Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 293 294 295 296 297 * 298 299 300 301 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
IrinaStudenikina
Участник

Сообщений: 67
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 56
>> Ответ на сообщение пользователя Shtopor от 19 января 2024 20:37

Отлично! Спасибо огромное. Поняла.
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17280
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8750

Shtopor написал:
[q]
IrinaStudenikina написал:
[q]

возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?
[/q]


Исповедные ведомости.
[/q]

Если в селе все население было православное, то да, в исповедках будут все сословия, все прихожане.
А вот если какая-то часть населения были не православные (раскольники, староверы, единоверцы, католики, лютеране, мусульмане, иудеи и т.п. инославные и иноверцы), то их в православных исповедках не будет
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Лайк (1)
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7965
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11215

Любчинова написал:
[q]
то их в православных исповедках не будет
[/q]

Все верно. С замечанием согласен. Но если разбираться с вопросом без исповедных не обойтись, это самый доступный источник независимый от сословий, но зависимый от вероисповедания.
И информация породившая вопрос была найдена в МК православной церкви, так что ИВ будут эффективны.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (1)
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4169
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11757

Любчинова написал:
[q]

Shtopor написал:
[q]

IrinaStudenikina написал:

[q]


возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?

[/q]



Исповедные ведомости.
[/q]


Если в селе все население было православное, то да, в исповедках будут все сословия, все прихожане.
А вот если какая-то часть населения были не православные (раскольники, староверы, единоверцы, католики, лютеране, мусульмане, иудеи и т.п. инославные и иноверцы), то их в православных исповедках не будет
[/q]

Не стану судить о ВСЕХ годах, но сейчас просматриваю ИР 1770-х - 1780-х гг., и там в исповедках раскольники (ФИО которых мне прекрасно известны) значатся, как не бывшие у исповеди
Так что ваше утверждение отчасти неверно

---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (1)
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17280
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8750
corian55
Это зависело от священника - в некоторых исповедках в самом конце был список раскольников, не бывших у исповедки. (например, в приходах Тульской губернии) или в исповедку вносили православную жену и детей с припиской, что она жена католика....

Но в ревизиях одного податного сословия (например, мещане) были и православные, и иудеи, и католики, и лютеране... А в православных исповедках иудеев и мусульман не увидите...
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
BORISBEL

BORISBEL

Сообщений: 10228
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11724
corian55


Кроме того, списки раскольников, как экстракты из ИВ, подавались в вышестоящие инстанции. И вообще

[q]
. ИР 1770-х - 1780-х гг.
[/q]


По такой форме видел ИВ и на сто лет позднее - 1873-1893.

Вообще то раскольников XVIII века не признавали. И в той логике они были православными, которых сбивали с пути истинного (, в отличии от католиков или мусульман). И таких требовалось по инструкциям особо внимательно отслеживать.
---
в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4169
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11757

BORISBEL написал:
[q]
corian55


Кроме того, списки раскольников, как экстракты из ИВ, подавались в вышестоящие инстанции. И вообще


[q]

. ИР 1770-х - 1780-х гг.
[/q]



По такой форме видел ИВ и на сто лет позднее - 1873-1893.

Вообще то раскольников XVIII века не признавали. И в той логике они были православными, которых сбивали с пути истинного (, в отличии от католиков или мусульман). И таких требовалось по инструкциям особо внимательно отслеживать.
[/q]


Не признавали, может быть, соглашусь. Хотя известные мне ФИО потаенных раскольников, после указа Екатерины II, официально записались в записные раскольники.
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (1)
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4169
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11757

Любчинова написал:
[q]
corian55
Это зависело от священника - в некоторых исповедках в самом конце был список раскольников, не бывших у исповедки. (например, в приходах Тульской губернии) или в исповедку вносили православную жену и детей с припиской, что она жена католика....

Но в ревизиях одного податного сословия (например, мещане) были и православные, и иудеи, и католики, и лютеране... А в православных исповедках иудеев и мусульман не увидите...
[/q]

Целиком и полностью соглашусь с вами: ни иудеев, ни мусульман в православных селениях Исецкой провинции ни в ДР, ни в МК не встречал. Кроме разве что перешедших в православие башкирцов и татар. Мусульмане жили поодаль, вдали от российских жилищ. А про иудеев в Сибири в то время и слыхом не слыхивали
:-)

---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (1)
filon

Частный специалист

Ростовская область
Сообщений: 1609
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1174

IrinaStudenikina написал:
[q]
возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?
[/q]


В клировых указывалось число прихожан "обычных" православных, единоверцев, раскольников; число душ мужского пола и женского, общее кол-во.
Клировые писались ежегодно и по ним можно проследить динамику роста/убыли населения.
---
Бывший сотрудник ГАРО - провожу поисковые работы в архиве, занимаюсь генеалогическими исследованиями.
ShiVV
Начинающий

г. Южно-Сахалинск
Сообщений: 32
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 174
Добрый день! Прошу объяснить:
Прикладываю фрагмент документа – из Ревизии Гадяцкого полка 1738 г., раздел «Посполитые». В заголовке написано: «Село Сватки. Владения замка Гадяцкого». В начале списка мой предок – Микита Торбенко – перечислен в числе «служителей», и должность у него какая-то интересная – «Асаульчик». Также здесь перечислены «Войт» (вроде, «староста»), «Комисар», «Сборщик», «Десятник».
В документах следующих лет (1740е-1760е годы) Никита Торбенко перечислялся в числе посполитых.

Вопросы:
1) Что такое «Замок Гадяцкий»? Административное учреждение или частное имение?
2) Кто такие эти «служители»? Они назначались из числа посполитых? Или это какое-то отдельное сословие?
3) Кто такой «Асаульчик»?

Прикрепленный файл: Gadiach_1738_2.JPG
---
Шищенко из Войска Донского (пос. Калиновский Успенской волости, пос. Манычско-Балабинский Кузнецовской волости) и Амурской области (сёла Средне-Белое и Молчаново), Торба из Полтавской губернии (с. Сватки Гадячского уезда) и Амурской обл. (село Троицкое и дер. Казанка)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 293 294 295 296 297 * 298 299 300 301 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈