Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 293 294 295 296 297 * 298 299 300 301 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
kolom_kse

Москва
Сообщений: 492
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 415
Каролина SJ
Конечно, вполне может быть крестьянкой.
И наряды такие могли сами себе шить, некоторые шили очень хорошо.
Вот моя прабабушка, 1876 - 1919, фото примерно 1897 г. Крестьянка. На тот момент 100% жили в селе, затем уже перебрались в город.

---
Моск.губ. Бронницкий у. Шубино: Житковы/Жидковы, Скрыпино: Буткины/Будкины
Калуж.губ. Забродское: Бычковы, Маничевы; Анисимово: Пуховы
Краснодар: Николаевы
ОВД ст.Калитвенская, Чертковская, Морозовск, Новочеркасск,Таганрог: Каламыцевы/Коломыйцевы/Коломийцевы
ОВД ст.Есауловская Кузнецовы
IrinaStudenikina
Участник

Сообщений: 67
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 56
Вопрос.

В Метрич.книге за 1826 г. с.Софиевки Оренб.губ. встретилась запись о рождении ребенка у "вновь переходца економическаго крестьянина"; в восприемниках тоже "еканомической".
В РС 1811, 1816, 1834, 1850 по тому же селу указаны только однодворцы, никаких "еканомических" не встречается, и фамилий из этой записи тоже нет.

Получается, что Экономические крестьяне жили в селах, но во время переписей сёл в РС не считались? Они шли по другой описи?
Спасибо.
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7971
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11219

IrinaStudenikina написал:
[q]
Получается, что Экономические крестьяне жили в селах, но во время переписей сёл в РС не считались? Они шли по другой описи?
Спасибо.
[/q]

Экономические - это бывшие церковные крестьяне, по сути государственные. И это не однодворцы вовсе. По ним отдельная ревизская сказка составлялась. Единственное из Вашей формулировки непонятно где их искать. Приписка должна быть к какому-то месту, а у Вас как просто "экономического крестьянина переходца". Возможно приписка по ревизиям у подобных людей для уплаты налогов может быть совсем в другом месте, не там где они проживали и там где Вы их нашли в метриках. А возможно Вы не нашли ревизии по экономическим крестьянам этого села, хотя "переходца" звучит подозрительно для такой версии.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (1)
IrinaStudenikina
Участник

Сообщений: 67
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 56
>> Ответ на сообщение пользователя Shtopor от 19 января 2024 18:56

Спасибо большое за быстрый ответ. Я своих уже нашла, они в однодворцах. А про экономических пытаюсь разобраться.

Значит, по ним составлялась отдельная РС.

Тогда правильно я понимаю:

1. в селе могли жить разные сословия, и по каждому сословию будет своя РС? Т.е РС моих однодворцев - это не полная перепись населения села?
2. экономические могли сами селиться,где хотят? Или их распределяли по сёлам?
3. возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?

Спасибо.
king

king

Тамбовская область
Сообщений: 4435
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 3632

IrinaStudenikina написал:
[q]
1. в селе могли жить разные сословия, и по каждому сословию будет своя РС? Т.е РС моих однодворцев - это не полная перепись населения села?
[/q]

У меня предки - помещичьи крестьяне, жили в деревне, где было не меньше 11 помещиков. Я нашёл 11 РС за 1816 год. Может это и не все.
---
"Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя"
Лайк (3)
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7971
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11219

IrinaStudenikina написал:
[q]
1. в селе могли жить разные сословия, и по каждому сословию будет своя РС? Т.е РС моих однодворцев - это не полная перепись населения села?
[/q]

Если в селе платили налоги однодворцы и экономические крестьяне, то у Вас ревизская сказка только по однодворцам, а по крестьянам должна быть отдельная сказка. Но это если крестьяне были приписаны для казённой палаты к этому селу, а не к другому населенному пункту.

IrinaStudenikina написал:
[q]
экономические могли сами селиться,где хотят? Или их распределяли по сёлам?
[/q]

Экономические крестьяне были лично свободными, поэтому обладали свободой перемещения.

IrinaStudenikina написал:
[q]
возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?
[/q]

Исповедные ведомости. Самый простой способ.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (2)
IrinaStudenikina
Участник

Сообщений: 67
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 56
>> Ответ на сообщение пользователя Shtopor от 19 января 2024 20:37

Отлично! Спасибо огромное. Поняла.
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17283
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8756

Shtopor написал:
[q]
IrinaStudenikina написал:
[q]

возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?
[/q]


Исповедные ведомости.
[/q]

Если в селе все население было православное, то да, в исповедках будут все сословия, все прихожане.
А вот если какая-то часть населения были не православные (раскольники, староверы, единоверцы, католики, лютеране, мусульмане, иудеи и т.п. инославные и иноверцы), то их в православных исповедках не будет
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Лайк (1)
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7971
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11219

Любчинова написал:
[q]
то их в православных исповедках не будет
[/q]

Все верно. С замечанием согласен. Но если разбираться с вопросом без исповедных не обойтись, это самый доступный источник независимый от сословий, но зависимый от вероисповедания.
И информация породившая вопрос была найдена в МК православной церкви, так что ИВ будут эффективны.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (1)
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4178
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11779

Любчинова написал:
[q]

Shtopor написал:
[q]

IrinaStudenikina написал:

[q]


возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?

[/q]



Исповедные ведомости.
[/q]


Если в селе все население было православное, то да, в исповедках будут все сословия, все прихожане.
А вот если какая-то часть населения были не православные (раскольники, староверы, единоверцы, католики, лютеране, мусульмане, иудеи и т.п. инославные и иноверцы), то их в православных исповедках не будет
[/q]

Не стану судить о ВСЕХ годах, но сейчас просматриваю ИР 1770-х - 1780-х гг., и там в исповедках раскольники (ФИО которых мне прекрасно известны) значатся, как не бывшие у исповеди
Так что ваше утверждение отчасти неверно

---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 293 294 295 296 297 * 298 299 300 301 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈