Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги. |
Работа Рамазанова в Третьяковке и «Портрет Неизвестного»
вопросы атрибуции работы скульптора Н.А.Рамазанова - бюста, известного как «Портрет Н.Д.Панова» и как проверить версию атрибуции «Портрета неизвестного», нужна помощь в Государственном архиве Калужской области (объединены две темы одного автора)
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37961 | Наверх ##
26 ноября 2011 22:41 OVernerОчень интересно развиваются события. Иногда (по-партизански) посещаю Вашу тему. [q] заметка Д.Буткевича и есть первоисточник подобных слухов в интернете. Сам он на контакт не пошел. Возможно, опечатка, либо он просто это выдумал...[/q]
Может попробовать спросить у директора галереи (Даев переулок, д.33) Александра Киселева? Статья Дмитрия Буткевича в 2007 году касалась выставки, проводимой в этих стенах. Если автор статьи не идет на контакт.... http://www.daev-33.ru/ --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
29 ноября 2011 21:55 30 ноября 2011 17:24 Новость в деле о бюсте Панова. Напомню одну важную деталь из статьи в каталоге Третьяковки: [q] О знакомстве скульптора с В.А.Пановым свидетельствует его собственное упоминание, что помимо портрета Гоголя, заказанного ему К.Т. Солдатенковым, он выполнил «другой портрет Гоголя для В.Панова»3... 3) Отчет Императорской Академии художеств за 1853-1854 академический год.// 1854 16 декабря № 282, с 1342 [/q]
А вот отрывок из этого отчета, опубликованного в № 282 Северной пчелы в 1854 году: Как я уже писал, после просмотра этого отчета у меня возникло несколько вопросов, требующих ответа, прежде чем принять версию хранителя. И дело было не в том, что в фамилии Панова была допущена опечатка: «по заказу В.Панона». Меня насторожило то, что имена других заказчиков указывались как Г. (т.е. господин) такой-то, или полностью инициалы и фамилия, или даже Г. инициалы и фамилия. А тут просто "В. Панов", при том, что человек уже умер и Рамазанов (согласно рассматриваемой версии) отдавал ему некий моральный долг... Странно. На мой взгляд, тут была какая-то нестыковка. Это отчет напечатанный в газете. Интересно, а как в первоисточнике? И где он может быть? Конечно в РГИА! Ф.789 Оп.2 Д.94 "О подготовке к общему собранию Академии и о составлении отчета за 1853-1854 академический год". 30 июня 1854. И вот, спасибо исследовательнице из Петербурга, можно узнать, что в исходном документе на Л.7. "Отчет Рамазанова": [q] ... так же из мрамора бюст Н.В.Гоголя по заказу г. Панова, ...[/q]
Это в корне меняет дело! Если в первоисточнике просто "Г. Панова", то нет никаких оснований считать, что бюст заказывал умерший за 4-е года до этого В.А.Панов. Ведь других свидетельств, что они с Рамазановым вообще были тесно знакомы, нет. Соответственно, нет весомых оснований сомневаться в первоначальной атрибуции Е.В.Гольдингер. Ведь самое естественное предположение, что "Г. Панов" - это хорошо знакомый Рамазанову Н.Д.Панов. Получается, он делал заказы Рамазанову, следовательно, мог заказать и свой бюст. Это несколько нескромно, но, возможно, он подражал своему кумиру - Островскому, которому в 1850 году сделал бюст Рамазанов... И вообще, в традициях семьи Пановых было заказывать портреты у известных художников, вспомним портрет отца Н.Д.Панова, выполненный Тропининым (о котором писал Рамазанов). Вот так одна буква все переворачивает! Еще пару цитат. Лакшин В.Я. Собрание сочинений в 3 томах. Том 2. А.Н. Островский. М.:Гелеос, 2004: [q] В Москве на Собачьей площадке в наследном собственном доме жила богатая помещица Софья Алексеевна* Панова. Ее двадцатилетний сын Николай Дмитриевич - любитель литературы и музицирующий дилетант - затеял в доме матери представления. В качестве режиссеров здесь пробовали себя приятели Островского по "Москвитянину" - Николай Шаповалов и скульптор Рамазанов. В дивертисментах участвовали графиня Ростопчина, композитор Дюбюк, Пров Садовский. Николай Дмитриевич благоговел перед Островским и, как говорят, первым начал собирать его черновые рукописи, составившие потом основу собрания Н. И. Шаповалова, ныне бережно хранимого Отделом рукописей Ленинской библиотеки. В доме Пановой и были разыграны, между прочим, сцены из "Банкрота".[/q] * Здесь ошибка. На самом деле мать Николая Дмитриевича Панова звали Софья Александровна, но это уже другая история, связанная с декабристом Пановым... Ревякин А.И. Серия литературных мемуаров. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1966: [q] С поспешностью прапорщика я начал снимать все вещи с конторки, могущие разбиться при боковом ее движении. Первое, что мне попалось, был большой бюст Гоголя, сделанный Рамазановым по маске, снятой с мертвого автора "Ревизора". За Гоголем, в настоящую величину человеческой головы, снят был мной бюст А. Н. Островского. Взяв его в руки, я невольно вспомнил о рассказах насчет громадного самолюбия русского Шекспира. "Что вы так пристально смотрите, неужели не узнаете? Это мой бюст; Рамазанов его снял в тысяча восемьсот пятидесятом году, я был тогда гораздо тоньше... Да рубля за два или за три вы можете найти этот бюст в редакции "Москвитянина" и в петербургских лавках", - отвечал мне Александр Николаевич. [/q]
А ведь литературная известность пришла к Островскому после комедии «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название — «Банкрот»), опубликованной в 1850. До этого наброски к комедии «Свои люди — сочтемся» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847. Под текстом значились буквы: «А. О.» и «Д. Г.», то есть А. Островский и Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший ему сотрудничество. Сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда. | | |
Межова Наталья г.Липецк Сообщений: 1280 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1682 | Наверх ##
30 ноября 2011 17:16Панов Ой!Как у Вас здесь интересно!Прочитала все с огромным удовольствием,жду продолжения. С уважением Наталья. | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
2 декабря 2011 12:11 2 апреля 2012 22:25 Межова, спасибо! Самому интересно. А история эта, похоже, скоро исчерпает более-менее реальные пути поисков. Собственно, остались маленькая надежда найти продолжение дела об удочерении в ЦИАМе и попытка найти первоисточник информации о родном отце Екатерины Васильевны. В последнем случае тоже появилась надежда. Tasha56, спасибо за подсказку! Tasha56 написал: [q] Может попробовать спросить у директора галереи (Даев переулок, д.33) Александра Киселева?[/q] Я поговорил с Александром Владимировичем и выяснил, когда они готовили выставку Е.В. Голдингер, то для написания статьи о ней общались с Татьяной Павловной Каптеревой-Шамбинаго и Владимиром Александровичем Десятниковым. О них я писал выше. И фактический материал заметки взят из этих интервью. У Владимира Александровича Десятникова хранилась рукопись Голдингер "Трудный путь", часть ее воспоминаний он издал в 1997 году в юбилейном сборнике "С крестом и без креста". Владимир Александрович может рассказать многое. Попробую узнать у него... Е.В. Гольдингер. Открытое окно. 1912 г. | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
10 декабря 2011 22:36 Мне удалось поговорить с Владимиром Александровичем. Он рассказал, что Екатерина Васильевна предпочитала не касаться темы кровного отца. Она относилась к Гольдингерам как к родителям. А о родном отце как-то упомянула, что он был, вроде бы, дворником на Арбате (именно отсюда эта информация в статье, посвященной выставке ее работ в галерее Даев 33). Но ясно было, что говорить на эту тему она не хотела, хотя в остальном была очень открытым человеком с феноменальной памятью. Помнила многие события, начиная чуть ли не с 2-х летнего возраста! Так что особо полагаться на эту фразу не стоит.
Еще Владимир Александрович рассказал, что в 60-х годах к Екатерине Васильевне приезжала родная (?) сестра. Владимир Александрович говорит, что именно родная. Но отношения не сложились, и продолжения не последовало. Кем была эта женщина? Видимо, чтобы попытаться решить эти загадки, придется подробнее изучить судьбу Николая Дмитриевича Панова в 1870-е - 1880-е годы: был ли женат, известно ли что-нибудь о его законных детях. Пока не знаю с чего начать... | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37961 | Наверх ##
10 декабря 2011 23:01 OVerner[q] Пока не знаю с чего начать...[/q]
Да-а-а! "Тайна за семью замками"! Путь поиска оказался не простым, и сколько еще интересных встреч и знакомств он может "принести".... Читая Ваши сообщения, не видно разочарования в полученных ответах. Чувствуется, что сложности исследования Вас не пугают.... [q] Пока не знаю с чего начать...[/q]
Может быть пробежаться по собранному материалу еще разок? Со мной такое происходило: с первого раза не сразу замечаешь ЧТО-ТО, лежащее прямо на поверхности...какое-то слово, фраза. Наверное, не самое умное предложение, а вдруг .. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
12 декабря 2011 16:31 26 декабря 2011 10:06 Tasha56Разочарования? Нет, конечно. Наоборот, столько встреч, пусть виртуальных, столько интересного... А картина, как мне кажется, стала достаточно ясной, вопрос только, где найти документальные свидетельства... Я забыл написать, что снова говорил с хранителем скульптуры, она еще раз посмотрела регистрационную карточку бюста Панова, там действительно написано "дар З.Н.Окуньковой-Гольдингер", "Портрет Н.Д.Панова" и "1916". Кстати, в адресных книгах Москвы З.Н.Окунькова упомянута и в 1916 и в 1917 гг. Более того, в справочнике "Вся Москва. Части транспорт, улицы, домовладельцы" за 1925 год владельцем дома №4 (12 жителей) в Большом Ржевском переулке указана именно Окунькова-Гольдингер З.Н. (в кв. №2 они с Екатериной Васильевной указаны и в 1930 г. *). Так что, получается, бюст передала именно она. И она должна была хорошо знать Н.Д. Панова, если буквально понимать слова из дела об удочерении "от купели", была восприемником. Соответственно, она должна была знать, чей бюст передали в наследство Екатерине, когда той было 14 лет. Когда в 1914 году умер приемный отец, В.П.Гольдингер (в адресной книге Москвы за 1913 год он упоминается, а за 1915-й - уже нет, только З.Н.Окунькова) Екатерина Васильевна отказалась хранить у себя бюст Н.Д.Панова, для нее отцом был Василий Петрович, вот Зинаида Николаевна и передала дар в Третьяковку, ведь скульптор - Рамазанов. Позже, когда в Третьяковке возникли вопросы по атрибуции бюста и потребовались уточнения, профессионализм Екатерины Васильевны взял верх над чувствами, и она рассказала, почему портрет Н.Д. Панова попал к ней. Но больше она этой темы касаться не желала, а чтобы пресечь разговоры дома, придумала историю про дворника с Арбата. Е.В.Гольдингер. Мужской портрет. Холст,картон, масло, 39 х 39 Что же касается документальных свидетельств, то в какой-то степени подтвердить или опровергнуть это могут: 1. Продолжение дела об удочерении, если таковое найдется в ЦИАМ. 2. Дело о смене собственника дома Панова на Собачьей площадке (его купил, снес и построил новый в 1895-1897 гг. Мазурин, в этом здании потом был дом композиторов). Опять же, если такое дело найдется. 3. И было бы совсем идеально, хотя маловероятно и затратно, найти нотариальное завещание Н.Д.Панова, ведь кроме как по завещанию Екатерина Васильевна не могла претендовать на наследство от него. Но в ЦИАМе несколько десятков фондов московских нотариусов, не считая фондов 10-ти Городских нотариальных контор... *) Среди множества ошибочной информации о дате смерти З.Н.Окуньковой в Интернете есть и вполне правдоподобная - «ДИВО» русская книга рекордов и достижений ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Государство и общество: Образование:[q] ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА - ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК 1864 году в России был издан указ, запрещающий женщинам иметь специальное образование. Восемнадцатилетняя девушка из Орловской губернии Зинаида Окунькова, одержимая страстной тягой к медицине, посещала занятия в Военно-хирургической академии переодетой в мужской костюм. Позже она уехала из Петербурга в Цюрих, где поступила в университет. Затем продолжила образование на медицинском факультете в Париже. Там же в 1877 году Зинаида Николаевна первой из русских женщин-врачей блестяще защитила диссертацию на степень доктора медицинских наук. Вернувшись на родину, доктор Окунькова практиковала в Москве. Была членом Московского медицинского общества и Московского общества русских врачей. Умерла в 1938 году.[/q]
Е.В.Гольдингер. Беспризорник. 1920-е гг. Холст, масло. 29,5Х24. | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
16 декабря 2011 11:55 16 декабря 2011 16:58 Еще одна история в которой есть загадочная связь между Е.В.Гольдингер и Н.А.Рамазановым. В 1963 году вышла книга Э.Н.Ацаркиной "К.П.Брюллов. Жизнь и творчество" где среди работ Брюллова упоминается [q] ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА Н. А. РАМАЗАНОВА (1817 (?) – 1867)*. Б., граф. кар. 15,2 X 10,2.
На обороте надпись пером: Александр Николаевич Рамазанов (работы К. П. Брюллова). Выставка: «К. П. Брюллов». ГТГ. 1949. Собрание: К. В. Гольдингер. Портрет* относится к концу 1830-х гг., когда отца скульптора, А. Н. Рамазанова, уже не было в живых. Скульптора же звали Николай Александрович. Рисунок поступил на выставку в ГТГ после выхода в свет каталога, поэтому он в нем не значится. [/q]
Но и эта атрибуция вызвала сомнения у искусствоведов. В каталоге Третьяковки высказывается совсем другое предположение. Русское искусство XVIII начала XX века. Рисунок. Портретная миниатюра. Гравюра. Новые поступления: Каталог выставки/ Государственная Третьяковская галерея. Отв. ред. Л.И. Иовлева. М., 2000. 2000 Москвы ЛЖ : [q] 62. Портрет М.С.Щепкина (?). Вторая половина 1830-х – начало 1840-х
Б., граф. кар. 15,7 X 10,5 На обороте картона, на который был наклеен рисунок, пером тушью старая надпись: Александръ Николаевичъ Рамазановъ (работы К.П.Брюлова) Приобр. в 1982 у М.П.Домбровской, Москва; ранее собр. Е. В. Гольдингер, Москва Инв. Р-3623 Реставрация в 1995 И.Н.Быковой Щепкин Михаил Семенович (1788 — 1863), актер, выступал на сцене Малого театра (с 1824).
Рисунок поступил как портрет А.Н.Рамазанова (1792 — 1828), актера Императорского театра. Э.Н.Ацаркина датирует его концом 1830-х годов и определяет как портрет скульптора Н.А.Рамазанова (1817 — 1867), сына актера (Ацаркина Э.Н. К.П.Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963, с. 402). Однако известная нам иконография Н.А.Рамазанова и возраст изображенного не позволяют согласиться с этой атрибуцией. Авторы каталога считают, что на портрете может быть изображен М.С.Щепкин, с которым К.П.Брюллов встречался в Москве и Петербурге во второй половине 1830-х – начале 1840-х годов. Это предположение подтверждается изучением известной иконографии актера. Исследователи творчества М.С.Щепкина О.М.Фельдман и Н.Н.Панфилова также не исключают вероятность этой атрибуции. Портрет, скорее всего, исполнен в Москве в 1836 году или в Петербурге в 1838. [/q]
Да, на трезвую голову тут не разобраться... Воспоминания Солнцева // Русская Старина, 1876. Т. XV, с. 630: [q] Однажды в мастерскую к Брюллову приехало какое-то семейство и пожелало видеть ученика его Н. А. Рамазанова. Брюллов послал за ним. Когда он пришел, то Брюллов, обращаясь к посетителям, произнес:
— Рекомендую — пьяница.
Рамазанов, указывая на Брюллова, хладнокровно ответил:
— А это — мой профессор.[/q] | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
23 декабря 2011 12:27 23 декабря 2011 12:46 OVerner написал: [q] 3. И было бы совсем идеально, хотя маловероятно и затратно, найти нотариальное завещание Н.Д.Панова, ведь кроме как по завещанию Екатерина Васильевна не могла претендовать на наследство от него. Но в ЦИАМе несколько десятков фондов московских нотариусов, не считая фондов 10-ти Городских нотариальных контор...[/q]
Конечно, бессистемно просматривать несколько десятков нотариальных фондов в надежде найти требуемое дело нереально, но идея найти завещание Н.Д.Панова так заманчива, что решил полистать законы РИ: что же делали с завещаниями? Вот что я обнаружил: [q] ОБ УТВЕРЖДЕНИИ К ИСПОЛНЕНИЮ ДУХОВНЫХ ЗАВЕЩАНИЙ ... Ст. 150. Завещания, смотря по цене завещанного имущества, представляются в окружной суд или мировому судье, в ведомстве которых завещатель имел последнее, пред своею смертью, место жительства, а если он постоянного жительства в Империи не имел, или таковое неизвестно, то по месту нахождения завещанного имущества. Завещание представляется мировому судье лишь в том случае, если в оном самим завещателем вполне ясно определена стоимость завещанного имущества, причем она не превышает 1000 рублей. Примечание. Установленный в ст. 1063 Законов гражданских срок не считается пропущенным, если завещание до истечения сего срока предъявлено в суд или судье, хотя бы впоследствии обнаружилось, что завещание по цене имущества или по жительству завещателя подлежало предъявлению в другой суд или другому судье.[/q]
Сроки были установлены следующие: для находящихся в России – 1 год, а для находящихся за границей – 2 года со дня смерти завещателя (т. X ч.1 ст. 1063 Свода). Место и дата смерти Н.Д.Панова известно из "Московского Некрополя": Панов, Николай Дмитриевич, р. 16 февраля 1832 + 14 мая 1895 (Новодевичий монастырь). А в "списке фондов ЦИАМ" есть Ф.142 - Московский окружной суд. Этот фонд тоже немаленький, но, надеюсь, как-то структурирован. Так что надежда найти когда-нибудь решение загадки остается... | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37961 | Наверх ##
19 марта 2012 20:08 № 5 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ», ГОД 1911-Й [ Изображение на стороннем сайте: 92aaa94c3094.jpg ] Надписи к фотографиям: С. 38 Группа московского т-ва художников. (Выставка открыта 25 января). Фот. А. И. Савельева. Стоят: Л. В. Зак, В. В. Трусов, Н. П. Ульянов, М. С. Сарьян, В. А. Гаврилко, Л. М. Браиловский, Н. Н. Голощапов, И. Ф. Рерберг, Н. М. Ширшов, В. И. Комаров. Сидят: А. С. Глаголева, Е. И. Каменцева, Е. В. Гольдингер, И. Г. Гугунава, И. И. Машков, К. В. Кандауров, В. И. Зауэр. *** Принц Чин-Пом-И-И, бывший корейский посланник в Петербурге, брат низложенного корейского императора. 13 января в припадке отчаяния, вызванного сознанием, что его родина, как государство, погибла бесповоротно, покончил самоубийством. (См. №№ 10 и 12 «Русск. Слова»). Д. К. Сементовский-Курило, русский посланник в Софии. † 13 января. (См. № 10 «Русского Слова»). Ген.-лейт. Г. П. фон Медем, бывший московский градоначальник. † 18 января. (См. № 17 «Русского Слова»). А. И. Давыдов, известный исполнитель цыганских романсов († 20 января). Фот. Р. Бродовского. В. Ручкин. А. Курдеев. Г. Иванов. Т. Шкляев. Трупы тюремных надзирателей, убитых 21 января каторжниками в московской пересыльной тюрьме. (См. №№ 17 и 18 «Русского Слова»). № 6 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ», ГОД 1911-Й [ Изображение на стороннем сайте: 36b162fcd763.jpg ] Надписи к фотографиям:1) Головка. Скульптура А. С. Голубкиной. 2) Из тарантаса. В. Н. Пирогова. 3) ПОРТРЕТ КНЯЖНЫ М. Н. ЩЕРБАТОВОЙ. Екат. Гольдингер. 4) ЭТЮД. Скульптура Е. Д. Никифоровой. 5) МАСКА. О. Л. Делла-Вос-Кардовская. 6) Иллюстрация к повести Погорельского «Монастырка». Офорт А. В. Мангарини. 7) ЛЕТО. Е. В. Гольдингер. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
|