Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 181
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17100 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8652 | Наверх ##
21 февраля 13:16 По имени судить о вероисповедании, тем более в конце 19 - начале 20 века, сложно. У моей бабушки отец был лютеранин, мать православная, детей они крестили в православии. И бабушку крестили Магдалиной, хотя это имя есть в лютеранских и католических святцах, а в православных нет. Но подруга бабушкиной мамы была Магдалина (католичка), вот бабушку Магдалиной и назвали. Но это уже начало 20 века. Бабушка была православная по крещению. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6355 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3451 | Наверх ##
21 февраля 13:59 familyroots написал: [q] что Северин погребен по католическому обряду (перед моими глазами метрическая запись католического костела, сделанная по всем правилам) и в православие он не переходил.[/q]
У меня есть родственник, который был вначале крещен по католическому обряду (причем аж во Франции, где семья была в эмиграции после восстания 1863 года), в 20 лет, после возвращения в Россию, перешел в православие, почти всю жизнь прожил православным, потом вернулся в католичество и погребен был как католик (и все его дети тоже перешли в католичество, хотя были православными). Не утверждаю, что это ваш случай, но я бы его сходу не отвергал. Все-таки это действительно нарушение и не очень понятна выгода священника от нее - разве что он был не очень сведущ и "все так делали и ничего не было". Более того, возможна и ошибка при записи - по другой ветке у меня прапрабабушка всю жизнь прожила католичкой, при этом в записи о рождении прадеда в 1906 (и только в ней!) указано, что они с мужем "оба православные". При рождении детей в 1903 и 1911 годах она католичка, а муж - православный. Так что не стоит никогда абсолютизировать то, что видите в записях - вариант ошибки даже в самых казалось бы очевидных случаях не нулевой. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (2) |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 201 | Наверх ##
21 февраля 14:56 21 февраля 15:12 >> Ответ на сообщение пользователя webbrave от 21 февраля 2025 13:59 Ошибки нет. Я, специально, проверил в третий раз (хотя снова скажу, что в этом не было необходимости). Дело здесь даже не в абсолютно фантастической и ничем, кроме предположений, не подкрепленной версии о переходе Северина из православия в католицизм... Это не нужно доказывать или опровергать!Нас интересуют годы 1865 и 1870 (это годы крещения им православных младенцев Иустины и Василия), и записи именно за эти годы (ранее и позднее), которых написано, какого Северин вероисповедания. Перед моими глазами метрические записи о рождении детей Северина и Дарьи. Например 28.10.1864 года (он записан римско-католического вероисповедания) причём сам священник делает исправление и пояснение этого! "Римского обряда - слова, написанные сверху - римского обряда не подлежат сомнению. священник Панкратий Кондруцкий"Затем запись 1871 года ( Северин указан римско-католического вероисповедания) рукой все тех же священника, диакона и пономаря подписи стоят (не копия - оригинал) В 1878 Северин тоже римско-католического вероисповедания, уже другим священником (священник Кондрацкий, вероятно, умер), но диакон Охримович и пономарь те же. А что касается причины того, как такое могло произойти, я полагаю, что Северин как богатый дворянин, равно как православная дворянка Дарья помогали церкви материально, да ещё просто дружили со служителями той церкви в селе Великая Косница. Диакон Никифор Лаврентьев Охримович не раз записан восприемником у детей Северина. Власть была на месте и, вероятно, была так крепка, что никаких согласований, как видно, она не требовала. Это и показали проверки местных поверяющих священников "ничего не выявивших..." Пока, через 160 лет за дело проверки не взялся прямой потомок... Мои предки были сильными и щедрыми, я горжусь ими! Да, кстати, священник Панкратий Кондрацкий мне по нраву P.S. если и этого мало, виноват, больше метрик показано не будет. честь имею
 | | |
ygv Санкт-Петербург Сообщений: 12284 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9369 | Наверх ##
21 февраля 16:38 21 февраля 18:11 webbrave написал: [q] familyroots написал:
[q] что Северин погребен по католическому обряду (перед моими глазами метрическая запись католического костела, сделанная по всем правилам) и в православие он не переходил.
[/q]
У меня есть родственник, который был вначале крещен по католическому обряду (причем аж во Франции, где семья была в эмиграции после восстания 1863 года), в 20 лет, после возвращения в Россию, перешел в православие, почти всю жизнь прожил православным, потом вернулся в католичество и погребен был как католик (и все его дети тоже перешли в католичество, хотя были православными). Не утверждаю, что это ваш случай, но я бы его сходу не отвергал. Все-таки это действительно нарушение и не очень понятна выгода священника от нее - разве что он был не очень сведущ и "все так делали и ничего не было". Более того, возможна и ошибка при записи - по другой ветке у меня прапрабабушка всю жизнь прожила католичкой, при этом в записи о рождении прадеда в 1906 (и только в ней!) указано, что они с мужем "оба православные". При рождении детей в 1903 и 1911 годах она католичка, а муж - православный. Так что не стоит никогда абсолютизировать то, что видите в записях - вариант ошибки даже в самых казалось бы очевидных случаях не нулевой.
[/q]
Православные священники при регистрации далеко не всегда требовали справку о вероисповедании у инославных. Моя прабабушка в православных МК Тулы была записана, то католичкой,то евангелисткой…Один раз-православной…И так повторялось неск. раз… --- Вилины,Кармаковы-Петербург,Ярославская губ.,Москва
Боженовы,Ахматовы-Тула,Москва,Петербург.
Маркус,Макогон-Донбасс,Молдавия | | Лайк (1) |
Czernichowski Екатеринбург Сообщений: 3754 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2520
| Наверх ##
21 февраля 19:49 webbraveЯ могу подтвердить, что и в моем архиве есть метрики, где восприемники с большой вероятностью католики (васильковский уезд). Мне кажется стоит учесть время и место. На украинских землях бывшей Речи Посполитой борьба католицизма с православием проявлялась весьма остро, и приобретала своеобразные формы. Особую роль играла униатская церковь, до присоединения к империи имевшая здесь максимально большое количество приходов. А после ее ликвидации, и передачи всех приходов православным властям, куда девался причт? Все ушли в католичество? А кто их там ждал-то, в оставшихся католических приходах? Я думаю, что жить-то надо, потому большинство униатских священников приняли православие и продолжали служить там же. А о чем при этом думали про себя, это большой вопрос. Вы обратили внимание, сколько православных священников в тех краях в 19 веке носили польские фамилии? Что далеко ходить, familyroots привел метрику, там священник Кондрацкий, дьякон Охримович, пономарь Делимарский, ничего не настораживает? Скорее всего они бывшие униаты (считай на 90% католики), так может быть, католики-восприемники в таких приходах это что-то типа "фиги в кармане" православным властям? Ни на чем не настаиваю, это просто предположение из разряда "теории заговоров" | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6355 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3451 | Наверх ##
21 февраля 21:40 21 февраля 22:05 Czernichowski написал: [q] Все ушли в католичество?[/q]
Думаю именно в католичество не ушел ни один.  Или единицы. Есть у меня один случай униатского, а затем православного священника из Подольской губернии, старший сын которого стал католическим священником в конце 18 века, средний сын стал имперским чиновником, городничим в Проскурове (мой прямой предок), а младший сын стал православным священником, как и отец. Что характерно - все поляки, подольская шляхта. Czernichowski написал: [q] потому большинство униатских священников приняли православие и продолжали служить там же.[/q]
Не совсем так. Где-то служили там же, где-то давали другие приходы, где-то отправляли за штат. Были и редкие случаи особо принципиальных, которые оставались униатами, но их было исчезающе мало. Тут еще важно подчеркнуть, что подавляющая часть униатского духовенства этих мест были униатами в первом, максимум во втором поколении. А кто-то еще успел побегать из православных в униаты и обратно. Так что легкая, мягко скажем, "адаптивность" местного духовенства - его отличительная особенность. Если мы говорим о Васильковском и соседних уездах, то массовое обращение в униатство там произошло только в 1730-е и, во многом, носило формальный характер - местных православных священников в обязательно-принудительном порядке заставили сделать "презенты" местным властям и они были переутверждены на тех же приходах уже униатами. При этом в визитах 1740-1750х постоянные жалобы, что священники тайно и не очень тайно сочувствуют православию. Уже в 1768 году и последующие несколько лет произошел не менее массовый переход обратно в православие, сотнями приходов со всем причтом и всеми жителями. Правда уже во второй половине 1770х всех этих священников либо обратили обратно в униатство, либо согнали с приходов. Кого-то убили или покалечили. В фондах Переяславско-Бориспольской духовной консистории сохранились десятки дел священников-изгнанников, которые просили выделить им приходы где-то в России. Как правило им что-то давали в Екатеринославской или Херсонской епархии, кого-то отправляли в Полтаву или Киев. Часть из них, кто дожил до раздела Польши, потом вернулись на свои бывшие приходы и кому-то даже удалось их получить обратно, как например Белоцерковскому протопопу Василию Зражевскому. Czernichowski написал: [q] А о чем при этом думали про себя, это большой вопрос.[/q]
Думаю в большинстве своем были конформистами. То, что униатство не успело пустить глубокие корни там - факт. Свидетельств массового недовольства возвращения православия тоже не встречал в этих местах. К бывшим униатам относились более чем терпимо, подавляющее большинство без особых проблем приняли в лоно православной церкви. Так что особых причин быть недовольными православной церковью у них не было. Czernichowski написал: [q] Вы обратили внимание, сколько православных священников в тех краях в 19 веке носили польские фамилии?[/q]
Значительное число священников были из шляхты, даже еще в первой половине 19 века многие из них с гордостью на польский манер писали свои фамилии с гербами - Рогаля-Скульский, Юноша-Шараевский и пр. У меня таких полдерева - все эти Матушевичи/Матушевские, Суходольские, Тымкевичи, Локаржевские, Петрушевские, Карашевичи, Кислицкие, Ружицкие и многие другие. У многих из них были двоюродные или родные братья, которые в начале 19 века подтверждали дворянство. Другое дело, что польские фамилии не значит "поляки". Более того, по многим фамилиям четко видно как малороссийские, "неблагородно" звучащие прозвища/отчества из начала-середины 18 века обрастали длинными окончаниями и красивыми гербами-приставками. Петрушевские - это бывшие Петрусенко. Шараевские - Шараи или Шараенко. Ерофеевы писались Ерофеенко или Ерофтеенко, но от простонародной -ко быстро избавились. Czernichowski написал: [q] Скорее всего они бывшие униаты (считай на 90% католики), так может быть, католики-восприемники в таких приходах это что-то типа "фиги в кармане" православным властям?[/q]
Бывшие униаты там на конец 18 века практически все. Кроме незначительного числа (может пары десятков, а то и меньше) тех, кто был рукоположен в 1768-1775, были изгнан униатами с прихода и потом, через 20 лет вернулся, когда эти земли отошли к Российской империи. Ну и тех, кто служил непосредственно в Киеве и Василькове, которые были под Россией с 17 века. Были ли ли там те, кто были не очень лояльны России и Русской православной церкви? Конечно. Другое дело, что вряд ли бы они свое недовольство проявляли через католиков-восприемников. Все-таки исторически к католикам (т.е., читай, к полякам) там относились неважно. Мой предок, священник-униат местечка Романовка Сквирского уезда Илья Суходольский, в 1790 году, еще при поляках, попал под суд за то, что в "Отче наш" вместо "но избави нас от лукавого", говорил "но избави нас от ляхов и жидов". Подозреваю, что он не один там такой человеколюбец был. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (5) |
Maksutova_Msuperbia et praeiudicium  Санкт Петербург Сообщений: 235 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 200 | Наверх ##
24 февраля 13:54 24 февраля 13:54 ИнокКент написал: [q] Это село Первитино Тверского уезда, ИВ Троицкой церкви.
.[/q]
Можете ли дать ссылку на ИВ это Церкви ? | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9574 | Наверх ##
24 февраля 15:06 Maksutova_M написал: [q] ИнокКент написал:
[q] Это село Первитино Тверского уезда, ИВ Троицкой церкви.
[/q]
Можете ли дать ссылку на ИВ это Церкви ?[/q]
Так это не я писал! Это Karel_Bel! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 201 | Наверх ##
9 марта 12:18 9 марта 12:19 продолжаю знакомить аудиторию с любопытными, весьма не часто встречающимися случаями проведения обрядов крещения. на сей раз знакомлю вас с ситуацией, где была исправлена очевидная ошибка крещения детей в римо-католицизм, в то время как один из супругов-родителей состоял в православном вероисповедании. пример 1892 года, наглядно иллюстрирует очевидную борьбу конфессий за прихожан, в то время. https://www.familysearch.org/a...mp;lang=ruсм. снимок 45 и несколько снимков ранее место событий - все таже деревенька Гута-Генриховка, в которой, напомню, уже случались чудеса: там, сперва 03.03.1891 родилась Ирина, а через 31 неделю 25.10.1891 родился Косьма (который выжил) (подробнее см. сообщение в данной теме от 05 февраля 2025 года)
выходит, что местный причт внимательно следил за исполнением своих обязательств, а находя ошибки, НЕ ОПАСАЯСЬ, немедля их поправлял. это, еще раз, правда косвенно, подтверждает, что случай с родившимся спустя 31 неделю после зачатия КОСЬМОЙ - подлинный, а дата рождения его родной сестры ИРИНЫ, (с которой и начинался отчет 31 недели) была указана священником корректно (а не как утверждали специалисты темы с неверной датой - мол, она раньше родилась... "и даже на несколько месяцев"). поправить ошибку (как показано на примере выше, местные священники могли легко), однако это, ни в течении нескольких ближайших лет, ни в течении 136 последующих лет сделано НЕ БЫЛО. ПОСКОЛЬКУ ОШИБКИ ТО САМОЙ И НЕ БЫЛО. КОСЬМА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РОДИЛСЯ через 31 неделю (7-месячным) и выжил! волынская губерния, овручский уезд, деревня Гута-Генриховка (православный приход села Каленских)familyroots | | Лайк (1) |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 201 | Наверх ##
19 марта 8:17 19 марта 8:17 Нужна консультация.
Местоположение: Русское государство, Слободско-Украинская губерния, Ахтырский уезд, деревня Доброслововка (на правом берегу реки Ворскла)
Ныне на 2025: Украина, Сумская область, Ахтырский район, Чернетинская сельская община, д. Доброславовка
Координаты д. Доброславовка 50°19′37″N 34°49′24″E
Суть вопроса. Необходимо установить приход, к которому была приписано д. Доброславовка РАНЕЕ 1815 года.
На 1903 д. Доброславовка упомянута в приходе села Чернетчина церковь Николаевская.
ОДНАКО в Исповедальных ведомостях 1811 года в селе Чернетчина другая церковь и д. Доброславовка среди других приписанных хуторов не упомянута.
Не ясно где искать прихожан (подданые черкасы) этой деревни...
Предположительный приход д. Доброславовка (место регистрации рождения, брака, смерти):
1. г. Ахтырка церковь Введения или церковь Георгия Победоносца (4-5 км)
2. либо церковь в селе Чернетчина, Ахтырского уезда (2 км от Доброславовка)
Пожалуйста, скорректируйте какой все таки был приход и, если есть оцифрованные МК или ИВ ранее 1815 года на FamilySearch укажите ссылку.
Благодарю, familyroots | | |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси