⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ПРИКАМЬЕ Старообрядцы в Пермской губернии:
|
← Назад Вперед → | Модератор: shumilovanata |
shumilovanata Модератор раздела Голицыно Сообщений: 157 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 52 | История старообрядчества в Прикамье: обзор фондов Государственного архива Пермского края СКАЧАТЬ ОБЗОР Сост. И. В. Демина, В. Ю. Сарабеев К 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума Пермь, 2020 Содержание Вступление 4 Статистика распространения старообрядчества на Урале 5 Государственная политика в отношении старообрядцев в Российской империи и СССР 9 Проповедническая деятельности старообрядцев и противодействие ей со стороны РПЦ и государства 12 Переход в старообрядчество и отказ от него 13 Этнографические сведения и книжные традиции 16 Имена старообрядцев 22 Старообрядческие наставники 29 Визуальные документы 32 Список использованных фондов 40 Литература 44 Список сокращений 46 Вступление Обзор документов по старообрядчеству в Пермском крае подготовлен к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума (1620 ‒1682) ‒ одного из идеологов старообрядчества, стоявшего во главе церковного раскола. Изучение истории старообрядчества в России и, в частности, на Урале, продолжается уже не одно столетие. Среди важных работ дореволюционного периода можно назвать труд А. Щапова «Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVI веке и в первой половине XVIII» (Казань, 1859). СКАЧАТЬ Создавались труды и по более локальным сюжетам, например, работа Д. Зеленина «Черты быта Усень-Ивановских староверов» (Казань, 1905). СКАЧАТЬ Особенностью изучения истории старообрядцев в Российской империи было то, что значительная часть трудов писалась православными исследователями, для которых старообрядчество было прежде всего вредным заблуждением. Поэтому такие труды имеют полемический и обличительный характер. Среди работ, относящихся к уральскому региону, – труд архимандрита Палладия «Обозрение пермского раскола, так называемого «старообрядства» (СПб, 1863) СКАЧАТЬ и «Лекции по обличению современного раскола, читанные на миссионерских курсах в г. Перми в 1911 г.» (Пермь, 1911), принадлежащие перу А. Куляшева. Куляшев А.Г. "Лекции по истории и обличению сектантства как рационалистического, так и мистического, читанные на миссионерских курсах в Пермской епархии в 1912 и 1913 годах". СКАЧАТЬ Большой вклад в изучение истории старообрядцев Прикамья внесли Е.М. Сморгунова, И.В. Поздеева, Г.Н. Чагин. Труды И.В. Поздеевой «Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы» и Г.Н. Чагина «История в памяти русских крестьян Среднего Урала в середине XIХ – начале ХХ века» (Пермь, 1999) основывались на материалах полевых исследований, проводившихся в 1970–1990-е гг. СКАЧАТЬ На современном этапе большое внимание исследователей привлекал исторический путь старообрядцев, принадлежавших к определенному направлению или проживавших в определенной местности. Это статьи: С.А. Белобородова и Ю.В. Боровик «Ревнители древлего благочестия» (очерк истории верхнетагильского старообрядчества)», СКАЧАТЬ Т.Г. Голевой «Старообрядцы на территории Коми-пермяцкого округа». СКАЧАТЬ Вклад в исследование вносят также работы, посвященные миссионерской деятельности РПЦ, полемике православных миссионеров со старообрядческими вероучителями. В частности, это статьи А.Н. Сафронова «Архимандрит Илия (Матвеев) – выдающийся деятель пермской «противораскольничьей» миссии» СКАЧАТЬ и «Миссионерская деятельность братии Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии среди старообрядцев». СКАЧАТЬ Цель обзора ‒ показать основные группы документов Государственного архива Пермского края по истории старообрядчества на территории Пермского края. Обзор составлен по документам архивных фондов Государственного архива Пермского края и фонду печатных изданий архива по состоянию на 31 октября 2020 г. Географические рамки документов, включенныхв обзор, охватывают территорию современного Пермского края. В 1727‒1781 гг. это территория Пермской провинции Казанской губернии, в 1781‒1796 ‒ Пермской области Пермского наместничества, в 1796‒1923 гг. ‒ Пермского, Соликамского, Чердынского, Оханского, Осинского, Кунгурского уездов и части Красноуфимского уезда Пермской губернии, в 1923‒1934 гг. ‒ Верхне-Камского, Коми-Пермяцкого, Пермского, Кунгурского, Сарапульского округов Уральской области, в 1934 г. ‒ Пермского района Свердловской области, с 1934 г. по 1940 г. ‒ Пермской области, с 1940 г. по 1957 г. ‒ Молотовской области, с 1957 г. по 2005 г. ‒ Пермской области. Хронологические рамки обзора ‒ середина XVIII в. – конец XX в. Самые ранние документы, которые выявлены в архиве по истории старообрядчества на территории современного Пермского края, относятся к середине XVIII в. Это ревизские сказки и планы отдельных населенных пунктов, где проживало старообрядческое население. Верхняя граница обзора ‒ 31 декабря 2000 г. Разделы обзора посвящены следующим тематическим блокам: статистика распространения старообрядчества на Урале, государственная политика в отношении старообрядцев в Российской империи и СССР, проповедническая деятельность старообрядцев и противодействие ей со стороны РПЦ и государства, переход в старообрядчество и отказ от него, этнографическим сведениям и книжным традициям, имена старообрядцев, старообрядческие наставники, визуальные документы. Обзор адресован широкому кругу исследователей истории старообрядчества, отдельных населенных пунктов и районов, этнографам, генеалогам и всем заинтересованным лицам. Статистика распространения старообрядчества на Урале Целый ряд фондов архива содержит документы, рассказывающие о численности и составе старообрядческих общин на территории Пермской губернии в дореволюционный период. Это фонды 65 «Канцелярия Пермского губернатора Министерства внутренних дел (г. Пермь)», 199 «Пермский епархиальный комитет Православного миссионерского общества (г. Пермь)», 95 «Пермский епархиальный миссионер (г. Пермь)», 664 «Канцелярия Пермского епархиального архиерея (г. Пермь)», фонды благочинных округов Пермской духовной консистории (108, 109, 195, 258, 463, 540, 541, 542), а также некоторые фонды православных храмов, например фонды 353 «Покровская церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (с. Крылово Осинского уезда Пермской губернии)», 578 «Воскресенская церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (с. Частинское Оханского уезда Пермской губернии)». К документам информационного содержания относятся отчеты православных священников с поименными списками старообрядцев, рапорты и донесения благочинным округов о деятельности старообрядческих общин в отдельных населенных пунктах. Такие документы хранятся в фондах церковного ведомства Ф. 95. Оп.1. Д. 28, 35, 48; Ф. 541. Оп.1. Д. 16, Ф. 578. Оп.1. Д. 32, Ф. 195. Оп.1. Д. 101; Ф. 353. Оп.1. Д. 27; Ф. 199. Оп.1. Д. 36, 44; Ф. 109. Оп.1. Д. 52, 56, 58, 59, 61, 78а, 93, 113, 119, 136. Циркуляры Министерства внутренних дел хранятся в фонде 65 «Канцелярия Пермского губернатора Министерства внутренних дел (г. Пермь)» (Ф. 65. Оп. 2. Д. 817, 821, 825, 852, 853, Ф. 65. Оп. 4. Д. 9, 136, 167, 157, 171, 190). В фонде 65 «Канцелярия Пермского губернатора Министерства внутренних дел (г. Пермь)» содержатся отчеты о распространении старообрядчества на всей территории Пермской губернии, составленные епархиальным архиереем для сведения пермского губернатора (Ф. 65. Оп. 3. Д. 691, Ф. 65. Оп. 2. Д. 847). Здесь же хранятся рапорты губернатора министру внутренних дел за 1838 г. о старообрядцах, проживавших в Пермской губернии (Ф. 65. Оп. 4. Д. 154). В отчетах и рапортах подобного содержания называются основные «очаги раскола» (населенные пункты и местности, где проживало наибольшее количество старообрядцев), причины распространения старообрядчества в этих местах, описывается отношение старообрядцев к РПЦ, результаты деятельности миссионеров по обращению старообрядцев в православие либо, наоборот, случаи перехода прихожан РПЦ в старообрядчество. Отчеты о распространении старообрядчества на территории губернии, составленные Пермским епархиальным миссионером, имеются в фонде 95 «Пермский епархиальный миссионер» (Ф. 95. Оп. 1. Д. 17‒19). В этих отчетах деятельность различных старообрядческих общин описывается с точки зрения миссионерской работы, отмечается степень активности представителей различных толков и согласий в плане попыток распространения своего влияния среди православных, анализируется степень «опасности» для православия тех или иных направления старообрядчества. Сведения о распространении старообрядчества на территории Прикамья в советское время в небольшом количестве имеются в документах фонда р-1 «Пермское епархиальное управление». В фонде хранятся доклады священников Пермскому епархиальному управлению о деятельности старообрядцев в их приходах за 1930-е гг., с указанием последователей различных толков старообрядчества. Документы содержат информацию о численности общин, о степени активности их религиозной деятельности, об отношении к РПЦ (Ф. р-1. Оп. 1. Д. 119). В документах фонда р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» представлена статистическая информация о деятельности религиозных обществ и групп Пермской области хранит документы по распространению старообрядчества на территории области в 1950‒1980-е гг. Документы содержат сведения о количестве проведенных обрядов (крещений, венчаний и т.д.) и людей, принявших в них участие, о денежных доходах и расходах религиозных общин, о возрасте и образовании зарегистрированных служителей культа (Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 34‒41). В этом же фонде хранятся дела, содержащие документы о деятельности отдельных старообрядческих общин в 1940–80-е гг. Это протоколы собраний верующих, списки членов церковного совета, переписка общины с органами власти (Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 125, 163, 182‒186, 211). Также одно из дел фонда р-1204 содержит учетные карточки незарегистрированных религиозных объединений старообрядцев за 1964‒ 1987 гг. (Ф. р-1204. Оп. 5. Д. 3). В карточках указаны согласия, к которым принадлежат члены этих объединений, места и годы начала их деятельности, число верующих, участвовавших в собраниях, места проведения собраний. Государственная политика в отношении старообрядцев в Российской империи и СССР В фонде 65 «Канцелярия Пермского губернатора Министерства внутренних дел (г. Пермь)» содержатся различного вида документы нормативного характера о политике, власти и РПЦ: циркуляры Министерства внутренних дел, указы Святейшего Синода, направленные пермскому губернатору, распоряжения пермского губернатора по вопросам отношения к старообрядцам (Ф. 65. Оп. 2. Д. 861, 1366; Ф. 65. Оп. 3. Д. 158; Ф. 65. Оп. 4. Д. 121, 132, 133, 136). Предписания духовных властей священнослужителям РПЦ, содержащие аналогичную информацию об отношении православной церкви к старообрядческому вероучению, имеются в фондах благочинных округов Пермской духовной консистории и в фондах ряда церквей, в частности фонде 411 «Пророко-Ильинская церковь Бедряжская церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (с. Бедряжское Осинского уезда Пермской губернии)» (Ф. 583. Оп. 1. Д. 1; Ф. 411. Оп. 1. Д. 3, 4; Ф. 258. Оп. 1. Д. 13). Ряд документов содержит сведения о стремлении властей ограничить количество старообрядческих церквей и молельных домов. Циркуляры пермского губернатора и указы Пермской духовной консистории, воспрещавшие строительство новых старообрядческих храмов или предписывающие прекратить деятельность функционирующих, содержатся в нескольких архивных фондах (Ф. 109. Оп.1. Д. 30, 34; Ф. 197. Оп. 1. Д. 59; Ф. 411. Оп. 1. Д. 4; Ф. 65. Оп. 4. Д. 132, 136; Ф. 542. Оп. 1. Д. 28). Среди документов встречаются материалы, рассказывающие о мерах, принимавшихся властями для противодействия распространению старообрядчества. Один из указов Святейшего Синода за 1836 г., поступивших в Пермскую духовную консисторию и затем доводившийся до сведения приходских священников, запрещал старообрядцам обучать своих детей грамоте (Ф. 109. Оп.1. Д. 48. Л. 270‒270 об.) В документах архивных фондов р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» и р-1205 «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» содержатся документы 1920‒1950-х гг. о закрытии старообрядческих храмов на территории Прикамья. Это постановления районных Советов о закрытии церквей, документы с обоснованием правомерности закрытия, утверждения решений об их закрытии исполнительным комитетом областного Совета, протесты верующих против закрытия культовых зданий и решения облисполкома по поводу таких протестов. (Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 1‒2; Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 86, 238, 306, 367, 454, 598, 611, 615, 638). В фонде р-1204 также хранятся прошения старообрядческих общин об открытии церквей и молельных домов (Ф. р1204. Оп. 1. Д. 7). В фонде р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» имеются краткие справки за 1980-е гг. о некоторых старообрядческих общинах Пермской области (Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 1). В справках указано количество прихожан, наличие или отсутствие храма и постоянных служителей культа, количество проведенных обрядов за определенный период. В фондах р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» и р-1205 «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» также имеются документы о различных конфликтных ситуациях внутри старообрядческих общин – это обращения отдельных старообрядцев к органам советской власти и переписка по поводу этих обращений (Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 8, 10; Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 26). Проповедническая деятельность старообрядцев и противодействие ей со стороны РПЦ и государства В фонде 316 «Пермское наместническое правление (г. Пермь)» хранятся документы (указы наместнического правления, рапорты должностных лиц наместническому правлению) о судебном преследовании проповедников старообрядчества (Ф. 316. Оп. 1. Д. 59, 91). В ряде фондов имеются указы Пермской духовной консистории о сборе сведений о наиболее активных проповедниках старообрядческого учения, о составлении списков таких проповедников. Такого рода документы хранятся, в частности, в фондах 109 «Благочинный церквей Градо-Осинского округа Пермской духовной консистории», 584 «Свято-Троицкая церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (с. Галицкое Осинского уезда)» (Ф. 584. Оп. 1. Д. 9; Ф. 109. Оп. 1. Д. 17, 36; Ф. 583. Оп. 1. Д. 10). Также в фондах благочинных округов и отдельных церквей хранятся списки проповедников старообрядчества, которые составлялись православными священниками и направлялись в Пермскую духовную консисторию (Ф. 385. Оп. 1. Д. 1; Ф. 109. Оп. 1. Д. 60; Ф. 583. Оп. 1. Д. 1; Ф. 411. Оп. 1. Д. 4). Документы фондов 95 «Пермский епархиальный миссионер (г. Пермь)» и 199 «Пермский епархиальный комитет православного миссионерского общества (г. Пермь)» содержат донесения православных священников о работе, проводившейся ими для противодействия влиянию старообрядчества среди прихожан в отдельных приходах и уездах, в частности о проведении бесед с прихожанами и диспутов со старообрядческими проповедниками. Документы включают предложения миссионеров по улучшению «противораскольничьей» миссионерской работы (Ф. 95. Оп. 1. Д. 20‒28, 52; Ф. 199. Оп. 1. Д. 36). Также в фонде хранятся программы миссионерских курсов, устраиваемых Пермским епархиальным миссионером в начале XX в., а также отчеты об их работе (Ф. 95. Оп. 1. Д. 21, 30, 36, 40, 44). Документы содержат донесения миссионеров о скрытой деятельности старообрядцев – о тех из них, кто внешне принимал православное вероучение, тайно продолжая исповедовать старообрядческую веру (Ф. 199. Оп. 1. Д. 44). В рапортах миссионеров и указах Пермской духовной консистории содержатся мнения о причинах сохранения влияния старообрядчества среди жителей Пермской губернии, так, например, о «неблаговидном поведении священнослужителей» РПЦ или просто «неумении вести миссионерскую деятельность» (Ф. 95. Оп. 1. Д. 17; Ф. 583. Оп. 1. Д. 1). Фонд р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» содержит отчеты за 1950‒1970-е гг. о влиянии религии на жителей Пермской области, в том числе и о старообрядчестве. Документы рассказывают о мерах противодействия проповедям старообрядцев, применявшихся советским государством (Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 6, 8, 15, 19, 29, 33). Переход в старообрядчество и отказ от него В ряде фондов имеются документы (рапорты, донесения священнослужителей РПЦ) о крещении бывших старообрядцев в православие, об организации попечения и надзора над людьми, вновь присоединившимися к православию. Информация о переходе бывших старообрядцев в православие содержится в рапортах, направлявшихся приходскими священниками в Пермскую духовную консисторию (Ф. 636. Оп. 1. Д. 8; Ф. 109. Оп. 1. Д. 1; Ф. 583. Оп. 1. Д. 8, 10; Ф. 542. Оп. 1. Д. 28). Над новыми прихожанами РПЦ, перешедшими из старообрядчества, церковное начальство предписывало иметь особый надзор, укрепляя их в новой вере. Указы Пермской духовной консистории по этому поводу направлялись священнослужителям, в приходах которых происходило обращение бывших раскольников в православие. (Ф. 109. Оп. 1. Д. 39, 101). Отчеты миссионеров рассказывают о методах работы по привлечению старообрядцев в РПЦ, о настроениях старообрядческого населения в отношении православия, о появляющихся сомнения старообрядцев по вопросу верности их вероучения (Ф. 95. Оп. 1. Д. 35). Также в ряде фондов имеются документы о переходе старообрядцев в единоверие. Это указы Пермской духовной консистории священнослужителям о правилах перевода бывших раскольников в единоверие, списки новых единоверцев, циркуляры Министерства внутренних дел о награждении единоверцев, способствовавших переходу в единоверие бывших старообрядцев (Ф. 109. Оп.1. Д. 39, 40, 59; Ф. 65. Оп. 4. Д. 132; Ф. 65. Оп. 4. Д. 181). Некоторые документы, например, указы Святейшего Синода, поступавшие Пермскому епархиальному архиерею, и рапорты Пермского архиерея в Святейший Синод об отношении к единоверческому духовенству, рассказывают о политике поощрения единоверия со стороны РПЦ, о стремлении с помощью усиления влияния единоверия препятствовать распространению остальных течений старообрядчества (Ф. 542. Оп. 1. Д. 28; Ф. 198. Оп.1. Д. 314). Документы о поддержке единоверия имеются также в фонде канцелярии Пермского губернатора, в частности, циркуляры о передаче молитвенных домов от старообрядцев к единоверцам, о перестройке старообрядческих храмов в единоверческие церкви (Ф. 65. Оп. 2. Д. 862; Ф. 65. Оп.4. Д. 153). В документах фиксировались и противоположные случаи, когда прихожане РПЦ переходили в старообрядческую веру. Такие факты, касающиеся прихожан отдельных населенных пунктов, имеются в донесениях пермских архиереев, направлявшихся в канцелярию Пермского губернатора (Ф. 65. Оп. 2. Д. 820, 826), в рапортах приходских священников благочинным и в Пермскую духовную консисторию (Ф. 109. Оп. 1. Д. 27, 34, 37; Ф. 195. Оп.1. Д. 101; Ф. 577. Оп. 1. Д. 2, 19). Этнографические сведения и книжные традиции Этнографические сведения о старообрядческом населении Пермского края встречаются в архивных документах о русском населении Пермской губернии. В фонде 672 «Волеговы; Федот Алексеевич (1790–1856) – управляющий Пермским имением Строгановых, его брат, Василий Алексеевич (1807–1864) – главноуправляющий Пермским имением Строгановых» имеется рукопись управляющего Пермским имением Строгановых Ф.А. Волегова «О старообрядцах Пермского имения ее сиятельства графини Софии Владимировны Строгановой. [1833 г.]» (Ф. 672. Оп. 1. Д. 57) ЧИТАТЬ РУКОПИСЬ В документе автор приводит сведения о численности и расселении старообрядцев в имении Строгановых, об основных различиях между старообрядческим и православным населением, о представленных в имении старообрядческих согласиях и толках, совершаемых старообрядческих обрядах, о наличии у населения старообрядческих книг. Интересный сюжет, затронутый Ф.А. Волеговым в документе ‒ связь строгановских старообрядцев с Иргизскими монастырями, крупным старообрядческим центром старообрядцев поповского согласия в саратовском Заволжье на р. Большой Иргиз. В фонде 581 «Николаевская церковь Ведомства православного исповедания (с. Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии)» хранится дело «Описание раскола, существующего в приходе Сайгатской Николаевской церкви Осинского уезда за 1859‒1867 гг.». (Ф. 581. Оп. 1. Д. 25) В деле собрано несколько документов, составленных в 1859‒1867 гг. священниками Николаевской православной церкви с. Сайгатского Осинского уезда Андреем Кузнецовым и Иоанном Успенским. Подобные описания раскола составлялись ежегодно и направлялись благочинному. Авторы документов подробно описали образ жизни проживающих в Сайгатском приходе старообрядцев-беглопоповцев, подметив ряд особенностей, отличающих их от православных: в совершении обрядов, в содержании дома, в ношении одежды, в отношении к труду, властям, вину. В фонде р-973 «Богословские: Павел Степанович (1890–1966) – заведующий кафедрой русской литературы историко-филологического факультета Пермского государственного университета им. А.М. Горького, профессор, краевед; его брат, Иван Степанович (1893–1979) – заведующий кафедрой факультетской терапии лечебного факультета Пермского государственного медицинского института, профессор, доктор медицинских наук, краевед» отложились материалы по этнографии народов Прикамья, собранные П.С. Богословскими. Среди них есть материалы, касающиеся старообрядческого населения. Интерес представляет, например, дело с названием «Старообрядческие стихи, пословицы, поговорки», датированное 1920 г. (Ф. р-973. Оп. 1. Д. 278). Установлено, что эти материалы собирались гражданкой Каревановой (имя, отчество ‒ не установлены), 1896 года рождения, уроженкой Пермской губернии. Из ее автобиографии, хранящейся в этом же фонде (Ф. р-973. Оп.1. Д. 271), известно, что сама Кареванова происходила из старообрядческой семьи. Материалы, записанные ею, собирались на протяжении многих лет старообрядческим учителем грамоты, а также дедом и отцом Каревановой. В дело вошли стихи о рекрутах и женах, пословицы, скороговорки, загадки, частушки, прибаутки, песни, приметы, приветствия и приглашения, рецепты лекарственных снадобий, сонник. Немало подробностей жизни старообрядцев содержат уголовные и гражданские дела, отложившиеся в фонде 1 «Пермский окружной суд Министерства юстиции (г. Пермь ‒ до 1919 г., г. Чита в 1919‒1920 гг.)» в описи № 1. Это материалы следствий ‒ обвинительные акты, прошения обвиняемых, протоколы допросов обвиняемых и свидетелей, рапорты полицейских, протоколы заседаний, заключительные постановления. Интерес для изучения культуры старообрядцев представляют следственные дела в отношении раскольников и лиц, совершивших преступления против веры. Например, в деле о крестьянах Новопаинской волости Оханского уезда А.Я. и А.К. Шиховых, Г.И., П.А., А.И. и Е.В. Пепеляевых, обвиняемых в преступлении против веры, которое слушалось в 1909‒1910 гг., имеются сведения о повседневной жизни последователей секты «бегунов» или «странников», об обряде «смертное крещение» (Ф. 1. Оп. 1. Д. 2683. Л. 135‒ 169). В фонде р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» в делах о деятельности религиозных общин старообрядцев встречаются списки имущества молитвенных домов и церквей Пермской области. Так, например, сохранились описи имущества молитвенного дома в д. Ваньковой Ваньковского сельского совета Красновишерского района за 1944 и 1946 гг. (Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 211. Л. 3, 27). Документы могут быть интересны для изучения внутреннего убранства молитвенных домов и культовых зданий старообрядцев. Материалы по этнографии старообрядческого населения Прикамья имеются в фонде печатных изданий архива. Эти материалы можно встретить на страницах местных газет «Пермские губернские ведомости» и «Пермские епархиальные ведомости». Так, в № 8 газеты «Пермские епархиальные ведомости» за 1907 г. опубликован «Краткий очерк состояния раскола старообрядства и деятельности миссии в пределах Пермского уезда за 1906 г.» священника Василия Морозова. Автор очерка описывает, каким образом проходит моление у старообрядцев: во что одеты мужчины и женщины, как они становятся во время совершения молитв, с чего начинается моление и как читаются книги. (ПЕВ. 1907. № 8. С. 136. // Ф. печ. изд. № 15859). Также автор очерка описывает старинный обычай старообрядцев под названием «частное благословение», пользующийся у них особенным уважением (Там же). По истории книжности старообрядцев документы встречаются фондах личного происхождения и фонде печатаных изданий. Интерес представляют материалы фонда личного происхождения р-2145 «Волгирева Галина Павловна (родилась в 1957 г.) – доцент кафедры новейшей истории Пермского государственного национального исследовательского университета». Это записи Г.П. Волгиревой, кандидата исторических наук, работника Пермской государственной художественной галереи, Пермского краеведческого музея, доцента кафедры новейшей истории Пермского государственного национального исследовательского университета, сделанные и собранные ею во время этнографических и комплексных археографических экспедиций в Пермской области (Ф. р-2145. Оп. 1. Д. 25, 18, 26). В одном из дел имеются, например, собраны сведения о книжном собрании Чердынского краеведческого музея. В деле приводится информация о старообрядцах, которым принадлежали некоторые из книг. Так «Евангелие учительное» (1697) и «Кормчая» (1844 г.) принадлежали старообрядцу из с. Вильгорт Чердынского уезда, библиофилу Останину Трифону Васильевичу. В деле также имеется рисунок схемы рода старообрядцев Останиных (Ф. р-2145. Оп. 1. Д. 26. Л. 86). В этом же фонде хранится фрагмент старопечатной книги «Иоанн Златоуст» (общая служба) (Ф. р-2145. Оп. 1. Д. 19) и рукописи текстов из старообрядческих книг, сделанные Иваном Гавриловичем Пашиным в с. Курья Чердынского уезда (Ф. р-2145. Оп. 1. Д. 21). Рукописи текстов из старопечатных старообрядческих книг, сделанные И.Г. Пашиным были получены Г.П. Волгиревой в 1983 г. от родственницы И.Г. Пашина Анфисы Гавриловны Пашиной, старообрядки поморского согласия. Ряд страниц в тетради с записями И.Г. Пашин иллюстрированы акварельными рисунками. В фонде печатных изданий выявлен ряд старообрядческих изданий. Это «Другопреемство рукоположения, нисходящего от святых апостолов в старообрядческой иерархии» (1894 г.) (Ф. печ. изд. № 21162). Книга представляет собой копию, изготовленную на гектографе в конце XIX ‒ начале XX вв. На книге имеются штампы Фундаментальной библиотеки Пермской духовной семинарии и священника Агафонова Николая Алексеевича. Автор книги ‒ Арсений (в миру ‒ Онисим (Анисим) Васильевич Швецов), старообрядческий писатель, начетник, принадлежал иерархии Белокриницкой митрополии, в 1897 ‒ 1908 гг. ‒ епископ Русской православной старообрядческой церкви Русской православной старообрядческой церкви, епископ Уральский и Оренбургский. В фонде печатаных изданий также есть старообрядческие древлеправославные церковные календари на 1961, 1966‒1971, 1978‒1981, 1985‒1987, 1987‒1990, 1994‒1997 гг. (Ф. печ. изд. №№ 41411‒41432, 141403‒ 41405, 41406‒41410). Календари издавались в Москве. Некоторые издания имеют цветные иллюстрации (изображения икон XV‒XVII вв.), а также фотографии старообрядческих архиепископов, настоятелей древлеправославных храмов, старообрядческих храмов, крестных ходов. В календарях публиковались новости церковной жизни, молитвы, каноны, размещались календари церковных праздников по дням, месяцеслов, пояснения к месяцеслову, молитвослов. Таким образом, целая группа архивных документов Государственного архива Пермского края содержит сведения о расселении старообрядческого населения Пермского края. Выявленные архивные документы в комплексе с вещественными источниками, материалами этнографических экспедиций, литературными памятниками могут быть привлечены для изучения быта, образа жизни, обрядов и книжных традиций старообрядцев. Имена старообрядцев Самую большую группу документов с именами старообрядцев составляют метрические книги единоверческих церквей и старообрядческих общин. Метрические книги единоверческих церквей Соликамского, Пермского, Осинского, Оханского, Кунгурского, Красноуфимского уездов Пермской губернии сосредоточены в фондах 37 «Пермская духовная консистория Ведомства православного исповедания (г. Пермь)» и 719 «Коллекция метрических книг Пермской губернии». Самая ранняя из них относится к 1834 г., самая поздняя – к 1920 г. Формуляр метрической книги единоверческой церкви полностью совпадал с формуляром метрической книги православной церкви. Метрическая книга состояла из трех частей: «О родившихся», «О бракосочетавшихся», «Об умерших». В части «О родившихся» имеются сведения: дата рождения, дата крещения, имя родившегося, фамилия, имя, отчество родителей, их сословная принадлежность, вероисповедание, место проживания, фамилия, имя, отчество восприемника (или восприемников), их сословная принадлежность, место проживания. В части «О бракосочетавшихся» содержатся сведения: дата бракосочетания, фамилия, имя, отчество жениха и невесты, их сословная принадлежность, возраст и вероисповедание, место проживания, какой по счету брак, фамилии, имена, отчества поручителей. В части «Об умерших» содержатся сведения: фамилия, имя, отчество умершего, его сословная принадлежность и место проживания, фамилия, имя, отчество отца или матери (для детей), дата смерти, дата отпевания, возраст умершего, причина смерти. Указаны священнослужители, которыми совершены обряды. В метрических книгах единоверческих церквей можно найти информацию на членов единоверческого прихода, а также о присоединении раскольников к единоверию. В связи с тем, что многие купеческие династии Прикамья придерживались старой веры, а затем приняли единоверие, особенный интерес представляют метрические книги Успенской и Свято-Троицкой единоверческих церквей г. Перми. В них встречаются сведения о купеческих семьях с фамилиями Крыловы, Костаревы, Нечаевы, Власовы, Пономаревы, Марьины, Шалаевские. Метрические книги старообрядческих общин сосредоточены в фондах 36 «Пермское губернское правление Министерства внутренних дел /г. Пермь/», 37 «Пермская духовная консистория Ведомства православного исповедания /г. Пермь/», 719 «Коллекция метрических книг Пермской губернии». Сохранились метрические книги старообрядческих общин по Пермскому, Осинскому и Оханскому уездам Пермской губернии за 1908– 1929 гг. Это метрические книги: старообрядческой общины г. Перми за 1908– 1919 гг. (Ф. 37. Оп. 6. Д. 877а, 877 б), Лысьвенской старообрядческой общины Пермского уезда за 1913 г., за 1908–1920 гг. (Ф. 36. Оп. 6. Д. 220), старообрядческой общины д. Большая Лысьва Пермского уезда за 1908‒ 1920 гг. (Ф. 719. Оп. 7. Д. 224), Лезгинской старообрядческой общины Пермского уезда за 1913 г. (Ф. 36. Оп. 6. Д. 222), Васильевской (Максимятской) старообрядческой общины Пермского уезда за 1908‒1916 г. (Ф. 36. Оп. 6. Д. 221; Ф. 719. Оп. 1. Д. 679, 709, 711, 712, 716), Богородской старообрядческой часовни Пермского уезда за 1908–1915 гг. (Ф. 719. Оп. 1. Д. 678, 686, 693, 696, 703, 704, 708), Юго-Камской старообрядческой общины Пермского уезда за 1908–1929 гг. (Ф. 719. Оп.1. Д. 540), Стефановской старообрядческой церкви с. Жаково Оханского уезда за 1908–1912 гг. (Ф. 719. Оп. 9. Д.17), Иоанно-Предтеченской старообрядческой церкви с. Стряпунята Оханского уезда за 1908 – 1912 гг. (Ф. 719. Оп. 9. Д. 17), МалоЗагарского старообрядческого общества Оханского уезда за 1908–1912 гг. (Ф. 719. Оп. 9. Д.17, 847, 847а), Куминской старообрядческой общины Оханского уезда за 1911–1915 гг. (Ф. 719. Оп. 9. Д. 839), Морозовской старообрядческой общины Оханского уезда за 1912 г. (Ф. 719. Оп. 9. Д. 828), Очерской старообрядческой общины Оханского уезда за 1908‒1911 г. (Ф. 719. Оп. 9. Д. 835, 799, 810), старообрядческой общины с. Сарапульского Оханского уезда за 1912 г. (Ф. 719. Оп. 9. Д. 847, 847а), Больше-Дубровской старообрядческой общины Осинского уезда за 1913 г. (Ф. 36. Оп. 6. Д. 221). Метрическая книга старообрядческой общины состояла из трех самостоятельных книг: книги о родившихся, книги брачных записей, книги об умерших. Формуляр каждой из книг отличался от формуляра метрической книги православного храма. В книге о родившихся записывали следующие сведения: дата и место рождения, дата крещения, имя и пол младенца, фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность и место проживания родителей или незамужней матери, фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, место жительства восприемников, подписи родителей, восприемников и лица, совершавшего обряд крещения. В книге о брачных записей записывали сведения: дата записи брака и место, где записан брак, фамилия, имя, отчество жениха и невесты, их возраст, каким браком венчаются, фамилии, имена, отчества свидетелей (не менее двух человек), где и когда произведено объявление брака (т.е. дата бракосочетания), подписи супругов, свидетелей и лица, при котором совершена брачная запись. В книге об умерших записывали сведения: фамилия, имя, отчество умершего, его сословная принадлежность, место жительства, дата смерти, возраст, фамилия, имя, отчество супруга, его сословная принадлежность и род занятий (сведения о супруге указывались для замужних женщин), причина смерти, фамилия, имя, отчество лица, сделавшего заявление о смерти, его сословная принадлежность и место жительства, где похоронен и кто совершал «чин погребения». Вторая большая группа документов с именами старообрядцев - это материалы подушных переписей (ревизий) податного населения Пермской губернии. Ревизские сказки, или материалы переписей, хранятся в фондах 111 «Пермская казенная палата Министерства финансов (г. Пермь), 280 «Главное управление имениями князя С.С. Абамелек-Лазарева (завод Чермозский Соликамского уезда Пермской губернии)», 177 «Пермские палаты уголовного и гражданского суда Министерства юстиции (г. Пермь)», 176 «Главное управление заводами и имением наследников А.В. Всеволожского (завод Пожевский Соликамского уезда Пермской губернии)». В Государственном архиве Пермского края имеются материалы 4-ой ‒ 10-ой переписей населения Российской империи за 1787‒1858 гг. В материалах переписей сведения сгруппированы по населенным пунктам, жители населенных пунктов записаны по семьям. У лица, внесенного в ревизию, указаны: фамилия, имя, отчество (отчество указано не всегда), возраст на день проведения ревизии, возраст по предыдущей ревизии. Обозначены родственные отношения в семье и сведения о прибытии или убытии (когда умер, когда отдан в рекруты (для лиц мужского пола), когда и куда переведен, когда и откуда прибыл). Однако, в ревизиях не указывалось вероисповедание членов семьи, поэтому для определения принадлежности семьи к тому или иному вероисповеданию необходимо привлекать другие источники информации. Оперативный поиск архивного дела с ревизской сказкой нужного населенного пункта можно произвести по базе данных «Генеалогия», доступной в читальных залах архива. Ревизские сказки, метрические книги единоверческих церквей и старообрядческих общин представляют собой обширную источниковую базу для генеалогических исследований старообрядческих семей. Ревизские сказки могут быть привлечены для изучения сюжетов о расселении и миграциях старообрядцев, о структуре старообрядческой семьи. Электронные образы большей части документов выложены в открытом доступе на сайте «Поколения Пермского края» (https://pokolenia.permkrai.ru/). Имена старообрядцев встречаются также в следующих группах архивных дел и документов. Дела о раскольниках или старообрядцах, отложившиеся в фондах 65 «Канцелярия Пермского губернатора Министерства внутренних дела (г. Пермь)», 177 «Пермские палаты уголовного и гражданского суда Министерства юстиции (г. Пермь)», 297 «Исторический архив Пермской губернской ученой архивной комиссии (г. Пермь)», 321 «Шишонко Василий Никифорович ‒ общественный деятель Пермской губернии, председатель Пермской губернской ученой архивной комиссии, автор "Пермской летописи"». Большинство этих дел содержат документы, образовавшиеся в результате преследовании лиц, придерживающихся старой веры. В делах имеются имена и фамилии старообрядцев, сведения о месте их проживания, возрасте, роде занятий и т. д. Например, в «Деле о пойманном в Соликамском уезде старообрядце Е. Травникове. 1835‒1842 гг.» речь идет об иноке Ефросиме (Ефросиме Косьмине Травникове), проживающем в Выргинской старообрядческой обители Чердынского уезда (Ф. 65. Оп. 4. Д. 137) Уголовные и гражданские дела в отношении раскольников и лиц, совершивших преступления против веры, отложившиеся в фонде 1 «Пермский окружной суд Министерства юстиции (г. Пермь ‒ до 1919 г., г. Чита в 1919‒1920 гг.)». В делах собраны документы разных видов: обвинительные акты, списки лиц, подлежащих вызову на судебные заседания для допроса, прошения, повестки, вопросные листы по делу, приговоры. В документах имеются имена, фамилии, отчества старообрядцев, сведения о месте проживания, составе семьи, роде занятий и т.д. Так, «Дело о крестьянах А.Н. и Т.Ф. Фадеевых, Е.Ф. и М.П. Пинаевых, П.П. и Е.Ф. Романовых и Н.Е. Филимонове, обвиняемых в преступлении против веры. 01.11.1909‒31.03.1910 гг.» содержит сведения о нескольких крестьянах Новопаинской волости Оханского уезда, допустивших крещение своих детей по обряду страннической секты (Ф. 1. Оп. 1. Д. 2682). Отчеты, раппорты, доклады, донесения, сообщения священнослужителей РПЦ о миссионерской деятельности. Документы можно найти в фонде 37 «Пермская духовная консистория Ведомства православного исповедания (г. Пермь)», фондах церквей, благочинных округов. В них содержатся сведения о тех старообрядцах, чья деятельность обращает на себя внимание. Информация о раскольниках имеется в документах разного содержания и в разном объеме. Например, в «Отчете о миссионерской деятельности миссионера Ножевского завода Оханского уезда Е. Никифорова за 1909 год» приводятся сведения о старообрядцах Гурьяне Саблине и о купце-«австрийце» Кудрине (Ф. 95. Оп. 1. Д. 11) Списки раскольников или старообрядцев находятся главным образом в фондах церквей, благочинных округов, фондах р-1205 «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» и р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)». Документы составлялись представителями светской власти, священнослужителями РПЦ либо самими старообрядцам по разным случаям и представляют собой пронумерованные списки членов общин. Документы содержат сведения не только о фамилиях, именах, отчествах старообрядцев, а также сведения о месте жительства, возрасте или годе рождения, месте работы и (или) роде занятий, имущественном положении. В некоторых списках встречаются личные подписи. Отметим, например, списки членов Шихиревской старообрядческой общины Набирухинского сельского совета Очерского района за 1946 г. (Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 2. Л. 6об.‒7, 11, 19об). Список находится в деле «Материалы по закрытию старообрядческой церкви в д. Шихири Очерского района» и составлялся в качестве приложения к заявлению граждан Наберухинского сельского совета Очерского района к Уполномоченному Совету по делам религиозных культов при СНК СССР по Пермской области с просьбой об открытии старообрядческой часовни. Аналогичные документы могут содержаться в фондах районных исполнительных комитетов. Например, это «Регистрационная ведомость учредителей приходской общины старообрядческого исповедания Петрушатской Введенской церкви Юрковского сельского совета Большесосновского района Пермского округа за 1927 г.» (Ф. р-302. Оп. 3. Д. 16. Л. 10‒15). Подписки о переходе из раскола в единоверие, из единоверия в православие, отложившиеся в фондах: 37 «Пермская духовная консистория Ведомства православного исповедания (г. Пермь)» и 719 «Коллекция метрических книг Пермской губернии», подписки содержат информацию о лице, дающему подписку о переходе в единоверие или православие: имя, фамилия, отчество, сословная принадлежность, возраст, место жительства, дата составления подписки, личная подпись. Таким образом, в Государственном архиве Пермского края имеется большое количество документов, содержащих не только имена старообрядцев, но и информацию о принадлежности их к тому или иному согласию, месте и времени проживания, родственных связях. Документы из всех вышеперечисленных групп могут быть привлечены для поиска сведений биографического характера о старообрядцах, для составления и уточнения генеалогических схем и росписей родов. Старообрядческие наставники Информация о духовных наставниках старообрядцев встречается в разных фондах и документах Государственного архива Пермского края. Наиболее содержательными на такие сведения являются следующие группы документов: 1. Дела о раскольниках и старообрядцах, отложившиеся в фондах 65 «Канцелярия Пермского губернатора Министерства внутренних дела (г. Пермь)», 37 «Пермская духовная консистория Ведомства православного исповедания (г. Пермь)», 337 «Главная контора Пермских заводов Уральского горного правления (г. Пермь)». Большинство этих дел содержат документы, образовавшиеся в результате преследования лиц, придерживающихся старой веры. В документах дел имеются имена и фамилии старообрядцев, сведения о месте их проживания, возрасте, роде занятий и другие. Например, выявлены сведения о старообрядческом священнике Добромыслове (Ф. 337. Оп. 1. Д. 39), о разыскиваемом беглом старообрядческом попе Петре Андрееве (Ф. 337. Оп. 1. Д. 38), об учителе Шамаровского земского начального училища старообрядце «австрийце» Зосиме Рахманове из д. Шамары Кленовской волости Оханского уезда (Ф. 37. Оп. 2. Д. 545). 2. Уголовные и гражданские дела, отложившиеся в фонде 1 «Пермский окружной суд Министерства юстиции (г. Пермь ‒ до 1919 г., г. Чита в 1919‒ 1920 гг.)». Интерес представляют дела в отношении раскольников и лиц, совершивших преступления против веры. В делах собраны документы разных видов: обвинительные акты, списки лиц, подлежащих вызову на судебные заседания для допроса, прошения, повестки, вопросные листы по делу, приговоры. В документах имеются имена, фамилии, отчества старообрядцев, сведения о месте проживания, составе семьи, роде занятий и т.д. Так, например, имеются сведения о старообрядческих наставниках ‒ Евсее Лаврентьевиче Брагине из д. Евшат Покровской волости Оханского уезда, Сергее Фотиеве Шадрине из д. Шадриной Средне-Егвинской волости Пермского уезда, Абраме Дмитриевиче Михалеве из д. Трисаны Покровской волости Оханского уезда. (Ф. 1. Оп.1. Д. 2876), Петре Агафоновиче Потеряеве из с. Черноярского Кунгурского уезда (Ф. 1. Оп. 1. Д. 2853), Иване Баранове из Курашимского завода Пермского уезда (Ф. 1. Оп.1. Д. 3039). 3. Отчеты, рапорты, доклады, донесения, сообщения священнослужителей РПЦ о миссионерской деятельности и состоянии раскола, отложившиеся в фондах 37 «Пермская духовная консистория Ведомства православного исповедания (г. Пермь)», 95 «Пермский епархиальный миссионер (г. Пермь)», 96 «Оханский уездный миссионер Пермской епархии (г. Оханск), р-1 «Пермское епархиальное управление (г. Пермь)». В документах содержатся сведения: имена, фамилии, отчества старообрядческих наставников, места их проживания на момент составления документа, к какому согласию или течению принадлежат, формы пропаганды раскола. В отчете о деятельности миссионерского кружка при ГригориеБогословской церкви с. Григорьевского Оханского уезда за 1913 г. имеются сведения о часовенном наставнике д. Трисановой Покровской волости Феодосии Ивановиче Михалеве. (Ф. 96. Оп.1. Д. 2. Л. 3об.). В рапорте причта Никольской церкви Оханского уезда миссионеру по Оханскому уезду священнику В.И. Шишову от 18 декабря 1913 г. указан наставник старообрядцев австрийского толка лжеиерей крестьянин д. Борщовой Иван Федорович Фадеев, который совершал богослужения в австрийском храме в д. Борщовой (Ф. 96. Оп.1. Д. 1. Л. 1). В сообщении причта Васильевской церкви с. Больше-Сосновского Оханского уезда миссионеру по Оханскому уезду о состоянии раскола в приходе в 1913 г. отмечены лжеиерей-«австриец» из д. Петрушата Савватий Стефанович Плотников и наставник старообрядцев часовенного согласия ‒ Агафон Петрович Корляков (Ф. 96. Оп.1. Д. 1. Л. 13‒14). В сообщениях причта Верещагинской церкви Пермскому епархиальному управлению и благочинному Верещагинского района, рапортах и докладах благочинных Пермского епархиального управления за 1932 г. указаны руководители старообрядцев, проживавшие на территории Верещагинского района ‒ священник Вознесенской старообрядческой церкви белокриницкого согласия А. Тиунов (Тунев), старообрядческий наставник часовенного согласия Т.А. Пинаев, глава старообрядческой общины австрийского (белокриницкого) согласия священник А. Беляев, лидеры Верещагинской старообрядческой общины старцы Игнат, Иванов, Романов, заезжий «апологет» странничества Христофор Иванович (Ф. р-1. Оп. 1. Д. 119, 120). 4. Дела о деятельности старообрядческих общин и о закрытии старообрядческих церквей, отложившиеся в фонде р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» (Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 1, 2; Оп. 3. Д. 125, 182‒186, 211). В делах можно найти анкетные листы на священников, автобиографии и регистрационные анкеты на членов церковных советов и членов ревизионных комиссий, копии указов старообрядческих архиепископов о назначении священнослужителей. Например, в деле с заголовком «Материалы на закрытую церковь в д. Шихири Очерского района. 6 декабря 19462 декабря 1950 г.» есть анкетный лист на Курочкина Афонасия Антипьевича, 1883 года рождения, наставника Шихиревской старообрядческой общины Набирухинского сельского совета Очерского района (Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 2. Л. 6 об.‒7). 5. Личные дела старообрядческих церковно- и священнослужителей, отложившиеся в описи № 4 фонда р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)». В делах собраны документы: автобиографии, анкеты на зарегистрированных служителей культа от религиозного объединения, указы старообрядческого архиепископа о назначении на служение в храме, трудовые договоры и соглашения. Документы содержат сведения биографического характера В описи фонда выявлены личные дела следующих церковнои священнослужителей старообрядческих церквей и молитвенных домов г. Перми, г. Верещагино, д. Ваньковой Красновишерского района, д. Агеево Верещагинского района и д. Захарово Лысьвенского района: Валерия Павловича Шабашова (д. 145), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 145 Даты документов: 27.11.1985 - 14.05.1987 Личное дело Шабашова Валерия Павловича (1950 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/734061 Якова Ивановича Потеряева (д. 96), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 96 - ДЕЛО НЕ ОТСКАНИРОВАНО Даты документов: 14.05.1981 - 18.03.1985 Личное дело Потерлева Якова Ивановича (1936 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/734012 Николая Маркияновича Бундикова (д. 10), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 10 Даты документов: 12.12.1955 - 15.06.1973 Личное дело Бундикова Николая Маркияновича (1920 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/733926 Григория Семеновича Носкова (д. 79), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 79 Даты документов: 15.06.1987 - 10.07.1987 Личное дело Носкова Григория Семеновича (1941 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/733995 Леонида Кузьмича Кречетова (д. 43), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 43 Даты документов: 20.08.1972 - 06.12.1983 Личное дело Кречетова Леонида Кузьмича (1912 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/733959 Анатолия Леонидовича Кречетова (д. 41), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 41 Даты документов: 10.08.1987 - 17.05.1989 Личное дело Кречетова Анатолия Леонидовича (1956 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/733957 Бориса Леонидовича Кречетова (д. 42), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 42 Даты документов: 17.03.1989 - 04.04.1989 Личное дело Кречетова Бориса Леонидовича (1945 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/733958 Никонора Леонидовича Кречетова (д. 44), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 44 Даты документов: 10.03.1979 - 24.12.1983 Личное дело Кречетова Никонора Леонидовича (1939 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/733960 Георгия (Юрия) Александровича Гилева (д. 17), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 17 Даты документов: 13.02.1988 - 03.01.1989 Личное дело Гилева Георгия (Юрия) Александровича (1949 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/733933 Федора Ивановича Морозова (д. 67), Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 67 Даты документов: 29.07.1984 - 10.07.1989 Личное дело Морозова Федора Ивановича (1905 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/733983 Ефима Николаевича Тюрина (д. 135) Фонд № Р-1204. Оп.4. Д. 135 Даты документов: 13.02.1984 - 13.02.1984 Личное дело Тюрина Ефима Николаевича (1908 г.р.) https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/734051 6. Редкие краеведческие и периодические издания. Например, в книге «Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии): Историко-географический и церковно-биографический очерк» (Кунгур, 1896 / Ф. печ. изд. № 563), составленной священником Градо-Кунгурского Иоанно-Предтечевского женского монастыря П. Пономаревым (Ф. печ. изд. № 563) приводятся сведения о раскольнических наставниках Кунгурского уезда в конце XIX в.: фамилия, имя, отчество, возраст, к какому толку или согласию принадлежит, в какой деревне проживает или из какого прихода приходит, у кого в доме собираются на молитву. На страницах местных газет «Пермские губернские ведомости» и «Пермские епархиальные ведомости» сведения о старообрядческих наставниках содержатся в статьях, посвященных расколу. Например, в № 6 газеты «Пермские епархиальные ведомости» за 1907 г. упоминается пропагандист страннической секты В.И. Рукавицин из с. Ильинского Пермского уезда (ПЕВ. 1907. № 6. С. 91. // Ф. печ. изд. № 15859), а в № 8 газеты «Пермские епархиальные ведомости» за 1907 г. упоминается пропагандист поморского согласия Тит Шихов, пропагандирующий «шиховую веру» (ПЕВ. 1907. № 8. С. 134. // Ф. печ. изд. № 15859). Документы о духовных наставниках старообрядцев могут находиться и в других фондах Государственного архива Пермского края. Дополнительный поиск информации лицах, особенно тех, чья деятельность приходится на XX в., может быть проведен по фондам предприятий, учреждений, райисполкомов и горисполкомов, а также фондам личного происхождения при уточнении дополнительных биографических фактов. Визуальные документы В Государственном архиве Пермского края имеется богатая коллекция картографических документов, дающих представление о расположении и планировке населенных пунктов, в которых проживало старообрядческое население. Большая часть этих документов собрана в трех фондах: 279 «Коллекция планов, карт и чертежей, отложившихся в фондах губернской чертежной, межевой комиссии и Пермском земельноустроительном отряде», 716 «Архивная коллекция картографических документов», р-1746 «Архивная коллекция полиграфических документов». Это планы городов, заводов, сел, деревень, планы дач населенных пунктов, планы лесных наделов крестьян, а также планы земель, отведенных под постройку старообрядческих и единоверческих церквей. Картографические документы относятся к концу XVIII ‒ первой половине XX в. Есть рукописные и типографские экземпляры. Картографические документы выявлены по Кыновскому заводу Кунгурского уезда (Ф. 716. Оп. 3. Д. 249), с. Богородскому (Фоки) Осинского уезда (Ф. 716. Оп. 3. Д. 493), с. Шагирт Осинского уезда (Ф. 279. Оп. 5. Д. 755, 917); д. Лукинцы Букор-Юрковской волости Осинского уезда (Ф. 716. Оп. 3. Д. 579, 580; Ф. 716. Оп.4. Д. 487), д. Пизь-Сосновой (Пись-Сосновой, Маракуши) Букор-Юрковской волости Осинского уезда (Ф. 716. Оп. 3. Д. 654 ‒ 658), с. Лузинскому Оханского уезда (Ф. 716. Оп.3. Д.1000), с. Сепыч Оханского уезда (Ф. 279. Оп. 5. Д. 805; Ф. 716. Оп. 3. Д. 1069), с. Ильинскому Пермского уезда (Ф. 716. Оп. 3. Д. 1445‒1448, 1453; Ф. р-790. Оп. 14. Д. 17 а. Л. 2, 6), с. Курашим Пермского района (Ф. р-1746. Оп. 1. Д. 633), с. Филатовскому Пермского уезда (Ф. 716. Оп. 3. Д. 1712), с. Юм Чердынского уезда (Ф. 279. Оп.1. Д. 589, 594). Сохранился план земельного участка, предназначенного к отводу старообрядческому Свято-Троицкому женскому монастырю при выселке Попковом из казенной № 80 Сылвенской дачи Урминского лесничества Кунгурского уезда, составленный в 1911 г. (Ф. 279. Оп. 6. Д. 379). В Государственном архиве Пермского края выявлены планы культовых зданий старообрядцев. В фонде 36 «Пермское губернское правление Министерства внутренних дел (г. Пермь)» имеется архивное дело, в котором собраны документы, связанные с рассмотрением проекта на перестройку жилого дома в старообрядческую часовню в Юго-Камском заводе Пермского уезда, в том числе план перестройки (Ф. 36. Оп. 5. Д. 76. Л. 2‒3). План является копией, выполнен методом цианотипии. Также в фонде отложилось архивное дело с документами о рассмотрении проекта на постройку церкви в д. Верхний Чекур Крыловской волости Осинского уезда. В деле содержится план деревянной монастырской церкви, которую планировалось построить в 1917 г. во вновь открываемом старообрядческом женском монастыре на участке земли, принадлежащем председателю общины Ф.В. Оборину (Ф. 36. Оп. 5. Д. 82. Л. 2об.). План представляет собой рукописный подлинник, выполненный тушью и акварелью. В фонде р-1205 «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)» в делах по закрытию церквей хранятся план и рисунок фасада Стефановской единоверческой села Ниинского Карагайского района 1939 г. (Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 239), рисунок старообрядческой церкви в д. Большой Дубовик Больше-Дубовского сельского совета Больше-Усинского (Усинского) района 1935 г. (Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 144. Л. 36). Документы выполнены карандашом на тетрадных листах. В фондах Государственного архива Пермского края встречаются фотографии населенных пунктов, в которых проживало старообрядческое население. Это фотографии села Ильинского Пермского уезда (Ф. 613. Оп. 3. Д. 438, 378; Ф. р-790. Оп. 14. Д. 17а.), Добрянского завода Пермского уезда (Ф. 713. Оп. 1. Д. 132. Л. 3, 4). Из фотографий культовых зданий в архиве выявлены фотографии: Свято-Троицкой единоверческой церкви г. Перми (внешний вид) (Ф. р-1785. Оп. 1. Д. 194. Л. 1, 2); Благовещенской единоверческой церкви с. Ильинского Пермского уезда (внешний вид) (Ф. р790. Оп. 14. Д. 17а. Л. 9); старообрядческой часовни и молельного дома беглопоповцев в с. Ильинском Пермского уезда (внешний вид) (Ф. р-790. Оп. 14. Д. 17а. Л. 8; Ф. ф-60. Оп. 60н. Д. 350), старообрядческой церкви в г. Очере (внешний и внутренний виды) (Ф. р-1669. Оп. 1. Д. 796, 790); Вознесенской старообрядческой церкви с. Вознесенского Верещагинского района (внешний и внутренние виды) (Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 162. Л. 1‒8); старообрядческой церкви и часовни в г. Лысьва (внешний вид) (Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 71. Л. 5, 33‒37, 41‒42). В фонде р-1669 «Нецветаев Александр Васильевич (1898–1971) – директор Очерского народного музея, участник гражданской и Великой Отечественной войн» хранятся фотографии неустановленной единоверческой церкви Пермской губернии (Ф. р-1669.Оп. 1. Д. 800) и оградных дверей неустановленной старообрядческой церкви Пермской губернии (Ф. р-1669. Оп. 1. Д. 791). Фотографии домов, в которых жили старообрядцы, не сохранились, за исключением одной фотографии. Это снимок 1984 г. дома купца - старообрядца Никиты Кондратьевича Крылова, построенного в г. Перми в 1827 г. по проекту архитектора И.И. Свиязева и расположенного на углу улиц Куйбышева и Пушкина (Ф. ф-78. Оп. 78п. Д. 84) Фотографии представителей старообрядцев выявлены в Государственном архиве Пермского края в небольшом количестве. Это портрет настоятеля Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрита Варлаама (Василия Ефимовича Коноплева), до принятия православия состоявшего в расколе. (Ф. 37. Оп. 7. Д. 29). Снимок сделан в начале XX в. Это фотографии делегатов от Пермской губернии на Первом Всероссийском съезде православных старообрядцев, состоявшемся 22‒29 января 1912 г. в г. Санкт-Петербурге (Ф. ф-63. Оп. 63п. Д. 5. Л. 12, 13, 15). Фотографии собраны в специальном оформленном в 1912 г. памятном альбоме. В альбом вошли снимки Потапия Иосиева Киселева, священника Свято-Троицкой единоверческой церкви Юго-Кнауфского завода Осинского уезда (Там же. Л. 13), Александра Агафангеловича Зеленина, благочинного единоверческих церквей Пермского округа из с. Отчино-Сретенского Пермского уезда (Там же. Л. 12), Петра Дмитриевича Вяткина, священника Воскресенской единоверческой церкви с. Воскресенского Соликамского уезда (Там же. Л. 13), Дмитрия Андреевича Березина (должность не установлена), из с. Воскресенского Соликамского уезда (Там же. Л. 12). В архиве также выявлены фотографии: Павла Федоровича Вшивкова, священника старообрядческой церкви д. Лужково Очерского района, 1940‒1950-е гг. (Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 1. Л. 20а); Валерия Павловича Шабашова, священника старообрядческого храма во имя Святителя Николы в г. Верещагино, 1985‒1987 гг. (Ф. р-1204. Оп. 4. Д. 145. Л. 13); Анатолия Леонидовича Кречетова, уставщика (псаломщика) старообрядческого Никольского храма в д. Ваньково Красновишерского района, 1987‒1989 гг. (Ф. р-1204. Оп. 4. Д. 41. Л. 12, 13); Бориса Леонидовича Кречетова, дьякона Ваньковской старообрядческой общины Красновишерского района, 1989 г. (Ф. р-1204. Оп. 4. Д. 42. Л. 5); Леонида Кузьмича Кречетова, священника Ваньковской старообрядческой общины Красновишерского района, пермского старообрядческого епископа Леонтия, 1972 г. (Ф. р-1204. Оп. 4. Д. 43. Л. 1); Никонора Леонидовича Кречетова, дьякона старообрядческого Никольского храма д. Ваньково Красновишерского района, 1979‒1983 гг. (Ф. р-1204. Оп. 4. Д. 44. Л. 17, 18.); членов старообрядческой общины белокриницкого согласия г. Перми, 1990-е гг. (Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 125. Л. 145, 148, 151, 154, 157, 160, 164, 167, 170, 173, 176). Сохранились фотографии, на которых запечатлен Валерий Павлович Шабашов, старообрядческий священник, благочинный старообрядческих приходов Уральской епархии, датированные 1999‒2000 гг. (Ф. ф-68. Оп. 68пц. Д. 11, 18). Одна из фотографий сделана во время подписания соглашения между Пермским областным межконфессиональным консультативным комитетом и администрацией Пермской области в 2000 г. В «Древлеправославном старообрядческом церковном календаре на 1985 год» и «Древлеправославном старообрядческом церковном календаре на 1986 год» опубликованы фотографии епископа Пермского Леонтия (Кречетова) в Новозыбковском старообрядческом кафедральном храме после обряда рукоположения в 1983 г. и во время «Всенощного бдения» в древлеправославном храме в д. Ваньково Пермской области (Ф. печ. изд. №№ 41404, 41405). Картографические материалы и фотодокументы могут представлять интерес для изучения истории застройки населенных пунктов, в которых проживали старообрядцы, обустройства культовых и жилых зданий. Выявленные в архиве фотографии членов старообрядческих общин дают представление об образе старообрядца, а также представляют интерес для изучения традиционного костюма старообрядческого населения. Список использованных фондов Ф. 1 «Пермский окружной суд Министерства юстиции (г. Пермь ‒ до 1919 г., г. Чита в 1919‒1920 гг.)». Ф. 37 «Пермская духовная консистория Ведомства православного исповедания (г. Пермь)». Ф. 36 «Пермское губернское правление Министерства внутренних дел (г. Пермь)». Ф. 65 «Канцелярия Пермского губернатора Министерства внутренних дел (г. Пермь)». Ф. 95 «Пермский епархиальный миссионер (г. Пермь)». Ф. 96 «Оханский уездный миссионер Пермской епархии (г. Оханск)». Ф. 108 «Благочинный церквей Градо-Пермского округа Пермской духовной консистории (г. Пермь)». Ф. 109 «Благочинный церквей Градо-Осинского округа Пермской духовной консистории (г. Оса)». Ф. 111 «Пермская казенная палата Министерства финансов (г. Пермь)». Ф. 176 «Главное управление заводами и имением наследников А.В. Всеволожского (завод Пожевский Соликамского уезда Пермской губернии)». Ф. 177 «Пермские палаты уголовного и гражданского суда Министерства юстиции (г. Пермь)». Ф. 195 «Благочинные церквей Градо-Пермского округа Пермской духовной консистории (г. Пермь)». Ф. 197 «Свято-Троицкая (Слудская) церковь Ведомства православного исповедания». Ф. 198 «Правление Пермского архиерейского дома Ведомства православного исповедания (г. Пермь)». Ф. 199 «Пермский епархиальный комитет Православного миссионерского общества (г. Пермь)». Ф. 258 «Благочинные церквей 1–3 округов Чердынского уезда Пермской духовной консистории». Ф. 279 «Коллекция планов, карт и чертежей, отложившихся в фондах губернской чертежной, межевой комиссии и Пермском земельноустроительном отряде». Ф. 280 «Главное управление имениями князя С.С. Абамелек-Лазарева (завод Чермозский Соликамского уезда Пермской губернии)». Ф. 297 «Исторический архив Пермской губернской ученой архивной комиссии (г. Пермь)». Ф. 316 «Пермское наместническое правление (г. Пермь)». Ф. 321 «Шишонко Василий Никифорович ‒ общественный деятель Пермской губернии, председатель Пермской губернской ученой архивной комиссии, автор "Пермской летописи"». Ф. 337 «Главная контора Пермских заводов Уральского горного правления (г. Пермь)». Ф. 353 «Покровская церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (с. Крылово Осинского уезда Пермской губернии)». Ф. 385 «Николаевская церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (с. Нижний Потам Красноуфимского уезда Пермской губернии)». Ф. 411 «Пророко-Ильинская церковь Бедряжская церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (с. Бедряжское Осинского уезда Пермской губернии)». Ф. 463 «Благочинный церквей 1-5 округов Осинского уезда Пермской духовной консистории (г. Оса)». Ф. 540 «Благочинные церквей Градо-Соликамского и 1‒4 округов Соликамского уезда Пермской духовной консистории (г. Соликамск)». Ф. 541 «Благочинные церквей 1‒3 округов Оханского уезда Пермской духовной консистории». Ф.542 «Благочинные церквей 1–3 округов Красноуфимского уезда Пермской духовной консистории». Ф. 578 «Воскресенская церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (с. Частинское Оханского уезда Пермской губернии)». Ф. 581 «Николаевская церковь Ведомства православного исповедания (с. Сайгатка Осинского уезла Пермской губернии)». Ф. 583 «Крестовоздвиженская церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (Шермеитский завод Осинского уезда Пермской губернии)». Ф. 584 «Свято-Троицкая церковь Пермской епархии Ведомства православного вероисповедания (с. Галицкое Осинского уезда Пермской губернии)». Ф. 613 «Теплоуховы: Николай Спиридонович ([1749]‒1812) ‒ крепостной гр. Строгановых, служитель при Верх-Челвинской мельнице Пермского уезда; его сын, Ефим Николаевич (1779‒1833) ‒ приказчик Пермского нераздельного имения гр. Строгановых; его внук, Александр Ефимович (1811‒1885) ‒ главный лесничий и главноуправляющий Пермским имением; его правнук, Федор Александрович (1845‒1905) ‒ главный лесничий Пермского имения; его праправнук, Александр Федорович (1880–1943) ‒ научный сотрудник Ленинградского центрального научно-исследовательского института лесного хозяйства». Ф. 636 «Екатеринбургское духовное правление Пермской духовной консистории». Ф. 664 «Канцелярия Пермского епархиального архиерея (г. Пермь)». Ф. 672 «Волеговы; Федот Алексеевич (1790–1856) – управляющий Пермским имением Строгановых, его брат, Василий Алексеевич (1807–1864) – главноуправляющий Пермским имением Строгановых». Ф. 713 «Кузнецов Александр Иванович (1864‒1940) ‒ управляющий Добрянским заводом гр. С.А. Строганова, инженер-технолог». Ф. 716 «Архивная коллекция картографических документов». Ф. 719 «Коллекция метрических книг Пермской губернии». Ф. р-1 «Пермское епархиальное управление». Ф. р-302 «Исполнительный комитет Большесосновского районного Совета депутатов трудящихся (с. Большая Соснова Большесосновского района Пермской области)». Ф. р-790 «Архивная коллекция документов, собранный А.К. Шарцем, "Уральский биографический словарь"». Ф. р-973 «Богословские: Павел Степанович (1890–1966) – заведующий кафедрой русской литературы историко-филологического факультета Пермского государственного университета им. А.М. Горького, профессор, краевед; его брат, Иван Степанович (1893–1979) – заведующий кафедрой факультетской терапии лечебного факультета Пермского государственного медицинского института, профессор, доктор медицинских наук, краевед». Ф. р-1204 «Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)». Ф. р-1205 «Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области (г. Пермь)». Ф. р-1669 «Нецветаев Александр Васильевич (1898‒1971) ‒ директор Очерского народного музея, участник гражданской и Великой Отечественной войны». Ф. р-1746 «Архивная коллекция полиграфических документов». Ф. р-1785 «Терехин Александр Сергеевич (1928‒1993) ‒ заведующий кафедрой архитектуры Уральского филиала Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества, профессор, кандидат архитектуры». Ф. р-2145 «Волгирева Галина Павловна (род. в 1957 г.) – доцент кафедры новейшей истории Пермского государственного национального исследовательского университета». Ф. ф-63 «Фотоальбомы». Ф. ф-68 «Архивная коллекция фотодокументов аппарата Уполномоченного по связям с религиозными организациями администрации Пермской области». Ф. ф-78 «Архивная коллекция фотодокументов Л.Б. Кучиной, экскурсовода Пермского областного бюро путешествий и экскурсий». Фонд печатных изданий. Литература 1. Монографии 1. Задорин М. Разговоры православного священника со старообрядцем о старой вере. – Пермь, 1870. 2. Зеленин Д. Черты быта Усень-Ивановских староверов. – Казань, 1905. СКАЧАТЬ 3. Куляшев А. Лекции по обличению современного раскола, читанные на миссионерских курсах в г. Перми в 1911 г. – Пермь, 1911. СКАЧАТЬ 4. Макарий, епископ Винницкий. История русского раскола, известного под именем старообрядства. – Санкт-Петербург, 1855. СКАЧАТЬ 5. Палладий, архимандрит. Обозрение пермского раскола, так называемого старообрядства». – Санкт-Петербург, 1863. СКАЧАТЬ 6. Суворова Н.С. О происхождении и развитии русского раскола. Две публичные лекции, читанные в зале Ярославской городской Думы. – Ярославль, 1886. СКАЧАТЬ 7. Чагин Г.Н. История в памяти русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века. – Пермь, 1999. СКАЧАТЬ 8. Щапов А. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVI веке и в первой половине XVIII. – Казань, 1859. СКАЧАТЬ 2. Статьи 1. Белобородов С.А., Боровик Ю.В. «Ревнители древлего благочестия» (очерк истории верхнетагильского старообрядчества) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2013. – № 1(5). – С. 178–214. СКАЧАТЬ 2. Белобородов С.А. «И вскоре раскол здесь чрезвычайно усилился» (к истории старообрядчества Красноуфимского уезда) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2012. – № 2(4). – С. 86–110. СКАЧАТЬ 3. Боровик Ю.В. Учет событий жизненного цикла у старообрядцев часовенного и белокриницкого согласий горнозаводского Урала: заметки к истории источника // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2019. – № 2(26). – С. 241–255. СКАЧАТЬ 4. Голева Т.Г. Старообрядцы на территории Коми-Пермяцкого округа // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2019. – № 1. – С. 46–60. СКАЧАТЬ 5. Марченко А., Сафронов А.Н. Пермская противораскольническая миссия под руководством епархиального миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2019. – № 2 (26). – С. 142–169. СКАЧАТЬ 6. Наградов И.С. Взаимоотношения старообрядцев, российского правительства и синодальной церкви в 1905-1917 годах // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 2. – С. 111–114. СКАЧАТЬ 7. Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы // Русские письменные и устные традиции и духовная культура (по материалам археографических экспедиций МГУ 1966–1980 гг.) – М., 1982. С. 40 – 71. 8. Сафронов А.Н. Миссионерская деятельность братии Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии среди старообрядцев // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2019. – № 3(27). – С. 312–337. СКАЧАТЬ 9. Сафронов А.Н. Архимандрит Илия (Матвеев) – выдающийся деятель пермской «противораскольнической» миссии // Христианское чтение. – 2019. – № 6. – С. 253–261. СКАЧАТЬ 10. Шишкина Е.В. Законодательное регулирование деятельности старообрядческих школ Российской империи в 1905–1917 гг. (на материалах Уральского региона) // Вестник Пермского университета. История. – 2018. – № 1(40). – С. 129–137. СКАЧАТЬ Список сокращений в., вв. ‒ век, века г., гг. ‒ год, годы Д. ‒ дело Л. ‒ лист Оп. ‒ опись ПЕВ – Пермские епархиальные ведомости РПЦ ‒ Русская православная церковь С. ‒ страница СССР ‒ Союз Советских Социалистических Республик Ф. ‒ фонд Ф. печ. изд. – фонд печатных изданий |
Лайк (7) |
mixail68 Начинающий тамбов Сообщений: 29 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 25 | Отличная работа, многие спрашивают меня как искать информацию о старообрядцах на сайте "Родная Вятка", буду рекомендовать для прочтения. |
shumilovanata Модератор раздела Голицыно Сообщений: 157 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 52 | mixail68 написал: Отличная работа, многие спрашивают меня как искать информацию о старообрядцах на сайте "Родная Вятка", буду рекомендовать для прочтения. Да, ГАПК отлично работает. Постепенно наполняю статью живыми ссылками на сканы метрических книг и других документов. Заглядывайте. |
Лайк (3) |
Konstantin Ivanov канд. ист. наук Кемеровская область Сообщений: 16852 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 7639 | shumilovanata написал: Белобородов С.А. Справка и список трудов shumilovanata написал: Боровик Ю.В. Справка и список трудов |
Лайк (1) |
shumilovanata Модератор раздела Голицыно Сообщений: 157 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 52 | Konstantin Ivanov написал:
БОЛЬШОЕ СПАСИБО! |
Steparta Начинающий Пермь Сообщений: 47 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 44 | На сайте Гос.архива Пермского края размещена сейчас интерактивная выставка о старообрядцах Пермского края. Ссылка: http://www.archive.perm.ru/exhibits/oldreligion/index.htm Представлены данные об истории расселения по территории, о быте староверов, фотографии и т.д. Как указано в описании: "По числу старообрядчества Пермская губерния по Первой всеобщей переписи населения России 1897 года занимала первое место среди других губерний России." |
Лайк (1) |
shumilovanata Модератор раздела Голицыно Сообщений: 157 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 52 | Steparta написал: На сайте Гос.архива Пермского края размещена сейчас интерактивная выставка о старообрядцах Пермского края. Спасибо за дополнение, отличная выставка. |
← Назад Вперед → | Модератор: shumilovanata |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник shumilovanata » Пермская губерния, Оханский уезд » ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ПРИКАМЬЕ [тема №132495] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались - покиньте сайт. Политика персональных данных Содержимое страницы доступно через RSS. Пользуясь сайтом вы принимаете условия пользовательского соглашения © 1998-2023, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |