ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!

Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.

i.gif Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.

i.gif Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой).
Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.

i.gif ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.

Казусы и интересности в метрических книгах

коллекция всего интересного, необычного, необъяснимого и странного, что встречается в метрических книгах, исповедках и ревизских сказках, ТЕМА НЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ!

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 174 175 176 177 178 * 179 180 181 182 ... 511 512 513 514 515 516 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, coika
Липчанка

Липчанка

г. Липецк
Сообщений: 792
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 7304
Просьба писать только по существу заявленной темы, для флуда и оффтопа существует раздел "Разговоры"! Все что не относиться к "казусам" - будет удалено!



"Об именах" статья в Тамбовских епархиальных ведомостях об ошибках в метриках с именами

"Наставление Духовенству относительно ведения приходских книг и ведомостей, и о выдаче из оных свидетельств" 1865 г., разъясняются правила признания законности рождения детей, неравные браки с крепостными, правила ведения метрических книг и т.п.

"Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Светейшаго Правительствующаго Синода (1721-1901) и гражданских законов относящихся к духовному ведомству православного исповедания, составил С.В.Калашников"


Часто обсуждаемые вопросы:


Уважаемые коллеги!
Прошу Вас размещать в этой теме фотографии необычного, странного или просто интересного из метрических книг, ревизских сказок, исповедок.

Фото 1.
Родился мальчик, которого записали под женским именем.
Скорее всего изменениями озаботились, когда Михея призвали по мобилизации в 1914 году.

К этой записи прилагается Указ, согласно которому было произведено изменение в метрической книге.

Прикрепленный файл: 00.jpeg01.jpeg, 1165607 байт
Лайк (14)
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 11447
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7250

polops написал:
[q]
Он т а к ж е должен был произнести...символы п р а в о с л а в н о й веры.
[/q]

Символ веры у христиан один.
Разница только в трактовании Церквями божественной силы троицы.
Спор о филиокве. То есть, исходит ли Дух Святой от Бога-Отца или от Отца и от Сына?
При крещении ребенка в православной церкви от восприемника-католика чтение Символа веры не требовали. И наоборот.
См. пасторскую практику.
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7129
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9699
GrayRam, значит в 1894 году обер-секретарь Святейшего Синода Сергей Григоровский в своих трудах заблуждался? Почему тогда его труды до сих пор переиздает РПЦ? Где тогда надо смотреть пасторскую практику на которую Вы ссылаетесь?
---
Корвалол-Клаб переехал в Телеграм. По вопросам вступления в клуб обращаться в личку.
polops

polops

г.Казань
Сообщений: 2110
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2408

GrayRam написал:
[q]
При крещении ребенка в православной церкви от восприемника-католика чтение Символа веры не требовали.
[/q]


Я конечно...дико извиняюсь. sad.gif ..не знаю вашего сана и чина при церкви...
Сам имею 2 образования--инженерное и экономическое....Но читать и понимать по-русски до сих пор не разучился. shok.gif

Прикрепленный файл: Снимок9999.PNG
VPliousnine

Мурманск-Москва
Сообщений: 139
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 61
Иногда и умершие священники могут крестить...

Прикрепленный файл: zombie.jpg
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17168
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 7922

VPliousnine написал:
[q]
Иногда и умершие священники могут крестить...
[/q]

Вероятнее всего приведенная запись - это копия, возможно консисторский экземпляр, переписанный с приходского. Священник умер через какое-то время после того, как совершал указанные обряды крещения. В оригинале есть (наверняка) его подпись. А вот второй экземпляр переписывали после смерти священника, и подписать его он уже не мог, вот писарь и написал, что крещение совершил умерший священник. (Может быть переписывали с черновых записок священника). Ну корявенько по смыслу-то получилось... dntknw.gif
_____________________________
пример почти такой же: изучаю метрики по приходу в Тульской губернии, 1848 год. Начиная с первых дней июня в регионе началась эпидемия холеры. Шесть разворотов листов идут записи за июнь с одним диагнозом - от холеры,и на всех листах (июньских) сбоку приписка - за смертью священника села Немцова Василия Ходякова сии листы не подписаны, однако запись о смерти священника датирована 28 июня. Т.е. в июне, пока был жив священник, он отпевал, но когда переписывали данные о смертях и об отпевании в книгу в конце месяца, его уже не было в живых, чтоб подписать. Вот так и получилась запись со ссылкой на смерть священника почти на месяц раньше, чем запись об его смерти
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
polops

polops

г.Казань
Сообщений: 2110
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2408

Любчинова написал:
[q]
Вероятнее всего приведенная запись - это копия, возможно консисторский экземпляр, переписанный с приходского. Священник умер через какое-то время после того, как совершал указанные обряды крещения. В оригинале есть (наверняка) его подпись. А вот второй экземпляр переписывали после смерти священника, и подписать его он уже не мог, вот писарь и написал, что крещение совершил умерший священник. (Может быть переписывали с черновых записок священника).
[/q]

Все правильно вы пояснили.Сам встречал подобное в метрических книгах.
В первый раз ...да был удивлен. a_003.gif
Особенно впечатлило по разделу 3.

Любчинова написал:
[q]
Т.е. в июне, пока был жив священник, он отпевал, но когда переписывали данные о смертях и об отпевании в книгу в конце месяца, его уже не было в живых, чтоб подписать.
[/q]

Я вот как то задался тоже таким вопросом.А в тех случаях когда бывали эпидемии холеры или бр.тифа....как происходило отпевание?? Это же "прямой контакт"с вирусом.
Это же в приходе отпевание или в доме....все равно же бациллы.
Как это происходило? shok.gif
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7355
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3982
polops, с одной стороны, умершего же все равно надо обмыть, обрядить - и все это делалось, а как иначе? Да, прямой контакт есть, и вряд ли у них было какой-то подобие резиновых перчаток... Ну а делать-то что?
С другой стороны, учитывая, что большинство этих болезней хорошо передаются с водой, а вопрос очистки воды никого не беспокоил ни в деревнях, ни в городах - то какая разница, где его отпевали?
Не помню, по какой губернии читала врачебный отчет (по Тульской, кажется) - там врач обращал внимание, что в нескольких близкорасположенных селах в одних болезнь свирепствует, а в других - есть, но гораздо в меньших масштабах. И он выяснил причину: первые брали воду для питья и пищи из прудов (в которые, между прочим, стекали и всякие "продукты жизнедеятельности" деревни), а вторые стояли на берегу реки, и вода у них была проточная.

Были рекомендации дезинфицировать уксусом, хлорной известью... Возможно, старались похоронить побыстрее (тоже где-то читала, что была такая рекомендация, отпевать и хоронить сразу.

У меня в практике есть ситуация, когда священник села, сам заболевший и, в конечном счете, от тифозной горячки умерший за несколько месяцев до смерти перестал крестить младенцев, но продолжал венчать и отпевать, причем отпевать - почти до самой своей смерти. А крестить стал заниматься престарелый заштатный священник, живший в том же селе.
Kraut

Kraut

Москва-Самара
Сообщений: 5109
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 2733

polops написал:
[q]

Я вот как то задался тоже таким вопросом.А в тех случаях когда бывали эпидемии холеры или бр.тифа....как происходило отпевание?? Это же "прямой контакт"с вирусом.
Это же в приходе отпевание или в доме....все равно же бациллы.
Как это происходило? shok.gif
[/q]

Держите подробнейшее описание пережившего холеру в 1892 году священника:

В Сызрани бунт произошел, как говорят, от неблагоразумия врачебного персонала при дезинфекции домов. Фельдшер с санитарами ходили по домам и наподобие священнослужителей кропил карболовой кислотой св. иконы и стены.[...] Когда же фельдшер у одной женщины окропил кислотой зеленые щи и некоторые предметы из провизии выбросил на улицу, то женщина вцепилась в фельдшера и произошла драка. [...]
Холеру занесли татары-рабочие, бежавшие от страха холеры из Самары. Полицейские и пожарные десятники, зарывавшие их трупы первыми заболели в нашем селе и распространили болезнь по домам.

В начале с 7 по 28 июля (в течении 21 дня) холера имела острую форму. Достаточно полчаса или 15 минут побыть около больного и подышать той зловонной атмосферой, которая обыкновенно окружает холерно-больного, чтоб получить болезнь. У заболевших пропадает сначала голос, глаза делаются тусклыми, закатываются под орбиты; лице, руки и ноги чернеют; затем у больного открываются почти одновременно рвота, понос и судороги. Крестьяне прозвали эту форму болезни "холера безголосица"... Другая форма болезни начинается поносом иногда за две недели до наступления настоящих холерных признаков, затем следует рвота, быстрое истощение организма, слабые судороги и смерть. Третья форма начиналась, по-видимому, лихорадкою, и потому ее можно назвать лихорадочною. Вначале она легко поддается лечению, в особенности же до появления судорог и во время их. Прием касторового масла, мятный горячий чай, который больные проглатывают весьма горячим и не чувствуют ожога, бутылки с горчею водою к икрам, подошвам прекращают судороги. Лице больного начинает белеть, а затем, когда все тело нагревается до испарины, можно быть вполне уверенным, что больной спасен.
К пьяницам холера безпощадна. Кого холера схватывала после изрядной выпивки, тому никакие лекарства не помогали. Даже сильно действующая "Баклановская микстура", быстро останавливающая судороги у других больных, на пьяниц не оказывала никакого действия. [...]

Вследствие плохих санитарных мер и отстутствия вречебного персонала холера сделала страшные опустошения в Костычах. Каждый день было около 60 заболевающих, из которых умирало средним числом около 12 человек. От 11 июля по 26 сентября из всего количества заболевших 1260 умерло от холеры 210 человек.
В 1848 году по распоряжению Правительства в Костычи был послан врач и два фельдшера, которые и принимали надлежащие санитарные меры и лечили народ. ныне же в 1892 году с учреждением Земств и др. благодетельных реформ в Костычи не было послано ни одного врача, а командировать бороться с эпидемией один участовый фельдшер на всю волость. Про меоногочисленности заболевавших и недоверия к фельдшеру населения, он, конечно, ничего не мог сделать. Хоронили умерших без всякого порядка; при открытых гробах, носимых на руках,

приходилось совершать отпевание. При отсутствии полиции и санитаров вначале болезни Священники успели настоять только на одном, чтобы умерших не вносить для отпевания в храм, а совершали последний долг над умершими пред церковной оградой. Но и за это единственное ограничение Священники получали оскорбления и угрозы. Вследствие этого положение крестьян и приходских Священников было весьма печальное. Почти не было ни одного дома, в котором бы не было больного. О. Иереи с 11 июля в течении трех недель не имели ни одной минуты покоя. С 1го часа по полуночи до 12 часов ночи каждую минуту можно было видеть у домов Священников две, три, иногда четыре подводы, ожидающих очереди, когда отцы Иереи возвратятся от больных, чтоб опять ехать к новым больным. Во многих домах получались такие картины. Среди двора, весь обрызганный зловонными извержениями, валяется старик, которого нужно напутствовать, далее загородивши вход в дом, лежит и страдает в корчах молодая женщина и положение ее безнадежно; в сенях мечутся в агонии старшие дети, а младший из них еще не заболел и старается подползти к груди умирающей матери. Перешагнув через трупы женщины и детей, нужно еще войти в дом. Там на печке страдает старая хозяйка дома. Всех их нужно напутствовать, к каждому подойти, и, если еще есть надежда на выздоровление оказать медицинскую помощь. А для этого Священники, кроме Святых Даров, возили с собою лекарства:мятный чай, горчичники, капли, перцовку и проч., учили как принимать лекарства, как растирать и очень часто должны были делать это сами, так как соседи и родственники, вначале помогавшие больным,

видя как холера схватывает всех приходящих одного за другим, от страха разбегались. многие дома за смертью всех жильцов были заколочены.
В одно из своих посещений больных, изнуренный до упадка сил, заразился как надобно думать, холерою Священник Арсений Забелин. Призванный к болльному единственный в волости фельдшер не нашел будто бы в нем холерных признаков. Приглашенный с Сызранского Асфальтового завода (и.д. врача) студент тоже будто бы не нашел в нем холеры. Когда же положение больного ухудшилось на столько, что не оставалось никакой надежды на выздоровление, был приглашен железнодорожный фельдшер, который сказал, что у больного cholera asiatica и что теперь он ничего не может сделать для облегчения участи умирающего. 27 июля благочестивый самоотверженный общественный деятель, приняв последнее напутствие из рук другого сослуживца, мирно предал дух свой Господу.
Летопись составлял Священник Михаил Феодоров.
---
Кузнецовы (Самарская д.НовоЗапрудное, с. Липовка, с. Дмитриевка, д. Новая Поляна (Лопатино). Скоповы (Воронежская -- с. Пески, д. Мазурка, д. Марьевка Байчурово тож) Кретинины (интересны все, Воронежская обл., Украина - г. Запорожье, Казахстан)
Пугины,Бо
Лайк (1)
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 11447
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7250

polops написал:
[q]
Но читать и понимать по-русски до сих пор не разучился.
[/q]

Это замечание ни о чем.
Мои слова надо понимать буквально, так как они написаны в контексте сообщения.

GrayRam написал:
[q]
При крещении ребенка в православной церкви от восприемника-католика чтение Символа веры не требовали. И наоборот.
[/q]

Не требовали в Церкви от восприемника-католика чтение (произнесение) именно Православного символа веры. Не требовали и в Костеле.
В Западном крае до 1870-х годов большинство населения не знало русского языка. У католиков служба велась на латинском языке.
Сможете просто повторить Символ веры за ксендзом на латыни?
И соответственно, наоборот.
А в приведенных мной метриках о крещении восприемниками младенца были именно ксендз и поп. Они как должны были произносить Символ веры? В противовес своим убеждениям (исповеданию) и на чуждом (непонятном) им языке?
Потому, тот же Синод РПЦ и сделал специальные послабления в порядок проведения Таинств церкви для территорий, где в основном проживало католическое (в т.ч. униатское) и лютеранское население.
Но практика и в эти послабления вносила изменения. Как и показали приведенные мной реальные метрические записи о крещении в православной церкви и католическом костеле с участием ксендза и попа...
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17168
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 7922

Kraut написал:
[q]
[/q]

Спасибо за столь красноречивые свидетельства.
А в метриках за 1848 год, о которых я упоминала, после смерти приходского священника в конце июня, весь июль отпевал, судя по записям, прикомандированный священник из соседнего села, затем записей за август, сентябрь, октябрь нет ни одной, и только две записи о смерти за ноябрь, подписано все тем же священником из соседнего села, за декабрь записей нет.
То ли вообще не отпевали (священник-сосед не успевал, видимо, и своих-то отпевать), то ли отвозили в соседний приход и записали там в книгу (не проверяла).

Холера - не вирусная, а бактериальная инфекция, и по воздуху она не передается. Тут главное - кипятить воду, чего наши предки, как правило, не делали. А бактерия холерная могла даже перезимовать в зимнем водоеме. Боялась только кипячения.
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 174 175 176 177 178 * 179 180 181 182 ... 511 512 513 514 515 516 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, coika
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Генеалогия: практика » Казусы и интересности в метрических книгах [тема №68949]
Вверх ⇈