●Сураж (город)
Город (с 1781) в России, адм. центр Суражского р-на Брянской обл.
olgurm Новичок
Сообщений: 3 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
28 ноября 2010 15:21 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫАрхивные шифры на документы Перепост Сообщение 2 Суражский промышленно- аграрный техникум Перепост Суражское двухклассное городское училище Перепост Генеральная опись Левобережной Украины 1765 - 1769 гг. Перепост Неволин о годе возникновения города Перепост Н. Константинович. Обозрение Румянцевской описи. Выпуск 3. Полк Стародубский. Перепост Гумилевский (Филарет). Источник - Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Книга 5 Перепост Фото. Благовещенский собор Перепост Изд. фот. Л. Эйдлина. Сураж. Черниговская губерния. Перепост План. Сураж - уездный город 1781 г. Перепост ...До учреждения Новгород-Северского наместничества он был деревнею Суражичами, население которой было приписано к существовавшему тогда здесь казенному чугунному заводу. Перепост "Ляп" - Установить 1618 год – годом основания города Сураж Перепост АТД по Кизимовой Перепост По дате образования города Перепост Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Księstwa Litewskiego 1386-1795. Перепост А свой ли День рождения (400 лет) будет отмечать Сураж Брянской области? Перепост (РГАДА) - Фонд 79 "Сношения России с Польшей". Опись 3, Дело 58, Лист 1. - Деулинский договор Перепост Монастырь Суражицкий (или Волосовицкий) Благовещенский мужский, Перепост Благовещенский-Суражицкий, мужской, в уездном городе Сураже Перепост Исповедные ведомости по Суражу. Благовещенская церковь, 1756-1784 Перепост Герб Суража Перепост О гербах Перепост ИНВЕНТАРЬ МГЛИНА 1650 г. Перепост Сообщение 2Сообщение 2 Комментарии к книге Мехедова Перепост Археология Суража Перепост Топономика названия Перепост Купцы из Сурожа Перепост О гербе Суража Перепост Акты Западной России. Т.1 1340-1506 гг (Археографическая комиссия) Перепост Николай АБРАМОВИЧ Перепост Сообщение 2 Сообщение 3 Кром. "Меж Русью и Литвой" Перепост Река Ипуть Перепост 16 (27) сентября 1781 года был издан указ Екатерины II «Об учреждении Новгородского-Северского наместничества» Перепост Страны и города на Великом Шелковом Пути Перепост Карта Виленской губернии 1893 г. Перепост Куза А.В. Древнерусские городища X-XIII веков Перепост Lytovskaia metryka Rejestry podymnego Wielkiego Ksistwa Litewskiego Wojewdztwo smoleskie 1650 r. Перепост Карта частей Смоленского, Полоцкого, Могилевского и других наместничеств 1787 года Перепост Смоленское воеводство Перепост Генеральная карта Смоленской губернии. Автор Я.Ф. Шмидт. 1773 г. Перепост Карта 1663 Перепост Географический словарь Королевства Польша и других славянских стран Перепост Село Суражичи по Инвентарю Перепост По Инвентарю 1650 года Суражичи были ратушным селом Перепост РГАДА. Ф.389, оп.1. Литовская метрика (Литовская великокняжеская и Польская королевская канцелярии) Перепост Описание Новгородсеверского наместничества 1779 - 1781 гг. Перепост Указ Президента РФ от 4 августа 2010 г. N 983 Перепост СМИ. Прошлое города Суража Перепост 1618 год - Перепост Федоренко П.К. Рудни левобережной Украины в XVII-XVIII вв Перепост Отсекаем историю Суража (Сурож, Судак) от истории Суража (совр. Брянской области) Перепост 1633 год - Перепост 1844 г. Статья Г. Есимонтовского Перепост Черниговские епархиальные известия Прибавление. (1 мая 1865 г.) Перепост Смутное время Московского государства, 1604-1613 гг.: Перепост Радимичи Перепост Оценка земель Суражского уезда Перепост Черниговские епархиальные известия. Перепост Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором. С.-Петербургскаго университета И. Н. Березиным С - Т Перепост Русин А. "Северская земля" Перепост Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XXI. 1781 - 1783 гг. Перепост фон-Винклер П. П.. Гербы городов, губерний, Перепост Сообщения Сената Перепост Название: Полный герб Всероссийской Империи. Автор: О.П. Козодавлев Перепост Багновская Н.М. Севрюки: население Северской земли в XIV - XVI в. Перепост В 1852 году выходит книга - Полное собранiе историческихъ свѣдѣнiй о всѣхъ бывшихъ въ древности Перепост Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Книга 6. МГЛИН - Перепост Сообщение 2 "Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории" - Перепост ЛИЧНЫЕ ЛИСТКИ ПО УЧЁТУ ПАРТИЗАНСКИХ КАДРОВ, СВЯЗНЫХ И ПОДПОЛЬЩИКОВ Перепост ЕСИМОНТОВСКИЕ Перепост СЕДАЯ БРЯНСКАЯ СТАРИНА. Соколов Я.Д. Перепост 1758 - Перепост Этимология по названию Перепост Листая печатные издания Перепост 1720 Перепост А. Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М., 1892. Перепост Старожильческие фамии жителей Суражского района Брянской области Перепост Списки избирателей 2 Госдумы по г. Суражу и уезду Перепост Ковтун Ю. Ономастика в тексте книги "Миллион" Марко Поло.Перепост Сурож Перепост 1829 г. Перепост Свод памятников архитектуры и монументального искусства России Перепост Россия в дорожном отношении Сообщение Список лиц, на коих разложены в 1911 году общественные повинности по приговору общества мещан города Суража Перепост 1895 Перепост "СУРОЖАНЕ" Перепост С.А. Секиринский. «Очерки истории Сурожа IX—XV вв.» Перепост 1500 Городские поселения Перепост Есимонтовский и его ходатайство о постройке монастыря ПерепостПодмонастырская слобода Перепост По датам1720 ГАЧО. Фонд 132. (Черниговская казенная палата), опись 1, дело 7. "О монастырских землях и угодьях" (ноябрь 1798 г.) РасшифровкаБез даты - РС ГАЧО 132-2-129 1756 - 1784 - ИВ Благовещенская церковь ГАЧО 679-1-331, 334-335, 384, 541. ГАЧО 712-1-237 1765-1767 - ЦГИАК 57-1-446 (Румянцевская опись) - СУРАЖСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Мглинская сотня) Расшифровка 1765-1767 Суражичи, Калинки (Румянцевская опись) Расшифровка 1782 - РС ГАЧО 132-2-245 1788 ИВ Рождество-Богородицкая церковь ГАЧО 712-1-211 1831 Рекрутские списки ГАЧО 132-1-377 1835-1838 ГАЧО 132-1-843 - Перепись казаков 1888 - Посемейные списки ГАЧО 127-14-3532 1908 МК ГАБО 251-1-344 МКЦ Благовещения г Суража Расшифровка | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7781 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13507 | Наверх ##
23 марта 2018 19:08 Tasha56Таша, в этом же источнике [q] (...) Название происходит от слова «сурож» - это когда рожь растет вперемешку с пшеницей (приставка –су- означает смесь). Но на гербе Суража нашло отражение совершенно другое растение.[/q]
Насколько развита фантазия у авторов. Они пошли дальше краеведа Мехедова. Снова мы приходим к смешению двух историй - Сурожа (Судака. Крым) и Суража (Брянской области).
   --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7781 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13507 | Наверх ##
23 марта 2018 19:26 23 марта 2018 20:02 Хотелось бы обсудить еще одну дату - дату основания Суражицкого (Волосовицкого) Благовещенского мужского монастыря. 1. В 1852 году выходит книга - Полное собранiе историческихъ свѣдѣнiй о всѣхъ бывшихъ въ древности и нынѣ существующихъ монастыряхъ и примѣчательныхъ церквахъ въ Россiи Автор - Ратшин Александр Изд. 1852 г.КнигаГде автор пишет - …О времени основания сей обители, сведений нет; она упразднена в 1786 году и до того времени была управляема Игуменами…2. В 1888 году выходит книга -Описанiе старой Малороссiи. Матерiалы для исторiи заселенiя, землевладѣнiя и управленiя. Томъ первый. Полк Стародубскiй Автор - Ал. Лазаревский Издательство: Тип. К.Н. Милевского Место издания: Киев Год издания: 1888Книга(...) Суражицкий монастырь основан в 1720 году, по ходатайству Афанасия Есимонтовского. [q] Интересную просьбу Афанасия Есимонтовского Антонию Стаховскому, об основании монастыря, приводим здесь дословно: "Ясне в Богу преосвященнейший мосцевый отче архиепископ Черниговский, Новгородский, мой велце милостивейший пане и пасти ту и вселаскавий добродею. Будучи я од пустинножителних законников не оподал нас в подвизех труждающихся, многажды прошоный о постановлене хоть маленкого скитку для соборного оных под час свят нарочитих, собрания церковного пиния, любо не одмовлялем, еднакоже времени по своей зможности усмотревал, жебы не на чуждых трудах положити основание, актому тако хотящему Богу прославити на всяком мисцу имя свое человеколюбное: под час шведской внезапной поражки на наш полк Стародубовский в Несвежу бывшой видячим за собою и около себе з многих крепкомужественних и добротою красноличних войскового товариства смертоносним убийством падших, же смерть лютая аки пшенние класы не острою косою, леч страшноогнистою пожинает стрельбою, яковой и я попремногу устрашившися, а еще не во всем пораховавшися з своем на смерть сумлснем, в той час воздах обет Господеви, ему единому, в таковом неухранимом разе скорому заступнику и охранителю нашему, тое прошение: по силе моего убожества исполнити, овож теды доброволне набывши вечистою куплею в кгрунтах села Суражич, в уезде сотни нашой Мглинской, як отчинные, так дубровние и лисовие грунтa прозываемие Волосовичи, местце угодное на построение святой обителе, рабски падши у ног вашой архипастирской святине, всепокорственно жебрем и з честним иеромонахом отцем Симеоном о позволителное божое и вашой архипастирской милости архиерейское благословение, дабы за вашим архиерейским позволителним благословением, намирителное дело зачати и благо поспешно совершити могли, о яковое позволене и по ... рабско у вашой архипастирской святыне жебрачи, ожидая, пребываю вашой архипастырской святыне моего велце всемилостивейшого пана и пастира и всенадежнейшого добродея, всенежайший раб Афанас Есимонтовский. 3 Мглина. Мая 20, року 1719"[/q]
     --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7781 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13507 | Наверх ##
23 марта 2018 21:42 Продолжение
          --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7781 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13507 | Наверх ##
23 марта 2018 22:51 "Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории" - Киев : С. В. Кульженко, 1911.Книга
    --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7781 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13507 | Наверх ##
23 марта 2018 23:15 Листая источникиЛИЧНЫЕ ЛИСТКИ ПО УЧЁТУ ПАРТИЗАНСКИХ КАДРОВ, СВЯЗНЫХ И ПОДПОЛЬЩИКОВ, УЧАСТНИКОВ БОРЬБЫ ПРОТИВ ФАШИСТОВ В Г. СУРАЖЕ В 1942-1943 ГГ... Автор - Дьяконова Татьяна Ивановна Оригинал
 --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7781 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13507 | Наверх ##
24 марта 2018 0:40 1650 год«Инвентарь Мглина» (смотрите сообщение в теме)В волость Мглина всего входило 27 населенных пунктов:[q] г. Мглин; села – Курчичи, Осколково, Симонтовка, Шумарово, Шеверды, Высокое, Костеничи, Великая Дуброва, Белагорща, Ляличи, Вормино, Старый Дроков, Новый Дроков, Овчинец; деревни – Нетяговка, Нивное, Санники, Кипти, Велюханы, Суражичи , Лубеньки, Косичи, Старые Чешуйки, Новые Чешуйки, Лопазна, слобода Семки.
[/q]
XVII - XVIII векаФедоренко П.К. Рудни Левобережной Украины... Москва. 1960 г. Книга
      --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7781 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13507 | Наверх ##
24 марта 2018 11:21 Tasha56Спасибо за новую папку.  Таша, какого оптимального размера (в пикселях) должна быть графика в сообщениях? Иногда 900 пикселей не хватает для нормального чтения текста из источника (мелкий шрифт). [q] Комментарий модератора: Я уменьшаю страницу до 900 пикселей. В сообщении при двойном клике страница читается хорошо.[/q]
Планы города Суража 1805 г.; 1833 г.; 1838 г. можно найти в РГИА РГИА. Ф.1293, Оп.167, Д.17 (Черниговская губерния) - (Техническо-строительный комитет МВД. Черниговская губерния). Родословие Есимонтовских.Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 2 (Е-К), Киев, 1910 г., [q] Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 1 (А-Д), Киев, 1908 г., Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 2 (Е-К), Киев, 1910 г., Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 3 (Л-О), Киев, 1912 г., Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 4 (П-С) Киев, 1914 г., Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 5 (Т) Часть 1, Киев, 1996 г. Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 5 (Т) Часть 2, Киев, 1998 г., Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 5 (Т-Х) Часть 3, Киев-СПб, 2004 г. Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 5 (Х-Ш) Часть 4, Киев-СПб, 2004 г., Модзалевский В.Л., Малороссийский родословник, Том 5 (Ш-Я) Часть 5, Киев-СПб, 2004 г.,[/q]
           --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7781 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13507 | Наверх ##
24 марта 2018 12:29 Оригинальный текстИсторико-статистическое описание Черниговской епархии. Книга 6. Изд. 1873 г. Мглин. Город в 236 верстах от Чернигова и в 460 верстах от Москвы, на ровном месте, при реке Судынке, притоке Ипути, разделяющем поселение на две части. Несомненно, что Мглин принадлежит к дотатарским поселениям. В 2 верстах к югу от нынешнего Мглина есть городище, - памятник древнего дотатарского Мглина. Это место на высоком и крутом берегу Судынки, неприступное по положению с запада, укреплено было с севера и юга искуственными рвами. Мглин принадлежал к северскому княжеству: так и в среднее время называли его частью северии. После татарского погрома князь Лигвень Симеон Ольгердович владел городами Мстиславлем и Мглином и раздавал боярам мглинские имения; а в 1472 году Мглин был староством, как и Стародуб, только не судовым. В московское правление (1500-1618 годы) возобновляли земляное укрепление его на нынешнем месте города. В польское владение дали ему магдебургское право; а при гетманщине он был местом сотенного правления. Перепись 1767 года говорит: "церковь новая, стоячая за городом (за земляною крепостью), на посаде Заровском, недалеко от валу, край шляху смоленского, поставлена ж на самом том месте, где старая церковь стояла и во имя тое самое, як и прежде именовалася, Успения Богоматери, о трех уже вновь престолах: с правой стороны архангела Михаила, а с левой Благовещения Пресвятой Богородицы". В 1833 году когда разбирали Успенский храм, найден здесь антиминс освященный для мглинской Успенской церкви в 1693 году архиепископом Феодосием. Но и это не был, как увидим, первый Успенский храм во Мглине. Нынешний каменный храм основан в 1815 году в память избавления Мглина от разорений 1812 году. Коллежский асессор Григорий Лишин пожертвовал на начальные работы 10000 рублей ассигнациями наличными деньгами и почти столько же векселями. Так как благотворитель сей скоро умер: то как ни усердно старались о новом храме, при недостатке средств постройка его шла медленно. В сентябре 1825 года при проезде императора Александра чрез Мглин, подано было ему прошение мглинян. "Всеавгустейший Монарх! Всеподданнейшие его императорские Величества города Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарности к православной греко-российской вере, чрез ревнителей своих в глазах целого света прославившей любезное отечество ваше в чудесным образом от неприятельского в 1812 году нашествия избавившей град сей, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили на место существовавшей ветхой деревянной построить с Божиею помощью и усердием дателей, новую каменную, трехпрестольную церковь. Благонамеренная такая цель, восприяв в заложении храма 1815 года благое начало, преобрела было себе помощника и доброго строителя в коллежском асессоре Григории Лишине, который по временам делал значительные пособия. Но в последствии возникли, как горы, неудобства. Выстроенная вчерне почти с куполами церковь осталась недоконченною: пособия господина Лишня со смертью его прекратились; а граждане как от смутных обстоятельств 1812 года так от ежегодных неурожаев не оправились. Благоволи Государь, явить на окончание храма Высокомонаршую милость". В 1827 году прислано из кабинета Государя 5000 рублей ассигнациями на окончание храма. И церковь с тремя престолами освящена в 1830 году октября 23 дня. Первый предмет, обращающий на себя благоговейное внимание посетителя храма сего, есть древняя икона Богоматери Одигитрии. Внизу иконы старинная надпись, "року Божого 1664 мар. 27 сей образ найден пресв. Богородицы, як король ишол у гомонеще слещ е, межи Дрокова и Нивного, на болоте, молитвами твоими едина чистая и благословенная". По преданию мглиняне были тогда в сильном страхе, при приближении многочисленных польских войск; это и естественно было, когда они за 3 года пред тем, по милости тех же ляхов, сильно пострадали от грабителей татар. Теперь они обратилось с пламенными молитвами к Богу и Богоматери о помощи; на берегу Ипути неприятельские войска потерпели сильное поражение и вблизи того места, в лесном, болотистом, месте найдена святая икона и при ней колокольчик. По памятникам истории, весною 1664 года король Казимир "простуючи (из Украйны) к Могилеву, много люду потратил". "Князь Иван Семенович Борятинский польских и литовских людей дошед за черкасским городом Мглином, побили многих, а в полон взяли полковников и иных начальных людей и рядовых больше 300 человек и обоз гетмана Михаила Цаця взяли; сам Король едва не попался в плен. Так было по защите Богоматери!" Святая икона написана на холсте, наклеенном на доске; к старой доске приклеена потом другая, липовая; толщина обеих досок в вершок; вышина иконы 1 аршин 2 вершка, ширина 15 вершков. Пресвятая Дева изображена но пояс; правая рука ее приложена к персям, а левая держит Предвечного младенца, у Которого в левой руке свиток, а десница преподает благословение. Это - смоленская икона Богоматери, первоначально данная, как известно, в благословение супруге черниговского князя Всеволода Ярославича. Последнее обстоятельство подает мысль о том, что мглинская чудотворная икона едва ли не захвачена была неприятелем где либо в черниговской стороне и потом небрежностью брошена. Краски на святой иконе не масляные, а разведенные на клею и от времени довольно потемнели. В праздники Одигитрии июля 28 и марта 2 (день обретения иконы) бывает многолюдное собрание народа к святой иконе. В другое время святая икона нередко берется в села в дома. Другие памятники древнего храма Успенского: а) евангелие львовского переплета 1638 года с надписью: "року 1697 м. апр. 2 д. я раб Божий Яков Кузмович Лапенок, Андрей Семенович Шаповаленок, жители мглинские, казалисмо книгу сию, глаголему евангелие, вечными часы до храму успения пp. Богородицы, стоячой в гор. Мглине"; б) Цветная триодь черного переплета 1685 года с надписью: "от книг церкви успенской мглинской"; в) Евангелие мягкого переплета 1745 года. По делу консистории 1777 года в мглинском Успенском храме были еще: минеи служебные мягкого переплета 1724 года и служебник книжного переплета 1734 года. По переписи 767 года успенскому храму "надана от парохиан на священнивов дуброва, называемая Сумина, лежачая под село Девовку, на верст 11, на которой накашуется сена возов на сорок". Вот прекрасное распоряжение святителя Феодосия, относящееся до священника Успенской церкви Дионисия. "Пречестный в Богу отче почеповский, нам в Духу святом возлюбленный сыне! Человек именем Хома Гоечушенко, житель лопазинский, ускаржался плачливе пред нами на честного отца Дионисия, наместника мглинского, их он грунт его отцевского с Лопазни вабыти собе чили привлащати усилует, для чего в перед судовими его удает безчестью и до великаго приводит утравления, яко и тепер в турме сына его вязит и людий з тым подсылтет; не хай, мовит грунту того мне уступят, то будут в покою. Призови теды отца наместника пречестность твоя, до себе и именем нашим пастырским накажи его, а бы того перестал в болш тым убогим людем кривды не чинил, бо таковы укрыженя о помету до Бога волают. Если зас тотже отец паместник в той не погамуется, теды пречестность твоя досмотри, абы за позвом выданным на него сым людем ораз до катедры нашой становился. Повторе рое пречестности твоей приказавши, архипастырское наше засылаем благословение. Пречестности твоей и Боге благ желаючи пастыр Феодосий Углвцк. архиеп. черниговской. 1695 года, июня 20 дня". В том же храме видели и опыт непризванного проповедничества. В 1726 году "поп Герасим села Симонтовки, не учившийся у школах и не умеющий слогов, отвежился на праздник успения Богородицы в храме местечка Мглина без книги, з головы говорить казане и людей учащихся соблазнил; початок сказаня: у дуба маврийскаго предсташа ангели з обнаженными мечами, а укопчил тым: казала, мовит, баба гетману Голоферну голову отрубить и заховала в коштру; Богу нашему слава". Беднягу проповедника "с казанем" велено доставить "в колодках в самой скорости" к архипастырю. Оказалось, что казанье сочинил пан Есимонтовский (дело консистории 1726 года). Печальная история образованного Якимовича, назначенного (в феврале 1729 года) к Успенской церкви, уже известна в ней главная роль принадлежала, к сожалению, тому же пану Есимонтовсному. Церковь св. Спаса по переписи 767 года "о единой главе с обасанью". Это одна из самых древних церквей мглинских. По переписи 767 года причту принадлежит: а) половина грунта, называемого Селянка в 5 верстах от города, посевом на 15 четвертей в там же сенокос на 40 возов; б) половвиная часть леса при реке Лукавице в 20 верстах, в длину на 1,5 версты, а шириною на пол версты. Все это утверждено за церковью старостою стародубским Николаем Абрамовичем. Ныне во владении причта Спасской церкви более 85 десятин земли. Кроме того еще было много церковной земли, но 18 десятинами завладели дворяне Кореневские. Помещаем "выпись с книг меских стародубовских права магдебурского". "Року Божого 1720 декабря 19. На майстрате Его Царского Величества стародубовсвом пред нами сотником полковым и полковником наказным, обозным, судиею, асаулами полковыми стародубовскими, войтом, бурмистрами, райцами, лавниками и всеми рочне заселыми рядными постановившеся честии отцы Трофим Гораин, наместник всемилостивого Спаса церкве, и отец Алексей Овсеевич з братом своим отцом Максимом соборной Воскресенской церкви парохиальные священники мглинские, объявили и доносили: еще завладение Мглином Абрамовича неякость, старосты стародубовского, на поле называемое Селянка над речкою Воронусою з отчиною и обрубом лежачое при том же кгрунте, и займище, на котором некегдись бывал млынок на речце Ржавцу обретаючоеся церкви всемилостевого Спаса определенные; А соборной Воскресения Христова церкве на поле называемое Портники, на пожне коло Воронусы речки леж ачие в отчину в том же обрубе Портниках обретаючуся, - мененным мглинским церквам наданные права, фундуши в правные крепости на владение мененных угодий под час шведского на Мглин нашествия при инших церковных препараментах чрез разорение згинули безвестно. Яким церквам наданными угодьями антецессорове их и они сами чрез так великую лет давность спокойне владели. О таковой згубе прав наданных на владение кгрунтов божественым церквам объявляючи и забегаючи терминов переначабеням, аби впредь грядущие лета и времена так, як антецессорове их по наданных правах и они сами, в по их наступаючии священники подлуг сего письма могли выраженных уживати и на потомные часы тыми угодями владети спокойно и свободно, таковым респектом просили свое явленное доношение да акт нинешних приняти и записати и собе для потомной твердости на письме за печатми выдати. Которому мы так слушному помененных священников прошению давши у майстрату месце, казалисмо до акт нынешних припяти и записати и есть записано. 3 которых и сей выпись под печатми урядовыми и подписом рук нас майстрату стародубовского стороне того потребуючей есть выдан". Пo делу 1728 года известны мглинские священники: спасский Васалий Алексеев (сын отца Алексея Кузминича), пречистенский Василий Дионисиев (сын отца Дионисия), воздвиженский Михаил Иванов и воскресенский Александр Лелицкий. В храме требник и служебник (4 д.) книжного переплета 1737 года. Минеи служебные книжного переплета 1741 года. Самый древний памятник древнего Мглинского воскресенского храма - грамота короля Владислава. Вот что она говорит: "Владислав чвартый, Божою милостию король Польский, Литовский, Русский и прочее. Ознаймуем тым листом нашим, привилеем, кому б о том ведать належало, иж урожоной Иероним Тиханович, подсудок смоленский, левизор замков смоленских, от святой памяти короля его милости панотца нашого будучи засланый на север, на церковь святого Воскресения, стоячую в местечку Мглине, в старостве стародубовском, надал грунта, землю оромую в не оромую, сеножати, отчину и со всякими угодьями, прозываемую Портники, лежачие над речкою Воронусою, промеж селами Осколковым и Велюханами, як само в себе ограничено, во уживане и держане нашему богомольцу попу Кузьме Орловичу. Который то лист и мы, помножаючи хвалы Божия в панствах наших, сим листом ствержаем и в моц и державе оному попу тые грунты надаем во вечные веки и детем его и по нем наследником, будучи под послушничеством отца митрополита киевского во единстве. И на то далисмо лист наш с подписом рук наших и под печатью королевскою. Дан в обозе за Смоленском, на Богданове околицы, дня 2 месяца ноабря року 1638, понованя королевств наших польских и литовских primo. И на то на церковь мглинскую, в старостви стародубском подлеглое, наддало пред урожоного пана Тихоновича, подсудка смонеского ревизора короля его милости. Wladislarus Rex. Мартин Тризна, референдарь писарь королевской его милости". Здесь а) Тихонович дает право священнику воскресенской церкви пользоваться землею портниковскою; он не говорит, что земля эта и прежде принадлеж ала церкви, но по другим примерам о большом количестве земли церковной твердо верим, что это - дар собственно древнего русского благочестия; уверенность наша оправдывается и тем, что земля осталась церковною собственностию и во всепоследующее время, невзирая на не исполненные условия; б) король утверждает землю, данную на церковь воскресенскую за священником Орловичем и его детьми под условием пребывания их воединств, т.е. в унии. Под этим условием хлопочет за Орловича и пан Тихонович (межевой судья). Само по себе понятно, что все подобные условия скоро выброшены были вон из Мглина; уже в 1648 году Мглин оказался средоточием ненависти против ляхов. В 1649 году "полк черниговский со всею северью аж по Гомель и Дроков и Мглин" стал под знамена Хмельницкого; в 1652 году "из сивера, то есть из Стародубова, Печепа, Мглина, Дрокова жолнеров выгнало поспольство самых тих городов много оных погромивши". По универсалу преосвященного Кирилла (от 21 сентября 1762 года) видно, что Орловичи один за другим до 1739 года были священниками при воскресенской церкви (после Козмы сыновья Максим и Иосия, потом Максим Иосиевич, далее Александр Иосиев и Максим Максимович Лелецкие); в 1736 году храм сгорел по недосмотру священника Александра и его затя Григория; последний, чувствуя себя виновным, скрылся в Белоруссию, а Александр за нетрезвую жизнь и по болезненной старости лишен был места; священником с 1738 года поступил Иоанн Яновский. Тогда же предписано было "духовницу" как незаконно составленную Лелецким "отобрать, а о грунтах церковных и власных Лелецкого изследовать и крепости на церковные грунта так на портниковский, як и на другие, отобрать у Варлаами (викарного священника)". Сын Александра, слушатель философии, в 762 году домогался занять место отца: но ему отказано и место предоставлено осиротевшей семье протоиерея Яновского. После 1767 года королевская грамота скрыта была от глаз духовного начальства и портниковская земля продана была кем-то частному лицу. В 1833 году сын умершего казенного крестьянина деревни Велюхан Исаии Казеки доставил королевскую грамоту вместе с другими бумагами приходскому воскресенскому священнику. Начавшееся дело о земле решено сенатом в пользу причта храма воскресенского. --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
|