Прежде, чем открывать новые темы, познакомьтесь со списком тем, уже открытых. Просьба - по отдельным фамилиям темы не открывать.
ПРОСЬБА к участникам форума, работающих в разделе по Сибирскому округу, проголосовать в теме https://forum.vgd.ru/9527/168713/ Тем самым, обозначив свою позицию. |
Старообрядчество Западной Сибири
Собираем материал
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 887 | Наверх ##
24 ноября 2008 3:17 6 февраля 2024 8:36СОЛОНЕШЕНСКИЙ РАЙОН К знатокам истории Алтайского края! Почти 20 лет прошло с начала поисков моих корней. Сейчас я знаю фамилию рода бабушки (материнская ветвь), так же стало понятно, что жили они в другой волости. Родные жили кучно в Змеиногорском уезде, редко кто отлучался. Мой прадед ВОЛОДИМЕРСКОЙ ЕВЛАМПИЙ АГАПОВИЧ, очевидно, в поисках лучшей земли временно был в д.Тумановой, в это время и родилась моя бабушка, но в переписи 1917г можно узнать, что Евлампий и часть рода основались в д.ПЕРЕКЛИЧНАЯ Александровской волости Змеиногорского уезда, недалеко от с.ПЛОСКОЕ, в котором прадед был рожден и в котором жили другая часть ВОЛОДИМЕРСКИХ. С начала 20 века их фамилию стали записывать по иному, Володимерские стали Владимирскими, Володимеровы - Владимировыми. Если кто то знает историю людей из этих селений, пишите ... Ссылка на тему по истории старообрядческих сел КВГО (с.Староалейское) https://forum.vgd.ru/3164/97866/#last
--- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | Лайк (1) |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 887 | Наверх ##
9 ноября 2010 15:37 9 ноября 2010 22:19 Очень полезная информация будет, если собрать пути переселения, истории из жизни староверов. Им приходилось часто менять место жительства, что бы уйти от преследования или в поисках удобных угодий. Из этой базы можно будет понять их жизнь, найти свои корни, наконец и лучше узнать историю своей страны. У кого есть данные о молельных домах, о единоверческих приходах, о судьбе попов старообрядчества и т.д. пишите!
 --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 887 | Наверх ##
9 ноября 2010 18:03 СХЕМА РАСКОЛА
 --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
ВасилийБ г. Северск Томская обл. Сообщений: 214 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 220 | Наверх ##
9 ноября 2010 18:19 Виды (течения) старообрядчества. Из работы: Т.Г.Казанцева, Н.С.Мурашова «Старообрядцы Алтая» (постоянный адрес публикации: http://www.starover.religare.ru/article7200.html)Разделение старообрядчества на два согласия произошло в 90-х гг. XVII в. после смерти всех священников старого рукоположения. Одна часть старообрядцев – поповцы – принимали беглых священников из новообрядческой церкви. Другая же – беспоповцы – не признавали священников нового поставления и утратили, тем самым, такие церковные таинства, как евхаристия, миропомазание, елеосвящение, брак. Для совершения церковной службы, а также таинств крещения, покаяния, в некоторых случаях и брака у беспоповцев избираются духовные наставники из членов общины. Белокриницкое (австрийское) согласие получило название благодаря знаменательному в истории старообрядчества событию, происшедшему в 1846 г. в Белой Кринице, в Австрии. В этот год в староверческой церкви была восстановлена трех-чинная иерархия за счет присоединения к старообрядчеству Босно-Сараевского митрополита Амвросия. Тем самым старообрядческая церковь обрела собственного епископа, наделенного правом рукополагать в священный сан. РПСЦ – Русская православная старообрядческая церковь – официальное название белокриницкого (австрийского) согласия. Однако не все старообрядцы-поповцы приняли белокриницкую иерархию. Некоторые продолжали совершать богослужение и церковные таинства с помощью беглых расстриженных священников новообрядческой церкви. Они получили название беглопоповцев. Беглопоповство, по сути, было первой формой поповщины, но в самостоятельный толк оно оформилось после установления белокриницкой иерархии, в противовес ей. Они возникли в керженских скитах и в начальный период представляли собой ответвления от беглопоповства. С течением времени в общинах этих толков стали выбирать духовных отцов, наделенных правом совершения ряда церковных таинств. Так произошло перерождение этих толков в беспоповские. Часовенное согласие (стариковщина – одно из его самоназваний) именуется так вследствие совершения службы в лишенных алтарей часовнях. Важным отличительным принципом их догматики является отказ от перекрещивания перешедших в стариковщину старообрядцев иных согласий. Сами часовенные ведут свое происхождение от керженского инока Софрония. Дьяконовское согласие основано в начале XVIII в. старообрядческим писателем и полемистом Т.М. Лысениным. Название его связано с одним из самых активных деятелей – иеродиаконом Александром (казнен в 1720 г.). Дьяконовцы допускали для старообрядцев исполнение гражданских обязанностей, службу в армии, общение с никонианами. В отличие от беглопоповцев, признают четырехконечный крест наравне с восьмиконечным. В первые годы существования беспоповство было представлено поморским толком, основанным в 1690-е гг. в Олонецкой губернии братьями Андреем и Семеном Денисовыми и дьяком Данилой Викулиным. Соборы 1692 и 1694 гг. постановили, что наставники не могут совершать таинств, положенных священникам, в связи с чем была провозглашена недопустимость брака. Однако вскоре часть поморцев по инициативе московского наставника Василия Емельянова отказалась от безбрачия. В дальнейшем они признали установленный Петром 1 двойной налог, стали молиться за царя, в их проповедях несколько ослабли эсхатологические мотивы. Старообрядцы, оставшиеся на прежних позициях, отделились в самостоятельный толк под руководством Федосея Васильева. Возникла федосеевщина в Польше. С течением времени аскетизм федосеевцев смягчился: женатые и замужние члены общины находились под епитимьей, а в пожилом возрасте они допускались к полноправному участию в церковной жизни. Федосеевцев иногда называют безбрачниками, а поморцев относят к законобрачному согласию, так как последние не признают греховности брака. Самодуровцы не признавали никаких других таинств, кроме крещения. При этом крещение лишь в младенческом возрасте считали недействительным, так как оно не осознано человеком. В связи с этим их основной догмат обосновывает необходимость вторичного крещения. Кроме того, самодуровцы не молились на иконы, а имели в каждой комнате только Распятие без изображения Святого Духа. Спасовцы (основатель – Козьма Андреев, толк возник в керженских скитах на рубеже XVII – XVIII вв.) считают, что нужно молиться Спасу без свидетелей и посредников, так как они отвергают традиционные православные догмы и обряды, заменяя их "скитским покаянием". Как отмечает В. Андерсон, исповедь ими совершается наедине, перед образом Спасителя или Богородицы, поскольку других икон они не признают. Существенное отличие спасовцев от прочих беспоповцев заключается в том, что они не перекрещивают других православных христиан, потому что убеждены: человек должен быть крещен один раз. Другое название согласия – нетовщина – связано с отрицанием таинств, священства, храмов, монастырей. Оховцы входят отдельным толком в согласие нетовщины. Сознавая греховность жизни, они предпочитают вместо молитв вздыхать о своих грехах. Отсюда пошли другие их названия – немоляки и воздыханцы. Уверовав в невозможность спасения, они отказались не только от молитв, но и от икон. Истинная молитва – "не в протяжении рук и предстоянии телеси и языком зрящим видится, но в умном поучении". Название толка самокресты происходит от собственноручного совершения таинства крещения самими верующими без посредника: "разденутся и с молитвой погрузятся в Убу, оденут чистое белье и назовут себя по святцам новым именем", – свидетельствует Г.Д. Гребенщиков. От самокрестов берут начало дырники (или однопоклонники), которые не признают никакого предметного божества, кроме Бога вне времени и пространства. Они молятся Богу под открытым небом, кланяясь на восток. В домах у них есть специальные отверстия, которые они открывают во время обращения к Богу. Согласие странников возникло во второй половине XVIII в. в Ярославской губернии (по мнению большинства исследователей, его основатель – беглый солдат Евфимий), выделившись из филипповщины. Странники считают, что для спасения души необходимо вечное скитание. Поскольку антихрист воцарился в мире, нельзя повиноваться властям, исполнять общественные повинности, платить подати. Бегуны не признают паспортов, отказываются от своих имен и фамилий, дабы прервать связь с гражданским обществом, воспринимают самокрещенство как религиозный догмат, чтобы никто, связанный с миром антихриста, не участвовал в крещении. У поморцев на Распятии изображено двухипостасное божество (отсутствует голубь – символ Святого Духа). Во время крещения поморцы не обходят купель вокруг: и духовный отец, и крестник обращены к востоку. У стариковцев же духовный отец подходит к купели с запада, а потом поворачивается к востоку. Различные мнения у старообрядцев вызывают необходимость "соблюдения чашки", общение с "миром", использование денег, обращение в государственные инстанции и т.д. В настоящее время отсутствуют отличия между поморцами и федосеевцами. Самодуровцы лишились самостоятельного статуса, растворившись среди поморцев. В идеологии поморцев наблюдается проникновение духовных мотивов странничества, в частности негативное отношение к паспортам и другим документам, как к печати дьявола. --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Богатыревы, Белик (Беликовы), Немно - Таврическая губерния
Шабуровы, Шайдуровы - Алтай (Томская губерния)
Шкавровы - Старый Оскол | | |
ВасилийБ г. Северск Томская обл. Сообщений: 214 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 220 | Наверх ##
9 ноября 2010 18:30 9 ноября 2010 18:36 У профессора Беликова есть три книги о старообрядчестве в Томской губернии, в которых можно найти много фамилий старообрядцев и их попов. "Старинный раскол в пределах Томского края" "Старообрядческий раскол в Томской губернии (по судебным данным)" "Томский раскол (исторический очерк от 1834 по 1880-е годы)" Эти книги имеются на сайте Библиотеки Томского университета электронная библиотекаКроме того о старообрядчестве можно найти статьи в Томских Епархиальных ведомостях, которые выложены на этом же сайте. --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Богатыревы, Белик (Беликовы), Немно - Таврическая губерния
Шабуровы, Шайдуровы - Алтай (Томская губерния)
Шкавровы - Старый Оскол | | Лайк (1) |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 887 | Наверх ##
9 ноября 2010 18:44 10 ноября 2010 1:24 Читая литературу на тему о старообрядчестве, невольно сравниваешь с тем, что слышала в детстве от бабушки. Привожу выдержки из работы Л.Н.Мукаевой "Этносоциальный облик старообрядцев Южного Алтая".
.... Дореволюционные исследователи такие, как В.В. Сапожников высоко оценили экономический потенциал старообрядческого населения Южного Алтая. Для В.В. Сапожникова горные деревни раскольников с пашенным земледелием, маральниками, пасеками, сенокосными и таежными угодьями были цветущими оазисами. ..... Высокая трудовая активность старообрядческого населения в сочетании богатыми природными ресурсами края обеспечили раскольникам безбедное существование. Алтайские староверы выделялись зажиточностью среди остальных групп русского населения Азиатской России. Качество жизни было высоким. Как правило, все они были долгожителями.
Действительно, семья бабушки жила в Алтайских горах, имели многочисленные стада домашних животных, занимались пасекой. Когда я посетила места, где жили мои предки, то была очарована. Там и сейчас нет суеты, чистейший воздух. Как же хочется приоткрыть тот мир, в котором они жили и понять.... Здесь переплетается история государства и моя личная, не возможно быть равнодушным к этой ИСТОРИИ.
Очень удивил семейный уклад старообрядцев, так сказать "семейный кодекс"
"Старообрядческая семья Южного Алтая в ее историко-социальном развитии" Мукаева Л.Н.
... Браки у староверов носили свободный характер, они не записывались в метрическую книгу при волостном управлении. Это освобождало супругов от прав друг на друга, и при разводе не требовались никаких формальностей. Каждый из супругов спокойно мог уйти и сочетаться браком с другим человеком. Не будучи закреплены официально, никакими документами, подобные браки расторгались подчас очень легко. Гражданский развод в алтайских староверческих селениях санкционировался общественным мнением. Южно-алтайские староверы довольно легко относились к разводам, не осуждая разведённых людей и создание бывшими супругами новых семей. Основными причинами разводов в староверческих группах алтайского населения были: недобросовестность в работе, бесплодие, а также грубое обращение с женщиной. Женщины-старообрядки оставляли своих мужей, когда были недовольны обращением с собой, или же когда их не устраивало имущественное состояние мужей, или же когда супруга желала заключить брак с другим. В среде алтайских староверов существовала такая особенность разводов: мужчины реже уходили из семьи по сравнению с женщинами. Это объяснялось чисто экономическими соображениями. Приобретение жены даже богатому южно-алтайскому раскольнику стоило немалых денег. А женщина, уходя от мужа, забирала приданое и материальное и денежное вознаграждение. В одних случаях, при разводе женщина-старообрядка с малыми детьми возвращалась в дом к родителям. При этом она забирала с собой приданое и получала от мужа вознаграждение за время проживания в его доме. Если детей было много, то из семьи уходил муж, оставляя почти все имущество жене и детям. Таким образом, семейные разводы алтайских староверов отличались разнообразием и особенностями, обусловленными характером их социальной истории. Но все же следует отметить, что, несмотря на относительную свободу женщины, неофициальность брачных отношений и отсутствие особых препятствий для расторжения брака, в старообрядческих социумах Алтая, разводы в начале ХХ в. были нечастым явлением. Иное отношение, чем у российского крестьянства было у староверов к незаконнорожденным детям. Если российские крестьяне отрицательно относились к внебрачной рождаемости, то в старообрядческом социуме Южного Алтая незаконнорожденные дети росли в семьях на правах законных. Староверы признавали незаконнорожденных детей и относились к ним также как и законным. Это можно объяснить как религиозными воззрениями, так и практичностью староверов. Для семьи еще одни ребенок означал дополнительные рабочие руки в доме. Поэтому в старообрядческом социуме не было деления детей на законных и незаконных, своих и чужих. Внебрачные дети в семьях старообрядцев пользовались такими же правами, как и "законные", они носили фамилию деда по матери, и часто материнское отчество. Таким образом, в старообрядческой среде наличие незаконнорожденных детей не подрывало авторитет ни матери, ни ее родителей и родственников. .... --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
gala55 Омск Сообщений: 316 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1825
| Наверх ##
10 ноября 2010 6:19 С большим интересом читаю все сообщения в этой теме. Очень полезная и интересная тема! Сейчас читаю книгу, где описываются события, начиная с 1900 г., происходившие на территории Каменского района. Автор описывает также жизнь и быт сибирских староверов в годы революции:
«…Карательные экспедиции постоянно проходили через Плотниково. Если рота капитана Шашкова шла по Барнаульскому направлению, то обязательно заходила в село. Голодные солдаты, где овечку, где быка, где корову резали себе на прокорм, пополняя армейский концентрат, который выдавали омские правители… Шашков с карательной ротой пошел по Приобью – Богатское, Кокорино, Кадниково, Бельково, Киприно, Селезнево… Село Кокорино полностью состояло из староверов. Чалдоны не воспринимали никого. Большевики - бесовское отродье, табак – бесовское зелье, белогвардейцы – щепотники, молятся тремя перстами. Быт полудикой деревни оставался тот же, что и два с лишним века назад, когда староверы уходили в глухие места, селились там и продолжали блюсти свою веру, молясь двумя перстами. В банях они мылись семьями вместе. Чужому попить из своей посуды не дадут, да и не запустят его не только в дом, но и в ограду. Кокоринские чалдоны были дырники. Молились в сделанную возле угла избы дыру на восток, затыкая ее тряпкой, или забивали чоп. Дыра была просверлена коловоротом в стене величиной с голубиное яйцо… Среди чалдонов выделялся своей статью Куприян Кондратьев – крепкий, здоровый мужик. Он первый не пускал к себе в дом охальников, бесовских служак. Когда каратели захотели зайти в дом, он встал в дверях. Они вошли, достали из печи еду, собрали все, что можно поесть. Куприян отправил семью подальше, а сам поджег свой дом с белогвардейцами.
- Всё равно в нем нельзя жить, он осквернен.
Перекрестившись на восток, вскочил на коня, ускакал. Пока подбежали солдаты из других домов, промышлявшие тем же, десяток людей уже сгорел. По его примеру загорелось еще несколько усадеб, но там никто не пострадал. Жилье затушили, но для жилья дома были непригодны, осквернены пришельцами. Капитан послал в разные концы своих людей поймать Кондратьева с семьей и учинить за погибших товарищей экзекуцию. Куприяна след простыл. Похоронив обгорелые останки тел, рота ушла в Кадниково, оставаться на постой Шашков побоялся:
- Пожгут за ночь всю роту, и концов не найдешь.
Приобье всегда считалось кержацкой стороной. Село Кокорино расположилось по берегу небольшой протоки Кокоринки, что впадала в старую Обь. Чуть выше по течению была Заломна, крупная судоходная протока. В семи километрах выше по течению расположилось Кадниково. Такое же поселение с пятью десятками дворов…» Из ист. романа «Соленый песок» В.П.Липовцева, 2009. | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 887 | Наверх ##
10 ноября 2010 15:28 gala55Спасибо за удивительный рассказ в Вашем посте. Прочитав, я вдруг поняла, откуда у меня обостренное ощущение жилья, в некоторый дом даже не могу войти, оказывается на генном уровне предки заложили. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 887 | Наверх ##
10 ноября 2010 18:47 10 ноября 2010 18:48 Из ранее публикуемых постов, о раскольниках
Ф. 26, 1632 ед. хр., 1744-1916 гг., оп. 1, 2 БАРНАУЛЬСКОЕ ДУХОВНОЕ ПРАВЛЕНИЕ ТОМСКОЙ (ранее Тобольской) ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ (1750 - 1915 гг.) оп. 1, т. 1 стр. 46 в описи (дела 487-576) Метрические книги Барнаульского духовного правления (1752-1917) Ранние годы, которые не вошли в фонд 144! в делах собраны МК нескольких церквей, не выделенных в названии. стр. 65 (дела 701-779) У бывших и не бывших у исповеди. (1737-1916) Исповедальные росписи! стр. 73 (дела 780-799) О раскольниках (1751-1859) стр. 74 (дела 800-857) О состоянии прихода (1752-1885) стр. 80 (дела 858-888) О переходе в православие (1749-1859) стр. 83 (дела 889-1045) Следственные дела стр. 97 (дела 1046-1076) Постройка и ремонт церквей (1753-1859) стр. 112 (дела 1198-1210) Ревизские сказки (церковно и священнослужителей)! (1758-1858) д. 1198 В Барнаульское духовное правление, ведомости селений и населения в них проживающего (6.06.1758-6.10.1789) ОЦ --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
Alexey PerezhoginИсторик-исследователь Частный специалистг. Барнаул, Алтайский край Сообщений: 181 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 37689 | Наверх ##
10 ноября 2010 19:12 Полезные ссылки на архивные источники по старообрядцам З. Сибири можно найти в работах историков: Ю.С. Булыгина и Т.С. Мамсик. --- "Алтайское Родословие"
http://www.altay-rod.ru | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 887 | Наверх ##
10 ноября 2010 19:17 21 ноября 2010 11:10 Знакомясь с литературой о старообрядцах, все больше понимаю, не десятки и не тысячи были подвержены расколу, а добрая половина России. Какова же была сила веры, что бы противостоять государственной машине, уходить из родных обжитых мест, идти на самосожжения. И такой факт из жизни знаменитого заводчика А.Н.Демидова для меня тоже был удивителен.
Прот. Борис Пивоваров ... Часть переселенцев Алтая прислана заводчиком А. Н. Демидовым, прятавшим своих рабочих, в большинстве староверов, от развернувшихся на Урале преследований. Позднее, в 60-х гг. XVIII в., близ Колывано-Кузнецкой военной линии поселили ок. 1,5 тыс. староверов, вывезенных из Польши. В XVIII-XIX вв. старообрядцы освоили практически все пространство Алтая. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
|
Генеалогический форум ВГД » Сословия, вероисповедания, этносы » Вероисповедания, церковная практика...
» Доктора наук о религии и церкви
» Старообрядчество
» Старообрядцы Забайкалья в ХVIII-XX вв.
» Единоверие
» Кержаки
» Старообрядцы Вятской губернии Нолинского уезда
Генеалогический форум ВГД » Генеалогия: источники » Источники других христианских конфессий
» Метрические книги для раскольников (1874 г.)
» Метрические книги и записи старообрядцев
Генеалогический форум ВГД » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Белоруссия (Беларусь) » Староверы Ветки
Научные статьи сотрудников Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника