Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!

Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.

i.gif Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.

i.gif Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой).
Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.

i.gif ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.

Казусы и интересности в метрических книгах

коллекция всего интересного, необычного, необъяснимого и странного, что встречается в метрических книгах, исповедках и ревизских сказках, ТЕМА НЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ!

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 145 146 147 148 149 * 150 151 152 153 ... 544 545 546 547 548 549 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, coika
Липчанка

Липчанка

г. Липецк
Сообщений: 971
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 10575
Просьба писать только по существу заявленной темы, для флуда и оффтопа существует раздел "Разговоры"! Все что не относиться к "казусам" - будет удалено!

"Об именах" статья в Тамбовских епархиальных ведомостях об ошибках в метриках с именами

Редкие имена и фамилия размещаем в теме "Что в имене твоем?"

"Наставление Духовенству относительно ведения приходских книг и ведомостей, и о выдаче из оных свидетельств" 1865 г., разъясняются правила признания законности рождения детей, неравные браки с крепостными, правила ведения метрических книг и т.п.

"Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Светейшаго Правительствующаго Синода (1721-1901) и гражданских законов относящихся к духовному ведомству православного исповедания, составил С.В.Калашников"
Часто обсуждаемые вопросы:


Уважаемые коллеги!
Прошу Вас размещать в этой теме фотографии необычного, странного или просто интересного из метрических книг, ревизских сказок, исповедок.

Фото 1.
Родился мальчик, которого записали под женским именем.
Скорее всего изменениями озаботились, когда Михея призвали по мобилизации в 1914 году.

К этой записи прилагается Указ, согласно которому было произведено изменение в метрической книге.

Прикрепленный файл: 00.jpeg01.jpeg, 1165607 байт
Лайк (18)
polops

polops

г.Казань
Сообщений: 3105
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3226

GrayRam написал:
[q]
Враимнопроходящие (вероятно - временно)
[/q]


в оригинале кмк...было...Временнопроживающие.....а перепутать при переписывании...как "два пальца..." a_003.gif
ИМХО

p/s запись №58 1869 года....ошибка-69

Крестили-то его где? Получается, что в этой деревне Озерщине.
А кто крестил? Я не совсем понимаю(с*)

Для этого нужно знать к какому приходу относилась эта деревня.
Все гораздо проще...Эту т.н.выпись и сделал этот самый священник...который и занес запись в ноябре 1859 года....Вполне возможно его приглашали в д.Озерщину при рождении и крещении младенца...так сказать "на месте действия"---"услуги на выезде"...как-никак...дворянский сын.
А через 2 месяца этот крестьянин..с этой "бумагой" и пришел к этому священнику...Заметьте ...пришел тот...кто в выписи-восприемник...Значит он также был "на месте" при крещении младенца....А почему -через 2 месяца???..Ну слабость младенца..."злые духи""...да мало ли чего....
Вот почему дьячек-Карп Чайковский.. под этой записью не подписался??? Вот секрет....Почему???....М.б.--потому...что его там в сентябре не было.
Вроде и рука его....
По другому сею запись объяснить ...не возможно!!!
ИМХО
ozerskaya

ozerskaya

Калининград
Сообщений: 4019
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3573

GrayRam написал:
[q]
В Метрической книге Речицкой церкви за 1859 г. обнаружена интересная запись о крещении.
[/q]


Деревня Озерщина находится совсем рядом с Речицей, поэтому она могла принадлежать приходу Николаевской церкви г.Речицы. (Это можно выяснить).
Поэтому и священник Николаевской церкви. ( В деревнях в основном церквей не было).

Дворяне Минской Губернии Бобруйского Уезда, селения Щаткова, Дворянин Федор Михайлов Янковский и его законная жена Елена Яковлева, проезжали из Киева через деревню Озерщина, и родился ребёнок.

Восприемники - найденные по случаю крестьяне, наверное те, у кого им пришлось остановиться.
Из записи видно, что родился 20 числа, а крещён 21. Священника может быть вызвали и он приехал крестить 21.

Вот почему священник не взял запись с собой сразу не понятно. Может он забыл, а потом пришлось крестьянину везти.
Он ещё должен был выдать такую же запись и родителям, для предоставления по месту жительства.
---
Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины.
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8001

polops написал:
[q]
p/s запись №58 1869 года....ошибка-69
[/q]

Я иногда вас не могу понять, polops.
Почему вы решили, что имеется некая ошибка в датировке записей аж на 10 лет?
Ведь это МК Речицкой церкви за 1859 г.
Кроме того, не могу согласиться, что временно проживающие коррелирует с "... проходящие из г. Киева".
Посмотрите на фото.
В первой половине 19 в. Речица была связана почтовыми трактами через Лоев с Черниговом, через Горваль - с Минском, а по р. Днепр - с Киевом.
Поэтому дворяне Янковские вполне себе могли путешествовать из Киева в Бобруйск (Щатково) через Речицу.
При этом надо принять во внимание, что в речицком уезде также были обширные владения помещиков Венцлавовичей, например - имение Чеботовичи.
А Янковские - вполне могли быть у Венцлавовичей на службе.
Но вопросы состояли мои совершенно в другом.
См. мой пост выше!

Прикрепленный файл: 1 IMG_20181216_102611.jpg1Маршрут.jpg, 116956 байт
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
polops

polops

г.Казань
Сообщений: 3105
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3226

GrayRam написал:
[q]
Почему вы решили, что имеется некая ошибка в датировке записей аж на 10 лет?
[/q]

Дык...Ваш же пост читаю....там что написано????

запись №58 1869 года Сентября 20 рожден 21 крещен Михаил Враимнопроходящие (вероятно - временно) из города Киева в деревни Озерщине, Минской Губернии Бобруйского Уезда, селения Щаткова, Дворянин Федор Михайлов Янковский и его законная жена Елена Яковлева, оба православные.
Ваша запись??? Почерк узнаете ??? happy.gif
Понимать меня не нужно...не надо!!! Продолжайте... shok.gif
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8001

ozerskaya написал:
[q]
Вот почему священник не взял запись с собой сразу не понятно. Может он забыл, а потом пришлось крестьянину везти.
Он ещё должен был выдать такую же запись и родителям, для предоставления по месту жительства.
[/q]

Священник не запись не взял. Нет такого понятия, увы.
Запись в МК должна вносится сразу после совершения таинства крещения и заверяться подписью причта, участвовавшего в крещении.
В случае крещения чужеприходного младенца священник обязан был выдать его родителям соответствующее свидетельство, изготовленное на основании записи в МК своего прихода.
Тогда уже в своем приходе настоятель прихода сделал бы соответствующую запись о крещении этого младенца, и внес бы его в исповедные ведомости. И сделать он мог это только на основании свидетельства о крещении в др. приходе.
А в этом случае приходской священник К.Соловьевич запись о крещении Михаила Янковского не внес в метрическую книгу, от слова "ВООБЩЕ". А потому и не мог он выдать никакое свидетельство о его крещении.
и не стоит путать свидетельство и выпись.
Ибо выпись из МК выдается вообще-то не приходским священником. Она выдается Консисторией. По запросу заинтересованного лица. И на основании беловой (копийной) МК, что хранится в в консистории (ибо только консисторский экземпляр является по законам РИ источником права).
Потому мне представляется, что что-то тут не так в этих записях Речицкой церкви...
Вот как должно было быть.
См. источник: "Церковное письмоводство. Собрание правил, постановлений и форм к правильному ведению онаго". г. Харьков 1881 г.

20. Родившіеся, бракосочетавшіеся и умершіе записываются въ книги не на память или съ показанія семействъ, но немедленно по исправленіи каждой требы...
22. Записка производится самымъ священникомъ, или чрезъ діаконовъ и причетниковъ, со всевозможною верностію и исправностію.
25. Все требы у прихожанъ исполняются приходскими ихъ священно-церковнослужителями. Но если-бы представилась необходимость немедленно напутствовать больнаго таинствами или безотлагательно крестить младенца при опасеніи за его жизнь, а местный священникъ почему либо не могъ прибыть въ нужной скорости, въ такомъ случае ни одинъ священникъ не вправе отказываться отъ исполненія требъ, Уст. Дух. Конс. ст. 103 и ст. 1041 т. IX. Священникъ, который совершалъ крещеніе младенца другаго прихода, обязанъ дать о томъ письменное свидетельство, съ означеніемъ подъ какимъ именно числомъ, месяца и № записано священнодействіе въ церковныхъ книгахъ. Документъ сей доставляется прихожанами приходскому причту, для храненія при церковныхъ актахъ. Уст. Дух.Кон. ст. 104, и примеч. къ 1041 ст. т. IX.
Такъ какъ выдача таковыхъ свидетельствъ обязательна, то советуемъ
отдавать ихъ въ руки, для доставленія лриходскимъ священникамъ, только
людямъ известнымъ своею благонадежностію, на которыхъ вполне можно
положится, что они съ точностію исполнятъ порученіе. А лучше препровождать, такія свидетельства непосредственно местнымъ приходскимъ священникамъ и просить ихъ о полученіи оныхъ уведомленій.

61. Хотя метрическія свидетельства на основаніи ст. 1047 т. IX. Свод. зак. изд. 1876 г. выдаются токмо изъ консисторіи, нo по 1052 ст. того-жъ IX тома, частныя лица не лишаются права получать таковыя и отъ священниковъ съ причтомъ немедленно по учиненіи записки, о касающихся до нихъ и членовъ ихъ семействъ случаяхъ рожденія, брака или погребенія. Сіи свидетельства должны быть не иное что, какъ выпись слово въ слово известной статьи метрической книги безъ всякой перемены и упущенія. Они подписываются всеми находившимися на лицо членами причта, утверждаются церковною печатью и подлежатъ оплате гербовымъ сборомъ.

Как видим, ничего подобного речицким настоятелем сделано не было. Потому и посчитал я эту запись в МК сомнительной и требующей доп. изучения.
На фото - форма 19 Свидетельства, что должно было быть выдано Михаилу Янковскому при его крещении 21 сентября 1859 г.

Прикрепленный файл: форма 19.jpg
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7619
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4236
GrayRam, ситуация видится так:
Дворяне Янковские ехали ("проходили") из Киева куда-то еще. Жена беременная, начались в дороге роды - вещь не самая уж редкая, бывало такое. Остановились в Озерщине, послали в Речицу за священником срочно. Священник явился, ребенка окрестил, в крестные взяли, кто рядом оказался.
Книгу, естественно, с собой не брал. А вот мог ли взять бланк выписи и заполнить "на месте"? По правилам, мог... И собирался, очевидно, сразу по возвращении в Речицу внести запись в книгу, но почему-то не внес. Почему? - от самого банального "забыл", до заболел-уехал-и т.д. А может, он вообще написал записочку этого крестьянину, чтобы тот отнес в церковь для правильной записи в книге, а крестьянин отложил "на потом": сентябрь месяц, урожай собирать надо, а не по соседним селам разъезжать. В ноябре вспомнил - отвез. А дьячок эту записочку священника для солидности назвал "метрической записью"
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8001

G_Spasskaya написал:
[q]
А вот мог ли взять бланк выписи и заполнить "на месте"? По правилам, мог...
[/q]

Не мог.
Первична запись в МК. В Свидетельстве (не путать с Выписью) указывается:
[q]
съ означеніемъ подъ какимъ именно числомъ, месяца и № записано священнодействіе въ церковныхъ книгахъ.
[/q]

Свидетельство:
[q]
подписываются всеми находившимися на лицо членами причта, утверждаются церковною печатью и подлежатъ оплате гербовымъ сборомъ.
[/q]

Т.е. на гербовой бумаге 60 коп. серебром.
При этом нужно было священнику знать и номер записи о крещении в МК, и собрать подписи причта, что были участниками таинства крещения, и печать приложить и гербовый сбор учесть...
Нереально.
Таким образом, первое предположение ваше неверное.
А вот второе? Оно вполне могло быть...
Хотя (доцент "лопух) - зачем священник допустил такой ляп в копийной (консисторской) книге?
Ему это вообще не нужно было делать, ИМХО.
Мог оформить набело крещение Михаила 21 сентября 1859 г. без проблем.
Но он этого не сделал.
А вот почему - остается загадкой...

---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7619
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4236


GrayRam написал:
[q]
зачем священник допустил такой ляп в копийной (консисторской) книге?
Ему это вообще не нужно было делать, ИМХО.
[/q]

Согласна.
В сентябре он не сделал - забыл, уехал, заболел и т.д. А в ноябре сделать запись сентября...Может, не мог задним числом? Может. у него сложности с "начальством"? В этой церкви, судя по приведенному листу, три священника, причем главный - не этот. Может, здесь причина.
Короче, причины можно будет в точности понять, если удастся найти дела о происходящем в этой церкви: не было ли конфликта, не болел ли священник, не был ли в отлучке.

А может, все вообще проще некуда: дал записку восприемнику со словами "Сходи к дьячку, пусть запишет" и был уверен, что тот сделает. Крестьянин отложил на потом. "Потом" случилось у него только в ноябре. Дьячок, не долго думая, записал , что запись сделана на основании "записки" принесенной восприемником. Записку эту для солидности назвал "свидетельством" (может в ней и было написано, что, я, такой-то свидетельствую, что окрестил и т.п.). А когда уже увидели, что он понаписал - выхода не было.
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8001

G_Spasskaya написал:
[q]
А может, все вообще проще некуда: дал записку восприемнику со словами "Сходи к дьячку, пусть запишет" и был уверен, что тот сделает. Крестьянин отложил на потом. "Потом" случилось у него только в ноябре.
[/q]

Уважаемая G_Spasskaya!
Вы кажется просто не обращаете внимания на то, что я все время стараюсь подчеркнуть - перед вами скан беловой (копийный) - т.е. спис с оригинальной (черновой или приходской) книги. Который был отправлен приходским настоятелем в Епархиальное управление в начале января 1860 г.
Т.е. эту копию причт пишет с оригинала, который хранится в приходе.
Поэтому невозможно говорить о том, чего просто не было:
G_Spasskaya написал:
[q]
В сентябре он не сделал - забыл, уехал, заболел и т.д. А в ноябре сделать запись сентября...Может, не мог задним числом? Может. у него сложности с "начальством"?
[/q]

Писарь (иногда нанятый специально) набело в январе следующего за отчетным 1859 годом старательно переписывает содержание всех трех частей МК и настоятель прихода направляет его в Консисторию. Отправляют экземпляр (как правило) свободный от описок, ошибок и подобных ляпов, как нами изученный.
Консисторский экземпляр предварительно тщательно проверяет настоятель прихода, ибо это показатель его работы (это же его годовое донесение в Епархиальное управление).
Консистория (иначе духовная канцелярия), где хранятся сведения из МК всего уезда (точнее Епархии), не проводит сличения записей в приходской книге с тем экземпляром, что имеет на хранении. Это делает разве что благочинный, да и то - изредка.
И подписал это донесение за 1859 г. как раз священник К.Соловьевич
Посмотрите фото:
1) обложка консисторская. На ней номер консистории 5866 - ибо она выдает беловую книгу (пустографку) и учитывает ее по своим реестрам.
№43 - это номер по порядку данной МК в общем числе церквей уезда.
2) само донесение причта с подписью настоятеля и иных служителей культа (это последние листы МК за 1859 г.)

Вот, подробнее уже, вероятно, невозможно объяснить, что такое консисторский экземпляр МК православного прихода.



Прикрепленный файл: record-image_undefined (3).jpgrecord-image_undefined (4).jpg, 841396 байт
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7619
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4236

GrayRam написал:
[q]
Писарь (иногда нанятый специально) набело в январе следующего за отчетным 1859 годом старательно переписывает содержание всех трех частей МК и настоятель прихода направляет его в Консисторию. Отправляют экземпляр (как правило) свободный от описок, ошибок и подобных ляпов, как нами изученный.
Консисторский экземпляр предварительно тщательно проверяет настоятель прихода, ибо это показатель его работы (это же его годовое донесение в Епархиальное управление).
...
Вот, подробнее уже, вероятно, невозможно объяснить, что такое консисторский экземпляр МК православного прихода.
[/q]

Все это правильно (и прекрасно известно). Но этот беловой экземпляр ведь должен соответствовать экземпляру приходскому, правильно? Ведь не может такого быть, чтобы в приходском было крещение записано ноябрем, а в консисторский переписали сентябрем?
Поэтому все мои предположения, почему так получилось, относятся к тому экземпляру, в который записи вносились в течение года, т.е. к приходскому. А в этот все переписали, а куда деваться, раз так вышло? Уже ведь не исправить.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 145 146 147 148 149 * 150 151 152 153 ... 544 545 546 547 548 549 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, coika
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Генеалогия: практика » Казусы и интересности в метрических книгах [тема №68949]
Вверх ⇈