Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 181
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 200 | Наверх ##
21 февраля 13:11 21 февраля 13:29 Весьма странно, что Вы не доверяете тому, что я написал выше, поскольку:
1. Повторно скажу (хотя не пойму зачем? - это уже и так написано), что Северин погребен по католическому обряду (перед моими глазами метрическая запись католического костела, сделанная по всем правилам) и в православие он не переходил.
2. Перед моими глазами запись о бракосочетании, в которой уже знакомый нам православный священник церкви в селе Великая Косница Панкратий Кондрацкий совершает обряд венчания между Северином римского обряда и Дарьей православного вероисповедания.
3. Я не намерен публиковать бесчетное количество подтверждающих личных метрик, если написал РУЧАЮСЬ, но для Вас, как для человека, который очень много сделал для облегчения моих поисков, неоднократно консультировал меня и которого я действительно очень уважаю, а все таки покажу ещё одну запись (у Северина и Дарьи было много детей и таких записей несколько), где:
православный священник Панкратий Кондруцкий зафиксировал, что знал Северина как представителя римско-католического вероисповедания и тем не менее неоднократно разрешил ему (католику) быть восприемником при крещении православославных младенцев!
Кроме того, обратите внимание на уже знакомых нам диакона Никифора Охримовича, и стихирного пономаря (отца Иустины), которые так же все это видели и поставили подписи, под тем, что знают, какого вероисповедания католик Северин.
Пользуясь случаем, прошу принять заверения в моем уважении и верно истолковать моё намерение указать на факты, подтвержденные документами, поскольку было поставлено под сомнение доверие ко мне.
Благодарю, familyroots
 | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17100 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8652 | Наверх ##
21 февраля 13:16 По имени судить о вероисповедании, тем более в конце 19 - начале 20 века, сложно. У моей бабушки отец был лютеранин, мать православная, детей они крестили в православии. И бабушку крестили Магдалиной, хотя это имя есть в лютеранских и католических святцах, а в православных нет. Но подруга бабушкиной мамы была Магдалина (католичка), вот бабушку Магдалиной и назвали. Но это уже начало 20 века. Бабушка была православная по крещению. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6354 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3449 | Наверх ##
21 февраля 13:59 familyroots написал: [q] что Северин погребен по католическому обряду (перед моими глазами метрическая запись католического костела, сделанная по всем правилам) и в православие он не переходил.[/q]
У меня есть родственник, который был вначале крещен по католическому обряду (причем аж во Франции, где семья была в эмиграции после восстания 1863 года), в 20 лет, после возвращения в Россию, перешел в православие, почти всю жизнь прожил православным, потом вернулся в католичество и погребен был как католик (и все его дети тоже перешли в католичество, хотя были православными). Не утверждаю, что это ваш случай, но я бы его сходу не отвергал. Все-таки это действительно нарушение и не очень понятна выгода священника от нее - разве что он был не очень сведущ и "все так делали и ничего не было". Более того, возможна и ошибка при записи - по другой ветке у меня прапрабабушка всю жизнь прожила католичкой, при этом в записи о рождении прадеда в 1906 (и только в ней!) указано, что они с мужем "оба православные". При рождении детей в 1903 и 1911 годах она католичка, а муж - православный. Так что не стоит никогда абсолютизировать то, что видите в записях - вариант ошибки даже в самых казалось бы очевидных случаях не нулевой. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (2) |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 200 | Наверх ##
21 февраля 14:56 21 февраля 15:12 >> Ответ на сообщение пользователя webbrave от 21 февраля 2025 13:59 Ошибки нет. Я, специально, проверил в третий раз (хотя снова скажу, что в этом не было необходимости). Дело здесь даже не в абсолютно фантастической и ничем, кроме предположений, не подкрепленной версии о переходе Северина из православия в католицизм... Это не нужно доказывать или опровергать!Нас интересуют годы 1865 и 1870 (это годы крещения им православных младенцев Иустины и Василия), и записи именно за эти годы (ранее и позднее), которых написано, какого Северин вероисповедания. Перед моими глазами метрические записи о рождении детей Северина и Дарьи. Например 28.10.1864 года (он записан римско-католического вероисповедания) причём сам священник делает исправление и пояснение этого! "Римского обряда - слова, написанные сверху - римского обряда не подлежат сомнению. священник Панкратий Кондруцкий"Затем запись 1871 года ( Северин указан римско-католического вероисповедания) рукой все тех же священника, диакона и пономаря подписи стоят (не копия - оригинал) В 1878 Северин тоже римско-католического вероисповедания, уже другим священником (священник Кондрацкий, вероятно, умер), но диакон Охримович и пономарь те же. А что касается причины того, как такое могло произойти, я полагаю, что Северин как богатый дворянин, равно как православная дворянка Дарья помогали церкви материально, да ещё просто дружили со служителями той церкви в селе Великая Косница. Диакон Никифор Лаврентьев Охримович не раз записан восприемником у детей Северина. Власть была на месте и, вероятно, была так крепка, что никаких согласований, как видно, она не требовала. Это и показали проверки местных поверяющих священников "ничего не выявивших..." Пока, через 160 лет за дело проверки не взялся прямой потомок... Мои предки были сильными и щедрыми, я горжусь ими! Да, кстати, священник Панкратий Кондрацкий мне по нраву P.S. если и этого мало, виноват, больше метрик показано не будет. честь имею
 | | |
ygv Санкт-Петербург Сообщений: 12283 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9366 | Наверх ##
21 февраля 16:38 21 февраля 18:11 webbrave написал: [q] familyroots написал:
[q] что Северин погребен по католическому обряду (перед моими глазами метрическая запись католического костела, сделанная по всем правилам) и в православие он не переходил.
[/q]
У меня есть родственник, который был вначале крещен по католическому обряду (причем аж во Франции, где семья была в эмиграции после восстания 1863 года), в 20 лет, после возвращения в Россию, перешел в православие, почти всю жизнь прожил православным, потом вернулся в католичество и погребен был как католик (и все его дети тоже перешли в католичество, хотя были православными). Не утверждаю, что это ваш случай, но я бы его сходу не отвергал. Все-таки это действительно нарушение и не очень понятна выгода священника от нее - разве что он был не очень сведущ и "все так делали и ничего не было". Более того, возможна и ошибка при записи - по другой ветке у меня прапрабабушка всю жизнь прожила католичкой, при этом в записи о рождении прадеда в 1906 (и только в ней!) указано, что они с мужем "оба православные". При рождении детей в 1903 и 1911 годах она католичка, а муж - православный. Так что не стоит никогда абсолютизировать то, что видите в записях - вариант ошибки даже в самых казалось бы очевидных случаях не нулевой.
[/q]
Православные священники при регистрации далеко не всегда требовали справку о вероисповедании у инославных. Моя прабабушка в православных МК Тулы была записана, то католичкой,то евангелисткой…Один раз-православной…И так повторялось неск. раз… --- Вилины,Кармаковы-Петербург,Ярославская губ.,Москва
Боженовы,Ахматовы-Тула,Москва,Петербург.
Маркус,Макогон-Донбасс,Молдавия | | Лайк (1) |
Czernichowski Екатеринбург Сообщений: 3754 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2520
| Наверх ##
21 февраля 19:49 webbraveЯ могу подтвердить, что и в моем архиве есть метрики, где восприемники с большой вероятностью католики (васильковский уезд). Мне кажется стоит учесть время и место. На украинских землях бывшей Речи Посполитой борьба католицизма с православием проявлялась весьма остро, и приобретала своеобразные формы. Особую роль играла униатская церковь, до присоединения к империи имевшая здесь максимально большое количество приходов. А после ее ликвидации, и передачи всех приходов православным властям, куда девался причт? Все ушли в католичество? А кто их там ждал-то, в оставшихся католических приходах? Я думаю, что жить-то надо, потому большинство униатских священников приняли православие и продолжали служить там же. А о чем при этом думали про себя, это большой вопрос. Вы обратили внимание, сколько православных священников в тех краях в 19 веке носили польские фамилии? Что далеко ходить, familyroots привел метрику, там священник Кондрацкий, дьякон Охримович, пономарь Делимарский, ничего не настораживает? Скорее всего они бывшие униаты (считай на 90% католики), так может быть, католики-восприемники в таких приходах это что-то типа "фиги в кармане" православным властям? Ни на чем не настаиваю, это просто предположение из разряда "теории заговоров" | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6354 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3449 | Наверх ##
21 февраля 21:40 21 февраля 22:05 Czernichowski написал: [q] Все ушли в католичество?[/q]
Думаю именно в католичество не ушел ни один.  Или единицы. Есть у меня один случай униатского, а затем православного священника из Подольской губернии, старший сын которого стал католическим священником в конце 18 века, средний сын стал имперским чиновником, городничим в Проскурове (мой прямой предок), а младший сын стал православным священником, как и отец. Что характерно - все поляки, подольская шляхта. Czernichowski написал: [q] потому большинство униатских священников приняли православие и продолжали служить там же.[/q]
Не совсем так. Где-то служили там же, где-то давали другие приходы, где-то отправляли за штат. Были и редкие случаи особо принципиальных, которые оставались униатами, но их было исчезающе мало. Тут еще важно подчеркнуть, что подавляющая часть униатского духовенства этих мест были униатами в первом, максимум во втором поколении. А кто-то еще успел побегать из православных в униаты и обратно. Так что легкая, мягко скажем, "адаптивность" местного духовенства - его отличительная особенность. Если мы говорим о Васильковском и соседних уездах, то массовое обращение в униатство там произошло только в 1730-е и, во многом, носило формальный характер - местных православных священников в обязательно-принудительном порядке заставили сделать "презенты" местным властям и они были переутверждены на тех же приходах уже униатами. При этом в визитах 1740-1750х постоянные жалобы, что священники тайно и не очень тайно сочувствуют православию. Уже в 1768 году и последующие несколько лет произошел не менее массовый переход обратно в православие, сотнями приходов со всем причтом и всеми жителями. Правда уже во второй половине 1770х всех этих священников либо обратили обратно в униатство, либо согнали с приходов. Кого-то убили или покалечили. В фондах Переяславско-Бориспольской духовной консистории сохранились десятки дел священников-изгнанников, которые просили выделить им приходы где-то в России. Как правило им что-то давали в Екатеринославской или Херсонской епархии, кого-то отправляли в Полтаву или Киев. Часть из них, кто дожил до раздела Польши, потом вернулись на свои бывшие приходы и кому-то даже удалось их получить обратно, как например Белоцерковскому протопопу Василию Зражевскому. Czernichowski написал: [q] А о чем при этом думали про себя, это большой вопрос.[/q]
Думаю в большинстве своем были конформистами. То, что униатство не успело пустить глубокие корни там - факт. Свидетельств массового недовольства возвращения православия тоже не встречал в этих местах. К бывшим униатам относились более чем терпимо, подавляющее большинство без особых проблем приняли в лоно православной церкви. Так что особых причин быть недовольными православной церковью у них не было. Czernichowski написал: [q] Вы обратили внимание, сколько православных священников в тех краях в 19 веке носили польские фамилии?[/q]
Значительное число священников были из шляхты, даже еще в первой половине 19 века многие из них с гордостью на польский манер писали свои фамилии с гербами - Рогаля-Скульский, Юноша-Шараевский и пр. У меня таких полдерева - все эти Матушевичи/Матушевские, Суходольские, Тымкевичи, Локаржевские, Петрушевские, Карашевичи, Кислицкие, Ружицкие и многие другие. У многих из них были двоюродные или родные братья, которые в начале 19 века подтверждали дворянство. Другое дело, что польские фамилии не значит "поляки". Более того, по многим фамилиям четко видно как малороссийские, "неблагородно" звучащие прозвища/отчества из начала-середины 18 века обрастали длинными окончаниями и красивыми гербами-приставками. Петрушевские - это бывшие Петрусенко. Шараевские - Шараи или Шараенко. Ерофеевы писались Ерофеенко или Ерофтеенко, но от простонародной -ко быстро избавились. Czernichowski написал: [q] Скорее всего они бывшие униаты (считай на 90% католики), так может быть, католики-восприемники в таких приходах это что-то типа "фиги в кармане" православным властям?[/q]
Бывшие униаты там на конец 18 века практически все. Кроме незначительного числа (может пары десятков, а то и меньше) тех, кто был рукоположен в 1768-1775, были изгнан униатами с прихода и потом, через 20 лет вернулся, когда эти земли отошли к Российской империи. Ну и тех, кто служил непосредственно в Киеве и Василькове, которые были под Россией с 17 века. Были ли ли там те, кто были не очень лояльны России и Русской православной церкви? Конечно. Другое дело, что вряд ли бы они свое недовольство проявляли через католиков-восприемников. Все-таки исторически к католикам (т.е., читай, к полякам) там относились неважно. Мой предок, священник-униат местечка Романовка Сквирского уезда Илья Суходольский, в 1790 году, еще при поляках, попал под суд за то, что в "Отче наш" вместо "но избави нас от лукавого", говорил "но избави нас от ляхов и жидов". Подозреваю, что он не один там такой человеколюбец был. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (5) |
Maksutova_Msuperbia et praeiudicium  Санкт Петербург Сообщений: 235 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 200 | Наверх ##
24 февраля 13:54 24 февраля 13:54 ИнокКент написал: [q] Это село Первитино Тверского уезда, ИВ Троицкой церкви.
.[/q]
Можете ли дать ссылку на ИВ это Церкви ? | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9573 | Наверх ##
24 февраля 15:06 Maksutova_M написал: [q] ИнокКент написал:
[q] Это село Первитино Тверского уезда, ИВ Троицкой церкви.
[/q]
Можете ли дать ссылку на ИВ это Церкви ?[/q]
Так это не я писал! Это Karel_Bel! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 200 | Наверх ##
9 марта 12:18 9 марта 12:19 продолжаю знакомить аудиторию с любопытными, весьма не часто встречающимися случаями проведения обрядов крещения. на сей раз знакомлю вас с ситуацией, где была исправлена очевидная ошибка крещения детей в римо-католицизм, в то время как один из супругов-родителей состоял в православном вероисповедании. пример 1892 года, наглядно иллюстрирует очевидную борьбу конфессий за прихожан, в то время. https://www.familysearch.org/a...mp;lang=ruсм. снимок 45 и несколько снимков ранее место событий - все таже деревенька Гута-Генриховка, в которой, напомню, уже случались чудеса: там, сперва 03.03.1891 родилась Ирина, а через 31 неделю 25.10.1891 родился Косьма (который выжил) (подробнее см. сообщение в данной теме от 05 февраля 2025 года)
выходит, что местный причт внимательно следил за исполнением своих обязательств, а находя ошибки, НЕ ОПАСАЯСЬ, немедля их поправлял. это, еще раз, правда косвенно, подтверждает, что случай с родившимся спустя 31 неделю после зачатия КОСЬМОЙ - подлинный, а дата рождения его родной сестры ИРИНЫ, (с которой и начинался отчет 31 недели) была указана священником корректно (а не как утверждали специалисты темы с неверной датой - мол, она раньше родилась... "и даже на несколько месяцев"). поправить ошибку (как показано на примере выше, местные священники могли легко), однако это, ни в течении нескольких ближайших лет, ни в течении 136 последующих лет сделано НЕ БЫЛО. ПОСКОЛЬКУ ОШИБКИ ТО САМОЙ И НЕ БЫЛО. КОСЬМА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РОДИЛСЯ через 31 неделю (7-месячным) и выжил! волынская губерния, овручский уезд, деревня Гута-Генриховка (православный приход села Каленских)familyroots | | Лайк (1) |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси