Старообрядчество Западной Сибири
Собираем материал
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
24 ноября 2008 3:17 6 февраля 2024 8:36СОЛОНЕШЕНСКИЙ РАЙОН К знатокам истории Алтайского края! Почти 20 лет прошло с начала поисков моих корней. Сейчас я знаю фамилию рода бабушки (материнская ветвь), так же стало понятно, что жили они в другой волости. Родные жили кучно в Змеиногорском уезде, редко кто отлучался. Мой прадед ВОЛОДИМЕРСКОЙ ЕВЛАМПИЙ АГАПОВИЧ, очевидно, в поисках лучшей земли временно был в д.Тумановой, в это время и родилась моя бабушка, но в переписи 1917г можно узнать, что Евлампий и часть рода основались в д.ПЕРЕКЛИЧНАЯ Александровской волости Змеиногорского уезда, недалеко от с.ПЛОСКОЕ, в котором прадед был рожден и в котором жили другая часть ВОЛОДИМЕРСКИХ. С начала 20 века их фамилию стали записывать по иному, Володимерские стали Владимирскими, Володимеровы - Владимировыми. Если кто то знает историю людей из этих селений, пишите ... Ссылка на тему по истории старообрядческих сел КВГО (с.Староалейское) https://forum.vgd.ru/3164/97866/#last
--- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | Лайк (1) |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
8 ноября 2010 21:54 9 ноября 2010 19:05 Многие слышали семейные легенды, что пра- и прапра- родители были староверами, но не многие углублялись в суть этого явления.
Для тех, кто не совсем в теме, приведу статью Мурашовой Натальи Сергеевны " Хронологический перечень важнейших дат из истории Алтайского старообрядчества".
1720-е годы - появление первых старообрядцев на Алтае (9). 1737 г. - издано распоряжение об употреблении "раскольников" при казённых заводах к горным работам и о содержании их под крепким караулом (2). 1738 г. - издано распоряжение о переписи "раскольников" на демидовских заводах для включения их в феодальную податную систему (2). 1739 г. - Тобольская консистория объявила розыск "раскольников" в районе Томска, Кузнецка, Бердска, Белоярской слободы (12). 1742 г. - самосожжение старообрядцев в д. Лепехино Белоярской слободы (12). 1745 г. - арестован и отправлен в Тобольск старообрядческий начётчик Семён Тавдин, приписанный к Барнаульскому заводу (3). 1745 г. - в Барнауле состоялся богословский спор о вере между выходцем из Выговской пустыни Гаврилой Семёновым и католиком А.Беэром. Подробности религиозного диспута зафиксированы в рукописной книге Г.С.Украинцева "Вопросоответное разглагольство верою латынянина бригадира Беэра с завоцким жителем Оукраинцевым, чинимое в 745 году", хранящейся в Государственном Историческом музее в Москве (3). 1746-1747 гг. - самосожжение старообрядцев в деревнях современного Шипуновского района (12). 1747 г. - побег Семёна Тавдина из Тобольска в Барнаульский завод, где он исправлял обязанности духовного отца (3). 1748 г. - побег двух заводских рабочих Биткова и Плотникова через Убу в долину р. Бухтарма, в результате задержания которых властям стало известно о наличии поселений в глубине Алтайских гор (13). 1750 г. - из Тобольской консистории в Барнаул поступила промемория с требованием арестовать всех старообрядцев, живущих по рекам Чумыш и Чарыш в деревнях Кашкарагаихе, Тайменской, Луговой, Кармацкой, Чесноковской, Бельмесевой и Беспаловой. Духовный заказчик Самсон Мефодиев массовых арестов не предпринял, опасаясь самосожжения староверов (3). 1753 г. - барнаульский протоиерей Василий Иванов донёс в Тобольскую консисторию о готовящихся самосожжениях старообрядцев, проживающих близ д. Шипицыно на Чумыше (3). 1760 г. - издан сенатский указ "О занятии в Сибири мест от Усть-Каменогорской крепости по р. Бухтарме и далее до Телецкого озера, о построении там в удобных местах крепостей и заселении той стороны по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим речкам, впадающим в Иртыш-реку, русскими людьми до 2 тысяч человек" (1). 1761 г. - прапорщик Зелёный, сопровождавший горную партию, обнаружил первое тайное поселение старообрядцев-каменщиков около одного из притоков р.Тургусун (1). 1762 г. - Екатерина II издала манифест, в котором приглашала вернуться в Россию русских раскольников, бежавших от религиозных гонений в Польшу, при этом место жительства они могли выбрать либо прежнее, либо Сибирь, в том числе и Алтай (14). 1764 г. - образование первых посёлков староверов-"поляков" (т.е. русских старообрядцев, возвратившихся в Россию из Польши - ред. сайта) Змеиногорском округе: Екатерининки, Шемонаихи, Лосихи, Секисовки, Бобровки (1). 1765 г. - издано специальное распоряжение, в котором повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы (1). 1766 г. - основано старообрядческое с. Староалейское (материалы музея с. Староалейского Третьяковского района). 1770 г. - поездка на Алтай учёного и путешественника П.С. Палласа, в том числе уделившего внимание старообрядцам (8). 1779 г. - издано распоряжение о приписке к заводам крестьян-"поляков", действовавшее вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. (14). 1780-е годы - появление на Алтае сибирских и уральских часовенных (10). 1781 г. - основано бухтарминское с. Тургусун, в котором проживали старообрядцы-каменщики (материалы экспедиций сотрудников Новосибирской консерватории). 1786 г. - около 60 жителей Камня отправились к китайскому богдыхану с просьбой принять их под свою опеку (13); алтайские старообрядцы положили начало пчеловодству в Сибири (5). 1787 г. - основана д. Малая Убинка Владимирской волости Змеиногорского округа, в которой жителями были староверы-"поляки" (14). 1790 г. - основана д. Быструха Владимирской волости Змеиногорского округа, в которой жителями были староверы-"поляки" (14); обращение каменщиков к штрейгеру Приезжеву с просьбой о причислении к подданным Российской империи, о чём генерал-майор Штрандман отправил донесение в Санкт-Петербург (1). 1791 г. - возникновение легенды о Беловодье (13); издан рескрипт Екатерины II о принятии каменщиков в состав России в качестве ясачных инородцев (13). 1792 г. - объявлен указ Екатерины II о присоединении бухтарминских старообрядцев к числу верноподданных от 15 сентября 1791 г. 4 поверенным каменщиков: Даниле Кривошеину, Михаилу Булычёву, Алексею Шестакову, Василию Зайцеву (16); вследствие принятия в состав России каменщиков вместо отдельных мелких посёлков было образовано 9 деревень с населением более 300 человек: Осочиха (Богатырёво), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево) (1). 1793 г. - основание беспоповской моленной в д. Плоское Бийского округа (4). 1796 г. - замена каменщикам ясака денежной податью в размере 8 рублей 50 копеек в год (1). 1797 г. - привлечение "поляков" на заводские работы (1). 1799 г. - основание д. Черемшанка Риддерской волости Змеиногорского округа, в которой жителями были староверы-"поляки" (14). 1802 г. - основание моленной в бухтарминском старообрядческом с.Кондратьево (5); основание беспоповской моленной в д. Новая Шульба Бийского округа (4). 1805 г. - основание д. Бутаково Риддерской волости Змеиногорского округа, в которой жителями были староверы-"поляки" (14). 1807 г. - первые сведения о беловодской легенде, полученные от поселянина Бобылёва и приводимые официальным историком МВД России Н.Варадиновым (13). 1809 г. - путешествие по Алтаю историка, этнографа, археолога, журналиста Г.И. Спасского, собравшего сведения о жизни и быте бухтарминских каменщиков (1). 1815 г. - основание старообрядческой моленной в бухтарминском с. Тургусун (4). 1817 г. - основание старообрядческой моленной в с. Белое Бухтарминской волости (7). 1820 г. - основание федосеевской моленной в с. Выдриха Риддерской волости (4). 1824 г. - ясачные каменщики были переведены в разряд оседлых инородцев с оброком по 8 рублей с человека (1). 1825-1826 гг. - первая документально зафиксированная попытка поисков Беловодья. В документе из архива Семипалатинского областного управления говорится, что китайский караул на левом берегу Бухтармы у перевала Бурхат задержал 43 крестьян, пришедших с Колывано-Воскресенских заводов (13). 1826 г. - описание жизни и быта бухтарминских старообрядцев, сделанное профессором Дерптского университета К.Ледебургом (3). 1828 г. - побег старообрядцев из двух селений горного округа и из бухтарминских деревень Чечулихи, Крестовки, Тургусун и Парыгино (всего более 100 человек) на Уймон (1). 1831 г. - в Барнаульское духовное правление поступил императорский указ: "по секрету, коим предписано, что старообрядцы не должны заводить для звону колокола и никаких нарядных исправлений у часовен" (3). 1832 г. - основание д. Поперечная Риддерской волости, в которой проживали староверы-"поляки" (14). 1835 г. - перепись Ясака, по итогам которой насчитывается326 мужчин и 304 женщины (7). 1836 г. - основание беспоповской моленной в с. Секисовка Владимирской волости (4). 1837 г. - здание беспоповской моленной в Секисовке Владимирской волости передано единоверцам (священник Симеон Вавилов из Барнаула) (4). 1839 г. - побег в легендарное Беловодье 300 человек из Бухтарминской волости во главе с братьями С. и П.Огневыми и П.Мурзинцевым (13). 1840 г. - очередной побег в Беловодье крестьян из бухтарминских деревень (13). 1845 г. - газета "Санкт-Петербургские ведомости" (№20-22, 27-30) публикует статью С.Гуляева "Алтайские каменщики" (3). 1850 г. - основание д. Стрежная Риддерской волости, в которой проживали староверы-"поляки" (14). 1850-е годы - начало занятий мараловодством бухтарминскими каменщиками (5). 1856 г. - основание д. Волчиха Владимирской волости, в которой проживали староверы-"поляки" (14). 1858 г. - побег в Беловодье Семёна и Хрисанфа Бобровых (7); основание д. Орловка Владимирской волости, в которой проживали староверы-"поляки" (14). 1859 г. - из центральной России в бухтарминские деревни прибыла монахиня белокриницкого согласия Екатерина Карельских с целью распространения "австрийской веры" (4). 1861 г. - побег в Беловодье под предводительством Х.Боброва (7). 1862 г. - в с. Крутоберезовка Владимирской волости начинает служение белокриницкий священник отец Константин (4); рукоположение Савватия (Степана Васильевича Левшина) в епископа Тобольского и всея Сибири (до 1882 г.) (10); рукоположение епископом Савватием в священники Михаила Екимова из д.Выдриха Александровской волости, ставшего в 1883 г. сибирским архиереем (4). 1863 г. - поездка на Алтай А.Принтца, описавшего жизнь и быт бухтарминских каменщиков (9). 1865 г. - основание единоверческого монастыря в Бийском округе (15). 1867 г. - основание деревень Пихтовка и Зимовская Владимирской волости, в которых проживали староверы-"поляки" (14). 1869 г. - очередной побег в Беловодье крестьян из бухтарминских деревень (13). 1871 г. - основание беглопоповской церкви в с.Каменка Среднекрасиловской волости (материалы музея с.Залесово Алтайского края). 1878 г. - упразднение Бухтарминской и Уймонской инородческих управ, превращение их в обычные крестьянские управы с ликвидацией всех льгот (1); первая экспедиция на Алтай Н.М.Ядринцева (3). 1880-1890-е годы - активизация процесса переселения крестьян из Центральной России в Сибирь вследствие аграрной реформы, приведшая к образованию новых старообрядческих поселений на Алтае: в Кабинской и Зайсанской долинах и Кулундинской степи (6). 1883 г. - рукоположение Мефодия (Михаила Екимова), жителя с. Выдриха Александровской волости, в епископы Древле-православной Церкви Христовой, в ведении которого находились сибирские губернии (умер в 1898 г.) (10). 1884 г. - в Бийске создано "противораскольничье" братство (11). 1885 г. - в Барнауле создано "противораскольничье" братство имени святителя Димитрия Ростовского (3). 1888 г. - очередной побег в Беловодье крестьян из бухтарминских деревень (13). 1892 г. - открытие единоверческого храма в с. Орловка Владимирской волости (4). 1897 г. - очередной побег в Беловодье крестьян из бухтарминских деревень (13). 1898 г. - прибытие семей староверов на Алтай из Воронежской губернии (материалы музея с. Благовещенка Алтайского края). 1899 г. - основание женской поморской обители на р. Банная в 170 верстах от с. Лосиха сёстрами из Уфимской губернии: Покровского старообрядческого монастыря (уничтожен в 1930-е годы) (7); рукоположение Феодосия в епископа Томского, Иркутского и всея Сибири Древлеправославной Церкви Христовой (умер в 1909 г.) (10).
--- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
8 ноября 2010 21:57 продолжение статьи
1903 г. - один из последних побегов в Беловодье (13). 1906 г. - рукоположение Иоасафа (Иоанна Семёновича Журавлёва) в епископа Томского и всея Сибири до 1911 г. (умер в 1921 г.) (10). 1908 г. - переселение староверов в с. Благовещенка (материалы музея с. Благовещенка Алтайского края); появление белокриницкого священника в с. Богатырево Бухтарминской волости (5). 1911 г. - состоялся съезд старообрядцев-белокриничников Томской епархии (3); рукоположение Иоасафа (Иоанна Семёновича Журавлёва) в епископа Томского и Алтайского Древлеправославной Церкви Христовой до 1921 г. (10). 1917 г. - основание белокриницкой церкви в бухтарминском с. Коробиха (5); в Барнауле состоялся съезд старообрядцев белокриницкого, часовенного и поморского согласий, рассмотревший вопросы государственного строя и земельной собственности, принявший решение о поддержке Временного правительства и созыве Учредительного собрания (6). 1918 г. - состоялся съезд старообрядцев Томско-Алтайской епархии, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (10); в Барнауле начинает издаваться журнал "Сибирский старообрядец" периодичностью 2 раза в месяц под редакцией Даниила Суворова, учреждённый исполнительным комитетом сибирских старообрядцев всех согласий (10). 1920-е годы - рукоположение Андриана в епископа Семипалатинского и Миасского, затем рукоположение Арсения (Антония Давыдова) в епископа Минусинского, Урянхайского и Семипалатинского Древлеправославной Церкви Христовой (10). 1922 г. - рукоположение Тихона (Трифона Григорьевича Сухова) в епископа Томского и Алтайского Древлеправославной Церкви Христовой (арестован в 1933 г., умер в 1938 г.) (10). 1980 г. - закончено строительство Покровского храма Русской Православной Старообрядческой Церкви в г. Усть-Каменогорск (материалы экспедиции сотрудников консерватории). 1987 г. - священником в Усть-Каменогорске назначен отец Глеб Казаченко (материалы экспедиции сотрудников консерватории). 1990 г. - возвращение исторического здания поморской моленной старообрядцам в Усть-Каменогорске (материалы экспедиции сотрудников консерватории). 1992 г. - рукоположение Силуяна (Симона Афиногеновича Килина) в епископа Новосибирского, всея Сибири и Дальнего Востока (10). 1994 г. - в Горно-Алтайске издаётся альманах "Старовер" русской православной старообрядческой церкви (10). 1996 г. - освящение храма РПСЦ во имя апостолов Петра и Павла в с. Благовещенка (материалы экспедиции сотрудников консерватории). 1997 г. - освящение храма РПСЦ во имя иконы Казанской Божьей Матери в Бийске (материалы экспедиции сотрудников консерватории). ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеенко Н.В. Бухтарминские были. Алма-Ата,1981. 2. Алтай: Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития алтайского горного округа. Томск,1890. 3. Барнаул: Летопись города. Барнаул,1994. 4. Беликов Д.Н. Томский раскол. Томск,1901. 5. Бухтарминские старообрядцы: Материалы комиссии экспедиционных исследований. Л.,1930 6. Инговатов В.Ю., Старухин Н.А. К вопросу об истории отношений старообрядчества к государственной власти на примере общин Алтая // Старообрядчество: история, культура, современность. М.,1998. 7. Кратенко А. У святых матушек // Молодёжная панорама. Усть-Каменогорск, 1989, №3. 8. Паллас П.С. Путешествие по разным местам российского государства. Ч.II. Кн.2. СПб.,1786. 9. Принтц А. Каменщики, ясачные крестьяне Бухтарминской волости Томской губернии и поездка в их селения и в Бухтарминский край в 1863 г. // Записки Русского географического общества по общей географии. СПб.,1867. 10. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. М.,1996. 11. Старухин Н.А. К характеру полемики между представителями отдельных конфессиональных групп Алтая в конце XIX в. // Этнография Алтая. Барнаул,1994. 12. Старухин Н.А. Сибирь на путях верности древлеправославию // Старовер. Горноалтайск,1994. 13. Чистов К.В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР: Вопросы литературы и народного творчества. Вып.35. Петрозаводск, 1962. 14. Швецова М. "Поляки" Змеиногорского округа // Записки Западно-сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Том XXVI. Омск,1891. 15. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882. Сургут,1993. 16. Ядринцев Н.М. Раскольничьи общины на границе Китая // Сибирский сборник. Кн.1. СПб.,1886.
--- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
8 ноября 2010 22:16 10 ноября 2010 15:45 Где же искать данные на предков староверов? Читаем статью Иванов, К.Ю. Метрические книги старообрядцев Томской губернии (1906-1931 гг.) ...
... Метрические книги для старообрядцев были введены в 1874 г., записывались в них только те старообрядцы, чьи родители были старообрядцы и над которыми не было совершено никаких таинств господствующей церковью. Практически не изменилась ситуация и с введением в действие закона от 3 мая 1883 года (8). К концу XIX в. записи в такие книги практиковались во многих местах. ...
И СРАЗУ ВОПРОС: где и в каких фондах встречаются эти метрические книги? Если у кого то есть данные, приведите в этой теме. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
EVGENY Сообщений: 693 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1419 | Наверх ##
9 ноября 2010 11:33 9 ноября 2010 14:48 Старообрядцы Екатерининской церкви Белоглазовского прихода в 1820 году.
Причиной персонального отсутствия на исповеди крестьян в исповедной росписи указывалось- «за старообрядством».
Чарышской волости: д.Островной- Бестужев. д.Самсоновой – Ячменев. д.Чупиной – Кочев,Бронников. д.Усть-Порозихи- Белоусов, Боровиков. д.Старой Порозихи – Уржумов,Останин,Печуркин, Пермяков. д.Кособоковой – Белоусов, Вдовин,Романов,Шумилов,Медведев,Мошков. д.Усть-Ермилихи – Крошин,Ячменев,Шумилов,Белоусов,Останин. д.Воробьевой – Крошин,Козицын,Козминых,Медников. д.Кабановой – Бобров. д.Пономаревой – Белоусов.
Барнаульской волости: д.Усть-Калманской – Медведев,Смолин,Кабаков,Секисов,Соколов. д.Огневой – Плясовских,Пермяков,Чупин,Черепанов. д.Новой Маралихи – Беспалов,Соколов,Харин. д.Жаравлихиной – Лукьянов. д.Красноярской – Галкин,Секисов,Закурдаев,Суботин,Старухин. д.Елбанской – Белоусов, Фирсов,Черных. д. Усть-Каменного Логу – Красков,Панов,Петенев. д.Безпаловой – Безпалов,Кондаков. д.Усть-Чарышской пристани – Налимов,Басаргин,Черепанов.
--- Хотите знать больше?
| | |
EVGENY Сообщений: 693 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1419 | Наверх ##
9 ноября 2010 12:53 Старообрядцы прихода Одигитриевской церкви Смоленского редута в 1820 году.
Причиной персонального отсутствия на исповеди крестьян в исповедной росписи указывалось- «за старообрядством».
Бийской волости: д.Петропавловской – Бурыкин,Филипьев,Данилов,Денисов,Максимов,Ачаковской, Губин,Кононов,Ломакин,Богомолов,Каверзин,Кошкаров,Зеновьев,Осипов,Прокопьев, Дударев,Гордеев,Турский,Кучин,Новиков,Телегин,Архипов,Черепанов,Сысоев,Бахирев, Соколов,Казазаев,Карпов.
д.Верхне-Каменской – Казаков,Горелов,Карпов,Казазаев,Афонасьев,Архипов,Конков, Снигирев,Лукьянов,Леонтьев,Черепанов,Трофимов,Тарсков,Иванов,Меркульев,Губин.
--- Хотите знать больше?
| | |
EVGENY Сообщений: 693 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1419 | Наверх ##
9 ноября 2010 14:45 Старообрядцы прихода Успенской церкви г.Бийска в 1820г.
Бийской волости: г.Бийска – Кайгородов . д.Шубенки – Слободчиков. д.Савиновой – Майдуров, Вдовин. д.Комаровой – Опенышев. д.Иткульской – Третьяков, Овчинников, Костенков, Шадрин. д.Хайрюзовки – Стариков. д.Загайновой – Назаров. д. Озерной – Шадрин,Рудометов,Овчинников,Третьяков,Черных. д.Нижне-Боровлянской – Фоминской,Воробьев. д.Верх-Боровлянской – Черданцев,Слободчиков,Фоминской,Третьяков. д.Белой – Черданцев,Сохарев,Лапин,Тузиков. д.Кипешной – Фоминской,Черданцов,Мезенцов. д.Ельцовки- Донских, Третьяков.
Уксунайской волости: д.Красноярской – Шурыгин, Легачев. д.Хомутиной – Иванов,Шурыгин,Фоминской.
Белоярской волости: д.Ереминой – Кудрявцов,Кузнецов.
Старообрядцы прихода Воскресенской церкви Колыванского завода в 1820г.
Колыванской волости: д.Саушкиной – Фарафонов,Арешников,Останин,Давыдов,Павлов, Маршалкин,Никитин,Казаков,Седельников,Семибратов,Семенов,Зайцов.
Чарышской волости: д.Бащелатинской – Быков,Лубягин,Плотников,Паламошнов. д.Бащалатской – Останин,Полыталов,Сердцов,Феклистов,Кокорин.
--- Хотите знать больше?
| | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
9 ноября 2010 15:37 9 ноября 2010 22:19 Очень полезная информация будет, если собрать пути переселения, истории из жизни староверов. Им приходилось часто менять место жительства, что бы уйти от преследования или в поисках удобных угодий. Из этой базы можно будет понять их жизнь, найти свои корни, наконец и лучше узнать историю своей страны. У кого есть данные о молельных домах, о единоверческих приходах, о судьбе попов старообрядчества и т.д. пишите!
 --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892 | Наверх ##
9 ноября 2010 18:03 СХЕМА РАСКОЛА
 --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
ВасилийБ г. Северск Томская обл. Сообщений: 214 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 223 | Наверх ##
9 ноября 2010 18:19 Виды (течения) старообрядчества. Из работы: Т.Г.Казанцева, Н.С.Мурашова «Старообрядцы Алтая» (постоянный адрес публикации: http://www.starover.religare.ru/article7200.html)Разделение старообрядчества на два согласия произошло в 90-х гг. XVII в. после смерти всех священников старого рукоположения. Одна часть старообрядцев – поповцы – принимали беглых священников из новообрядческой церкви. Другая же – беспоповцы – не признавали священников нового поставления и утратили, тем самым, такие церковные таинства, как евхаристия, миропомазание, елеосвящение, брак. Для совершения церковной службы, а также таинств крещения, покаяния, в некоторых случаях и брака у беспоповцев избираются духовные наставники из членов общины. Белокриницкое (австрийское) согласие получило название благодаря знаменательному в истории старообрядчества событию, происшедшему в 1846 г. в Белой Кринице, в Австрии. В этот год в староверческой церкви была восстановлена трех-чинная иерархия за счет присоединения к старообрядчеству Босно-Сараевского митрополита Амвросия. Тем самым старообрядческая церковь обрела собственного епископа, наделенного правом рукополагать в священный сан. РПСЦ – Русская православная старообрядческая церковь – официальное название белокриницкого (австрийского) согласия. Однако не все старообрядцы-поповцы приняли белокриницкую иерархию. Некоторые продолжали совершать богослужение и церковные таинства с помощью беглых расстриженных священников новообрядческой церкви. Они получили название беглопоповцев. Беглопоповство, по сути, было первой формой поповщины, но в самостоятельный толк оно оформилось после установления белокриницкой иерархии, в противовес ей. Они возникли в керженских скитах и в начальный период представляли собой ответвления от беглопоповства. С течением времени в общинах этих толков стали выбирать духовных отцов, наделенных правом совершения ряда церковных таинств. Так произошло перерождение этих толков в беспоповские. Часовенное согласие (стариковщина – одно из его самоназваний) именуется так вследствие совершения службы в лишенных алтарей часовнях. Важным отличительным принципом их догматики является отказ от перекрещивания перешедших в стариковщину старообрядцев иных согласий. Сами часовенные ведут свое происхождение от керженского инока Софрония. Дьяконовское согласие основано в начале XVIII в. старообрядческим писателем и полемистом Т.М. Лысениным. Название его связано с одним из самых активных деятелей – иеродиаконом Александром (казнен в 1720 г.). Дьяконовцы допускали для старообрядцев исполнение гражданских обязанностей, службу в армии, общение с никонианами. В отличие от беглопоповцев, признают четырехконечный крест наравне с восьмиконечным. В первые годы существования беспоповство было представлено поморским толком, основанным в 1690-е гг. в Олонецкой губернии братьями Андреем и Семеном Денисовыми и дьяком Данилой Викулиным. Соборы 1692 и 1694 гг. постановили, что наставники не могут совершать таинств, положенных священникам, в связи с чем была провозглашена недопустимость брака. Однако вскоре часть поморцев по инициативе московского наставника Василия Емельянова отказалась от безбрачия. В дальнейшем они признали установленный Петром 1 двойной налог, стали молиться за царя, в их проповедях несколько ослабли эсхатологические мотивы. Старообрядцы, оставшиеся на прежних позициях, отделились в самостоятельный толк под руководством Федосея Васильева. Возникла федосеевщина в Польше. С течением времени аскетизм федосеевцев смягчился: женатые и замужние члены общины находились под епитимьей, а в пожилом возрасте они допускались к полноправному участию в церковной жизни. Федосеевцев иногда называют безбрачниками, а поморцев относят к законобрачному согласию, так как последние не признают греховности брака. Самодуровцы не признавали никаких других таинств, кроме крещения. При этом крещение лишь в младенческом возрасте считали недействительным, так как оно не осознано человеком. В связи с этим их основной догмат обосновывает необходимость вторичного крещения. Кроме того, самодуровцы не молились на иконы, а имели в каждой комнате только Распятие без изображения Святого Духа. Спасовцы (основатель – Козьма Андреев, толк возник в керженских скитах на рубеже XVII – XVIII вв.) считают, что нужно молиться Спасу без свидетелей и посредников, так как они отвергают традиционные православные догмы и обряды, заменяя их "скитским покаянием". Как отмечает В. Андерсон, исповедь ими совершается наедине, перед образом Спасителя или Богородицы, поскольку других икон они не признают. Существенное отличие спасовцев от прочих беспоповцев заключается в том, что они не перекрещивают других православных христиан, потому что убеждены: человек должен быть крещен один раз. Другое название согласия – нетовщина – связано с отрицанием таинств, священства, храмов, монастырей. Оховцы входят отдельным толком в согласие нетовщины. Сознавая греховность жизни, они предпочитают вместо молитв вздыхать о своих грехах. Отсюда пошли другие их названия – немоляки и воздыханцы. Уверовав в невозможность спасения, они отказались не только от молитв, но и от икон. Истинная молитва – "не в протяжении рук и предстоянии телеси и языком зрящим видится, но в умном поучении". Название толка самокресты происходит от собственноручного совершения таинства крещения самими верующими без посредника: "разденутся и с молитвой погрузятся в Убу, оденут чистое белье и назовут себя по святцам новым именем", – свидетельствует Г.Д. Гребенщиков. От самокрестов берут начало дырники (или однопоклонники), которые не признают никакого предметного божества, кроме Бога вне времени и пространства. Они молятся Богу под открытым небом, кланяясь на восток. В домах у них есть специальные отверстия, которые они открывают во время обращения к Богу. Согласие странников возникло во второй половине XVIII в. в Ярославской губернии (по мнению большинства исследователей, его основатель – беглый солдат Евфимий), выделившись из филипповщины. Странники считают, что для спасения души необходимо вечное скитание. Поскольку антихрист воцарился в мире, нельзя повиноваться властям, исполнять общественные повинности, платить подати. Бегуны не признают паспортов, отказываются от своих имен и фамилий, дабы прервать связь с гражданским обществом, воспринимают самокрещенство как религиозный догмат, чтобы никто, связанный с миром антихриста, не участвовал в крещении. У поморцев на Распятии изображено двухипостасное божество (отсутствует голубь – символ Святого Духа). Во время крещения поморцы не обходят купель вокруг: и духовный отец, и крестник обращены к востоку. У стариковцев же духовный отец подходит к купели с запада, а потом поворачивается к востоку. Различные мнения у старообрядцев вызывают необходимость "соблюдения чашки", общение с "миром", использование денег, обращение в государственные инстанции и т.д. В настоящее время отсутствуют отличия между поморцами и федосеевцами. Самодуровцы лишились самостоятельного статуса, растворившись среди поморцев. В идеологии поморцев наблюдается проникновение духовных мотивов странничества, в частности негативное отношение к паспортам и другим документам, как к печати дьявола. --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Богатыревы, Белик (Беликовы), Немно - Таврическая губерния
Шабуровы, Шайдуровы - Алтай (Томская губерния)
Шкавровы - Старый Оскол | | |
ВасилийБ г. Северск Томская обл. Сообщений: 214 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 223 | Наверх ##
9 ноября 2010 18:30 9 ноября 2010 18:36 У профессора Беликова есть три книги о старообрядчестве в Томской губернии, в которых можно найти много фамилий старообрядцев и их попов. "Старинный раскол в пределах Томского края" "Старообрядческий раскол в Томской губернии (по судебным данным)" "Томский раскол (исторический очерк от 1834 по 1880-е годы)" Эти книги имеются на сайте Библиотеки Томского университета электронная библиотекаКроме того о старообрядчестве можно найти статьи в Томских Епархиальных ведомостях, которые выложены на этом же сайте. --- Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Богатыревы, Белик (Беликовы), Немно - Таврическая губерния
Шабуровы, Шайдуровы - Алтай (Томская губерния)
Шкавровы - Старый Оскол | | Лайк (2) |
|
Генеалогический форум ВГД » Сословия, вероисповедания, этносы » Вероисповедания, церковная практика...
» Доктора наук о религии и церкви
» Старообрядчество
» Старообрядцы Забайкалья в ХVIII-XX вв.
» Единоверие
» Кержаки
» Старообрядцы Вятской губернии Нолинского уезда
Генеалогический форум ВГД » Генеалогия: источники » Источники других христианских конфессий
» Метрические книги для раскольников (1874 г.)
» Метрические книги и записи старообрядцев
Генеалогический форум ВГД » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Белоруссия (Беларусь) » Староверы Ветки
Научные статьи сотрудников Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника