Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7972 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11220 | Наверх ##
19 января 2024 18:56 19 января 2024 18:58 IrinaStudenikina написал: [q] Получается, что Экономические крестьяне жили в селах, но во время переписей сёл в РС не считались? Они шли по другой описи? Спасибо.[/q]
Экономические - это бывшие церковные крестьяне, по сути государственные. И это не однодворцы вовсе. По ним отдельная ревизская сказка составлялась. Единственное из Вашей формулировки непонятно где их искать. Приписка должна быть к какому-то месту, а у Вас как просто "экономического крестьянина переходца". Возможно приписка по ревизиям у подобных людей для уплаты налогов может быть совсем в другом месте, не там где они проживали и там где Вы их нашли в метриках. А возможно Вы не нашли ревизии по экономическим крестьянам этого села, хотя "переходца" звучит подозрительно для такой версии. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (1) |
| IrinaStudenikina Участник
Сообщений: 67 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 56 | Наверх ##
19 января 2024 19:32 >> Ответ на сообщение пользователя Shtopor от 19 января 2024 18:56 Спасибо большое за быстрый ответ. Я своих уже нашла, они в однодворцах. А про экономических пытаюсь разобраться. Значит, по ним составлялась отдельная РС. Тогда правильно я понимаю: 1. в селе могли жить разные сословия, и по каждому сословию будет своя РС? Т.е РС моих однодворцев - это не полная перепись населения села? 2. экономические могли сами селиться,где хотят? Или их распределяли по сёлам? 3. возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были? Спасибо. | | |
king Тамбовская область Сообщений: 4436 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3634 | Наверх ##
19 января 2024 19:37 19 января 2024 19:41 IrinaStudenikina написал: [q] 1. в селе могли жить разные сословия, и по каждому сословию будет своя РС? Т.е РС моих однодворцев - это не полная перепись населения села?[/q]
У меня предки - помещичьи крестьяне, жили в деревне, где было не меньше 11 помещиков. Я нашёл 11 РС за 1816 год. Может это и не все. --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | Лайк (3) |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7972 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11220 | Наверх ##
19 января 2024 20:37 IrinaStudenikina написал: [q] 1. в селе могли жить разные сословия, и по каждому сословию будет своя РС? Т.е РС моих однодворцев - это не полная перепись населения села?[/q]
Если в селе платили налоги однодворцы и экономические крестьяне, то у Вас ревизская сказка только по однодворцам, а по крестьянам должна быть отдельная сказка. Но это если крестьяне были приписаны для казённой палаты к этому селу, а не к другому населенному пункту. IrinaStudenikina написал: [q] экономические могли сами селиться,где хотят? Или их распределяли по сёлам?[/q]
Экономические крестьяне были лично свободными, поэтому обладали свободой перемещения. IrinaStudenikina написал: [q] возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?[/q]
Исповедные ведомости. Самый простой способ. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (2) |
| IrinaStudenikina Участник
Сообщений: 67 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 56 | Наверх ##
19 января 2024 20:53 >> Ответ на сообщение пользователя Shtopor от 19 января 2024 20:37 Отлично! Спасибо огромное. Поняла. | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17282 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8757 | Наверх ##
19 января 2024 21:15 19 января 2024 21:16 Shtopor написал: [q] IrinaStudenikina написал:
[q] возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?
[/q]
Исповедные ведомости.[/q]
Если в селе все население было православное, то да, в исповедках будут все сословия, все прихожане. А вот если какая-то часть населения были не православные (раскольники, староверы, единоверцы, католики, лютеране, мусульмане, иудеи и т.п. инославные и иноверцы), то их в православных исповедках не будет --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7972 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11220 | Наверх ##
19 января 2024 21:27 19 января 2024 21:34 Любчинова написал: [q] то их в православных исповедках не будет[/q]
Все верно. С замечанием согласен. Но если разбираться с вопросом без исповедных не обойтись, это самый доступный источник независимый от сословий, но зависимый от вероисповедания. И информация породившая вопрос была найдена в МК православной церкви, так что ИВ будут эффективны. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (1) |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4181 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11783 | Наверх ##
19 января 2024 21:44 19 января 2024 21:45 Любчинова написал: [q] Shtopor написал:
[q] IrinaStudenikina написал:
[q]
возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?
[/q]
Исповедные ведомости.
[/q]
Если в селе все население было православное, то да, в исповедках будут все сословия, все прихожане. А вот если какая-то часть населения были не православные (раскольники, староверы, единоверцы, католики, лютеране, мусульмане, иудеи и т.п. инославные и иноверцы), то их в православных исповедках не будет
[/q]
Не стану судить о ВСЕХ годах, но сейчас просматриваю ИР 1770-х - 1780-х гг., и там в исповедках раскольники (ФИО которых мне прекрасно известны) значатся, как не бывшие у исповеди Так что ваше утверждение отчасти неверно --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (1) |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17282 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8757 | Наверх ##
19 января 2024 22:04 19 января 2024 22:07 corian55 Это зависело от священника - в некоторых исповедках в самом конце был список раскольников, не бывших у исповедки. (например, в приходах Тульской губернии) или в исповедку вносили православную жену и детей с припиской, что она жена католика....
Но в ревизиях одного податного сословия (например, мещане) были и православные, и иудеи, и католики, и лютеране... А в православных исповедках иудеев и мусульман не увидите... --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
BORISBEL Сообщений: 10246 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11740 | Наверх ##
19 января 2024 22:09 corian55Кроме того, списки раскольников, как экстракты из ИВ, подавались в вышестоящие инстанции. И вообще [q] . ИР 1770-х - 1780-х гг. [/q]
По такой форме видел ИВ и на сто лет позднее - 1873-1893. Вообще то раскольников XVIII века не признавали. И в той логике они были православными, которых сбивали с пути истинного (, в отличии от католиков или мусульман). И таких требовалось по инструкциям особо внимательно отслеживать. --- в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет | | |
|