⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Загляните ко мне на огонёк! Для общения, размышлений и обсуждений, для вопросов и ответов...
|
| Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 54 55 56 57 58 59 60 61 62 ... 111 112 113 114 115 116 Вперед → Модератор: PElena |
| lidiyagaber г москва Сообщений: 3506 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 26937 | PElena Смерть близкого человека всегда наступает внезапно, даже если ее ждешь и готовишься к ней. Горе слишком широко, чтобы его обойти, слишком высоко, чтобы его перепрыгнуть, и слишком глубоко, чтобы под ним проползти; через горе можно только пройти, – говорит народная мудрость. Елена, от души желаю Вам СЧАСТЬЯ!!! ![]() |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6949 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы [ Изображение на стороннем сайте: 89cd264c455c.gif ] Максимилиан Волошин [ Изображение на стороннем сайте: 5357de70c21f.jpg ] Максимилиан Волошин родился 28 мая 1877 г., в Духов день, что, по его собственному признанию, и повлияло на его религиозность. Однако к истинной вере поэт пришел не сразу. Он увлекался восточной мистикой, оккультизмом, теософией, чувствовал себя и язычником, и христианином одновременно. Но бунтарство, душевные метания приутихли, когда началась гражданская война. Проявившиеся жестокость и дикость, поругание святынь изменили взгляды Максимилиана. . Он считал, что во время гражданской войны молитва должна быть и за красных, и за белых, чтобы Господь вразумил их, и люди опомнились. Так как когда братья убивают друг друга, нужно быть не с кем-то из них, а с матерью. Родная страна, многострадальная Русь у Волошина ассоциируется с образом Божией Матери, которая всегда сохраняла Россию. Образ Богородицы становится ключевым в поэзии Волошина. ХВАЛА БОГОМАТЕРИ Тайна тайн непостижимая, Глубь глубин необозримая, Высота невосходимая! Радость радости земной, Торжество непобедимое. Ангельски дориносимая Над родимою землей, Купина неопалимая! Херувимов всех честнейшая, Без сравнения славнейшая Огнезрачных серафим, Очистилище чистейшая! Госпожа всенепорочная Без истленья Бога родшая Незакатная звезда, Радуйся, о благодатная! Ты молитвы влага росная Живоносная вода! Ангелами охраняемый, Цвет земли неувядаемый, Персть сияньем растворенная, Глина девством прокаленная, Плоть рожденная сиять, Тварь до Бога вознесенная, Приснодевственная мать! Ты покров природы тварной, Свет во мраке, пламень зарный, Путеводного столба! В грозный час, когда над нами Над забытыми гробами Протрубит труба, В час великий, в час возмездья, В горький час, когда созвездья С неба упадут, И земля между мирами, Извергаясь пламенами, Предстанет на Суд, В час, когда вся плоть проснется, Чрево смерти содрогнется (Солнце мраком обернется) И как книга развернется Небо надвое, И разверзнется пучина, И раздастся голос Сына: "О, племя упрямое! Я стучал - вы не открыли, Жаждал - вы не напоили, Я алкал - не накормили, Я был наг - вы не одели..." И тогда ответишь ты: "Я одела, я кормила, Чресла Богу растворила, Плотью нищий дух покрыла, Солне мира приютила В чреве темноты..." В час последний в тьме кромешной, Над своей землею грешной, Ты расстелишь плат: Надо всеми, кто ошую, Кто во славе одесную, Агнцу предстоят, Чтоб не сгинул ни единый Ком пронзенной духом глины, Без изъятья навсегда, И удержишь руку Сына От последнего проклятья Безвозвратного Суда. Юлия Жадовская [ Изображение на стороннем сайте: f7583e6fd5cc.jpg ] Судьба поэтессы Юлии Жадовской (1824-1883) была трагична. Родилась она без левой руки, с тремя пальцами на короткой правой руке, со слабым зрением. Но физические недостатки не смогли испортить ее прекрасной души, несмотря на то, что в жизни ее ждало много новых испытаний. Удивительная русская женщина не сломилась и продолжала дарить свою любовь окружающим. Проза и поэзия Юлии Жадовской как исповедь женской души. Многие ее произведения проникнуты глубокой религиозностью, жаждой небесной безгрешной жизни. Молитва к Божией Матери Мира заступница, Матерь всепетая! Я пред Тобою с мольбой: Бедную грешницу, мраком одетую, Ты благодатью прикрой! Если постигнут меня испытания, Скорби, утраты, враги, В трудный час жизни, в минуту страдания, Ты мне, молю, помоги! Радость духовную, жажду спасения В сердце мое положи: В царство Небесное, в мир утешения Путь мне прямой укажи! |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6949 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | |
| Gul Сообщений: 12380 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 40497 | PElena написал: Судьба поэтессы Юлии Жадовской (1824-1883) была трагична Леночка, как хорошо, что Вы вспомнили Юлию Жадовскую! У меня в теме Старина и Былое есть о ней небольшое повествование Живя исключительно сердцем... "Я все еще его люблю" Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя; Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я – никого, никогда! Ты новые лица увидишь И новых друзей изберешь – Ты новые чувства узнаешь И, может быть, счастье найдешь, Я – тихо и грустно свершаю Без радостей жизненный путь; И как я люблю и страдаю, Узнает могила одна! Комментарий модератора: Милая Гюльнара! |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6949 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | |
| Tasha56 Почетный учаcтник Россия Сообщений: 12261 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 39477 | Продолжение.... Кроме этого, у "завитой бороды" совершались гадания. Так, старшая из жниц садилась на землю лицом к "бороде", собирала серпы у всех женщин, брала их за рукояти и бросала через голову. При этом каждая женщина загадывала - доживет ли она и ее родные до следующей жатвы. Серп, воткнувшийся концом в землю по направлению к церкви, предвещал смерть; серп, упавший дальше всех от "бороды", говорил о долгой жизни . Могли гадать и по зернам нового урожая. Говорили: "К этому хозяину приходили бы купить и займовать! Кто зернышко съест, если девушка - замуж идти; если парень - женится; если женщина - дитя родить; если корова - телушку родить; если овечка - двойничков принести!". Отдельным ритуалом можно считать приготовление символического угощения. На положенный внутри колосьев "бороды" камень, изображающий стол, покрытый куском полотна - "скатерью", либо просто на расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногда хлеб привязывали к "бороде". Завершался комплекс дожиночных обрядов праздничной трапезой в доме хозяина жатвы. Иногда это сопровождалось внесением в дом последнего снопа и подношением хозяину венка, сплетенного из колосьев. Основными обрядовыми блюдами на дожинках были: "саламат" - густая каша из овсяной муки с салом и маслом, которая по народным представлениям, содействовала плодородию хлебов будущего года; "дежень" - толокно, замешенное на кислом молоке или воде ; пироги с кашей, яичница , блины, пиво, вино и мед . ![]() Николай Дубовской. Жатва, 1906 В заговорах и приговорах, направленных на получение в будущем году хорошего урожая, говорилось: "Вот тебе, Илья, борода! На лето уроди нам ржи да овса!" или "Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба грода (много)!" ; "Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье" ; "Флор да Лавр, приходите коня кормить" ; "Егорий приходи, коня приводи, и наших коней корми и овечку корми, и коровку корми!". Основной ритуальный предмет дожиночных обрядов - "борода" осознавался как "маленький снопик" или "концы соломы с колосьями"; индоевропейский корень этого слова означал понятие "растительности". Известно название "бороды" наименованием "коза" или "козулька". Говорили: "обжинать козу" . В русском языке словом "коза" обозначалась любая часть полосы, приходившаяся на долю одного жнеца. Приписывалась "борода" Богу (богова, божья борода), Христу (Христова бородка), Спасу (для Спасителя борода), Богородице (Богородице косица, Покрову Пресвятая Богородица борода ; разным святым: Илье-пророку , св. Николаю (Николина бородка) , св. Власию (Волосу/Велесу) , свв. Флору и Лавру, Козьме и Дамиану ), св. Елене (Елене на косу), Егорию Победоносцу и осмыслялась как жертва им. В некоторых толкованиях "борода" посвящалась полевому хозяину или духам поля (полуднице, полевику). ![]() Федор Васильев. Деревня, 1869 Обряд "завивания бороды" напоминал ритуальное завивание берез. Изготовление из "бороды" венка сохраняло находящуюся там плодородящую силу зерна, а пригибание колосьев к земле, их закапывание, сев семян из "бороды" служили возвращению земле тех сил, которые из нее ушли в зерновые колосья. Зарывание в землю хлеба с солью виделось дополнительным кормлением земли для прибавления ей сил при выращивании будущего урожая. В оставлении хлеба на камне или ткани внутри колосьев "бороды" заметна подготовка к трапезе, жертвоприношению. Другие элементы дожиночного обряда также имели магический характер. Прополка "бороды" и мытье жницами рук после жатвы помогали обеспечить "чистоту" посевов будущего года; полив водой "бороды" и обливание жниц предотвращали засуху. Магическими свойствами обладали и предметы, связанные с ритуальной "бородой". Так, камень, найденный под колосьями "бороды" использовался для лечения зубной боли Весь комплекс дожиночных обрядов был направлен на сохранение растительной силы снятого урожая на поле, что обеспечивало непрерывность урожаев, соединение уже выращенного с урожаем будущего года, т.е. на обеспечение плодородящей силы земли. ![]() Станислав Жуковский.Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода), 1912 Дожиночный сноп (последний сноп, пожинальник, обжинок, именинник, мирской сноп, кумушка, соломатник, Солоха, Овсей, спорынья, борода, Иванушка, Христова рубашка, барин) - ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, определенным образом украшенных. Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы. Для него на поле или на меже (московск.) оставляли участок несжатых колосьев, который сжинался в последнюю очередь. Это обычно делала хозяйка поля (Белозерье) или девушка; пожилые женщины в данном обрядовом действии участвовать не могли. ![]() Абрам Архипов. Девушка с кувшином, 1927 При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп - "молчанушка", "молчальный"), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил (духов, демонических существ), в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия с дожиночным снопом, так как в оставшихся на поле колосьях, по народным представлениям, обитал "дух нивы" Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина Колосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. Так, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли . В "гузок" (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос; иногда последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг. ![]() Илья Остроухов. Золотая осень Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. Такой сноп назывался "христовой рубашкой" и делался для обеспечения полного достатка в доме (московск.; обычай соблюдался до конца 20-х - начала 30-х гг. ХХ в.). В восточной части Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на "обабок" особым образом; при этом делалась "бабка" - десять снопов ставили житом наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары ("беспарный") ставили на "бабку" житом (созревшими колосьями) вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась. В Смоленской и Тверской губерниях "обжинать" последний сноп - "бараду" заставляли девушку, которая срезала "пясточку" (горсть) колосьев и укладывала по кругу, делая так до тех пор, пока не сожнет весь оставленный на поле пучок. При срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: "Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь" ; пелись песни. ![]() Исаак Левитан.Осень. Река, 1897 Последний сноп - именинник, пожинальник, обжинок - делался большим и толстым, связывался специально сделанным "свиточком", либо опоясывался красной лентой (при этом не разрешалось перевязывать сноп, который сжала другая женщина (хотя запрещение не распространялось на пожилых женщин), так как "перевязывавшая, будто бы, "завяжет детей у сжавшей", иначе "спорынью в женщине завяжет" или сделает мужа "бесплодным" ; это относилось и к связыванию обычных снопов), украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами. Нередко снопу придавался антропоморфный вид. Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в кумачный сарафан и головной убор, украшали ожерельями и бусами ; дожиночный сноп - именинник наряжали в сарафан и кокошник; привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки, надевали на него белую насовку (одежду типа сарафана) и кичку (головной убор); либо накидку . Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу и "имя": последний сноп, сделанный из ржи в виде человека и одетый в женскую одежду: "саян", рубаху, платок, называли Солохой; сделав из овса другую фигуру и надев на него мужскую одежду: штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей . ![]() Федор Васильев.Болото в лесу. Осень, 1871-1873 Иногда дожиночный сноп, имевший антропоморфный вид, назывался спорыньей , что происходило от традиционного образа спорыни, олицетворявшего собой удачу в работе. Спорыньей также называли изготовленную в конце жатвы из сдвоенных колосьев особую куклу так как сам раздвоенный ржаной колос имел подобное название. Такой колос, найденный на поле, должен был обеспечить достаток хлеба в доме, поэтому его приносили в избу и клали в передний угол к иконам. Отсюда и приветствие, адресованное жнеям: "Спорынья тебе в дом!". Название спорыньи происходит от Спорыша (первоначально "спорыш" - двойное зерно или колос; "царь-колос"), являющегося в восточнославянской мифологии воплощением плодородия; его представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю, иногда вместе с Богом и раем. ![]() Абрам Архипов.Крестьянка, 1916 С дожиночным снопом совершались различные обрядовые действия. Его использовали для гаданий: девушка собирала срезанные для последнего снопа "пясточки" (горсти) и складывала в общий дожиночный сноп, если все гости собирались парами, то считалось, что девушка в этом году выйдет замуж, если же "пясть" была лишней - то и девушка останется незамужней; иногда сжатые "грудки" овса собирались в сноп с пересчетом с помощью слов: "чет" и "нечет"; если в снопе оказывалась четное количество "грудок" овса, то считалось, что этот год семья проживет в полном составе; если же выпадал нечет (по поверьям, нечетное число предвещало убыль), то знали, что кто-нибудь в семье умрет или выйдет замуж. Гадали не только по количеству пясток срезаемого хлеба, но и на снопе, связанном из последних сжатых колосьев, что делали, в основном, беременные женщины и незамужние девушки. Женщины, ожидавшие ребенка, садились на сноп и смотрели, кто подползет: если жук - то родится мальчик, мурашка - девочка. Девушки, сидя на снопе, тоже следили, если подползет "козявка" (какое-нибудь насекомое), это означало замужество. По зернам из дожиночного снопа гадали о посеве: из него брали три колоса, отдельно из каждого вылущивали зерна и зарывали в землю в укромном месте. Если быстрее всходили зерна первого колоса, это означало, что лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго - средний, третьего - поздний. Кроме гаданий со снопом совершались и другие магические действия. Так, на дожиночный сноп садилась хозяйка и приговаривала: "Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой" В Никольском у. Вологодской губ. женщина поднимала дожиночный сноп на голову и говорила: "Вот эдакий высокий расти овес на прок!" . ![]() Григорий Мясоедов. Осеннее утро, 1893 В Белозерье по окончании жатвы последнего снопа, жница кланялась на все четыре стороны с приговором: "Овсяная жнивушка, отдай мне силушку на всю студеную зимушку!". В Чухломском, Кологривском уездах Костромской губ. и в Смоленской губ. дожиночный сноп брался женщиной, которая каталась с ним по ниве с просьбой о возвращении силы: "Нивка, нивка, отдай мою силку". После срезания дожиночного снопа на поле часто устраивалась трапеза: участники садились, расстилали скатерть и ели (основной пищей была яичница или каша), при этом оставляли небольшой кусок хлеба, который несли за пазухой или в лукошке, а затем клали "Илье под бороду" . "Одетый" таким образом сноп две женщины с песнями и плясками несли на помещичий двор, где одна из них, под исполнение песен, хлестала сноп веником, стремясь обеспечить урожай на будущий год, так как ритуальное магическое действие - хлестание и битье имеет продуцирующую функцию. В Московской губ. последний украшенный сноп также приносился на барский двор и передавался барину за "выкуп" в виде угощения и мелких подарков; в данном случае сноп несла женщина, знающая все песни и умеющая бойко ответить на вопрос. Украшенный различными способами, либо превращенный в чучело последний сноп несли с поля все дожинщицы вместе; сноп держали, подняв его кверху. При внесении дожиночного снопа в избу, происходил ритуальный выгон насекомых, в особенности мух, из дома, что представляло собой "высылание их на небеса за снегом" . Выгоняя насекомых из дома дожиночным снопом - ржаным или овсяным (а также ольховыми ветками, колосьями ржи, березовым веником, хранившимся в избе со времени троицко-купальских праздников), говорили: "Мухи, блохи, вон, хозяйка идет в дом! Ступайте, тараканы, клопы, вон, хозяйка идет в дом" ; "Кишьте, мухи, вон, идет хозяин (т.е. обрядовый сноп) в дом" ;" При этом, последним снопом либо мели по полу, либо трижды делали крестное знамение в избе (или просто махали в воздухе). Дожиночный сноп, вносимый в дом, вешали над умывальником, из которого жницы мыли руки, вернувшись после дожинок. Верили, что руки, вымытые таким образом, не будут болеть . Затем сноп помещали либо в самой избе - в передний угол ("красный", кут, под образа, под иконы, в "судки", на божницу, на "тябло"), на "полавошник", лавку; либо вне избы - на поветь, где он хранился до Покрова Богородицы, когда им "закармливали скотину с осени", т.е. с этого начиналось зимнее кормление скотины в хлевах: сноп раздавали по горсточке всем домашним животным и птицам: коровам, лошадям, овцам, свиньям, курам и т.д. с целью уберечь скотину от возможной зимней бескормицы, болезней и других бед и напастей. Происходило это следующим образом: хозяйка вставала рано утром "до свету" и накрывала на стол: стелила скатерть, приносила холодец и хлеб, садилась и ела, так как закармливать скотину можно было только на сытый желудок. Затем отрезала по кусочку хлеба каждой скотине, брала с собой последний сноп - "бороду" и шла в хлев, где раскладывала хлеб по четырем углам, вставала на середину хлева и просила "хозяина", который "поставил скотинку на место (на зиму): "Хозяюшко - батюшко, хозяюшка - матушка, ставлю я милова живота - скотинку на всю студеную зимку. Вы ее пойте и кормите, теплом обогревайте и спать мистечко давайте!" ![]() Иван Похитонов. Жатва Произносила эти слова три раза, кланялась в четыре угла, после чего, молча, раздавала по горсточке из дожиночного снопа каждому животному. Здесь, как и в случае срезания колосьев для дожиночного снопа, сохранялся запрет на разговор . В некоторых местах дожиночный сноп хранили в сусеке до посева; зерна с этого снопа примешивали к семенам, которыми производился первый весенний сев. Колосья, оставленные на "бороду" иногда срезались для вязания дожиночного снопа, который в некоторых северо-западных губерниях России также носил подобное название. Все ритуальные действия, производимые с последним снопом, были направлены на то, чтобы сохранить силу в самих колосьях, так как зернам дожиночного снопа придавалось особое значение - они должны были способствовать процветанию всего дома и хозяйства. Оригинальная статья из книги "Народные праздники" PElena Лена, с Хлебным Спасом и Вас! ![]() Ягодкина Татьяна[/size Комментарий модератора: Ташенька, от всей души благодарю за богатейший материал! |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6949 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | Дорогие друзья! Новость сегодняшняя - меня приняли! В смысле - второе высшее. Кто-нибудь месяца два назад сказал бы, что я пойду учиться |
| svet_la_na Сообщений: 843 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3276 | |
| Ejik Танюша Сообщений: 1894 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7650 | Леночка, поздравляю! forumsmile.ru/cards/others-cards ] |
| KarLa Барнаул-Москва Сообщений: 9669 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 24016 | |
| Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 54 55 56 57 58 59 60 61 62 ... 111 112 113 114 115 116 Вперед → Модератор: PElena |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник PElena » Гостиная » Загляните ко мне на огонёк! [тема №24936] | Вверх ⇈ |
|
|
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
Лидия, тронута Вашим теплом и душевностью!