На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Казусы и интересности в метрических книгах
коллекция всего интересного, необычного, необъяснимого и странного, что встречается в метрических книгах, исповедках и ревизских сказках, ТЕМА НЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ!
Просьба писать только по существу заявленной темы, для флуда и оффтопа существует раздел "Разговоры"! Все что не относиться к "казусам" - будет удалено!
"Об именах" статья в Тамбовских епархиальных ведомостях об ошибках в метриках с именами
- о крещении мирянами здесь и здесь - крещение и миропомазание здесь и здесь - отчества незаконнорожденных здесь - незаконнорожденные, подкидыши и их усыновление здесь - кого считать незаконнорожденным здесь - отчества у незаконнорожденных здесь - повивальные бабки здесь - поводы к разводу здесь - погребение самоубийц здесь - возраст вступающих в брак здесь - препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении; о родстве и свойстве, степени родства здесь - о браке между восприемниками здесь - кто заполнял метрические книги здесь
Уважаемые коллеги! Прошу Вас размещать в этой теме фотографии необычного, странного или просто интересного из метрических книг, ревизских сказок, исповедок. Фото 1. Родился мальчик, которого записали под женским именем. Скорее всего изменениями озаботились, когда Михея призвали по мобилизации в 1914 году.
К этой записи прилагается Указ, согласно которому было произведено изменение в метрической книге.
Поезжан и каких-либо. Свидетелей в мк не записывали.
[/q]
Почему же? Сам лично выписывал из метрики: вместо поручителей записаны были именно "поезжане". Надо понимать, что формуляр записей в МК не был постоянным. Он менялся с годами, а равно имелись и национальные и региональные, даже местные традиции, если хотите. Писали ведь восприемников при крещении и кумовьями и даже - "кмотрами". Вопрос же я поднял несколько иной. В феврале 1831 г. утверждается Св. Синодом и государем-императором новая форма метрической книги, выпускаются подробные пояснения о порядке её заполнения и... тут же имеем в поручителях по невесте - замужних (вдовых) женщин. Почему? Что послужило основанием для массового нарушения вновь утвержденных правил? Чья это была ошибка в правоприменении? G_Spasskaya - ваша версия интересная.
G_Spasskaya написал:
[q]
толком не поняли, что требуется записать.
[/q]
Очень похоже. Но сомнительно, что такое могло произойти одновременно в нескольких епархиях на огромных просторах России. И длится в течение нескольких лет. А потом - бац! Как отрезало... Может быть все-таки неверное разъяснение было дано епархиальным начальством, а ему, в свою очередь, таковое поступило из Синода?
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Уточняю, есть лица, которые выступ ли в роли поручителей и как они назывались, в мк, где мне встретились записи женщин поручитей.
Я уже писала ранее, видимо, не очень внятно, что был какой то указ или как я то иное распоряжение, что женщин можно считать поручителей, возможно просто у слова поручитель не бвл указан пол и тут толкование оказалось двояким.
В пример я приводила, что в начале 30 века появилась запись по именем крещаемого младенца, в честь какого святого наречено и когда будет день его именин.
Мне. Кажется, что здесь нечто похожее.
Позже вышло разъяснение или что и запись женщин в качестве поручителей была прекращена
А я хотела поделиться наблюдением. Только что в МК Богоявленской церкви Старицы 1849-1869 обратила внимание на подсчёт умерших за год (1865). В поимённых записях мужчин - 65, женщин - 44. А когда священник подбивает итог, почему-то пишет, что "мужеска пола 56, женска - 38". Чтобы уложиться в цифру 100 опочивших? Больше - нельзя? Куда делись 13 покойников?
Первый раз встретилась интересная запись в МК Колыванский завод ц.Воскресенская 1812г. Три новорожденных, рожденных в разное время (12.12.1811г., 24.12.1811г. и 20.02.1812г.) - Погружены бабкою Евдокией Куртуновой. Как мне рассказывала бабушка, "погружали" (опускали в воду) младенца "неживущёго", т.е. слабенького, который может умереть до утра и знающий человек читал нужные молитвы. Ну, или если природные явления не позволяли отвезти такого младенца в церковь для крещения - сильный буран, разлив реки и т.п... Но, удивляет, что факты погружения занесены в МК и без комментариев. Кажется, по церковным канонам "погружение" не заменяет таинство крещения. Раньше ведь выживших всё равно крестили в церкви.
А может, эта бабка записана вместо восприёмника? а детей как раз и крестили потом в обычном порядке?
--- Мартышкины - Казинка Скопинский РО
Заварзины, Куликовы, Усачевы - Горки Коротоякский ВО
по указу Столыпина на Алтай - Томская Змеиногорский Покровская: Карпово и Тигерек
старожилы Фефеловы, Плешковы, Малаховы - Покровская Озерки (Шипуновский)
Эковы - Вологодская Яренский Вильгорская в Озерки
Кажется, по церковным канонам "погружение" не заменяет таинство крещения.
[/q]
Тут речь не о замене, вопрос поставлен неправильно
Погружение - это и есть полноценное крещение. Если младенец выживал - в дальнейшем никакого дополнительного крещения "в обычном порядке" не производилось. Вообще окрестить может любой мирянин, тут главное погрузить в воду и верно произнести положенные слова. Вот чего мирянин не может - так это миропомазать. Это должен сделать иерей. Но миропомазание - это не часть крещения, это отдельное самостоятельное таинство. Поэтому покрещенных бабкой не требовалось перекрещивать (это кстати даже запрещено было), священник только выполнял миропомазание.
>> Ответ на сообщение пользователя Товарищ Саахов от 14 января 2020 9:15
Извините Погружение никогда не было полноценным крещением в православии Погружение священник должен завершить миропомазанием В бабка светский человек и делать это не могла Потому и называется Погружение, а не крещение
--- "Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".
Обряд крещения дрлжензавершаться миропомазанием, что бабка сделать не могла
[/q]
Выдержка из Википедии. Если есть сомнения можно поискать более достоверный источник.
Креще́ние (греч. βάπτισμα «погружение в воду») — первое и важнейшее таинство в Христианской церкви. Через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви, и прежде всего, в Евхаристии. Таинство крещения состоит либо в погружении (однократном или троекратном — в зависимости от конфессии) человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произнесением пресвитером (священником) установленных молитвословий. Таинство крещения признаётся всеми христианскими конфессиями, хотя и не в одинаковом смысле. Миропома́зание (др.-греч. χρίσμα, лат. chrisma) — священнодействие в христианских церквях; является таинством в Православной, Католической, Древних восточных церквях и в некоторых протестантских церквях; через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.
Крещение совершает архиерей или священник, в крайнем случае крестить может даже мирянин «страха ради смертного» с обязательным произнесением тайносовершительных слов[20]. Если крещённый мирянином человек останется живым, то над ним крещение священник больше не повторяет (если оно правильно было совершено), но должен совершить над ним только миропомазание, после чего человека можно допускать до Причащения и других церковных таинств. Если же крещённый мирянином человек всё же умер, то за него уже можно молиться в храме и даже вынимать частички на проскомидии.
--- Корвалол-Клаб переехал в Телеграм. По вопросам вступления в клуб обращаться в личку.
Обряд крещения дрлжензавершаться миропомазанием, что бабка сделать не могла
[/q]
Вот здесь Ваша ошибка.
Крещение и миропомазание - два самостоятельных таинства. В обычной ситуации после крещения сразу идет миропомазание, у несведущего наблюдателя создается впечатление что обряд крещения завершается миропомазанием. Это конечно же не так. Крещение само по себе, миропомазание - само по себе. Окрестить может любой взрослый православный, а миропомазать можно и сильно позже, как верно заметил Shtopor
Товарищ Саахов , Штопор, вы же уже взрослые люди. А все как маленькие...
Разве можно ссылаться на Википедию, вы попробуйте хотя бы в курсовой работе на нее сослаться Засмеют.
Кто-то из вас хоть раз читтал :крещен(-а) повивальной бабкой? Нет? А почему? Потому что бабка не крестит, а погружает.
Крещением именуется погружение в воду.
А вот Таинство Миропомазания выполняется только Священником.
Это когда в момент крестообразного помазания Св. Миром человеку преподается Дар Духа Святаго. И при этом впервые в жизни над человеком читаются Апостольское послание и Евангелие.
Вот именно это то и надо, "довести до ума". А погружать в воду батюшка уже не будет.
Впрочем, если найдет, что надо провести Таинство Крещения по полному обряду, то сделает это.
Если не прочитан Символ Веры, Отче наш и не было троекратного обливания (окунания) - при сложных случаях окропления Святой Водой - обряд выполняется заново.
А если человек умирает - обряд считается достаточным и совершённым.
Если под рукой нет Святой Воды - минимум знакомых молитв читается над любым количеством воды, которая есть в распоряжении. В т.ч. любые медицинские растворы. Потом окунается обязательно со словами
Если обряд совершен иначе, Священник его обычно полностью переделывает
Бабушка в деревне в тазике не может Миропомазывать и читать Евангелие. Вот поэтому и называется надо провести восполнение таинства Святого Крещения. Это уже не крещение в полном смысле этого слова. Кроме того мальчишек препровождают в Алтарь. А мы у себя в Храме и причащаем сразу же всех кто только что крестился, для этого от прошедшей Литургии оставляются Святые Дары специально для тех, кто крестится в этот день. Как Вы понимаете, богомольная бабуля ничего дальнейшего кроме окунания в воду делать не имеет права. Но человек при этом лишается еще 2 Таинств: Миропомазания и Причащения и 1 (строго говоря, нескольких, но я говорю о самом важном) Тайнодействия - Чтения Апостола и Евангелия.
Такая форма крещения, она так и называется - ради страха, что человек умрет неокрещенным - законна, если человек умирает. Если это так, то его уже можно поминать как крещенного.
--- "Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".