Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17282 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8757 | Наверх ##
5 апреля 2021 21:25 5 апреля 2021 21:26 jeinorl написал: [q] Могли они быть приписаны по РС быть к Модолицам (там есть поместье Тиран, но не жить там? Так как в ИР их нет? Ну, например, в другом поместье каком-нибудь.[/q]
Да, крестьяне и дворовые могли числиться в одной вотчине или поместье, а постоянно проживать в другом. Это зависело от воли помещика. Вообще ревизия - место уплаты налога для любой категории податного населения, а метрики и исповедки - место фактического проживания. Иногда это не совпадало. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
| jeinorl Россия, Пермь Сообщений: 267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 149
| Наверх ##
6 апреля 2021 11:11 Любчинова написал: [q] jeinorl написал:
[q] Могли они быть приписаны по РС быть к Модолицам (там есть поместье Тиран, но не жить там? Так как в ИР их нет? Ну, например, в другом поместье каком-нибудь.
[/q]
Да, крестьяне и дворовые могли числиться в одной вотчине или поместье, а постоянно проживать в другом. Это зависело от воли помещика. Вообще ревизия - место уплаты налога для любой категории податного населения, а метрики и исповедки - место фактического проживания. Иногда это не совпадало.
[/q]
Подскажите, нашла как я поняла список владений Тиран. Из третьего тома сведений о помещичьих имениях. у нее село Модолицы и деревни. Парвильно ли я понимаю, что если статус деревни, то церкви там нет? Если не так - где бы посмотреть церкви именно в этих деревнях метрические? Могла ли помещица оправить их вовсе не в свое угодье, в услужение другому помещику?
 --- Варнашевы, Морошкины, Цыкины | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17282 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8757 | Наверх ##
6 апреля 2021 18:42 6 апреля 2021 18:44 jeinorl написал: [q] Парвильно ли я понимаю, что если статус деревни, то церкви там нет? Если не так - где бы посмотреть церкви именно в этих деревнях метрические?
[/q]
Да, церкви были в селах (и городах), а деревни были приписаны к сельским (иногда городским) приходам Узнавайте, к какому приходу были приписаны нужные Вам деревни в региональной теме jeinorl написал: [q] Могла ли помещица оправить их вовсе не в свое угодье, в услужение другому помещику?[/q]
маловероятно... А вот вотчины помещика могли быть в разных уездах и даже в разных губерниях. Надо по-хорошему проверять все вотчины --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
Анатолий Арсеев/Пунанов Котлас Архангельской области Сообщений: 336 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 279 | Наверх ##
7 апреля 2021 13:14 Коллеги, хотелось бы проконсультироваться. Во второй половине 18 века в интересующей волости нахожу массу упоминаний о переводе крестьян из одной деревни в другую. В одних случаях указывается, что перевод осуществляется "по приговору мирских людей". В других "по указу из усольской воеводской канцелярии". Наконец, в третьих "переведен по указу из соливычегодского нижнего земского суда". Кто-нибудь знаком с этой темой? Почему такое разнообразие оформления перевода? --- Исследую происхождение и расселение рода Пунановых из Вилегодской волости Сольвычегодского уезда, и в целом занимаюсь историей Виледи и вилежан | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4181 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11783 | Наверх ##
7 апреля 2021 13:44 Это было связано с реформированием административной системы. Прежде переводы крестьян могли осуществляться по указу воевод, позже это стало прерогативой нижних земских судов. Перевод крестьян по приговору мирского общества мог осущестляться вроде бы только в пределах волости, а в первых двух случаях и из одной волости в другую волость. --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (3) |
Анатолий Арсеев/Пунанов Котлас Архангельской области Сообщений: 336 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 279 | Наверх ##
8 апреля 2021 16:17 Спасибо за комментарий! Про перевод решением мирского схода в пределах волости полностью согласен. А вот с Вашим мнением о том, что сначала были указы воевод, а потом стали решения судов, согласится не могу. Указы воевод прекратились при ликвидации воеводских канцелярий в 1781 году, и были заменены решениями казенных палат. А решения нижних земских судов принимались одновременно, в те же годы, что и указы воевод. Предполагаю, что в суд дело уходило при каких-то конкретных видах обстоятельств перевода.
--- Исследую происхождение и расселение рода Пунановых из Вилегодской волости Сольвычегодского уезда, и в целом занимаюсь историей Виледи и вилежан | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4181 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11783 | Наверх ##
8 апреля 2021 16:28 8 апреля 2021 16:33 Ничего не могу сказать, т.к. РС 1782 года Челябинского уезда сгинули, а как обстояло дело эти годы в других уездах не берусь судить. Надо смотреть Положение (закон ли) о земских судах и полномочиях. --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4181 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11783 | Наверх ##
8 апреля 2021 16:40 Если же говорить о 1743-1756 гг. и о массовом переселении крестьян в Южное Зауралье (тогда это была только что возведенная Усть-Уйская линия крепостей), то там был совсем другой порядок. Проект оренбургского губернатора Неплюева - одобрение Сената - указ губернатора - указ провинциальной канцелярии, предоставляющий новоявленным слободчикам записывать "охотников", - уведомление канцелярий дистриктов с помощью реестров - и пожалуйте жить в новозаводимые слободы... --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | |
| kolom_kse Москва Сообщений: 492 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 415
| Наверх ##
10 апреля 2021 12:12 Любчинова написал: [q]
kolom_kse написал:
[q] 1876 - крестьянская жена 1890 - крестьянка [/q]
Скорее всего это одно и то же. А вот в 1893 году вдова - конкретно записано. [/q]
Добрый день! Нашла МК за те годы и запись о браке, подтвердилось мое предположение о том, кто был мужем этой женщины. Он умер в январе 1886, от чахотки. Значит, в 1890 она все-таки вдова. Получается, словом "крестьянка" как бы подчеркнули, что она теперь сама хозяйка... А вот еще вопрос. На свадьбе моих прадеда и прабабушки Сергея Николаева и Татьяны Игнатовой в 1895 г. поручители по жениху - той же деревни крестьяне Василий Николаев и Петр Николаев, по невесте - крестьянский сын Михаил Николаев и некий Егор Андреев (из другой деревни). Можно ли утверждать, что трое Николаевых - братья Сергея? И почему двое - просто крестьяне, а третий - кр.сын? По возрасту они все должны быть младше Сергея, которому 23 года (он скорее всего первенец у отца, которому на момент его рождения был 21 год) , и еще не женаты. Книг за предыдущие годы нет, в дальнейшем в начале 20 века в МК встречается только Василий. Но на месте деревни есть большой мемориал погибшим в Великую Отечественную жителям, там 4 сына Михаила... PS В деревне есть еще один Николай, но значительно старше и старообрядец. Не очень годится на роль отца кого-то из этих Николаевых. Хотя вероятность все равно есть. --- Моск.губ. Бронницкий у. Шубино: Житковы/Жидковы, Скрыпино: Буткины/Будкины
Калуж.губ. Забродское: Бычковы, Маничевы; Анисимово: Пуховы
Краснодар: Николаевы
ОВД ст.Калитвенская, Чертковская, Морозовск, Новочеркасск,Таганрог: Каламыцевы/Коломыйцевы/Коломийцевы
ОВД ст.Есауловская Кузнецовы | | |
king Тамбовская область Сообщений: 4436 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3634 | Наверх ##
11 апреля 2021 13:52 kolom_kse написал: [q] На свадьбе моих прадеда и прабабушки Сергея Николаева и Татьяны Игнатовой в 1895 г. поручители по жениху - той же деревни крестьяне Василий Николаев и Петр Николаев, по невесте - крестьянский сын Михаил Николаев и некий Егор Андреев (из другой деревни).Можно ли утверждать, что трое Николаевых - братья Сергея?[/q]
Утверждать нельзя, а предположить можно. kolom_kse написал: [q] И почему двое - просто крестьяне, а третий - кр.сын?[/q]
Михаил, судя по всему младше остальных, если они действительно братья. kolom_kse написал: [q] По возрасту они все должны быть младше Сергея, которому 23 года (он скорее всего первенец у отца, которому на момент его рождения был 21 год) , и еще не женаты. [/q]
Женаты или нет, это доподлинно неизвестно, судя по всему. Первенец Сергей или нет - тоже. У Николая могли быть дети и в 19, и в 20, а в 21 год уже третий сын мог родиться. Какие то выводы делать, на мой взгляд, преждевременно. --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | |
|