На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Казусы и интересности в метрических книгах
коллекция всего интересного, необычного, необъяснимого и странного, что встречается в метрических книгах, исповедках и ревизских сказках, ТЕМА НЕ ДЛЯ ВОПРОСОВ!
Просьба писать только по существу заявленной темы, для флуда и оффтопа существует раздел "Разговоры"! Все что не относиться к "казусам" - будет удалено!
"Об именах" статья в Тамбовских епархиальных ведомостях об ошибках в метриках с именами
- о крещении мирянами здесь и здесь - крещение и миропомазание здесь и здесь - отчества незаконнорожденных здесь - незаконнорожденные, подкидыши и их усыновление здесь - кого считать незаконнорожденным здесь - отчества у незаконнорожденных здесь - повивальные бабки здесь - поводы к разводу здесь - погребение самоубийц здесь - возраст вступающих в брак здесь - препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении; о родстве и свойстве, степени родства здесь - о браке между восприемниками здесь - кто заполнял метрические книги здесь
Уважаемые коллеги! Прошу Вас размещать в этой теме фотографии необычного, странного или просто интересного из метрических книг, ревизских сказок, исповедок. Фото 1. Родился мальчик, которого записали под женским именем. Скорее всего изменениями озаботились, когда Михея призвали по мобилизации в 1914 году.
К этой записи прилагается Указ, согласно которому было произведено изменение в метрической книге.
Вряд ли отец с матерью смотрели, что именно записывает священник в МК
[/q]
G_Spasskaya написал:
[q]
Любчинова написал:
[q]
А вот когда пришли отпевать - сказали имя, а поп или писарь не расслышал, и записал более привычный вариант - мальчика...
[/q]
[/q]
Он не просто записал, он еще читает молитвы с упоминанием имени новоприставленного раба божьего. Совсем не нужно смотреть за записью, при отпевании будет понятно, кого отпевают. Тексты как правило, люди знали наизусть и повторяли за священником, думаю резануло бы слух там идет повторение очень много раз... Я это имела ввиду, а не саму запись.
Думаю, что количество губерний с такими книгами существенно меньше, чем с действительно стандартными - из трех частей.
[/q]
Однако, читаем матчасть на нашем же сайте:
[q]
Указ Синода от 1724 впервые ввел графические формы метрических книг и уточнил особенности их ведения. А после Указа Синода от 1779 «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» наличие книг в приходах и консисториях стало обязательным. Указ Синода от 1802 «О содержании в предписанном порядке метрических книг» запретил хранение книг в домах священников и их раздельное ведение: отныне в приходах регистрация осуществлялась в одной общей книге. В 1831 по Указу Синода в формуляре метрических книг были уточнены названия отдельных граф, введена раздельная нумерация по полу в записях о рождении. Формуляр метрических книг, просуществовавший вся дальнейшую их историю, окончательно был утвержден в 1838 г. Состояла каждая книга из трёх частей , содержащих сведения о рождениях, браках и смертях.
[/q]
Итак, с 1802 - одна часть, с 1838 года - стандартные 3 части. До этого времени могло быть как угодно, т.к. не было утвержденной формы. И естественно, не берем в расчет Прибалтику, Польшу и др.территории, где было много своих индивидуальных особенностей.
Он не просто записал, он еще читает молитвы с упоминанием имени новоприставленного раба божьего. Совсем не нужно смотреть за записью, при отпевании будет понятно, кого отпевают. Тексты как правило, люди знали наизусть и повторяли за священником, думаю резануло бы слух там идет повторение очень много раз... Я это имела ввиду, а не саму запись.
[/q]
Ну так и при рождении не только записывают, а читают молитвы и упоминают имя.
Но запись-то делается не в момент крещения, и не в момент отпевания - и часто и не тем же человеком, который эти молитвы читал.
Но вот интересный фрагмент из статьи "Повседневная жизнь сельского прихода в 1-й половине XIX века" (по материалам «Дневника сельского священника») Оригинал - тут.
[q]
Самые распространенные требы, которые приходится выполнять священнику, – крещение и погребение младенцев. Это свидетельствует о высокой рождаемости и высокой же детской смертности. Смерть маленького ребенка – явление заурядное настолько, что приходится записывать: «попомнить в прошлую субботу: погребены 2 младенца, об одном забыто – чей»[
[/q]
И вот еще - при крещении ведь произносят "Крещается раб Божий Имя" или "Крещается раба Божия Имя", а при отпевании? Я вот не уверена, не произносится ли там по канону "младенец Имя"? Потому что если так, то вероятность перепутать при последующей записи увеличивается, особенно, когда имя в мужском варианте более привычно, чем в женском.
Вам показать МК между 1802 и 1838 с тремя частями?
[/q]
Да нет, я вам и так верю. И если припомнить, то когда сама первый раз увидела эти три колонки - была в некоторой оторопи... Но потом слишком часто они мне попадались, и уже привыкла. Если мои слова были несколько резки - приношу свои извинения.
Итак, с 1802 - одна часть, с 1838 года - стандартные 3 части. До этого времени могло быть как угодно, т.к. не было утвержденной формы.
[/q]
С чего такой вывод? Уже сколько раз писали, объясняли... И все равно найдутся на форуме люди, что дадут свое неверное толкование известным фактам. Читайте законы РИ, не фантазируйте, ребята! Образец ведения 1-й части МК дан за 1724 г. Реальная МК за 1811 г. и форма ведения МК на 1835 г.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Да, в законах варианта с тремя колонками не было. однако в период с 1787 по 1801 год, а иногда и чуть позже, в некоторых губерниях вели метрики в три столбца. И еще исповедки на левой половине разворота. Как это объяснить - мы тут несколько лет назад обсуждали, пришли у выводу, что в некоторых епархиях был эксперимент, пилотный проект, как сейчас сказали бы. Но этот вариант не был узаконен. И после первых лет 19 века уже не встречается.
Можно посмотреть метрики с исповедками по Тобольской губернии за 1787-1801 год, любой уезд - Тобольский, Тюменский, Ялуторовский, Ишимский...
И все равно найдутся на форуме люди, что дадут свое неверное толкование известным фактам. Читайте законы РИ, не фантазируйте, ребята!
[/q]
Если в руках книга с тремя колонками - это не моя фантазия, и не толкование, это. к сожалению, факт. Если он противоречит законам РИ - ну, значит, противоречит. Причем несколькими губерниями сразу. Ну ой...
Вот как раз сейчас по Москве и Московской губернии примерно этого периода книги штудирую - до 1822 года три столбца. С 1823 - три части, отдельных. А начинается в одном уезде с 1803, а в другом и в 1788 уже три столбца.
И возникает у меня подозрение, что просто настолько вот буквально было воспринято это: