Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Загляните ко мне на огонёк!

Для общения, размышлений и обсуждений, для вопросов и ответов...
Комментарии, замечания, пожелания, советы.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 54 55 56 57  58 59 60 61 62 ... 111 112 113 114 115 116 Вперед →
Модератор: PElena
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6949
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5985
Здравствуйте, уважаемые форумчане!

997456543.gif?1435129127

Будем знакомиться? Меня зовут Елена, занимаюсь поисками и давно, и недавно. Сначала интерес к генеалогии был какой-то подсознательный, постепенно превратился, оттеснив многое другое, в увлекательное хобби. Разумеется, образ жизни диктует возможность, или отсутствие таковой, для воплощения различных направлений поиска. Свободное время с радостью отдаю генеалогии, много читаю исторической, краеведческой литературы.

Впервые попав во всемирную паутину, совершенно случайно нашла сайт Михаила Петриченко, который меня поразил до глубины души. Вчитываясь в каждое слово, я стала мечтать, что когда-то и я создам свой персональный сайт. По-доброму завидую Михаилу в том, что имея корни на Полтавщине, как и я по отцовской линии, ему удалось найти столько достоверной информации, восстановить 11 колен своего рода. Меня ждало глубочайшее разочарование, поскольку по моему Ново-Санжарскому району Полтавской области практически ничего из документов не осталось. Как жаль...

Очень рада, что дневник дает возможность соединить все мои темы. Стараюсь показать последовательность моих поисков, ответы на мои запросы. Буду очень рада, если мои изыскания кому-либо будут полезны. Белых пятен пока остается предостаточно...

Все поиски я посвящаю светлой памяти моей бабушки, ПОНОМАРЕНКО МАРИИ ПЕТРОВНЫ, любимого человека с очень непростой судьбой...


[
Изображение на стороннем сайте: 0defd6b67436.jpg ]


Буду признательна за советы, замечания, критику, помощь в любом виде...

Добро пожаловать!



Путеводитель по теме

Праздники

6 січня Святвечір https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1336939.htm#pp1336939
7 січня Різдво https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1336933.htm#pp1336933
19 января Крещение Господне https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1347166.htm#pp1347166
2 февраля день свечей https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1360592.htm#pp1360592
6 февраля Ксения Петербургская https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1362809.htm#pp1362809
7 февраля празднование Иконы «Утоли моя печали» https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1363860.htm#pp1363860
10 февраля день домового https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1366047.htm#pp1366047
11 февраля День пирожных в Исландии https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1367331.htm#pp1367331
11 февраля Австралийская королевская регата https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1367336.htm#pp1367336
12 февраля Собор трёх святителей. Установлен в память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1367339.htm#pp1367339
15 февраля Сретение Господне https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p808881.htm#pp808881
30 марта, по народному календарю Теплый Алексей https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p848293.htm#pp848293
5 апреля день супа https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1406835.htm#pp1406835
7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p857540.htm#pp857540
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1152590.htm#pp1152590
Вербное воскресение https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p870651.htm#pp870651
3 июня - День равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p920160.htm#pp920160
Вознесение Господне https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1458744.htm#pp1458744
14 июня - Всемирный день донора крови https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1459222.htm#pp1459222
День Святой Троицы https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p927888.htm#pp927888
Зелені свята https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p927929.htm#pp927929
12 июля День святых апостолов Петра и Павла https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p951472.htm#pp951472
9 августа День Великомученика Пантелеимона https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p969673.htm#pp969673
14 августа Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, также Медовый (Первый) Спас https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p972118.htm#pp972118
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1498798.htm#pp1498798
19 августа Преображение Господне (Яблочный спас) https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p974825.htm#pp974825
28 августа Успение Пресвятой Богородицы https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p979153.htm#pp979153
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1506662.htm#pp1506662
29 августа Третий спас (Хлебный Спас) https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p979980.htm#pp979980
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1507260.htm#pp1507260
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1507274.htm#pp1507274
30 сентября Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p999833.htm#pp999833
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1259857.htm#pp1259857
7 октября Всемирный день улыбки https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1004593.htm#pp1004593
14 октября Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1009006.htm#pp1009006
4 ноября празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г.) https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1025322.htm#pp1025322
4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1308570.htm#pp1308570
7 декабря Катерина санница https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1311333.htm#pp1311333
7 декабря день местного самоуправления на Украине https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1311347.htm#pp1311347
7 декабря ДЕНЬ ПАМЯТИ МЧ. МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1311531.htm#pp1311531
7 декабря день памяти Мастридии Александрийской https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1311560.htm#pp1311560
11 декабря Международный день гор https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1315001.htm#pp1315001
13 декабря. Андрей святой. https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1317027.htm#pp1317027
15 декабря МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЧАЯ https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1318984.htm#pp1318984
17 декабря Варвара https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1320775.htm#pp1320775
18 декабря Савва Освященный https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1321700.htm#pp1321700
19 декабря Николай Чудотворец https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1321876.htm#pp1321876
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1321916.htm#pp1321916

народные приметы

12 февраля https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1367339.htm#pp1367339
Первая встреча весны. Сретенские морозы. Сретенские оттепели. https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p808890.htm#pp808890
Приметы сентября https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p983354.htm#pp983354
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p983361.htm#pp983361
Приметы октября https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1002236.htm#pp1002236
Ноябрь (полузимник) https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1021478.htm#pp1021478
Приметы декабря https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1052843.htm#pp1052843
5 декабря Прокоп (Прокопий. Прокопьев день. Вехостав. Прокоп зимний). https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1309637.htm#pp1309637
6 декабря Митрофан. https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1310569.htm#pp1310569
9 декабря https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1314109.htm#pp1314109
10 декабря https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1314171.htm#pp1314171
12 декабря. День Парамона. https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1315640.htm#pp1315640
13 декабря. Андреева ночь. https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1315760.htm#pp1315760
19 декабря Николай зимний https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1321916.htm#pp1321916

интересно...

11 февраля 1697 г. 316 лет назад Петр I именным указом разрешил продажу табака https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1366618.htm#pp1366618
25 марта 1974 г. - премьера художественного фильма "Калина красная" https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1398328.htm#pp1398328
3 апреля 1967 г. - премьера фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1405679.htm#pp1405679
Кваша Григорий. Возрастной гороскоп https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p979157.htm#pp979157
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p979987.htm#pp979987
Весы - женщина https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p999227.htm#pp999227
Александрия https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1311199.htm#pp1311199
13 декабря 1971 г. - премьера кинокомедии "Джентельмены удачи" https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1315919.htm#pp1315919
19 декабря в истории Дома союзов (Колонный зал) https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1321898.htm#pp1321898
Монахиня Алипия (Авдеева) https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1342761.htm#pp1342761
Имена в Советском Союзе https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1355859.htm#pp1355859
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1356655.htm#pp1356655
33 цитаты Фредди Меркьюри https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1355867.htm#pp1355867
Джордж Карлин. Цитаты https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1362000.htm#pp1362000
15 чудес Будды (Монлам Чхенмо) 11 февраля https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1367334.htm#pp1367334
Вивьен Ли https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1406719.htm#pp1406719
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1406720.htm#pp1406720
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1406729.htm#pp1406729
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1406734.htm#pp1406734
7 неизвестных фактов об Архангеле Михаиле https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p3016517.htm#pp3016517
Чудо света, о котором вы не знали. Меч святого Михаила: Вот почему 7 монастырей в Европе находятся на одной линии
https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p3016902.htm#pp3016902

от чего глаз не отвести...

Голубая мечеть Стамбула. https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1319108.htm#pp1319108
Замок белой цапли (Химедзи). Япония https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1320810.htm#pp1320810
Дрезденская церковь Фрауэнкирхе https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1321761.htm#pp1321761
Захватывающие фото волн https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1355715.htm#pp1355715
Андре Кон (Andre Kohn). Картины https://forum.vgd.ru/post/609/24936/p1363237.htm#pp1363237

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Лайк (1)
lidiyagaber

lidiyagaber

г москва
Сообщений: 3506
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 26946
PElena


Смерть близкого человека всегда наступает внезапно, даже если ее ждешь и готовишься к ней. Горе слишком широко, чтобы его обойти, слишком высоко, чтобы его перепрыгнуть, и слишком глубоко, чтобы под ним проползти; через горе можно только пройти, – говорит народная мудрость.

Елена, от души желаю Вам СЧАСТЬЯ!!!

X2oQV.jpg


Комментарий модератора:

Лидия, тронута Вашим теплом и душевностью!


---
Александров, Головин ,Стародубцев, Рыженков ( Тульская губерния)
Габер ,Макаревич ( Польша . Подляское воеводство, ранее - Сувалковское воеводство)
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6949
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5985
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы


[
Изображение на стороннем сайте: 89cd264c455c.gif ]





Максимилиан Волошин


[
Изображение на стороннем сайте: 5357de70c21f.jpg ]


Максимилиан Волошин родился 28 мая 1877 г., в Духов день, что, по его собственному признанию, и повлияло на его религиозность. Однако к истинной вере поэт пришел не сразу. Он увлекался восточной мистикой, оккультизмом, теософией, чувствовал себя и язычником, и христианином одновременно. Но бунтарство, душевные метания приутихли, когда началась гражданская война. Проявившиеся жестокость и дикость, поругание святынь изменили взгляды Максимилиана. . Он считал, что во время гражданской войны молитва должна быть и за красных, и за белых, чтобы Господь вразумил их, и люди опомнились. Так как когда братья убивают друг друга, нужно быть не с кем-то из них, а с матерью. Родная страна, многострадальная Русь у Волошина ассоциируется с образом Божией Матери, которая всегда сохраняла Россию. Образ Богородицы становится ключевым в поэзии Волошина.

ХВАЛА БОГОМАТЕРИ

Тайна тайн непостижимая,
Глубь глубин необозримая,
Высота невосходимая!
Радость радости земной,
Торжество непобедимое.
Ангельски дориносимая
Над родимою землей,
Купина неопалимая!

Херувимов всех честнейшая,
Без сравнения славнейшая
Огнезрачных серафим,
Очистилище чистейшая!
Госпожа всенепорочная
Без истленья Бога родшая
Незакатная звезда,
Радуйся, о благодатная!
Ты молитвы влага росная
Живоносная вода!

Ангелами охраняемый,
Цвет земли неувядаемый,
Персть сияньем растворенная,
Глина девством прокаленная,
Плоть рожденная сиять,
Тварь до Бога вознесенная,
Приснодевственная мать!

Ты покров природы тварной,
Свет во мраке, пламень зарный,
Путеводного столба!
В грозный час, когда над нами
Над забытыми гробами
Протрубит труба,
В час великий, в час возмездья,
В горький час, когда созвездья
С неба упадут,
И земля между мирами,
Извергаясь пламенами,
Предстанет на Суд,
В час, когда вся плоть проснется,
Чрево смерти содрогнется
(Солнце мраком обернется)
И как книга развернется
Небо надвое,
И разверзнется пучина,
И раздастся голос Сына:

"О, племя упрямое!
Я стучал - вы не открыли,
Жаждал - вы не напоили,
Я алкал - не накормили,
Я был наг - вы не одели..."

И тогда ответишь ты:
"Я одела, я кормила,
Чресла Богу растворила,
Плотью нищий дух покрыла,
Солне мира приютила
В чреве темноты..."

В час последний в тьме кромешной,
Над своей землею грешной,
Ты расстелишь плат:
Надо всеми, кто ошую,
Кто во славе одесную,
Агнцу предстоят,
Чтоб не сгинул ни единый
Ком пронзенной духом глины,
Без изъятья навсегда,
И удержишь руку Сына
От последнего проклятья
Безвозвратного Суда.




Юлия Жадовская


[
Изображение на стороннем сайте: f7583e6fd5cc.jpg ]


Судьба поэтессы Юлии Жадовской (1824-1883) была трагична. Родилась она без левой руки, с тремя пальцами на короткой правой руке, со слабым зрением. Но физические недостатки не смогли испортить ее прекрасной души, несмотря на то, что в жизни ее ждало много новых испытаний. Удивительная русская женщина не сломилась и продолжала дарить свою любовь окружающим.

Проза и поэзия Юлии Жадовской как исповедь женской души. Многие ее произведения проникнуты глубокой религиозностью, жаждой небесной безгрешной жизни.

Молитва к Божией Матери

Мира заступница, Матерь всепетая!
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой!
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги,
В трудный час жизни, в минуту страдания,
Ты мне, молю, помоги!
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи:
В царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи!
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6949
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5985
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Gul

Gul

Сообщений: 12381
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 40499

PElena написал:
[q]
Судьба поэтессы Юлии Жадовской (1824-1883) была трагична
[/q]


Леночка, как хорошо, что Вы вспомнили Юлию Жадовскую!
rose.gif

У меня в теме Старина и Былое есть о ней небольшое повествование

Живя исключительно сердцем...


"Я все еще его люблю"

Ты скоро меня позабудешь,
Но я не забуду тебя;
Ты в жизни разлюбишь, полюбишь,
А я – никого, никогда!
Ты новые лица увидишь
И новых друзей изберешь –
Ты новые чувства узнаешь
И, может быть, счастье найдешь,
Я – тихо и грустно свершаю
Без радостей жизненный путь;
И как я люблю и страдаю,
Узнает могила одна!


Комментарий модератора:

Милая Гюльнара!


PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6949
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5985
620226004.gif

С хлебным Спасом, друзья!
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 12264
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39481
Продолжение....


Кроме этого, у "завитой бороды" совершались гадания. Так, старшая из жниц садилась на землю лицом к "бороде", собирала серпы у всех женщин, брала их за рукояти и бросала через голову. При этом каждая женщина загадывала - доживет ли она и ее родные до следующей жатвы. Серп, воткнувшийся концом в землю по направлению к церкви, предвещал смерть; серп, упавший дальше всех от "бороды", говорил о долгой жизни . Могли гадать и по зернам нового урожая. Говорили: "К этому хозяину приходили бы купить и займовать! Кто зернышко съест, если девушка - замуж идти; если парень - женится; если женщина - дитя родить; если корова - телушку родить; если овечка - двойничков принести!".

Отдельным ритуалом можно считать приготовление символического угощения. На положенный внутри колосьев "бороды" камень, изображающий стол, покрытый куском полотна - "скатерью", либо просто на расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногда хлеб привязывали к "бороде".

Завершался комплекс дожиночных обрядов праздничной трапезой в доме хозяина жатвы. Иногда это сопровождалось внесением в дом последнего снопа и подношением хозяину венка, сплетенного из колосьев. Основными обрядовыми блюдами на дожинках были: "саламат" - густая каша из овсяной муки с салом и маслом, которая по народным представлениям, содействовала плодородию хлебов будущего года; "дежень" - толокно, замешенное на кислом молоке или воде ; пироги с кашей, яичница , блины, пиво, вино и мед .

63384500_jatva.jpg
Николай Дубовской. Жатва, 1906

В заговорах и приговорах, направленных на получение в будущем году хорошего урожая, говорилось: "Вот тебе, Илья, борода! На лето уроди нам ржи да овса!" или "Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба грода (много)!" ; "Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье" ; "Флор да Лавр, приходите коня кормить" ; "Егорий приходи, коня приводи, и наших коней корми и овечку корми, и коровку корми!".

Основной ритуальный предмет дожиночных обрядов - "борода" осознавался как "маленький снопик" или "концы соломы с колосьями"; индоевропейский корень этого слова означал понятие "растительности".
Известно название "бороды" наименованием "коза" или "козулька". Говорили: "обжинать козу" .

В русском языке словом "коза" обозначалась любая часть полосы, приходившаяся на долю одного жнеца. Приписывалась "борода" Богу (богова, божья борода), Христу (Христова бородка), Спасу (для Спасителя борода), Богородице (Богородице косица, Покрову Пресвятая Богородица борода ; разным святым: Илье-пророку , св. Николаю (Николина бородка) , св. Власию (Волосу/Велесу) , свв. Флору и Лавру, Козьме и Дамиану ), св. Елене (Елене на косу), Егорию Победоносцу и осмыслялась как жертва им. В некоторых толкованиях "борода" посвящалась полевому хозяину или духам поля (полуднице, полевику).

63384646_derevnya.jpg
Федор Васильев. Деревня, 1869

Обряд "завивания бороды" напоминал ритуальное завивание берез. Изготовление из "бороды" венка сохраняло находящуюся там плодородящую силу зерна, а пригибание колосьев к земле, их закапывание, сев семян из "бороды" служили возвращению земле тех сил, которые из нее ушли в зерновые колосья. Зарывание в землю хлеба с солью виделось дополнительным кормлением земли для прибавления ей сил при выращивании будущего урожая. В оставлении хлеба на камне или ткани внутри колосьев "бороды" заметна подготовка к трапезе, жертвоприношению.

Другие элементы дожиночного обряда также имели магический характер. Прополка "бороды" и мытье жницами рук после жатвы помогали обеспечить "чистоту" посевов будущего года; полив водой "бороды" и обливание жниц предотвращали засуху. Магическими свойствами обладали и предметы, связанные с ритуальной "бородой". Так, камень, найденный под колосьями "бороды" использовался для лечения зубной боли

Весь комплекс дожиночных обрядов был направлен на сохранение растительной силы снятого урожая на поле, что обеспечивало непрерывность урожаев, соединение уже выращенного с урожаем будущего года, т.е. на обеспечение плодородящей силы земли.

63384424_ozero.jpg
Станислав Жуковский.Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода), 1912

Дожиночный сноп (последний сноп, пожинальник, обжинок, именинник, мирской сноп, кумушка, соломатник, Солоха, Овсей, спорынья, борода, Иванушка, Христова рубашка, барин) - ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, определенным образом украшенных.

Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы. Для него на поле или на меже (московск.) оставляли участок несжатых колосьев, который сжинался в последнюю очередь.

Это обычно делала хозяйка поля (Белозерье) или девушка; пожилые женщины в данном обрядовом действии участвовать не могли.

63384872_devushka.jpg
Абрам Архипов. Девушка с кувшином, 1927

При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп - "молчанушка", "молчальный"), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил (духов, демонических существ), в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия с дожиночным снопом, так как в оставшихся на поле колосьях, по народным представлениям, обитал "дух нивы"
Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина

Колосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. Так, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли .
В "гузок" (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос; иногда последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг.

63383487_zolotaya.jpg
Илья Остроухов. Золотая осень

Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. Такой сноп назывался "христовой рубашкой" и делался для обеспечения полного достатка в доме (московск.; обычай соблюдался до конца 20-х - начала 30-х гг. ХХ в.).

В восточной части Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на "обабок" особым образом; при этом делалась "бабка" - десять снопов ставили житом наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары ("беспарный") ставили на "бабку" житом (созревшими колосьями) вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась.

В Смоленской и Тверской губерниях "обжинать" последний сноп - "бараду" заставляли девушку, которая срезала "пясточку" (горсть) колосьев и укладывала по кругу, делая так до тех пор, пока не сожнет весь оставленный на поле пучок.

При срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: "Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь" ; пелись песни.

63384254_osenreka.jpg
Исаак Левитан.Осень. Река, 1897

Последний сноп - именинник, пожинальник, обжинок - делался большим и толстым, связывался специально сделанным "свиточком", либо опоясывался красной лентой (при этом не разрешалось перевязывать сноп, который сжала другая женщина (хотя запрещение не распространялось на пожилых женщин), так как "перевязывавшая, будто бы, "завяжет детей у сжавшей", иначе "спорынью в женщине завяжет" или сделает мужа "бесплодным" ; это относилось и к связыванию обычных снопов), украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами. Нередко снопу придавался антропоморфный вид.

Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в кумачный сарафан и головной убор, украшали ожерельями и бусами ; дожиночный сноп - именинник наряжали в сарафан и кокошник; привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки, надевали на него белую насовку (одежду типа сарафана) и кичку (головной убор); либо накидку . Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу и "имя": последний сноп, сделанный из ржи в виде человека и одетый в женскую одежду: "саян", рубаху, платок, называли Солохой; сделав из овса другую фигуру и надев на него мужскую одежду: штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей .

63382903_boloto.jpg
Федор Васильев.Болото в лесу. Осень, 1871-1873

Иногда дожиночный сноп, имевший антропоморфный вид, назывался спорыньей , что происходило от традиционного образа спорыни, олицетворявшего собой удачу в работе.

Спорыньей также называли изготовленную в конце жатвы из сдвоенных колосьев особую куклу так как сам раздвоенный ржаной колос имел подобное название. Такой колос, найденный на поле, должен был обеспечить достаток хлеба в доме, поэтому его приносили в избу и клали в передний угол к иконам. Отсюда и приветствие, адресованное жнеям: "Спорынья тебе в дом!". Название спорыньи происходит от Спорыша (первоначально "спорыш" - двойное зерно или колос; "царь-колос"), являющегося в восточнославянской мифологии воплощением плодородия; его представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю, иногда вместе с Богом и раем.

63385010_krestyanka.jpg
Абрам Архипов.Крестьянка, 1916

С дожиночным снопом совершались различные обрядовые действия. Его использовали для гаданий: девушка собирала срезанные для последнего снопа "пясточки" (горсти) и складывала в общий дожиночный сноп, если все гости собирались парами, то считалось, что девушка в этом году выйдет замуж, если же "пясть" была лишней - то и девушка останется незамужней; иногда сжатые "грудки" овса собирались в сноп с пересчетом с помощью слов: "чет" и "нечет"; если в снопе оказывалась четное количество "грудок" овса, то считалось, что этот год семья проживет в полном составе; если же выпадал нечет (по поверьям, нечетное число предвещало убыль), то знали, что кто-нибудь в семье умрет или выйдет замуж.

Гадали не только по количеству пясток срезаемого хлеба, но и на снопе, связанном из последних сжатых колосьев, что делали, в основном, беременные женщины и незамужние девушки. Женщины, ожидавшие ребенка, садились на сноп и смотрели, кто подползет: если жук - то родится мальчик, мурашка - девочка. Девушки, сидя на снопе, тоже следили, если подползет "козявка" (какое-нибудь насекомое), это означало замужество. По зернам из дожиночного снопа гадали о посеве: из него брали три колоса, отдельно из каждого вылущивали зерна и зарывали в землю в укромном месте.
Если быстрее всходили зерна первого колоса, это означало, что лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго - средний, третьего - поздний.

Кроме гаданий со снопом совершались и другие магические действия. Так, на дожиночный сноп садилась хозяйка и приговаривала: "Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой" В Никольском у. Вологодской губ. женщина поднимала дожиночный сноп на голову и говорила: "Вот эдакий высокий расти овес на прок!" .

63383725_osen.jpg
Григорий Мясоедов. Осеннее утро, 1893

В Белозерье по окончании жатвы последнего снопа, жница кланялась на все четыре стороны с приговором: "Овсяная жнивушка, отдай мне силушку на всю студеную зимушку!". В Чухломском, Кологривском уездах Костромской губ. и в Смоленской губ. дожиночный сноп брался женщиной, которая каталась с ним по ниве с просьбой о возвращении силы: "Нивка, нивка, отдай мою силку".

После срезания дожиночного снопа на поле часто устраивалась трапеза: участники садились, расстилали скатерть и ели (основной пищей была яичница или каша), при этом оставляли небольшой кусок хлеба, который несли за пазухой или в лукошке, а затем клали "Илье под бороду" .

"Одетый" таким образом сноп две женщины с песнями и плясками несли на помещичий двор, где одна из них, под исполнение песен, хлестала сноп веником, стремясь обеспечить урожай на будущий год, так как ритуальное магическое действие - хлестание и битье имеет продуцирующую функцию.
В Московской губ. последний украшенный сноп также приносился на барский двор и передавался барину за "выкуп" в виде угощения и мелких подарков; в данном случае сноп несла женщина, знающая все песни и умеющая бойко ответить на вопрос.

Украшенный различными способами, либо превращенный в чучело последний сноп несли с поля все дожинщицы вместе; сноп держали, подняв его кверху.
При внесении дожиночного снопа в избу, происходил ритуальный выгон насекомых, в особенности мух, из дома, что представляло собой "высылание их на небеса за снегом" .

Выгоняя насекомых из дома дожиночным снопом - ржаным или овсяным (а также ольховыми ветками, колосьями ржи, березовым веником, хранившимся в избе со времени троицко-купальских праздников), говорили: "Мухи, блохи, вон, хозяйка идет в дом! Ступайте, тараканы, клопы, вон, хозяйка идет в дом" ; "Кишьте, мухи, вон, идет хозяин (т.е. обрядовый сноп) в дом" ;"
При этом, последним снопом либо мели по полу, либо трижды делали крестное знамение в избе (или просто махали в воздухе).

Дожиночный сноп, вносимый в дом, вешали над умывальником, из которого жницы мыли руки, вернувшись после дожинок. Верили, что руки, вымытые таким образом, не будут болеть . Затем сноп помещали либо в самой избе - в передний угол ("красный", кут, под образа, под иконы, в "судки", на божницу, на "тябло"), на "полавошник", лавку; либо вне избы - на поветь, где он хранился до Покрова Богородицы, когда им "закармливали скотину с осени", т.е. с этого начиналось зимнее кормление скотины в хлевах: сноп раздавали по горсточке всем домашним животным и птицам: коровам, лошадям, овцам, свиньям, курам и т.д. с целью уберечь скотину от возможной зимней бескормицы, болезней и других бед и напастей.

Происходило это следующим образом: хозяйка вставала рано утром "до свету" и накрывала на стол: стелила скатерть, приносила холодец и хлеб, садилась и ела, так как закармливать скотину можно было только на сытый желудок. Затем отрезала по кусочку хлеба каждой скотине, брала с собой последний сноп - "бороду" и шла в хлев, где раскладывала хлеб по четырем углам, вставала на середину хлева и просила "хозяина", который "поставил скотинку на место (на зиму): "Хозяюшко - батюшко, хозяюшка - матушка, ставлю я милова живота - скотинку на всю студеную зимку. Вы ее пойте и кормите, теплом обогревайте и спать мистечко давайте!"

63383083_zhatva.jpg
Иван Похитонов. Жатва

Произносила эти слова три раза, кланялась в четыре угла, после чего, молча, раздавала по горсточке из дожиночного снопа каждому животному. Здесь, как и в случае срезания колосьев для дожиночного снопа, сохранялся запрет на разговор . В некоторых местах дожиночный сноп хранили в сусеке до посева; зерна с этого снопа примешивали к семенам, которыми производился первый весенний сев.

Колосья, оставленные на "бороду" иногда срезались для вязания дожиночного снопа, который в некоторых северо-западных губерниях России также носил подобное название. Все ритуальные действия, производимые с последним снопом, были направлены на то, чтобы сохранить силу в самих колосьях, так как зернам дожиночного снопа придавалось особое значение - они должны были способствовать процветанию всего дома и хозяйства.
Оригинальная статья из книги "Народные праздники"



PElena
Лена, с Хлебным Спасом и Вас!

63386539_images.jpg
Ягодкина Татьяна[/size


Комментарий модератора:

Ташенька, от всей души благодарю за богатейший материал!


---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6949
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5985
Дорогие друзья!

Новость сегодняшняя - меня приняли! biggrin1.gif Буду учиться снова в своем родном ВУЗе!

В смысле - второе высшее. tongue.gif

Кто-нибудь месяца два назад сказал бы, что я пойду учиться shok.gif , не поверила бы, точно. dntknw.gif
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
svet_la_na

svet_la_na

Сообщений: 843
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3276
Леночка, замечательная новость!
Поздравляю от всей души!
heart.gif

pgTu2aAC.jpg
---
Губины, Поморцевы, Нефедовы, Вандышевы, Шилковы, Меланьины/Пермский край, Добрянский р-н/
Барковы /Калужская/
Гавриковы /Брянская/
Грефенштейн, Зенг, К(и)юль, Финк /Поволжье/
ДНЕВНИК
Ejik
Танюша

Ejik

Сообщений: 1894
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7650
Леночка, поздравляю!

forumsmile.ru/cards/others-cards ]
KarLa

KarLa

Барнаул-Москва
Сообщений: 9669
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 24017

PElena написал:
[q]
Новость сегодняшняя - меня приняли! biggrin1.gif
[/q]

Вот это да! Леночка, ну ты умеешь удивить! cheer.gif Восхищаюсь тобой, честно!

---
Ищу Татьянкиных, Чесноковых, Болдыревых, Гавриловых, Рыковых из Тамбовской губ., Поповых, Пашковых из Воронежской губ., Останкиных (Астанкиных) из Курской губ.
Мой дневник
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 54 55 56 57  58 59 60 61 62 ... 111 112 113 114 115 116 Вперед →
Модератор: PElena
Вверх ⇈