Пономарь и дьячок - в чем разница?
KitJagger Сообщений: 220 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 62
| Наверх ##
11 ноября 2022 15:02 AK-63 написал: [q] Статус личных почетных граждан имели все дети церковнослужителей, вышедшие из духовного звания (а дети священников в таком случае становились потомственными почетными гражданами), если Вы об этом.[/q]
Читаю, перечитываю. опять новый смысл. Если отец пономарь (действующий), сыну-сапожнику давали статус почетного гражданина. Так? И отец мог не имеет такового. Так? | | |
ozerskaya Калининград Сообщений: 3992 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3528 | Наверх ##
11 ноября 2022 18:58 KitJagger написал: [q] Читаю, перечитываю. опять новый смысл. Если отец пономарь (действующий), сыну-сапожнику давали статус почетного гражданина. Так? И отец мог не имеет такового. Так?[/q]
Отец- пономарь не мог быть почётным гражданином, т.к. он уже был церковнослужителем. А сын его потому и получил почётное гражданство, что был сыном церковнослужителя. "Почётное гражданство было двух родов: личное, распространявшееся только на данное лицо и его жену, и потомственное, принадлежавшее всем нисходящим членам семьи. Как то, так и другое приобреталось трояким способом: 1) по праву рождения или усыновления; 2) путем просьбы о причислении к почётному гражданству; 3) путем причисления по особым представлениям соответствующих министров. К почётному гражданству причислялись: 1. Некоторые разряды лиц по рождению: дети личных дворян; дети православных церковнослужителей, если последние окончили полный курс в академии или семинарии с известными степенями, дети лютеранских и реформатских проповедников; к личному: дети церковнослужителей, не подходящих под вышеуказанные условия, дети чинов высшего мусульманского закавказского духовенства, с 12 марта 1891 г. лица, усыновленные дворянами и потомственными почётными гражданами. Особые права и преимущества почётного гражданина заключались в свободе от рекрутской повинности, от подушного оклада, от телесного наказания, в праве именоваться во всех актах почётным гражданством, а также участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности и быть избираемыми в городские общественные должности." https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1103857 --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (6) |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7571 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4198 | Наверх ##
11 ноября 2022 20:17 KitJagger написал: [q] Читаю, перечитываю. опять новый смысл. Если отец пономарь (действующий), сыну-сапожнику давали статус почетного гражданина. Так? И отец мог не имеет такового. Так? [/q]
У вас путаница в терминах. Было 2 вида почетного гражданства. 1. Сословие. Было личное или потомственное К потомственным почетным гражданам принадлежали по рождению дети священнослужителей. К личным почетным гражданам - дети церковнослужителей. Т.е. вот прямо так: отец священник (сословие духовенство). Если его сын не останется в духовенстве, а выйдет из него, то и он, и его дети будут записаны почетными гражданами. Также почетное гражданство получали служащие чиновники в зависимости от чина (чины, находящиеся ниже чина, который давал право на дворянство). Сословие, естественно, у человека могло в определенный момент времени быть только одно, т.е. либо человкк почетный гражданин, либо священник, либо купец и т.д. 2. Звание. Звание почетного гражданина города присваивалось за особые заслуги перед городом, по ходатайству городской думы. Звание совмещалось с сословием, т.е. купец, много сделавший для города, получал звание почетного гражданина, при этом оставаясь купцом. В вашем случае речь о ситуации №1. Отец - пономарь. Его дети - пока не вырастут, пономарские дети. Достигнув совершеннолетия, они могут остаться в духовном сословии, стать церковнослужителями или даже священнослужителями ИЛИ выйти из духовного сословия, вести жизнь светскую. Тогда - автоматически - они станут личными почетными гражданами. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (6) |
KitJagger Сообщений: 220 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 62
| Наверх ##
11 ноября 2022 20:54 Позволю себе задать еще один вопрос.
"Пономарь Петр Антонов (в прежн. рев. 24) выбыл из положения в подушный оклад в 1810 г. у него дети..."
Как можно объяснить, что отец со средним сыном вышел из "духовных", при том что старший и младший (учится в семинарии) продолжают карьеру? Чем мог заняться отставной пономарь? С его коллегой понятно: "Дьячок Максим Иванов отослан за пороки в светское правительство в 1810 г. " | | |
ozerskaya Калининград Сообщений: 3992 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3528 | Наверх ##
11 ноября 2022 21:40 KitJagger написал: [q] "Пономарь Петр Антонов (в прежн. рев. 24) выбыл из положения в подушный оклад в 1810 г. у него дети..."
Как можно объяснить, что отец со средним сыном вышел из "духовных", при том что старший и младший (учится в семинарии) продолжают карьеру? Чем мог заняться отставной пономарь?[/q]
Мне кажется, что Вы неправильно читаете: пономарь не вышел из духовных, он так и был пономарем, а выбыл из положения в подушный оклад, и сын его вместе с ним выбыл, как сын уже не крестьянина или мещанина, кем был там пономарь раньше, а церковнослужителя. И оформилось это в 1810 году, перед ревизией. А до этого он так и числился по прежнему состоянию, хотя и был уже пономарем. Обложение подушной податью так и называлось - "положение в подушный оклад", т.е по современному обложение налогом. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
KitJagger Сообщений: 220 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 62
| Наверх ##
12 ноября 2022 14:08 >> Ответ на сообщение пользователя ozerskaya от 11 ноября 2022 21:40 Кем мог быть пономарь Петр Антонов, написанный в сказке священнослужителей за 1811 г., кроме как священнослужителем? В очередной сказке1815 г. записан только его старший сын, его дети и родная бабка: Пономарь Игнатий Петров – (22) 26 Его сын Иван – (вновьрожд) 3 Его жена Екатерина Григорьева – 26 Его дочь Прасковья – 1 У него у Игната бабка родная вдова, поподья Февронья Яковлева – 80 У него пономаря брат выбывшего пономаря Петра Антонова в подушный оклад прижитый в духовенстве сын Иван – (11) 15 обучается в Борисоглебском дьячковном училище за которым предоставлено выбывшего дьячка Василия Алексеева дьячковское место со срочным указом в 1813 году. Таким образом, это семья церковников уже по крайней мере в 3-х поколениях! Таким образом, как я понимаю, пономарь из церковников выбыл в подушный оклад (мещане, купцы и тд... ), т.е в налогооблагаемое сословие. Верно? | | |
ozerskaya Калининград Сообщений: 3992 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3528 | Наверх ##
12 ноября 2022 14:38 KitJagger написал: [q] Кем мог быть пономарь Петр Антонов, написанный в сказке священнослужителей за 1811 г., кроме как священнослужителем?[/q]
Пономарь не относится к священству, это всего лишь вспомогательное лицо в церкви, церковнослужитель, а не священнослужитель. А вот то, что бабка Игната Петрова попадья, указывает, что Петр Антонов, вероятно, был сыном священника. Но не выучился по каким-то причинам, и стал только пономарем. Вообще, в сказках должны были указывать, кто чей сын и из какого сословия. Или это только в клировых ведомостях, не знаю. Из ревизии 1815 года видно, что Петр Антонов действительно выбыл в подушной оклад. Какие были причины? Видимо, можно было лучше прокормиться какой-то деятельностью, хотя и с обложением подушным окладом, надо было сына устраивать - уступил место. Дальнейшую участь Петра Антонова, куда он выбыл, можно поискать в других документах, если таковые имеются, РС мещан и т.п., Исповедные ведомости и МК. Для прояснения происхождения всего рода, хорошо бы найти документы за время служения деда-священника. К сожалению, фамилии отсутствуют, что затрудняет прояснение ситуации. Для того, чтобы можно было понять, что происходило на самом деле, лучше выкладывать сразу все исходные данные. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4127 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 10832 | Наверх ##
12 ноября 2022 14:50 KitJagger написал: [q] Таким образом, как я понимаю, пономарь из церковников выбыл в подушный оклад (мещане, купцы и тд... ), т.е в налогооблагаемое сословие. Верно?[/q]
Мог выбыть по разбору и в крестьяне, и в мещане, и навряд ли далеко. См. РС 1815 г. крестьян (мещан) того селения, где он служил пономарем и, скорее всего, найдете его там. Причина м.б. - его нездоровье, из-за чего он не мог выполнять обязанности пономаря. --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (2) |
KitJagger Сообщений: 220 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 62
| Наверх ##
13 ноября 2022 10:27 corian55 написал: [q] KitJagger написал:
[q] Таким образом, как я понимаю, пономарь из церковников выбыл в подушный оклад (мещане, купцы и тд... ), т.е в налогооблагаемое сословие. Верно?
[/q]
Мог выбыть по разбору и в крестьяне, и в мещане, и навряд ли далеко. См. РС 1815 г. крестьян (мещан) того селения, где он служил пономарем и, скорее всего, найдете его там. Причина м.б. - его нездоровье, из-за чего он не мог выполнять обязанности пономаря.[/q]
Про нездоровье пишут. Крестьян надо посмотреть, благо что сохранилась. И почитать источники.... | | |
avust Сообщений: 853 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 660 | Наверх ##
26 ноября 2022 20:02 Здравствуйте! Не так давно обсуждали тему вторых браков пономарей и дьячков, с ними вроде всё понятно. Теперь меня интересует вопрос второго замужества вдов пономарей и дьячков, разрешалось ли им снова вступать в брак? Если да, то как часто такое встречалось на практике?
Пытаюсь отыскать следы своей родственницы (Самарская Епархия, 1850-е годы), вышедшей замуж в 19 лет за пономаря, а в 22 года оставшейся вдовой с двумя маленькими детьми на руках. Нашёл дело, где после смерти мужа она просит о переводе в Оренбургскую Епархию, без указания точного места. Вот думаю, могла ли она там снова вступить в брак... | | |
|