Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 250 251 252 253 254 * 255 256 257 258 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
VernerN
Участник

Москва
Сообщений: 94
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 112
Спасибо!!
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6189
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8655

Shtopor написал:
[q]
Ольга, официальных фамилий у крестьян не было до выдачи паспортов. Все фамилии не имели официального статуса, поэтому ими могли легко жонглировать.
[/q]


Александр, все же вы экстраполируете частное на общее. Да, так было в центральных российских губерниях у крепостных. Но в целом вопрос использования фамилии намного более сложный, он напрямую зависит от региона, от того, о какой группе крестьян идет речь - крепостных или государственных и даже от национальности.

Допустим, в Поволжье у государственных крестьян, потомков пахотных солдат и прочих служилых людей по прибору, фамилии существовали с 17 века. Официальная - та, что указывалась в ревизских сказках и рекрутских списках. И в них она оставалась неизменной. Только на официальные фамилии совершались сделки, открывались лавки, выдавались разрешения на торговлю вином и т.п. Уличные фамилии могли быть разными у разных поколений. Они фигурировали иногда в метриках с начала 19 века и исчезают из метрик к концу 19 века.

Малороссийские крепостные крестьяне графа Воронцова, потомки реестровых казаков, в ревизиях также записаны только под фамилиями. Для сравнения русские крестьяне того же господина в том же селе - без фамилии. Есть фрагмент переписки управляющего графа Воронцова начала 19 века (он у меня дома, не могу сейчас выложить), там обсуждается. что малороссийские крестьяне "отпадают" от своих коренных фамилий и пользуются прозвищами. И предписываются, чтобы пользовались только теми фамилиями, под которыми записаны в РС.
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
Лайк (2)
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7972
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11220
Atkara-EV
Елена, критика в целом принимается. Вопрос этот более глубокий и много разных случаев. А вот что касается ревизских сказок, то мне попадались случаи, когда фамилия менялась от ревизии к ревизии, и вообще я не замечал какого-то особенно трепетного отношения к фамилиям не только в метриках, но и в ревизских сказках тоже. В частности мой прапра- с фамилией Мазаев в середине XIX века по жребию должен был идти в рекруты. По каким-то там договоренностям личным вместо него пошел в рекруты другой человек под фамилией Мазаев, записанный ранее в ревизских сказках как Каратов. Из рекрутов он вернулся обратно в родное село под фамилией Мазаев, и в итоге к XX веку в селе появились Мазаевы, которые по крови не имели родства с множеством других Мазаевых в этом селе, а фамилия Каратов навсегда исчезла и осталась лишь в ревизских сказках. Причем фамилия Мазаев нигде в ревизских сказках не была записана, а фамилия Каратов писалась.
Так фамилия Каратов официальная или уличная? Если она официальная, то как подменив свою фамилию в рекруты ушел совсем другой человек, да еще и записавшись другой фамилией, по Вашей логике неофициальной? Почему официальная фамилия уступила место неофициальной?
Это реальная история по удельным позже государственным крестьянам Московского уезда.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (3)
max shestyora

Сахалин -> Москва
Сообщений: 324
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 285

Товарищ Саахов написал:
[q]

max shestyora написал:
[q]

летом у меня на форуме был вопрос, что он женился второй раз, не разведясь с первой женой
[/q]



Это какой то нонсенс
У католиков развод запрещен до сих пор, а уж в середине 19 века и подавно. Развестись было абсолютно нереально. Можно было признать брак аннулированным, но это куча времени, сил, и немало денег стоило. Пойти на это могли разве что состоятельные люди.
А уж о том чтобы повторно венчаться будучи женатым - крайне маловероятное событие т.к. являлось еще и уголовным преступлением
[/q]


Ответил в первоначальной теме) имело место кончина первой супруги и неуказание месяца рождения новорожденного.
---
Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко
BORISBEL

BORISBEL

Сообщений: 10236
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11736
Atkara-EV

Shtopor

К вопросу об "официальности" фамилии. У меня есть примеры, когда фамилии менялись в РС, но тем не менее РС - "стабилизировало" фамильное прозвание. Но постепенно, в XIX веке, сменился акцент: метрики стали более "официальным" документом. Что и логично. Разные ведомства, разные фамилии.
---
в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет
Лайк (1)
tanya nikolaevna

tanya nikolaevna

Тамбов
Сообщений: 806
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 376

VernerN написал:
[q]
При рождении он был Александров. И когда устраивался на работу в паровозные железнодорожные мастерские в 1911 году тоже Александров. А далее уже появляется Силин. Возможно это связано с тяжёлым физическим трудом - должность котельный трубовар в мастерских.
[/q]

Ребята ,20 век,какая сила. Он устраивался в паровозное депо ,значит был паспорт в 1911 году. И дальше -смена фамилии это что-то совсем личное,возможно связанное с дезертирством,получением наследства или просто прятался или типа стал другим человеком . Видимо,Вы нашли скелет в шкафу
---
С уважением ,Татьяна Николаевна
Козлов(Мичуринск) ,Козловский уезд,Тамбовской Губ,
Ивановы,Поповы,Лапынины,Воропаевы,Объедковы,Нечаевы,Калинины,Корчагины,Коршуновы ,Ратничкины-Харитоновы,,Беликовы Метелкины,Пашигоревы,Бубновы,Бочаровы ,
Придорогины
tanya nikolaevna

tanya nikolaevna

Тамбов
Сообщений: 806
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 376
Я все больше убеждаюсь,что фамилии у крестьян -это как-то ни о чем .У меня в 3 ревизии помещичьи крестьяне с фамилиями. Но через сто лет эволюции на одном месте -фамилии стали другими. Хотя у кого-то сохранились прежние
2 родных брата после отмены крепостного права получают разные фамилии
Перед отменой крепостного права предок ушел в армию,видимо при мобилизации ему дали какую-то фамилию. С ней он вернулся,с ней женился. А потом поменял ее на какую-то свою. То ли фамилия уже была при царе горохе,то ли отчество внучатого деда(Источника фамилии пока не нашла)
---
С уважением ,Татьяна Николаевна
Козлов(Мичуринск) ,Козловский уезд,Тамбовской Губ,
Ивановы,Поповы,Лапынины,Воропаевы,Объедковы,Нечаевы,Калинины,Корчагины,Коршуновы ,Ратничкины-Харитоновы,,Беликовы Метелкины,Пашигоревы,Бубновы,Бочаровы ,
Придорогины
Лайк (1)
tmaua

tmaua

Киев
Сообщений: 993
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 526
Добрый вечер.
В метрической книге Архангело-Михайловской церкови г. Белополья, II окр, Сумского уезда, Харьковской духовной консистории встречается:

сын как белопольский крестьянин,
а отец его как белопольский государственный крестьянин.

В чем разница?
---
(Кузуб Комендант) - Лепляво
(Пелых Власенко Игнатенко Андрущенко) - Канев
(Губарь Рыбалко Татаренко) - Белополье
(Щенявский Янушевич Соколовский Пионтковский
abc7

tmaua написал:
[q]
В чем разница?
[/q]

До отмены крепостного права они были государственные крестьяне. После 1861 стали просто крестьяне.
Лайк (3)
NORD-OST

Сообщений: 1196
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 3877

tmaua написал:
[q]
Добрый вечер.
В метрической книге Архангело-Михайловской церкови г. Белополья, II окр, Сумского уезда, Харьковской духовной консистории встречается:

сын как белопольский крестьянин,
а отец его как белопольский государственный крестьянин.

В чем разница?
[/q]


Государственные крестьяне, в большинстве своем, появлялись из бывших военных поселений. После того, как граница государства опускалась южнее и южнее. Они не были крепостными. Хотя, с отменой вольниц военных поселений, платили налоги.
А крестьяне могли быть и крепостными, и государственными. А после 1861 г.,как правильно Вам написал коллега abc7, стали просто, крестьяне.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 250 251 252 253 254 * 255 256 257 258 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈