Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги. |
Вопросы к ревизиям и исповедным росписям
отыскиваем причину несоответствий в основных генеалогических документах, ждём подсказок форумчан
ppp194 Ростов-на-Дону Сообщений: 379 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 224
| Наверх ##
5 января 2009 6:24
Здравствуйте! Помогите пожалуйста советом вот в такой ситуации, село по которому я работаю - село Койсуг, входило в состав: - в Мариупольском уезде Екатеринославского наместничества 1782-1796г.г. - в Ростовском-на-Дону уезде Екатеринославской губернии 1797-1888г.г, - в Ростовском-на-Дону округе Области Войска Донского 1889-1920г.г. Теперь что касается Епархиальной принадлежности села Койсуг (церковь в селе с 1783 года): · Славянская и Херсонская 1775 -1784г.г., Ново-Ростовское благочиние, кафедра в Полтаве · Славянская и Херсонесо-Таврическая 1784-1786 г.г., Ново-Ростовское благочиние, кафедра в Полтаве · Екатеринославская и Херсонесо-Таврическая 1786-1797 г.г., Ново-Ростовское благочиние, кафедра в Полтаве · Новороссийская и Днепровская 1797 -1803 г.г. ,Ново-Ростовское благочиние , кафедра в Новомиргороде · Екатеринославская, Херсонская и Таврическая 1803-1837 г.г.,Ростовское благочиние, кафедра в Екатеринославе (Днепропетро · Екатеринославская и Таганрогская 1837-1911 г.г., 2-ое Ростовское благочиние ,кафедра в Екатеринославе (Днепропетровске) В Госархиве Ростовской области находятся метрические книги Успенской церкви села Койсуг за 1822-1858 г.г., 1888-1889 г.г., 1899 г. , исповедные книги, книги брачных обысков и Клировые ведомости по Ростовскому благочинию отсутствуют. Причем метрики за 1822-1858 годы это церковный экземпляр, т.к. есть акт о изъятии данных метрик из церкви и передачи их в архив в 1938 году. метрики за 1888-1889 г.г. и 1899 год это точно консисторский экземпляр так как книги сшиты за один год по церквям 2-го Ростовского благочиния. Теперь собственно вопрос если предположить что консисторские экземпляры велись и отправлялись в Епархиальный центр, то следует ли искать метрические книги, исповедные книги, книги брачных обысков, клировые ведомости именно там, то есть если кафедра Епархии находилась в определенном городе то и документы свозились туда, в моем случае в Полтаву с 1782-1797, в Новомиргород с1797-1803, и в Екатеринослав (Днепропетровск) с 1803-1911? Заранее благодарен за помощь, с уважением Николай. | | Лайк (1) |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7992 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 10953 | Любчинова KoLenka Ну если так, то там стоит посмотреть. Я просто сам не видел за ранний период документов, поэтому не стал писать. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (1) |
LonerD из откуда в никуда Сообщений: 271 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 288 | Наверх ##
6 апреля 17:59 6 апреля 18:29 Подскажите, пожалуйста, по сословиям. 1772 год. Исповедки Слободско-Украинской губернии (Ахтырская провинция). Слово "черкасы" тогда употреблялось как синоним "житель Малороссии" ? Только зачем это каждый раз оговаривать особо, если и так понятно, в каком регионе происходят события? Или в те времена во всех регионах Российской Империи в метриках и исповедках прописывалась национальность?
"Войсковые обыватели черкасы" (иногда просто "войсковые обыватели" или "военные") = казаки ? или это любые военнослужащие без выделения казаков в отдельное сословие? "Посполитые войсковые обыватели черкасы" = крестьяне-малоросы, которые платили подати в военную казну ? "Владельческие подданные черкасы" = крепостные ? подсуседки ? "Завладелцами состоящие подистрикту подданные черкасы" - кто это? --- Дергуновы, Дырдины (с.Сошки) || Нагорные и Вергуны (сл.Городное), Нелипы (сл.Козиевка), Борисеки (сл.Колонтаев), Ростовские (откуда - ?), Лябахи (с. Юсковцы - с.Андреевка) - все с.Константиновка | Громыки (г.Гадяч), Бурдеи (с.Перелюб) - с.Вознесенка | Максименки (с.Сосновка) и Бабаки (с.Шаповаловка) | | Лайк (2) |
dsfin Санкт Петербург Сообщений: 351 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 412
| Наверх ##
6 апреля 20:27 6 апреля 20:45 LonerD написал: [q] Завладелцами состоящие подистрикту подданные черкасы" - кто это?[/q]
Это так в России называли украинских казаков. LonerD написал: [q] Слово "черкасы" тогда употреблялось как синоним "житель Малороссии"?[/q]
Нет. Это не синоним. Казаки, они же черкасы это сословие в Малороссии. Были еще просто крестьяне. Эти два сословия существовали параллельно. Даже браков между ними практически не было. Иначе говоря, далеко не все малороссы были черкасами. | | Лайк (2) |
alexlambre Петроградъ Сообщений: 538 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 631 | Добрый день. Столкнулся с такой противоречивой ситуацией. В ревизских сказках ямщиков имеется следующая картина:
РС 1782 Потап Микифоров - умре в 1781 году у Потапа жена Пелагея Павлова - 30 лет у них дети Козма - 13 лет Федор - 9 лет
РС 1795 Вдова Пелагея Павлова - 43 года дети ее Козма - отдан в казаки в 1788 году Федор - умре в 1784 Незаконнорожденный Иван - 12 лет
В РС 1811, 1816 и 1834 года Иван так и упоминается как "Незаконнорожденный Иван". Однако, если взять исповедные ведомости за 1778-1800, то у Потапа и Пелагеи показаны только два сына: Козма и Иван. Никакого Федора нет и в помине. Незаконнорожденного Ивана также нет. В МК записи о смерти первого и рождении второго отсутствуют, но и метрики о смерти Потапа там нет, из ИВ он исчезает с 1783 года. В дальнейших метрических записях и исповедках этот единственный Иван упоминается как Иван Потапов. Метрик и исповедок ранее 1776 года по этому региону нет.
В связи с этим возникает вопрос, законнорожденный все-таки Иван или нет? | | |
LonerD из откуда в никуда Сообщений: 271 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 288 | Наверх ##
7 апреля 21:27 7 апреля 21:43 dsfin написал: [q] Казаки, они же черкасы это сословие в Малороссии.[/q]
Так а кто же тогда " Посполитые войсковые обыватели черкасы" ? Судя по противоречивым статьям в интернетах, "посполитые" и "казаки-черкасы" это разные сословия, но тут они объединены. Как они жили, чем занимались? В казачьи реестры их не вносили? Получается некая разновидность казаков, но которые не несли службу, а были роду деятельности как крестьяне?  А отдельное сословие "посполитые не-черкасы" тоже существовало? ОтсюдаПосполитые войсковые подданные - неказацкое  сельское население Запорожья в период существования Нижней Сечи 1734 — 1775 гг. (Словарь исторических терминов. 1998) Посполитые - нестаршинское и неслужилое в армии население; это были украинские и белорусские крестьяне, мещане и нечиновные Казаки, которые по каким либо причинам были лишены чести служить с оружием. Считаясь П-ми, Казаки проживали в селениях отдельными группами и подчинялись не общим старостам-войтам, а своим выборным атаманам. Однако все податные и тягловые повинности они должны были выполнять наравне с другими неслужилыми людьми, давали продукты на содержание полковой администрации, "гоняли" почту, выставляли подводы, призывались для исправления оборонных сооружений, дорог и греблей. (Казачий исторический словарь-справочник. 1966) В википедии посполитых вообще приравнивают к крестьянам, противопоставляя казакам. --- Дергуновы, Дырдины (с.Сошки) || Нагорные и Вергуны (сл.Городное), Нелипы (сл.Козиевка), Борисеки (сл.Колонтаев), Ростовские (откуда - ?), Лябахи (с. Юсковцы - с.Андреевка) - все с.Константиновка | Громыки (г.Гадяч), Бурдеи (с.Перелюб) - с.Вознесенка | Максименки (с.Сосновка) и Бабаки (с.Шаповаловка) | | Лайк (1) |
king Тамбовская область Сообщений: 4222 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3440 | alexlambre написал: [q] В связи с этим возникает вопрос, законнорожденный все-таки Иван или нет?[/q]
Неплохо бы приводить не общую тенденцию, а конкретные записи в исповедных ведомостях. Я бы верил ревизским сказкам. --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | |
LPP2023 Сообщений: 743 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 397
| Наверх ##
7 апреля 22:47 7 апреля 22:50 alexlambre написал: [q] Однако, если взять исповедные ведомости за 1778-1800, то у Потапа и Пелагеи показаны только два сына: Козма и Иван. Никакого Федора нет и в помине. Незаконнорожденного Ивана также нет. [/q]
Может Федор шибко болезненный был и к исповеди не ходил... А Иван возможно жил не с матерью, чтобы отчима не гневить (не напоминать о материнском грехопадении), а с родителями матери, например. А когда отчим умер вернулся к матери. Но это так, предположения | | |
latgalecантрополог бытового уровня, беженец информ.войны  Новосибирская область Сообщений: 1010 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 750 | LonerD написал: [q] Войсковые обыватели черкасы" (иногда просто "войсковые обыватели" или "военные") = казаки ? или это любые военнослужащие без выделения казаков в отдельное сословие? "Посполитые войсковые обыватели черкасы" = крестьяне-малоросы, которые платили подати в военную казну ? "Владельческие подданные черкасы" = крепостные ? подсуседки ? "Завладелцами состоящие подистрикту подданные черкасы" - кто это?[/q]
Был еще период когда всех кавказцев называли черкесами. Не утверждаю что в данносм случае так, но может кому пригодится. --- В Армии Колчаковской прадедушка служил
В холодной Сибири порядок наводил.
Мой дневник: https://forum.vgd.ru/7996/
Все сведения о латгальских колчаковцах размещены мной добровольно и без согласия их патриотически настроенных потомков | | |
ozerskaya Калининград Сообщений: 3991 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3526 | LonerD написал: [q] Слово "черкасы" тогда употреблялось как синоним "житель Малороссии" ? [/q]
LonerD написал: [q] Так а кто же тогда "Посполитые войсковые обыватели черкасы" ?[/q]
Вот в диссертации пишут https://www.dissercat.com/cont...-xvii-vekeПереселение "черкас" в Воронеж в 17 веке. "... Происходила колонизация новых территорий, страна расширялась на юг, и важнейшей частью этого переселенческого потока были переселенцы с украинских земель Речи Посполитой, так называемые «черкасы», которые постепенно превратились в особый слой населения - служилых черкас... ... по отношению к переселенцам, пришедшим в Россию с украинских земель Речи Посполитой, мы в большей степени будем применять термин «черкасы», а также «украинцы» как синонимичные, что вполне прослеживается по источникам и исследовательской литературе. По версии А.И. Папкова, именно этот термин «черкасы» закрепился в официальных российских документах и стал самоназванием переселенцев из Днепровского Левобережья в Россию в XVI-XVII веках1. Кроме того, наблюдается и эволюция данного понятия: если в XVI веке оно возникло для обозначения украинских казаков, то к середине XVII века «черкасами» в официальных российских документах именовали уже всех жителей Украины, что справедливо по крайней мере в отношении пограничной территории Российского царства и Речи По-сполитой вплоть до середины XVII века . Само же появление термина «черкасы» связано с г. Черкасы, который стал во второй половине XVI в. центром украинского казачества." С происхождением названия "черкасы" в диссертации недоработка. Наоброт, сначала появились сами черкасы, которые построили городок Черкасы. Самое удобопонятное и наиболее кажущееся достоверным объяснение названия казаков "черкасами" находим в "Описании всех обитающих в Российском государстве народов", Георги Иоган, 1799г. Дело было ещё при монголо-татарах. "В 1282 году баскак или губернатор татарский в курском княжении, призвав черкасс из Бешту или Пятигорска населил ими слободы под именем козаков" Черкасы стали разбойничать и грабить население, и князь Курский разорил их жилища. "Черкасы ушли в Конев (Канев) к тамошнему баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок или острожок и назвали Черкасск, по причине, что большая часть из них породою была черкассы... Первые козаки, переселившиеся из Курска, со временем перевелись, а место их заступили малороссианы; однако ж первобытное название черкасс при себе удержали и на всех живших под их зависимостью распространили." --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (5) |
dsfin Санкт Петербург Сообщений: 351 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 412
| LonerD написал: [q] Получается некая разновидность казаков, но которые не несли службу, а были роду деятельности как крестьяне? А отдельное сословие "посполитые не-черкасы" тоже существовало?[/q]
Да. Все верно. Посполитые это это просто вольные крестьяне, иногда имеющие свою землю, иногда арендующие ее у владельца земли, но лично свободные. А черкасы - казаки. Тоже вольные. Из них реестровых было совсем немного, основная масса черкасов реестровыми никогда не была. И тоже жили на земле. В части ведения хозяйства разницы между ними не много. Но общество организовано по разному. Вы все верно пишете. При этом эти два сословия жили параллельно и почти не пересекались и не скрещивались друг с другом. Браков между ними практически нет. | | Лайк (3) |
|