Старообрядчество Западной Сибири
Собираем материал
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
24 ноября 2008 3:17 6 февраля 2024 8:36СОЛОНЕШЕНСКИЙ РАЙОН К знатокам истории Алтайского края! Почти 20 лет прошло с начала поисков моих корней. Сейчас я знаю фамилию рода бабушки (материнская ветвь), так же стало понятно, что жили они в другой волости. Родные жили кучно в Змеиногорском уезде, редко кто отлучался. Мой прадед ВОЛОДИМЕРСКОЙ ЕВЛАМПИЙ АГАПОВИЧ, очевидно, в поисках лучшей земли временно был в д.Тумановой, в это время и родилась моя бабушка, но в переписи 1917г можно узнать, что Евлампий и часть рода основались в д.ПЕРЕКЛИЧНАЯ Александровской волости Змеиногорского уезда, недалеко от с.ПЛОСКОЕ, в котором прадед был рожден и в котором жили другая часть ВОЛОДИМЕРСКИХ. С начала 20 века их фамилию стали записывать по иному, Володимерские стали Владимирскими, Володимеровы - Владимировыми. Если кто то знает историю людей из этих селений, пишите ... Ссылка на тему по истории старообрядческих сел КВГО (с.Староалейское) https://forum.vgd.ru/3164/97866/#last
--- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | Лайк (1) |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
19 декабря 2010 17:42 19 декабря 2010 17:51 Ссылка на данный материал в форуме уже есть, но для расскрытия темы старообрядчества Алтая, в этом разделе, будет полезно содержание ссылки. Численность и состав населения приходов Барнаульского духовного правления Население приходов в 1829гРаскольники различных толков и направлений составляли третью по численности категорию населения. В 1829 г. по данным клировых ведомостей на территории Барнаульского духовного правления их на считывалось 15997 душ обоего пола или 13,4 % от общей численности населения. Раскольники были представлены на территории 15 приходов, лишь приход Новоенисейской слободы не имел их в своем составе (рис. 12). Наибольшее число раскольников входило в Белоярский приход (4307 чел.), поскольку по Барнаульскому округу местами наибольшего сосредоточения старообрядцев считались Тальменская, Боровлянская, Чумышская и Верх_Чумышская волости 1, населенные пункты которых и составляли данный приход. Почти в два раза меньше уклонившихся в раскол было в следующих по этому показателю приходах: Чарышском (2179 чел.) и Смоленском (2068). Помимо Новоенисейской церкви, не имевшей на своей территории раскольников, минимальное их число среди рассматриваемых приходов относилось к Барнаульской Петропаловской (11 чел.) (Старухин Н.А. Старообрядцы Тальменского района: новые материалы //Нижнее Причумышье: очерки истории и культуры. Барнаул, 1997. С. 74. и Сузунской Вознесенской). Подобная картина наблюдается и при сравнении доли раскольников в общей численности населения. Наивысший показатель здесь в Чарышском приходе (39,7%), Белоярском — 37,7%, Смоленском — 19,6%. Наименьший процент раскольников (это же относится и к их численности) зафиксирован в Барнаульском Петропавловском (0,1%) и Сузунском Вознесенском (0,8%) приходах. Раскольники в 1829 г. проживали в 221 населенном пункте, ареал их распространения охватывал практически всю рассматриваемую территорию за исключением небольших площадей к юго_западу от Барнаула, к востоку от Бийска и к северу от Сузунского завода. Наибольшая численность этой кате гории населения зафиксирована в отдаленных южных деревнях Змеиногорского прихода Шипуновой (411 чел.) и Гилевой (410), а также в деревне Поспелиха Кашинского прихода (409). Однако таких многочисленных по количеству раскольников поселений было немного, только в 49 из 221 их насчитывалось больше 100 чел. На 100% из раскольников состояло население 28 деревень: 14 самого густонаселенного старообрядцами Белоярского прихода (Аристова, Воронина, Усть_Каменская, Койнова, Лаврятская, Зырянская, Протопопова, Кокорина, Миронова, Мостовая, Шпагина, Верх_Камышен_ ка, Гришина и Дресвянка), 5 Малышевского прихода (Верхнепайванская, Панова, Жаркова, Шарчина, Куликова), по 3 таких населенных пункта было в Кашинском (Маханова, Мельникова, Панюшева), Смоленском (Усть_Убинская, Айская, Сибирячиха) и Змеиногорском (Гилева, Каменка и Шипунова) приходах. Количество женщин среди раскольников в 1829 г. составляло 52% от их общего числа. Численное превосходство женщин староверов зафиксировано во всех приходах, самая минимальная их доля составляла 50,1% (Бийский приход). http://new.hist.asu.ru/biblio/prihod/contents.html
 --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
19 декабря 2010 17:43 Население приходов в 1846 Количество раскольников, несмотря на включение в Барнаульское духовное правление южных малоосвоенных приходов, к 1846 г. практически не увеличилось. В 22 из 25 приходов их зарегистрировано 16010 чел. (в 1829 г. на территории правления их было 15997). Сокращение доли категории раскольников в общей численности населения с 13,4% в 1829 г. до 10% в 1846 г. было следствием бегства уклонившихся в раскол от притеснений церкви и государства далее на юг и восток. В поисках «Беловодья» — земли справедливости и свободы — они уходили на Уймон и Бухтарму, по их представлениям в долинах этих рек и находилось легендарное Беловодье 1. К 1846 г. на территории практически всех северных и центральных приходов наблюдается сокращение числа раскольников. Исключение составляли Тальменский, в который входила деревня Шипицина, где была раскольничья часовня и молельная, являвшаяся соборной и объединявшая ряд поморских молельных в других районах Алтая 1, а также прилегающие Сузунский и Малышевский приходы. При этом число раскольников в четырех приходах на юго_востоке территории Барнаульского духовного правления (Смоленском, Верх_Каменском, Снегиревском и Зыряновском) составляло 39,1% всех староверов рассматриваемой территории. В результате к 1846 г. в правление входит уже три прихода, в которых клировые ведомости не зафиксировали ни одного раскольника: Локтевский, Риддерский и Новоенисейский. Но если в последних двух их никогда и не было, то в приходе Локтевского завода данная категория населения исчезает к 1840 г. В результате переселений, а также изменения территории правления в целом и отдельных его частей изменилось распределение раскольников по приходам (рис. 17). Лидером по их числу вместо северовосточного Белоярского становится юго_восточный Смоленский приход (3186). Далее идут Тальменский (1856) и Малышевский (1757) приходы, численность раскольников в их населенных пунктах в отличие от остальных церквей, находившихся на севере территории Барнаульского духовного правления, не только не сократилась, но даже увеличилась по сравнению с 1829 г. По доле раскольников в населении пальма первенства в 1846 г. принадлежала юго_восточным церквям. На территории Снегиревской Успенской они составляли 45,5%, Смоленской Одигитриевской — 28,3%, а Верх Каменской Покровской — 26,6% всего населения. Процесс переселения раскольников на юго восток подтверждается и расселением их по населенным пунктам. В 1829 г. староверы зафиксированы в 221 поселении, в 1846 г. таких точек на карте стало уже 252, причем увеличение этого показателя произошло в основном из за включения новых населенных пунктов, в подавляющем большинстве которых жили раскольники. Кроме того во многих юго восточных поселениях в 1846 г. клировые ведомости впервые зафиксировали староверов, большое число северо восточных, западных и центральных населенных пунктов Барнаульского духовного правления раскольники, напротив, покинули или значительно сократили в них свою численность. Среди населенных пунктов в 1846 г. староверов больше всего проживало в деревне Солоновке Смоленского прихода (760 чел.), хотя в 1829 г. по данным клировых ведомостей раскольников там не было. Далее идут деревни Гилева Змеиногорского прихода (505) и Верх Каменская, являвшаяся местом расположения Покровской церкви (500). Бывшая в 1829 г. третьей по численности раскольников Поспелиха сократила к 1846 г. их численность с 409 до 281 чел. Значительно уменьшилось количество населенных пунктов, состоявших исключительно из раскольников. Если в 1829 г. их было 28, и располагались они практически по всей территории Барнаульского духовного правления, то 1846 г. таких поселений осталось только 4 — деревни Аристова, Уймонская, Язова и Тавда, причем последние три входили в юго восточные приходы. Увеличивается с 52% до 52,4% доля женского населения среди раскольников Барнаульского духовного правления, что также, видимо, связано с бегством староверов за «камень», поскольку первыми уходили мужчины для выбора места переселения. В 1829 г. число женщин среди раскольников превосходило число мужчин во всех приходах, в 1846 г. данная ситуация наблюдается только в 14 из 22 случаев. В Сузунском и Тальменском приходах, находившихся на севере рассматриваемой территории доля женского населения среди раскольников была выше средней и составляла в 1846 г. 53,8% и 55,5% соответственно, в самых южных приходах этот показатель был значительно ниже, в Зыряновском — 49,2%, в Снегиревском — 49,9%, и мужчины здесь составляли большинство среди раскольников. В целом за период 1829–1846 гг. на основной части территории Барнаульского духовного правления, исключая Сузунский, Малышевский и Тальменский приходы с традиционно достаточно сильными позициями староверов, число раскольников значительно сократилось. Однако расширение рассматриваемой территории на юг и восток, где, видимо, и осела часть староверов, ушедших из большинства приходов правления, компенсировало это сокращение. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
19 декабря 2010 17:44 Население приходов в 1864 г. Численность раскольников к 1864 г. резко сократилась, в 19 приходах их зарегистрировано только 5867 чел., по сравнению с 1846 г. их численность упала на 63,3% (рис. 31). Это произошло по причине оттока раскольников с территории Алтайского округа. Как известно, 1860_е гг. дали новый всплеск «беловодского» движения 1. Не последнюю роль сыграла и борьба официальной церкви и государства с расколом. Раскольники зафиксированы только в 50 поселениях в южных и юго восточных приходах и вокруг уже устоявшихся староверческих центров (Поспелиха, Шарчина, Шипицина). Наибольшее число раскольников зарегистрировано в клировых ведомостях Николаевской церкви в селе Кабановском (1555 чел.) и Святотроицкой села Новотырышкинского (1169), наименьшее — церкви Покровской села Верх Каменского. Среди населенных пунктов лидером по количеству раскольников, как и в 1846 г., была Солоновка (955 чел.), следующей по численности уклонившихся в раскол была Поспелиха (510). В период с 1829 по 1846 гг. доля раскольников в общей численности населения Барнаульского духовного правления сокращается с 13,4% до 10,1%, а в 1864 г. она составила только 2,7%. Стоит также отметить, что в это время создается так называемая единоверческая церковь, подчиненная архиереям новообрядческой церкви, однако все церковные службы здесь совершались по старым, дониконовским книгам, все обряды, чины и уставы были староверческими. Поэтому часть приверженцев новой церкви, возможно, не были записаны в клировых ведомостях как раскольники. Но поскольку в среде староверов единоверие широкого распространения не получило, а единоверческая церковь рассматривалась многими из них как одна из структур синодальной, «антихристовой» церкви, то количество таких раскольников было достаточно невелико, и основная их масса переселилась дальше, на малоосвоенные территории. Численное преимущество женского населения среди раскольников продолжает расти, в 1864 г. женщины составляют уже не 52,4%, как в 1846 г., а 54% староверов. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14576 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8924 | Наверх ##
21 декабря 2010 20:39Купить книгу о староверах Томской губернии Шевченко В.Д. Трилогия. Ставрополь. 2004г. 252 с. Твердый. переплет, Обычный. формат.(Продавец: BS - Buklit, Ставрополь.) Цена 490 руб. ЗаказатьВ трилогию включены повести «Детство, опаленное войной», «Сибирь седая», «Думы и воспоминания». Имя автора хорошо известно в крае и за его пределами. Он – кандидат сельскохозяйственных наук. За публикацию первой части трилогии В. Шевченко стал победителем всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны. Трилогия во многом автобиографична. Родился Владимир Данилович в селе Петровском, в многодетной крестьянской семье, был девятым ребенком. В 13 лет пошел работать токарем в МТС. В 1954-м окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт. По комсомольской путевке вскоре был «брошен» на освоение целинных и залежных земель Алтая. Работал главным агрономом машинно-тракторной станции, затем – директором крупного совхоза и начальником районного управления сельского хозяйства. 20 лет служил ставропольской науке. Книга знакомит с живописными местами далекого Алтая, его жителями. Образно и увлекательно автор повествует об обычаях староверов-кержаков и алтайцев, а также о необычных способах охоты и рыбалки местного населения. Состояние: Хорошее. Пословицы и поговорки уймонских староверов. Новосибирск ИЦ РОССАЗИЯ сибирского Рериховского Общества 2009г. 60с бумажный переплет, обычный формат. Книга комиссионная, высылается из Нижнего Новгорода (Продавец: BS - Orlik2, Петрозаводск и др.) Цена 200 руб. ЗаказатьВ сборник вошли пословицы и поговорки уймонских староверов, проживающих на Алтае, записанные Р.П. Кучугановой. Cостояние: Отличное Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая. Православная культура Сибири, том 1 / ред. Шиндин Б. Новосибирск Наука 2002г. 494с тверд переплет, слегка увеличен. формат. Доставка по РФ бесплатная (Продавец: BS - Orlik2, Карелия, г. Петрозаводск.) Цена 750 руб. ЗаказатьВ монографии впервые осввещается современное состояние духовной культуры староверов Алтая, рассматриваются особенности богослужебной обрядовой практики, различные формы литургического пения, затрагиваются вопросы бытования в старообрядческой среде духовных стихов. Исследование основано на ранее не публиковавшихся музыкальных материалах, собранных авторами в ходе экспедиций последних лет, и снабжено обширным нотным приложением, дающим полное представление об анализируемой региональной традиции Состояние: очень хор Дутчак Е.Е. Из `Вавилона` в `Беловодье`: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX - начало XXI в.). Под ред. Керова В.В. Томск ТГУ 2007г. 414 с. Твердый переплет, Обычный формат. (ISBN: 5-7511-1806-8 / 5751118068) (Продавец: BS - RadaVam, Томск.) Цена 490 руб. ЗаказатьВ монографии рассматриваются история возникновения и социокультурные особенности томско-чулымских таежных монастырей староверов страннического согласия. В работе основное внимание уделено проблеме самосохранения замкнутых скитских сообществ в условиях макросоциальных модернизационных процессов. Монография вводит в научный оборот комплекс текстов, созданных сибирскими староверами. Тираж 500 экз. Состояние: Идеальное Мальцев А. И. Староверы - странники в ХVIII - первой половины ХIХ века. История. Православие. Новосибирск. Сибирский хронограф. 1996 г. Мягкий переплет.(Продавец: BS - ingvar, Санкт-Петербург.) Цена 1000 руб. ЗаказатьСостояние: Хорошее. | | |
Панкратов МихаилНачинающий  Москва Сообщений: 14 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 14 | Наверх ##
15 января 2011 16:09 15 января 2011 16:14 Друзья! Всем доброго здравия! Мои предки родом из Алтая.с. Буканское Дед Панкратов Александр Львович, Прадед Лев Михайлович Бабушка Кузнецова Евдокия Ивановна , Прадед Кузнецов Иван Сергеевич г. Барнаул (старообрядцы) пардон не вем как прикрепить фото? Подскажите пожалуйста как найти метрические списки с.Буканское С прошедшими праздниками, Спаси Христос! --- с. Буканское Панкратовы, Барнаул Кузнецовы | | |
Панкратов МихаилНачинающий  Москва Сообщений: 14 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 14 | Наверх ##
15 января 2011 17:07 15 января 2011 17:15 EVGENY написал: [q] Книга о родившихся Буканской старообрядческой общины. 1910 г.[/q]
Други как можно "полистать" ету книгу? Мой дед 1909г.
 --- с. Буканское Панкратовы, Барнаул Кузнецовы | | |
Панкратов МихаилНачинающий  Москва Сообщений: 14 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 14 | Наверх ##
15 января 2011 17:18 Прадед
 --- с. Буканское Панкратовы, Барнаул Кузнецовы | | |
EVGENY Сообщений: 691 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1416 | Наверх ##
15 января 2011 18:00 Панкратов Михаил
Метрики в архиве Барнаула есть , старообрядческий приход 1909-1913 в 6 описи . --- Хотите знать больше?
| | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14576 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8924 | Наверх ##
15 января 2011 18:16с. Буканское EVGENY написал: [q] старообрядческий приход[/q]
По закону, не имели права именоваться приходом - только общиной: Старообрядческая община Поморского законобрачного согласия, допускающая наставников: с. Буканское Касмалинской вол. Барнаульского у. Зарегистрирована определением ОПТГУ от 28 нояб. 1907 г. за № 487. На момент регистрации имелся Свято-Покровский молитвенный дом (имелся молитв. дом и в 1898 г.). EVGENY написал: [q] Метрики в архиве Барнаула есть[/q]
ГААК. Ф. Д-144, Оп. 6, Д. 1304. | | |
Панкратов МихаилНачинающий  Москва Сообщений: 14 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 14 | Наверх ##
15 января 2011 19:11 EVGENY написал: [q] Метрики в архиве Барнаула есть , старообрядческий приход 1909-1913 в 6 описи . [/q]
Евгений Спаси Христос. А у Вас выхода на них нет случаем? Как можно связаться? --- с. Буканское Панкратовы, Барнаул Кузнецовы | | |
|
Генеалогический форум ВГД » Сословия, вероисповедания, этносы » Вероисповедания, церковная практика...
» Доктора наук о религии и церкви
» Старообрядчество
» Старообрядцы Забайкалья в ХVIII-XX вв.
» Единоверие
» Кержаки
» Старообрядцы Вятской губернии Нолинского уезда
Генеалогический форум ВГД » Генеалогия: источники » Источники других христианских конфессий
» Метрические книги для раскольников (1874 г.)
» Метрические книги и записи старообрядцев
Генеалогический форум ВГД » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Белоруссия (Беларусь) » Староверы Ветки
Научные статьи сотрудников Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника