● Попова Гора (с 1922 г. Красная гора) - (поселок)
Попогорская (Поповогорская) волость Суражского у.
Tasha56Модератор раздела Россия Сообщений: 12295 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 32801 | Наверх ##
26 апреля 2010 0:51 14 апреля 7:35 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫЦерковь Святой Троицы с. Попова Гора Перепост "Село Попова - Гора" - Записки_Черниговского_Губернского_Статистического_Комитета_Кн._2_Выпуск_5-6_1872 Перепост Сведения о количестве священнослужителей в вотчинах приписных монастырей и протопопии Киево-Печерской крепости Перепост Ревизія пущъ и переходовъ звериныхъ въ бывшемъ Великомъ княжестве Литовскомъ с присовокуплениемъ грамотъ и привилегий на входы въ пущи и на земли Перепост Снытко Владимир Александрович "Красногорье мое родное" - Перепост АТД (административно-территориальное деление Черниговской губернии и Брянщины) Перепост Красногорский район Брянской области Сообщение Поповагорская волость входит в состав Стародубского повета Смоленского воеводства Великого княжества Литовского (из статьи В.Васькова) Перепост Книга Большому Чертежу Перепост Церкви Суражского уезда (церковные приходы) Сообщение Сураж и Суражский уезд (церковные приходы) Перепост История школы в Красной Горе Перепост Иван Георгиевич (Егорович) Спасский (1826–1911) Перепост Имя Попогорского городничего – Феодосий.Перепост Хронология события в Поповой Горе Сообщение Право магдебургское Перепост Жители Поповой Горы Перепост История лаврских земельных владений (по Ал. Лазаревскому) Перепост Сообщение Книга "Помним и молимся" Перепост Волости Суражского уезда Перепост Путро А. И. Левобережная Украина в составе Российского государства во второй половине XVIII века Перепост Фрагменты карты 1776 года. Перепост Лыщицкая волость Перепост Храм во Имя Святой Троицы пгт. Красная Гора Перепост О Поповой Горе Перепост Варкалабовская летопись Перепост Памятник погибшим в ВОВ в Красной горе Перепост Васьков В. О Болсунах (фрагмент) Перепост Об этимологии фамилий Красногорского района Брянской области Перепост Новоместская сотня Перепост Художественное наследие старообрядцев Стародубья и Ветки: проблемы сохранения, атрибуции и реставрации (вторая половина XIII – начало XX вв.) Перепост Снытко. История школы Перепост Фрагменты из книги Иерея Илии "Помним и молимся. Перепост .....СОЦИАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ ПРЕДПРИЯТИЯ (Владельцы, рудники, работники) Перепост Городок Попова Гора Перепост Села междуречья Сожа и Беседи в литовско-московских перемирных грамотах XVI - начала XVII в. Перепост Вязьмитин О.В. Красная Гора Перепост Церковнослужители Суражского у. Перепост БАЗИЛЕВИЧИ Перепост Соболь.. Ляхов Перепост Рудни Левобережной Украины (фрагмент) Перепост Сообщение Швецовы...Переплетовы Сообщение Баля Перепост ОБД "Мемориал" Перепост Карта 1710 г. Перепост Посконный/Посканный Сообщение Зименок...Точило Сообщение Цыба Перепост Фамилии жителей по работе Ирины Буштак Перепост Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника Перепост Новгород-Северское наместничество. Попова Гора Перепост "Седая Брянская старина", автор Яков Соколов; Перепост Черновая страничка Отредактировать Микрофильмы Перепост Фрагмент из книги Васькова В. "О Поповогорской волости" Перепост ПЕРЕМИРНАЯ ГРАМОТА Перепост Русско-литовское пограничье Сообщение О годе образования Поповой Горы Сообщение ФАМИЛИЙ ЖИТЕЛЕЙ С. КРАСНАЯ ГОРА (по похозяйственным книгам 1944-1951 г.г.) Сообщение О церкви в Поповой Горе Перепост
ПО ДАТАМ 984 год Перепост 1387 - утвержденная официальная дата основания Поповой Горы (Красной горы) - Перепост 1503 год - Перемирная грамота Перепост Сообщение 2 1503 Перепост 1508 год - Перемирная грамота Перепост 1522 год - Перемирная грамота Перепост 1523 года - Попова Гора(Чырвоная Гара) проходит по документам как город. Сообщение 1526 г.ПОПОВА ГОРА обозначена городом Мстиславского повета в одной описи московско-литовских границ 1526 г. Перепост 1526 год Перемирная грамота Перепост 1537 год Перемирная грамота Перепост 1542 год - Перемирная грамота Перепост 1549 года - Перемирная грамота Перепост 1553 год Перемирная грамота Перепост 1556 год Перемирная грамота Перепост 1570 г. - Перемирные грамоты Литвы и Руси Перепост 1618 вместо оговоренного на словах Брянска в договор украдкой вставили уступку Поповой горы (ныне Красная гора) Перепост 1648 Сообщение 1654 В марте 1654 года были одобрены и приняты обеими сторонами так называемые “Статьи Богдана Хмельницкого”, известные так же, как “Мартовские статьи” Перепост 1687 г. - Универсал гетмана Мазепы - утвердил права Киево-Печерской лавры на земли Стародубского полка Сообщение 1689... ...После 1689 г. Иван Лаврентьевич Бороздна отобрал Перепост 1690 - королевич Владислав взял под свое управление городище Попову гору с волостью. Перепост 1725 МК - ЦГИАК 127-1012- 87а Расшифровка 1726 МК - ЦГИАК 127-1012-93б Расшифровка 1727 МК - ЦГИАК 127-1012-98а Расшифровка 1732 МК- ЦГИАК 127-1012-134б 1735 МК - ЦГИАК 127-1012-159 1737 МК - ЦГИАК 127-1013-22 1737 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-45 1738 МК - ЦГИАК 127-1012-168 1738 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-25 1738 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-39 1739 МК - ЦГИАК 127-1013-32 1740 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-52 Расшифровка 1740 МК - ЦГИАК 127-1013-49 1741 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-28 1741 МК - ЦГИАК 127-1012-188 1742 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-60 Расшифровка 1742 МК - ЦГИАК 990-1-17 1743 МК -ЦГИАК 128-4 вотч.-67 Расшифровка 1744 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-73 1744 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч. - 74 1745 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-79 1745 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-78 1746 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-82 1746 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-87 1747 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-90 1747 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-89 1748 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-94 1748 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-93 1749 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-100 1749 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-99 1749 год - ЦГИАК 128-4-98 (Вотчинные дела) Фонд Киево-Печерской лавры. Стародубские маетности. Попова Гора. Л. 63-64. Расшифровка 1750 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-103 Расшифровка 1750 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-104 1751 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-106 1751 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-110 1752 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-109 1752 МК - ЦГИАК 127-1012-2767 1753 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.- 114 1753 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-113 1754 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-117 1755 МК - ЦГИАК128-4 вотч.-121 1755 ИВ - ЦГИАК - 4 вотч.-122 1756 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-123 1756 МК - ЦГИАК 127-1013-19 1756 ИВ - ЦГИАК 127-1015-27 1757 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-129 1757 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-128 1758 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-135 Расшифровка 1758 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-136 1759 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-137 1759 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-138 1760 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-141 1760 ЦДИАК(ЦГИАК). Ф.127, Оп.1015, Д.32 - Исповедная роспись церквей сел, принадлежащих Киево-Печерской Лавре за 1760 год Сообщение 1761 МК - ЦГИАК 128-4вотч.-142 1761 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-143 1762 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-146 1762 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-147 1763 МК - ЦГИАК 127-1012-346 1763 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-166 1764 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-174 1764 ИВ - ЦГИАК 127-1015-40 1764 ИВ ЦГИАК 128-4-22 Расшифровка 1765 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-175 1766 ИВ - ЦГИАК 127-1015-49 1766 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-178 1767 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-184 1767 ЦГИАК 57-1-119, листы 1-5, 512-515 (Румянцевская опись) Ведомости Расшифровка 1767 ЦГИАК 57-1-119 (Румянцевская опись) - Перепись дворов - листы 5об-40 Расшифровка 1767 ЦГИАК 75-1-119 листы 519-555 Расшифровка 1767 ЦГИАК 57-1-119 листы 515-518 об. Расшифровка 1767 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-186 1768 МК- ЦГИАК 128-4 вотч.-191 1768 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.- 185 1775 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 323 ИВ (стр. 83-131) 1778 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 325 ИВ (стр. 245-304) 1779 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 327 ИВ (стр. 254-300) 1781 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 396 ИВ (стр. 258-308) 1782 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 538 ИВ (стр. 220-290) 1784 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 540 ИВ (стр. 1-72) (Ширки, Любовшо, Палужская Рудня - весь церковный приход) Расшифровано >>> 1788 ГАЧО Ф. 712, о. 1, д. 211 ИВ (стр. 531-590) Расшифровано >>> 1788 Список жителей по ИВ Перепост 1799 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 484 ИВ (стр. 261-322) Расшифровано >>> 1811 РС ГАБО 1816 Сообщение 1816 - РС ГАБО 549-2-6 (Л. 748-820) Расшифровка 1834 - РС ГАБО 549-2-14 Расшифровка 1850 РС ГАБО 1858 - РС ГАБО 549-2-30 Расшифровка 1862-1895 гг. Выкупные дела (РГИА фонд 577) Сообщение 1882 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 537 ИВ (стр. 20-21) Расшифровано >>>1891 - МК ГАБО 251-1-322 Информативное сообщение1898 - МК - ГАБО 251-1-328 Информативное сообщение1900 - МК ГАБО 251-1-338 Информативное сообщение1908 - МК ГАБО 251-1-345 Информативное сообщение1909 - МК ГАБО 251-1-351 Информативное сообщение1916 - МК ГАБО 251-1-353 Информативное сообщение1944-... Похозяйственные книги (папка 1) Расшифровка1944-1951 Похозяйственные книги (папка 2) Расшифровка1944 - Похозяйственные книги - Продолжение Расшифровка..... --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (3) |
Tasha56Модератор раздела Россия Сообщений: 12295 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 32801 | Наверх ##
24 ноября 2023 13:46 Некоторые листы из Метрических книг по церковному приходу Поповой ГорыМК 1891 - ГАБО 251-1-322 МК 1898 - ГАБО 251-1-328 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (2) |
Tasha56Модератор раздела Россия Сообщений: 12295 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 32801 | Наверх ##
24 ноября 2023 13:52 Некоторые листы из Метрических книг по церковному приходу Поповой ГорыМК 1900 - ГАБО 251-1-338 МК 1908 - ГАБО 251-1-345 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (3) |
Tasha56Модератор раздела Россия Сообщений: 12295 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 32801 | Наверх ##
24 ноября 2023 13:57 Некоторые листы из Метрических книг по церковному приходу Поповой ГорыМК 1909 - ГАБО 251-1-351 МК 1916 - ГАБО 251-1-353 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (4) |
nikolaev7777777г.Долгопрудный Московской обл. Сообщений: 111 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 81 | >> Ответ на сообщение пользователя Helin от 17 апреля 2018 14:19 Елена, добрый день! Очень нужны Хандожки, можете поделиться? Заранее благодарю вас
--- Ищу сведения о Николаевых, Воробьёвых, Хандоженко,Хандошко (Ставрополь).Резановых из Херсонской губернии. Донских-Астраханских казаках-Белоусовых, Поляковых, Мельниковых, Сидских, Зотовых, Остроуховых,Чередниковых, Щербаковых, Потапьевых,Сидских.
Эги,Еги, Егги , , Jogi, Joggi- г.Балта
Подольская г | | |
nikolaev7777777г.Долгопрудный Московской обл. Сообщений: 111 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 81 | Наверх ##
3 января 12:40 25 января 17:45 >> Ответ на сообщение пользователя Helin от 17 апреля 2018 14:19 По Поповой горе Лист 998, ошибка , там- лист 989 --- Ищу сведения о Николаевых, Воробьёвых, Хандоженко,Хандошко (Ставрополь).Резановых из Херсонской губернии. Донских-Астраханских казаках-Белоусовых, Поляковых, Мельниковых, Сидских, Зотовых, Остроуховых,Чередниковых, Щербаковых, Потапьевых,Сидских.
Эги,Еги, Егги , , Jogi, Joggi- г.Балта
Подольская г | | |
nikolaev7777777г.Долгопрудный Московской обл. Сообщений: 111 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 81 | Helin написал: [q] ЦГИАК Ф. 127, оп. 1012, д. 188. Метрические книги 1741 г.
Село Попова Гора, л. 57 Дер. Версличи Дер. Ширки Дер. Любовши Дер. Сельцы .....[/q]
Елена и Наташа, можно ли эту метрику ещё попросить у вас
--- Ищу сведения о Николаевых, Воробьёвых, Хандоженко,Хандошко (Ставрополь).Резановых из Херсонской губернии. Донских-Астраханских казаках-Белоусовых, Поляковых, Мельниковых, Сидских, Зотовых, Остроуховых,Чередниковых, Щербаковых, Потапьевых,Сидских.
Эги,Еги, Егги , , Jogi, Joggi- г.Балта
Подольская г | | |
nikolaev7777777г.Долгопрудный Московской обл. Сообщений: 111 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 81 | Tomilina написал: [q] ГАЧО 679-2-904
904. Об увольнении от должности дьячка Троицкой церкви с. Поповой Горы Хандожки. 1811 - 1811[/q]
Интересно,а за что уволили?
--- Ищу сведения о Николаевых, Воробьёвых, Хандоженко,Хандошко (Ставрополь).Резановых из Херсонской губернии. Донских-Астраханских казаках-Белоусовых, Поляковых, Мельниковых, Сидских, Зотовых, Остроуховых,Чередниковых, Щербаковых, Потапьевых,Сидских.
Эги,Еги, Егги , , Jogi, Joggi- г.Балта
Подольская г | | |
TomilinaМодератор раздела С.Петербург - Москва Сообщений: 6055 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 11770 | © 2006г. ИЕРЕЙ ИЛИЯ ВАКАРЮК © 2006г. ЖУРНАЛИСТ АЛЕКСАНДР ХАНДОЖКО © 2006г. ТРОФИМ ВЛАСОВ
Храм во Имя Святой Троицы пгт. Красная Гора Сегодня трудно сказать, когда был возведен первый православный храм на поповогорской (красногорской) земле. Но есть косвенные сведения, указывающие на многовековые корни служения во славу Божию. В книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» архиепископ Филарет написал: «По местному преданию Попова Гора получила свое название от того, что на месте, которое и ныне называется городком, жил князь-Жрец, владевший всею обширною окрестностию, еще до завоевателя Олега;- при Владимире местный жрец- князь, приняв христианство, был местным священником. Предание - вероятное. С одной стороны на кладбище городка находили монеты, вещи, камни с крестом, принадлежащие ХI в., с другой в географ. отрывке ХIV в. в списке городов литовских , принадлежащих Киеву, показывается «Попова Гора». Иеромонах Иоанникий в 1725 г. по обревизовании «местечка» Поповой Горы, писал, «антиминсов два, - един преосв. митроп. Петра Могилы за державы кроля польскаго Владислава 1640 г., другой преосвящен. митроп. Дионисия Балабана за царя Алексия Михайловича».
Вера мирных поселян нашего края была так сильна, что их твердость духа не сломил запрет на проведение Богослужений в Свято-Троицком храме Поповой Горы. С 1620 года в волостном поселении стоял польский гарнизон. Стремясь обратить местных жителей в католиков, иноземцы даже построили костел. Но поповогорцы не отреклись от Православия, Богослужения стали проводить в лесу, где построили церковь. Вот как об этом говорится в указанном ранее издании: «Доподлинно неизвестно, с какого времени храм Поповой Горы находился в урочище Церковище: но о том, что там была церковь, кроме названия Церковища, говорит и недавно найденное там поржавленное копие церковное. Более чем вероятно, что православный храм поставлен был в Церковище по распоряжению польскаго правительства, которое на горе в замке поставило свой костел».
«Положение осложнилось еще тем, что вскоре после включения в состав Речи Посполитой Попова Гора вместе с соседними селениями была объявлена владением Могилевского Спасского кафедрального собора, пришлось Киево-Печерской лавре приложить немало усилий, чтобы возвратить Поповогорскую волость в свои владения. В декабре 1644 года в Киево-Печерском монастыре между Киевским Митрополитом Петром (Могилой) и белорусским Епископом Иосифом (Горбацким) была оформлена меновая запись, по которой лавра уступила Могилевской Архиерейской кафедре свои четыре монастырских селения, находившихся в Оршанском повете, «по праву замены их на волость Попову Гору, яко смежную с лаврской отчиною».
Киево-Печерская лавра управляла Поповогорской волостью до 1786 года, когда в результате передачи в казну, местные земли вошли в состав государственных. Во время подчинения Поповой Горы Киеву в волостном поселении жили монастырские городничие. «Старики прихожане по преданию помнят, что под кротким правлением иноков лавры легко было жить; в пользу лавры, за пользование землями ея, поселенцы выполняли повинности очень легкия, а во всякой нужде их готова была помощь им со стороны лавры. Потому они жили в довольстве». Однако то, что касалось церковной жизни края, лавра держала под своим наблюдением и местные священники не городничим, а туда докладывали, как обстоят дела. Сохранились их отчеты, сегодня проливающие свет на прошлое. Так, священник Тарасий доложил Киево-Печерской Лавре, что новый храм в Поповой Горе заложен 15 апреля 1744 года. Из донесений в Киев известно: к 1747 году церковь была построена и освящена, то есть Богослужение из храма, находившегося за речкой Чиховкой и к тому времени обветшавшего, перенесли в Попову Гору. Из переписки местного священника с Киевом также известно, что 24 июня 1757 года Свято-Троицкий храм в Поповой Горе был уничтожен пожаром. И снова поселяне принялись возводить храм, который был построен и освящен в январе 1763 года.
«До наших дней из XVIII века дошел письменный исторический источник: «Дневник Николая Ханенко» - генерального хорунжего периода гетманской власти на Украине, - говорится в одной из краеведческих работ С.И. Святогора. – В нашем крае Ханенко известен тем, что «посредством скупли» приобрел село Лотаки со многими землями, на которых основал три селения – Николаевку, Кургановку, Ивановку. Записи в «Дневнике» рассказывают: этот влиятельный гетманский вельможа, когда приезжал в Лотаки, то обязательно исповедовался у поповогорского священника Тарасия Хандожко. Это, в свою очередь, говорит об авторитете священнослужителя храма в Поповой Горе». Здесь слова уместно дополнить дословной записью из дневника Н.Д. Ханенко: « мар.4 1742 приехали рано в слободу Александра Корецкого Уношов... прибыли на ночь в Лотаки, где - 5ч. сисковали священника з Поповой Горы отца Тарасия Хандожку, перед которым исповедались - 6ч. на службе Божой в Лотаках причащались с Александром Корецким при все люде при нас бывшие».
Владыка Филарет в книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» отмечает, что в Поповой Горе священниками были Хандожки с 1600 по 1777 год, то есть более 170 лет. Храмовый престол они уступили своему зятю Коровкевичу-Базилевичу из рода почепского протопопа, сына стародубского полковника Коровкевича, тем самым положив начало еще одной династии священнослужителей. «Ныне из этой фамилии, - напечатано в указанном издании, - остается в Поповой Горе дьячок Хандожинский, - а другие Хандожки козаки».
Сохранились небольшие сведения о служителях храма, Иереи: Филон Хандожко1654г., Тарасий Хандожко 1742г., Дамиан Хандожко 1767г., Иоанн Коровкевич-Базилевич 1820г., Иоанн Спасский 1875-1906гг., Гавриил Горский 1876г., Илия Киселёв 1898г., Василий Спасский 1906г., Василий Гаврилов 1922г., Илия Вакарюк 2003г., Диаконы исполнявшие должность псаломщиков: Василий Вербицкий 1876г., Михаил Смоленский 1898г., Иона Вербицкий 1912г., Григорий Демиденко 1916., Псаломщики : Иван Хандожинский 1876г., Михаил Смоленский 1898г., Григорий Гладкий 1898г., Михаил Борисенко 1930г.
В энциклопедических справочниках Белоруссии встречаются сведения о том, что в XVIII веке в Поповогорской волости жил мастер настенной живописи крестьянского происхождения Григорий Никитович Медведевский. Слава о нем перешагнула границы окрестных поселений. Для иконостаса Свято-Троицкой церкви Поповой Горы им была написана икона «Господь Вседержитель», что вызывало особую радость у местных прихожан. В храме Поповой Горы, имевшем придел в честь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, а также придел в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, находилась особо почитаемая местными верующими икона. Надпись на иконе «Святитель Николай» гласила: «Архипастырское благословение от преосвященного митрополита Серафима удостоился получить Иван Герасимов Коровкевич-Базилевич 1820 г.».
К реликвиям Свято-Троицкой церкви Поповой Горы относился колокол с отлитой на нем надписью, что он подарен в память «чудесного избавления Высочайшей семьи императора Александра III при крушении поезда».
Мной уже приводились воспоминания поповогорских прихожан о жизни при владении местными землями Киево-Печерской лаврой. Для сравнения следует рассказать и о быте волостного поселения при правлении государственными чиновниками, что отмечено в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии»: «Нынешний быт их (поповогорцев. – Прим. авт.) не таков... Более печально то, что под управлением чиновников корыстолюбивых и вовсе незаботливых о совести, горцы (поповогорцы. - Прим. авт.) испортились нравственно: довольно холодны к церкви и вере, любят пьянство, сварливы и лживы, не страшатся ложной клятвы и присяги. Чиновники, не то что иноческие начальства, не обращают никакого внимания на пороки и безпутства, которыя время от времени растут и множатся в народе; им нет дела до того, что за ковш горелки люди продают и совесть и покой общий. Так говорят священники местные! Так сознают лучшие из поселенцев Поповой Горы». В конце XIX – начале ХХ веков настоятелем Свято-Троицкой церкви служил священник Иоанн Георгиевич Спасский, который особо почитался прихожанами. Известен такой факт. Когда для усмирения крестьянских волнений, вызванных революционными событиями 1905 года, в Суражский уезд прибыл с войсками начальник Черниговской губернской жандармерии генерал Рудов, то от жестокой расправы поповогорцев спасло заступничество священника, имевшего с ним личную беседу по такому поводу. В «Черниговских епархиальных известиях» от 1 марта 1906 года было сообщено: «Уволен за штат настоятель Троицкой церкви с. Поповой Горы, Суражского уезда, протоиерей Иоанн Спасский, согласно его прошению, - 17 февраля». И в этом же номере в «Списке вакантных мест» появилось такое объявление: «... В с. Поповой Горе, при Троицкой церкви, в этом приходе дворов 844, прихожан обоего пола 5177 душ, ружной земли 33 десятины, дома для священника нет, жалованье 156 руб. 80 коп. в год, вакантно 17 февраля 1906 года...» Но недолго храм простоял без настоятеля. «Черниговские епархиальные известия» от 15 апреля того же года напечатали: «Перемещены: свящ. Михайловской церкви с. Хотивли, Городнянского уезда, Василий Спасский к Троицкой церкви с. Поповой Горы, Суражского уезда, - 20 марта». Таким образом, сын принял от отца служение в храме.
Из церковных печатных изданий того времени (газета «Черниговские епархиальные известия», журнал «Вера и жизнь») известно, что священник Василий Спасский 7 августа 1906 года был утвержден членом благочиннического совета 2 благочиннического округа Суражского уезда, а в 1912 году его назначили исполняющим должность благочинного 2 округа Суражского уезда.
В Брянском государственном архиве хранится интересный документ. В нем говорится: «Секретарем сельсовета тов. Хандожко, членами сельсовета тов. Лисиченковой и Мельниковой и уполномоченными от общества тов. Шевцовой и Борисенко описано церковное имущество церкви села Попова Гора. Имущество следующее:
1. Церковь деревянная на каменном фундаменте, крыта железом, построена в 1784 году. Кресты на ней железные. Церковь трехпрестольная, престолы деревянные, жертвенники деревянные, облачение матерчатое.
2. У главной церкви иконостас в 5 ярусов, в нем иконы деревянные, писаны масляной краской.
3. На престоле серебряный крест весом не более одной восьмой фунта, 1простое Евангелие без оправы, 1 крест металлический, 1 дарохранительница- металлическая, весом не более 4 фунтов.
4. На жертвеннике 2 чаши. 1 из них оловянная, 2-я металлическая, без пробы. Дискос серебряный, весом около 2-х лот. 1 копие стальное. 1 крест металлический, весом около одной второй фунта. 2 Евангелие: 1 в бархатной оправе,2-я жестяная оправа. Ложка серебряная, весом в 2 золотника. 1 дискос оловянный звездица такая же. Икон в алтаре числом 5, простой живописи, без оправ. Икон малых 3 шт., без оправ, 2 тарелочки мельхиоровые и 3 ковшика таких же . 1 чаша жестяная для воды.
5. Пономарня, в ней 1 кадило медное, 1 таз медный, 1 кружка медная, 1 котелок чугунный, 2 пары венцов металлических, 2 пары венцов жестяных.
6. На средине церкви паникадило 1 металлическое с стеклянными украшениями, 2 деревянных клироса, 1 контора для продажи свечей- деревянная, 4 киота деревянных. 4 хоругви, 2 из них матерчатые, 2 металлические. 1 шкаф для церковного архива.
На клиросе церковные книги для Богослужения. Перед иконостасом церковная ограда. 2 выносных столика. 1аналой-деревянный, покрыт простой материей. На столике 1 лампадница из простой жести. Висят металлические подсвечники, числом 10 шт. Стоят металлические подсвечники, 5 шт. Лампады висят, 11 шт.
7. Придел Трехсвятительский
На престоле: Евангелие старого оправления из медной бляхи. 1 маленький бронзовый крест-ручной. 1 дарохранительница из белой жести. 2 простых иконы.
На жертвеннике 15 икон, из них 12 икон писаны на жести. 1 подсвечник жестяной. За престолом 2-х ярусный иконостас с 24 иконами, писанными на доске масляными красками.1 деревянная гробница для мощей- позолоченная, у ней 3 плащаницы матерчатые. 1 деревянный шкаф с ризами, в нем 6 риз матерчатых, 3 ризы парчовые. 1 киот с оградой. 1 подсвечник металлический. 1 кафельная грубка-неотопляемая. 4 шт. висячих подсвечников.5 шт. лампадок. 1 паникадило-маленькое, металлическое.
Придел Николаевский
На престоле:1металлический крест, 1 дарохранительница металлическая, 1 Евангелие, оправленное жестью. На жертвеннике 2 простых иконы, из них 1икона Николая под серебряной латой. 1деревянный выносной крест. 1 подсвечник металлический.
Пономарня: в ней 2 сундука и 1 шкаф для хранения воздушков. Покрывальцев воздушков 14 шт. матерчатых. Висячих подсвечников 4 штуки. Стоячих подсвечников 1 шт.,1паникадило-маленькое, металлическое. 1 иконостас 2-х ярусный, в нем иконы писаны на дереве. 1 киот с простой иконой. 1 небольшой столик для икон. 1 киот висячий-маленький, с иконой Николая. 1 киот простой. 8 шт. висячих ламп.
Колокольня деревянная в 3 яруса, крытая железом, а на ней 6 колоколов весом около 140 пудов, 3 кладовых с разным хламом. Вокруг церкви старая развалившаяся деревянная ограда. В цвинтаре деревянная изба с сеньми, сторожка. В сторожке 1 купель цинковая для крещения детей, 1 деревянная бочка для освящения воды, 5 матерчатых хоругвей.
При чем и расписалися 1922 года февраля 28 дня члены сельсовета Лисиченкова, Борисенко, Шевцова. Секретарь Хандожко».
Священнику Василию Спасскому довелось в 20-е годы прошлого века испить горечь гонений и притеснений. На состоявшемся заседании Красногорской волостной избирательной комиссии о. Василия вместе с его женой Татьяной Васильевной лишили избирательных прав. Это обстоятельство вкупе с другими повлияло на скоропостижную смерть настоятеля храма, последовавшую в 1926 году.
Церковь была разрушена летом 1937 года специально прибывшей для этого в Красную Гору бригадой плотников. Они под возмущенные возгласы из собравшейся большой группы прихожан попытались с помощью веревок сорвать купол и сбросить его на землю. Несколько попыток оказались безуспешными. Тогда плотники подрубили купол со всех сторон, после чего только им удалось обезглавить храм. Бревна разломанной церкви частично были использованы как материал для строительства сараев, частично были использованы на дрова. И с 1937 года по 2003 год Красная Гора была единственным в последние десятилетия XX века районным центром Брянской области, который оставался без храма или православного молитвенного дома.
Но лампада веры на красногорской земле не угасла, что подтверждается стремлением жителей районного центра и окрестных селений возродить Свято-Троицкую церковь. В 2001 году группа наиболее активных верующих поселка провела собрание с приглашением на него благочинного Новозыбковского округа протоиерея Владимира Похожая. Были обсуждены вопросы создания прихода, принятия Устава местной православной организации, избрания временного приходского совета, возглавил который Петр Васильевич Толстенок.
Временный приходской совет начал свою работу со сбора пожертвований мирян на возрождение Свято-Троицкой церкви. Участие приняли многие коллективы предприятий, организаций и учреждений Красной Горы, внесшие посильную лепту в это богоугодное дело, – районная администрация, казначейство, РайПО, налоговая инспекция, Красногорская средняя общеобразовательная школа № 2, аптека, гослесничество, центр социального обслуживания населения и другие. Поступили и лично внесенные взносы, которые передавались на храм как жителями Красной Горы и окрестных селений, так и теми, кто когда-то сменил место жительства, но не утратил духовную связь с родными местами. Их на то время в списке насчитывалось свыше 400 человек. Первоначально было собрано более 20 тысяч рублей, которые затем пошли на уплату взносов за регистрацию прихода и другие нужды.
Районные власти пошли навстречу пожеланию верующих возродить в Красной Горе Свято-Троицкий храм. Под молитвенный дом были предложены два здания. Во время их осмотра церковный совет выбрал здание в переулке Юности, после чего были приняты постановление Красногорского районного Совета народных депутатов № 2- 170 от 16.12.2003 г. «О выделении здания для богослужений на территории пгт. Красная Гора» и распоряжение главы района № 373 – р от 24.12.2003 года «О передаче здания на территории пгт. Красная Гора по адресу: пер. Юности, 3».
Указом епископа Брянского и Севского Феофилакта иерей Илия Вакарюк, настоятель храма Рождества Христова с. Колюды, назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого храма пгт. Красная Гора с 26 марта 2003 года.
В полученном здании для совершения Богослужений проведены ремонтно-строительные работы по его переоборудованию под нужды верующих. Были разобраны: три внутренние перегородки общей площадью 50 квадратных метров, восемь внутренних и два наружных дверных проема, а также два внутренних оконных проема. Во время ремонта затянуты две потолочные поддерживающие балки (по 6 метров каждая), установлены два внутренних дверных блока, сделана подшивка потолка оргалитом (50 квадратных метров), произведена замена пола (35 квадратных метров), снято 120 квадратных метров внутренней штукатурки, выполнено 2,5 кубических метра кирпичной кладки, произведена полная замена электропроводки с установкой осветительных приборов, изготовлена мебель (стол, скамейки, киоты, прилавок и другая), установлен купол с крестом. Благодаря денежным пожертвованиям ЗАО «Центр» и других организаций был приобретен кровельный материал. ООО «Стройкомплекс» (пгт. Красная Гора) осуществило работы по реконструкции крыши храма.
Также сделан алтарь с жертвенником, престолом и иконостасом. Иконы представляют собой изделия художественно-производственного предприятия «Софрино».
19 февраля 2004 года под председательством благочинного Новозыбковского округа протоиерея Владимира Похожай состоялось Приходское собрание, на котором был принят Устав Прихода, избраны приходской совет и ревизионная комиссия. В состав приходского совета вошли: П.В. Толстенок (председатель), Н.Е. Купцов (заместитель председателя), М.Н. Степаниденко (ключарь), а ревизионной комиссии - председатель Е.И. Подвойская и члены Л.А. Цыбулько, Е.Я. Хандожко.
27 апреля 2004 года осуществлена государственная регистрация Свято-Троицкой церкви пгт. Красная Гора и общине выданы все регистрационные документы, необходимые для церковной деятельности.
В районном центре были проведены молебны с освящением помещений при открытии стационарно-поликлинического комплекса в Красной Горе и Дома милосердия, в которых стараниями приходского совета оборудованы молитвенные комнаты. В них имеются православные иконы и необходимая церковная литература.
В Свято-Троицком храме собрано более 200 экземпляров церковной литературы по различным темам. Книги служат надежными помощниками при проведении Тамарой Николаевной Поленок, Анастасией Владимировной Макеевой, Таисией Васильевной Кругликовой с юными прихожанами занятий по церковной тематике и духовных бесед о Православии.
В августе 2004 года, по инициативе приходского совета, верующие района совершили паломничество в Свято-Анненский храм села Чубковичи Стародубского района и приняли участие в большом празднике в честь Чубковичской иконы Божией Матери «Одигитрия». По окончании Божественной Литургии, совершенной священнослужителями Брянской и Гомельской епархий, состоялся Крестный ход к святой кринице и водосвятный молебен. Для этой поездки прихожан ОАО «Красногорское АТП» (директор Л.И. Иваньков) специально выделил автобус.
По приглашению настоятеля и прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Гордеевка группа красногорских верующих в августе 2005 года приняла участие в проведении там Крестного хода по селу и совершении водосвятного молебна на святом источнике.
В их числе Виктор Васильевич Никитенко (д. Макаричи), Мария Еремеевна Шило (с. Перелазы) и жители Красной Горы: Любовь Акимовна Цыбулько, Вера Акимовна Ефименко, Ева Ивановна Никифорова, Сергей Иванович Кругликов, София Григорьевна Солонецкая и другие.
20 июня 2006 года депутат Брянской областной Думы по Суражскому избирательному округу И.В. Медведь и заместитель председателя комитета по социальной политике Брянской областной Думы Р.А. Желдак посетили Свято-Троицкий храм. Во время беседы с верующими обсуждалась церковная жизнь района. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (4) |
TomilinaМодератор раздела С.Петербург - Москва Сообщений: 6055 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 11770 | с. Попова Гора Церковь Свято-Троицкая двуприходная
священник Петр Герасимов Коровкевич Базилевич, 35 лет, рукоположен сего села священнический сын к сей церкви 1798 г. дети его: - Тихон - 11, обучается в семинарии Черниговской - Иван - 7, обучается дома русской грамоте - Александр - 3
священник Иоанн Герасимов Коровкевич Базилевич, 33 года, рукоположен сего села священнический сын к сей церкви 1800 г. дети его: - Николай - 11, обучается в семинарии Черниговской - Павел - 7, обучается дома русской грамоте
дьячок Максим Самуилов Хандожка, 52 года сын его Данакт - 17, при отцу находится обучается церковного устава и нотного пения
дьячок Михаил Иванов Гловинский, 28 лет, определен из села Летяхов дьячковский сын к сей церкви 1805 г.
пономарь Иван Васильев Сахновский, 33 года, определен сего села прописный духовного звания к сей церкви 1810 г.
пономарь Илия Николаев Маковейский, 25 лет, определен выкрещенный из евреев к сей церкви 1809 г.
священно-наместник Герасим Антонов Коровкевич Базилевич, 66 лет, уволен с должности по старости лет его поставлен на пропитание сверх штатным
умершего дьячка Самуила Хандожки дети: - Иван - умер 1805 г. - Захарий - умер 1796 г.
(Из работы Ирины Буштак). --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | Лайк (2) |
nikolaev7777777г.Долгопрудный Московской обл. Сообщений: 111 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 81 | Наверх ##
11 января 20:15 >> Ответ на сообщение пользователя INGA V от 7 июля 2021 20:13 Инга,добрый вечер! Могли бы вы поделиться этими делами? Оказалось,что эти люди - мои прямые родственники Дело 542. Дело о рукоположении диакона Демьяна Тарасова в священники церкви Пресвятой Троицы в с. Попова Гора Новомлинск с. Стародубского п. 24 февраля 1744 -5 июля 1745 гг. Дело 570. Дело о разделе имущества священника с. Попова Гора Новомлинск сот. Стародубского п. Демьяна Хандожинского с братом Самуйлом. 25 мая -27 июля 1756 г. Дело 577. Ходатайство священника с. Попова Гора Новомлинск сот. Стародубского п. Демьяна Хандожинского о рукоположении родного брата Самуила в диаконы. 27 января -27 февраля 1759 г. Дело 4346. Дело об освобождении от повинностей лаврского подданного с. Попова Гора Суражского повета Новгород-Северского нам. Корнея Хандожко и установления для него годового размера чинша. 1783-1785 гг.
--- Ищу сведения о Николаевых, Воробьёвых, Хандоженко,Хандошко (Ставрополь).Резановых из Херсонской губернии. Донских-Астраханских казаках-Белоусовых, Поляковых, Мельниковых, Сидских, Зотовых, Остроуховых,Чередниковых, Щербаковых, Потапьевых,Сидских.
Эги,Еги, Егги , , Jogi, Joggi- г.Балта
Подольская г | | |
|
nikolaev7777777
Елена, добрый день.
ЦГИАК 127-1015-27 ___ лл. 998 Попова Гора
https://drive.google.com/drive...ZTI8Qs4m8g