На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Казусы и интересности в метрических книгах
коллекция всего интересного, необычного, необъяснимого и странного, что встречается в метрических книгах, исповедках и ревизских сказках, ТЕМА НЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ!
Просьба писать только по существу заявленной темы, для флуда и оффтопа существует раздел "Разговоры"! Все что не относиться к "казусам" - будет удалено!
"Об именах" статья в Тамбовских епархиальных ведомостях об ошибках в метриках с именами
- о крещении мирянами здесь и здесь - крещение и миропомазание здесь и здесь - отчества незаконнорожденных здесь - незаконнорожденные, подкидыши и их усыновление здесь - кого считать незаконнорожденным здесь - отчества у незаконнорожденных здесь - повивальные бабки здесь - поводы к разводу здесь - погребение самоубийц здесь - возраст вступающих в брак здесь - препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении; о родстве и свойстве, степени родства здесь - о браке между восприемниками здесь - кто заполнял метрические книги здесь
Уважаемые коллеги! Прошу Вас размещать в этой теме фотографии необычного, странного или просто интересного из метрических книг, ревизских сказок, исповедок. Фото 1. Родился мальчик, которого записали под женским именем. Скорее всего изменениями озаботились, когда Михея призвали по мобилизации в 1914 году.
К этой записи прилагается Указ, согласно которому было произведено изменение в метрической книге.
"Господина Голимбатовского умре крестьянка Евфросиния Шляхтянка, погребена мною священником Григорием Адамовичем без исповеди и причастия святых тайн потому что она полской нации и не требовала священника"
Интересно, она вообще не ходила в церковь? В селе были только две православные, в городе может и были, но кто же её туда отпускал.
Редкая по содержанию метрика. Прямое нарушение законов Российской империи.
1832-11-01 Лидским деканом и настоятелем Лидского приходского костел ксендзом Винцентием … дополнен обряд крещения Св. Олеем над 8-летней Изабеллой Теклей Панталемона Копыловского исповедания Греко-Российского и Розалии Щапановской исповедания Римско-Католического брачных супругов Коммисионеров 9-го класса дочь. Присутствовали при дополнении обряда крещения Св. Олеем Благородные Фелициан Чечот Секретарь и Текля Гепанова майорша.
Все лица - юридически весьма грамотны.... Однако игнорировали закон и возможную уголовную ответственности за "отпадение от православной веры". То есть ребенка от такого брака с инославным христианином следовало крестить только в православие. Но его крестили, а затем и бежмовали (конфирмация) в веру католическую. Это дерзкое правонарушение. И это событие произошло вскоре после подавления Польского восстания 1830—1831 годов в губерниях Северо-Западного края против российского гнета.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Прошение из дворян Андрея Федорова Иванова о выдаче ему метрического свидетельства о времени рождения и крещения у него в 1817 году сына Василия, для определения оного на службу. По справке из консистории оказалось, что в метрических книгах села Колена сына из дворян А.Ф. Иванова в числе родившихся не записано. Священник села Колена Никита Иванов показал, что...
[/q]
У меня точно такая история, в Тульской губернии. Только еще веселее: проситель подал заявление на внесении его детей в родословную дворянскую книгу губернии, а " по справке из консистории" записи о рождении одного из сыновей в МК не оказалось. Священника и дьячка вызывали для дачи показаний, они подтвердили, что такой ребенок ими крещен и в исповедках он тоже был. Я представляю себе это так: родился у помещика ребенок, позвали священника с причтом крестить, потом застолье, угощение... если они и вернулись в церковь, например, положить на место все необходимые для крещения предметы, то делать запись в этот же момент не стали. А потом забыли. А восприемники - вероятнее всего, приглашенные откуда-то достаточно высокопоставленные лица - в эту церковь не приходили, так что напомнить о записи батюшке или дьячку было некому.
Этому я тоже для себя нашла объяснение. Вероятно, названных товарищей в деревне звали по уменьшительной форме имени: Прошка, Тришка... Надо писать исповедку - так что ж, лазить по всем метрикам, искать как кого крестили? Написали, как пришло в голову пишущему. Я сейчас анализирую ревизии одного помещика из разных мест. В одной деревне среди женщин мелькают только Евдокии, а в другой - только Авдотьи. Все из одной оперы примеры...
22 . Священники могутъ крестить дѣтей обоихъ лицъ иновѣрныхъ, но со взятіемъ подписки отъ родителей, что сіи дѣти будутъ воспитываться въ право- славной вѣрѣ. (У.Д.К., ст. 28) . Эту подписку отбирает лично крестивший ребенка священник с приложением церковной печати. Подписка эта хранится в церковном архиве.
[/q]
Именно так и было с моим прадедом: И я так понимаю родители сдержали обещание воспитывать ребенка в православии. Ибо при венчании с моей прабабушкой и крещении сына- моего деда указан как "православного вероисповедания".
--- Ищу сведения о предках по фамилии Денкс или Denks/Dencs. Проживали в Лифляндской, Тверской, Московской, Новгородской, Вологодской и Псковской губерниях.
В действительности я здесь вижу две разные записи от 14 июля 1818 г., совершенные в греко-унитской церкви. На л. 41об - показан обряд дополнения обряда крещения младенца Стефана, которому при бежмовании (миропомазании) было добавлено второе имя Гаврила.
На л. 42 - аналогичная запись о бежмовании младеницы Анны, которой дано было еще имя Мария-Магдалена. Кмотрами (кумовьями) в этой записи были как при крещении,так и при бежмовании майор Войск Польских Массальский Онуфрий, писарь повета Игуменского, с вельможной пани Цецилией Окуличовой, коморниковой (жена уездного землемера). Всего таких пар было действительно 6. Это нарушение. Ибо восприемников - может быть только одна пара, все остальные - присутствующие, юридического значения для свершения таинства крещения они не имеют.
Но это не рекорд. Посмотрел, что у меня есть в запасниках и увидел, что 1834-04-25 в Лидском костеле был окрещен Матеуш Ричард шляхетных ЗС Никодема и Юлии с Баньковских Петрусевичев сын, родившийся 1834-04-01 в г. Лиде. Восприемников показано - двое, а вот ассистентов - еще 6 пар. Итого - 7 пар участников таинства. Но у ксендза было все верно записано... Только одна пара восприемников. Однако размер этой записи о крещении в метрической книге - впечатляет!
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Униатские приходы - встречаю множество нарушений, неразберихи и неточностей. При всем при том, что приходы были относительно небольшие по числу прихожан, да и территориально много меньше, чем сменившие их после 1839 г. православные.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник