●Сураж (город)
Город (с 1781) в России, адм. центр Суражского р-на Брянской обл.
olgurm Новичок
Сообщений: 3 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
28 ноября 2010 15:21 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫАрхивные шифры на документы Перепост Сообщение 2 Суражский промышленно- аграрный техникум Перепост Суражское двухклассное городское училище Перепост Генеральная опись Левобережной Украины 1765 - 1769 гг. Перепост Неволин о годе возникновения города Перепост Н. Константинович. Обозрение Румянцевской описи. Выпуск 3. Полк Стародубский. Перепост Гумилевский (Филарет). Источник - Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Книга 5 Перепост Фото. Благовещенский собор Перепост Изд. фот. Л. Эйдлина. Сураж. Черниговская губерния. Перепост План. Сураж - уездный город 1781 г. Перепост ...До учреждения Новгород-Северского наместничества он был деревнею Суражичами, население которой было приписано к существовавшему тогда здесь казенному чугунному заводу. Перепост "Ляп" - Установить 1618 год – годом основания города Сураж Перепост АТД по Кизимовой Перепост По дате образования города Перепост Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Księstwa Litewskiego 1386-1795. Перепост А свой ли День рождения (400 лет) будет отмечать Сураж Брянской области? Перепост (РГАДА) - Фонд 79 "Сношения России с Польшей". Опись 3, Дело 58, Лист 1. - Деулинский договор Перепост Монастырь Суражицкий (или Волосовицкий) Благовещенский мужский, Перепост Благовещенский-Суражицкий, мужской, в уездном городе Сураже Перепост Исповедные ведомости по Суражу. Благовещенская церковь, 1756-1784 Перепост Герб Суража Перепост О гербах Перепост ИНВЕНТАРЬ МГЛИНА 1650 г. Перепост Сообщение 2Сообщение 2 Комментарии к книге Мехедова Перепост Археология Суража Перепост Топономика названия Перепост Купцы из Сурожа Перепост О гербе Суража Перепост Акты Западной России. Т.1 1340-1506 гг (Археографическая комиссия) Перепост Николай АБРАМОВИЧ Перепост Сообщение 2 Сообщение 3 Кром. "Меж Русью и Литвой" Перепост Река Ипуть Перепост 16 (27) сентября 1781 года был издан указ Екатерины II «Об учреждении Новгородского-Северского наместничества» Перепост Страны и города на Великом Шелковом Пути Перепост Карта Виленской губернии 1893 г. Перепост Куза А.В. Древнерусские городища X-XIII веков Перепост Lytovskaia metryka Rejestry podymnego Wielkiego Ksistwa Litewskiego Wojewdztwo smoleskie 1650 r. Перепост Карта частей Смоленского, Полоцкого, Могилевского и других наместничеств 1787 года Перепост Смоленское воеводство Перепост Генеральная карта Смоленской губернии. Автор Я.Ф. Шмидт. 1773 г. Перепост Карта 1663 Перепост Географический словарь Королевства Польша и других славянских стран Перепост Село Суражичи по Инвентарю Перепост По Инвентарю 1650 года Суражичи были ратушным селом Перепост РГАДА. Ф.389, оп.1. Литовская метрика (Литовская великокняжеская и Польская королевская канцелярии) Перепост Описание Новгородсеверского наместничества 1779 - 1781 гг. Перепост Указ Президента РФ от 4 августа 2010 г. N 983 Перепост СМИ. Прошлое города Суража Перепост 1618 год - Перепост Федоренко П.К. Рудни левобережной Украины в XVII-XVIII вв Перепост Отсекаем историю Суража (Сурож, Судак) от истории Суража (совр. Брянской области) Перепост 1633 год - Перепост 1844 г. Статья Г. Есимонтовского Перепост Черниговские епархиальные известия Прибавление. (1 мая 1865 г.) Перепост Смутное время Московского государства, 1604-1613 гг.: Перепост Радимичи Перепост Оценка земель Суражского уезда Перепост Черниговские епархиальные известия. Перепост Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором. С.-Петербургскаго университета И. Н. Березиным С - Т Перепост Русин А. "Северская земля" Перепост Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XXI. 1781 - 1783 гг. Перепост фон-Винклер П. П.. Гербы городов, губерний, Перепост Сообщения Сената Перепост Название: Полный герб Всероссийской Империи. Автор: О.П. Козодавлев Перепост Багновская Н.М. Севрюки: население Северской земли в XIV - XVI в. Перепост В 1852 году выходит книга - Полное собранiе историческихъ свѣдѣнiй о всѣхъ бывшихъ въ древности Перепост Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Книга 6. МГЛИН - Перепост Сообщение 2 "Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории" - Перепост ЛИЧНЫЕ ЛИСТКИ ПО УЧЁТУ ПАРТИЗАНСКИХ КАДРОВ, СВЯЗНЫХ И ПОДПОЛЬЩИКОВ Перепост ЕСИМОНТОВСКИЕ Перепост СЕДАЯ БРЯНСКАЯ СТАРИНА. Соколов Я.Д. Перепост 1758 - Перепост Этимология по названию Перепост Листая печатные издания Перепост 1720 Перепост А. Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М., 1892. Перепост Старожильческие фамии жителей Суражского района Брянской области Перепост Списки избирателей 2 Госдумы по г. Суражу и уезду Перепост Ковтун Ю. Ономастика в тексте книги "Миллион" Марко Поло.Перепост Сурож Перепост 1829 г. Перепост Свод памятников архитектуры и монументального искусства России Перепост Россия в дорожном отношении Сообщение Список лиц, на коих разложены в 1911 году общественные повинности по приговору общества мещан города Суража Перепост 1895 Перепост "СУРОЖАНЕ" Перепост С.А. Секиринский. «Очерки истории Сурожа IX—XV вв.» Перепост 1500 Городские поселения Перепост Есимонтовский и его ходатайство о постройке монастыря ПерепостПодмонастырская слобода Перепост По датам1720 ГАЧО. Фонд 132. (Черниговская казенная палата), опись 1, дело 7. "О монастырских землях и угодьях" (ноябрь 1798 г.) РасшифровкаБез даты - РС ГАЧО 132-2-129 1756 - 1784 - ИВ Благовещенская церковь ГАЧО 679-1-331, 334-335, 384, 541. ГАЧО 712-1-237 1765-1767 - ЦГИАК 57-1-446 (Румянцевская опись) - СУРАЖСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Мглинская сотня) Расшифровка 1765-1767 Суражичи, Калинки (Румянцевская опись) Расшифровка 1782 - РС ГАЧО 132-2-245 1788 ИВ Рождество-Богородицкая церковь ГАЧО 712-1-211 1831 Рекрутские списки ГАЧО 132-1-377 1835-1838 ГАЧО 132-1-843 - Перепись казаков 1888 - Посемейные списки ГАЧО 127-14-3532 1908 МК ГАБО 251-1-344 МКЦ Благовещения г Суража Расшифровка | | |
SergeyC Сообщений: 160 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 188
| Наверх ##
1 марта 2023 18:10 2 марта 2023 11:42 Евреи города Суража: ревизские сказки 1811 года
Проведена расшифровка материалов ревизии по евреям города Суража Черниговской губернии 1811 года, хранящихся в Государственном архиве Брянской области (ГАБО, ф. 549, оп. 2, д. 3).
Номера файлов в ГАБО: 00000280-00000303
Исторический контекст
Необходимо отметить, что до 1781 года на месте современного Суража была небольшая деревня, которая называлась Суражичи. На картах Российской Империи (например, карте Трускотта и Шмидта 1776 г.) Суражичи еще не обозначались ввиду малого размера населенного пункта.
Евреев в деревне Суражичи, видимо, не было или почти не было. Во всяком случае, ревизская сказка 1782 года сведений о евреях в Сураже не содержит. Всё изменилось после того, как по указу императрицы Екатерины II от 16.09.1781 г., деревня Суражичи была переименована в уездный город Сураж-на-Ипути. С получением статуса города Сураж-на-Ипути (в дальнейшем просто Сураж) начал быстро расти.
23 декабря 1791 года указом Екатерины II была учреждена черта постоянной еврейской оседлости. Евреям было разрешено селиться в ряде западных губерний, включая Черниговскую. При этом, было дозволено поселяться только в городах и местечках, а не в деревнях и селах. Эти события привели к формированию в Сураже значительной еврейской общины (так, к началу 20 века евреи составляли около 60 процентов населения уездного города).
Присвоение фамилий
До начала 19 века большинство евреев в Российской Империи не имели фамилий. Согласно высочайше утвержденному Положению «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 года, «при сей переписи каждый Еврей должен иметь, или принять известную свою наследственную фамилию, или прозванье, которое и должно уже быть сохраняемо во всех актах и записях без всякой перемены, с присовокуплением к оному имени, данного по вере или при рождении». В таких местах, как Сураж, следующей переписью стала ревизия 1806 года. Присвоение фамилий евреям в данной местности началось с этого момента.
Ревизия 1806 года оказалась не полной. В последующие несколько лет составлялись дополнительные списки. По этим спискам указами Черниговской казенной палаты к еврейскому обществу Суража причислялись евреи, ранее не записанные в предыдущей ревизии.
Новая основная ревизия евреев Суража проводилась в сентябре 1811 года. Точный день в документе не указан – возможно, потому, что перепись заняла несколько дней. Для Суража она была второй по счету ревизией еврейского населения (формально, среди ревизий империи ее номер был VI). Материалы предыдущей ревизии 1806 года не сохранились, но в ревизии 1811 года есть столбец со сведениями из нее. Это было обычной практикой того времени, для регистрации изменений населения.
Особенности документа
Документ состоит из четырех списков. Мещане, ремесленники, земледельцы записаны отдельно друг от друга по сословиям. Кроме того, в конце декабря 1811 г. был составлен дополнительный список тех, кто не присутствовал при переписи в сентябре, но успел подать сведения вскоре после нее.
В ревизии учитывались только мужчины. Нередко у евреев были два имени, в этом случае переписчик использовал формулировку типа «Лейба, он же и Берка».
Те, кто не был зафиксирован в ревизии 1806 года, в соответствующем столбце записан словами «был пропущен». Значительное количество пропущенных в предыдущей ревизии подчеркивает быстрый рост еврейского населения Суража в этот период, а также ускоренное формирование государственных сведений (согласно тому же положению 1804 года, с евреем не записанным в одно из обществ следовало поступать как с бродягой). В последующих ревизиях это явление не повторяется, так как к тому времени большинство евреев имели фамилии и приписку.
Используемая во второй графе формулировка «бежал в таком-то году» означает, скорее всего, не буквальное бегство (евреи, в отличие от крестьян в тот период, не были крепостными), а переезд в другую местность. В 1811 году миграция была довольно значительной.
Упомянуты некоторые характеристики: «дряхл», «слаб», «полоумен», «безумен». Видимо, это связано с учетом нетрудоспособных членов общины для распределения податей и сборов.
Также в ревизии зафиксирован случай перехода одного человека в христианскую веру, с дальнейшим исключением из списка евреев. Такой случай был единственным.
Документы подписаны членами кагала - органа местного еврейского самоуправления. Главой общины был Ю. Жарковский, членами кагала - А. Басин и Г. Магин.
Технические подробности расшифровки
Почерк переписчика сложный. Многие буквы пишутся нестандартно (и, к, в, д, а, ш, ряд других). В случае сомнения в написании конкретного слова, после этого слова в скобках помещен знак вопроса (этого знака в исходном тексте нет). В некоторых случаях в скобках приведен не только знак вопроса, но и альтернативный вариант прочтения слова. Несколько фрагментов разобрать не удалось, вместо них написано <нрзб.> (в угловых скобках).
Орфография оригинала в основном сохранена, за следующими исключениями: - в соответствии с орфографической реформой 1918 года, были удалены твердые знаки ъ на конце слов, оканчивающихся на согласную; - буквы i и ï заменены на и; - буква ѣ («ять») заменена на е; - заглавные буквы в исходном тексте не используются при написании имен и фамилий. В расшифровке эти буквы сделаны заглавными по современным правилам русского языка; - фамилии выделены заглавными буквами, этого нет в оригинале; - в 1811 году буква й не считалась отдельной буквой алфавита. В тексте ревизии не используется знак краткости, и вместо й везде написано и. При расшифровке в очевидных случаях (например, в именах Лейба, Файбыш, а также на конце фамилий) исходное и заменялось на й. Кроме того, по почерку не везде можно понять, какой вариант должен быть выбран для некоторых фамилий – в частности, в Сураже встречались фамилии Козакевич и Козаневич, и при расшифровке приходилось выбирать между очень похоже написанными буквами к и н.
Данная расшифровка является технической. При использовании в публикациях, построении генеалогических деревьев и в других важных случаях она должна быть еще раз проверена по оригинальному изображению.
(продолжение следует)
 | | Лайк (2) |
SergeyC Сообщений: 160 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 188
| Наверх ##
2 марта 2023 0:59 10 июня 2023 23:32 ( Продолжение. Начало см. выше) ГАБО, ф. 549, оп. 2, д. 3. 1811 год. Ревижская сказка 1811 года сентября дня Малороссийской Черниговской губернии города Суража Суражски головы Юды Жарковскаго и кагальных начальников Гирши Магина и Айзика Басина о состоящих в городе Сураже евреях мещанах
В городе Сураже мещане Лета: - По последней ревизии состояли - Из того числа выбыло - Ныне налицо с прибылыми и вноврожденными 1. Идоль Копелиов сын МЕРКАЛОВСКИЙ 38 - 43 2. Абрам Геселев сын РЕЗНИКОВ 43 - 48 Абрамовы дети Аншель 24 - 29 Гирша был пропущен - 9 Аншелев сын Ария был пропущен - 8 3. Мовша Зусманов сын ЛЮБКИН 29 - 34 4. Азриель Файбишов сын СЕЛЕЗНЕВ 27 - 32 5. Берка <нрзб> сын ЛИНДШИЦ 24 - 29 6. Меер Абрамов сын ДЫНКИН 32 - 37 Мееровы дети Абрам 9 - 14 Лейба был пропущен - 12 7. Нохан Янкелев сын ПОЛЯКОВ 20 - 25 8. Хаим Азиков сын РОГИНСКИЙ 49 - 54 Хаимовы дети Абрам 24 - 29 Эсель 14 - 19 Абрамов сын Айзик вновь рожден - 2 Еселев сын Копель вновь рожден - 3 шурин Хаимов Шмерки Абрамов сын КОПАЛЕВ 25 - 30 9. Лейба Мовшов сын РОГИНСКИЙ был пропущен - 13 Лейбовы браты Есель был пропущен - 10 Азик был пропущен - 6 (окончание следует)
 | | Лайк (2) |
SergeyC Сообщений: 160 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 188
| Наверх ##
2 марта 2023 1:26 2 марта 2023 11:19 (Окончание. Начало и продолжение см. выше).
ГАБО, ф. 549, оп. 2, д. 3. 1811 год.
Ревижская сказка 1811 года сентября дня Малороссийской Черниговской губернии города Суража Суражска головы Юды Жарковскаго кагалных начальников Гирша Магина и Айзика Басина о состоящих в городе Сураже евреях ремесленниках
В городе Сураже евреи ремесленники
Лета: - По последней ревизии состояли - Из того числа выбыли - Ныне налицо с прибылыми и вновьрождеными 1 Велька Ицков сын ИГОЛЬНИКОВ 31 - 36 сын Велькин Айзик 7 - 12
2 Шмойла Вульфов сын ОКУНЕВ 30 - 35
3 Лейзар Янкелев сын ХАИТОВ 39 - 44
4 Зелик Шмойлов сын КАРАСИК 45 умре 1809 г.
5 Есель Мовшов сын КАРАСИОВ 30 - 34 дети Еселевы Шлиома был пропущен - 6 Мовша вновь рожден - 3 пасинок Еселев Елья был пропущен - 13
6 Вульф Файбишов сын ХАЙКИН был пропущен - 7 сын Вульфов Зусман По росписи 1807 года
7 Абрам Хаимов сын БРУК дряхл и калека 46 - 50 дети Абрамовы Хаим 7 - 11 Юда 5 - 9 По указу 1809 года причислены прописные
8 Берка Мееров сын КАРХИН 14 - 16 По указу 1810 года
9 Янкель Мовшов сын НОВИК 20 - 21 10 Мордух Изроилев сын МАЛКОВ был пропущен - 17 Итого ремесленников 1 16
К сей сказки саморучно подписался Суражский градской глава Юда Жарковский Кагальный начальник Айзик Довидов сын саморучно по-еврейской подписали
____
Ревижская сказка 1811 года сентября дня Малороссийской Черниговской губернии города Суража Суражских головы Юды Жарковскаго и кагальных начальников Гирши Магина и Айзика Басина о состоящих в городе Сураже евреях земледельцах В городе Сураже евреи земледельцы Лета: - По последней ревизии состояли - Из того числа выбыли - Ныне налицо с прибылыми и вновь рожденными
1 Гирша Смуйлов сын ОШЕРОВ 45 - 49 Гиршин сын Смуйла 20 - 24 Итого земледельцов 2 - 2
К сей сказки саморучно города Суража голова Юда Жарковский Кагальный начальник Айзик Басин по-еврейской подписали
____
Ревижская сказка о евреях явившихся из отлучек и сумевших подать <нрзб.> ревизских сказок о прописных и о вновь рожденных мещанах <нрзб.> общественными начальниками 1811 года декабря 26 д.
Лета: - По последней ревизии состояли - Из того числа выбыли - Ныне налицо с прибылыми и вновь рожденными
1 Янкель Еллин сын ЯНКЕЛЕВИЧ написанный по ревизии 1811 года в бегах под №44-м 25 - 30 2 Нохом Смуйлов сын КАРЛИК написанный по ревизии в бегах под №46 36 - 41 У Нохома сыны Невех был пропущен - 20 Айзик был пропущен - 13 3 Мордух Лейбин сын БУНИН написанный по ревизии в бегах под №53 20 - 25
4 Лейба Еселев сын ОСОВСКИЙ написанный по ревизии в бегах под №125 9 - 14
5 Мещанина Зелика Гиршова сына МАГИНА сын Мордух вновь рожден - 2 Перечисленные из купечества на 1811 год в мещанство 6 Елля Зусев сын РАХЛИН 53 - 58 Брат Еллин Смуйл 10 - 15 Еллины дети сыны Хаим 31 - 36 Аврам 23 - 28 Нохим 18 умре 1809 г. - Велка 16 - 21 Зуся 10 - 15 Гилка (?) 8 - 13 Хаимов сын Нохим 2 - 7 Аврамов сын Берка 3 - 8 Аврамов приемиш Шмерка Янкелев сын ДИНЕСИН был пропущен - 14
7 Лейба Еллин сын ДУТЛИН был пропущен - 30
8 Есель Кивин сын РОГИНСКИЙ был пропущен - 15
9 Пейсах Евелев сын ФРЕЙДИН был пропущен - 25
10 Мордух Хаимов сын ДИМЕНТМАН был пропущен - 46 Мордухов сын Лейба был пропущен - 27 Лейбин сын Хаим он же и Шлиома был пропущен - 10
11 Берка Кивин сын СИМКИН был пропущен - 24
12 Юда Симонов сын ДАВЫДОВИЧ был пропущен - 29
13 Калман Шлиомин сын АЙЗМАН был пропущен - 29 Калманов сын Арон был пропущен - 9
14 Шлиома Аронов сын ФОНГОЗ был пропущен - 53 Шлиомины дети Изроиль был пропущен - 20 Гирша был пропущен - 15 Шлиомин зять Арон Моисеев сын БОЛОТНЫЙ был пропущен - 25 15 Ицка Гершанов сын ЧУДОКОВИЧ был пропущен - 33 Ицкин сын Цодок он же и Шлиома был пропущен - 11
16 Шлиома Еселев сын КАТОК был пропущен - 35
17 Симон Хаимов сын ЖЕРЕБЬЕВ был пропущен - 20
18 Хаим Мовшин сын КРУТИК был пропущен - 30
19 Мендель Евелев сын ГАРБОНИЦКИЙ был пропущен - 24 брат его Герцель был пропущен - 19
20 Гершан Янкелев сын ИТКИН был пропущен - 45 Гершанов сын Янкель был пропущен - 13
21 Елля Довыдов сын ХАСКИН был пропущен - 25
22 Исроиль Танхомов сын ШЕВЕЛИОВ был пропущен - 48 Изроилев сын Аврам он же и Мордух был пропущен - 15
23 Ицка Файбышов сын ХАЙКИН был пропущен - 20
24 Янкель Нотов сын СОКОЛОВ был пропущен - 19
25 Мовша Еселев сын ЭСТРИН был пропущен - 57 Мовшовы дети Лейзар был пропущен - 31 Мендель был пропущен - 21
26 Велка Хаимов сын ЛИБАРМАН был пропущен - 17
27 Гирша Аврамов сын ХАЗАН был пропущен - 19
28 Янкель Хаимов сын КРУГЛИКОВ был пропущен - 38 Янкелев сын Лейба был пропущен - 19
29 Есель Велков сын БЕНКОВИЧ был пропущен - 20
30 Евсей Бениоминов сын БЕРКОВ был пропущен - 20 Евсеев брат Шмуйла был пропущен - 15
31 Лейба Аронов сын АРЖЕВСКИЙ был пропущен - 22 брат Лейбин Смуйла был пропущен - 18
32 Велка Зеликов сын ЗАЙЦЕВ был пропущен - 13
33 Танхум Зеликов сын КАРАСИК был пропущен - 13
34 Мовша Давыдов сын УГОДНИКОВ был пропущен - 15
35 Меер Мовшин сын НОВИК был пропущен - 25
36 Изроиль Гаршин сын СИФАРМАН был пропущен - 18
37 Мовша Хацкелев сын ЛУКОВСКИЙ был пропущен - 16
38 Изроиль Велков сын МАГИЛНЫЙ был пропущен слаб дряхл 65 - Изроилев сын Мордух он же и Ицка был пропущен 15
39 Ицка Мордухов сын БРУКОВ был пропущен - 33
40 Залман Аврамов сын ХАЗАН - - 12
41 Мовша Гершинов сын ЖАРКОВСКИЙ - слаб дряхл и без <нрзб> 70 Итого 14 - 68
Градский глава Юда Жарковский Кагални началник Гирша Магин Кагални началник Айзик Басин
   | | Лайк (3) |
SergeyC Сообщений: 160 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 188
| Наверх ##
4 марта 2023 15:35 Очередной список мещан евреев города Суража отбывающих рекрутскую повинность натурою. Составлен в 1831 годуГосударственный архив Черниговской области, ф. 132, оп. 1, д. 377. 55 с.
Документ содержит сведения из предыдущих ревизий 1816-1818 гг. и военной ревизии 1831 года. Всего в списке 934 человека (только мужчины), включая умерших и вновь родившихся в период между ревизиями. По каждому приведены фамилия, имя, отчество и возраст на момент каждой из ревизий. Для отцов с детьми указано родство внутри семьи. В 12 семьях объединены представители двух и более фамилий, являющихся родственниками между собой. Последовательно перечислены семейства, состоящие в 6, затем в 5, в 4, в 3 душах, семейства отбывшие рекрутскую повинность (с именами поступивших в рекруты - 19 человек за период 1827-1831 г.), семейства состоящие в 2 душах и в 1 душе. Дело выложено на Familysearch, пленка # 007782635, листы 621-730. Ниже приведены порядковые номера в списке и фамилии в алфавитном порядке. 130 Агранович 283 Агранович 200 Айзман 7 Акселевич 180 Акселевич 248 Акселевич 367 Акселевич 2 Аржевский 282 Аржевский 82 Ашовский 134 Балотны 426 Балотны 333 Барсуков 334 Барсуков 344 Барсуков 337 Барун 450 Барун 6 Басин 87 Басин 142 Басин 242 Басин 411 Басин 423 Басин 26 Белий 293 Белий 412 Белий 37 Белкин 257 Белкин
    | | Лайк (3) |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13471 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37783 | Наверх ##
15 марта 2023 9:59 15 марта 2023 10:03 СУРАЖСКОЕ ДВОРЯНСТВО Огромную роль в развитии и процветании земли Суражской сыграли местные дворяне. Суражские дворяне были верными слугами и защитниками Отечества, в основном все вышли из казацкой старшины, в состав которой избирались на казачьем кругу. В книге "Суражский уезд" (С.- Петербург, 1848) Г. Есимонтовский рассказывает, что каждому казаку был открыт путь в достижении воинских почестей и чинов: в "казацкой республике" самые умные, мужественные и предприимчивые казаки набирались в старшину; гетманы жаловали их чинами и имениями и не только за личные заслуги, но и за заслуги предков. Когда Малороссия была присоединена к Московскому государству, все чины от Генерального обозного до полкового писаря, признаны дворянами, а роды их, на основании свода законов т. 9, ст. 28, признаются Герольдиею потомственными дворянами".
Таково происхождение Суражского дворянства. Исключение составляют лишь несколько фамилий переселившихся из Польши и внутренней России: Калиновские, Гудовичи, Завадовские. В основном все дворяне Суража были образованными и культурными людьми, отличавшиеся всесторонним развитием, владевшим в совершенстве двумя-тремя иностранными языками, имеющими музыкальную подготовку, знающими и любящими театр и другие виды искусства. Многие имели высокие чины и воинские звания.
Дворяне занимали высокие посты в административном управлении уезда и города, осуществляли руководство городской управой, полицейским управлением, уездным судом, судом присяжных, почтово-телеграфной конторой, земельной управой, прокуратурой и нотариальной конторой, военным присутствием, кассой мелкого кредита, земской больницы.
Среди известных фамилий суражских дворян - Михаил Андреевич Искрицкий, предводитель дворянства Суражского уезда. Он был воплощением истинной интеллигентности, высокой культуры и благородства. Красивый человек внешне, он держал себя с достоинством, выступал непринуждённо, без чванства, свободно вступал в разговоры на любую тему, умел внимательно слушать собеседника. Под стать ему была и его жена. Их дом находился напротив городского училище, а имение - в Далисичах.
Николай Савич работал исправником (возглавлял полицейское управление), затем директором кассы взаимопомощи кредита и жил в доме на Белорусской улице. Секретарь земской управы Владимир Николаевич Слепушко был благообразным мужчиной с седой бородой и постоянно носил фуражку с красным околышем, подчёркивая этим своё дворянское происхождение. Имел дом на Вязицком. Председатель земской управы Пётр Иванович Сурин имел дом в Сураже и усадьбу в Творишине.
С любезного позволения председателя городской управы, городского головы Теодора Орестовича Неберо в горуправе проводились спевки любительского хора. Личный дом Неберо находился в непосредственной близости от здания Дворянского собрания, а дом его брата Алексея - за Дворянским собранием.
Помещик Сергей Николаевич Есимонтовский жил в кирпичном доме на Вязицком. Кроме этого, имел дом в Высокоселище, винокуренный завод, конюшни, был землевладельцем. Переведённый в Сураж Пётр Иванович Калиновский некоторое время был председателем земской управы. После октябрьских событий семнадцатого года остался в городе. Его дочь Ольга Петровна преподавала в педтехникуме.
Начальник почтово-телеграфной службы Георгий Иванович Царенко был переведён в Сураж из г. Ромодана Полтавской губернии. На этой должности проработал 40 лет с 1897 по 1937 годы - до ухода на пенсию. Он много полезного сделал за четыре десятилетия работы, повысил класс свой конторы с шестого до четвёртого. Семья Григория Ивановича состояла из десяти человек, все восемь его детей выросли достойными людьми.
Часть суражских дворян были потомственными военными. Один из них - генерал-аншеф Андрей Фёдорович Лишин. Во время Балканской войны он участвовал во взятии Плевны, был командиром Суражского полка. В молодости Лишин учил детей крепостных крестьян, увлекался историей, построил в Нивном церковь, пользовался уважением и любовью народа. Все четыре его сына тоже стали генералами.
Генерал-аншеф Александр Тимофеевич Чернявский, преподававший в Санкт-Петербургской военно-артиллерийской академии, был человеком высокой эрудиции и культуры. Принадлежащие ему земли отдал дроковским мужикам, себе же оставил маленькое именьице типа дачи на хуторе Чернявском: дом, конюшни, сад, огород. Сюда он приезжал летом на отдых. В Новом Дрокове Алексей Тимофеевич построил церковь. Его брат Яков был генералом медицинской службы, бывая в своём имении, бескорыстно лечил земляков, имел большую страсть к охоте на пернатую дичь, был прекрасным рассказчиком, его яркая и образная речь отличалась афористичностью. Оставил после себя сына и двух дочерей.
Доктор Иван Степанович Пономарёв возглавлял земскую больницу, жил в частном доме рядом с почтой.
Генерал медицинской службы Александр Васильевич Касаткин пользовался большим уважением окрестных крестьян, никогда и никому не отказывал в безвозмездной помощи, принимая больных дома и навещая в их жилищах.
Смотритель больницы Александр Игнатьевич Крейчман жил над Ипутью между Мглинской и Лавочной улицами. Его дети учились в кадетском корпусе, один из сыновей дослужился до чина генерала.
Чиновник воинского присутствия Апполинарий Апполинарьевич Франковский имел восьмерых детей и жил напротив нынешней школы N 1.
Городской голова Фёдор Сергеевич Желяев (Желяй) слыл неимоверным чудаком.
Павел Матвеевич Жадкевич был непременным членом суда и жил на углу Октябрьской и Садовой улиц. Этот список дворян далеко не полный, он будет расширен в ходе дальнейшего повествования.
Большинство суражских дворян отличались рвением и добросовестностью в выполнении служебных обязанностей, они старались не продавать своих имений, не закладывать в казну под кредит. Будучи патриотами своей малой родины, дворяне Суражского уезда сыграли большую роль в развитии, духовной жизни, культуры и искусства в родном уезде. Они строили школы, церкви, больницы в основном на свои средства. Во всех сёлах уезда были построены церкви и церковно-приходские школы (всего - 66), в деревнях - школы грамоты (всего - 12).
Чтобы отвлечь народ от пьянства, строили народные дома. В 1907 году такой был построен в Сураже (нынче Дом культуры фабрики "Пролетарий"). Его здание имело форму буквы "Г", в нём можно было отдохнуть, поиграть в бильярд и другие игры. Несколько народных домов и дом кино были построены в посаде Клинцы Суражского уезда. К началу века там уже сформировался многочисленный рабочий класс: рабочие суконных фабрик Барышникова, Сапожкова, кожевенных и сафьянных предприятий, чугунолитейного завода. В Клинцах были построены техническое училище, мужская и женская гимназии, министерская и земская школы, богатая старообрядческая церковь и церковь православная, в которой настоятелем служил Степан Лапчинский.
В самом Сураже действовали два храма: Благовещенский с настоятелем протоиреем Андреем Смельницким и Троицкая, где служил Иван Лукашевич. В обоих храмах были великолепные хоры.
Многие дворяне и их дети работали учителями, врачами. Представители городской администрации, бывшие дворянами, способствовали развитию хорового, драматического, музыкального искусства.
Начальник военного присутствия полковник Афанасий Маркелович Бетковский, большой любитель и покровитель театра, в казарме соорудил сцену и приспособил зал для любительского театра. В Сураже оказалось много любителей театрального искусства: сыновья помощника исправника Пономарёва, студенты Никодим и Вениамин, Александр и Владимир - сыновья доктора Пономарёва, семь членов семьи начальника почтовой конторы Г.И. Царенко - Нина, Надежда, Михаил, Георгий, Сергей, Леонид и Ольга, Евгений Агеенко, Анна Трофимовна Ракицкая, Нина Митрофановна Бодэ, студенты Борис Плющ, Дмитрий Лакузо. Это были интеллигентные, талантливые люди, которые при содействии и под руководством Бетковского не жалели сил и энергии для развития театрального и хорового искусств в Сураже.
Первыми организаторами театральных трупп в Сураже были Гончаров и его партнёрша Милославская, которые создали два коллектива артистов - русский и украинский. На репетициях актёры не позволяли себе вольностей, пошлости и вульгарности. Суражские зрители за несколько лет увидели пьесы А.Н. Островского "Бедность не порок", "Без вины виноватые", "Не всё коту масленица", "Лес", "Коготок увяз - всей птичке пропасть", Л.Н. Толстого - "Власть тьмы", А.П. Чехова "Вишнёвый сад", "Дядя Ваня", А.М.Горького - "На дне, "Враги", Винниченко - "Погребальные крестьяне", "Ложь", такие спектакли, как "Девятый вал", "Без ключа". "Ведьма". Ставились и украинские драматические пьесы "Назар Стодоля", "Наймичка", "Катерина-мужичка", "Ой, не ходи, Грицю", "Бесталанная", "Майская ночь", "Наталка-полтавка" и другие.
Из самих же участников драматических труп были организованы хоры, которыми руководили регенты народных хоров, самым талантливым из которых был Михаил Иванович Стратановский. Эти же хоровые коллективы составляли основу церковных хоров. А одним из лучших был хор семинаристов, который во время богослужений в тюремной церкви пел с таким подъёмом и вдохновением, что вокруг церкви собиралось немало молодёжи специально послушать их пение. Собирали семинаристы-хористы немало народу на своё чарующее пение, когда шли службы в их церкви, устроенной на верхнем этаже семинарии.
Кирьян Ефимович Бендриков специально из Москвы привёз доброхотов от искусства, которые с удовольствием переселились в Сураж и прижились в городе. А.А. Волков преподавал музыку по классу фортепьяно. Сын московского головы Кишкина был большим любителем театра, человеком высокой культуры, талантливо играл в театре, привлекал к театру других способных людей.
В конце девятнадцатого - в начале двадцатого столетий Суражская молодёжь жила содержательной жизнью, была целеустремлённой, готовя себя к самостоятельной жизни, которую видела никак иначе, как в служении Отечеству и народу. Даже досуг свой умели проводить культурно и насыщенно духовно. Обычно весной и летом молодые катались по Ипути на больших лодках, вмещающих по двенадцать человек. Гребли в две пары вёсел, с песнями под гитары плыли вверх по течению до облюбованного места. Привозили с собой на природу самовар, закуски к чаю. О водке не шло и речи. И, несмотря на это, устраивали интересные пикнички с шутками, пением, занимательными рассказами, играли в горелки и лапту, влюблялись. Ни драк, ни сквернословия. Приходящей на берега красавицы Ипути молодёжи через сто лет такие отношения с природой и друг другом могут показаться невероятными.
А между тем, цивилизация перед первой мировой войной вела наступление по всем фронтам. Пришла она и в Сураж. В 1904 году в городе появилось кино, тремя годами позже состоялся первый телефонный разговор, в 1909 году вспыхнул первый электрический свет, а через три года через город пролегла железнодорожная ветка Унеча - Орша. https://poisk-ru.ru/s18746t16.html --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (2) |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13471 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37783 | Наверх ##
15 марта 2023 11:14 Что касается Суражицкого (Волосовицкого) Благовещенского мужского монастыря, то в историческом документе 1761 года можно прочитать: "близ деревни Суражич, лежит на возвышенном косогоре, обнесён деревянной огородою. В нём церквей деревянных две, кельи деревянные". Доподлинно известно, что Суражицкий монастырь был основан в год окончания Северной войны России со шведами в 1721 году по ходатайству Афанасия Есимонтовского. Во время русско-шведской войны гетман Мазепа, чтобы избавиться от неугодного командира полка, отправил его полк, в котором служил Афанасий Есимонтовский, навстречу шведскому войску, заранее предупредив шведов о наступлении казачьего отряда. В результате полк попал в засаду. Завязалась неравное, кровопролитное сражение. С поля битвы почти никому из казаков не удалось уйти живым. Среди немногих случайно уцелевших счастливчиков был и Афанасий Есимонтовский. В честь своего чудесного спасения он дал клятву построить на свои средства монастырь, что и сделал в год окончания войны. Интересна судьба иконы Божьей Матери Новодворской находившейся в Суражицком монастыре. Вот что говорится о ней в книге "Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых и чудотворных Её икон": "Икона Божьей Матери, именуемая Новодворской, писана св. Петром, митрополитом Всероссийским, около 1320 года, тогда, как он ещё был на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православных от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Суражский при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. В соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего, стояла святая икона Новодворская.
В 1677 году 14 августа икона была перенесена из старой церкви в новую крестным ходом перед литургией. Димитрий Ростовский, прибывший на поклонение этому образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, епископ Целерский, оглашал после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери".https://poisk-ru.ru/s18744t16.html --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (1) |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13471 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37783 | Наверх ##
24 апреля 2023 9:20 Соколов, Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях… / Я.Д. Соколов. – «Дебрянск», 2000. – 660 с.: ил --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
riselkaz Новичок
Сообщений: 3 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 0 | Наверх ##
10 июня 2023 0:19 >> Ответ на сообщение пользователя SergeyC от 4 марта 2023 15:35 спасибо за алфавитный список 1811 и 1831гг. есть ли еще доступные ревизии 19 века о евреях г.Сураж ? | | |
SergeyC Сообщений: 160 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 188
| Наверх ##
10 июня 2023 7:03 10 июня 2023 7:16 riselkaz написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя SergeyC от 4 марта 2023 15:35
спасибо за алфавитный список 1811 и 1831гг. есть ли еще доступные ревизии 19 века о евреях г.Сураж ?[/q]
Ревизские сказки по Суражу существуют за 1834 и 1850 годы (Госархив Брянской области, ф. 549, оп. 2, д. 9 и 20). В открытом доступе их нет. Есть списки: - домовладельцев Суража 1896 г., который готовился перед Всероссийской переписью (ГАБО, ф. 118, оп. 1, д. 1). - лиц, имеющих право участия в съезде городских избирателей 1906 г. (Черниговские губернские ведомости, приложение от 30.11.1906) - лиц, на коих возложены общественные повинности по приговору общества мещан города Суража 1911 г. (Госархив Черниговской области, ф. 127, оп. 14, д. 4150) | | Лайк (1) |
riselkaz Новичок
Сообщений: 3 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 0 | Наверх ##
10 июня 2023 9:30 >> Ответ на сообщение пользователя SergeyC от 10 июня 2023 7:03 Было бы интересно ознакомиться с ревизией 1834г, для восполнения женской части к рекрутским спискам 1831г. Не планируете оцифровать ? | | |
|