Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги. |
Работа Рамазанова в Третьяковке и «Портрет Неизвестного»
вопросы атрибуции работы скульптора Н.А.Рамазанова - бюста, известного как «Портрет Н.Д.Панова» и как проверить версию атрибуции «Портрета неизвестного», нужна помощь в Государственном архиве Калужской области (объединены две темы одного автора)
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
7 ноября 2011 19:13 9 ноября 2011 15:55 Еще одна загадка, связанная с обсуждаемой темой. Как я писал в первом сообщении, в музейном каталоге Третьяковки говорится: [q] О знакомстве скульптора с В.А.Пановым свидетельствует его собственное упоминание, что помимо портрета Гоголя, заказанного ему К.Т.Солдатенковым, он выполнил «другой портрет Гоголя для В.Панова»3.[/q]
Благодаря фотографиям, которые любезно сделала Svetlana50, можно прочитать, что написано в сноске: " 3 Отчет Императорской Академии художеств за 1853 — 1854 академический год //Северная пчела. 1854, 16 декабря. № 282, с. 1342". Известно, что Н.А. Рамазанов сделал посмертную маску Гоголя (четыре позы), а позже исполнил скульптурный портрет писателя. Рамазанов выполнил несколько авторских копий бюста. Выполненные в мраморе находятся в Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее. Существует также несколько в копий в гипсе, например, преподнесенный скульптором Николаю Владимировичу Быкову, племяннику Н.В. Гоголя, и попавший, в конце концов, в музейное собрание заповедника-музея Н.В.Гоголя в бывшей Васильевке от дальней родственницы Гоголя (и Пушкина) Л.В.Савельевой. Известны также копии в гипсе, хранящиеся в - музее-заповеднике «Абрамцево» (в 1948 возвращен из Загорского музея-заповедника),
- Всесоюзном музее А.С.Пушкина,
- музее ИРЛИ (в 1926 из техникума точной механики),
- ГИМ (два; один - дар в 1912 А.Д.Свербеева; другой - в 1929 из Музея 40-х годов);
и в бронзе - Черниговский исторический музей (в 1925 из Музея украинских древностей В.В.Тарновского, Чернигов). ГОГОЛЬ Бюст (мрамор) работы Н. А. Рамазанова, 1854 г. Третьяковская галлерея, Москва Неужели была еще копия для В.Панова? Смотрим Северная пчела. 1854, 16 декабря. № 282, с. 1342... Действительно, бюст упомянут среди работ выполненных по заказу в 1853 — 1854 академическом году. Но ведь Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля (4 марта) 1852, а заказчик(?), Василий Алексеевич Панов - 21.10(2.11). 1849 года! Собственно, версия решения этой загадки, рассказанная хранителем скульптуры, показалась мне наиболее реальной и красивой. Я напишу о ней чуть позже, когда получу копию страницы с В.Пановым на фотогравюре "Хомяков и приятели" из книги Т. Ф. Пирожковой "Славянофильская журналистика".
 | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
11 ноября 2011 12:01 5 сентября 2013 16:20 Продолжаю. Копию страницы из книги Т. Ф. Пирожковой, где говорится о фотогравюре "Хомяков и приятели" я получил, оказалось, что в книге вообще нет никаких иллюстраций. Видимо, нужно пытаться связаться с самой Татьяной Федоровной... Итак, о версии хранителя скульптуры ГТГ. Она несколько отличается от опубликованной в каталоге. Если там упоминание о заказе В.Пановым бюста Гоголя приводится просто как доказательство знакомства В.А. Панова с Рамазановым, то здесь основным моментом является дата изготовления бюста. Предполагается, что славянофил В.А.Панов, будучи восторженным поклонником Гоголя, заказал и оплатил Рамазанову бюст писателя, но вскоре, в 1849 году умер. Через три года умер Н.В.Гоголь. Рамазанов выполняет его посмертный бюст для Шевырева и копию для Солдатенкова. Но заказ В.Панова оказывается невозвращаемым долгом, ведь теперь бюст Гоголя ему не передашь… И тогда Рамазанов сделал бюст самого В.Панова, вернув тем самым моральный долг. Почему в отчете он написал: "бюст Гоголя по заказу В.Панова"? Возможно, чтобы отметить для себя, почему он сделал этот бюст... всем же не объяснишь. А может он действительно изготовил и гипсовую копию бюста Гоголя, а потом передал их в дар. Рамазанов хорошо знал семью С.А.Пановой и ее сына Н.Д.Панова, возможно даже считал их родственниками В.А.Панова, поэтому вполне мог передать бюст им, тем более, что эта семья была близка к литературным кругам. Мне эта версия показалась наиболее красивой и благородной. Хотя в официальном каталоге ее, как мне кажется, не напишешь. А далее я переключился на неожиданную для меня новость о родном отце Е.В.Гольдингер. Надеюсь, на следующей неделе с этим появится ясность… И все же, после просмотра опубликованного в «Северной пчеле» отчета Академии художеств у меня возникло несколько вопросов, требующих ответа, прежде чем принять версию хранителя. И дело совсем не в том, что в фамилии Панова была допущена опечатка: «по заказу В.Панона». Так что расследование продолжается… Е.В.Гольдингер. В раздумье. 1907 Холст, масло | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
16 ноября 2011 22:11 К сожалению, дело в РГИА "об усыновлении" ответа не дало.
Из дела следует только то, что в 1880 г. потомственной дворянкой по происхождению, женою колл. советника Зинаидой Николаевой Гольдингер была воспринята от купели и, с согласия мужа, принята со дня рождения на воспитание девочка Екатерина, которая воспитывалась как родная дочь. Метрики Екатерины, заявленной как приложение к прошению, в деле нет.
В ответе из канцелярии по принятию решений - "оставить без последствий" и разъяснение: муж просительницы, личный дворянин должен обратиться в соответствующее губ. правление с ходатайством об усыновлении.
Попробую поискать продолжение дела в ЦИАМ, в фонде московского губернского правления, после марта 1889 г. Узнать бы кто мать или в какой церкви крестили, возможно что-нибудь прояснится...
Жалко, что метрик в деле нет. Если и в ЦИАМе их нет, останется только попробовать найти дело о наследстве. Только вот где? | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13526 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37969 | Наверх ##
16 ноября 2011 23:56 OVernerПро Е.В. Гольдингер на сайтах Интернета более-менее "подается" правдивая информация. Чаще встречается год рождения и смерти (1881 - 1973). [q] фрагмент из архивного документа - ....в 1880 г. потомственной дворянкой по происхождению, женою колл. советника Зинаидой Николаевой Гольдингер была воспринята от купели[/q]
Следует, что рождена в 1880 (не 1881)... Здесь все понятно. А вот, что касается, - 3. Н. Окуньковой - Гольдингер . Один сайт называет дату рождения - 1884, другой - 1850 г.... «Уральский следопыт» Ежемесячный журнал истории (краеведения), путешествий, приключений и научной фантастики. Издается с 1935 года. http://www.uralstalker.su/gorbunov/urals_authoress/4.htmlА у Вас по исследованию какие данные проходят? --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
18 ноября 2011 12:38 18 ноября 2011 22:34 Tasha56, я не сталктивался с указанием даты рождения Зинаиды Николаевны 1884. Это явная ошибка. Мне чаще встречались даты жизни "1848-1914?". "Деятели революционного движения в России", биобиблиографический словарь, издание Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев: [q] Окунькова Зинаида Николаевна Окунькова (по мужу Гольдингер), Зинаида Николаевна, дворянка, дочь землевладельца Орловск. губ., коллежск. советника. Род. в 1848 г. В 1870 г. жила за границей в Швейцарии; училась в Цюрихск. ун-те; принадлежала к бакунинск. кружку. В 1872 г. приезжала в Москву с письмами от эмигрантов. Привлечена к дознанию по обвинению в сношениях с эмигрантами и подчинена надзору полиции. В ноябре 1872 г. получила разрешение на выезд за границу с условием не возвращаться в Россию в течение трех лет. Жила в Париже и в 1877 г. получила степень д-ра медицины. В 1875 г., по ходатайству русск. посланника в Париже кн. Орлова, в семье которого она давала уроки, разрешено приехать на время в Россию, а позднее, после 1877 г., по возвращении ее в Россию, по ходатайству того же кн. Орлова, освобождена от надзора. В 1900-х г.г. — вольнопрактикующий врач в Москве. Умерла ок. 1914 г. Справки (З. Окунькова, Буренина, Л. Любатович, Н. Махалов, В. Окуньков). — Голицын, Десятая глава, 130. — Справ. листок. — Список 1883 г., III, стр. 30. — Медиц. список. — С. Венгеров, Список. В. Н. Фигнер, Полное собрание сочинений, т. V, 79 (Студенческие годы); т. III, 203 (После Шлиссельбурга).[/q]
 Е.В.Гольдингер. Крестьянка из Жиздринского уезда Калужской губернии. 1904 | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
25 ноября 2011 18:07 5 сентября 2013 17:28 Из архивов пока новостей нет. Что ж, значит есть время познакомиться с Екатериной Васильевной поближе. Ее биография нам уже известна, но интересны были бы воспоминания людей, знавших ее лично. Каптерева-Шамбинаго Т.П. Арбат, дом 4. Новый хронограф, Москва 2006Воспоминания Татьяны Павловны Каптеревой-Шамбинаго, известного специалиста по истории искусства Испании, Португалии и стран Магриба, действительного члена Академии художеств РФ посвящены старой московской интеллигенции, одному из очагов русской культуры, в той или иной степени уцелевшему в водовороте грандиозных событий эпохи, на разломе отечественных художественных традиций. Воспоминания охватывают в основном 1930-е годы, «период, в котором семейные и общественные события в детской и юношеской памяти обрели со временем конкретную выразительность». ГОЛЬДИНГЕР Екатерина Васильевна. ШВЕЙЦАРИЯ. 1912 [q] Симпатичным визитером была художница Екатерина Васильевна Гольдингер. Она жила поблизости, в одном из переулков около Молчановки в собственном доме ее матери, известного в Москве врача-гинеколога З.Н. Окуньковой-Гольдингер. Двухэтажный деревянный дом с просторными светлыми комнатами второго этажа, на который вела широкая поскрипывающая ступенями лестница, с высокой мансардой, где помещалась мастерская художницы, увешанная ее картинами, уже в ту пору стал образцом редкой, уходящей в прошлое московской жилой архитектуры. Несметное количество кошек заполняло дом стойким запахом. Екатерина Васильевна, обладавшая независимым характером, была веселым собеседником; ее личная жизнь не сложилась, отдавая все свои силы искусству, она быстро достигла успехов и стала рано участвовать в выставках. Художнице многое дала учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у профессоров К.А. Савицкого и Л.О. Пастернака; ее талант особенно проявился в портретном искусстве и в пейзаже. Предпринятые до революции путешествия по Италии, Франции, Австрии и Германии расширили ее кругозор, стали школой живописного мастерства, укрепили глубокий интерес к истории искусства. В первые годы революции Е.В. Гольдингер приняла участие в работе «Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины». Ее многолетняя работа в усадьбах Кусково и Останкино послужила основой для исследования творчества крепостных портретистов Аргуновых. Два пейзажа, написанные Екатериной Васильевной, хранятся в нашей семье, а портрет С.К. Шамбинаго 1937 года, исполненный в свободной живописной манере и представленный на персональной выставке Гольдингер в 1961 году, не уцелел. Сохранился превосходный рисуночный портрет отца 1923 года ее работы.[/q] ГОЛЬДИНГЕР Екатерина Васильевна. Портрет княжны М. Н. Щербатовой
 | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
25 ноября 2011 18:08 30 ноября 2011 22:59 Летом 2010 года в Сергиевом Посаде тиражом всего лишь в 100 экземпляров вышла в двух томах книга Владимира Десятникова с названием "Дневник русского". Автор воспоминаний, Десятников Владимир Александрович — художник, искусствовед. Родился в 1931 году в потомственной казачьей семье. Служил начальником погранзаставы. В 1965 году окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. Заслуженный деятель искусств, автор ряда книг, альбомов и путеводителей, посвященных русскому искусству. Главы из книги ранее были опубликованы в "Молодой гвардии" и ряде других изданий. Из «Дневника Русского»[q] 29 января 1969 г. Мы с Галей Водолеи и день рождения отмечаем в один день. Галя наготовила всяких вкусных блюд и пригласила Екатерину Васильевну. Праздник прошел на славу, и главным его украшением были воспоминания Екатерины Васильевны. Кто только не побывал в нашем доме, с кем только не встречались, не дружили родители Екатерины Васильевны и она сама! Б.Л. Пастернак, И.С. Остроухов, И.Э. Грабарь, Ф.Е. Вишневский, архангельская сказительница М.Д. Кривополенова, О.Э. Озаровская, С.К. Шамбинаго, А.С. Голубкина, Б.М. Кустодиев. И.С. Остроухов жил в трехстах метрах от нашего дома, в Трубниковском переулке. Екатерина Васильевна познакомилась с ним в 1919 году, когда была направлена Наркомпросом для регистрации обширной коллекции Ильи Семеновича. Остроухов, его жена Надежда Петровна и сестра Анна Семеновна настороженно встретили Екатерину Васильевну, но со временем они подружились. Илья Семенович был очень строгим, даже суровым человеком, и это совпадает с тем, что рассказывал о нем Л.М. Леонов. Кстати, Остроухов и познакомил Леонова с Екатериной Васильевной в один из дней, когда она работала, будучи уже хранителем собрания. Как искусствовед и художник Екатерина Васильевна подтвердила свой высокий профессионализм и сумела расположить к себе семейство Остроуховых добротой, искренностью, преданностью искусству. Илья Семенович, как коллекционер, стал прислушиваться к мнению Екатерины Васильевны, делая новые приобретения для своей галереи. Типична для советского времени судьба наследников И.С. Остроухова. После похорон Ильи Семеновича вдова его и сестра не допускались в собрание и жили в бывшей спальне. Картины и иконы снимали со стен и увозили в Третьяковскую галерею... - Надежду Петровну и Анну Семеновну, - закончила свой рассказ Екатерина Васильевна, - перевели из особняка во флигель, в три очень маленькие комнаты. Там они обе грустно доживали свой век. Собственно, и Екатерина Васильевна доживает свой век не в лучших обстоятельствах. На первом и втором этажах ее дома - шесть коммунальных квартир. На кухне толчея. Покоя нет ни днем, ни ночью. Надо обладать большой мудростью и добротой, чтобы принимать все как данность, не повышать тона и не раздражаться ни при каких обстоятельствах. Екатерине Васильевне всегда это удается, и потому она для нас пример того, каким должен быть настоящий, Божий человек.
17 февраля 1969 г. В отличие от своей сослуживицы - заведующей музейным отделом (Главмузея Наркомпроса) Натальи Ивановны Троцкой, Е.В. Гольдингер, работая заведующей отделом регистрации художественных ценностей, скупкой произведений искусства не занималась. Хотя такая возможность у нее была. Она не просто регистрировала собрания всех московских частных галерей, но и практически заведовала ими. И тем не менее у Екатерины Васильевны нет никаких приобретений, а вот когда Троцкие уезжали за границу, то вывезли с собой несметное количество наших национальных сокровищ. Никто этому не воспрепятствовал, более того - никто и описи вывозимого не составил. Известно лишь, что имущество Троцкого составило несколько вагонов спецпоезда, которым он в 1929 году был доставлен из Алма-Аты в Одессу. Выходило, что Троцкий получил все это в качестве отступного, лишь бы без шума и побыстрее сматывался из СССР. Так бесславно и даже воровато покидал страну ее мнимый благодетель и преобразователь, который воплощал идеалы разве что одного процента населения России. А ведь был куда как грозен и неподвластен чьему-либо мнению. При этом о своей комфортной жизни пекся больше, чем кто-либо. Ленин, бывало, ездил по Москве с шофером и без охраны, Сталин и вовсе ходил пешком по городу, и его знать никто не знал, а вот Троцкий ездил по столице с охраной в три человека. Екатерина Васильевна рассказывала, что однажды ее чуть не сбила на Арбате машина Троцкого. Лев Давыдович сидел меж двух охранников, в руках у каждого - по револьверу, стволом вниз с внешней стороны дверец авто. …распродажа музейных ценностей началась с подсказки из-за границы, а исполнение было поручено наркому А.И. Микояну. Торговля пошла бойко, и к 1928 году, только по официальной статистике, за границу было вывезено 433 картины и гравюры и 434 предмета искусства и старины, а что сверх того и без всякого учета, то история умалчивает. К примеру, сколько вывезли супруги Троцкие, сведений нет. Одно лишь доподлинно знаю (со слов Екатерины Васильевны), что Н.И. Троцкая любила и собирала художественную миниатюру, и коллекция ее была уникальной… Екатерина Васильевна, итожа свои рассказы на эту тему, мудро заметила как-то, дескать, для того и затевалась вся эта заварушка (так она называет Великую Октябрьскую...). Ох и половили рыбку в мутной водице. Единственное упование на то, что тайное всегда становится явным.
1 марта 1969 г. Екатерина Васильевна подарила мне экземпляр рукописи своей книги "Трудный путь" (воспоминания), которую она предлагала многим издательствам. Книга так и осталась неизданной. Принимая рукопись, я поблагодарил Екатерину Васильевну за доверие, про себя подумал, что даст Бог, быть может, и издам книгу. Что подумала про себя Екатерина Васильевна, могу только предположить. Ведь ей без малого девяносто. Этим все сказано. Будучи художником, Екатерина Васильевна и книгу свою написала не как литератор, а именно как живописец. Книга построена не как большое полотно- картина, а как живые, непосредственные по мыслям и чувствам этюды. Меня привлекает живость повествования Е.В., в котором есть элементы искусствоведческого поиска и... детектива.[/q] ГОЛЬДИНГЕР Екатерина Васильевна. ЛЕТО.
 | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
25 ноября 2011 18:10 14 декабря 2011 17:19 [q] 8 февраля 1970 г. Е.В. Гольдингер пригласила нас к себе, и мы вместе отметили 80-летие со дня рождения Б.Л. Пастернака. Их связывала многолетняя дружба. Они познакомились, когда Екатерине Васильевне было семнадцать лет, а Борису около восьми лет. Незадолго до этого отец Бориса - Леонид Осипович Пастернак, будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, начал давать уроки Екатерине Васильевне. Она проучилась у него пять лет, после чего в 1903 году он ей сказал: - Я научил вас всему, что знаю сам, теперь идите и работайте самостоятельно. И все эти пять лет, что Екатерина Васильевна училась у Л.О. Пастернака, она часто бывала с родителями в доме своего учителя. Жена Леонида Осиповича Розалия Исидоровна была пианисткой - ученицей известного венского профессора Лишетицкого. В доме Пастернаков часто устраивались концерты, на которых присутствовали и дети. Примечательно, что Борис Пастернак начинал свой творческий путь как пианист, испытавший большое влияние музыки А.Н. Скрябина, бывшего другом обеих семей - Пастернаков и Гольдингеров. - Борис продолжал увлекаться музыкой Скрябина, - рассказывала Екатерина Васильевна. - Как-то мы встретились в Большом зале консерватории, где Скрябин исполнял свою "Поэму экстаза". В антракте Борис подошел к нам с мамой в ложу партера и сказал: "Екатерина Васильевна, я в вакхическом восторге!..". Прошло некоторое время, - продолжала Екатерина Васильевна, - и неожиданно Борис бросил музыку. Дело в том, что он не обладал достаточной техникой исполнения и поэтому отказался от серьезных занятий музыкой. В 1912 году Борис Пастернак уехал учиться в Германию, поступив на философский факультет Марбургского университета. Через три месяца он оставил философию, поняв, что его призвание - поэзия.
Я вышел на площадь, Я мог быть сочтен Вторично родившимся...
- В 1922 году у Пастернака вышла первая книга стихов "Сестра моя, жизнь", - рассказывала Екатерина Васильевна. - Он сделался известным поэтом. Он как-то резко перешел на литературу. У него была в Москве квартира в доме писателей в Лаврушинском переулке и дача в Переделкине, где он больше всего и жил. Мы виделись с ним очень редко, но эти встречи были очень искренни. Однажды я встретила его в трамвае. Он рассказал мне, что собирается к своим родителям в Берлин, уехавшим туда в начале 20-х, и радуется предстоящей встрече. Я просила передать им сердечный привет. Я любила своего учителя, обеих его дочерей. Особенно была дружна со старшей, Жозефиной. Я попросила Бориса Леонидовича передать, что помню ее и люблю. Борис посмотрел на меня как- то загадочно и сказал: "Я передам ей вашу улыбку". - У него на руках остались многие произведения Леонида Осиповича, которые тот писал, еще живя в Москве. Между прочим, портрет моей матери. Позднее Борис Леонидович передал его мне и сказал: "Я, вероятно, не смогу его сохранить, так как в Москве бываю редко, он, конечно, принадлежит вам". Спустя много времени я неожиданно получила от него небольшую пастель, которую Леонид Осипович писал в Сьене. Она изображала сьенское "Пальо" - скачки лошадей без всадников на площади города Сьены. Сьена имеет ряд "сестьери" (городские кварталы). Каждый квартал имеет своих представителей среди сьенских знатных родов, свои цвета и знамена. Лошади скачут без всадников. Обычай устраивать скачки возник в Сьене давно, еще в эпоху средневековья, но сохраняется и поныне. Особенно красива традиционная процессия с историческими костюмами и знаменами перед скачками. В молодости я попала в Сьену летом, а скачки бывают осенью, так что сама я не могла их видеть. Зато Леонид Осипович поехал специально и сделал небольшой набросок пастелью. Вспомнив, как мы увлекались описаниями этого зрелища, Борис Леонидович прислал этот набросок мне в подарок. Меня очень тронуло, что он запомнил и мою любовь к Италии, и наши разговоры об итальянских мастерах... Екатерина Васильевна достала из комода, где она хранила графику, большого формата пастель Л.О. Пастернака, и мы с Галей по достоинству оценили и мастерство художника, и благородство его сына - поэта милостью Божией, как говорят в таких случаях. Я спросил, не знает ли Екатерина Васильевна, в какой церкви был крещен Борис Пастернак. Она ответила, что ее учитель принял Православие лишь в 1894 году, когда поступил работать в Училище живописи, ваяния и зодчества. В то же время был крещен и Борис, а в какой церкви это происходило, она не знает. В заключение Екатерина Васильевна показала нам две открытки, присланные ей Л.О. Пастернаком из музеев Германии в 1910-х годах (из Касселя), и обещала дать мне переснять их на фотопленку.
13 января 1972 г. Е.В. Гольдингер благоволит мне и даже балует. Зная, что я собираю кроме живописи, графики, скульптуры еще и художественные открытки, Екатерина Васильевна сегодня, на старый Новый год, преподнесла мне в изящном паспарту цветную открытку - репродукцию с картины И.Э. Грабаря "За водой". На ней изображена женщина с ведрами на коромысле, идущая по тропке среди вешних снегов - лучшая импрессионистическая работа Грабаря. - Игорь Эммануилович в начале века издал целую серию открыток со своих произведений в пользу общины св. Евгении,- сказала Екатерина Васильевна.- Эту он прислал мне в Швейцарию, где мы тогда отдыхали. Разговаривая, я вытащил открытку из паспарту. - А здесь вам послание... - Читайте, читайте, теперь это ваше,- ободрила меня Екатерина Васильевна. Почерк у Грабаря мелкий, округлый, стремительный. Открытка ценна во всех смыслах, в том числе как документ, характеризующий автора и время: "Дугино, 17 авг. 1909г. Если бы Вы знали, до чего хорошо в русской деревне после трехмесячных, даже самых великолепных, скитаний по заграницам. Погода чудо! Если Вы спускаетесь в Италию, то сделайте удовольствие себе и мне и побывайте в деревеньке Mas Er в нескольких верстах от ст. Cornuda, в двух часах от Венеции. Там ViIIa JiacomeIIi с такими фресками Веронезе, каких нет нигде. Всем Вашим шлю сердечный привет. Ваш. Игорь Грабарь". Еще раз повторю: нам с женой повезло. Екатерина Васильевна для нас - живой свидетель той культуры, которая ушла, но не бесследно. Мы – ее наследники и как бы передаточное звено для тех, кто идет вслед за нами.
12 февраля 1973 г.
[q] Если бы на деревянном московском доме пушкинской поры, принадлежавшем художнице Екатерине Васильевне Гольдингер (Большой Ржевский переулок, 4) повесили мемориальную доску с надписью, что здесь бывали выдающиеся деятели русский культуры конца XIX–XX века: композитор Александр Скрябин, художники Илья Остроухов, Игорь Грабарь, Леонид Пастернак, скульптор Анна Голубкина, издатель Осип Кнебель, — любопытствующих, уверен, было бы много.*[/q] Но дом за ветхостью подлежит сносу. По просьбе Екатерины Васильевны я написал письмо в СХ СССР Е.Ф. Белашовой о дарении дома Союзу художников СССР, с тем, чтобы в нем открыть салон по продаже произведений изобразительного искусства. Приходила комиссия, обошли дом со всех сторон, посмотрели и... отказались. Дескать, требуется не капремонт, а полная перестройка и перепланировка, что обойдется Союзу художников слишком дорого. Сегодня всем жильцам принесли так называемые "смотровые" - документы для ознакомления с новым жильем в окраинных микрорайонах Москвы. Так что Екатерине Васильевне дожить свой век в родном доме не приведется. А ей никак не хочется уезжать. До боли. Здесь прошла вся жизнь, без малого сто лет. [/q]
В апреле дом опустел. Екатерина Васильевна ушла той же осенью. Еще через год, 10 октября 1974 г. Владимир Александрович в дневнике пишет уже о «пустыре, где некогда был дом Е. В. Гольдингер»… ГОЛЬДИНГЕР Екатерина Васильевна. Автопортрет. *) цитата дана в редакции повести В.А. Десятникова "Земной поклон" (М., Синергия, 2008; глава "Находка под лестницей"). В "Дневнике" текст следующий: [q] Если бы на доме Е.В. Гольдингер (Большой Ржевский пер., 4) можно было повесить мемориальную доску с надписью, что здесь у врача-гинеколога З.Н. Окуньковой-Гольдингер лечились Надежда Крупская, Клара Цеткин, Александра Коллонтай, Надежда Аллилуева и пр., то зевак, уверен, было бы много.[/q] Пока не разобрался с датами жизни Зинаиды Николаевны, цитата казалась мне противоречивой.
 | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
25 ноября 2011 18:12 Хотелось бы здесь написать еще об одном человеке, который был с Екатериной Васильевной до конца. Дневник В.А. Десятникова, 25 декабря 1978 г.: [q] Вспоминаю матушку Катуар, как мы ее с Галей звали, которая до самой смерти Е. В. Гольдингер приходила к ней и безвозмездно помогала – лечила, убирала, мыла, чистила, готовила. Делала она это с неиссякаемой любовью, пришедшей к ней не по закону, а по благодати. Как и Шаламов, матушка Катуар провела в лагерях четверть века. И всего-то за то, что дед ее был промышленником, память о котором сохранилась в названии подмосковной станции Катуар (Савеловское направление).[/q] Татьяна Людовиковна Катуар (1899-1986) была дочерью потомственного почетного гражданина, крупного промышленника, выходца из Франции. Была близко знакома с архимандритом Неофи¬том (Осиповым) и другими видными церковными деятелями. Первый раз ее арестовали 4 августа 1922 года, когда ей был всего 21 год. Она была задержана в здании Политического Красного Креста, когда она пришла справиться о посаженном за решетку протоиерее Владимире Богданове. Ее слова, произнесенные на допросе, о том, что изъятие церковных ценностей есть воровство, послужили причиной двухмесячного содержания под стражей. Это не охладило ее ревностного стремления помогать духовенству, ссыльным, арестованным за веру.  Она посылала посылки, носила передачи заключенным, добывала и посылала изгнанному духовенству в далекие края облачения, иконы, была связной, перепечатывала рукописи. По документам, уже в 1922 году она была знакома с Михаилом Александровичем Новоселовым. В 1929 году арестована вновь вместе с иеромонахом Никодимом (Меркуловым) и священником А. Троицким «за то, что на пишущей машинке размножала молитвы, напи¬санные привлеченными к уголовной ответственности». На допросе она держалась не менее воинственно, чем в 1922 году: «То, что я состою в переписке с высланными служителями культа, – я виной не считаю: по-моему, репрессии по отношению к служителям культа – абсурд. Их высылают во всяком случае не за антисоветскую деятельность, советская власть гонит церковь». Приговорена к заключению в ИТЛ сроком на три года. В 1932 году по отбытии срока наказания выслана в Севкрай сроком на три года. В 1937-м вновь осуж¬дена и отправлена в лагерь. После освобождения работала фельдшером. Была прихожанкой храма свт. Николы в Кузнецах. 16 мая 1956 постановлением пре¬зидиума Московского областного суда отменено постановление ОСО при НКВД СССР, и дело прекращено за отсутствием состава преступления.  | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1528 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4695 | Наверх ##
26 ноября 2011 22:24 10 декабря 2011 13:04 Tasha56 написал: [q] Рахель Лихт. Черновик биографии Бориса Пастернака ЧАСТЬ I. "О детство! Ковш душевной глуби!" (1889-1903) Глава 15. "Мог стать художником"
[q] Поскольку речь вновь зашла о художнице Е. В. Гольдингер , будет вполне уместно сказать несколько слов о ней и ее родителях. Екатерина Васильевна родилась в семье дворника , но была удочерена и выросла в семье известного московского хирурга Гольдингера .[/q]
http://www.port-folio.org/2007/part310.html
И ряд других печатных источников..... Где же правда? [/q] Tasha56, я написал Рахель Лихт, она ответила, что информацию о рождении Е. В. Гольдингер взяла из уже известной нам статьи Дм. Буткевича: http://www.ng.ru/antiquare/2007-02-09/22_goldinger.html. Судя по всему (в том числе, по дате публикаций), эта заметка Д.Буткевича и есть первоисточник подобных слухов в интернете. Сам он на контакт не пошел. Возможно, опечатка ...? И еще о бюсте Панова. Наконец, с помощью Татьяны Федоровны Пирожковой, я нашел изображение фотогравюры со славянофилами. Почему-то, видимо из-за знакомства с дагеротипами декабристов, я думал, что это также будет дагеротип... Но здесь просто рисунок, к тому же В.А.Панов сидит спиной. Длина волос, вроде бы, подходящая, но такая же прическа могла быть и у Н.Д.Панова, и у кого угодно. В наших поисках этот рисунок не поможет. А о других изображениях В.А.Панова мне неизвестно. Так что источником версии хранителя скульптуры и главным ее доказательством остается факт изготовления загадочного бюста для давно умершего В.А.Панова. Вернее, запись об этом в отчете Академии. Меня это почти убедило. Осталось уточнить одну деталь... Салон Елагиных Рис. Э. А. Дмитриева-Мамонова Слева направо: Д. М. Свербеев, Д. А. Валуев, В. А. Панов ( сидит спиной). И. В. Киреевский (за столом), А. С. Хомяков (читает), А. А. Елагин (хозяин, сидит в кресле), К. С. Аксаков (с поднятой рукой), С. П. Шевырев и В. А. Елагин (стоят друг против друга), А. Н. Попов (стоит заложив руки в карманы), бульдог Фомка, П. В. Киреевский (с трубкой )
 | | |
|