Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Алешанский уезд (Алешанская волость)

Образован в 1647 г., с 1708 г. - в Киевской губ., с 1727 г. - в Белгородской губ, с 1779 г. - как Ахтырский уезд в Слободско-Украинской губ., с 1781 г. - Харьковского нам., с 1797 г. - Лебединский уезд.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 13 14 15 16 17 * 18 19 20 21 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, Yaroslav_Don
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5283
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7628
16.03.2022 г. бывшим модератором раздела "Украина, условно Восток" Виталием Сосницким (Vitaly), были удалены темы "Алешня/Олешня - однодворческая слобода" и "Алешня/Олешня - черкасская слобода". Данная тема - восстановление утраченных материалов.

КАРТА

Указатель населенных пунктов уезда (1719 г. и др.):

А
г. Алешня и уезд (раздача жалованья 1659 г.);
г. Алешня и уезд (росписной, декабрь 1652 г.);
г. Алешня и уезд (отдельная поместий 1652/53 гг.);
г. Алешня и уезд (сыскная десятня, июнь 1653 г.);
г. Алешня и уезд (смотренной около 1653 г.);
г. Алешня и уезд (сметная книга 1672 г.);
г. Алешня и уезд (сметная книга 1676 г.);
г. Алешня и уезд (разборная 1679 г.);
г. Алешня и уезд (росписной список 1679 г.);
г. Алешня и уезд (сказки 1697 г.);
г. Алешня и уезд (высыльная книга 1699 г.);
г. Алешня и уезд (сказки 1700 г.);
г. Алешня (ландратская перепись 1718 г.);
г. Алешня (ревизия 1719 г.);
слоб. Алешня (ИР Преображенская ц. 1870 г.);
слоб. Алешня (ИР Покровская ц. 1890 г.);
слоб. Алешня (ИР Преображенская ц. 1890 г.)

д. Артемовка (ревизия 1719 г.)

Б
д. Бабеевка (ревизия 1719 г.)
хут. Бардаков (ИР Преображенская ц. 1870 г.); хут. Бардаков (ИР Преображенская ц. 1890 г.)

В
с. Воздвиженское (ландратская перепись 1718 г.); с. Воздвиженское (ревизия 1719 г.)

Г
д. Горяйстовка (ландратская перепись 1718 г.); д. Горяйстовка (ревизия 1719 г.); д. Горяйстовка (ИР Преображенская ц. 1870 г.); д. Горяйстовка (ИР Покровская ц. 1890 г.)

Ж
с. Журавное (ландратская перепись 1718 г.); с. Журавное (ревизия 1719 г.)

З
д. Золотаревка (ревизия 1719 г.)

К
д. Комаровка (ИР Покровская ц. 1890 г.)

М
д. Мартиновка (ревизия 1719 г.)
д. Мащанка (ИР Покровская ц. 1890 г.)

Н
д. Новопостроенная (ревизия 1719 г.); д. Новопостроенная (ИР Преображенская ц. 1870 г.); д. Новопостроенная (ИР Преображенская ц. 1890 г.)

Р
хут. Разинков (ИР Преображенская ц. 1870 г.); хут. Разинков (ИР Преображенская ц. 1890 г.)
хут. Роспопин (ИР Преображенская ц. 1870 г.)

Метрические книги:
cлоб. Алешня, Преображения Господня ц-вь. (1769 г.)
cлоб. Алешня, Преображения Господня ц-вь. (1770 г.)
cлоб. Алешня, Преображения Господня ц-вь. (1771 г.)
cлоб. Алешня, Преображения Господня ц-вь. (1775 г.)
cлоб. Алешня, Преображения Господня ц-вь. (1778 г.)
cлоб. Алешня, Преображения Господня ц-вь. (1779 г.)

Исповедные росписи:
cлоб. Алешня, Преображения Господня ц-вь. (1870 г.)
cлоб. Алешня, Преображения Господня ц-вь. (1890 г.)
cлоб. Алешня, Покрова Богородицы ц-вь. (1890 г.)

Указатель дел Фонда 210 (XVII в.):

Опись 7а
д.17 (7206 г.) (март) Разборная книга по г. Олешне
д.56 (7207 г.) Высыльная книга "алешанцев в кормщики и гребцы с Воронежа на стругах до Азова"

Опись 9
д.329 (7170 г.) устройство сожженной воинскими людьми соборной Преображенской церкви

Опись 12
д.191 (7156 г.) притеснение воеводой олешенских сведенцов, приезжающих в Рыльск за семьями и для хлебной покупки
д.205 (7184 г.) челобитная всем городом об оставлении воеводы А.И. Толмачова по прежнему
д.271 (7165 г.) розыск Матвея Байбирина, подделавшаго и принесшаго в Печатный приказ грамоту о запрещении вьезда в отданныя ему на оброк угодья, отписка на государя угодий, находящихся во владении Байбирина и Каменновскаго Преображенскаго попа Михаила
д.279 (7157 г.) поселение на вечное житье детей боярских, стрельцов и казаков разных городов; (7157 г.) государево дело; (7157 г.) назначение воеводы;
д.298 (7159 г.) вести о приходе на Олешню черкас, возвращение в Литву черкас, выдачи которых требовал зинковский полковник
д.322 (7156 г.) наказ воеводе Р.Н. Барятинскому;
д.362 (7156 г.) перевод стародубских казаков из Карачева по их челобитью;
д.363 (1702 г.) невозможность отправить солдат, детей боярских и пушкарей к записи в Валуйку вследствие того, что все они находятся на караулах в Ахтырке, возвращение в Олешню черкас, уходивших в голодные годы, насильственная запись возвратившихся черкас полковым писарем в казаки
д.370 (7167 г.) выдача денежнаго и хлебнаго жалованья служилым людям "для их бедности и разоренья"
д.384 (7164 г.) прием города воеводой (Шамординым); (7164 г.) приготовления к осадному времени, роспись служилых людей оставленных для осады и назначенных в полки; (7164 г.) неявка и уход со службы очередных курчан, высылка их из Курска
д.404 (7165 г.) челобитная всем городом о починке острога, указ из Разряда
д.405 (7162 г.) поверстание поместным и денежным окладом казаков; (7162-63 г.) отказ рылян-детей боярских стоять на стороже около города; (7164 г.) дача жалованья подьячему; (7163 г.) челобитье детей боярских и казаков на воевода "в налогах и тесненье"; (7163 г.) устройство на р. Олешне мельницы Покровским попом
д.411 (7196 г.) челобитье полковника Ив. Перекрестова об отдаче ему в поместье земли, которой владеют сверх дач олешенцы-дети боярския
д.440 (7169 г.) набеги татар и черкас; (7169 г.) дача жалованья черкасам; (7169 г.) бой с черкасами и татарами
д.471 (7170 г.) документы касающиеся назначения воевод в Олешню (Пересветова); (7172 г.) документы касающиеся назначения воевод в Олешню (Офросимова); (7174 г.) документы касающиеся назначения воевод в Олешню (Бочечкарова)
д.480 (7167 г.) взыскание с атамана Гавр. Рогульченка денег за взятую им лошадь черкашенина Гавр. Володарского; (7167 г.) перепись черкас, поселившихся на р. Боровле; (7167 г.) дача жалованья черкасам; (7167 г.) поселение на вечное житье камышинских черкас; (7167 г.) челобитная черкашенина Наумки Яковлева сына Ламаки о даче жалованья за уберегание города и пленение татарина;
д.541 (7170 г.) наказ воеводе Филиппу Силичу Пересветову
д.598 (7167 г.) челобитная попа Покровской церкви о разоренье во время прихода гетмана Ивана Выговского
д.652 (7178 г.) посылка из Москвы кадила, новых риз, вина и ладона в соборную церковь Преображения Господня и пожалование попу этой церкви Тимофею Анофриеву сукна на однорядку; (7178 г.) челобитная олешенцев всем городом о даче оружия и зелья к нему, указ о присылке из Белгорода; (7178 г.) спорное дело о мельнице на р. Олешне; (7178 г.) объявление служилым людям указа о высылке их в Белгородский полк
д.662 (7177 г.) дача очной ставки олешенцам Василию Подлиневу с товарищи и олешенскому подьячему Василию Яковлеву вследствие челобитья первых на неправильное внесенеи в списки их поместных и денежных окладов; (7177 г.) челобитье олешенца сына боярскаго Фотия Вытесова на притеснения и поборы от приказнаго человека Афанасия Бочечкарова при сыске Вытесовым своих работных людей; (7177 г.) отпуск в Москву челобитчиков от олешенцев о жалованье ради разоренья их от черкас и об освобождении их от сбора четвериковаго хлеба
д.700 (ок.7182 г.) челобитье соборнаго Преображенскаго попа Ивана Тимофеева о справке за ним и за причтом церковных дворовых и огородных мест и полевой земли с покосами и угодьями; (7184 г.) сыск про спорные сенные покосы и пасеку между Преображенским попом Иоанном и сыном боярским Фед. Звягиным; (7183 г.) челобитье олешенских детей боярских о земле пушкарей
д.730 (7183 г.) челобитная и назначение подьячего Василия Геранина
д.774 (7185 г.) назначение воеводы
д.783 (7180 г.) челобитье на воеводство, выписка, следственное дело А.И. Толмачова
д.804 (7183 г.) челобитная М.И. Кабанова на воеводство, городавая челобитная жителей об оставлении А.И. Толмачова еще на 1 год, решение Разряда
д.829 (7181 г.) прием города воеводой А.И. Толмачовым у Ф.К. Неболсина; (7183 г.) росписной список воевод М.И. Кабанова и А.И. Толмачова (подан Кабановым в Москве)
д.830 (7184 г.) грабеж
д.842 (7185 г.) челобитная А.С. Уколова на воеводство в Олешню, выписка в Разряде
д.846 (7183 г.) земельный спор
д.1021 (7191 г.) оставление воеводой попрежнему Давыда Борковскаго по челобитью служилых всяких чинов людей, смерть воеводы Д. Борковскаго
д.1064 (7199 г.) документы о служилых людях; (7194 г.) запрещение писцу Гавриле Новосильцеву без грамот из приказа Малыя России писать к гетману Ивану Самойловичу и к старшине малороссийских городов о высылке к нему на олешенскую землю старожилов
д.1166 (7190 г.) прием города воеводой Д. Борковским
д.1175 (7193 г.) челобитная П.Ф. Шакловитого на воеводство в Олешню, выписка в Разряде
д.1199 (7194 г.) присылка писцов Гав. Новосильцева и подьячаго Павл. Барыбина для "письма" поместий и вотчин и размежевания олешенскаго уезда с соседними уездами, сношения писцов с гетманом по поводу размежевания уезда с Гадяцким полком, наказание писцов за самовольную переписку с малороссийскими старшинами, продажа детьми боярскими поместий бывшему гадяцкому полковнику Мих. Васильеву после объявления указа о "писцовом деле", указ писцам о прекращении писцоваго дела и возвращении в Москву
д.1224 (7203 г.) распря между олешенцами-русскими людьми и казаками олешенской сотни по поводу предоставления этим последним права курить вино и торговать безпошлино
д.1239 (7196 г.) дозволение обращения и приема в казну медных чехов севскаго дела; (7196 г.) злоупотребления подьячаго
д.1254 (7191 г.) смерть воеводы Борковского, челобитье всем городом о назначении воеводой Исакова; (7191 г.) челобитье Новосильцева о воеводстве
д.1256 (7196 г.) опасная грамота, объявление жителям жить с береженьем; (7196 г.) сбор сена; (7196 г.) объявление алешанцам быть готовыми к походу; (7196 г.) высылка алешанцев ратных людей в Хотмыжск в полк воеводы А.И. Хитрово
д.1294 (7197 г.) городовая челобитная об оставлении П.Ф. Шакловитого воеводой на 3-й год
д.1306 (7199 г.) документы о служилых людях
д.1338 (7199 г.) челобитье Кирьяна Горяйстова с товарищи об освобождении добровольно живущих за ними в крестьянстве заднепровских черкас от всяких податей
д.1395 (7202 г.) нанесение побоев воеводой Ив. Самойл. Барсуковым Троицкому попу Анфиму, притеснение от воеводы жителям
д.1526 (7197) сыск по делу об ограблении стрельца, везшаго с почтоваго стана из Боровли почтовыя письма, посланныя из Москвы в полк кн. В.В. Голицына
д.1529 (7198 г.) городовая челобитная об оставлении В.Ф. Пересветова воеводой еще на 1 год; (7199 г.) челобитья соискателей на воеводство г. Олешни, указ быть воеводой Г.М. Сацыпорову
д.1690 (7192 г.) присылка риз, икон и церковной утвари в новопостроенную церковь Покрова Богородицы
д.1881 (1702 г.) Дело по обвинению олешенскаго атамана И. Черкасова олешенским приказным человеком Андр. Авдеевым в нападении на его винныцу и убийстве его человека
д.1903 (7176 г.) лист Брюховецкаго к сотнику олешенскому

Опись 13
д.163 (7154 г.) отпуск в Москву беломестнаго атаман Владимира, по прозванию Вострая Игла, для челобитья о коне, отнятом у него державцем порубежнаго литовскаго города Олешни
д.380 (7176 г.) челобитье всем городом на разорение от изменников-черкас и присылке ратных людей
д.562 (7154 г.) высылка в Москву из Вольнаго переехавшаго из Олешни на государево имя литвина Мих. Яковлева, допрос его в Разряде и выговор вольновскому воеводе за прием "такого обычнаго литвина"
д.571 (7156 г.) отписка воеводы Р.Н. Барятинского и роспись лесов около порубежных городов Олешни и Ахтырска

Опись 14
д.60 назначение в 196 году сына боярскаго Богдана Мартын. Лукьянова попрежнему сотенным головой после счета его в денежных сборах в бытность его головой в таможне и на кружечном дворе, куда он был "выбран по неволе"
д.147 (7161 г.) Документы о служилых людях «новых» украинных городов: 64-73+285-286 (об олешенцах)
д.179 (7163 г.) челобитье олешенцев-дворян и детей боярских, рыльских сведенцов, на то, что их по ложному челобитью олешенских казаков, карачевских сведенцов, заставляют нести караульную службу

группа ВКонтакте:
https://vk.com/club212166108

"Ренегаты" (украинствующие, предатели своих предков-однодворцев, открестившиеся от русских дедов-прадедов):

Прикрепленный файл: Алешня-1719.JPG
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.08.2024 г.):
https://disk.yandex.ru/i/Witg3H9IGOnlDA
Лайк (1)
shekhol
Воеводы г. Олешни.

Согласно книги воеводы г.Олешни:
Шеховцов П(арфен Иванов сын) - в 1700 году.
Горбачев Иван - 1696,1698 гг
voevoda_g.oleshni_p.shehovcov_1700g_.png

Согласно википедии в этот 1700 год - Авдеев и Горбачев.

Что не так и где?
shekhol
В1702 году - воевода г. Олешни Авдеев Андрей Антипович
В 1703 году - снова воевода г. Олешни Шеховцов Парфон.(Иванович)
voevoda_g.oleshni_p.shehovcov_1703g.png
//Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции Кн. 10. 1896
shekhol
<<Как известно, стрельцы и казаки, служившие в городах и полках, далеко не всегда представляли надежный элемент по отношению к своей службе, вследствие чего они всегда находились под начальством дворян или детей боярских. Еще более можно было ожидать враждебных действий со стороны стрельцов и казаков в том случае, когда их заставляли нести службу против их желания. В этом отношении замечательно событие, которое случилось в Курске в июле 1648 года325. В это время Курским стрелецким и казачьим головою был Константин Теглев. Ему Царским указом было предписано: «тех Курских стрельцов и казаков, которые преж сего разбежались и живут за монастыри и за попы и за дворы и за детьми боярскими в вотчинах и в поместьях во крестьянах, свесть в Курск в стрельцы и казаки по прежнему». Дело в том, что бежавшие из Курска от службы стрельцы и казаки самовольно записались в крестьяне и в качестве таковых пользовались теми удобствами жизни, каких не могли иметь в тревожной и тяжелой военно-походной или военно-осадной службе. Теглев принял против них принудительные меры и, разыскав некоторую часть бежавших из Курска стрельцов и казаков, возвратил их к исполнению прежних обязанностей. Они несли их, но в то же время глухо волновались и затевали бунт, который и разыгрался 5-го июля.

Интересные сведений о бунте части стрельцов и казаков мы находим в отписке в Разряд тогдашнего Курского воеводы Федора Лодыженского.

«Июля 5-го дня, – писал он, – пришли ко мне, холопу твоему, Государь, в съезжую избу человек с 50 и больше монастырских крестьян, и те мужики326 учали кричать и к съезжей избе приступали многое время, и я, видя то, что от них нельзя избавиться, а оборониться не с кем, велел бить в колокол для того, чтобы сошлись всякие люди и пришли ко мне в съезжую избу, чтобы не дать убить головы Константина Теглева, но мужики старые не пошли327. Я холоп твой, Государь, заперся в съезжей избе с протопопом, попами и осадным головою, с подьячими, и говорил им сказать, чтобы мужики голову Теглева не убили, но они не послушали, дважды ломали дверь в избу, вытащили Теглева и убили, а я убежал в Воскресенскую Соборную церковь, а мужики разграбили все животы Теглева. А унять мне мужиков было не с кем: дети боярские разъехались на сенокос, и мужики приходили ко мне холопу твоему, Государь, июля в 6-й день на дворишка мой и грозили мне смертию».

Но 7-го июля в Курск, бросив свои хозяйственные дела, явились дети боярские, и в городе, посаде и слободах наступило полное спокойствие. Дети боярские немедленно заняли караулы на башнях, воротах и стенах города, и зачинщики бунта воеводою были схвачены и посажены в тюрьму.

Когда донесение Федора Лодыженского было получено в Москве, то Правительство очень серьезно взглянуло на небывалое дотоле в Курске событие, и в Курск немедленно был послан стольник Василий Васильевич Бутурлин и с ним отряд в полтораста человек Московских стрельцов. В данном ему из Разряда наказе было, между прочим, сказано: «Ехать ему Бутурлину в Курск и послать с ним с Москвы Московской сотни стрельцов с сотником Яковом Кувязевым и другим сотником и Московских стрельцов 150 человек, и в станех и на дороге им не останавливаться и по списку их ему смотрити по-часту, чтобы стрельцы были с ними (то есть, с Бутурлиным и Кувязевым) в посылке сполна и берег бы стрельцов на-крепко, ехати вместе, чтоб они на дороге никого не били и не грабили и корму безденежно не имали. Приехав в Курск сотников и стрельцов поставити в посаде, во дворех». Бунтовщиков В.В. Бутурлину велено было спросить: «по чьему умышлению они скопом, заговором и гилем приходили к приказной избе и у приказной избы двери выбили и из избы взяли насильством голову Теглева и убили его до смерти и животы его пограбили и воеводе Федору Лодыженскому смертным убойством грозили?»

Пока происходили следствие и суд, Курские дворяне и дети боярские сочли своим долгом отозваться на печальное событие случившегося бунта и просить о высылке из Курска опасных для его спокойствия стрельцов. Особенное внимание они обратили на то обстоятельство, чтобы соответственным образом засвидетельствовать пред Государем Алексеем Михайловичем свои чувства и непоколебимую преданность Престолу и Отечеству. Эти чувства были выражены в челобитной Курских дворян и детей боярских, посланной Государю.

После описания в ней происшедшего бунта стрельцов, дворяне и дети боярские говорят следующее: «Мы холопи твои, Государь, в это время были разосланы на твою Государеву службу, на Олешню328, на городное на Хотмышское дело, для Литовского похода и по вестем и по сторожам, а достальные мы, холопи твои, Государь, отпущены были воеводою для нашей бедности по деревнишкам для сенокоса, а стрельцы и казаки, и пушкари были отпущены на покос же, а на караулах по воротам стояли новописные стрельцы, из крестьян Курского девичья монастыря и те заговорщики убили Теглева Константина. И ныне нам, холопям твоим, Государь, воевода Федор Лодыженской велел жить всем в городе, бояся от них329 убийства, а тех заводчиков330, пожалуй нас, милосердный Государь, вели из Курска вывести, чтобы нам от их воровства в конец не погинуть, а мы, холопи твои, дворяне и дети боярские и все служилые люди в их воровской завод не приставали, служили тебе, Государю, как отцу своему, Великому Государю, Царю и Великому Князю всеа Русии Самодержцу, на чем тебе, Государю, крест целовали. Царь, Государь, смилуйся, пожалуй!»

После этого отец убитого стрелецкого и казацкого головы Небогатый 331 Теглев и брат убитого Андрей Теглев подали Царю челобитье о сыске про убийство, розыск разграбленных животов Константина Теглева и роспись его имущества.

Заводчики из стрельцов и казаков после наказания были сосланы на службу в Валки. Но, конечно, всех причастных к бунту стрельцов и казаков вывести из Курска, при значительности их числа, было трудно. Это между прочим доказывается тем фактом, что уже через два года после убийства Курские казаки, сосланные в Валки и служившие там, представили Курскому воеводе «роспись убойцев и заводчиков» убийства Теглева, которые, как они писали, живут «в Курску по прежнему». >>

shekhol

Алешня - город
Город Алешня.

В 25 верстах от Лебедина и в 14 от Ахтырки.



В архиве алешинской Преображенской церкви сохранился список со строенной грамоты от 20 ноября 1649 года. Помещаем ее прежде всего.

«Лета 1758 ноября в 20 день по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси указу, стольник и воевода князь Роман Никитич Борятинский дал выпись с строенных книг соборному Преображенскому Алешенскому попу Феодору Борисову и диакону и всем церковным причетникам, на дворы и огородные и гуменные места и в поле на пашню и на степные покосы и на всякие угодья. Ниже городового моста, - подле реки Олешни, по левую сторону с огородом литовского строения попа Феодора Борисова, диакона Семена Иванова, по дворовому месту, пустых земель церковным причетником дьячку и пономарю и просфорнице. Смежна с сынами боярскими с Григорием Кузьминым, да с казаком Гаврилком Головачевым. Длина тем их дворовым местом по осьми сажень, поперек по шести сажень. За рекою Олешнею, ниже города от Олешни вверх по колодезю по Буймеру по левую сторону, от устья колодезя Буймера на гору по Олешне до устья крутого верха, с устья верха от реки от Олешни на гору прямо к лесу через большую Буймерскую дорогу; под лесом на дубу грань; от того дуба к реке Олешне на дубу грань же. К колодезю Буймеру церковная соборная земля пахотной пашни доброй земли, попу Феодору Борисову - двадцать четвертей в поле, да в дву по тому ж, диакону пятнадцать четвертей, дьячку и пономарю и просфирнице по осьми четвертей в поле, да в дву по тому ж. Степных покосов попу и диакону и всем церковным причетникам в тех же урочищах вверх по колодезю Буймеру по левой стороне и берег колодезя Буймера и реки Олешни против земляной дачи в полы. Да соборному ж попу Феодору и диакону и всем церковным причетникам для дровяного и хоромного леса и всякого угодья въезжать в большой Буймерский лес. Против церковной земляной соборной дачи, ниже города, подле речки Олеши, смежно с прудником с Иваном Миргородом под огороды и под гумянники порожние места попу и диакону и причетникам церковным; длину попу Феодору гумяннику двадцать сажень, поперек пятнадцать сажень; диакону двадцать же сажень, поперек пятнадцать сажень; дьячку и пономарю и просфирнице длины пятнадцать сажень, поперек по десяти сажень. И попу Феодору и диакону Семену и всем причетникам церковными дворами и усадебными пустыми местами и огородами и гумянники и пашнею и степокосные покосы и берегом и лесом и всякими угодьями, по сей выписи владеть. К сей выписи стольник и воевода князь Роман Никитич Борятинский печать и руку свою приложил».

На обороте столбца: “к сей выписи князь Роман Борятинский руку приложил”.

Сперва остановимся на словах грамоты, указывающих на поселение Алешни. Боярские дети - несомненный знак, что в 1649 г. в Алешне жили люди московской службы и московского происхождения. Но слова “ниже городового моста подле р. Олешни, по левую сторону с огородом литовского строения”, во всяком случае указывают на литовскую власть, на литовские распоряжения, предшествовавшие в Алешне московской власти. И точно, не далее, как за 4 года до 1649 г., Алешня была еще литовским городом. По отпискам Хотмыжского воеводы князя Белосельского в Белгород 8 января 1645 года Ольшанской - порубежный литовский городок - литовскими людьми выдерживает бой против татарской партии. По его же отписке от 28 января послан был нарочный “в Литовскую сторону в порубежный город Алешню для подлинного ведома о татарах, и января 27 от алешенского урядника Яна Козловского подан лист”. В начале мая “в Лосицкий острог из литовской стороны из Ольшанского городка” тот же урядник Ян Козловский опять прислал письменное известие о татарах. В июне тот же воевода князь Белосельский писал в Белгород: “июня 22 прибыл с вольной из литовской стороны казак Федька Гнилокоз и сказал, что “сказывал ему в литовском городке Алешне мещанин Ивашка, что князь Еремей Вишневецкий хочет идти войною под Путивль большим собраньем и хочет прийти изгоном, а с ним Вишневецким многие люди и в Новгороде Северском гайдуки в сборе”. А тот мещанин убоялся литовских людей, ему прозвища своего не сказал; а он де, Ивашка, подлинно ведает, что князю Вишневецкому идти под Путивль большим собраньем и взять Путивль изгоном и засесть. А межевые литовские судьи его Вишневецкого трижды ворочали, чтоб под Путивль не ходил. И он им сказал: “Хотя горлом орать, а на своем поставить, Путивль взять и засесть”. А сказывал тот мещанин ему Федьке, “помнячи православную христианскую веру, потому что он христианин, взять мал в полон; а слышал он про то у самих панов”. По отписке от 3 октября сотник лосицкого острога посылал казаков для вестей в Ольшанской и 2 октября узнали они от слуги державца Яна Козловского, что князь Вишневецкий с 15000 войска и с пушками отправился 30 сентября под Путивль и на возвратном пути оттуда намерен выгнать русских из Литовского острога. Таким образом, нет сомнения, что Ольшанской, Алешня, в 1645 году был литовским городом, и слова московской грамоты “огородь литовского строенья” - сами по себе не совсем ясные, при чугуевской переписке получают точный смысл, - означая городовое укрепление литовской постройки. В постановлении о границах 1647 года читаем: возвратить России “Городище Олешанское на речке Ольшане, а на нем два острога, с землями и с лесами, и с водами, и с мельницами, и со всякими угодьями”. Царскою грамотою от 2 июня 1652 года починить “в Олешне острог, - а башни перевесть из черкасского острожку”. Принимая после сего во внимание, что Алешня стоит на границе Полтавской губернии, или, что тоже, на границе поселения казаков левой стороны Днепра, не можем сомневаться, что Алешня литовская была населена казаками и державец Ян Козловский, представитель польской власти в Алешне, был такой же поляк, как и князь Вишневецкий - недостойный потомок равноапостольного Владимира. В уплату Вишневецкому за нападение его на Путивль Царь велел взять на себя Алешню с Бобриком и каменным пригородом. И Польша должна была уступить. Царь Алексей, для большей безопасности московской власти, прислал в Алешню и в Каменный боярских детей, которым за службу царю раздавались земли в округах Алешенском и Каменном. Естественно, что масса черкасов, как оставшихся после литовской власти, так и вновь прибывших в уезды Алешенский и Каменский, в последствии превозмогла здесь русское поселение, особенно когда многие алешанские боярские дети продали свои земли сперва полковнику Перекрестову, потом и другим, а затем разошлись, кто куда хотел.

Царь Алексей Михайлович построил для поселенных в Алешне боярских детей соборный Преображенский храм. Грамота 1649 года ясно говорит, что в этом году были уже священник и дьякон, но другие причетники еще не названы по имени. Видно также, что как состоящим на лицо священнику и дьякону, так и другим членам, только теперь отводится земля пахотная, сенокосная и огородная. Священник и дьякон имеют, как видно, дворовые места, но для дворовых мест прочим членам отводится земля дикая. Но все это относится только к московскому алешанскому собору: в литовское же время, без сомнения, был храм в Алешне еще прежде 1638 года.

Ныне существующая Преображенская церковь построена в 1780 году старанием священника Иосифа Бобина и избранных на то лиц от прихода. Ахтырское духовное Правление в 1776 году выдавало “книгу на постройку новой церкви пригородка Алешни соборной Преображенской” и именно на имя священника и “старост Осипа Роспопина и Семена Бакранева”.

Старанием того же священника Иосифа Бобина, который по наследству владел населенными землями, храм покрыт железом.

Древние книги храма: триоди постная и цветная М. п. 1707 года, поучения Кирилла Транквилиона печатанные в Уневской обители 1696 года, апостол Киевской печати 1722 года, Евангелие М. п. 1748 года.

Причт храма владеет 137 десятинами земли.

Другой храм в Алешне посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Первоначально он был основан черкасами. В Ахтырских крепостных актах к одной духовной записи 1706 года “Алешанский Покровский викарий поп Иван Федоров руку приложил”; в акте 1712 года “гор. Алешни Покровский поп Василий Петров” подписался “вместо алешанских казаков”; по акту 1715 года “я, поп Василий Петров,... долину свою сенокосную, а на долине распашное поле, которая долина зостает за рекою Грунькою, что прозывается Лавренева Медведка, - продалем сотникови алешанскому Степану Ефимовичу”.

В нынешнем Покровском храме имеются следующие древние книги: напрестольное евангелие издания м. 1717 года, апостол киевской печати1738 года, правильник в 4 д. К. п. 1731 года, осьмогласник Киевской печати 1739 года, служебник Киевской печати 1746 года. В Ахтырском духовном Правлении метрические книги Покровской Алешенской церкви начинаются с 1742 года.

Нынешний Покровский храм деревянный построен в 1771 году. При построении его более всех оказали усердие и заботливость протоиерей Евстафий Эннатский и староста Феодор Кузьменко.

В сем храме есть Рудинская икона Божьей Матери. Она писана на холсте, наклеенном на доску, рукою малорусского художника. Народная память относительно сей иконы говорит, что она принесена из Польской стороны, из местечка Браилова священником Петром Андреевым, удалившимся в Алешню от гонения униятского. В 1692 году Пётр Андреев, алешанский священник, известен по пожертвованию креста в Вольновский монастырь. Следовательно икона, принесенная в Алешню священником Петром, принесена сюда около 1692 года. Вдова протоиерея Эннатского Анастасия, по усердию своему, устроила на сию икону серебряную и вызлощенную ризу, в коей весу 3 фунта 10 золотников; икона и поныне находится без всякого повреждения живописи, и притекающие к ней с верою получают испрашиваемое верою.

Сын протоиерея Эннатского, священник Иоанн Эннатский оставил по себе память своею благочестивой жизнью и усердием к храму. В 1785 году он устроил на свой счёт напрестольный крест серебряный, потир и ризу.

Каждый год февраля 10 Алешанцы собираются на площади с крестным ходом их двух нынешних храмов своих. Здесь совершается панихида за убитых на сем самом месте во время осады шведов в 1709 году. Здесь была некогда Алешанская крепость, следы коей видны ещё поныне. Февраля 10 было днём осады и разорения крепости, а вместе днем славной смерти защитников её. Каждый согласится, что панихида Алешенцев – лучший памятник великому подвигу предков, лучшая дань благодарных сердец христолюбивым воинам, побитым на брани. Алешенская битва происходила на другой день, после городненского сражения, в котором шведы разбиты были на голову, и сам король едва не попал в плен. Без сомнения против Алешни действовали отряды 2 корпуса, оставленного Карлом у Ахтырки, чтобы обмануть Меньшикова на счет своих намерений. Сам король не мог из Городны на другой день поспеть в Алешню. Ригельман говорит, что после городненской битвы «король сжег многие места, сёла и деревни». По другим сведениям сожжены были: Опошня, Котельва, Алешня и несколько других мест. 1722 года января 1 дня Алешенец Григорий Михайлов Звятик, с ведома отца своего, закладывая своё поместье под г. Алешнею Алешенцу Савве Харитонову в обеспечение занятых в 1710 году денег, одного рубля, пишет: «в прошлом 1710 году занял я, Григорий, у него денег рубль, ради скудости своей и построения сожжённого нашего дома от разорения Шведского».

В недавнее время в Преображенском приходе жил крестьянин Яков Шабаев. В молодых летах вёл он жизнь очень укоризненную, был груб и дерзок, корыстолюбив и мало помнил о Боге. В старости же коснулась его сердца благодать Божья: он стал кроток и сострадателен. Пред кончиною своею он передал храму Божьему всё, что собрал во время скупости своей: пожертвовал евангелие ценою в 80 рублей серебром, накрест престольный в 38 рублей серебром, священническую ризу в 58 рублей серебром.

Прихожанин Покровского храма отставной солдат Пётр Месечко пожертвовал в церковь потир серебряный, в коем веса 2 фунта 87 золотников и евангелие с серебряной вызлощенной доской.

Холера похитила в Алешне в 1831 году 124 человека, в 1847 году 80 человек и в 1848 году до 220 человек.
Лайк (1)
shekhol
По межевой ведомомости 1786 года в Алешне показано 1166 муж., 1265 жен. Войсковых обывателей, при 5956 десятинах земли; в Преображенском приходе 789 душ муж., 622 жен. однодворцев, 66 муж., 61жен однодворческих крестьян и 47 муж., 40 жен. подданых черкасов, всего 902 души муж, 723 жен.; за однодворцами показывалось 996 десятин земли: так было вследствие того, что многие боярские дети алешенской службы продали свои участки панам и казакам и сами разошлись в разные стороны.

По ведомости 1719 года в городе Алешне показано 204 двора. Остаток давности – три ярмарки: июля 27, сентября 6 и декабря 4.

В 4 верстах от Алешни находится местечко Комаровка, чрез которое прежде шла большая дорога из Ахтырки в Лебедин. Здесь был Богородичный храм, при котором было прихожан в 1770 году 144 муж., 127 жен. пола, в 1790 270 муж, 244 жен., в 1800 году 226 муж., 227 жен. пола. Храм закрыт и прихожане причислены к Преображенской церкви города Алешни. Ещё был храм в Ландратовке, - храм Богородичный, при котором в 1770 году было прихожан 211 муж., 216 жен.


/Филарет (Д.Г. Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»/
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5283
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7628
«Первый священник Преображенской церкви Алешни»

Особый интерес представляет история первых лет существования прихода церкви Преображения Господня. Нам известна челобитная, которую подавал царю курский поп Федор Борисов 6 (16) февраля 7156 (1648) г. В результате царского решения Федор стал попом Соборной Преображенской церкви в Олешне. Непросто сложилась его дальнейшая судьба. Переписка Разряда, челобитные судного дела о попе Федоре сохранились в Столбцах приказного стола РГАДА Приведем эту любопытную историю.

Дело начинается челобитьем 21 июня 7158 (1650) г. от олешанского воеводы Ивана Бунакова, сменившего на этой должности князя Романа Никитича Барятинского. Воевода извещает царя, что 2 (12) июня в съезжую избу к нему явился сын боярский Иван Неудачин и донес («извещал») на Преображенского попа Федора Борисова. По доносу Ивана Неудачина, он обедал того же числа у Троицкого попа Исайя Савельева. На обед пришел и бывший в тот день в Олешне черкашенин из Куземина (Литвы), которого зовут Юркой («имени по отцу и прозвища» того Иван Неудачин не знает). В разговоре за обедом черкашенин Юрка рассказывал, что приезжал к ним в Литву, в город Куземин, поп олешанской Соборной Преображенской церкви Федор Борисов. Будучи в Куземине, «назывался он поп Федор родом царскова колена а потриарх де ему попу Федору близка свои». Далее воевода Иван Бунаков извещал царя, что после этого доноса он расспрашивал в съезжей избе порознь сына боярского Ивана Неудачина, Романа Мосалитинова, Троицкого попа Исайя и самого Преображенского попа Федора. Все расспросные речи были отосланы в Москву с сыном боярским Иваном Звягиным.

В деле есть и «расспросная речь» попа Федора, проведенная уже в Москве. В ней поп Федор говорит, что ему была дана на реке Буймере пустая мельница, которую он «устроил» (оборудовал и оснастил) в 7158 (1650) году. После Светлого Воскресенья (Пасхи) на четвертой неделе он поехал на Литовский рубеж «на скелку» в 20 верстах от Олешни на реке Ворскле для покупки мельничных жерновов. С попом Федором были два черкаса: один из литовского города Гадяча («Васка зовут Мелник»), второй - «Ивашка Богученка» (из литовского города Зинкова). Эти два черкаса пришли в Олешню на Святой неделе «кормится работою», как говорит о них поп Федор. Ваську из Гадяча поп Федор взял к себе на мельницу для работы, а Ивашка Богученко работал у него же за два рубля в год. Когда поп Федор и два его наемных работника приехали на место – наступила ночь. Они поехали в литовский город Куземин «по знакомству к попу Матфею», чтобы переночевать. Указанный поп Матфей приезжал в Олешню «кормится», как говорит о нем сам поп Федор. Тут, в Куземине, будучи у попа Матфея, черкас Юрка Бреус стал спрашивать попа Федора, как «государь сведает», если его, попа, убьют здесь? На что поп Федор ответил, что в Москве у него есть брат родной, тоже поп соборной церкви. Что брат узнает о пропаже попа Федора и начнет бить челом патриарху и царю о нем. А царь «пожалует его и покинуть не велит». Так рассказывает о деле в Литве сам поп Федор. Очень важным моментом в расспросной речи попа Федора является то, что третье лицо (возникшее уже в Куземине), Юрка Бреус, не пустил обратно в Олешню Васку Мелника с попом Федором. Вернулся из Литвы в Олешню поп Федор только с Ивашкой Богученко, которого, по словам попа Федора, из Олешни «велел выбить» (прогнать) воевода Василий Бунаков. О приезде в Олешню Юрки Бреуса поп Федор говорит следующее. Приехал в Олешню Юрка Бреус к Троицкому попу Исаю в Троицын день, привез с собой возовую бочку вина для продажи и, продав вино, уехал обратно в Литву. Поп Федор называет Юрку Бреуса изменником и указывает на то, что тот сбежал с Чугуева в Литву, и живущие в Московском государстве (в Усерде и Короче) черкасы знают его как изменника. В этой же расспросной речи мы находим и справку о том, что в большом соборе в Москве есть действительно поп Иосиф, который брат олешанскому попу Федору.

Известна и челобитная попа Федора, написанная царю во время следствия по его делу в Москве. В челобитной поп Федор в точности излагает все дело, как и в расспросной речи. Указывает поп Федор и на то, что Юрка Бреус специально быстро уехал из Олешни, чтобы не быть на очной ставке у воеводы Василия Бунакова. Говоря о Юрке Бреусе как об изменнике и беглеце из Чугуева, поп Федор указывает, что из-за «таких изменников на украине и в Литве многие чинится убой смертной и татба и налоги великоя и грабеж и в Литве назживаютца». Здесь же поп Федор указывает, что «сидит в Москве в казенке по извету белозерца сына боярского Ивана Лукьянова сына Неудачина три недели», а в это время его жена - попадья «живот свой мучит волочитца меж дворов на Олешне помирает галодною смертью». Особо интересна деталь, приоткрывающая некоторые аспекты данного извета на попа Федора. По его челобитной воевода Василий Бунаков отдал дворовые места Преображенской церкви (дьячка, пономаря, просвирницы) под огороды олешенским детям боярским: Федору Титову, Григорию Путивцу и Савелю Жарикову. Сенокосы по реке Буймеру воевода велит косить на себя, а «выписям из строельных книг» (сделанных при Юрии Барятинском) не верит. Отсюда напрашивается вывод о личной неприязни олешанского воеводы Василия Бунакова и Преображенского попа Федора. Эти отношения если и не были причиной отправки попа Федора в Москву для следствия, то явно подтолкнули воеводу к действиям против него. Заканчивает челобитную царю поп Федор прошением произвести над ним суд и отпустить его обратно в Олешню к соборной церкви.

В деле сохранилась и челобитная самого изветчика, сына боярского Ивана Неудачина, который был отослан в Москву воеводой вместе с попом Федором. В своей челобитной Иван Неудачин сообщает о себе, что взят в Москве на поруки и живет пятую неделю. Поскольку пора летняя, сын боярский просит скорее отпустить его обратно в Олешню, где работать за него некому из-за малолетства детей, а «жена помирает голодною смертию». Просит Иван Неудачин и царского жалованья, чтобы от службы не отбыть.

Нам известно решение царя по делу попа Федора, датированное 25 июля 7158 (1650) года. Решение было написано в виде «памяти» патриаршему боярину Василию Федоровичу Янову и дьяку Федору Торопову. За «непригожие слова» попа Федора было велено бить того шелепами и затем посадить на цепь сроком на неделю. После чего попа Федора велено освободить и «разгрешить» (простить) Дальнейшая судьба попа Федора нам неизвестна.

Во всем приведенном выше деле удивляет сразу несколько моментов. Во-первых, это та простота переходов на пограничных землях, с которой из Московского государства в Литву мог поехать «за жерновами для мельницы» поп Преображенской церкви в Олешне или черкас из Литы мог приехать продавать вино в Олешню. Во-вторых – суровость наказания, которое постигло попа Федора за сказанные для собственной защиты слова в литовском городе Куземине. Казалось бы, пустячные слова о том, что «он свой патриарху и царю», обернулись судом в Москве над попом Федором.

Прикрепленный файл: SAM_0800.JPG
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.08.2024 г.):
https://disk.yandex.ru/i/Witg3H9IGOnlDA
Лайк (2)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5283
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7628
РГАДА, Ф.210, Оп.12, д.1203 (7169/1661 г.) Документы, касающиеся выдачи жалованья служилым людям за полонное терпение и раны. -286л.

*Дело представляет собой челобитные, переписку Разряда с другими приказами, "прохожие грамоты" и т.д. В ряде случаев указаны подробности о службе, попадании в плен и выхода из плена. Преимущественно сражения под Чудновым 1660 г.

г. Алешня и уезд:

Костентинов/черкас; взят в полон под Олешней
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.08.2024 г.):
https://disk.yandex.ru/i/Witg3H9IGOnlDA
Лайк (1)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5283
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7628
РГАДА, Ф.210, Оп.12, д.1356 (7201/1692-93 гг.) I. Документы о служилых людях: 1-14, 53, 94-100 (назначение денежных окладов стрелецкому пятидесятнику полка стольн. Ив. Климент. Ушакова Дан. Алексееву и стрельцам), 114-115, 144-150, 180-183, 190-191, 192-199 (справка по требованию Поместнаго приказа о суде "по сделочной записи" между Аремиейм Яхонтовым и князьями Михаилом, Петром и Иваном Семеновичами Волконскими), 202, 220-234, 236-238, 242-245, 249-289, 342-367, 373-378, 384-389, 398-402, 407-410, 426-436, 439-445, 464-474, 481-484, 487-492, 495-498, 503-528, 559-577, 590-604, 621-638, 641-646. -653л.

*Дело представляет собой челобитные и внутреннюю переписку Разрядного приказа со столами и приказами. Указаны ФИО челобитчиков, в ряде случаев присутствуют сами челобитные с указанием причины обращения к царю, подробностями службы, полученных ранениях и т.д. Есть разрядные выписки (указан состав семей, братья, владение поместьями и приезды в полки).

г. Алешня и уезд:

Мишка Ларионов сын Лукянов/солдат

---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.08.2024 г.):
https://disk.yandex.ru/i/Witg3H9IGOnlDA
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5283
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7628
«Присяга казаков Алешни в 1762 году императрице Екатерине II и царевичу Павлу Петровичу»

В результате дворцового переворота 28 июня 1762 года женой был свергнут император Петр III. Власть перешла в руки Екатерины II при несовершеннолетнем царевиче сыне свергнутого императора Павле Петровиче. В Санкт-Петербурге прибывшей из Петергофа Екатерине II первыми присягнули гвардейские полки. Начались присяги на верность новой императрице по всей Российской Империи. Присяга казаков местечка Алешни Ахтырского Слободского полка состоялась 14 июля 1762 года в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. К присяге приводили: протоиерей Евстафий, священник Яков Брайловский, дьячок Тимофей Брайловский. В этот день присягнуло 425 алешанцев (1 отставной подпрапорный с 2 сыновьями, 1 хорунжий, 1 есаул, 23 казака, 134 казачьих свойственника, 265 казачьих подпомощников).

Текст присяги был следующим: «Аз нижеименованный обещаюсь и кленуся всемогущым Богом Пресвятым Его Еванегелием: в том что хощу и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, моеи всемилостивеишей великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне самодержице всероссийской и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА любезнейшему сыну Государю Царевичю и великому князю Павлу Петровичу законному всероссийскаго престола наследнику верно и нелицемерно служит и во всем повиноватця нещадя живота своего по доследней капле крови в чем Господь Бог мне душевно и телесно дапоможет в заключении сеи моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего аминь».

Благодаря подписанному клятвенному обещанию, мы можем узнать имена и фамилии наших верных императрице Екатерине II предков:

Бандирев (1 чел.), Барабаш (1 чел.), Бардаков (6 чел.), Безкровний (2 чел.), Боженко (4 чел.), Боиков (1 чел.), Бондар (1 чел.), Бондарев (9 чел.), Борисенко (7 чел.), Борисенков (1 чел.), Боровенский (2 чел.), Василенко (3 чел.), Вдовенко (1 чел.), Вдовиченко (2 чел.), Ведмедев (1 чел.), Видрин (2 чел.), Волков (1 чел.), Галка (1 чел.), Галкин (5 чел.), Галушка (3 чел.), Галушкин (2 чел.), Гаран (1 чел.), Гаранжин (6 чел.), Гаранжич (1 чел.), Гейков (9 чел.), Гиркин (3 чел.), Гладкий (2 чел.), Гливенко (1 чел.), Глушков (1 чел.), Гончар (6 чел.), Гончаренко (6 чел.), Горбанев (1 чел.), Гребенников (2 чел.), Грибов (1 чел.), Грицаев (1 чел.), Губин (1 чел.), Гуцев (1 чел.), Гущев (1 чел.), Дегтярев (10 чел.), Дедиков (4 чел.), Дривалев (1 чел.), Друбина (1 чел.), Евтухов (5 чел.), Ещенко (5 чел.), Ярмолин (1 чел.), Жабка (3 чел.), Загребелний (5 чел.), Зверок (3 чел.), Зеленский (2 чел.), Зосимов (3 чел.), Исаев (1 чел.), Калачников (2 чел.), Калков (2 чел.), Кардашевский (1 чел.), Карпенко (2 чел.), Кияшкин (4 чел.), Клачников (1 чел.), Ковал (3 чел.), Козарев (3 чел.), Колачников (2 чел.), Колесников (3 чел.), Комишанский (9 чел.), Кононов (1 чел.), Косогов (2 чел.), Коток (1 чел.), Крамаренко (8 чел.), Краснопол (1 чел.), Красулин (1 чел.), Кривогузов (3 чел.), Крикуха (1 чел.), Кузменко (4 чел.), Кузменков (1 чел.), Куликов (2 чел.), Куцев (1 чел.), Лебединец (2 чел.), Левченко (1 чел.), Легкий (3 чел.), Линнецкий (1 чел.), Линников (2 чел.), Лихманов (13 чел.), Лихоманов (1 чел.), Лихопекин (1 чел.), Макаренко (1 чел.), Макаренов (1 чел.), Мартишков (5 чел.), Медведев (2 чел.), Медев (1 чел.), Метеля (1 чел.), Мигуков (1 чел.), Мизинкин (4 чел.), Мизинченко (1 чел.), Мисечко (3 чел.), Михайленко (1 чел.), Михайлина (1 чел.), Мищенко (10 чел.), Мокрухин (2 чел.), Моцарев (3 чел.), Мураховский (2 чел.), Невалений (6 чел.), Нечаев (1 чел.), Овчар (3 чел.), Опалеев (2 чел.), Опалей (1 чел.), Оробец (3 чел.), Павленков (3 чел.), Павловский (2 чел.), Павук (1 чел.), Перепелица (3 чел.), Покотис (1 чел.), Полуиков (5 чел.), Помазанов (3 чел.), Понамарев (1 чел.), Порубаев (1 чел.), Постукало (2 чел.), Проценко (1 чел.), Проценков (1 чел.), Пушкаренко (2 чел.), Пыленко (1 чел.), Радков (3 чел.), Рахмаилов (1 чел.), Рибалка (2 чел.), Римар (2 чел.), Римарев (5 чел.), Романенко (2 чел.), Романков (6 чел.), Романов (1 чел.), Рохмаилов (1 чел.), Рубанов (8 чел.), Руденко (1 чел.), Савостян (3 чел.), Салков (1 чел.), Сапухин (1 чел.), Сахнов (1 чел.), Семегуков (11 чел.), Семигуков (3 чел.), Сердюков (4 чел.), Серыщев (1 чел.), Серюков (1 чел.), Скляренко (2 чел.),Сова (2 чел.), Старченко (1 чел.), Стевловской (1 чел.), Сулига (1 чел.), Сулигин (5 чел.), Сунев (2 чел.), Танцюра (1 чел.), Тащенко (2 чел.), Терещенко (3 чел.), Тертишников (1 чел.), Ткач (2 чел.), Трубаев (1 чел.), Хавренков (1 чел.), Хаменков (2 чел.), Хоменко (2 чел.), Чаика (1 чел.), Чалий (2 чел.), Чередниченко (1 чел.), Черемиченков (1 чел.), Черноткач (1 чел.), Шаповалов (2 чел.), Швецов (1 чел.), Шевцов (5 чел.), Шереметев (1 чел.), Шимков (1 чел.), Шкурутков (2 чел.), Шмаргуков (1 чел.), Шпаков (1 чел.), Шпанов (2 чел.), Шутка (1 чел.), Шымков (2 чел.), Щипка (1 чел.), Щупка (1 чел.), Ярмолин (5 чел.).

Будем помнить наших славных предков-казаков, верой и правдой служивших России.

Прикрепленный файл: _original.jpg
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.08.2024 г.):
https://disk.yandex.ru/i/Witg3H9IGOnlDA
Лайк (3)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5283
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7628
«Игнат Иванов сын Горбачев – воевода Алешни 16.04.1698 - 16.04.1700 гг.»

Назначение воевод в XVII веке происходило от имени царя Разрядным приказом, путём рассмотрения поступивших от «кандидатов» челобитных. Данные челобитные являются важным источником биографических данных назначаемых воевод. Благодаря кропотливому труду автора удалось выявить и собрать ряд подобных челобитных на воеводство в Алешню. Этим сообщением открывается новая рубрика «воеводы Алешни», посвященная воеводам города в XVII веке.
В феврале 7205 (1697) года на имя царя Петра Алексеевича подал челобитную очередной соискатель на должность воеводы города Алешни. Приведем полный текст этой челобитной.

«Великому Государю Царю и великому князю Петру Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя росии Самодержцу бьет челом холоп твой староосколец копейного Белогородцкого полку капейщик Игнашко Иванов сын Горбачев служу я холоп твой тебе великому Государю копейную службу многие годы и был на твоих великого Государя службах в полку боярина и воеводы Бориса Петровича Шереметева и был во многих походех в зимних и в летних и на Гуляй поли и на Берестовой речку как побили орду и в Кази Кирменом походе как взяли город Кизикермен и Товань и в тех походех был я холоп твой с приезду и до отпуску а родственники Государь мои дядья и братья служили тебе великому Государю многие годы по Ельцу городу и на тех твоих великого Государя многих службах родственники мои побиты и померли а за те мои холопа твоего многие службишки и за частые походы летние и зимние и за службы и за раны родственников моих я холоп твой твоим Государским жалованем против своей братьи не взыскан Милосердый Великий Государь Царь и великий князь Петр Алексеевич всеа велики и малыя и белыя росии Самодержец пожалуй меня холопа своего за многою мою службишку и родственников моих и за частые зимные и летние походы вели Государь мне быть на своей великого Государя службе на Олешне резанца на Иваново место Григорьева сына Логвинова великий Государь смилуйся»

В Разрядном приказе была сделана выписка. Согласно ей, на текущий 7205 (1697) год воеводой в Алешне был рязанец Иван Григорьев сын Логвенов, который вступил в должность 16 июня 7204 (1696) года. Срок воеводства Логвенова истекал 16 июня 7206 (1698) года. Согласно данных Разряда в Алешне насчитывалось 123 человека полковой службы и 198 человек городовой службы.

Челобитная была рассмотрена и 24 марта 7205 (1697) года от имени царя Петра Алексеевича последовал указ «…за ево службы велел ево отпустить на Олешню на Иваново место Логвенева и переменить ему ево Ивана по сроке как ему в том городе минет 2 года». Игнатий Иванович Горбачев благополучно дождался срока и прибыл в Алешню, где и принял город 16 апреля 7206 (1698) года. В Алешне Горбачев благополучно пробыл 2 года и был сменен 16 апреля 1700 года новым воеводой Андреем Антиповичем Авдеевым.
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.08.2024 г.):
https://disk.yandex.ru/i/Witg3H9IGOnlDA
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 13 14 15 16 17 * 18 19 20 21 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, Yaroslav_Don
Вверх ⇈