На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Казусы и интересности в метрических книгах
коллекция всего интересного, необычного, необъяснимого и странного, что встречается в метрических книгах, исповедках и ревизских сказках, ТЕМА НЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ!
Просьба писать только по существу заявленной темы, для флуда и оффтопа существует раздел "Разговоры"! Все что не относиться к "казусам" - будет удалено!
"Об именах" статья в Тамбовских епархиальных ведомостях об ошибках в метриках с именами
- о крещении мирянами здесь и здесь - крещение и миропомазание здесь и здесь - отчества незаконнорожденных здесь - незаконнорожденные, подкидыши и их усыновление здесь - кого считать незаконнорожденным здесь - отчества у незаконнорожденных здесь - повивальные бабки здесь - поводы к разводу здесь - погребение самоубийц здесь - возраст вступающих в брак здесь - препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении; о родстве и свойстве, степени родства здесь - о браке между восприемниками здесь - кто заполнял метрические книги здесь
Уважаемые коллеги! Прошу Вас размещать в этой теме фотографии необычного, странного или просто интересного из метрических книг, ревизских сказок, исповедок. Фото 1. Родился мальчик, которого записали под женским именем. Скорее всего изменениями озаботились, когда Михея призвали по мобилизации в 1914 году.
К этой записи прилагается Указ, согласно которому было произведено изменение в метрической книге.
--- Новоржевского у. Псковской губ.: САВЕНКОВЫ, СТЕПАНОВЫ, ЯКОВЛЕВЫ (д. Заречье), ИВАНОВЫ (д. Рубцово), ТИМОФЕЕВЫ (д. Крашневец); Бежаницкий у. Псковской губ.: НИКИТИНЫ (д. Удачино);Новосильского у. Тульской губ. (д. Новоселки, с. Подъяковлево, с. Вышнее Скворчье, и др. ): ФИЛИЧЕВЫ, ТОЛКАЧЕВЫ.
По общему правилу не могла женщина (даже замужняя или вдова) в РИ выступать поручителем при венчании. Это отступление от церковного канона, которое редко встречается.
[/q]
даже не знаю, как правильнее оформить свою мысль. Я не особо сильна в законах РИ, так чтобы вот с выкладками и цитатами... В принципе и с современными так же Для меня редко, это когда нарушения идут единичные. В моем примере я беру Епифанский и Богородицкий у. (выше Любчинова писала про Алексеевский у.), все это уезды Тульской губ. - там сплошь и рядом женщина выступает поручителем на свадьбе вместе с мужчинами. И это не за один год. Значит было что-то, почему женщина допускалась в поручительство. Встретив такую запись впервые была удивлена, а сейчас при переписывании МК, для меня это уже не удивление, т.к. это уже далеко не единичный случай, а поголовные записи в МК, которые проверялись более высоким начальством на протяжении многих лет. И если было нельзя, то наверное сделали бы внушение. Сейчас переписываю 1799-98 (по нескольким приходам) - там поручителей всего два, из которых тоже одна из... есть женщина Для примера это три метрики из разных приходов и года разные (1839, 1825 и 1831) Объяснить почему так - не могу
--- Не выпускайте солнце из души - оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется! Выше нас только звезды...
все это уезды Тульской губ. - там сплошь и рядом женщина выступает поручителем на свадьбе вместе с мужчинами.
[/q]
Я подозреваю что это некая свой региональная особенность. На Кавказе ,Ствропольская губ .например,я такого ни разу не встречал, как и выражение "накрытка",что распространено в Роменском уезде например...
Екатеринбург Сообщений: 2933 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 3990
Наверх##26 декабря 2019 21:0226 декабря 2019 21:38
Елагин написал:
[q]
coika написал:
[q]
все это уезды Тульской губ. - там сплошь и рядом женщина выступает поручителем на свадьбе вместе с мужчинами.
[/q]
Я подозреваю что это некая свой региональная особенность. На Кавказе ,Ствропольская губ .например,я такого ни разу не встречал, как и выражение "накрытка",что распространено в Роменском уезде например...
[/q]
В пермской губернии тоже был такой период, когда женщины были поручителями Так что зря подозреваете
Записи 1832. 1833. 1839 годы. И да. В моих записях только жены мастеровых. По невесте поручителями могут быть обе женщины или мужчина и женщина
Т. Е. У ВСЕХ Если женщины и появляются в поручителях, то в один временной промежуток и везде жены, может вдовы на Урале тоже поручить я могли, в моих выписка таких записей нет
Совсем не зря. В том же Роменском уезде при хорошей сохранности метрик я таких явлений,как женщины восприемники ,свидетели, поручители браков вообще не встречал. Может это связано с тем что порой не хватало мужчин?
В пермской губернии тоже был такой период, когда женщины были поручителями Записи 1832. 1833. 1839 годы.
[/q]
Согласно гл. 50 Кормчей книги свидетелей при церковном браковенчании должно быть два или три (как по жениху, так и невесте). Вероятно не только мне бросилось в глаза, что появление в МК в качестве поручителей замужних женщин (либо вдов) приходится на 1830 годы - период царствования Николая Первого. 28.02.1831 его царским указом были утверждены новые формы метрических книг. К ним дано описание содержания каждой из частей. Часть вторая о бракосочетавшихся Про поручителей при венчании сказано следующее:
[q]
По женихѣ: чины или званія, имена, отечества и фамиліи поручителей и, буде служатъ, то гдѣ именно; по невѣстѣ прописать также, показывая и мѣсто жительства каждаго поручителя по женихѣ и невѣстѣ. Прописывать также при каждомъ бракъ.
[/q]
Как следует из формы метрической книги, а равно из разъяснения о порядке записи поручителей в эту часть МК - нет никакого упоминания о "поручительницах".... Почему в некоторых епархиях стали именно в это время практиковать в качестве поручителей по невесте жен (или вдов) - для меня пока непонятно.... Вероятно надо искать соответствующие разъяснения по епархиям.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Именно поэтому я быстро нашла нужные записи, что увидела период когда у вас женщины были поручителями Мне попадаются записи женщин поручителей только со стороны невесты. Видимо, что - то вроде подружек невесты.
Со стороны жениха только мужчины поручителями были
Таки да, слово поручитель не присутствует, поезда не тоже. Просто написано по женихе и по невесте
Вероятно не только мне бросилось в глаза, что появление в МК в качестве поручителей замужних женщин (либо вдов) приходится на 1830 годы - период царствования Николая Первого. 28.02.1831 его царским указом были утверждены новые формы метрических книг.
[/q]
У меня возникла версия, обьясняющая эту ситуацию. Правильно ли я понимаю, что до указа Николая I, в МК не всегда записывали нужное число поручителей? Тогда смотрите, что получается: есть русская традиционная свадьба, с дружкой и поддружьем, с тысяцким и свахой, и другими важными и почётными свадебными чинами. Что, если после указа именно их и стали записывать в графе "поручителей", хотя бы потому, что толком не поняли, что требуется записать. Конечно, со стороны жениха это с наибольшей вероятностью был тысяцкий, также возможно и поддружье. Со стороны невесты - сваха, в первую очередь, также могла быть постельница. А уже потом вышли разъяснения, что женщины, с позиции церкви, поручителями выступать не должны.
Сначала поручителей. Поезжан и каких-либо. Свидетелей в мк не записывали.
С конца 20-х (по моим выпискам с 1829) и до 1831 поручителей два, а с 1831 поручителей уже чаще 4. А с 1832 в записи пояляются женщины поручители. Но это по мои записям, по заводу.
Поезжан и каких-либо. Свидетелей в мк не записывали.
[/q]
Почему же? Сам лично выписывал из метрики: вместо поручителей записаны были именно "поезжане". Надо понимать, что формуляр записей в МК не был постоянным. Он менялся с годами, а равно имелись и национальные и региональные, даже местные традиции, если хотите. Писали ведь восприемников при крещении и кумовьями и даже - "кмотрами". Вопрос же я поднял несколько иной. В феврале 1831 г. утверждается Св. Синодом и государем-императором новая форма метрической книги, выпускаются подробные пояснения о порядке её заполнения и... тут же имеем в поручителях по невесте - замужних (вдовых) женщин. Почему? Что послужило основанием для массового нарушения вновь утвержденных правил? Чья это была ошибка в правоприменении? G_Spasskaya - ваша версия интересная.
G_Spasskaya написал:
[q]
толком не поняли, что требуется записать.
[/q]
Очень похоже. Но сомнительно, что такое могло произойти одновременно в нескольких епархиях на огромных просторах России. И длится в течение нескольких лет. А потом - бац! Как отрезало... Может быть все-таки неверное разъяснение было дано епархиальным начальством, а ему, в свою очередь, таковое поступило из Синода?
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник