На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Казусы и интересности в метрических книгах
коллекция всего интересного, необычного, необъяснимого и странного, что встречается в метрических книгах, исповедках и ревизских сказках, ТЕМА НЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ!
Просьба писать только по существу заявленной темы, для флуда и оффтопа существует раздел "Разговоры"! Все что не относиться к "казусам" - будет удалено!
"Об именах" статья в Тамбовских епархиальных ведомостях об ошибках в метриках с именами
- о крещении мирянами здесь и здесь - крещение и миропомазание здесь и здесь - отчества незаконнорожденных здесь - незаконнорожденные, подкидыши и их усыновление здесь - кого считать незаконнорожденным здесь - отчества у незаконнорожденных здесь - повивальные бабки здесь - поводы к разводу здесь - погребение самоубийц здесь - возраст вступающих в брак здесь - препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении; о родстве и свойстве, степени родства здесь - о браке между восприемниками здесь - кто заполнял метрические книги здесь
Уважаемые коллеги! Прошу Вас размещать в этой теме фотографии необычного, странного или просто интересного из метрических книг, ревизских сказок, исповедок. Фото 1. Родился мальчик, которого записали под женским именем. Скорее всего изменениями озаботились, когда Михея призвали по мобилизации в 1914 году.
К этой записи прилагается Указ, согласно которому было произведено изменение в метрической книге.
В наших поисках нет-нет да и всплывает, что даже самоубийц порой хоронили на кладбище по всем правилам христианского обряда с припиской типа не в себе был, нечаянно, случайно и т.п. Но вот сейчас встретилась запись однозначного трактования "убил себя сам через повешение, погребен без христианского обряда вне кладбища", это 1890 год, даже приписки про станового пристава нет.
Омск Сообщений: 18050 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8407
Наверх##12 августа 2019 14:0612 августа 2019 18:47
Задачка о трех двух неизвестных или к вопросу о человеческой невнимательности: Все остальные записи на листе не привожу, так как там все стандартно, а вот здесь есть родители, есть восприемники, кто крестил, а вот даты рождения и крещения нет, как и имени младенца, да и пол младенца отсутствует... (месяц и год крещения только известен - март 1891 года, не ранее 19 марта) Короче говоря, кто-то родился, кого-то крестили, догадайтесь сами...
Крестили мальчика, т.к. предыдущий номер крещения мальчика 4, а следующий номер крещения мальчика 6. Номер 5 отсутствует. У девочек все номера есть, без пропусков. ____________________________ И еще один казус из этой же метрической книги - восприемница, крестьянская девица, записана сразу с двумя фамилиями! Причем это не отчество, а конкретно не отименные фамилии, которые уже появились в этом селе среди бесфамильных крестьян. (фрагмент не прилагаю, и так понятно)
Смотрю сейчас метрики одного села на Украине, уже три года просмотрела с 1874 по 1872, вроде все норм, давно это село изучаю, поэтому все фамилии знакомы. Дошла до 1871 года, а там многие фамилии с ошибками написаны: Сёрба стал Чёрба, Гаркуша - Аркуша, Топчий-Тупчий, Бордиан -Дордиан...)))) Не знаю, что случилось с писарем в том году, но почерк вроде тот же, значит, человек не менялся...)
Еще вариации на тему: в 1883 году женится крестьянин (уже с фамилией) на незаконнорожденной девице Наталье по крестному отцу Малахиевой. положенный срок отслужил в армии в 1889 году рождается дочь, мать - законная жена Наталья Малахиева в 1890 году рождается сын - мать - законная жена Наталья Малахиева в 1893 году рождается сын - мать - законная жена Наталья Иванова записей о смерти первой жены не нашла, записей о втором браке тоже нет. Отчество крестьянина - Иванов. Может быть писарь по инерции и жену записал Ивановой? В селе был тезка этого крестьянина, но тоже уже с фамилией, не перепутать, да и жену звали иначе...
в 1889 году рождается дочь, мать - законная жена Наталья Малахиева в 1890 году рождается сын - мать - законная жена Наталья Малахиева в 1893 году рождается сын - мать - законная жена Наталья Иванова
[/q]
У меня тоже в древе есть похожая ситуация. У прапрадеда жена в записях о рождениях детей записана то Александровна, то Варфоламеевна. В записе о рождении моего прадеда (Михаила) она Варфоламеевна, в более ранних и одной из более поздних - Александровна (см. вложение). между рождением дочери Матрены и моего прадеда Михаила чуть более 1.5 лет, за этот период не было зафиксировано смерти первой жены и бракосочетания со второй.
Но при этом у прапрадеда точно был третий брак. Исследование метрик с 1910 до 1918 также показывает отсутствие записей о смерти жен и браках прапрадеда
--- Мой дневник
В личку вопросы по поиску прошу НЕ ПИСАТЬ, для Ваших вопросов, а также выявленных пересечениях в родословной создана тема: Вопросы по поиску
Голяков Михаил Алексеевич - kit XU8721012
В Молдове ППЖ Сообщений: 11825 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7715
Наверх##15 августа 2019 23:0015 августа 2019 23:59
Часто встречаю здесь предположение участников форума, что метрические книги заполнял некий "писарь". А кто в действительности обязан был вносить записи в МК? Что по этому поводу в нормативных актах? Смотрим источники: 1. Церковное письмоводство. Харьков 1881 г. :
Записка производится самымъ священникомъ, или чрезъ діаконовъ и причетниковъ, со всевозможною вѣрностію и исправностію.
Т.е. по общему правилу записи в МК вносит сам священнослужитель, либо по его поручению, записи вносят его подчиненные по приходу дьяконы и причетники (церковнослужители).
2. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. СПб 1885 г.
Во всѣхъ епархіяхъ, за исключеніемъ западныхъ и закавказскихъ, церковные причты въ приходахъ, имѣющихъ менѣе 700 душъ мужескаго пола, состоятъ изъ священника и псаломщика, а въ приходахъ, имѣющихъ болѣе 700 душъ - изъ священника, діакона и псаломщика.
Т.е. состав прихода: священник, диакон, псаломщик (он же - дьячок). А в западных губерниях еще добавлялся пономарь...
На обязанность псаломщиковъ подъ наблюденіемъ священника и по его распоряженію возлагается: а) исполненіе клироснаго чтенія и пѣнія, б) сопровожденіе священника при назначеніи прихожанъ, для исправленія духовныхъ требъ и в) все письмоводство по церкви и приходу.
3. Метрики. Общие акты состояний. Спб.1907 О письмоводстве по церкви и приходу. 1. Все письмоводство по церкви и приходу обязанъ вести псаломщикъ подъ наблюденіемъ настоятеля (Выс. утв. пол. 16 апр. 1869 г. о сокращ. прих. и причт., ст. 2, и. 4-й); а гдѣ имѣются штатные діаконы, тамъ обязанносгь веденія письмоводства возлагается на штатныхъ діаконовъ и псаломщиковъ равномѣрно. (О. Син.1898 г.) 2. Всѣ документы церковные долженъ вести священникъ или самъ, не требуя, впрочемъ, за то вознагражденія, или же возложить на діакона и причетниковъ; но во всякомъ случаѣ отвѣтственность за неисправности лежитъ преимущественно на немъ, какъ настоятелѣ церкви. (Инстр. бл., § 43 прим.).
Как видим, ни о каком "писаре" речи нет. И церковными штатами он вовсе не предусмотрен. Следовательно, неисправное ведение МК и все ошибки в записях - исключительно на совести приходского священника, а также равномерно на диаконе (где он имелся) и на псаломщике. Притом, что главный технический исполнитель записей в метрических книгах - ПСАЛОМЩИК.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Спасибо за предоставленный обзор источников по церковному делопроизводству, лишним не будет Но и без него совершенно понятно что под "писарем" всегда следует понимать кого то из причта
Часто встречаю здесь предположение участников форума, что метрические книги заполнял некий "писарь".
[/q]
Это условно. Ведь метрики подписывают все, и по почерку видно, кто заполнял метрическую книгу - священник или псаломщик, или дьячок, или пономарь...
И, опять же, Вы в доказательство приводите документы западной окраины России, а в той же Сибири реальность была другая. Так же я бы не стала сравнивать приходы европейской части России и приходы в Сибири. Как пример, уездный город Тюкалинск имел всего одну церковь, куда помимо жителей города были приписаны жители более, чем двадцати поселков и деревень. И это уже в начале 20 века! Что уж говорить о конце 18 - начале 19 века, когда на многие километры Сибирской территории часто был один приход, до которого не так просто было и добраться. Из-за этого метрические книги были очень большие по объему, священник и другие духовники не могли запомнить всех своих прихожан, да еще сколько транзитом случайных посетителей церкви оказывалось - те же переселенцы, ссыльные, торговые люди и т.п. А в отдаленных Сибирских приходах порой был некомплект духовных. А на европейской территории России - село и пара деревень, и тут же рядом соседнее село. И были большие села, где было несколько приходских церквей! Там и без фамилий всех прихожан и соседей наизусть знали. Ну иногда путали, порой по памяти записи восстанавливали, не сразу записывали..
Вы в доказательство приводите документы западной окраины России,
[/q]
Не понял, с чего Вы сделали такой вывод? Нормативная база православного церковного письмоводства была едина для всей страны. Документы в подтверждение этого утверждения мною приведены. И как видно - это документы не "западной окраины России". Что до особенностей церковного письмоводства для отдаленных районов Сибири, а равно - Царства Польского и Финляндии, - то они действительно имелись. Но не об особенностях этого письмоводства в отдельных районах Империи шла речь в моем посте, а об общих правилах ведения записей в метрических книгах православных церквей.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Добрый день! Я читала на форуме, что часто отчество у незаконнорожденных детей записывали по имени восприемника. Но такое встретила впервые: 7 марта 1912 года родились/крестились внебрачные близнецы Евдокия Александрова и Мария Васильева Восприемники Александр и Василий...