Старообрядцы в Якутии
Старообрядчество как религиозное, историческое и культурное явление в Якутии
представляет собой одну из актуальных и малоизученных проблем современности.
Архивные данные свидетельствуют о том, что в Якутии старообрядчество имеет глубокие корни,
поскольку языческая Якутская окраина приняла древнеправославную веру еще до раскола русской церкви.
25 сентября 1632 г. казачьи служилые люди под командованием сотника Петра Ивановича Бекетова
в 70 верстах ниже от современного Якутска построили первый Якутский острог и первую в «Якутской землице»
часовню во имя Святой Троицы.
В апреле 1643 г. началось строительство нового острога, в котором были сооружены
шатровый храм Живоначальной Троицы и деревянный храм во имя преподобного отца Михаила Малевина.
Немногие читатели, наверное, знают, что в 1640 г. якутская красавица Абакаядо Сючу
крестилась и венчалась с известным землепроходцем Семеном Дежневым.
Из архивных материалов видно, что первые ссыльные старообрядцы были доставлены
на поселение в Якутскую волость в 1846-50 г.г.
P. S.
Старообрядцы в Якутии свято хранили веру отцов, а в селе Павловске построили
деревянный храм во Имя Рожества Пресвятой Богородицы,
а старообрядец - купец П. Кушнарев воздвиг величавую часовню на старообрядческом кладбище.
Есть старообрядческая церковь и в Якутске – якутская община во имя святых верховных апостолов
Петра и Павла своими руками на пожертвования прихожан возвела молельный храм на улице Маяковского.
Потомки сосланных в Якутию староверов не отступили от традиций.
В настоящее время старообядческие общины, помимо России, имеются в Белоруссии,
Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде
и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ
и за ее границами — Русская Православная Старообрядческая Церковь,
насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин,
причем значительная часть общин не зарегистрирована.
Осваивать новые земли отправились в основном староверы, измученные многолетними преследованиями со стороны официальной церкви и царского правительства. Они мечтали поселиться вдали от властей и мирского шума, а далёкая, малозаселённая Якутия очень подходила для этого
Всего же по Якутско-Аянскому тракту было расселено 323 мужчины и 266 женщин, составлявших 102 семейства. Правительство старалось в первое время поддержать поселенцев, им предоставлялись льготы, пособия, прощались все недоимки бывшему хозяину... Староверы всегда отличались трудолюбием, ответственностью, трезвым образом жизни. Поэтому в скором времени на вечной мерзлоте были построены добротные усадьбы, заколосились поля.
Писатель Гончаров, об этих местах пишет: "Русские все старообрядцы, все переселенцы из-за Байкала...
Переселенцев живет по одной, по две и по три семьи.
Женщины красивы, высоки ростом, стройны и с приятными чертами лица.
Все из-за Байкала, отчасти и с Лены".
"Меня неожиданно и приятно поразило одно обстоятельство.
Что нам известно о хлебопашестве в этом углу Сибири, который причислен, кажется, так,
из снисхождения, к жилым местам, к Якутской области?
Что оно не удается, невозможно: а между тем на самых свежих и новых поселениях на реке Мае... нам впервые бросились в глаза огороды и снопы хлеба, на первый раз ячменя и конопли. Местами поселенцы не нахвалятся урожаем". (Фрегат "Паллада").
В начале переселенцы останавливаются в урочище Нелькан Усть-Майского улуса, затем в других местах,
а
семьи Бутковских, Кушнаревых, Китаевых, Николаевых, Голубцовых, Киселевых, Борисовых, Спиридоновых и др. основывают с. Павловск, которое на долгое время становится центром старообрядчества в Якутии.
По данным НАРС (Я) в Павловске в 1883 г. прибывало 97 старообрядцев,
в 1902 г. – 182, в 1905 – 197, в 1909 – 219, а к 1917 г. число жителей села возросло до 243.
Но недолго пришлось староверам обслуживать Аянский тракт. В 1867 году устанавливается сообщение с Камчаткой по морю, а Аянский тракт, выполнив свою роль, упраздняется. Некоторые крестьяне выехали обратно в Забайкалье, часть семей переселилась в Амурскую область, другие остались в селении Усть-Майском, Павловске и Новопокровске. Семей десять сначала перебивались на станциях, но некому было продать строения, пашни, заимки. Вскоре они не выдержали, и Якутско-Аянский тракт окончательно опустел.
https://www.yakutskhistory.net...%B8%D0%B8/