Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| jeinorl Россия, Пермь Сообщений: 267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 149
| Наверх ##
5 апреля 2021 12:52 BORISBEL написал: [q] В столицах мог жить. Т.е. по сути требовалось только получить паспорт.[/q]
Ну в столицах (Петербург) это вряд ли. Ибо мне кажется что в Петербург они перебрались в 1898 примерно году, трое из братьев Степана, и работали ломовыми извозчиками (по справочнику весь Петербург). Я так поняла, сначала они в Модолицах, потом в Гатчину, а потом и в Питер перебрались. А вот в Пскове на тот момент они не могли обитать? Он даже ближе, но другая область, губериния. А приписаны были в Модолицах Петербурга. Я пока смотрю церкви Луги, может жили так сказать в областном центре, как сейчас принято говорить). --- Варнашевы, Морошкины, Цыкины | | |
| hsl | Наверх ##
5 апреля 2021 13:09 jeinorl написал: [q] Я просмотрела метрическую книгу Модолицы за 1858 [/q] Статус населенного места в титульном листе не совпадает со статусом в самой РС. В первом случае Модолица записана как деревня , а значит церкви там нет , во втором случае село - церковь есть. Возможно в самой сказке ошиблись со статусом населенного места . | | Лайк (1) |
| jeinorl Россия, Пермь Сообщений: 267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 149
| Наверх ##
5 апреля 2021 14:35 5 апреля 2021 15:05 hsl написал: [q] jeinorl написал:
[q] Я просмотрела метрическую книгу Модолицы за 1858
[/q]
Статус населенного места в титульном листе не совпадает со статусом в самой РС. В первом случае Модолица записана как деревня , а значит церкви там нет , во втором случае село - церковь есть. Возможно в самой сказке ошиблись со статусом населенного места .
[/q]
вы имеете ввиду, что метрические книги 1858 я смотрела села (да, посмотрела и там написано село), а в ревизской сказке указана деервня, и в ней нет церкви? Если нет церкви в деревне, прихожане ходят в церковь так сказать областную? сейчас я по спискам сел в РС посморю к каким Модолицам отнести можно эту РС. Разбиралась среди Модолиц. Одна Псковская сейчас, вотбывшая Лужского уезда, а вторая - около Гатчины вот. По всем документам наши числятся в Модолицах Лужского уезда (в свидетельстве о браке написано что из Модолиц Лужского уезда, плюс если не ошибаюсь, вот в этом деле Лужского уезда как раз нашлись посемейные списки нашей семьи. Если считать, что в РС не ошиблись и там Модолицы деревня, можно ли предположить, что эта РС тех Модолиц, что около Гатчины? Правда там другой уезд. Хотя нет, РС тоже лужского уезда... Значит ошибка? И вторых Модолиц искать не надо, а надо искать где они жили в реальности? --- Варнашевы, Морошкины, Цыкины | | |
| jeinorl Россия, Пермь Сообщений: 267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 149
| Наверх ##
5 апреля 2021 20:56 Добрый вечер. Подскажите еще, пожалуйста, наши предки были крепостными у помещицы Тиран Аполлинарии Николаевны. Могли они быть приписаны по РС быть к Модолицам (там есть поместье Тиран, но не жить там? Так как в ИР их нет? Ну, например, в другом поместье каком-нибудь. --- Варнашевы, Морошкины, Цыкины | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17282 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8756 | Наверх ##
5 апреля 2021 21:25 5 апреля 2021 21:26 jeinorl написал: [q] Могли они быть приписаны по РС быть к Модолицам (там есть поместье Тиран, но не жить там? Так как в ИР их нет? Ну, например, в другом поместье каком-нибудь.[/q]
Да, крестьяне и дворовые могли числиться в одной вотчине или поместье, а постоянно проживать в другом. Это зависело от воли помещика. Вообще ревизия - место уплаты налога для любой категории податного населения, а метрики и исповедки - место фактического проживания. Иногда это не совпадало. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
| jeinorl Россия, Пермь Сообщений: 267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 149
| Наверх ##
6 апреля 2021 11:11 Любчинова написал: [q] jeinorl написал:
[q] Могли они быть приписаны по РС быть к Модолицам (там есть поместье Тиран, но не жить там? Так как в ИР их нет? Ну, например, в другом поместье каком-нибудь.
[/q]
Да, крестьяне и дворовые могли числиться в одной вотчине или поместье, а постоянно проживать в другом. Это зависело от воли помещика. Вообще ревизия - место уплаты налога для любой категории податного населения, а метрики и исповедки - место фактического проживания. Иногда это не совпадало.
[/q]
Подскажите, нашла как я поняла список владений Тиран. Из третьего тома сведений о помещичьих имениях. у нее село Модолицы и деревни. Парвильно ли я понимаю, что если статус деревни, то церкви там нет? Если не так - где бы посмотреть церкви именно в этих деревнях метрические? Могла ли помещица оправить их вовсе не в свое угодье, в услужение другому помещику?
 --- Варнашевы, Морошкины, Цыкины | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17282 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8756 | Наверх ##
6 апреля 2021 18:42 6 апреля 2021 18:44 jeinorl написал: [q] Парвильно ли я понимаю, что если статус деревни, то церкви там нет? Если не так - где бы посмотреть церкви именно в этих деревнях метрические?
[/q]
Да, церкви были в селах (и городах), а деревни были приписаны к сельским (иногда городским) приходам Узнавайте, к какому приходу были приписаны нужные Вам деревни в региональной теме jeinorl написал: [q] Могла ли помещица оправить их вовсе не в свое угодье, в услужение другому помещику?[/q]
маловероятно... А вот вотчины помещика могли быть в разных уездах и даже в разных губерниях. Надо по-хорошему проверять все вотчины --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
Анатолий Арсеев/Пунанов Котлас Архангельской области Сообщений: 336 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 279 | Наверх ##
7 апреля 2021 13:14 Коллеги, хотелось бы проконсультироваться. Во второй половине 18 века в интересующей волости нахожу массу упоминаний о переводе крестьян из одной деревни в другую. В одних случаях указывается, что перевод осуществляется "по приговору мирских людей". В других "по указу из усольской воеводской канцелярии". Наконец, в третьих "переведен по указу из соливычегодского нижнего земского суда". Кто-нибудь знаком с этой темой? Почему такое разнообразие оформления перевода? --- Исследую происхождение и расселение рода Пунановых из Вилегодской волости Сольвычегодского уезда, и в целом занимаюсь историей Виледи и вилежан | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4181 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11781 | Наверх ##
7 апреля 2021 13:44 Это было связано с реформированием административной системы. Прежде переводы крестьян могли осуществляться по указу воевод, позже это стало прерогативой нижних земских судов. Перевод крестьян по приговору мирского общества мог осущестляться вроде бы только в пределах волости, а в первых двух случаях и из одной волости в другую волость. --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (3) |
Анатолий Арсеев/Пунанов Котлас Архангельской области Сообщений: 336 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 279 | Наверх ##
8 апреля 2021 16:17 Спасибо за комментарий! Про перевод решением мирского схода в пределах волости полностью согласен. А вот с Вашим мнением о том, что сначала были указы воевод, а потом стали решения судов, согласится не могу. Указы воевод прекратились при ликвидации воеводских канцелярий в 1781 году, и были заменены решениями казенных палат. А решения нижних земских судов принимались одновременно, в те же годы, что и указы воевод. Предполагаю, что в суд дело уходило при каких-то конкретных видах обстоятельств перевода.
--- Исследую происхождение и расселение рода Пунановых из Вилегодской волости Сольвычегодского уезда, и в целом занимаюсь историей Виледи и вилежан | | |
|