Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 294 295 296 297 298 * 299 300 301 302 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4163
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11728

Любчинова написал:
[q]

Shtopor написал:
[q]

IrinaStudenikina написал:

[q]


возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?

[/q]



Исповедные ведомости.
[/q]


Если в селе все население было православное, то да, в исповедках будут все сословия, все прихожане.
А вот если какая-то часть населения были не православные (раскольники, староверы, единоверцы, католики, лютеране, мусульмане, иудеи и т.п. инославные и иноверцы), то их в православных исповедках не будет
[/q]

Не стану судить о ВСЕХ годах, но сейчас просматриваю ИР 1770-х - 1780-х гг., и там в исповедках раскольники (ФИО которых мне прекрасно известны) значатся, как не бывшие у исповеди
Так что ваше утверждение отчасти неверно

---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (1)
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17275
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8748
corian55
Это зависело от священника - в некоторых исповедках в самом конце был список раскольников, не бывших у исповедки. (например, в приходах Тульской губернии) или в исповедку вносили православную жену и детей с припиской, что она жена католика....

Но в ревизиях одного податного сословия (например, мещане) были и православные, и иудеи, и католики, и лютеране... А в православных исповедках иудеев и мусульман не увидите...
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
BORISBEL

BORISBEL

Сообщений: 10224
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11708
corian55


Кроме того, списки раскольников, как экстракты из ИВ, подавались в вышестоящие инстанции. И вообще

[q]
. ИР 1770-х - 1780-х гг.
[/q]


По такой форме видел ИВ и на сто лет позднее - 1873-1893.

Вообще то раскольников XVIII века не признавали. И в той логике они были православными, которых сбивали с пути истинного (, в отличии от католиков или мусульман). И таких требовалось по инструкциям особо внимательно отслеживать.
---
в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4163
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11728

BORISBEL написал:
[q]
corian55


Кроме того, списки раскольников, как экстракты из ИВ, подавались в вышестоящие инстанции. И вообще


[q]

. ИР 1770-х - 1780-х гг.
[/q]



По такой форме видел ИВ и на сто лет позднее - 1873-1893.

Вообще то раскольников XVIII века не признавали. И в той логике они были православными, которых сбивали с пути истинного (, в отличии от католиков или мусульман). И таких требовалось по инструкциям особо внимательно отслеживать.
[/q]


Не признавали, может быть, соглашусь. Хотя известные мне ФИО потаенных раскольников, после указа Екатерины II, официально записались в записные раскольники.
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (1)
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4163
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11728

Любчинова написал:
[q]
corian55
Это зависело от священника - в некоторых исповедках в самом конце был список раскольников, не бывших у исповедки. (например, в приходах Тульской губернии) или в исповедку вносили православную жену и детей с припиской, что она жена католика....

Но в ревизиях одного податного сословия (например, мещане) были и православные, и иудеи, и католики, и лютеране... А в православных исповедках иудеев и мусульман не увидите...
[/q]

Целиком и полностью соглашусь с вами: ни иудеев, ни мусульман в православных селениях Исецкой провинции ни в ДР, ни в МК не встречал. Кроме разве что перешедших в православие башкирцов и татар. Мусульмане жили поодаль, вдали от российских жилищ. А про иудеев в Сибири в то время и слыхом не слыхивали
:-)

---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (1)
filon

Частный специалист

Ростовская область
Сообщений: 1609
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1174

IrinaStudenikina написал:
[q]
возможно ли по какому-то документу узнать конкретную численность села на определённый момент? Может, сводные реесты были?
[/q]


В клировых указывалось число прихожан "обычных" православных, единоверцев, раскольников; число душ мужского пола и женского, общее кол-во.
Клировые писались ежегодно и по ним можно проследить динамику роста/убыли населения.
---
Бывший сотрудник ГАРО - провожу поисковые работы в архиве, занимаюсь генеалогическими исследованиями.
ShiVV
Начинающий

г. Южно-Сахалинск
Сообщений: 32
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 174
Добрый день! Прошу объяснить:
Прикладываю фрагмент документа – из Ревизии Гадяцкого полка 1738 г., раздел «Посполитые». В заголовке написано: «Село Сватки. Владения замка Гадяцкого». В начале списка мой предок – Микита Торбенко – перечислен в числе «служителей», и должность у него какая-то интересная – «Асаульчик». Также здесь перечислены «Войт» (вроде, «староста»), «Комисар», «Сборщик», «Десятник».
В документах следующих лет (1740е-1760е годы) Никита Торбенко перечислялся в числе посполитых.

Вопросы:
1) Что такое «Замок Гадяцкий»? Административное учреждение или частное имение?
2) Кто такие эти «служители»? Они назначались из числа посполитых? Или это какое-то отдельное сословие?
3) Кто такой «Асаульчик»?

Прикрепленный файл: Gadiach_1738_2.JPG
---
Шищенко из Войска Донского (пос. Калиновский Успенской волости, пос. Манычско-Балабинский Кузнецовской волости) и Амурской области (сёла Средне-Белое и Молчаново), Торба из Полтавской губернии (с. Сватки Гадячского уезда) и Амурской обл. (село Троицкое и дер. Казанка)
king

king

Тамбовская область
Сообщений: 4438
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 3623

ShiVV написал:
[q]
3) Кто такой «Асаульчик»?
[/q]

"Есаул, есаул, что ж ты бросил коня
Пристрелить не поднялась рука."

Вот видимо он и есть.

Вообще тема про крестьянство, если что.
---
"Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя"
Лайк (1)
ShiVV
Начинающий

г. Южно-Сахалинск
Сообщений: 32
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 174

king написал:
[q]

"Есаул, есаул..."
Вообще тема про крестьянство, если что.
[/q]

В Ревизии есть два раздела: 1) Казаки; 2) Посполитые (т.е. крестьяне).
Я приложил фрагмент страницы из раздела "Посполитые". И в последующих ревизиях, исповедках Никита Торбенко везде был записан, как посполитый.
Поэтому не могу его считать казаком. Может быть из числа крестьян набирались эти самые "служители"? Или это отдельное сословие?


---
Шищенко из Войска Донского (пос. Калиновский Успенской волости, пос. Манычско-Балабинский Кузнецовской волости) и Амурской области (сёла Средне-Белое и Молчаново), Торба из Полтавской губернии (с. Сватки Гадячского уезда) и Амурской обл. (село Троицкое и дер. Казанка)
king

king

Тамбовская область
Сообщений: 4438
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 3623

ShiVV написал:
[q]
Может быть из числа крестьян набирались эти самые "служители"? Или это отдельное сословие?
[/q]

Не знаю насколько можно доверять Википедии, но там указано что посполитых могли призвать в "земские хоругви", то есть в самооборону. Там даже термин приведён "посполитые казаки". Очень на ваш случай похоже
---
"Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя"
Лайк (1)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 294 295 296 297 298 * 299 300 301 302 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈