Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
  ✔ ДИАЛОГОВАЯ тема  
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131  | Наверх   ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36   Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались  пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине,  в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; -  черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям,  эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); -  монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название  экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; -  дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии.  После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;-  крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой,  запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были  писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ  ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них  (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.  Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).   --- Латвия, Юрмала   Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу -   |   |  |  
 corian55 Екатеринбург Сообщений: 4163 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11728  | Наверх   ##
19 января 2024 21:44 19 января 2024 21:45   Любчинова написал: [q]  Shtopor написал:
 [q]  IrinaStudenikina написал:
 
 [q] 
  возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?
 
 [/q] 
 
 
  Исповедные ведомости.
 [/q] 
 
  Если в селе все население было православное, то да, в исповедках будут все сословия, все прихожане. А вот если какая-то часть населения были не православные (раскольники, староверы, единоверцы, католики, лютеране, мусульмане, иудеи и т.п. инославные и иноверцы), то их в православных исповедках не будет
 [/q] 
 Не стану судить о ВСЕХ годах, но сейчас просматриваю ИР 1770-х - 1780-х гг., и там в исповедках раскольники (ФИО которых мне прекрасно известны) значатся, как не бывшие у исповеди  Так что ваше утверждение отчасти неверно    --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!  
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.  |   | Лайк (1)  |  
 ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17275 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8748  | Наверх   ##
19 января 2024 22:04 19 января 2024 22:07   corian55 Это зависело от священника - в некоторых исповедках в самом конце был список раскольников, не бывших у исповедки. (например, в приходах Тульской губернии) или в исповедку вносили православную жену и детей с припиской, что она жена католика....
  Но в ревизиях одного податного сословия (например, мещане) были и православные, и иудеи, и католики, и лютеране... А в православных исповедках иудеев и мусульман не увидите...   --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков  |   |  |  
 BORISBEL Сообщений: 10224 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11708  | Наверх   ##
19 января 2024 22:09   corian55Кроме того, списки раскольников, как экстракты из ИВ, подавались в вышестоящие инстанции. И вообще [q] .  ИР 1770-х - 1780-х гг.   [/q] 
 По такой форме видел ИВ и на сто лет позднее - 1873-1893. Вообще то раскольников XVIII века не признавали. И в той логике они были православными, которых сбивали с пути истинного (, в отличии от католиков или мусульман). И таких требовалось по инструкциям особо внимательно отслеживать.    --- в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет  |   |  |  
 corian55 Екатеринбург Сообщений: 4163 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11728  | Наверх   ##
19 января 2024 22:23   BORISBEL написал: [q] corian55
 
  Кроме того, списки раскольников, как экстракты из ИВ, подавались в вышестоящие инстанции. И вообще
 
 
 [q]  . ИР 1770-х - 1780-х гг.
 [/q] 
 
 
  По такой форме видел ИВ и на сто лет позднее - 1873-1893.
  Вообще то раскольников XVIII века не признавали. И в той логике они были православными, которых сбивали с пути истинного (, в отличии от католиков или мусульман). И таких требовалось по инструкциям особо внимательно отслеживать.[/q] 
 Не признавали, может быть, соглашусь. Хотя известные мне ФИО потаенных раскольников, после указа Екатерины II, официально записались в записные раскольники.    --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!  
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.  |   | Лайк (1)  |  
 corian55 Екатеринбург Сообщений: 4163 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11728  | Наверх   ##
19 января 2024 22:28   Любчинова написал: [q] corian55 Это зависело от священника - в некоторых исповедках в самом конце был список раскольников, не бывших у исповедки. (например, в приходах Тульской губернии) или в исповедку вносили православную жену и детей с припиской, что она жена католика....
  Но в ревизиях одного податного сословия (например, мещане) были и православные, и иудеи, и католики, и лютеране... А в православных исповедках иудеев и мусульман не увидите...[/q] 
 Целиком и полностью соглашусь с вами: ни иудеев, ни мусульман в православных селениях Исецкой провинции ни в ДР, ни в МК не встречал. Кроме разве что перешедших в православие башкирцов и татар. Мусульмане жили поодаль, вдали от российских жилищ. А про иудеев в Сибири в то время и слыхом не слыхивали :-)    --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!  
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.  |   | Лайк (1)  |  
 | filon | Наверх   ##
20 января 2024 14:04   IrinaStudenikina написал: [q] возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?
 [/q] 
 В клировых указывалось число прихожан "обычных" православных, единоверцев, раскольников; число душ мужского пола и женского, общее кол-во. Клировые писались ежегодно и по ним можно проследить динамику роста/убыли населения.     --- Бывший сотрудник ГАРО - провожу поисковые работы в архиве, занимаюсь генеалогическими исследованиями.  |   |  |  
 | ShiVV Начинающий
  г. Южно-Сахалинск Сообщений: 32 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 174  | Наверх   ##
29 января 2024 13:52   Добрый день! Прошу объяснить: Прикладываю фрагмент документа – из Ревизии Гадяцкого полка 1738 г., раздел «Посполитые». В заголовке написано: «Село Сватки. Владения замка Гадяцкого». В начале списка мой предок – Микита Торбенко – перечислен в числе «служителей», и должность у него какая-то интересная – «Асаульчик». Также здесь перечислены «Войт» (вроде, «староста»), «Комисар», «Сборщик», «Десятник».  В документах следующих лет (1740е-1760е годы) Никита Торбенко перечислялся в числе посполитых. 
  Вопросы: 1)	Что такое «Замок Гадяцкий»? Административное учреждение или частное имение? 2)	Кто такие эти «служители»? Они назначались из числа посполитых? Или это какое-то отдельное сословие?  3)	Кто такой «Асаульчик»?    
  --- Шищенко из Войска Донского (пос. Калиновский Успенской волости, пос. Манычско-Балабинский Кузнецовской волости) и Амурской области (сёла Средне-Белое и Молчаново), Торба из Полтавской губернии (с. Сватки Гадячского уезда) и Амурской обл. (село Троицкое и дер. Казанка)  |   |  |  
 king Тамбовская область Сообщений: 4438 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3623  | Наверх   ##
29 января 2024 17:42 29 января 2024 21:19   ShiVV написал: [q] 3) Кто такой «Асаульчик»?[/q] 
 "Есаул, есаул, что ж ты бросил коня Пристрелить не поднялась рука." Вот видимо он и есть. Вообще тема про крестьянство, если что.    --- "Но всё так же ночью снится мне деревня 
Отпустить меня не хочет родина моя"  |   | Лайк (1)  |  
 | ShiVV Начинающий
  г. Южно-Сахалинск Сообщений: 32 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 174  | Наверх   ##
30 января 2024 5:58   king написал: [q]  "Есаул, есаул..." Вообще тема про крестьянство, если что.
 [/q] 
 В Ревизии есть два раздела: 1) Казаки; 2) Посполитые (т.е. крестьяне).  Я приложил фрагмент страницы из раздела "Посполитые".  И в последующих ревизиях, исповедках Никита Торбенко везде был записан, как посполитый.  Поэтому не могу его считать казаком. Может быть из числа крестьян набирались эти самые "служители"? Или это отдельное сословие?    --- Шищенко из Войска Донского (пос. Калиновский Успенской волости, пос. Манычско-Балабинский Кузнецовской волости) и Амурской области (сёла Средне-Белое и Молчаново), Торба из Полтавской губернии (с. Сватки Гадячского уезда) и Амурской обл. (село Троицкое и дер. Казанка)  |   |  |  
 king Тамбовская область Сообщений: 4438 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3623  | Наверх   ##
30 января 2024 7:05   ShiVV написал: [q] Может быть из числа крестьян набирались эти самые "служители"? Или это отдельное сословие?[/q] 
 Не знаю насколько можно доверять Википедии, но там указано что посполитых могли призвать в "земские хоругви", то есть в самооборону. Там даже термин приведён "посполитые казаки". Очень на ваш случай похоже    --- "Но всё так же ночью снится мне деревня 
Отпустить меня не хочет родина моя"  |   | Лайк (1)  |   
 |