👉 ПРОШУ ответить на следующий вопрос
ДИАЛОГОВАЯ тема_____ [ВОПРОСЫ, не предусматривающие широкого обсуждения]
Nathalie Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20857 | Наверх ##
16 февраля 2005 8:50 У меня вопрос к знающим людям. Каков был минимальный допустимый возраст вступления в брак для женщин в 19 веке? Какие самые юные невесты встречались в вашей практике? | | Лайк (1) |
Nathalie Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20857 | Наверх ##
21 марта 2016 22:03 Всем, кто откликнулся на мои вопросы, большое спасибо! Пока победа остается за петухами. | | |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Наверх ##
21 марта 2016 22:08 http://istoki.tv/pages/10879/ ...... ..Во времена царя Гороха и прочих царей, императоров и председателей временных революционных комитетов действовало так называемое местное среднесолнечное время. Поднимал глаза к небу иерей какого-нибудь собора и видел, что при своём движении вокруг Земли солнечный диск забрался по небу на самую, что ни на есть верхотуру, тормозил, и вот-вот уже готовился слезать восвояси, дабы день клонился к закату. Так вот, видя это, иерей басом кликал своего верного звонаря, который в это время, может быть, вывозил на собственные грядки органические удобрения, наставляя этому звонарю скорее завершать своё молитвенное бдение, лезть на колокольню, бить в набат и скликать крепостных колхозников к обедне. Ну, звонарь, естественно, отвечал иерею, что-де пошёл искать ключницу, дабы отпереть колокольню, заканчивал основательно окучивать грядки, и важно поспешал на колокольню отсчитывать время. Вслед за Солнцем и набатом соборной церкви время обедни приходило сперва в ближние приходские и кладбищенские церкви и часовни, затем - в дальние, и так вот, ни шатко, ни валко, переливалось по благочиниям и епархиям от стана к стану, от волости к волости, от уезда к уезду по всем губерниям, краям и областям нашей необъятной империи. Словом, время на Руси жило своей по-русски непредсказуемой жизнью, иногда здорово запаздывая, особенно на другой день опосля престольных праздников, иногда торопясь вперёд событий, ежели иерей здорово торопился в дальнюю деревню на крестины. Дабы поставить русское время сколько-нибудь в рамки закона или хотя бы приличия, богатые прихожане на колокольнях соборов устраивали часозвоны - часовые механизмы, управлявшие как стрелками большущих циферблатов, так и механизмами, бившими в колокола вне зависимости от морального и физического состояния звонаря с ключницей........http://dugward.ru/library/kost...jizni.htmlПредки наши, как знатные, так и простые, вставали рано: летом с восходом солнца, осенью и зимою за несколько часов до света. В старину счет часов был восточный, заимствованный из Византии вместе с церковными книгами. Сутки делились на дневные и ночные часы; час солнечного восхода был первым часом дня; час заката - первым часом ночи. Само собою разумеется, что при таком времясчислении количество денных и ночных часов на самом деле могло быть одинаково и равно только во время равноденствия, а потому это время и принималось за норму: из двадцати четырех суточных часов двенадцать относили к дню, а другие двенадцать к ночи, несмотря на то, что на самом деле во время летнего солнцестояния число денных, а во время зимнего число ночных часов доходило до семнадцати. Седьмой час утра по нашему часосчислению был первым часом дня; седьмой час вечера - первым часом ночи. Счисление это находилось в связи с восточным богослужением: на исходе ночи отправлялась заутреня; богослужебные часы - первый, третий, шестой и девятый - знаменовали равноименные денные часы, а вечерня - окончание дня.
В десять часов по нашему счету (в шестом часу дня) служились обедни.
В полдень наступало время обеда. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7621 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
22 марта 2016 1:37 MATAE написал: [q] Только ведь свечи экономили... А песочные вряд ли в деревенской церкви имелись.[/q]
У меня исключительно практические, но умозрительные рассуждения о сельской жизни (частично исходя из дачного распорядка времен моего детства, частично - логические размышления). Утром проснулись (от петухов или нет, и от каких по счету петухов - не суть). Если еще темно - замесили тесто. Если уже светает - встали. Позавтракали? Пошли дела делать. Если праздник или субботне-воскресные дни - пошли в церковь. Прошла утренняя служба. Прихожане - по домам, там всегда дело найдется. В церкви в то время убрались, наверное, возможно, переоделись. Наверное, пополдничали. Приготовили все к обедне. Позвонили, народ собрался. Отслужили. Ложились рано, после того, как стемнеет, особо ничем не займешься. Организм к определенному режиму привыкает, образ жизни "совы" в таких условиях почти невозможен, все "жаворонки". Летом так вообще встают как можно раньше - страда. А зимой можно и подольше поспать, занятий-то гораздо меньше у крестьянина. Но режим складывается как-то само собой... Вы сами, когда летом где-то на отдыхе, часто на часы смотрите? --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
Nathalie Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20857 | Наверх ##
22 марта 2016 9:04 valcha написал: [q] Вслед за Солнцем и набатом соборной церкви время обедни приходило сперва в ближние приходские и кладбищенские церкви и часовни, затем - в дальние, и так вот, ни шатко, ни валко, переливалось по благочиниям и епархиям от стана к стану,[/q]
Валерия, спасибо большое! В самом деле, позвонили в Орловской соборной церкви, откликнулись в Сабурове, затем в Архангельском - докатилось и до нашего села. Тишина стояла, далеко было слышно. Это хорошее дополнение к петухам. valcha написал: [q] В десять часов по нашему счету (в шестом часу дня) служились обедни.
[/q]
Это уже что-то конкретное. Хотя предыдущая цитата отвергает привязку к конкретному времени. | | |
chipoletta Москва Сообщений: 543 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 382
| Наверх ##
11 апреля 2016 21:33 11 апреля 2016 21:34 Уважаемые форумчане, интересует, кто как поступает в таких случаях.
Ситуация: скажем, в начале 19 века, когда все еще бесфамильные, в семье (крестьяне-мещане, никаких изысков) родились дети - пара братьев и пара сестер. Потом сестры вышли замуж, а братья женились. и уже во второй половине 19ого века все заимели фамилии: сестры стали писаться под фамилиями мужей, а семьи братьев - ну например под фамилией Петровы.
Вопросы: 1) считать ли отца детей (который умер задолго до появления фамилий) тоже Петровым, а сестер соответственно Петровыми в девичестве? или это не правильно? 2) тот же вопрос, но если фамилия будет не Петров (т.е. не отымённая, чтобы нельзя было заподозрить отчества-дедичества), а например Козлов или Кабанов?
Как вы поступаете в своих деревьях? у тех предков, кто жил "до фамилии": указываете фамилию, указываете фамилию в скобках или указываете только имя-отчество? | | |
I_V_A Начинающий
Нижний Новгород Сообщений: 30 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 50 | Наверх ##
14 апреля 2016 16:05 chipoletta написал: [q] Как вы поступаете в своих деревьях? у тех предков, кто жил "до фамилии": указываете фамилию, указываете фамилию в скобках или указываете только имя-отчество?[/q]
Здравствуйте! По моему небольшому опыту, по началу может и не привычно, когда у какого-то предка фамилии нет, но если самолично приписать фамилию, не будет ли это искажением исторической действительности, по сути отсутствие фамилии это часть истории сословия, почему бы её не учесть? Сейчас пишу только там, где фамилия реально упоминается в документах или свидетельствах близких. Для меня не важно, дедичество это, уличное прозвище или ещё что-нибудь. А при более глубоком поиске корней, когда "фамилия" даже по чисто мужской линии менялась каждые 2-3 поколения, выдуманная для безфамильной родни может даже начать мешать и вводить в заблуждение (ведь по ней не найти нужную персону в документах). --- Сергеевка (Солонянский р-н, Днепропетр. обл) Украина; Ягунино, Луцино (Одинцовский р-н), Васильевское (Ярополец. с/с. Волоколамск. р-н) Моск. обл.; Старые Уруссы, Исергапово, Искандерово, Шарлама, Каркали, Старые Чути (Бугульм. у-д); Климовичи (Могилёв. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7621 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
14 апреля 2016 21:01 chipoletta написал: [q] Как вы поступаете в своих деревьях? у тех предков, кто жил "до фамилии": указываете фамилию, указываете фамилию в скобках или указываете только имя-отчество? [/q]
Однозначно - так, как в документах. Если хотя бы в одном документе фамилия обнаруживается - вношу ее, т.к. это явный признак, что фамилия была, просто не везде её записали. Если нигде не попалась - не записываю. У меня много сцс и их детей: у них такая чехарда с фамилиями была в XIX веке, что что-либо додумывать просто "опасно для поиска" ) Ближе к концу века детям пишу фамилию по отцу, там уже было четко. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
chipoletta Москва Сообщений: 543 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 382
| Наверх ##
14 апреля 2016 22:49 G_Spasskaya написал: [q] Однозначно - так, как в документах.[/q]
т.е.у отца, который умер задолго до появления фамилий и который всегда везде писался только по имени-отчеству, нельзя указывать фамилию, которую позже (спустя лет 30-40) стали носить его сыновья? | | |
I_V_A Начинающий
Нижний Новгород Сообщений: 30 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 50 | Наверх ##
17 апреля 2016 15:29 chipoletta написал: [q] т.е.у отца, который умер задолго до появления фамилий и который всегда везде писался только по имени-отчеству, нельзя указывать фамилию, которую позже (спустя лет 30-40) стали носить его сыновья?[/q]
Из вашего вопроса, у меня сложилось впечатление, что "Петровы" - это фамилия сыновей, данная им по имени отца, так? В таком случае, давать отцу фамилию по его же собственному имени не логично, если бы у него и была, то по его отцу (деду "Петровых", или может вообще дедичество), а может у него было дворовое прозвище, но оно Вам в документах пока не встретилось. И Вы же пишите "фамилий ещё не было". Значит и быть её и не должно. Поэтому такое и не практикую, но Вы в праве называть ваших предков как Вам удобнее. --- Сергеевка (Солонянский р-н, Днепропетр. обл) Украина; Ягунино, Луцино (Одинцовский р-н), Васильевское (Ярополец. с/с. Волоколамск. р-н) Моск. обл.; Старые Уруссы, Исергапово, Искандерово, Шарлама, Каркали, Старые Чути (Бугульм. у-д); Климовичи (Могилёв. | | |
Margarita_PL Новичок
Сообщений: 2 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
28 апреля 2016 21:40 28 апреля 2016 21:45 Привет всем! Подскажите дорогие друзья, что это за слово? У меня выпись из метрической книги, которую пробую перевести на польский язык. В общем я все понимаю, но осталось слово, которое мне совсем не понятно... Посмотрите, пожалуйста, на первое предложение. Там написано: "Выпись изъ метрической ......... объ окрещенныхъ (...)" и т. д. Мой вопрос - из метрической чего? Что я вижу - это "окстрактовой", но такого слова даже нет в Google! Это, наверно, какой-то архаизм. Речь касается выписи из метрической книги Березненского прихода (сгеодня это Украина, конкретно Волынь). Я искала по разным сайтам, словарям, но не нашла ничего, что бы мне подсказало, что это может быть за слово. Я уже с ума схожу...
 | | |
|