Старообрядческая úконопись
Деревянные иконы. Медное и бронзовое культовое литьё
Хворостенко Московская обл. Сообщений: 137 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 57 | Наверх ##
11 апреля 2013 20:05 21 апреля 2013 20:17 Konstantin Ivanov написал: [q] можно было бы попробовать определить, представителем какого именно беспоповского согласия было создано это распятие. [/q]
Большое спасибо, Константи (к сожалению, бот убрал у меня возможность ещё раз поставить Вам+). Когда моя бабушка родилась в 1880-х, её отец - киевский купец с Андреевского спуска Василий Чепраков - был уже давно поповцем белокриничником. Просто он где-то приобрёл крест для своей дочери. Не хочется быть надоедливым, но не могу удержаться от второго вопроса, встретив специалиста. Вот икона, на которую молилась бабушка. На серебрянном окладе написано Тихвинская и штамп 1875. Но оклад явно не подходит к иконе, написанной на досках. Я обращался к дьякону-никонианцу, какая это может быть икона. Он говорит:"надо снимать оклад, чтобы это понять". Но икона рассыплется, если снять оклад. Я порылся по справочникам и нашёл, что икона может быть Сиверской (там тоже Христос благословляет двумя перстами). Не знаете ли Вы, Константин, какими ещё иконами из похожих на эту пользовались старообрядцы? Специалисты из проекта "Христианство в искусстве" определили, что эта икона написана примитивным письмом старообрядцев-липован, и неважно, что они взяли за образец - Тихвинскую Божью Матерь, Смоленскую ли или какую-нибудь другую. Для тех, кто изготавливал эту икону в представленном виде, ценнее был оклад, а не икона, поэтому они смело укоротили две стороны иконы, чтобы подогнать её под оклад.
 | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6139 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8543 | Наверх ##
11 апреля 2013 20:43 --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14577 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8925 | Наверх ##
11 апреля 2013 20:56 Хворостенко написал: [q] Не знаете ли Вы, Константин, какими ещё иконами из похожих на эту пользовались старообрядцы?[/q]
Увы, иконы -- не мой профиль. Про меднолитую пластику я знаю по дипломной работе своего знакомого. | | |
Хворостенко Московская обл. Сообщений: 137 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 57 | Наверх ##
11 апреля 2013 22:29 12 апреля 2013 19:24 Atkara-EV написал: [q] Рекомендую выложить фото для атрибуции здесь http://www.icon-art.info/phpBB2/viewforum.php?f=21[/q]
Большое спасибо ссылку. Выложил фото в теме по Тихвинской. Буду ждать. По Вашей подсказке открыл там новую тему "Тихвинская ли икона под окладом" и уже началось обсуждение со специалистами. | | |
Хворостенко Московская обл. Сообщений: 137 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 57 | Наверх ##
13 апреля 2013 9:01 Konstantin Ivanov написал: [q] Про меднолитую пластику я знаю по дипломной работе своего знакомого. [/q]
Специалисты определили, что икона моих предков написана в манере предшественников Белой Криницы - липован. В этой дипломной работе не упоминались какие-нибудь характерные особенности липованских крестов? | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14577 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8925 | Наверх ##
13 апреля 2013 19:46 Хворостенко написал: [q] В этой дипломной работе не упоминались какие-нибудь характерные особенности липованских крестов?[/q]
Нет, она на сибирских материалах. | | |
Хворостенко Московская обл. Сообщений: 137 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 57 | Наверх ##
13 апреля 2013 20:58 Konstantin Ivanov написал: [q] Нет, она на сибирских материалах. [/q]
Спасибо за помощь, за то, что Вы подсказали искать источник креста в сфере беспоповцев. Мне это нужно для генеалогических поисков. Мне ничего не известно, откуда взялись мои прадеды в Киеве до 1846 г., до образования Белокриницкой иерархии. Какая у них была до этого вера, определит районы, откуда они могли приехать. Сибирское бегство старообрядцев, по-моему, наступило позже. Поначалу они бежали в Румынию и Польшу. | | |
Хворостенко Московская обл. Сообщений: 137 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 57 | Наверх ##
21 апреля 2013 20:05 Специалисты с проекта "Христианство в искусстве" пока не помогли. Пришлось заняться самостоятельными поисками в Гугле. Выяснилось, что после продолжительных споров федосеевцев с поморцами было принято соглашение о воспроизведении креста именно такого вида, как у моих предков: с надписью "Царь Славы Исус Христос Сын Божий", с изображением Спаса Нерукотворного на верхнем конце, с изображением Солнца и Луны по бокам креста. Но поморским каноном креста пользовались многие "медные заведения". Так, в 19-м веке московские производители выполняли заказы Преображенского кладбища и рассылали такие кресты в общины своего согласия по всей территории России. Подсказанный Константином Ивановым критерий - растительный орнамент на обороте - позволяет более точно ифференцировать время и место производства креста. | | |
Толмасова Т Новичок
г. Новороссийск Сообщений: 27 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 10 | Наверх ##
22 апреля 2013 23:54 Здравствуйте! Моя бабушка была староверкой родилась в Кировской области Кильмезском районе. В нашей семье хранится крест, который передаётся из поколения в поколение, от матери старшей дочери. Скажите пожайлуста можно по кресту определить к какому согласию относилась моя бабушка? Спасибо! --- Ищу сведения о Мальцевых, Колотовых, Замковы Кировская обл., Кильмезкий р-он
Поляковы,- г. Ижевск, г. Козельск,
Рябовы г. Ижевск | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14577 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8925 | Наверх ##
23 апреля 2013 3:01 23 апреля 2013 3:02 | | |
|