Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 45 46 47 48 49 * 50 51 52 53 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
Kolob-07

Санкт-Петербург
Сообщений: 5240
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3959
Было ли как-либо оформлено документально освобождение крестьян после отмены крепостного права, наделение их землей, вхождение в общество, а также выкуп этой земли. Если да, то какие и где документы могут находиться? Может ли что-либо быть в фондах РГИА, в каких?
Yaroslav
Участник

Yaroslav

Ненька-Україна, Polszcza
Сообщений: 45
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 22
Подскажите, пожалуйста, кто в курсе!
Крестьянин-старовер бежал от гонений (1825 года, скорее всего). В 1834 уже числится в мещанах г. Стародуба.
Вот и вопрос: Мог ли беглый крестьянин так себе записаться в мещане? Или же был он беглый (за веру), но не крепостной? Однодворец н.п.
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667

Yaroslav написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, кто в курсе!
Крестьянин-старовер бежал от гонений (1825 года, скорее всего). В 1834 уже числится в мещанах г. Стародуба.
Вот и вопрос: Мог ли беглый крестьянин так себе записаться в мещане? Или же был он беглый (за веру), но не крепостной? Однодворец н.п.
[/q]


А из какого источника вы взяли информацию о побеге?
Гонения за веру в 1825 году более, чем сомнительны.

Реальная похожая ситуация

крестьянин села Губцево, Заколпской волости, Меленковского уезда, Владимирской губернии Иларион Иванов был сослан барином в Вятскую ссылку.
Оттуда бежал. Беглых охотно принимали у себя староверчкские общины, так и он прибился к общине деревни Степаново, Судогодского уезда, Владимирскойц губернии. По ходотайству перед Владимирским губернатором Судогодских купцов Барсковых,
ему как непомнящий родства, было дозволено приписаться к мещанам.
Его история получила широкую огласку, в связи с тем, что он стал инициатором строительства Единоверческой церкви в селе Дубасово (при стекольном заводе купцов Барсковых) на деньги старообрядцев.
---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Yaroslav
Участник

Yaroslav

Ненька-Україна, Polszcza
Сообщений: 45
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 22
Год 1825 - это я обобщил (начало царствования Николая I), могло это быть немного раньше или позже.
Очень интересна Ваша версия. Только кажеться мне, что такая ситуация не могла быть правилом, поэтому и получила широкую огласку.
А то, что крестьянин и старовер - это по семейным преданиям. Я так думаю, может срок сыска окончился и он мог уже приписатся?
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Yaroslav

Мой совет забудьте "семейный миф", подавляющие большинство их не подтверждается документально.
В ревизской сказке 1834 года, если она для него первая, должно быть указано откуда он перешел и на основании чего причислен.

По мещанам беглых не встречал, а у крестьян видел пометки:
"вернулся из бегов", "возвращен из бегов", " беглый от туда то, приписан туда то".
---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Yaroslav
Участник

Yaroslav

Ненька-Україна, Polszcza
Сообщений: 45
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 22

Хорошо, давайте попробуем без "мифов".

"По мещанам беглых не встречал" - т.е. скорее всего крестьянином не был? Думаете мог быть мещанином из другого города?
Но старовером был точно, да и Стародубье это место дла староверов святое.

А факты такие: Ревизская сказка 1834 года по Стародубу не сохранилась. Документы по причислению в мещане тоже. О том, что был мещанином уже в 1834 свидетельствует только номер семьи в ревизской сказке 1850 г. Вот тут у меня и тупик. Где дальше искать - ума не приложу.

Думал может хоть что-то по староверам найду - с Брянска и Чернигова написали, что ничего у них нету sad.gif
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Yaroslav

Попробуйте посмотреть исповедальные ведомости,
К стати в них указывается и принадлежность к старообрядчеству.
---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Yaroslav
Участник

Yaroslav

Ненька-Україна, Polszcza
Сообщений: 45
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 22
KRAN
Староверы меня в этом случае интересуют постольку, поскольку можна что-то узнать о предках. А в исповедальных ведомостях какие информации о человеке? Что старовер? Так это известно.
Или там будет указано еще что-то? Что там еще записывали?

Получаеться, что если нет документов по причислению в мещане и первой нужной ревизской сказки то искать дальше уже нету как? Это было бы ООООЧЕНь печально
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Yaroslav

Мы немного не в теме, обсуждаем мещан в разделе о крестьянах.
Исповедки содержат теже сведения, что и ревизия, а именно состав семьи.
Более того, вы же хотите найти самое ранее упоминание своего предка..
Нет данных 8 ревизии (1834 года), посмотрите 7-ю (1816 года).
Вы указали, что в 9 ревизии есть ссылка на номер 8-й. Посмотрите его значение, это косвеный признак давно ли причислен к сословию.


P.s. Советую задать свой вопрос в разделе мещане. Там вам могут помочь люди кто специализируется на этом сословии.
---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Yaroslav
Участник

Yaroslav

Ненька-Україна, Polszcza
Сообщений: 45
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 22
KRAN

Дааа... В Брянске есть только ревизия 1811 г. Там их нету. Исповедных росписей - проверил - нет.

Поэтому я и пишу в раздел Крестьяне, поскольку до 1834 и причисления в Стародубское мещанство были крестьянами. Только нет, к сожалению, как проверить откуда были, документов мало сохранилось в архивах.
Известно только, что с центральной России (задавал Вам вопрос в Географическом аспекте).

Но писать во все архивы центральных губерний по-моему не реально, хотя известен год рождения, ФИО, вероисповедание. Или есть люди, которые так делают?
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 45 46 47 48 49 * 50 51 52 53 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈