Старообрядчество Западной Сибири
Собираем материал
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
24 ноября 2008 3:17 6 февраля 2024 8:36СОЛОНЕШЕНСКИЙ РАЙОН К знатокам истории Алтайского края! Почти 20 лет прошло с начала поисков моих корней. Сейчас я знаю фамилию рода бабушки (материнская ветвь), так же стало понятно, что жили они в другой волости. Родные жили кучно в Змеиногорском уезде, редко кто отлучался. Мой прадед ВОЛОДИМЕРСКОЙ ЕВЛАМПИЙ АГАПОВИЧ, очевидно, в поисках лучшей земли временно был в д.Тумановой, в это время и родилась моя бабушка, но в переписи 1917г можно узнать, что Евлампий и часть рода основались в д.ПЕРЕКЛИЧНАЯ Александровской волости Змеиногорского уезда, недалеко от с.ПЛОСКОЕ, в котором прадед был рожден и в котором жили другая часть ВОЛОДИМЕРСКИХ. С начала 20 века их фамилию стали записывать по иному, Володимерские стали Владимирскими, Володимеровы - Владимировыми. Если кто то знает историю людей из этих селений, пишите ... Ссылка на тему по истории старообрядческих сел КВГО (с.Староалейское) https://forum.vgd.ru/3164/97866/#last
--- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | Лайк (1) |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
15 ноября 2010 4:58 --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
16 ноября 2010 9:16 16 ноября 2010 9:20 Для полного представления о поселениях староверов на Алтае, выкладываю материал о первой деревне в Солонешенском районе. Процесс образования поселений на территории Солонешенского района начался с 19 века. В 1824г было образован населенный пункт СИБИРЯЧИХА. Расположено село при впадении реки ЧЕРВЯНКА в реку СИБИРЯЧИХУ, по обе стороны реки СИБИРЯЧИХА и по левому берегу реки АНУЙ. История села началась, когда Ларион Бурыкин, Моисей Каверзин, Афанасий Гордеев, Калистат Ломакин, Степан Черепанов и др. (всего 62д.м.п) переселились сюда из деревни ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ БИЙСКОЙ волости. К 1834 г. в селе проживал 321 человек, в 1882г. в СИБИРЯЧИХЕ было 519 д.м.п. В списке населенных мест Томской губернии на 1893г. в селе чилилось 632 д.м.п. и 700 д.ж.п., к этому времени были построены единоверческая церковь, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, общественное питейное заведение и оптовый винный склад. По результатам переписи 1917г численность населения СИБИРЯЧИХА составляла 2779 чел. (432 хозяйства), 68% хозяйств были старожильческими. В СИБИРЯЧИХУ переселились новоселы из 23 губерний России: Томской, Воронежской, Тамбовской, Полтавской, Черниговской, Рязанской, Вятской, Пермской, Тобольской, Оренбургской и др. Основная масса переселенцев пришлась на 1900-1910гг.
 --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
16 ноября 2010 18:09 И еще информация на тему, где искать данные о предках староверах.
.... В 1654 году патриарх Никон, с согласия царя Алексея Михайловича, созвал собор и предложил исправление церковных книг против древних харатейных и греческих книг, уставов, потребников, служебников же и часословов. Собором 1667 года старообрядчество отвергнуто окончательно и предано проклятию. В постановлении 1681 вотчинникам, помещикам и их приказчикам вменено в обязанность следить внимательно за раскольниками и объявлять о них местным воеводам. Постановление 1684 г. объявило раскол преступлением: "тех, кто перекрещивал других, хотя бы он и покорился церкви, после исповеди и причастия казнить смертию без всякого милосердия". Учитывая, что, староверами в то время было большинство населения (на севере премущественно была безпоповщина, в центре и на юге – поповщина), началось бегство, укрывательство - в леса, в пустыни, за границу, в Польшу, на Дон, в Астрахань, в Сибирь. Еще в 1714 Петр предписал привести раскольников в известность перепискою и обложить двойным окладом податей, а с женщин, вдов и девок брать половину. Этот указ остался неисполненным, в 1716 Петр повторил его. Вспомогательным средством для открытия раскольников в указе 1716 года было повеление всем и каждому по всей России исповедываться ежегодно, а кто не будет исповедываться, об тех подавать именные росписи от духовного начальства губернаторам и ландратам; а светской власти повелено с неисповедывавшихся брать штраф денежный и заставлять исповедываться. Этот указ ослаблял узаконения 1684 года и отменял смертную казнь и преследование раскольников, тем не менее он остался неисполненным до 1718 года. В 1718 было предписано розыскать, почему до сих пор ландраты не взыскивали штрафа, потребовать от попов росписи неисповедывавшимся и раскольникам за 1716 и 1717 годы. Дать полгода сроку попам для предъявления сделанной ими утайки, но после полугода не прощать. Смотреть, чтобы в старосты и бурмистры не выбирали раскольников. Тех раскольников - которые будут укрываться от платежа двойного оклада мирских ссылать на каторгу, а монахов и монахинь в монастыри под начал, а заводчиков и учителей, буде возможно явную вину сыскать кроме раскола, с наказанием и вырезав ноздри ссылать на галеры. Для выявления староверов в 1697 появилась первая инструкция о ведении исповедных росписей (ведомостей). Каждый причт обязан был вести у себя три именных списка: в первый вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во второй - не бывшие, в третий - раскольники. Вестись эти ведомости начали только после 1718. Неисповедовавшиеся при этом облагались штрафом и не могли быть избраны на какие-либо должности, за утайку сведений карался и священник. Списки заверялись поповскими старостами и отправлялись в Архиерейские дома, откуда сводные экстракты из них поступали в Синод. С 1737 форма исповедных ведомостей была усложнена и состояла иэ 49 граф с 22 заголовками. В 1837 появился новый указ относительно бывших и не бывших у исповеди. По указу все жители, начиная с 7-летнего возраста, должны были ежегодно исповедываться и "приобщаться Святых Таин" "во дни Святые четыредесятницы" или в два ближайшие поста у священников только своего прихода. Священники должны были завести именные росписи всех прихожан "от престарелых и средовечных, до сущаго младенца" по дворам, с указанием возраста и чина, где отмечали факт их присутствия на исповеди и причину в случае отсутствия (например, по малолетству, если ребенку еще не исполнилось 7 лет). После итоговой сводки в каждой ведомости полагалось сделать поименную роспись раскольников, проживающих на территории прихода. К указу были приложены формы исповедных росписей, обязательные для всех епархий и ведомств. 15 октября 1846 Синодом была утверждена упрощенная форма. В ведомостях отмечались все прихожане, принадлежавшие к определенному приходу. Каждый год, 1 октября, благочинный должен был представлять исповедные росписи в Консисторию Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев), раскольников и сектантов до 1905 велись полицией. Многие раскольники и сектанты, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными и вместе с тем не находили по своим убеждениям возможности исполнять обряды православной церкви, совершали похороны без священника, не крестили новорожденных, от полиции же это скрывалось. С 1905-1906 ведение метрических книг старообрядцев, раскольников и сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение книг с 1907 возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах - волостными правлениями. .... --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
16 ноября 2010 19:53 17 ноября 2010 13:07 МЕЧТА О БЕЛОВОДЬЕ Путь странников на Алтай оказался весьма нелегок и сложен. От Соловецкого монастыря пришел в д. Малый Бащелак Никифор |Петров. В д. Сетовке проживал выходец из Пермской губернии Константин Долгих. Две пустынницы, Платонида и Фелисата, родились в Приуралье, но дорога каждой из них на Алтай стала особой и долгой. Платонида еще в молодости отправилась пешком в Киев, к святым местам, оттуда зашла в Стародубье, где стала монахиней в Николаевском старообрядческом монастыре. Затем приехала на Алтай в д Ай. Фелисата из Пермской губернии ушла "в пустыню" возле Нижнего Тагила, там же постриглась в монахини, потом уехала на Алтай поселилась в Уймоне. Обе женщины занимались рукоделием, учили крестьянских детей грамоте, богомолиям. Две другие скитницы был пойманы возле Уймона. Одна из них, вырвавшись из-под стражи бросилась в р. Бию и утонула. Другая же не только не хотела дать перед судом ответа, но, оборотившись к судьям спиной, обругивала их, называя посланниками ада, предшественниками антихриста. В скитах по берегам Катуни и по горам "спасалось" немало раскольников, получавших пропитание от жителей Уймона и других деревень. Скитник Дементий Орлов - пустынник из Соликамска, проповедовал о скором наступлении второго пришествия и о необходимости спасения души в "пустыне". Вместе с ним на Алтай пришли три скитницы, остановились в д. Тургусунской Бухтарминской волости. Оттуда крестьяне переправили их в Верхний Уймон для богослужений и для чтения книг. По мнению крестьян, Орлов оказался "великий грамотей, знающий силу Священного писания". Он и скитницы были поселены в лесной избушке в 25 верстах от Верх-Уймона. Приведенные примеры показывают, что Южная Сибирь в XIX в. стала еще более притягательным местом, куда устремлялись староверы различных толков. Местное население, также в большинстве староверы, охотно их принимало и кормило. Начальник Колывано-Воскресенских заводов в своем рапорте в Петербург сообщил: "Жители знают дороги по ущельям, по вершинам гор, где другим нельзя пройти без провожатых. Казаки Колыванской линии также знакомы с этими путями. Но они сами преклонны к старообрядчеству и не принимают должных мер". Поэтому сыскные отряды могли обнаружить далеко не всех беглых и искателей Беловодья. В эту страну звали "маршруты" странников. Сохранилось менее десятка записей "маршрутов" странников. Их постепенно обнаруживали в документах архивов. Первый был опубликован писателем П.И. Мельниковым-Печерским в 1901 г., последний из найденных - историком С.И. Лукичевым в 1980 г. Первый текст оказался и более пространным. "Маршрут, сиречь путешественник. От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга и на Тюмень, на Каменогорск, на Выбернум деревню, на Избенек, вверх по реке Катунь на Красноярск, на деревню Устьюбу, во оной спросить страноприимца Петра Кириллова. Около их пещер множество тайных, и мало подале от них снеговые горы распространяются на 300 верст, и снег никогда на оных горах не тает. За оными горами деревня Умьменска, и в ней часовня, инок МЕ. От них есть проход Китайским государством, 44 дня ходу через Губань, потом в Опоньское государство. Там жители имеют пребывание в пределах океяна-моря, называемое Беловодье. Там жители на островах семидесяти, некоторые из них и на 500 верстах расстоянием, а малых островов исчислить невозможно. О тамошнем же пребывании оного народу христоподражателям древнего благочестия святые соборные и апостольские церкви. Со истиною заверяю, понеже я сам там был, со двемя иноками, грешный и недостойный старец Марко. В восточных странах с великим нашим любопытством и старанием искали древнего благочестия православного священства, которое весьма нужно ко спасению, с помощью Божиею и обрели асирского языка 179 церквей, имеют патриарха православного, антиохийского доставления, и четыре митрополита. А российских до сорока церквей тоже имеют митрополита и епископов. От гонения римских еретиков много народу отправилось кораблями Ледовитым морем и сухопутным путем. Бог наполняет сие место. В том месте приходящих из России принимают первым чином: крестят совершенно в три погружения, желающих там пребыть до скончания жизни. Бывшие со мною два инока согласились вечно остаться: приняли святое крещение... В тамошних местах татьбы и воровства и прочих противных закону не бывает. Светского суда не имеется, управляют народы и всех людей духовные власти. Там древа равные с высочайшими древами. Во время зимы морозы бывают необычайные с разсединами земными. И громы с землетрясением немалым бывают. И всякие земные плоды бывают, родится виноград и сорочинское пшено... А оные опонцы в землю свою никого не пущают и войны ни с кем не имеют: отдаленная их страна. В Китае есть град удивительный, яко подобного ему во всей подсолнечной не обретается. Первая у них столица Кабан" Тексты разных списков неодинаковы. Вот образец послания инока Михаила: "Милостивые государи и вси еже во Христе любимии братие! На Беловодье надобно ехать до г. Бийска и по Смоленской волости до деревни Устюбы. Тут есть страноприимец Петр Мошаров, и он путь покажет через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, и в ней инок схимник Иосиф содержит обитель. Тут есть место, где скрыться от антихристовой руки, есть и люди тут, которые проведут дальше. А проход весьма труден. И там нужно идти неверными. Так, в 1842 г. потребовал рассмотрения дела обер-прокурор Синода, в руки которого было передано "пригласительное послание" инока Михаила. Высшей власти российского духовенства почудилось массовое уклонение от церковного православия "находящиеся в разных местах Сибири часовни неизвестных обителей и проживающие там иноки". Выехавший для следствия чиновник не нашел инока Михаила. Он побывал во всех упомянутых в "путешественнике" деревнях: Усть-Убе, Уймоне, Касичах, Тавде. Отметил, что все деревни населены раскольниками, расположены на берегу Катуни с правой стороны, а по левому берегу в густых лесах удобно скрываться беглым 13. Сравнение между собой всех известных списков "маршрутов" наводит на мысль о том, что создавались они в разных местах, откуда и вели на Алтай. Следственные дела сообщают, что в 1805 г. бежали за границу. Галактион Шишин с матерью. В 1809 г. оттуда были возвращены Михаил Иванов с товарищами. В 1810 г. судили "поселыцика" Семена Катанаева, пойманного за рубежом.
Мой прадед Алексей Прокопьевич Исаков упоминается впервые в метрических книгах д.УстьУба, очень интересная информация из истории села.. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
Alexey PerezhoginИсторик-исследователь Частный специалистг. Барнаул, Алтайский край Сообщений: 181 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 39002 | Наверх ##
17 ноября 2010 13:38 Пространные выдержки из работы В.А. Липинской. --- "Алтайское Родословие"
http://www.altay-rod.ru | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
17 ноября 2010 14:55 --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
borisO Барнаул Сообщений: 343 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2453
| Наверх ##
17 ноября 2010 15:03 выписки из описи фонда 1 ГААК может кому-то пригодится (оговорюсь дела указанные ниже я не смотрел)
ГААК 1-1-66 (полное название не записал :()) включает в себя списки раскольников крайние даты 20.03.1749-19.01.1758 915 листов ГААК 1-1-116 "Доношения и реестры Барнаульского духовного правления в Канцелярию Колывано Воскресенского горного начальства о взыскании штрафных денег с лиц не бывших у причастия" 30.01.1751-09.01.1761 926 листов ГААК 1-1-261 "Доношения и реестры Барнаульского духовного правления в Канцелярию Колывано Воскресенского горного начальства о взыскании штрафных денег с лиц не бывших у причастия" 6.07.1758-24.07.1767 314 листов --- Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
Овечкины, Ожогины, Макаровы, Ильиных, Шибких, Панкрашины, Коростелевы, Куликовы, Дорофеевы, Князевы, Заковряшины, Рудаковы, Замираловы, Исаковы, Перелыгины, Никулины, Мартыновы | | |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10917 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4372 | Наверх ##
17 ноября 2010 15:22 borisO Вот спасибо,мне точно пригодится,моя бабушка из них,из своей чашки не давала пить | | |
Alexey PerezhoginИсторик-исследователь Частный специалистг. Барнаул, Алтайский край Сообщений: 181 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 39002 | Наверх ##
17 ноября 2010 15:26Липинская Да, именно из книжки "Старожилы и переселенцы" В.А. Липинской (московский этнограф). Москва: Изд-во Наука. --- "Алтайское Родословие"
http://www.altay-rod.ru | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14578 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8924 | Наверх ##
17 ноября 2010 19:45 Алексей Пережогин написал: [q] из книжки[/q]
В смысле - из монографии? | | |
|
Генеалогический форум ВГД » Сословия, вероисповедания, этносы » Вероисповедания, церковная практика...
» Доктора наук о религии и церкви
» Старообрядчество
» Старообрядцы Забайкалья в ХVIII-XX вв.
» Единоверие
» Кержаки
» Старообрядцы Вятской губернии Нолинского уезда
Генеалогический форум ВГД » Генеалогия: источники » Источники других христианских конфессий
» Метрические книги для раскольников (1874 г.)
» Метрические книги и записи старообрядцев
Генеалогический форум ВГД » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Белоруссия (Беларусь) » Староверы Ветки
Научные статьи сотрудников Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника