Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| Ласве Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18794
| Наверх ##
27 ноября 2009 16:48 В переписном листе переписи 1897 года указано:
Андрюшин Гавриила Родионович 46 лет, крестьянин из владений, родился в Орловской губ., Карачевский уезд.
Что означает " крестьянин из владений" ? В интернете не смогла найти ответ.
Спасибо | | |
Голубка Москва Сообщений: 145 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 53 | Наверх ##
27 ноября 2009 21:46 ласве
У меня похожая ситауция, написано "из бывших владельческих", т.е. из бывших помещичьих. Значит, что ранее крестьянин был крепостным и принадлежал помещику. --- Ищу фамилии Голуб, Стрельник (Александровский уезд Екатеринославской губернии, Омельницкая сотня Миргородского полка), Вишневецкие (Ростов.обл, Краснодар.край), Акуловы, Гуляевы (Курская губерния, Белгород, Краснодар.край) Шавохины (вся планета) | | |
| Ласве Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18794
| Наверх ##
27 ноября 2009 23:57 Голубка
Спасибо. О владельческих крестьянах читала, а вот насчет "из владений" - засомневалась. | | |
Голубка Москва Сообщений: 145 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 53 | Наверх ##
5 декабря 2009 21:17 Здравствуйте, в ревизской сказке встретила пометку "принятые со двора", я так понимаю - это сироты, могли ли они быть родственниками главе семьи? Подскажите, пожалуйста. --- Ищу фамилии Голуб, Стрельник (Александровский уезд Екатеринославской губернии, Омельницкая сотня Миргородского полка), Вишневецкие (Ростов.обл, Краснодар.край), Акуловы, Гуляевы (Курская губерния, Белгород, Краснодар.край) Шавохины (вся планета) | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5240 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3959
| Наверх ##
9 декабря 2009 20:14 Было ли как-либо оформлено документально освобождение крестьян после отмены крепостного права, наделение их землей, вхождение в общество, а также выкуп этой земли. Если да, то какие и где документы могут находиться? Может ли что-либо быть в фондах РГИА, в каких? | | |
YaroslavУчастник  Ненька-Україна, Polszcza Сообщений: 45 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 22 | Наверх ##
13 декабря 2009 0:34 Подскажите, пожалуйста, кто в курсе! Крестьянин-старовер бежал от гонений (1825 года, скорее всего). В 1834 уже числится в мещанах г. Стародуба. Вот и вопрос: Мог ли беглый крестьянин так себе записаться в мещане? Или же был он беглый (за веру), но не крепостной? Однодворец н.п. | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1738 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
13 декабря 2009 1:37 Yaroslav написал: [q] Подскажите, пожалуйста, кто в курсе! Крестьянин-старовер бежал от гонений (1825 года, скорее всего). В 1834 уже числится в мещанах г. Стародуба. Вот и вопрос: Мог ли беглый крестьянин так себе записаться в мещане? Или же был он беглый (за веру), но не крепостной? Однодворец н.п. [/q]
А из какого источника вы взяли информацию о побеге? Гонения за веру в 1825 году более, чем сомнительны. Реальная похожая ситуация крестьянин села Губцево, Заколпской волости, Меленковского уезда, Владимирской губернии Иларион Иванов был сослан барином в Вятскую ссылку. Оттуда бежал. Беглых охотно принимали у себя староверчкские общины, так и он прибился к общине деревни Степаново, Судогодского уезда, Владимирскойц губернии. По ходотайству перед Владимирским губернатором Судогодских купцов Барсковых, ему как непомнящий родства, было дозволено приписаться к мещанам. Его история получила широкую огласку, в связи с тем, что он стал инициатором строительства Единоверческой церкви в селе Дубасово (при стекольном заводе купцов Барсковых) на деньги старообрядцев. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
YaroslavУчастник  Ненька-Україна, Polszcza Сообщений: 45 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 22 | Наверх ##
13 декабря 2009 2:21 Год 1825 - это я обобщил (начало царствования Николая I), могло это быть немного раньше или позже. Очень интересна Ваша версия. Только кажеться мне, что такая ситуация не могла быть правилом, поэтому и получила широкую огласку. А то, что крестьянин и старовер - это по семейным преданиям. Я так думаю, может срок сыска окончился и он мог уже приписатся? | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1738 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
13 декабря 2009 2:44 Yaroslav
Мой совет забудьте "семейный миф", подавляющие большинство их не подтверждается документально. В ревизской сказке 1834 года, если она для него первая, должно быть указано откуда он перешел и на основании чего причислен.
По мещанам беглых не встречал, а у крестьян видел пометки: "вернулся из бегов", "возвращен из бегов", " беглый от туда то, приписан туда то". --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
YaroslavУчастник  Ненька-Україна, Polszcza Сообщений: 45 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 22 | Наверх ##
13 декабря 2009 3:10 Хорошо, давайте попробуем без "мифов". "По мещанам беглых не встречал" - т.е. скорее всего крестьянином не был? Думаете мог быть мещанином из другого города? Но старовером был точно, да и Стародубье это место дла староверов святое. А факты такие: Ревизская сказка 1834 года по Стародубу не сохранилась. Документы по причислению в мещане тоже. О том, что был мещанином уже в 1834 свидетельствует только номер семьи в ревизской сказке 1850 г. Вот тут у меня и тупик. Где дальше искать - ума не приложу. Думал может хоть что-то по староверам найду - с Брянска и Чернигова написали, что ничего у них нету | | |
|