На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Казусы и интересности в метрических книгах
коллекция всего интересного, необычного, необъяснимого и странного, что встречается в метрических книгах, исповедках и ревизских сказках, ТЕМА НЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ!
Просьба писать только по существу заявленной темы, для флуда и оффтопа существует раздел "Разговоры"! Все что не относиться к "казусам" - будет удалено!
"Об именах" статья в Тамбовских епархиальных ведомостях об ошибках в метриках с именами
- о крещении мирянами здесь и здесь - крещение и миропомазание здесь и здесь - отчества незаконнорожденных здесь - незаконнорожденные, подкидыши и их усыновление здесь - кого считать незаконнорожденным здесь - отчества у незаконнорожденных здесь - повивальные бабки здесь - поводы к разводу здесь - погребение самоубийц здесь - возраст вступающих в брак здесь - препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении; о родстве и свойстве, степени родства здесь - о браке между восприемниками здесь - кто заполнял метрические книги здесь
Уважаемые коллеги! Прошу Вас размещать в этой теме фотографии необычного, странного или просто интересного из метрических книг, ревизских сказок, исповедок. Фото 1. Родился мальчик, которого записали под женским именем. Скорее всего изменениями озаботились, когда Михея призвали по мобилизации в 1914 году.
К этой записи прилагается Указ, согласно которому было произведено изменение в метрической книге.
Я просто встретил такое только в одном приходе, потому и поинтересовался. Видимо такая практика была не повсеместной.
[/q]
Игорь, тут я думаю, что Вы правы. У меня Псков и Тихвин два прихода. Во Пскове не писали вообще. А в Тихвине, наоборот, писали , да ещё как, по пушкински прямо, "Родила царица крестьянка в ночь Не то сына, не то дочь", это о выкидышах на ранних сроках. я тут выставляла вроде
--- Псковский уезд,
Беларусь,Сенненский уезд
Тихвинский уезд
Это неисполнение закона, как всегда в России. Всех мертворождённых должны были писать. Хотя часть 1-я это о КРЕЩЕНИЯХ, но церковь исполняла и светскую функцию - вела учет рождения, браков и смертей. Церковь - прежде всего православная, как институт государственный, во главе которого в то время стоял Синод. Но как это исполнялось? ну, это уже другой вопрос. А вот у католиков и лютеран лично я вообще подобных записей не встречал. Источники:
[q]
Мертворожденные должны быть записываемы въ 1-ю часть метрики (Дух. Регл., о Правил. прич. церк., п. 29; ср. 3.С. ст. 892 ), а умершіе безъ крещенія - въ 1-й и 3-ей части.
[/q]
(Нечаевъ, II. «Практ. руков.»).
[q]
Чтобы соблюсти формы, установленныя метрическими книгами, въ первой части этихъ книгъ «о родившихся» въ графѣ «имена родившихся» слѣдуетъ вписывать младенца, умершаго до крещенія, по имени, если было наречено ему имя, а если имя не было ему наречено, то только—сынъ, или дочь, а въ графахъ о воспріемникахъ и о совершавшихъ крещеніе: «умеръ до крещенія и до нареченія имени». Подобную же запись слѣдуетъ дѣлать и въ книгѣ объ умершшѣ, причемъ къ метрикамъ, какъ документъ, должно быть приложено надлежащее о семъ свидѣтельство полицейской власти.
[/q]
(«Ц. В.» 1890 г. № 10).
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Не вижу ничего странного. У каждого свой опыт. Свой регион, да и годы метрик разные. Я метрики католиков изучал только костелов с территории бывшего ВКЛ. Коренная Россия меня не интересовала. Лютеране - только питерские, свои метрические книги они вели на немецком языке. И мертворожденных в их записях я не видел ни разу.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Интересно: ЦГИА СПб ф.19-124-1010 1868г Жених приписанный к обществу ??? (не поняла к какому) Александр Михайлов Пик, Невеста привилигированная повивальная бабка города Дерпта девица Елизавета Трифонова Белова, 25лет.
Заинтриговала ... Нашла в сети: «Повивальная бабка была человеком особенным. ... Но повивальная бабка имела высший допуск секретности. ... Драматург Дмитрий Липскеров писал: «Моя бабушка была акушеркой, или, как раньше говорили, «привилегированной повивальной бабкой», то есть – с образованием.» Вот как))
Интересно: ЦГИА СПб ф.19-124-1010 1868г Жених приписанный к обществу ??? (не поняла к какому) Александр Михайлов Пик, Невеста привилигированная повивальная бабка города Дерпта девица Елизавета Трифонова Белова, 25лет.
Заинтриговала ... Нашла в сети: «Повивальная бабка была человеком особенным. ... Но повивальная бабка имела высший допуск секретности. ... Драматург Дмитрий Липскеров писал: «Моя бабушка была акушеркой, или, как раньше говорили, «привилегированной повивальной бабкой», то есть – с образованием.» Вот как))
[/q]
В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената "Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Все "бабки российские и иностранные" должны были, согласно этому "Представлению", пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, "кои по аттестатам явятся достойны", приводились к Присяге - отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию "для народного известия".
Принимая Присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала, среди прочего:
- "днемъ и ночью, немедленно ходить къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были"; - "ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться"; - "къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ" и др.
В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "деревенская (сельская) повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование).
--- Поиск в архивах г. Екатеринбурга и Свердловской области.
Консультации, работа с ЗАГСами
В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование).
[/q]
Это не совсем так. Родовспоможение постоянно совершенствовалось. На месте не стояла и система подготовки кадров. Например, в 1900 г. было издано положение государственного совета о порядке приобретения звания повивальных бабок. Этим положением устанавливались два типа учебных заведений по подготовке повивальных бабок: родовспомогательное учебное заведение, готовящее в течение 2 лет повивальных бабок 1-го разряда, и повивальные школы, готовящие повивальных бабок 2-го разряда. Положением устанавливался и экстернат за курс обоих учебных заведений. 10/VIII 1901 г. Министерством внутренних дел от был издан циркуляр о правилах приема в родовспомогательные учебные заведения и повивальные школы, программы этих учебных заведений и правила об экстернате.
По состоянию же на 1868 г. (метрика о браке) следует различать: Повивальные бабки в широком смысле - лица жен. пола оказывающие за плату услуги родовспоможения (вольнопрактикующие и служащие)
Повивальные бабки в узком смысле - штатные должности в губернских и уездных администрациях РИ, руководящие деятельностью прочих бабок по родовспоможению.
Например в 1861 г. в Минской губернской врачебной управе в штате состояли: Старшая Повивальная Бабка Младшая Повивальная Бабка Младшая Повивальная Бабка для Минскаго Еврейскаго Народонаселенiя и в каждом уезде - своя ШТАТНАЯ повивальная бабка.
Ко времени земской реформы (1864 г.) в России было 6 повивальных училищ (институтов), готовивших повивальных бабок при двухлетнем сроке обучения. До 1870 г. дипломы об окончании этих институтов выдавались исключительно мед. канцелярией в Петербурге. Диплом этот и назвался - привилегия. Потому и невеста имела звание "привилигированной" повивальной бабки города Дерпта девица Елизавета Трифонова Белова, 25 лет. Для генеалогии важно, что комплектование повивальных институтов велось из питомиц воспитательного дома. Такое положение сохранялось вплоть до 1870-х годов.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Хотелось бы узнать, часто ли встречаются подобные записи в МК?
[/q]
Мне в Больших церквях попадались только в третьей части об умерших, прямо целыми листами - Мертворожденный таких то родителей или вообще крестьянина Ивана... А в маленьких (всего 35-40 листов в МК ) попадались... прямо с содроганием