлялись предположительно с середины 40-х гг. XIX в. Содержали следующие данные: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, родственники, какая секта, когда стал в раскол.
Ведомость о прибывшем на жительство еврее. Составлялась в уездном полицейском управлении и направлялась в губернское правление. Содержала информацию: фамилия, имя, отчество, звание, возраст, сведения о няне, детях, если они были при нем, образование, ученая степень.
Список прибывших на жительство евреев. Представлялся на основании предписания от 17.08.1893 г. в губернское правление от уездного исправника. Содержал следующую информацию: имя, фамилия, звание, возраст, род занятий, сведения о семье, род занятий членов семьи, имущественное положение.
Алфавитная книга для записи евреев содержала информацию: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, место жительства. Существовали книги и с более подробной информацией: фамилия, имя, отчество, состав семьи, возраст, место жительства, сведения о перемещениях.
Алфавитная книга для записи раскольников содержала информацию: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, место жительства.
Алфавит жителей содержал информацию: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, возраст, место жительства, состав семьи, род занятий.
Список жителей уезда содержал информацию: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, звание.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (5)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341
Документы полицейского учета конца XVII - начала XX вв.

Проезжая грамота. В общее правило были введены Петром I по указу от 30 октября 1719 г. в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности. Начало использования проезжих грамот для передвижения внутри страны было положено еще в Смутное время. Содержала сведения о лице(ах), его (их) имена, фамилии, откуда выехал(и), куда направляется (ются), место жительства, характеристика его (их) рода деятельности, иногда сведения об отце.

Паспорт - документ, с помощью которого удостоверялась личность отлучающихся с места постоянного жительства лиц, а также иностранцев. В нем обозначались фамилия, имя, отчество, род занятий, возраст, вероисповедание, место жительства, сословная принадлежность, приметы лица, а также место отъезда (путешествия), его продолжительность и цель. С 1763 г. паспорт имел фискальное значение как средство для сбора паспортных пошлин. С апреля 1897 г. законом уничтожалось фискальное значение паспорта, он сохранил функции полицейские и податные.

В 1903 г. был издан "Устав о паспортах", по которому все проживающие по мету постоянного жительства, не обязывались иметь паспорта. Под постоянным местом жительства понималось: для дворян, купцов, чиновников, почетных граждан и разночинцев - место, где они имели недвижимое имущество или домашнее обзаведение, или были заняты по службе; для мещан и ремесленников - город или местечко, где они были причислены к мещанскому или ремесленному обществу; для крестьян - сельское общество или волость, к которой они были приписаны. На фабриках, заводах, мануфактурах и горных промыслах, на которые распространялось действие правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности все рабочие обязаны были иметь паспорта, даже в случаях, когда предприятие находилось в месте постоянного жительства этих рабочих.

Не надо было получать паспорта в тех случаях, когда люди отлучались с постоянного места жительства в пределах своего уезда или за него, но не далее чем на 50 верст и на срок не более полугода. Также можно было наниматься на сельские работы без ограничения срока отлучки и не получать паспорт, если работать приходилось в соседних со своим уездом волостях.

В остальных случаях при перемене места постоянного жительства выдавались паспорта: бессрочные - не служащим дворянам; уволенный с государственной службы; офицерам запаса; почетным гражданам; купцам и разночинцам; пятилетние - мещанам, ремесленникам и сельским обывателям. Если за последними числились недоимки по общественным, государственным, земским или мирским сборам, паспорта выдавались только с согласия обществ, к которым они были приписаны. Однако и в этих случаях ремесленники, мещане и сельские обыватели могли получить паспорт на срок до одного года, но возобновлять его могли только с согласия общества.

Лица мужского пола до 17-летнего возраста, не состоявшие на государственной службе, и женского пола до 21-летнего возраста могли получить самостоятельные паспорта только с согласия своих родителей и опекунов, в паспорта которых они были внесены. Замужние женщины получали паспорта только для тех, чьи мужья находились в безвестном отсутствии, в местах заключения, ссылке или страдали умопомешательством.

Членам крестьянских семей, в том числе совершеннолетним, паспорта выдавались и возобновлялись только с согласия хозяина крестьянского двора. Без его согласия паспорта могли быть выданы только по распоряжению земского или крестьянского начальника или других высокопоставленных лиц. Учащиеся учебных заведений вместо паспортов выдавалось особое бесплатное свидетельство. Высланным за нищенство паспорта выдавались не ранее двух лет по истечении времени высылки.

Отбывшие наказание в исправительно-арестантских отделениях, тюрьмах и крепостях в соответствии с Уложением о наказаниях отдавались под особый надзор полиции. Этим лицам паспорта выдавались с разрешения полиции, а в паспортах делалась отметка о судимости их владельцев.

Неслужащим дворянам, лицам, уволенным от государственной службы, офицерским чинам и чиновникам запаса, почетным гражданам, купцам и разночинцам выдавались полицейскими управлениями, в столицах - участковыми приставами - бессрочные паспорта.
Лицам, состоящим на государственной службе, духовенству всех вероисповеданий, кроме римско-католического, паспорта выдавались по месту служения или от духовных властей.
Мещане, ремесленники и сельские обыватели получали от мещанских и ремесленных управ через волостных старшин паспорта на 5 лет с согласия общества, 1 год, 6 месяцев, 3 месяца без его согласия. Паспорта выдавались на общих основаниях раскольникам всех сект, кроме скопцов. Учет раскольников производился частными приставами.

Вид на жительство существовал наряду с паспортами и выдавался в местах постоянного проживания главе семьи, на крестьянский двор. В 1894 г. было принято положение о видах на жительство. В вид на жительство вносились жена получателя и могли вноситься сыновья и мужского пола родственники, приемыши и опекаемые до достижения 18 лет, дочери до 21 года, лица преклонного возраста или те, кто по состоянию здоровья не могли обходиться без посторонней помощи. Лица мужского пола, не достигшие 17-летнего возраста, женского пола, не достигшие 21 года, могли получать отдельные виды на жительство только по просьбе родителей. В этом случае оформлялся отпускной билет, в котором формулировались цель, например, об отпуске для театральной деятельности по контракту, указывались: фамилия, имя, отчество отпускаемого лица, возраст, пол, место жительства, характеристика лица, сведения о родителях: фамилия, имя, сословная принадлежность, чин, должность.

По закону 1897 г. по распоряжению губернатора, градоначальника или обер-полицмейстера отдельный вид на жительство мог быть выдан жене лица, находящегося в безвестном отсутствии или страдающего умопомешательством, или по другим причинам. Не отделенным членам крестьянских семейств, даже совершеннолетним, отдельный вид на жительство мог быть выдан только с согласия хозяина крестьянского двора или по распоряжению земского начальства (мирового посредника).

В 1844 г. полицмейстерам указывалось заводить книги (подобно метрическим) в старообрядческих церквях и выдавать свидетельства о рождении и смерти. Именные списки (о родившихся и умерших) должны были представляться к обер-полицмейстеру. Надзор за записями совершался частными приставами, которые подписывали метрические записи. Наряду с этим раскольникам выдавались свидетельства (фамилия, имя, отчество, место жительства, родственники, проживающие с ним) по квартальным домовым книгам (вероятно, вместо вида на жительство).

В 1918 г. паспортная система применялась советской властью против нетрудящегося населения. В период гражданской войны была введена общегражданская трудовая книжка в связи с введением трудовой повинности.

Паспорт заграничный. Поездки за границу в допетровской России были осложнены тем, что через пограничные заставы отдельных территорий никто не мог проехать без проезжей грамоты местного воеводы. При Петре I поездки за границу для ученья стали нормой. Павел I поездки молодых людей за границу воспретил в целях охраны от революционных идей. По закону 18 февраля 1831 г. при Николае I молодые люди от 10 до 18 лет обязаны были жить в России. Если это условие нарушалось, они теряли право поступления на государственную службу. Заграничные паспорта выдавались главными начальниками края: губернаторами, градоначальниками, после того, как полиция удостоверяла благонадежность лица. Удостоверение полиции могло заменяться ручательством благонадежных лиц. Русским подданным разрешалось пребывание за границе в течение 5 лет, русским купцам, торгующим на востоке - 7 лет. В паспорте содержались следующие данные о лице: фамилия, имя, отчество, возраст, вероисповедание, занятие, место жительства, приметы лица, цель и место путешествия.

Прошение о выдаче отдельного вида на жительство. Подавались на имя генерал-губернатора, градоначальника, обер-полицмейстера. В них сообщалась причина, по которой был необходим отдельный вид на жительство (развод, смерть мужа, тяжелая болезнь мужа и др.), фамилия, имя, отчество мужа и жены, место жительства.

Паспортная книга. Составлялась частными приставами, на крестьян - в волостных правлениях. В них содержались следующие сведения: фамилия, имя, отчество, звание, возраст, вероисповедание, семейное положение - состав семьи. Встречаются и другие варианты паспортных книг, где указаны такие данные: номер дома, фамилия, имя, отчество, звание, откуда прибыл, когда дан паспорт, в чьем доме живет, вид на торговлю, ремесло, когда и куда убыл.

Книги записи (учета) паспортов заводились в местах выдачи паспортов: по месту службы лиц, состоящих на государственной службе, духовенству - духовных учреждениях, полицейских управлениях, мещанских и ремесленных управах и т.д. В них могли записываться следующие сведения о лице, получившем паспорт: фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, звание, семейное положение, приметы, (место жительства).

Свидетельство (удостоверение) об отпуске на волю крепостных людей. Содержали следующие сведения: дата документа, место события, фамилию, имя, возраст, описание (рост, волосы, брови, глаза и т.д.), сведения о жене, если отпускаемый на волю был женат: фамилия, имя, возраст, описание жены, далее указывались сведения о лице, кому ранее принадлежали крепостные люди: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, чин, иногда степень родства.
Например: "Авдотья Петрова Корнилова, 27 лет, девица, рост: 2 аршина 3 вершка, волосы и брови русые, глаза желтосерые, нос средний, рот о подбородок обыкновенные, лицо чистое, бывшая крепостная крестьянка Нижегородской губернии, Горбатовского уезда, деревни Новь обер-камергера графа Николая Петровича Шереметева. Дата события 07.04.1844, место - С.-Петербург

Документы полицейского учета иностранцев.

Проезжая грамота (проезжий лист). В России уже в период Московского государства приезд иностранцев был невозможен без разрешения высшего правительства. Пограничные воеводы могли пропускать иностранца в пределы государства лишь по проезжим грамотам. В них предписывалось пограничным воеводам пропускать иностранца, указывалось место приезда, национальность, фамилия, имя, цель приезда.
Подорожная. Имела такое же значение, как и проезжая грамота. Выдавалась на проезд иностранцев в Россию по месту жительства высшими должностными лицами (например: Подорожная, выданная курфюрстом Бранденбургским 2-м инженерам и 4-м огнестрельным мастерам на проезд их в Россию). В документе указывались имена и фамилии иностранцев, состав семьи, если они выезжали с семьей, чин, звание, место назначения, цель поездки. По прибытии в Москву иностранцев допрашивали в Посольском приказе, оформлялись "распроссные речи", в которых иностранец сообщал место рождения, место жительства, сведения об отце: место жительства, чем занимается; сведения об образовании, продвижении по службе и последнее место службы. "Распроссные речи" подписывались опрашиваемым лицом. Например: "Георгий Эрнст сказал, сто отец его и он родом из Бранденбургских земель, и родился он, Георгий, в самом столичном городе Берлине, и отец его в Бранденбургской земле в городе Франкфурте (...), а он, Георгий, своей инженерной науке учился (...) у математика надворного Лагефелта, год, да в городе Динборне в академии..." и т.д.
Вид для отъезда (на свободный проезд до ... (место назначения) иностранцев). Выдавался иностранным отделением при военном губернаторе. Содержал информацию: фамилия, имя, подданство, род занятий, возраст, приметы (рост, брови, глаза, нос и т.д.).
Ведомость об иностранцах, принявших русское подданство. Составлялась ежемесячно в губернских правлениях, сводились за год и представлялись ежегодно в е.и.в. канцелярию. Содержала следующие данные: фамилия, имя, отчество, семейное положение, сведения о детях (их имена), звание, к какому причислен сословию.
Книга для записи иностранцев,принявших подданство России и исключенных из подданства России. Составлялась ежегодно и содержала следующую информацию: фамилия, имя, отчество, семейное положение, сведения о детях, звание, место службы.
Анкета (сведения о прибывших и выбывших иностранцах) составлялась в годы 1-й мировой войны 1914-1917 гг. в полицейских управлениях и содержали информацию: фамилия, имя, отчество, вероисповедание, национальность, состав семьи, сведения об имущественном положении, место жительства, подданство.
Списки подданных держав воюющих с Россией. Содержали данные в основном об австрийских и германских подданных: фамилия, имя, возраст, состав семьи, куда выехали. Составлялись в полицейских управлениях в годы 1-й мировой войны.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (4)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341
ИСПОВЕДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Документы церковного учета.

К такого рода документам относятся исповедные книги, списки, тетради, ведомости, учитывающие монашествующих и послушников в монастырях и пустынях, различного рода свидетельства и выписи лицам иноверного исповедания.

Первая инструкция о ведении исповедных росписей (ведомостей) относится к 1697 г., форма их была первоначально самой простой:
каждый причт обязан был вести у себя три именных списка:
в первый вносились все прихожане, бывшие у исповеди,
во второй - не бывшие,
в третий - раскольники.

i.gif Форму исповедных ведомостей (сохранившуюся до конца их существования практически неизменной) определил указ 1737 г.

Преимущественным временем исповеди был Великий пост. Тем, кто не успевал исповедоваться во время Великого поста, разрешалось сделать это в любое другое время. Как правило, это были посты Петра и Павла, Успенский и Рождественский.

Формуляр исповедных росписей был следующим:
в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов,
во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин.
(Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов; для супругов указывались имя и отчество, а для их детей - только имя.
Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых показывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге)..
далее показывалось отдельно для мужчин и для женщин количество лет на данный год каждого члена семьи.
В росписи вносили имена всех детей старше года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк.
Остальные графы генеалогической информации не содержали, а касались только исповеди.

Исповедную роспись подписывал не только настоятель храма, но и весь его причт.
i.gif Официально исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 г., НО! в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в фондах церквей, духовных правлений, епархиальных управлений и духовных консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период.

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (1)  |  Жалоба (1)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341
Документы надзора и сыска.


Анкета политически неблагонадежного. Массовый характер документ приобрел с конца 40-х гг. XIX в.
Содержала следующую информацию: фамилия, имя, отчество, звание, дата рождения, место жительства неблагонадежного лица и его родственников. Составлялась в полицейских управлениях, представлялась генерал-губернаторам.

Алфавит лицам (на год). Книга велась частными приставами каждой части города.
Состояла из 4-х частей.
В первую заносились сведения о лицах, которым "воспрещено жить в обоих столицах": фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, чин, звание, подданство.
Во вторую заносились сведения о живущих "пятиклассных особах": фамилия, имя, отчество, сведения о жене, сведения о детях, чин, служебное положение, место жительства, куда выбыл.
В третью заносились сведения о лицах, разыскиваемых по приказам и циркулярам обер-полицмейстера, а также о лицах, высланных из города: фамилия, имя, отчество, звание, цель розыска, приметы.
В четвертую часть заносились сведения о евреях: фамилия, имя, звание, сведения о семье, какой гильдии купец и какого цеха мастер или подмастерье, где проживает (дом), когда прибыл.

Ведомость о состоящих под надзором полиции. Составлялась еженедельно уездными исправниками и подавалась генерал-губернатору.
Содержала следующую информацию: фамилия, имя, отчество, чин, сословная принадлежность (для иностранцев - подданство), место жительства, род занятий, сведения о родственниках.

Ведомость о лицах, состоящих под надзором полиции (городовая). Представлялась генерал-губернаторам.
Содержала информацию: имя, фамилия, чин, звание, место рождения, возраст, род занятий, место жительства, семейное положение, если умер - сообщалось где и когда.

Книга на записку лиц, состоящих под надзором полиции по ... стану ... губернии. Направлялась в губернское правление из уездных полицейских управлений. Составлялась ежегодно.
Содержала следующие сведения: фамилия, имя, отчество, чин, звание, место рождения, возраст, место жительства, семейное положение, сведения о детях.

Книга записи лиц, находящихся под надзором полиции. Составлялась частными приставами.
Содержала сведения: фамилия, имя, отчество, чин, звание, какой губернии уроженец, возраст, род занятий, сведения о семье, куда выбыл (где умер и когда).

Статейный список
содержал сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, вероисповедание, национальность, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, образование, нахождение под судом, сведения о здоровье.
[q]
Этот документ составлялся на приговоренных к ссылке и каторжным работам. Сохранилось несколько вариантов статейный списков, которые отличаются по составу информации. В более поздних из них по времени составления встречаются фотографии арестантов. Наиболее полно этот вид документа представлен в фондах канцелярий губернаторов и губернских правлений.
i.gif МВД рассылало списки А1, А2, Б1, Б2, В, Г, Д, Е и Ж разыскиваемых лиц и 150 экз. розыскных карт:
а) список А1: социал-революционеры, максималисты и анархисты. Подлежат немедленному обыску и аресту;
б) А2: все остальные - тоже;
в) Б1 - установление наблюдения и надзора;
Б2 - иностранцы, высланные за границу безвозвратно;
г) В - сведения для опознания и установления личности;
д) Г - сведения о лицах, розыск которых подлежит прекращению;
е) Д - сведения о похищенных документах, найденных вещах;
ж) Е - о похищенном и утраченном оружии;
з) Ж - бумаги, драгоценности, разное имущество.

Сведения о лице.
а) подробно звание, год, месяц, число и место рождения, вероисповедание, профессия и последнее место службы;
б) звание, имя, отчество и фамилия отца и матери (также ее девичья фамилия), находятся ли в и где проживают. Если разыскиваемый - незаконнорожденный или усыновленный - отмечается особо;
в) братья, сестры и прочие известные родственники и где они проживают;
г) приметы;
д) имеется ли фотографическая карточка и не подвергался ли антропометрическому измерению или дактилоскопическому исследованию, где и когда;
е) последнее место жительства и преступная специальность или принадлежность к партии, например, социал-революционер, анархист, бундист и т.п., а если скрылся из под надзора, с места высылки или бежал из места заключения, то откуда, когда и при каких обстоятельствах;
ж) каким жандармским управлением или судебным учреждением или должностным лицом и где именно привлечен или по какому постановлению подвергнут высылке или надзору;
и) что надлежит сделать и кого именно уведомить по розыскании;
к) N делопроизводства Департамента, дело и год;
л) в чем именно или по каким статьям обвиняется, где именно, на какой срок и на каких условиях.

Открытый лист содержал: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, степень родства, сословие, нахождение под судом, сведения о здоровье.
Составлялся при переводе арестантов из одной тюрьмы в другую и на приговоренных к ссылке и каторжным работам. По составу информации существовало несколько вариантов открытых листов, сохранившихся в фондах канцелярий губернаторов и губернских правлений.
[/q]
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (1)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341
Документы о переселении населения середины XIX - начала XX вв.
i.gif Эти документы сохранились в фондах участковых земских начальников.

Список крестьян, ходатайствующих о переселении
со сведениями об их семейном и экономическом положении указывал: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, степень родства, сословие, владение землей и недвижимостью.

Списки переселенцев составлялись в переселенческих управлениях, а также в полицейских учреждениях, ведущих учет переселенцев и обеспечивающих выполнение государственной программы переселения населения. Предположительно массовым этот документ стал после 1843 г., когда переселение государственных крестьян приобрело государственное значение. С разными вариациями списки составлялись до 1920 г.
Содержали информацию: фамилия, имя, отчество переселенца, его возраст, семейное положение, степень родства (дети, родители, другие родственники).

Книги водворения. Заводились в переселенческих управлениях и других административно-полицейских учреждениях, ответственных за учет переселенцев.
Содержали информацию: фамилия, имя, отчество переселенца, его возраст, место рождения, место жительства, степень родства (дети,родители, другие родственники).

Прошение (ходатайство) о переселении. Подавалось в министерства внутренних дел или госимуществ, переселенческие управления. Можно предположить, что массовый характер приобрели после принятия Переселенческого закона в 1889 г.

Карточка переселенца. Составлялась предположительно начиная с 1906 г. в переселенческих управлениях.
Заключали в себе следующие данные: фамилия, имя, отчество, место рождения, место жительства, степень родства (дети, родители, другие родственники), владение землей, недвижимостью.

Проходной вид. Документ сформировался в конце 80-х гг. XIX в. и действовал до 1917 (?) г.
В нем указывались: фамилия, имя, отчество, возраст, место рождения, место жительства, состав семьи, сословная принадлежность, чин. Выполнял функции паспорта.

Увольнительное свидетельство. Документ имел, вероятно, такое же значение, как и паспорт или проходной вид.
Содержал следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, сословная принадлежность, нахождение под судом, особенности личности.

Билет (переселенца). Документ выполнял, видимо, такое же назначение как и проходной вид.
В нем можно найти следующую информацию о переселенце: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, степень родства (дети, родители, другие родственники), сословная принадлежность.

Вопросный лист для сухопутных переселенцев. Составлялся в переселенческих управлениях.
В нем содержались следующие сведения о переселенце: фамилия, имя, отчество, место рождения, вероисповедание, семейное положение, сословная принадлежность.

Ходатайство о возвращении на земельные участки из Сибири.
Содержало следующую информацию: фамилия, имя, отчество, место рождения, семейное положение, степень родства (дети, родители, другие родственники), сословная принадлежность, владение землей, недвижимостью.

[q]
Документирование жизни иностранных колонистов производилось сельскими управлениями в колониях и специальными государственными учреждениями (Попечительным Комитетом и Конторами по областям водворения колонистов). С конца XIX столетия вместо попечительных учреждений всеми делами стали ведать губернские правления. Так, в архивах находятся:

- в фондах Канцелярий Опекунства и Попечительных Комитетов и Контор (впоследствии - в фондах Губернских Правлений) - списки прибывших переселенцев, именные ведомости на выдачу денег и продовольствия, ведомости регистрации иностранных паспортов, книги регистрации билетов на право выезда из колоний, повременные списки родившихся и умерших в колониях, сведения о бракосочетающихся, списки выборных начальников колоний, документы о принятии в число колонистов, об увольнении из колонистского звания и переходе в другие сословия, о выдаче свидетельств и паспортов, книги регистрации договоров, доверенностей, духовных завещаний и других документов колонистов;

- в фондах Сельских Правлений колоний - посемейные списки и ревизские сказки колонистов, списки домохозяев, скотовладельцев, должников и т.п., списки выборных должностных лиц в общинах, книги для записки проживавших в колониях сторонних лиц, именные ведомости на выдачу ссуд, продовольствия, о недоимках, жалобы и прошения колонистов; кроме того, с 1871 года - списки призывников, именные списки запасных нижних чинов списки имеющих право голоса на сельском сходе; за период Первой Мировой войны (за 1915-1918 гг.) - списки беженцев и переселенцев; с 1918 года - списки собственников и членов сельскохозяйственных артелей, списки лишенцев и раскулаченных и т.п.;

Учет рождений, браков, разводов и смертей производился приходскими церквями и религиозными общинами, с предоставлением периодических сведений в Попечительные Конторы. Для заключения и расторжения браков требовалось разрешение Конторы.

В архивных фондах евангелически-лютеранских и католических церквей находятся: метрические книги, списки прихожан, списки крещеных и умерших, списки вступивших в брак, списки конфирмованных, списки служащих, списки учащихся и учителей приходских школ.

В фондах Духовных консисторий находятся: периодические (в основном, погодовые) выписки ("экстракты") из приходских метрических книг, копии некоторых приходских метрических книг, списки (в том числе послужные) церковно-священно-служителей и проповедников.
[/q]
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (3)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341

frato написал:
[q]
Основные вехи жизни человека
3. брак, развод
[/q]


Брак и развод.

Основные положения брачного законодательства.
Брак, как нравственно-правовые отношения между мужчиной и женщиной, на протяжении веков складывался под влиянием прежде всего веры. Именно вера определяла особенности брачных отношений народов России. Для православных, составлявших основное население страны, брак являлся таинством, в котором жених и невеста перед священником и церковью давали добровольное обещание взаимной супружеской верности и получали благословение своего союза.

Основой брачного права в России стала православная этика, отраженная в Кормчих книгах - сборниках церковных и светских законов, появившихся на Руси в XIII в. В XVIII - нач. XX вв. брачное законодательство находилось в ведении Св. Синода.
Широкое распространение получила Синодальная Кормчая книга. Были изданы:
в 1650 г. - Иосифовская,
в 1653 г. - Никоновская,
в 1787 г. - Екатерининская.
Последнее издание Кормчей книги было осуществлено в 1816 г.

i.gif После отделения церкви от государства записи актов гражданского состояния перестали быть функцией духовного ведомства, но более 10 лет бытовал обычай заключения как гражданских, так и церковных браков, о чем свидетельствуют сохранившиеся метрические книги.

По законам Российской империи лица православного исповедания всех сословий могли вступать в брак как между собой, так и с иностранцем православного и всех других христианских исповеданий, а с 1905 г. (Указ от 17 апреля 1905 г. " Об укреплении начал веротерпимости") старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с лицами инославного исповедания при вступлении в брак с православными.

Для вступления в брак не требовалось разрешений от правительства, выхода из сословий и обществ, к которым принадлежали вступающие в брак, на обязательным было соблюдение всех установленных законов о браке.
Брак считался законным и действительным в том лишь случае, если при его заключении, с одной стороны, выполнялись все условия его законности и действительности, а с другой - не нарушались предусмотренные законом препятствия к вступлению в брак.
Брак православного лица с иноверным не признавался действительным до тех пор, пока не совершится в православной церкви православным священником (с 1900 г.).
Если жених или невеста принадлежали к православному исповеданию везде, кроме Финляндии, требовалось, чтобы лица других исповеданий, вступающие с ними в брак, дали подписки о терпимости к вере супруга.

В заключенных в Финляндии браках лиц разных христианских исповеданий венчание производилось в обеих церквах. Дети, рожденные в этих браках, воспитывались в той вере, к которой принадлежал их отец. Это правило относилось только к православным коренным жителям Финляндии; браки же военнослужащих православного исповедания, находящихся там по долгу службы, заключались на основании общих правил.
При браках лиц православного исповедания с протестантами в Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях, требовалось свидетельство пастора.
Вступая в брак с иностранками, чиновники-дипломаты должны были просить предварительного разрешения начальства и представлять подписку невесты с ее согласием на продажу своего имения, так как отсутствие такого согласия влекло отставку ее будущего мужа.
Лицу православного исповедания не разрешалось вступать в брак с лицом нехристианского исповедания, но нехристианину после крещения не запрещалось оставаться в браке с некрещенной женой (или мужем), их брак оставался в силе и без утверждения его по правилам православной церкви.
Особо следует сказать о браках раскольников между собой и с православными. После издания указа 1905 г. о веротерпимости слово "раскол" как обозначение особого вероучения потеряло право гражданства. В него входили:
а) старообрядческие согласия, куда входили все последователи толков и согласий, которые принимали основные догматы православия, но признавали некоторых принятых им обрядов и богослужение проводили по старопечатным книгам;
б) сектанство и в) последователи изуверских учений, принадлежность к которым наказуема уголовным порядком.
Старообрядцы и сектанты с 1905 г. при заключении смешанных браков с православными были уравнены в правах с лицами инославного исповедания.

Браки раскольников приобретали законную силу после внесения их в особые метрические книги. Раскольник, желающий, чтобы его брак был записан в метрическую книгу, должен был сообщить об этом письменно или устно в полицейское управление и волостное правление по месту своего постоянного жительства, с указанием имени, фамилии и сословия обоих супругов. Запись брака раскольников совершалась полицией, в обязанности которой входило ведение метрических книги о рождении, браке и смерти раскольников.
Относительно браков, существовавших между раскольниками до 19 апреля 1874 г., соблюдались следующие правила:
а) раскольники, записанные в сказках 10-й ревизии мужем и женою, признавались состоявшими в законном браке супругами до тех пор, пока действительность брака не будет опровергнута по суду, и
б) брачные союзы, заключенные раскольниками после 10 народной переписи, записывались в метрические книги на точном основании общих правил о метрической записи браков раскольников.

i.gif После указа 1905 г. полиция передала функции ведения метрических книг старообрядцев их духовным лицам.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341
Условия законности и действительности брака

Возраст.
По Кормчей книге запрещалось вступать в брак лицам мужского пола ранее 15 лет, а женского - 12 лет от рождения (этот возраст назывался церковным совершеннолетием).
По указу 1774 г. брачный возраст женщины был увеличен до 13 лет. В 1830 г. указом был определен возраст для мужчины - 18 лет, а для женщины - 16 лет. Исключение составляли жители Кавказа, для которых был оставлен возраст: для жениха - 15 лет и 13 лет для невесты.
Епархиальным архиереям предоставлялось право в необходимых случаях разрешать браки по личному своему усмотрению, когда жениху или невесте не хватало не более полугода до узаконенного на этот случай совершеннолетия.
Офицеры, состоявшие на действительной военной службе во всех без исключения регулярных войсках, военных управлениях, учреждениях и заведениях, могли вступать в брак не ранее 23-х лет. Вступившие ранее этого возраста увольнялись с действительной службы в запас, а брак оставался в силе.
Ограничения в возрасте при вступлении в брак существовали для священнослужителей: диакон - 25 лет, иподиакон - 20 лет и пресвитер - 30 лет.
Вступать в брак запрещалось лицу, имеющему более 80 лет от роду. По церковным законам наибольшим возрастом для вступления в брак считался возраст 60 лет, поэтому вступающим в брак после 60 лет для венчания требовалось разрешение архиерея. С 1860 г. большая разница в возрасте стала препятствием к браку.

Взаимное согласие.
Брак не мог быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц, поэтому родителям и опекунам запрещалось принуждать к вступлению в брак детей и опекаемых против их желания.

Разрешение родителей или опекунов.
Запрещалось вступать в брак без разрешения родителей, опекунов или попечителей. Но лица, достигшие гражданского совершеннолетия (21 год), могли вступать в брак без согласия родителей (и опекунов) в том случае, если последние, злоупотребляя своей властью, не заботились об их браке.
Дети раскольников могли вступать в брак по обряду православной церкви и без разрешения родителей и опекунов, при условии присоединения к православной церкви с обязательством пребывать в православии и воспитывать в нем детей. Брак, совершенный без разрешения родителей или опекунов, незаконным не признавался и оставался в силе.

Разрешение начальства.
Лицам, состоявшим на военной и гражданской службе, запрещалось вступать в брак без разрешения их начальников, удостоверенного письменным свидетельством.
Псаломщики и другие лица, состоявшие на службе по духовному ведомству, а также воспитанники духовных семинарий и училищ, окончившие курс или уволенные по разным причинам, до перехода из духовного ведомства в какое-либо иное, брали разрешение на вступление в брак у епархиального начальства.
Однако браки, совершенные без разрешения начальства, не признавались незаконными и оставались в силе, а вступившие в брак наказывались строгим выговором с внесением его в послужной список.

Законные препятствия к браку.


Родство и свойство.
Родство по брачному праву Российской империи подразделялось на 4 вида:
родство кровное или плотское;
родство духовное;
родство по усыновлению и
родство физическое (незаконное).

Кровным родством называется связь двух или нескольких лиц (мужского и женского пола), образующаяся путем происхождения и рождения их от другого или от одного общего им всем родоначальника. Близость или отдаленность кровного родства определяется степенями; степенью называется связь одного лица с другим посредством рождения (Приложение). Таким образом счет степеней определялся числом рождений.
С 1810 г. в кровном родстве брак запрещен в прямой и боковой линиях до 4-й степени родства включительно. Браки в кровном родстве по прямой линии вообще были запрещены, так как вступление в брак в пятой степени этого родства являлось уже немыслимым и незаконным по возрасту вступающих в брак.
Духовным родством называется родство, возникающее при восприятии кем-либо крещенного после таинства крещения.
Родство это (с 1810 г.) считалось препятствием к вступлению в брак лишь между восприемниками, с одной стороны, и воспринятыми и родителями последних, с другой.
С 1837 г. официально было отменено духовное родство между восприемником и восприемницею. Св. Синод дал следующее толкование этого: духовное родство должно быть признаваемо лишь между родителями крещенного ребенка и воспринявшими его лицами одинакового с ним пола, поэтому браки в духовном родстве запрещались:
а) между восприемником и матерью крестника и
б) между восприемницей и отцом крестницы.

Родство по усыновлению считалось препятствием к браку в следующих случаях: усыновителю с женой, дочерью и внучкой усыновленного, а усыновленному - с матерью, теткой, сестрой, женой, дочерью и внучкой усыновителя.
С конца XIX в. усыновление совершалось только гражданским путем и понималось как родство гражданское (например, в вопросе о наследовании), а не церковное и препятствием не служило.

Родство физическое (незаконное) происходило от внебрачных связей. Кормчая книга считала физическое родство препятствием к браку.

В царствование Екатерины II Св. Синод сформулировал следующее правило: "дети, рожденные не от законной жены, которые будут известны, должны в браке почитаемы быть равно с законными детьми". Этим правилом руководствовались в последующий период. Священники при обнаружении такого родства между лицами, желающими сочетаться браком, консультировались с епархиальными архиереями и руководствовались их указаниями.

Свойством называется родственная связь, возникающая через брак другого лица одного рода с другим лицом другого рода. Главным различием свойства и кровного родства является то, что в кровном родстве все родственники принадлежат к одной фамилии, к одному роду, в свойстве же путем брака сближаются, делаются "своими" лица двух или нескольких самостоятельных отдельных родов, имеющих каждый своего особого родоначальника, отсюда и название - свойство.

Виды свойства обусловливаются числом отдельных родов, сближенных путем брака. Так, если через брак вступили в родственную связь лица двух родов, то свойство будет двухродное, если лица трех родов, то свойство будет трехродное и т.д. ( см. Приложение ).
По указу Св. Синода 1810 г. в двухродном свойстве браки были запрещены до четвертой степени включительно.
В трехродном родстве браки запрещались безусловно в первой степени. Архиереям было предписано не запрещать браки лиц, состоящих между собой в четвертой степени трехродного свойства и разрешать брак тех лиц, которые находятся между собой во второй и третьей степени трехродного свойства, по предписанию епархиальных архиереев.

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 122354 байт3.jpg, 116477 байт4.jpg, 106362 байт5.jpg, 117104 байт6.jpg, 167515 байт7.jpg, 148039 байт8.jpg, 144444 байт9.jpg, 141336 байт10.jpg, 120326 байт
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341
СЛОВАРЬ
НАИМЕНОВАНИЙ И ПОНЯТИЙ
КРОВНОГО И ДУХОВНОГО РОДСТВА И СВОЙСТВА



Прикрепленный файл: 0.jpg1.jpg, 325273 байт2.jpg, 338179 байт3.jpg, 300105 байт4.jpg, 357296 байт5.jpg, 318795 байт6.jpg, 342730 байт7.jpg, 321891 байт8.jpg, 304800 байт9.jpg, 233939 байт
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 7766
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13341
Иноверие.

Российским подданным православного и римско-католического исповедания браки с нехристианами, а протестанского - браки с язычниками были запрещены.
Брачные союзы православных с нехристианами признавались незаконными и недействительными, но если неправославный супруг после вступления в брак принимал православие, то эти случаи рассматривались особо и разрешались духовным начальством на основании законов церкви.

Прежний, не прекратившийся брак.
Запрещалось вступать в новый брак во время существования прежнего.
Количество предыдущих браков.
Запрещалось вступать в четвертый брак. Вступление в третий брак мирянам не запрещалось, но священник своей властью налагал церковную епитимию. Третий брак запрещался псаломщикам.

Особые случаи.


Запрещалось вступать в брак с безумными и сумасшедшими (безумными считались лица, не имевшие здравого рассудка от рождения; сумасшедшими считали тех, безумие которых произошло от случайных причин).
На основании церковных постановлений запрещались браки монашествующих и посвященных в иерейский или диаконский сан после его принятия. Лица, стремившиеся к священнослужительской степени, должны были сочетаться браком до совершения над ними рукоположения, а сочетавшиеся браком после совершения над ними рукоположения исключались из духовного звания. Не могли получить священнослужительскую степень и быть в списке священного чина второбрачные, женатые на вдове или на разведенной с мужем по причине ее супружеской неверности. Чтецам и певцам-церковнослужителям (а тем более соискателям священнослужительской степени) не разрешалось брать в жены иноверных. Происхождение невесты от родителей не духовного звания не являлось препятствием к браку.
В православной церкви могли быть священнослужителями и неженатые, но они должны были быть старше 40 лет и вести безупречную жизнь. Вступать в новый брак запрещалось лицам, прежний брак которых был расторгнут судом по нарушению ими супружеской верности или по неспособности их к брачному сожитию.
Нижним чинам, состоявшим на действительной обязательной службе, запрещалось вступать в брак. Им он был разрешен после ухода в запас или ухода в отставку. Не запрещались браки нижним чинам, находившимся на службе в отдаленных военных округах, вдовцам, имевших детей и унтер-офицерам, продолжавшим службу сверх обязательного срока.
Запрещалось вступать в брак арестантам, содержащимся в исправительным арестантских отделениях; в течение курса обучения студентам духовных академий и университетов, питомцам ведомства Воспитательного дома до увольнения из него, за исключением сельских учителей, вступать в брак которым разрешалось после совершеннолетия с разрешения своего начальства.

Об оглашении и обыске.
Желающий вступить в брак должен предварительно сообщить приходскому священнику о своем имени, фамилии, состоянии (сословии) и чине, а также об имени, фамилии и состоянии (сословии) невесты. После получения этих сведений и испытания жениха и невесты в знании основных истин христианской веры, происходило оглашение, а если невеста принадлежала к другому приходу, то в ее приходской церкви оглашение также происходило. Смысл оглашения, т.е. опрос присутствовавших в церкви прихожан, состоял в выяснении препятствий к браку. Оглашение проводилось трижды.
Все, кто имел сведения о препятствиях к браку, обязаны были дать знать об этом священнику не позже сделанного в церкви последнего из трех оглашений. Если жених или невеста принадлежали к другому христианскому вероисповеданию, то оглашение производилось в приходской иноверческой церкви и о результатах оглашения инославное духовное лицо сообщало официальным документом приходскому православному священнику. С 1900 г. это предбрачное свидетельство отменили.
Если после оглашения никаких препятствий к браку не оказывалось, то священнослужители составляли брачный обыск с точным соблюдением его формы. Если препятствие к браку объявлялось во время венчания, то священник останавливал обряд и сообщал об этом местному архиерею, который, если не мог разрешить препятствия к браку, передавал их на рассмотрение Св. Синоду. Оглашение имело силу в течение двух месяцев после совершения последнего из трех оглашений, так что, если в этот период брак не совершен, то при сохранении желания вступить в брак, жених и невеста должны были пройти через повторное оглашение. Хотя епархиальный архиерей имел власть разрешить венчание и без повторения оглашений.
i.gif Набор документов для вступающих в брак менялся: так, с 1906 г. не требовалось обязательного предоставления исповедного свидетельства.
От разведенных требовалась копия указа Св. Синода о расторжении прежнего брака (с 1888 г.).

Браковенчание.

Местом совершения православного брака являлась церковь. Венчание вне церкви допускалось лишь с особого в каждом случае разрешения архиерея.
Представление о браке, как о таинстве, предполагало обязательное участие в обряде священника. Именно приходских священник был законным совершителем брака. Венчание военнослужащих совершалось полковыми священниками. Венчать не имели права монашествующие (за исключением случаев бракосочетания во время морских плаваний).
Бракосочетание совершалось в присутствии двух или трех свидетелей, диакона и церковнослужителей по правилам и обрядам православной церкви. Посаженные отец и мать играли определенную роль в браке, они выбирались из наиболее почетных родственников или знакомых четы вступающих в брак; при отсутствии у новобрачных родителей они благословляли их иконами перед отправлением их дома в церковь для венчания. Их сажали на самое почетное место в доме (отсюда и название - "посаженные"). Они имели право советовать и руководить семейными делами новобрачных. Обычай иметь при каждом браке посаженных отца и мать и для жениха, и для невесты очень древний и пришел в Россию из Византии, где посаженный отец назывался "отцом по духу".
Венчание второбрачных совершалось по особому чину.
Если один из вступающих в брак был первобрачным, то венчание совершалось также по чину первобрачных. Каждый брак венчался отдельно; венчание нескольких браков одновременно не разрешалось. Сразу же после венчания брак записывался в приходскую метрическую книгу. Священник собственноручно должен был сделать отметки в паспортах или других документах о том, с кем именно, когда и в какой церкви совершено венчание.

По уставу церкви венчание полагалось совершать после литургии. Были ограничения во времени венчания: в церковные посты
- с кануна Рождественского поста и во все дни праздника, т.е. с 14 ноября (старый стиль) до 6 января; от недели мясопустной до Фомина воскресенья; весь Петров пост, т.е. от первого воскресенья после Троицына дня до 26 июня; весь Успенский пост, т.е. с 1 по 15 августа; накануне однодневных постов среды и пятницы, т.е. по вторникам и четвергам; накануне воскресного дня и двунадесятых праздников, так как, на основании 90 прав. VI Вселенского собора, церковное празднование каждого дня начинается с вечера предшествующего дня. Не запрещалось, но не было принято совершать венчание накануне особо чтимых праздников: Покрова Пресвятыя Богородицы - 1 октября, Казанской Божией Матери - 22 октября, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа, Святого Иоанна Богослова - 26 сентября, святителя Николая Чудотворца - 9 мая; накануне храмовых и других чтимых местных приходских праздников, а также дней восшествия на престол царей и их коронования; накануне же тезоименитств и рождений членов царствующего дома венчания не запрещались.

i.gif Обручение с XVIII в. проводилось одновременно с венчанием

О браках незаконных и недействительных.

Законными и действительными не признавались:
а) брачные союзы, совершенные по насилию или в сумасшествии одного или обоих новобрачных;
б) брачные союзы лиц, состоящих в близком , т.е. в запрещенных церковными правилами степенях, кровном или духовном родстве или свойстве;
в) брачные союзы лиц, состоящих в других супружеских союзах, законно не расторгнутых духовным начальством их вероисповедания;
г) брачные союзы лиц, которым по расторжении брака запрещалось вступать в новый;
д) брачные союзы лиц, не достигших возраста, определенного церковью для вступления в брак, или же имеющих от роду более 80 лет, или вступившие в четвертый брак;
е) брачные союзы монашествующих, а также - посвященных уже в иерейский или диаконский сан, если они пребывают в этом сане;
ж) брачные союзы лиц православного исповедания с нехристианами, если последние после вступления в брак не приняли крещение (с 1900 г.).

i.gif Дела о законности и незаконности браков решали суды духовного ведомства. Если дела относились и к уголовному праву, и к церковному, то приговор уголовного суда предшествовал духовному. На вступивших в заведомо противозаконный брак не распространялась сила законов о давности.
После признания незаконности и недействительности браков в метрических и обыскных книгах делались отметки об этом и об осуждении кого-либо из супругов на постоянное безбрачие. Духовные лица, совершавшие незаконные и недействительный браки, строго наказывались за это: их заключали в монастыри на срок от 3 до 6 месяцев и даже исключали из духовного звания.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Tomilina
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Генеалогия: общие вопросы » 🚻Генеалогическая карточка и досье на персону [тема №26805]
Вверх ⇈