На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Казусы и интересности в метрических книгах
коллекция всего интересного, необычного, необъяснимого и странного, что встречается в метрических книгах, исповедках и ревизских сказках, ТЕМА НЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ!
Просьба писать только по существу заявленной темы, для флуда и оффтопа существует раздел "Разговоры"! Все что не относиться к "казусам" - будет удалено!
"Об именах" статья в Тамбовских епархиальных ведомостях об ошибках в метриках с именами
- о крещении мирянами здесь и здесь - крещение и миропомазание здесь и здесь - отчества незаконнорожденных здесь - незаконнорожденные, подкидыши и их усыновление здесь - кого считать незаконнорожденным здесь - отчества у незаконнорожденных здесь - повивальные бабки здесь - поводы к разводу здесь - погребение самоубийц здесь - возраст вступающих в брак здесь - препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении; о родстве и свойстве, степени родства здесь - о браке между восприемниками здесь - кто заполнял метрические книги здесь
Уважаемые коллеги! Прошу Вас размещать в этой теме фотографии необычного, странного или просто интересного из метрических книг, ревизских сказок, исповедок. Фото 1. Родился мальчик, которого записали под женским именем. Скорее всего изменениями озаботились, когда Михея призвали по мобилизации в 1914 году.
К этой записи прилагается Указ, согласно которому было произведено изменение в метрической книге.
Лица неправославного исповедания (католики, англикане и др.) могут допускаться быть восприемниками только в виде исключения; при Крещении они должны произнести православный Символ веры."
[/q]
у меня в православном приходе восприемник был лютеранин, но у девочки, восприемница православная, а восприемник лютеранин.
--- "Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".
Мать н и к а к о г о отношения к наречению своего"чада" не и м е л а !!!!
[/q]
Это почему же вы так считаете? Право выбора имени в РИ остается за родителями. Мы это уже много раз обсуждали в этой ветке (есть соответствующие ссылки на источники). Например, ЗДЕСЬ
Seagirl написал:
[q]
у меня в православном приходе восприемник был лютеранин, но у девочки, восприемница православная, а восприемник лютеранин.
[/q]
Конечно, восприемники должны быть православными. Однако, допускается, в виде исключения, чтобы хотя бы один из восприемников был православный (по полу крещаемого). См. документы 1884 и 1890 г.г. Однако речь идет о 1829 годе. Тогда позиция Синода была несколько жестче.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Конечно, восприемники должны быть православными.Однако, допускается, в виде исключения, чтобы хотя бы один из восприемников был православный (по полу крещаемого).
[/q]
Поэтому я и уточнила пол крещаемого младенца.
GrayRam написал:
[q]
Право выбора имени в РИ остается за родителями.
[/q]
У меня было дело, когда отец младенца написал в Консисторию, что ребенка назвали не тем именем что он хотел.
Хотя судя по всему родитель и сам не очень хорошо знал чего хочет. Но имя Яков ему не понравилось, потому что так его отца зовут . Разбор был листов на 30, с выездом на место кого-то из консиситории
--- "Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".
В Метрической книге Речицкой церкви за 1859 г. обнаружена интересная запись о крещении.
Ноября 1859-го года Ноября 16 дня . Крестьянин деревни Озерщины Евфимий Радченко представил метрическую запись о рождении и крещении Дворянского сын Михаила где видно, что: запись №58 1859 года Сентября 20 рожден 21 крещен Михаил Враимнопроходящие (вероятно - временно) из города Киева в деревни Озерщине, Минской Губернии Бобруйского Уезда, селения Щаткова, Дворянин Федор Михайлов Янковский и его законная жена Елена Яковлева, оба православные. Восприемники: Деревни Озерщины Государственные крестьяне: Евфимий Яковин Радченок и Евфимия Феодосиева Деревянки дочь Параскевия. Крестил Речицкой Николаевской Церкви Священник Константин Соловьевич. Подпись Константин Соловьевич.
Что могу сказать - непонятная запись. Имение Щатково - принадлежало помещикам Венцлавовичам, находилось около г. Бобруйска, сейчас - практически в черте города. То есть, некие дворяне Янковские в сентябре 1859 г. ехали (шли) из Киева в им. Щатково и по пути родили сына Михаила. Крестили-то его где? Получается, что в этой деревне Озерщине. А кто крестил? Я не совсем понимаю. И почему некий гос. крестьянин через два месяца принес метрическую выпись (а кто ее ему дал?) в Речицкую церковь, но запись о крещении внес речицкий священник Соловьевич, но на свое имя... Вопросы... Я пока объяснить такую метрическую запись с точки зрения законов РИ и здравого смысла не могу.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
г.Казань Сообщений: 3105 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 3226
Наверх##16 декабря 2018 10:0416 декабря 2018 10:52
GrayRam написал:
[q]
Враимнопроходящие (вероятно - временно)
[/q]
в оригинале кмк...было...Временнопроживающие.....а перепутать при переписывании...как "два пальца..." ИМХО
p/s запись №58 1869 года....ошибка-69
Крестили-то его где? Получается, что в этой деревне Озерщине. А кто крестил? Я не совсем понимаю(с*)
Для этого нужно знать к какому приходу относилась эта деревня. Все гораздо проще...Эту т.н.выпись и сделал этот самый священник...который и занес запись в ноябре 1859 года....Вполне возможно его приглашали в д.Озерщину при рождении и крещении младенца...так сказать "на месте действия"---"услуги на выезде"...как-никак...дворянский сын. А через 2 месяца этот крестьянин..с этой "бумагой" и пришел к этому священнику...Заметьте ...пришел тот...кто в выписи-восприемник...Значит он также был "на месте" при крещении младенца....А почему -через 2 месяца???..Ну слабость младенца..."злые духи""...да мало ли чего.... Вот почему дьячек-Карп Чайковский.. под этой записью не подписался??? Вот секрет....Почему???....М.б.--потому...что его там в сентябре не было. Вроде и рука его.... По другому сею запись объяснить ...не возможно!!! ИМХО
В Метрической книге Речицкой церкви за 1859 г. обнаружена интересная запись о крещении.
[/q]
Деревня Озерщина находится совсем рядом с Речицей, поэтому она могла принадлежать приходу Николаевской церкви г.Речицы. (Это можно выяснить). Поэтому и священник Николаевской церкви. ( В деревнях в основном церквей не было).
Дворяне Минской Губернии Бобруйского Уезда, селения Щаткова, Дворянин Федор Михайлов Янковский и его законная жена Елена Яковлева, проезжали из Киева через деревню Озерщина, и родился ребёнок.
Восприемники - найденные по случаю крестьяне, наверное те, у кого им пришлось остановиться. Из записи видно, что родился 20 числа, а крещён 21. Священника может быть вызвали и он приехал крестить 21.
Вот почему священник не взял запись с собой сразу не понятно. Может он забыл, а потом пришлось крестьянину везти. Он ещё должен был выдать такую же запись и родителям, для предоставления по месту жительства.
Я иногда вас не могу понять, polops. Почему вы решили, что имеется некая ошибка в датировке записей аж на 10 лет? Ведь это МК Речицкой церкви за 1859 г. Кроме того, не могу согласиться, что временно проживающие коррелирует с "... проходящие из г. Киева". Посмотрите на фото. В первой половине 19 в. Речица была связана почтовыми трактами через Лоев с Черниговом, через Горваль - с Минском, а по р. Днепр - с Киевом. Поэтому дворяне Янковские вполне себе могли путешествовать из Киева в Бобруйск (Щатково) через Речицу. При этом надо принять во внимание, что в речицком уезде также были обширные владения помещиков Венцлавовичей, например - имение Чеботовичи. А Янковские - вполне могли быть у Венцлавовичей на службе. Но вопросы состояли мои совершенно в другом. См. мой пост выше!
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Почему вы решили, что имеется некая ошибка в датировке записей аж на 10 лет?
[/q]
Дык...Ваш же пост читаю....там что написано????
запись №58 1869 года Сентября 20 рожден 21 крещен Михаил Враимнопроходящие (вероятно - временно) из города Киева в деревни Озерщине, Минской Губернии Бобруйского Уезда, селения Щаткова, Дворянин Федор Михайлов Янковский и его законная жена Елена Яковлева, оба православные. Ваша запись??? Почерк узнаете ??? Понимать меня не нужно...не надо!!! Продолжайте...
Вот почему священник не взял запись с собой сразу не понятно. Может он забыл, а потом пришлось крестьянину везти. Он ещё должен был выдать такую же запись и родителям, для предоставления по месту жительства.
[/q]
Священник не запись не взял. Нет такого понятия, увы. Запись в МК должна вносится сразу после совершения таинства крещения и заверяться подписью причта, участвовавшего в крещении. В случае крещения чужеприходного младенца священник обязан был выдать его родителям соответствующее свидетельство, изготовленное на основании записи в МК своего прихода. Тогда уже в своем приходе настоятель прихода сделал бы соответствующую запись о крещении этого младенца, и внес бы его в исповедные ведомости. И сделать он мог это только на основании свидетельства о крещении в др. приходе. А в этом случае приходской священник К.Соловьевич запись о крещении Михаила Янковского не внес в метрическую книгу, от слова "ВООБЩЕ". А потому и не мог он выдать никакое свидетельство о его крещении. и не стоит путать свидетельство и выпись. Ибо выпись из МК выдается вообще-то не приходским священником. Она выдается Консисторией. По запросу заинтересованного лица. И на основании беловой (копийной) МК, что хранится в в консистории (ибо только консисторский экземпляр является по законам РИ источником права). Потому мне представляется, что что-то тут не так в этих записях Речицкой церкви... Вот как должно было быть. См. источник: "Церковное письмоводство. Собрание правил, постановлений и форм к правильному ведению онаго". г. Харьков 1881 г.
20. Родившіеся, бракосочетавшіеся и умершіе записываются въ книги не на память или съ показанія семействъ, но немедленно по исправленіи каждой требы... 22. Записка производится самымъ священникомъ, или чрезъ діаконовъ и причетниковъ, со всевозможною верностію и исправностію. 25. Все требы у прихожанъ исполняются приходскими ихъ священно-церковнослужителями. Но если-бы представилась необходимость немедленно напутствовать больнаго таинствами или безотлагательно крестить младенца при опасеніи за его жизнь, а местный священникъ почему либо не могъ прибыть въ нужной скорости, въ такомъ случае ни одинъ священникъ не вправе отказываться отъ исполненія требъ, Уст. Дух. Конс. ст. 103 и ст. 1041 т. IX. Священникъ, который совершалъ крещеніе младенца другаго прихода, обязанъ дать о томъ письменное свидетельство, съ означеніемъ подъ какимъ именно числомъ, месяца и № записано священнодействіе въ церковныхъ книгахъ. Документъ сей доставляется прихожанами приходскому причту, для храненія при церковныхъ актахъ. Уст. Дух.Кон. ст. 104, и примеч. къ 1041 ст. т. IX. Такъ какъ выдача таковыхъ свидетельствъ обязательна, то советуемъ отдавать ихъ въ руки, для доставленія лриходскимъ священникамъ, только людямъ известнымъ своею благонадежностію, на которыхъ вполне можно положится, что они съ точностію исполнятъ порученіе. А лучше препровождать, такія свидетельства непосредственно местнымъ приходскимъ священникамъ и просить ихъ о полученіи оныхъ уведомленій.
61. Хотя метрическія свидетельства на основаніи ст. 1047 т. IX. Свод. зак. изд. 1876 г. выдаются токмо изъ консисторіи, нo по 1052 ст. того-жъ IX тома, частныя лица не лишаются права получать таковыя и отъ священниковъ съ причтомъ немедленно по учиненіи записки, о касающихся до нихъ и членовъ ихъ семействъ случаяхъ рожденія, брака или погребенія. Сіи свидетельства должны быть не иное что, какъ выпись слово въ слово известной статьи метрической книги безъ всякой перемены и упущенія. Они подписываются всеми находившимися на лицо членами причта,утверждаются церковною печатью и подлежатъ оплате гербовымъ сборомъ.
Как видим, ничего подобного речицким настоятелем сделано не было. Потому и посчитал я эту запись в МК сомнительной и требующей доп. изучения. На фото - форма 19 Свидетельства, что должно было быть выдано Михаилу Янковскому при его крещении 21 сентября 1859 г.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
GrayRam, ситуация видится так: Дворяне Янковские ехали ("проходили") из Киева куда-то еще. Жена беременная, начались в дороге роды - вещь не самая уж редкая, бывало такое. Остановились в Озерщине, послали в Речицу за священником срочно. Священник явился, ребенка окрестил, в крестные взяли, кто рядом оказался. Книгу, естественно, с собой не брал. А вот мог ли взять бланк выписи и заполнить "на месте"? По правилам, мог... И собирался, очевидно, сразу по возвращении в Речицу внести запись в книгу, но почему-то не внес. Почему? - от самого банального "забыл", до заболел-уехал-и т.д. А может, он вообще написал записочку этого крестьянину, чтобы тот отнес в церковь для правильной записи в книге, а крестьянин отложил "на потом": сентябрь месяц, урожай собирать надо, а не по соседним селам разъезжать. В ноябре вспомнил - отвез. А дьячок эту записочку священника для солидности назвал "метрической записью"