Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Белоярская Георгиевская церковь

Ачинский уезд (округ), с. Белоярское

← Назад    Вперед →
OlgaFromNaz

Красноярский край
Сообщений: 77
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 90
В Енисейских Епархиальных ведомостях упоминается Белоярская Георгиевская церковь в Ачинском округе и ее священнослужители. В ачинском архиве есть метрики Белоярской Пророко-Ильинской церкви.
Я не могу понять, что, в селе были 2 церкви в одно и то же время?
И где метрики Георгиевской церкви?
life35

life35

Тотьма - Санкт-Петербург
Сообщений: 155
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 466
OlgaFromNaz

История Белоярской церкви. Цифры и факты
09.06.2015 beluspenie1823

1699 год – донесено царю о завершении строительства острога и церкви», (ЦГАДА ф.1111, столб.143, л. 294-296).

1719 год — Описью Белоярской слободы подтверждается существование «рубленого города (острога) с деревянной церковью во имя Николая Чудотворца». (ГАСО ф.34 оп.1.Д.117. л.9-10). В 1810 году этот храм продан в Чернокоровское село за 100 рублей.

1792 год — построен второй храм деревянный (по другим данным – каменный, ГАПО ф.297 оп. 3. д 361. л.111.) во имя свт. Николая Чудотворца. В качестве самостоятельного просуществовал только 30 лет, а затем сделан приписным и в 1851г. был перевезен в Мезенку.

1822-23 годы — построен третий храм — каменный, 3-х престольный с главным приделом в честь Успения Божией Матери. Построен «иждивением прихожан» (ГАПО ф.297 оп. 3. Д.361 л.111).

1830 год — отгорожено забором кладбище, которое располагалось вокруг Храма со времени образования прихода (ГАПО ф.297 оп. 3. д. 361. л.113).

1830 год – господином подполковником Германом Адамовым передан в дар церкви кипарисовый крест, в который был врезан четырехугольный серебряный крест с частицами святых мощей Симеона Верхотурского, Архидиакона Стефана, Преподобного Макария, Германа Свияжского Чудотворца, Лаврентия Затворника (ГАПО ф.297 оп. 3. д. 361. л.111 об.).

1863 год — сгорела колокольня храма; прихожане, спасая церковное достояние, сделали значительные повреждения в храме, вследствие чего весь храм был обновлен и в 1866г. освящен вновь.

1880 годы — храм был вновь капитально отремонтирован, сделан новый иконостас мастером Кожевниковым А.П., стены украшены живописью, что стоило 8000 рублей.

1852 год — мастером Рукавишниковым Храм обнесен каменной оградой с железными (коваными) решетками с мраморными тумбами.

1922 год — изъяты революционными властями церковные и богослужебные принадлежности, 22 фунта 89 золотников серебра (9,3 кг.).

1929 год — в доме священника Николая Первушина произвели обыск, но ничего не нашли, кроме конспектов проповедей, написанных для произнесения с амвона церкви. 60-летнего священника взяли под стражу.

1932 год — Церковь по приказу передана в распоряжение райисполкома, а убранство – в доход государства. Здание храма использовалось как зерносклад.

1932 год — мраморные столбы разобраны и использованы для фундаментов частных домов, железо — на полевой стан, ограда – резные металлические решетки, в местных кузницах были перекованы на подковы для лошадей, а так же использованы в хозяйстве.

1932 год — взорвана колокольня, оставлена часть башни пожарной вышки и один колокол для пожарного оповещения.

1934 год – здание Храма переоборудовано в киноклуб, где из кирпича взорванной Алтарной части (пристроя) была отстроена кинобудка. Здесь же проводились вечера и местные танцы.

1947 год – восточная часть церкви — пристрой и Алтарь были полностью разрушены.

1963 год – сохранившаяся часть Храма занята типографией, в настоящее время – ГУП СО «Белоярская типография».

21июня 2010 год – в бывшем Храме проведен молебен Божией Матери.

http://bel-uspenie1823.cerkov....y-i-fakty/
---
Ищу Воробьевых, Ивиных, Дурневых, Архиповых, Мишуринских, Момотовых
родом из Тотемского уезда Вологодской губернии
Тотьма - город мореходов и землепроходцев.
"Тот город зеленый и тихий
Отрадно заброшен и глух..." Николай Рубцов
life35

life35

Тотьма - Санкт-Петербург
Сообщений: 155
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 466
OlgaFromNaz

Белоярская Георгиевская церковь

Церковь в селе Белоярском была открыта в 1859 году (в этом же году в Еловке построена такая же церковь, но деревянная, а в 1851 году — каменная в Тюльково) и выделена из приходов Тюльковского и Бараитского. В приходе было 4 деревни: Игрыш, Ильтюкова, Якушова, Перова (такое название деревень в «Описании приходов Енисейской епархии» за 1916год). Церковь каменная, во имя Великомученика Георгия. Штат состоял из священника с жалованием в 400руб. в год и псаломщика – 145руб. в год, братских доходов (пожертвования) было до 420руб. в год (на 50 коп. можно было купить пуд муки- 16кг), церковной земли 52 десятины сенокосной- это почти 100га и 42 десятины пахотной- почти 80га. Население в приходе 924 души мужского пола и 1015 душ женского пола. Всё население православное. В 1867г. при церкви открылась однокомплектная церковно-приходская школа. Священником и заведующим школой с 1894г. был Аполлоний Христофорович Крутиховский, сын священника из села Боготол. Он закончил Духовную семинарию, до этого был священником в Тумнинском, Бараитском и Солгонском приходах, в это время ему было 55 лет. Сам хорошо образованный, отец Аполлоний первым делом обратил внимание на жалкое состояние школы, нашёл пристанище для неё и возобновил занятия (они год не велись из-за аварийного состояния здания школы). Состоятельный крестьянин Георгий Гребенников пустил священника с его учениками бесплатно в свой дом на 5 лет, выделив угол в пяти стенном деревянном доме. Дом стоял напротив церкви, необычно удлинённый по сравнению с другими. Псаломщиком с 1892г служил Константин Потылицын, выпускник Учительской семинарии. В Белоярской церкви был хорошо организован певческий хор из 10 мальчиков — учеников приходской школы. Пению их обучал священник, который понимал, что при отдалённости храма от крупных культурных центров, жители села не увидят красоту церковной службы, если не будет хора. Отец Аполлоний вёл воскресные чтения, они рассчитывались на широкий круг взрослых и детей, но приживались очень нелегко. Причины: недостаточно литературы, интересной слушателям и большая занятость священника, ведь он в праздничные дни был занят на церковной службе. Отец Аполлоний на воскресных чтениях говорил не только на религиозно–нравственные темы, но и сельскохозяйственные. В 1898г. он был переведён с повышением по службе в г. Канск и награждён двумя орденами святой Анны в 1899г. и в 1901г. Священником в с. Белоярское был назначен Андрей Васильевич Климовский. Учителя в церковной школе менялись часто, в 1905г преподавала дочь Климовского – Прасковья Андреевна, в 1909- 1911гг.- Мария Черепанова, в 1913г. – Ольга Александровна Круглова, в 1916г. из Ачинска прислали Андрея Михайловича Боготкова, закончившего Красноярский Учительский институт. Пребывание учителя Боготкова было недолгим, причинами его исчезновения из села называется эпидемическое заболевание или сотрудничество с белым режимом.

В 1902г. церковь посещало 1692 человека, в 1917г.- 1939 человек. В 1917г. в селе Белоярском проживали 600 жителей, и было 80 дворов.

В годы Советской власти в здании церкви находились овцы, куры, склады. Постепенно разрушалось красивое ограждение церкви, выполненное по всему её периметру (на кирпичном фундаменте стояли кованые металлические решётки с витыми узорами). Разрушались и печи, покрытые перламутровой плиткой. Во второй половине 60-х годов 20 века дирекцией совхоза «Балахтинский» было принято решение сломать церковь, чтобы из кирпича построить дома, кирпич был крупнее современного, серовато-коричневого цвета, ближе к стальному. Ломали тракторами, в стенах были обнаружены кованые пластины, кирпичи не отделялись друг от друга, так как при кладке раствор делали на яйцах, собранных со всей округи. Использовать кирпич на строительство не смогли, пустили на засыпку дороги. Небольшой колокол от церкви долго висел на диспетчерской старого саманного гаража, потом лежал в ЦРМ, затем его кто-то из районных электриков выпросил себе и забрал в Балахту. Церковный крест долгие годы бережно хранила жительница села, в 1977-78гг. кто-то из молодёжи решил пошутить — выкрали крест. До сих пор неизвестно, где он и кто его взял. В Интернете есть фото полуразрушенной Бараитской церкви Новосёловского района, говорят, что Белоярская церковь была очень на неё похожа. Фото найти не смогли, поиски продолжаются…

http://chistoepole.admonline.ru/?page_id=720
---
Ищу Воробьевых, Ивиных, Дурневых, Архиповых, Мишуринских, Момотовых
родом из Тотемского уезда Вологодской губернии
Тотьма - город мореходов и землепроходцев.
"Тот город зеленый и тихий
Отрадно заброшен и глух..." Николай Рубцов
Лайк (1)
OlgaFromNaz

Красноярский край
Сообщений: 77
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 90

life35 написал:
[q]
История Белоярской церкви. Цифры и факты
09.06.2015 beluspenie1823

1699 год – донесено царю о завершении строительства острога и церкви», (ЦГАДА ф.1111, столб.143, л. 294-296).

1719 год — Описью Белоярской слободы подтверждается существование «рубленого города (острога) с деревянной церковью во имя Николая Чудотворца». (ГАСО ф.34 оп.1.Д.117. л.9-10). В 1810 году этот храм продан в Чернокоровское село за 100 рублей.
[/q]

Спасибо за второй пост, он по теме, а вот этот - нет. Эта Белоярская церковь в районе Екатеринбурга 101.gif
---
Климовские (Енисейская губерния), Баблишевы -Кокорины (Качинская Степная Дума), Шароновы (Покровской волости, Чебоксарского уезда), Тонких (с.Сагайское, Минусинского уезда)
OlgaK242

Енисейск - Рязань
Сообщений: 151
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 233
Подскажите, пожалуйста, ГДЕ на современной карте можно обнаружить то самое село Белоярское, где находилась Георгиевская церковь? Я не нашла этого села.

В ГАККе на первой странице метрических книг написано: Метрическая книга Белоярской Георгиевской церкви, Новоселовского района.

Внутри, историческая запись: Метрическая книга Енисейской Духовной Консистории причту Белоярской Георгиевской церкви, Ачинского округа.

Понимаю, что где-то рядом с. Бараитское, Тюльково.
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 856
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 616
В общем, этот населенный пункт был ликвидирован в 80-е годы ХХ века, а находился он между пос. Чистое Поле и дер. Ильтюково: https://chistoepole.admonline.ru/?page_id=722 , http://www.etomesto.ru/tut24438/ (от Балахты смотреть влево и вниз).
И еще. Может, не совсем по теме, но... Короче, была еще одна Белоярская Георгиевская церковь (в Шадринском уезде Пермской губернии: http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/d1917/134946/469.htm ), причем в XVIII веке она тоже относилась к Тобольской епархии, как и та, которой посвящена данная тема.
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
Лайк (1)
Nastyaa91
Новичок

Сообщений: 3
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 2

AK-63 написал:
[q]
В общем, этот населенный пункт был ликвидирован в 80-е годы ХХ века, а находился он между пос. Чистое Поле и дер. Ильтюково: https://chistoepole.admonline.ru/?page_id=722 , http://www.etomesto.ru/tut24438/ (от Балахты смотреть влево и вниз).
И еще. Может, не совсем по теме, но... Короче, была еще одна БЕЛОЯРСКая Георгиевская церковь (в Шадринском уезде Пермской губернии: http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/d1917/134946/469.htm ), причем в XVIII веке она тоже относилась к Тобольской епархии, как и та, которой посвящена данная тема.
[/q]



Вы все правильно говорите! Деревни этой уже давно нет , а кладбище сохранилось. Если ехать с чистого поля в сторону ильтюкова, оно будет по трассе с правой стороны.
← Назад    Вперед →
Вверх ⇈