Старообрядчество
KlausНачинающий  Сообщений: 24 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
8 марта 2004 9:44 Всех, кто владеет информацией о старообрядческих династиях Бежаницкого района, просьба ответить. Сам я - потомок старообрядцев (сам тоже старообрядец) из деревень Городище, Совы, Комарниково.
--- Иванов Николай Лаврентьевич | | Лайк (1) |
Natalya Stenko Сообщений: 89 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 43
| Наверх ##
28 октября 2024 13:29 Malus_domestica написал: [q] Natalya Stenko Какие у Вас доказательства, что точно из дворян? Пока Вы не привели ни одного.[/q]
Я не собираюсь никому ничего доказывать. Мой вопрос был в другом. Почему отдавали девочек на обучение в монастырь? Что вы в это дворянство вцепились то... --- Натали
| | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14624 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8978 | Наверх ##
28 октября 2024 15:40 Malus_domestica написал: [q] И только в 1905г. им разрешили вести МК в общинах.[/q]
Не в 1905 году, а в 1906. Не разрешили, а обязали. Поэтому большинство старообрядческих общин отказались от официальной регистрации в рамках закона от 17.10.1906. Natalya Stenko написал: [q] Почему отдавали девочек на обучение в монастырь?[/q]
Потому, что в Бога верили? | | Лайк (1) |
VirinaV г.Арзамас Нижегородской обл. Сообщений: 1764 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2392
| Наверх ##
28 октября 2024 16:23 28 октября 2024 16:35 Natalya Stenko написал: [q] Почему отдавали девочек на обучение в монастырь? [/q]
Из романа-эпопеи П.И.Мельникова-Печерского "В лесах" - о жизни старообрядцев в Заволжье в середине XIX века: "Миллионщиков за Волгой нет, тысячников много ... Один из самых крупных тысячников жил за Волгой в деревне Осиповке. Звали его Патапом Максимычем, прозывали Чапуриным. ... Родные дочери [его] на возрасте были: старшей, Настасье, восьмнадцать минуло, другая, Прасковья, годом была помоложе. Только что воротились они в родительский дом от тетки родной, матери Манефы, игуменьи одной из Комаровских обителей. Гостили девушки у тетки без мала пять годов, обучались божественному писанию и скитским рукодельям: бисерны лестовки вязать, шелковы кошельки да пояски ткать, по канве шерстью да синелью вышивать и всякому другому белоручному мастерству. Отец тысячник выдаст замуж в дома богатые, не у квашни стоять, не у печки девицам возиться, на то будут работницы; оттого на белой работе да на книгах больше они и сидели. Настя да Параша в обители матушки Манефы и "часовник" и все двадцать кафизм псалтыря наизусть затвердили, отеческие книги читали бойко, без запинки, могли справлять уставную службу по "Минее месячной" петь по крюкам, даже "развод демественному и ключевому знамени" разумели. Выучились уставом писать и, живя в скиту, немало "цветников" да "сборников" переписали и перед великим праздником посылали их родителям в подаренье. А Патап Максимыч любил на досуге душеспасительных книг почитать, и куда как любо было сердцу его родительскому перечитывать "Златоструи" и другие сказанья, с золотом и киноварью переписанные руками дочерей-мастериц." | | Лайк (5) |
Natalya Stenko Сообщений: 89 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 43
| Наверх ##
28 октября 2024 18:59 VirinaV написал: [q] Natalya Stenko написал:
[q] Почему отдавали девочек на обучение в монастырь?
[/q]
Из романа-эпопеи П.И.Мельникова-Печерского "В лесах" - о жизни старообрядцев в Заволжье в середине XIX века:
"Миллионщиков за Волгой нет, тысячников много ...
Один из самых крупных тысячников жил за Волгой в деревне Осиповке. Звали его Патапом Максимычем, прозывали Чапуриным. ...
Родные дочери [его] на возрасте были: старшей, Настасье, восьмнадцать минуло, другая, Прасковья, годом была помоложе. Только что воротились они в родительский дом от тетки родной, матери Манефы, игуменьи одной из Комаровских обителей. Гостили девушки у тетки без мала пять годов, обучались божественному писанию и скитским рукодельям: бисерны лестовки вязать, шелковы кошельки да пояски ткать, по канве шерстью да синелью вышивать и всякому другому белоручному мастерству. Отец тысячник выдаст замуж в дома богатые, не у квашни стоять, не у печки девицам возиться, на то будут работницы; оттого на белой работе да на книгах больше они и сидели. Настя да Параша в обители матушки Манефы и "часовник" и все двадцать кафизм псалтыря наизусть затвердили, отеческие книги читали бойко, без запинки, могли справлять уставную службу по "Минее месячной" петь по крюкам, даже "развод демественному и ключевому знамени" разумели. Выучились уставом писать и, живя в скиту, немало "цветников" да "сборников" переписали и перед великим праздником посылали их родителям в подаренье. А Патап Максимыч любил на досуге душеспасительных книг почитать, и куда как любо было сердцу его родительскому перечитывать "Златоструи" и другие сказанья, с золотом и киноварью переписанные руками дочерей-мастериц."[/q]
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! Это реально все объясняет. Бабушка была образована и обучена шитью всякому. В зажиточную семью была отдана, приданное за нее дали хорошее -дом корову и что то из драгоценностей. --- Натали
| | Лайк (1) |
Natalya Stenko Сообщений: 89 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 43
| Наверх ##
28 октября 2024 19:01 Natalya Stenko написал: [q] Почему отдавали девочек на обучение в монастырь?
[/q]
Потому, что в Бога верили? [/q] Ну не всех кто верил в Бога отдавали в монастырь при живых родителях. Думаю цитата ниже все обьясняет. --- Натали
| | |
sannikov_rb Минск Сообщений: 142 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 69
| Наверх ##
21 ноября 2024 12:31 Добрый день, форумчане. Нужен совет, знатоки-старожилы. Мною достоверно установлено, что предки мои являлись мещанами посада Злынка Новозыбковского уезда Черниговской губернии, при этом рождались и жили не менее 40 лет в XIX веке в расположенном не так и далеко соседнем посаде Клинцы Суражского уезда Черниговской губернии, являлись старообрядцами и приняли единоверие примерно в 1848-1852 годах. Общеизвестно, что оба вышеуказанных посада были основаны старообрядцами, бежавшими от гонений после никоновской реформы в начале XVIII века и существенно приросшие жителями после двух "ветковских выгонок", осуществленных войсками империи в XVIII веке. Полагаю, что примерно в это время или несколько позже после этих событий, там мои предки и появились, а вот каким образом - пока вопрос. В семье есть передаваемая из уст в уста история, что семья в эти края перебралась вроде бы с Урала (по второй версии - из Сибири). Известно, что после ветковских выгонок старообрядцев возвращали на территорию империи и расселяли по всяким дальним окраинам, вроде бы как и на Урал в том числе, а в Сибирь вроде бы как существенно позже был правительством организован массовый переезд, в том числе, из Черниговских земель, ближе к 1880-м годам. Непонятно, каким образом, если мои предки попали под выгонку и были переправлены жить на Урал, смогли вернуться жить в Черниговскую губернию, если в то время все передвижения по стране были под жесточайшим контролем властей и свободно передвигаться да еще с семьей, да еще и раскольникам, , на такие огромные расстояния было бы практически невозможно, даже если предположить, что в посаде Злынка у них остались какие-то родственники (по исповедкам с 1856 по 1914 год я насчитал там 42 представителя фамилии Санниковых), тогда как в посаде Клинцы они были единственными с такой фамилией. Может кто-то встречался с подобным, могли ли выселенные на дальние окраины старообрядцы потом с разрешения властей переселяться обратно с Урала к родственникам в центральные части страны?. | | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 607 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 492 | Наверх ##
21 ноября 2024 18:24 В трудах Мельникова по расколу в Нижегородской губернии он оформлял географическую карту, на которой отмечал селения где присутствуют раскольники. В приложениях ее нет, кто-то встречал или видел ее описание? Во всемирной сети я встретил предположение что возможно она утерена ещё в 19 веке.
 | | |
Bzvt91Начинающий  Сообщений: 46 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 32 | Наверх ##
5 декабря 2024 16:47 Добрый день. Ищу родственников с фамилией Викуловы, проживавших в д. Шувоя Беззубовского уезда Богородской волости. По рассказам родственников, были старообрядцами. Викулов Егор Дмитриев 1889 года рождения и его жена Лукерья Кириллова 1890 года рождения. В Яндекс-архиве в метрических книгах по приходам в с. Гридино и с. Мальково ничего нет. Подскажите, в каких фондах/документах можно онлайн найти информацию по этой деревне и по указанным людям? --- Чуфаровы (Московская губ., Коломенский у., Куртинская вол., с. Старое)
Моисеевы (Орловская губ., Елецкий уезд, Становлянская вол., дер. Агеевка)
Викуловы (Московская губ., Богородский у., Беззубовская вол., дер. Шувое) | | |
Armourer г. Москва Сообщений: 265 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 219 | Наверх ##
7 декабря 2024 1:43 Разрешите ещё раз обратиться с вопросом, за последнее время нашёл много дополнительной информации, но по-прежнему имеется затык:
Дано: прапрадед супруги Михаил Степанович Коледин (Бодрецов-Коледин), старообрядец
Родился в 1865/66 году в селе Еганово Чулковской волости Бронницкого уезда Московской губернии
Умер в Москве 6 июля 1941 года
Исповедки по селу Еганово заканчиваются 1862 годом, там есть раскольники, но наш Михаил к тому моменту ещё не родился (по самим исповедкам есть как минимум 3 подходящих в отцы Степана).
По Рогожскому кладбищу (там много записей по жителям Еганово) тоже пробел в рождениях за 1854 - 1883 годы (как раз годы рождения Михаила выпадают), книги собственно Чулковской старообрядческой общины (куда входило село Еганово) сохранились только начиная с 1910-ых годов.
Где бы ещё зацепиться за рождение Михаила? --- Московская / Богородский / Копнино
Тульская / Алексинский / Луковицы
Тамбовская / Козловский / Глазок
Смоленская / Юхновский / Подсосонки
Вятская / Слободской / Коса
Новгородская / Боровичский / Бобыниха
Самарская / Новоузенский / Зельман
Московская / Бронницкий / Еганово | | |
gbyudby Москва Сообщений: 1693 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 907 | Наверх ##
7 декабря 2024 13:13 Armourer написал: [q] Где бы ещё зацепиться за рождение Михаила?[/q]
вариант "нигде" весьма вероятен но, есть т.наз посемейные списки крестьян 1890-х годов, с дополнениями начала 20 века, составлялись по волостям, и встречаются в фондах волостных правлений ЦГАМ вот там-то и можно отыскать рождение детей, в том числе и в семьях раскольников +, если занимаетесь раскольниками, должны были уже ознакомиться - метрические книги вела полиция, местная, сейчас встречаются в ЦГАМ в фондах уездных полицейских управлений, но книг этих - единицы... | | Лайк (1) |
|
Что почитать о старообрядчестве: Рекомендации от старообрядцев
Метрические книги и записи старообрядцев
Метрические книги для раскольников (1874 г.)
Дневник shumilovanata » Пермская губерния, Оханский уезд » ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ПРИКАМЬЕ
Дневник Kozuto » Моя библиотека и разные интересности » Сведения о старообрядческих общинах Витебской губернии
Дневник john1 » РГАДА Ф. 288 Раскольническая контора при Сенате
Староверы Литвы
Якутия. СТАРООБРЯДЦЫ