● Попова Гора (с 1922 г. Красная гора) - (поселок)
Попогорская (Поповогорская) волость Суражского у.
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37352 | Наверх ##
26 апреля 2010 0:51 5 февраля 9:51    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫЦерковь Святой Троицы с. Попова Гора Перепост "Село Попова - Гора" - Записки_Черниговского_Губернского_Статистического_Комитета_Кн._2_Выпуск_5-6_1872 Перепост Сведения о количестве священнослужителей в вотчинах приписных монастырей и протопопии Киево-Печерской крепости Перепост Ревизія пущъ и переходовъ звериныхъ въ бывшемъ Великомъ княжестве Литовскомъ с присовокуплениемъ грамотъ и привилегий на входы въ пущи и на земли Перепост Снытко Владимир Александрович "Красногорье мое родное" - Перепост АТД (административно-территориальное деление Черниговской губернии и Брянщины) Перепост Красногорский район Брянской области Сообщение Поповагорская волость входит в состав Стародубского повета Смоленского воеводства Великого княжества Литовского (из статьи В.Васькова) Перепост Книга Большому Чертежу Перепост Церкви Суражского уезда (церковные приходы) Сообщение Сураж и Суражский уезд (церковные приходы) Перепост История школы в Красной Горе Перепост Иван Георгиевич (Егорович) Спасский (1826–1911) Перепост Имя Попогорского городничего – Феодосий.Перепост Хронология события в Поповой Горе Сообщение Право магдебургское Перепост Жители Поповой Горы Перепост История лаврских земельных владений (по Ал. Лазаревскому) Перепост Сообщение Книга "Помним и молимся" Перепост Волости Суражского уезда Перепост Путро А. И. Левобережная Украина в составе Российского государства во второй половине XVIII века Перепост Фрагменты карты 1776 года. Перепост Лыщицкая волость Перепост Храм во Имя Святой Троицы пгт. Красная Гора Перепост О Поповой Горе Перепост Варкалабовская летопись Перепост Памятник погибшим в ВОВ в Красной горе Перепост Васьков В. О Болсунах (фрагмент) Перепост Об этимологии фамилий Красногорского района Брянской области Перепост Новоместская сотня Перепост Художественное наследие старообрядцев Стародубья и Ветки: проблемы сохранения, атрибуции и реставрации (вторая половина XIII – начало XX вв.) Перепост Снытко. История школы Перепост Фрагменты из книги Иерея Илии "Помним и молимся. Перепост .....СОЦИАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ ПРЕДПРИЯТИЯ (Владельцы, рудники, работники) Перепост Городок Попова Гора Перепост Села междуречья Сожа и Беседи в литовско-московских перемирных грамотах XVI - начала XVII в. Перепост Вязьмитин О.В. Красная Гора Перепост Церковнослужители Суражского у. Перепост БАЗИЛЕВИЧИ Перепост Соболь.. Ляхов Перепост Рудни Левобережной Украины (фрагмент) Перепост Сообщение Швецовы...Переплетовы Сообщение Баля Перепост ОБД "Мемориал" Перепост Карта 1710 г. Перепост Посконный/Посканный Сообщение Зименок...Точило Сообщение Цыба Перепост Фамилии жителей по работе Ирины Буштак Перепост Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника Перепост Новгород-Северское наместничество. Попова Гора Перепост "Седая Брянская старина", автор Яков Соколов; Перепост Черновая страничка Отредактировать Микрофильмы Перепост Фрагмент из книги Васькова В. "О Поповогорской волости" Перепост ПЕРЕМИРНАЯ ГРАМОТА Перепост Русско-литовское пограничье Сообщение О годе образования Поповой Горы Сообщение ФАМИЛИЙ ЖИТЕЛЕЙ С. КРАСНАЯ ГОРА (по похозяйственным книгам 1944-1951 г.г.) Сообщение О церкви в Поповой Горе Перепост
 ПО ДАТАМ 984 год Перепост 1387 - утвержденная официальная дата основания Поповой Горы (Красной горы) - Перепост 1503 год - Перемирная грамота Перепост Сообщение 2 1503 Перепост 1508 год - Перемирная грамота Перепост 1522 год - Перемирная грамота Перепост 1523 года - Попова Гора(Чырвоная Гара) проходит по документам как город. Сообщение 1526 г.ПОПОВА ГОРА обозначена городом Мстиславского повета в одной описи московско-литовских границ 1526 г. Перепост 1526 год Перемирная грамота Перепост 1537 год Перемирная грамота Перепост 1542 год - Перемирная грамота Перепост 1549 года - Перемирная грамота Перепост 1553 год Перемирная грамота Перепост 1556 год Перемирная грамота Перепост 1570 г. - Перемирные грамоты Литвы и Руси Перепост 1618 вместо оговоренного на словах Брянска в договор украдкой вставили уступку Поповой горы (ныне Красная гора) Перепост 1648 Сообщение 1654 В марте 1654 года были одобрены и приняты обеими сторонами так называемые “Статьи Богдана Хмельницкого”, известные так же, как “Мартовские статьи” Перепост 1687 г. - Универсал гетмана Мазепы - утвердил права Киево-Печерской лавры на земли Стародубского полка Сообщение 1689... ...После 1689 г. Иван Лаврентьевич Бороздна отобрал Перепост 1690 - королевич Владислав взял под свое управление городище Попову гору с волостью. Перепост 1718 Присяга Стародубского полка (Попова Гора) РГАДА Фонд 140, Опись 1, Дело 34 Расшифровка 1721 АВПРИ Расшифровка 1725 МК - ЦГИАК 127-1012- 87а Расшифровка 1726 МК - ЦГИАК 127-1012-93б Расшифровка 1727 МК - ЦГИАК 127-1012-98а Расшифровка 1732 МК- ЦГИАК 127-1012-134б 1735 МК - ЦГИАК 127-1012-159 1737 МК - ЦГИАК 127-1013-22 1737 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-45 Расшифровка 1738 МК - ЦГИАК 127-1012-168 1738 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-25 1738 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-39 1739 МК - ЦГИАК 127-1013-32 1740 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-52 Расшифровка 1740 МК - ЦГИАК 127-1013-49 1741 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-28 1741 МК - ЦГИАК 127-1012-188 1742 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-60 Расшифровка 1742 МК - ЦГИАК 990-1-17 1743 МК -ЦГИАК 128-4 вотч.-67 Расшифровка 1744 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-73 1744 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч. - 74 1745 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-79 1745 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-78 1746 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-82 1746 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-87 1747 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-90 1747 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-89 1748 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-94 1748 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-93 1749 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-100 1749 - ЦГИАК 128-4-98 (лист 70об-74) Опись Киево-Печерской Лавры Стародубовских маетностей Лыщицкой, Бобовицкой и Попогорской волостей Расшифровка 1749 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-99 1749 год - ЦГИАК 128-4-98 (Вотчинные дела) Фонд Киево-Печерской лавры. Стародубские маетности. Попова Гора. Л. 63-64. Расшифровка 1750 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-103 Расшифровка 1750 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-104 1751 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-106 1751 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-110 1752 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-109 1752 МК - ЦГИАК 127-1012-2767 1753 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.- 114 1753 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-113 1754 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-117 1755 МК - ЦГИАК128-4 вотч.-121 1755 ИВ - ЦГИАК - 4 вотч.-122 1756 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-123 1756 МК - ЦГИАК 127-1013-19 1756 ИВ - ЦГИАК 127-1015-27 1757 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-129 1757 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-128 1758 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-135 Расшифровка 1758 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-136 1759 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-137 1759 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-138 1760 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-141 1760 ЦДИАК(ЦГИАК). Ф.127, Оп.1015, Д.32 - Исповедная роспись церквей сел, принадлежащих Киево-Печерской Лавре за 1760 год Сообщение 1761 МК - ЦГИАК 128-4вотч.-142 1761 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-143 1762 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-146 1762 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-147 1763 МК - ЦГИАК 127-1012-346 1763 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-166 1764 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-174 1764 ИВ - ЦГИАК 127-1015-40 1764 ИВ ЦГИАК 128-4-22 Расшифровка 1765 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-175 1766 ИВ - ЦГИАК 127-1015-49 1766 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-178 1767 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-184 1767 ЦГИАК 57-1-119, листы 1-5, 512-515 (Румянцевская опись) Ведомости Расшифровка 1767 ЦГИАК 57-1-119 (Румянцевская опись) - Перепись дворов - листы 5об-40 Расшифровка 1767 ЦГИАК 75-1-119 листы 519-555 Расшифровка 1767 ЦГИАК 57-1-119 листы 515-518 об. Расшифровка 1767 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-186 1768 МК- ЦГИАК 128-4 вотч.-191 1768 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.- 185 1775 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 323 ИВ (стр. 83-131) 1778 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 325 ИВ (стр. 245-304) 1779 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 327 ИВ (стр. 254-300) 1781 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 396 ИВ (стр. 258-308) 1782 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 538 ИВ (стр. 220-290) 1784 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 540 ИВ (стр. 1-72) (Ширки, Любовшо, Палужская Рудня - весь церковный приход) Расшифровано >>> 1788 ГАЧО Ф. 712, о. 1, д. 211 ИВ (стр. 531-590) Расшифровано >>> 1788 Список жителей по ИВ Перепост 1799 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 484 ИВ (стр. 261-322) Расшифровано >>> 1811 РС ГАБО 1816 Сообщение 1816 - РС ГАБО 549-2-6 (Л. 748-820) Расшифровка 1834 - РС ГАБО 549-2-14 Расшифровка 1850 РС ГАБО 1858 - РС ГАБО 549-2-30 Расшифровка 1862-1895 гг. Выкупные дела (РГИА фонд 577) Сообщение 1882 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 537 ИВ (стр. 20-21) Расшифровано >>>1891 - МК ГАБО 251-1-322 Информативное сообщение1898 - МК - ГАБО 251-1-328 Информативное сообщение1898 МК ГАБО 251-1-328 - Перепост 1 И Перепост 21900 - МК ГАБО 251-1-338 Информативное сообщение Расшифровка1908 - МК ГАБО 251-1-345 Информативное сообщение1909 - МК ГАБО 251-1-351 Информативное сообщение1916 - МК ГАБО 251-1-353 Информативное сообщение1944-... Похозяйственные книги (папка 1) Расшифровка1944-1951 Похозяйственные книги (папка 2) Расшифровка1944 - Похозяйственные книги - Продолжение Расшифровка..... --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (4) |
MaSQua Сообщений: 351 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1294
| Наверх ##
6 ноября 2023 11:38 ГАБО 251-1-344 Сураж Троицкая церковь 1908 часть 1. о рождении
35 29 июня 29 июня Михаил Деревни Сельца Попово-Горского прихода крестьянин (из цыган) Арсений Иванов БАСАКОВ и законная жена его Екатерина Петрова оба православные. Той же деревни крестьяне (из цыган) Андрей Филимонов ГОРБУНОВ и Ольга Андреева ГОРБУНОВА --- Древо: Дырдовы, СидОренко, Беляевы, Чемдуж, Шеверные, Шевцовы, Швец, Левченко, Степаненко, Мороз, Атрошенко, Андрюшенко, Заводцов, Здор, Ковалевы, Селезень, Чирковы
Не забывайте говорить «спасибо» людям, которые помогли!
Мой дневник MaSQua
| | Лайк (2) |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37352 | Наверх ##
11 ноября 2023 9:44 Таранушенко С. - Дерев'яна монументальна архітектура Лівобережної УкраїниТроицкая церковь села Червона Гора (Красная Гора/Попова Гора тож) --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (5) |
Палівач Сообщений: 629 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 391
| Наверх ##
11 ноября 2023 18:58 11 ноября 2023 18:59 Я вообще сомневаюсь, что на фото церковь в Красной Горе. Посмотрите это фото - церковь в Путивле. Как говорится, найди 10 отличий:
 | | Лайк (1) |
Палівач Сообщений: 629 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 391
| Наверх ##
11 ноября 2023 19:16 И колокольня не в Поповой Горе, а в Клинцах. Церковь вознесения. Какая-то левая книга.
 | | Лайк (1) |
Палівач Сообщений: 629 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 391
| Наверх ##
11 ноября 2023 19:17 Клинцы.
 | | Лайк (2) |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37352 | Наверх ##
12 ноября 2023 9:26 12 ноября 2023 9:29 Палівач написал: [q] Какая-то левая книга.[/q]
Вроде бы авторитетный автор. Многие фотографии он делал сам. Автор книги - Таранушенко Стефан Андреевич (1889 Лебедин Харьковской губернии – 1976 Киев). Украинский советский искусствовед, историк архитектуры, музейный деятель. Доктор искусствоведения.  Таранушенко – студент Харьковского университета. Харьков. Фотография 1911 г.  С. А. Таранушенко. Дома за работой. Харьков. Фотография 1933 г. 10,9х16,9 см. Хранится в Иране. Ф. 278, ед. СБ. 1637, арк.10. Текст в книге (перевод на русский) - Деревня с начала XVIII ст. принадлежало Киево-Печерской лавре. За копьем Новгород-Северского наместничества 1779-1781 годов в деревне была одна деревянная Троицкая церковь. Итак, построена она была в 1757 г., и строил ее вероятно (как и в Пакуле) один из лаврских мастеров [1] . План состоит, как и в церкви Юрия в Горобове, из близкого к квадрату четырехугольника-бабинца, почти вчетверо больше за бабинец, тоже близкого к квадрату четырехгранника – центрального участка и шестигранного алтаря, размером близкого к притвору.
Срубы стен всех участков одной высоты. Напряженно тянутые кверху грани их обнаруживают заметный наклон внутрь. У алтаря высота сруба стен вдвое больше стороны квадрата, в который вписан план его. Высота верха алтаря (и притвора тоже) с виду примерно равна высоте сруба стен. А верх центрального участка заметно выше сруба стен. Все архитектурные формы строения определяются необычайной легкостью. Стройное строение каждой долькой своей проявляет страстное стремление кверху, окончательную победу над инертностью материала, полную дематериализацию его весомости.
Скомпоновано строение так: сруб стен переводит объем в статный, спокойных пропорций восьмерик. Этот восьмерик составляет узел композиции целого строения. Площадь плана восьмерика равна примерно площади плана притвора. Высота восьмерик имеет такую, что она производит впечатление уверенной стабильности его формы. Второй залом стремительнее первого, и перекрывают его не плоские грани палатки, а крышу легковолнистого профиля. Над ним возвышается умеренно уменьшенный площадью и стройнее первого второго светового восьмерика. Высокая, стремительная с перехватом крыша над третьим изломом энергично развивает нарастание движения масс в направлении кверху. Над ним возвышается глухой, уже спокойных пропорций фонарь. Над фонарем возвышается остро загнутая козырек, и уже его завершает маленькая шлемовидная главка.
Верх алтаря (и притвора) скомпонован иначе. Восьмерик его стройнее восьмерика центра, но площадь восьмерика алтаря относительно площади плана сруба стен больше. Над крышей, перекрывающей второй залом алтаря, возвышается глухой фонарь; его площадь равна примерно ½ площади восьмерика, а высоту он имеет почти такую же, как и восьмерик. Форма завершения алтаря отлична от завершения центрального верха.
Церковь в Красной Горе имеет характерную особенность. Рядом с южной и северной гранями сруба стен алтаря, на расстоянии, равном половине ширины алтаря, стоят две башенки, соединенные с главным алтарем невысокими преддвериями. Каждая башенка состоит из восьмигранного срубика стен высотой в половину высоты сруба стен алтаря и верха. Над заломом – глухой фонарь. Выше – еще один зал. На нем – второй низенький глухой фонарик. Завершает башенку главка. Общая высота башенки (снаружи) равна высоте алтаря в начале восьмерика. Эти башенки – Трехсвятский и Николаевский приделы, достроенные позже, когда был расширен и главный корпус [2] . Со стороны же композиции архитектурных масс башенки прекрасно выполняли роль фланговых элементов, придающих стабильности вид строения, особенно с востока.
Обращает на себя внимание и то, что принцип компоновки масс строения, пропорции церкви в Красной Горе перекликаются с памятками мастеров «лиманской» школы (Черкасский Бышкин и др.).
[1] П. Федоренко. Описание Новгород-Северского наместничества. Киев. 1931. С. двести двадцать второй.
[2] Ф. Гумилевский «Чернигов». Ч. VII. С. 363. [q] И колокольня не в Поповой Горе, а в Клинцах.[/q]
Фото из архива --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (4) |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37352 | Наверх ##
12 ноября 2023 9:46 12 ноября 2023 12:57 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (4) |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7736 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13298 | Наверх ##
12 ноября 2023 16:20 Палівач, Tasha56 Как - то прочитала статью блогера Сергея Курочкина по версиям названия реки Беседь. Понравилась мне в его тексте одна фраза, которую занесла в свою рабочую тетрадь -
Чем мне нравятся учёные ответы, так это богатством разнообразия вопросов.
Бесспорно, что исторические споры и исследования расширяют картину прошлого и возможно (в будущем или завтра) кто-то сделает новые открытия, которые затмят версии предыдущих ученых и исследователей. Пока мы задаемся вопросами и ищем ответы, история населенных мест Суражского уезда (в данном случае) продолжает увлекать нас своей загадочностью и драматизмом. Однако нельзя голословно отвергать то, что не можешь доказать, опираясь на сведения из надежных источников (архивные материалы в первую очередь). На снимке есть фамилия фотографа - И. Спасский. Нельзя ли "проложить" путь исследования фотографии от фотографа? --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
Палівач Сообщений: 629 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 391
| Наверх ##
12 ноября 2023 20:05 12 ноября 2023 20:05 Это не оригинальная книга, а "улучшенный" вариант 2014 года. Автору оказали медвежью услугу "улучшив" книгу. В книге 1976 года статей о Брянщине не было. Рисунок Таранушенко Поповогорской церкви возможно близок к оригиналу, а вот фото не имеют никакого отношения к Поповой Горе. Это Путивль и Клинцы.
"Як відомо, перше видання “лебединої пісні” Стефана Таранушенка – “Дерев’яна монументальна архітектура Лівобрежної України” – побачило світ у 1976 році у спотвореному вигляді. На жаль рукопис був наполовину урізаний, до видання не потрапили українські церкви Брянщини, а також більшість пам’яток, що не були обміряні; тексти описів церков сильно скорочені; довідковий апарат взагалі знято.
Пропоноване нині видання – публікація повного рукопису класичної праці Стефана Андрійовича, присвяченого дерев’яній сакральній архітектурі Лівобережної України. До упорядкування книги долучилися відомі українські фахівці: доктор історичних наук Сергій Білокінь та кандидат архітектури Віктор Вечерський. В книзі подано більше 1000 унікальних світлин та креслень дерев’яних церков Чернігівщини, Полтавщини, Харківщини, Сумщини та Дніпропетровщини. Нерідко серед ілюстративного матеріалу – світлини іконостасів, різьблення, творів сакрального мистецтва церковних інтер’єрів. Той факт, що з 180 шедеврів української дерев’яної церковної архітектури на сьогодні збереглося 15, лише підвищує цінність мистецтвознавчого матеріалу, зібраного у 1920-30-х роках Стефаном Таранушенком.
Більшість цитат тексту книги вивірено й уточнено. Опрацьовано бібліографію з історії дослідження української дерев’яної сакральної архітектури. До нової верстки розроблено предметно-географічний покажчик, що значно полегшує пошук тієї чи іншої церкви в прив’язці до населеного пункту".
| | Лайк (1) |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37352 | Наверх ##
13 ноября 2023 9:50 13 ноября 2023 9:52 Вчера тоже озадачилась источником фотографии. Нашла текст, что все рисунки и фотографии С. Таранушенко хранятся в Институте Рукописей НБУ им. В.И. Вернадского... ...Двухлетнее проработка фонда С. А. Таранушенко в Институте Рукописей НБУ им. В. И. Вернадского выявило многочисленную путаницу с фотографиями.... Издание 1976 года сейчас библиографичная редкость. Его не купишь в букинистических магазинах, оно расходится среди круга почитателей Стефана Андреевича, среди тех, кто стал его последователем, учеником. Вполне возможно, что Владимир прав. Попробую найти в Ленинке книгу 1976 г. Книга, которую мы сейчас изучаем, 2012 года выпуска. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (1) |
|
Перевод -
"Как известно, первое издание" лебединой песни "Стефана Таранушенко – ” деревянная монументальная архитектура Левобрежной Украины" - увидело свет в 1976 году в искаженном виде. К сожалению рукопись была наполовину урезана, в издание не попали украинские церкви Брянщины, а также большинство памятников, которые не были обмерены; тексты описаний церквей сильно сокращены; справочный аппарат вообще снят.
Предлагаемое ныне издание-публикация полной рукописи классического труда Стефана Андреевича, посвященного деревянной сакральной архитектуре Левобережной Украины. К упорядочению книги присоединились известные украинские специалисты: доктор исторических наук Сергей Белоконь и кандидат архитектуры Виктор Вечерский. В книге представлены более 1000 уникальных фотографий и чертежей деревянных церквей Черниговщины, Полтавщины, Харьковщины, Сумщины и Днепропетровщины. Нередко среди иллюстративного материала – фотографии иконостасов, резьбы, произведений сакрального искусства церковных интерьеров. Тот факт, что из 180 шедевров украинской деревянной церковной архитектуры на сегодня сохранилось 15, лишь повышает ценность искусствоведческого материала, собранного в 1920-30-х годах Стефаном Таранушенко.
Большинство цитат текста книги выверено и уточнено. Проработана библиография по истории исследования украинской деревянной сакральной архитектуры. К новой верстке разработан предметно-географический указатель, что значительно облегчает поиск той или иной церкви в привязке к населенному пункту".