ГА Иркутской области (ГАИО), фонд №50, опись №8, дело №797, дело о расторжении брака -
https://ya.ru/archive/catalog/...c632fbd/27Не знаю, обсуждали ли... Но так-то это "произведение" повествовательно-расследовательного жанра (достойное самого Боккаччо) конечно надо читать самому, но краткое описание примерно такое...
Некий крестьянин-сектант Феодоров обратился в консисторию о расторжении брака с женой по причине нарушения ею супружеской верности...
Первоначально он заявил, что его жена имела любовные сношения с "каким-то девственником Вознесенского монастыря", но доказательства не привел, поэтому делу не дали ход.
Возмущенный этим решением, он стал утверждать, что его жена снялась на фотографическую карточку с тем упомянутым "девственником" (год дела - 1895, кстати). И предоставил эту карточку.
Там действительно было изображено лицо духовного звания.
Стали разбираться и выяснилось, что там действительно изображен монах Филарет (в миру Филипп Красиков).
Монах пояснил, что первые шесть лет жизни в монастыре и исполнял разные послушания вне церкви и как временный послушник, не задаваясь мыслию скоро быть монахом, иногда позволял себе выходить за монастырскую ограду в соседнее село
на дискотеку.
Однажды, года три назад, он зашел в питейное заведение недалеко от монастырской ограды и увидел там торгующую вином молодую женщину
"Покинутая мужемъ эта женщина не отвѣснялась выражать свое желаніе познакомиться не только съ нимъ, Красиковымъ, а досто, можетъ, съ каждымъ приходившимъ въ заведеніе. Такая на вязчивость на знакомство съ ея стороны извѣстна была многимъ, почему онъ всячески остерегался видѣться съ нею. Что насается до фотографической карточки, на которой онъ снятъ съ упомянутой выше Ѳеодоровой, то это дѣло, было такъ."
Некий рясофорный послушник Тимохович (имевший долг перед нашим героем) был уволен из монастыря и просил нашего героя проводить его до Иркутска, а взамен обещался заплатить ему долг. Правда когда они пришли на место - денег не оказалось, поэтому послушник отдал нашему герою пономарскую рясу.
Наш герой Филипп возвратился к монастырю, а там увидел уже знакомую ему жену крестьянина Феодорову. Она его попросила зайти вместе с ним в соседнюю фотостудию, и он, ничего не подозревая, согласился. Здесь она стала просить его сняться в месте с ней на карточке, чтобы потом упрекнуть духовной особой своего мужа - противника Веры Христовой.
Наш монастырский герой, будучи человеком еще мирским, и из абсолютно чистых побуждений, согласился (фотография была сделана за его же счет, конечно же ). И надел пономарскую рясу, которая у него как раз была под рукой.
После чего Филипок утверждает, что прекратил с ней общение, даже остерегался встречи с ней. Продолжая трудиться в монастыре, он удостоился пострижения в монахи.
Далее идет характеристика на монаха Филарета, в которой он с одной стороны указан, как довольно добропорядочный послушник и монах, но с учетом того, совершал такие отлучки из монастыря без благословения вышестоящих и допустил такое легкомысленное поведение, как фотографирование в рясе с женщиной, "если даже и допустить, что въ отношеніяхъ его къ этой женщинѣ не было ничего предосуда тельнаго- подалъ поводъ къ нареканію вообще на иноческое званіе, которое и выражено, въ данномъ случаѣ, сектантомъ Ѳеодоровымъ, за подозрившимъ его, Филарета, въ преступныхъ связяхъ съ его женою." И назначили бедному Филипке/Филарету наказание в форме послушания и совершения христианских подвигов.
Правда дальше "Духовный суд" в лице троицы протоиерев под председательством Его Преосвященства Архиепископа Иркутского и Нерчинского Тихона отметил, что фотография само по себе не может служить доказательством связи Филиппа и Феодоровой, поэтому в расторжении брака Феодорову отказали.
История с фотографией и "часами патриарха" почему-то вспомнилась.