✔ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
ДИАЛОГОВАЯ тема (для вопросов/ответов)
Ludmillaскончалась 16 марта 2009 Светлая ей память!  Москва Сообщений: 5771 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1609 | Наверх ##
3 сентября 2003 21:39 Енисейская губерния образована в 1822 образована в ходе реформ Сперанского. Центр - город Красноярск. В конце XIX века включала Ачинский, Енисейский (с Туруханским приставством), Канский, Красноярский, Минусинский уезды, Усинский пограничный округ. В 1897 в состав губернии входили следующие уезды и др: Красноярский округ, Ачинский округ, Енисейский уезд, Минусинский округ, Канский округ, Туруханский округ, Усинский край.
В 2000 в состав Красноярского края входили следующие районы: Абанский р-н (центр - рп. Абан), Ачинский (г. Ачинск), Байкитский (с Байкит), Балахтинский (рп. Балахта), Березовский (рп. Березовка), Бирилюсский (с Новобирилюссы), Боготольский (г. Боготол), Богучанский (с Богучаны), Большемуртинский (рп. Большая Мурта), Большеулуйский (с Большой Улуй), Дзержинский (с Дзержинское), Диксонский (рп. Диксон), Емельяновский (рп. Емельяново), Енисейский (г. Енисейск), Ермаковский (с Ермаковское), Идринский (с Идринское), Иланский (г. Иланский), Илимпийский (рп. Тура), Ирбейский (с Ирбейское), Казачинский (с Казачинское), Канский (г. Канск), Каратузский (с Каратузское), Кежемский (г. Кодинск), Козульский (рп. Козулька), Краснотуранский (с Краснотуранск), Курагинский (рп. Курагино), Манский (с Шалинское), Минусинский (г. Минусинск), Мотыгинский (рп. Мотыгино), Назаровский (г. Назарово), Нижнеингашский (рп. Нижний Ингаш), Новоселовский (п Новоселово), Партизанский (с Партизанское), Пировский (с Пировское), Рыбинский (г. Заозерный), Саянский (с Агинское), Северо-Енисейский (рп. Северо-Енисейский), Сухобузимский (с Сухобузимское), Тасеевский (с Тасеево), Тунгусско-Чунский (с Ванавара), Туруханский (с Туруханск), Тюхтетский (п Тюхтет), Ужурский (г. Ужур), Усть-Енисейский (с Караул), Уярский (г. Уяр), Хатангский (с Хатанга), Шарыповский (с Холмогорское), Шушенский (рп. Шушенское).
Темы форума: Архивы Красноярского края Газеты Красноярского края Малашин Г. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ 1861-2011 гг. Списки фамильные Енисейской губернии: Из разных печатных источников Дневник Александра Ковалевского » Енисейская губерния, Минусинский округ » Метрические книги церквей | | Лайк (5) |
hsl | Наверх ##
4 мая 2020 17:14 7 мая 2020 4:51 | | |
alenaprihodko Новичок
сургут Сообщений: 4 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 4 | Наверх ##
6 мая 2020 10:21 hsl написал: [q] alenaprihodko написал:
[q] относились ли п.уч.Туган и Талажанка(Талажанский)к Пировской церкви?
[/q]
нет , они входили в приход Кемской церкви, метрики в ГАКК[/q]
Спасибо большое,пошла по неверному пути((((С пировского архива тоже отписались,что не относились эти поселения к Пировскому приходу. | | |
alenaprihodko Новичок
сургут Сообщений: 4 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 4 | Наверх ##
8 мая 2020 20:51 8 мая 2020 20:57 Здравствуйте! Подскажите пожалуйста,нашла информацию по своим предкам,а теперь не могу собрать всю информацию и разложить по полочкам.Бойко Ефим приехал с родителями в 1909 году в Талажанку,ему было 19 лет,в свидетельстве переселенца указано как я поняла ,что он женат,судя по всему на Дарье 17 лет.В этом же свидетельстве указан Андрей Ефимович,умер в 5 лет?По возрасту тогда Ефим был совсем ребенком,вроде настолько рано ещё не женились.А вот в посемейном списке за 1912 год уже указан только Ефим с родителями-ни жены,ни ребенка.Куда они подевались?Может кто-то объяснит,где я путаюсь
 | | |
Vasiliipetrovih Россия, Кодинск Сообщений: 382 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1344
| Наверх ##
8 мая 2020 21:58 8 мая 2020 23:07 Проспихино - история деревни разбор по полочкам.
Я родился в Проспихино, учился в школе 8 лет, шагами измерял все поля от самых нижних до самых верхних, перешел все речки вброд и вплавь, и на лодке по Ангаре все острова выше Проспихино до самой глухой шиверы и выше с 6 лет исследовал, всегда интересовала дата основания деревни. Знал, что старая она три кладбища было, как говорил старожил деревни дед Колпаков, и вот что узнал недавно. В ниже приведенных материалах уважаемые люди пишут конечно не о Проспихино (деревне Проспихинской) а вот о чем. В своей статье В.И. Семевский «Казенные крестьяне при Екатерине II» (Русская старина ежемесячное историческое издание, т.XXIV, 1879, с.37) приводит следующие сведения … - У крестьян Чадобскаго погоста Ивана Рукосуева и Якова Кулакова с товарищи издавна была данная земля на реке Тунгуске; на этой земле енисейская провинциальная канцелярия дозволила поселиться крестьянину Петру Колпакову и «пахать в обществе с означенными Рукосуевым и Кулаковым в повал», «с согласия со оными крестьянами». Колпаков поселился там («против межи Соснового острова») и жил безспорно. Но в 1696 г. «на ту же данную землю Ивана Рукосуева с товарищи добыл данную по оной же реке Тунгуске … ниже вышереченного острова от Коды до Ковы реки старец Иоаким Путилов и построил выше Кашиной Шиверы пустыню, а реченнаго Колпакова с той земли сослали и приказали пахать Чадобскаго погосту с крестьянами в повал с Иваном Рукосуевым с товарищи». После того, однако, старец Иоаким дал Колпакову поступную на землю от Кежмы речки до Коды реки, на которой он и поселился ниже речки Кежмы, где и жил как он сам, так и дети его и внучата, причем пахали десятинную пашню и несли другие повинности. Но в 1766 г. один крестьянин Кашино-Шиверского монастыря, без сомнения – по приказу монастырских властей, подал челобитную в енисейскую провинциальную канцелярию, будто они насильно завладели землею, и называл эту землю монастырскою, тогда как, по словам государственных крестьян, она издревле принадлежала ясачным инородцам. Енисейская канцелярия для освидетельствования земли и отвода по межам и урочищам послала сибирскаго дворянина, который измерил ее в присутствии одних монастырских крестьян и отвел к монастырю не только землю, заселенную черносошными крестьянами, но и владения инородцев Мурской и Ковенской (видимо речь идет о Ковинской) волостей, на что те подали жалобу в комисию об инородцах, учрежденную в Енисейске. Потомки крестьянина Колпакова, которых было в это время уже 36 душ («десять домов платежных»), были согнаны и земля их, из которой 44 десятины уже было вспахано для посева хлеба, была отдана монастырским крестьянам (а потом монастырские власти отдали эту землю в аренду государственному крестьянину Федору Рукосуеву, который и переселился туда, оставив свою землю в Чадобском погосте). Ю.В. Шарипов в своей статье «К вопросу о дате основания Кежмы» ссылаясь на вышеприведенный материал считает, что «Наиболее достоверной датой основания Кежмы следует считать 1696 год – время переселения в район Кежмы Ивана Колпакова». Эту же дату основания Кежмы приводит и интернет энциклопедия Красноярского края. Не соглашаюсь с двумя уважаемыми авторами и одним авторитетным источником и излагаю следующую исправленную и дополненную версию событий, постаравшись в дальнейшем обосновать свою версию опираясь на современные карты, архивные документы (исповедные росписи, метрические книги, ревизские сказки доступные в ГАКК) Моя версия статьи В.И. Семевского - до 1696 года Петр Колпаков жил и пахал землю в повал с Иваном Рукосуевым и Яковом Кулаковым «напротив межи Соснового острова» на левом (южном) берегу реки Тунгуски (Ангары), в 1,5-3 км. чуть ниже Глухой шиверы там где в современное время до самых 90-х годов 20 века существовала деревня Рожково «Рошковская, Рожковская) при речке Рожковской. И все было хорошо и здорово, пока чуть ранее 1696 год (точная дата не известна) чуть выше Глухой шиверы по левому (южному) берегу Ангары не поселился отшельник старец Иоаким Путилов на Путиловском (Путиловом) ручье (ручей, а точнее его исток и сейчас есть на современных лесных картах), там же где и был в 1696 году и ранее. В общем Колпаковых с земли согнали, бесспорно согласен и с тем что «После того, однако, старец Иоаким дал Колпакову поступную на землю от Кежмы речки до Коды реки, на которой он и поселился ниже речки Кежмы, где и жил как он сам, так и дети его и внучата, причем пахали десятинную пашню и несли другие повинности» а вот тут уже поподробнее. В детстве слышал легенду что когда первые жители Проспихино плыли вниз по Ангаре на плотах (скорее всего плоты были из разобранных и размеченных домов и построек), они уснули и проплыли дальше чем нужно «Проспали», причалили к берегу, основали деревню, которую и назвали в последствии Проспихино. Вполне возможно что так и было от места жительства Колпаковых в 1696 году (от Рожково) до Проспихино 30 км. вниз по Ангаре, но по левому (южному) берегу Ангары в современное время существует аж две речки Кежма (текут с юга и теперь, но впадают в водохранилище) одна Верхняя Кежма (она же Пашинская речка) вместе впадения которой в Ангару до 80-х годов 20 века стояла деревня Пашино (Пашинская) в 9 км. от Рожково, и Нижняя Кежма (Кежма речка), в месте впадения которой в Ангару никогда деревни не было невозможно было устроить пашню (скала в устье речки до сих пор торчит из водохранилища круглым островом) Устье Кежмы в 15 километрах. от Рожково, ниже устья Нижней Кежмы и были Проспихинские поля, но сама деревня от Нижней Кежмы стояла в 15 км., ниже устье Проспихинской речки и там вниз по Ангаре по левому (южному берегу) почти до устья Коды (впадала в Ангару с противоположного северного берега) так же тянулись Проспихинские поля. И жили Колпаковы там богато и счастливо начиная с 1696 года (года основания села Проспихино), причем за пределами владений Кашиношиверского монастыря (Кашиношиверской вотчины). В доказательство этого и вообще существования села Проспихино в этот период могу привести следующие сведения из ревизской сказки 1764 года (РГАДА Ф.280 Оп.4 Д.2659 л.820 (103)) - Так по ревизии 1764 года у Панфила Федорова Страшникова сына Федора Андреева Страшникова (пономаря Кашиношиверского монастыря отбывшего по позволению настоятеля в священники Чадобского Спасского прихода в 1759 году) который (Панфил) сам был учен «грамоте словесно-росписной», была жена Ефимия Игнатева 30 лет (возраст на 1764 год) взятая со стороны Енисейского уезда Рыбенского острогу Проспихинской деревни у крестьянина Игнатия Колпакова (Ефимия Игнатьевна Колпакова 1734 года рождения). Иными словами Колпаковы имели родственные связи с лицами управляющими монастырем, по крайней мере до 1759 года, до отъезда из монастыря Фёдора Андреева Страшникова - сына бывшего разночинца города Тобольска Андрея Памфилова Страшникова, привезенного в монастырь в 1732 году, пономаря Кашиношиверского Спасо-Преображенского монастыря до 1759 года, затем приглашенного в священники при Спасской церкви в Чадобском селе (см. Государственный архив в г. Тобольске И-156 «Тобольская духовная консистория»: опись 1, д. 1433; опись 2, д.521 Но вскоре после 1759 года что то пошло не так, возможно поменялось монастырское начальство, лояльное ранее к Колпаковым и Страшниковым и тут я частично согласен с В.И. Семевским и Ю.В. Шариповым приводящим следующую жуткую историю - о том как «В 1766 г. один крестьянин Кашино-Шиверского монастыря, без сомнения – по приказу монастырских властей, подал челобитную в енисейскую провинциальную канцелярию, будто они насильно завладели землею, и называл эту землю монастырскою, тогда как, по словам государственных крестьян, она издревле принадлежала ясачным инородцам». После чего - «Потомки крестьянина Колпакова, которых было в это время уже 36 душ («десять домов платежных»), были согнаны и земля их, из которой 44 десятины уже было вспахано для посева хлеба, была отдана монастырским крестьянам (а потом монастырские власти отдали эту землю в аренду государственному крестьянину Федору Рукосуеву, который и переселился туда, оставив свою землю в Чадобском погосте)». Вполне возможно, что так и было. Но вероятнее всего Колпаковы все таки разрешили этот вопрос (или он разрешился сам собой) в связи со скорым закрытием Екатериной II Кашиношиверского монастыря в связи с проводимой ею церковной реформой по «Секуляризации церковных имений», которая поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали. Либо монастырь был «Разграблен и сожжен разбойниками, а все монахи кроме одного убиты» как гласит «Краткое описание приходов Енисейской епархии» изданное в Красноярске в 1916 году. Мое мнение, что Колпаковы никуда из Проспихино (Проспихинской деревни) не уезжали, либо вернулись вскорости после отъезда, так как согласно данных содержащихся в Государственном архиве Красноярского края (ГАКК, Енисейское духовное правление Ф.819 Оп.1 Д.13 Исповедные росписи прихожан Чунской Петропавловской, Чадобской Спасской церквей за 1789 год, лист 40-43) в Проспихиной деревне 15 домов имеют следующие главы семей, следующего возраста. 1. Антип Романов Кузнецов 30 лет 2. Никифор Кондратьев Кузнецов 25 лет 3. Иван Прокопьев Кузнецов 51 год 4. Иван Григорьев Кутарин 55 лет 5. Игнат Иванов Калпак 76 лет 6. Осип Игнатьев Колпаков 52 года 7. Никита Иванов Колпаков 76 лет 8. Андреан Савельев Колпаков 54 года 9. Алегий Савельев Колпаков 65 лет 10. Петр Сергеев Колпаков 39 лет 11. Петр Сергеев Колпаков 39 лет 12. Афанасий Сергеев Колпаков 38 лет 13. Емельян Степанов Колпаков 65 лет 14. Вдова Пелагея Григорьева Колпакова 47 лет 15. Егор Кондратьев Кузнецов 42 года Итого в Проспихиной деревне 50 душ мужского пола 63 души женского пола. Как видите в Проспихинской деревне нет не одного Рукосуева, но очень много Колпаковых все Рукосуевы, как гласят эти же исповедные росписи в УстьКодинской, Яркиной деревне, и немного в Чадобском селе, все это не просто так, в последствии хочу посмотреть документы Кежемского Спасского прихода за аналогичный период, есть ли там в 1789 году такое же количество Колпаковых. А если нет то возникает законный вопрос, а были ли там Колпаковы в 1696 году? и были ли там, в 1766 году Рукосуевы? В Проспихино как видно Колпаковы (в том числе и в 1734 году) были и не так то просто их было оттуда выкорчевать, уж точно не голыми руками. В общем, жили они в деревне Проспихинской долго о счастливо до самого ее затопления Богучанским морем в 2012 году. Постараюсь дополнить, сам или с помощью форумчан. | | |
ovt Москва Сообщений: 235 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2135
| Наверх ##
8 мая 2020 23:45 | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14579 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8924 | Наверх ##
9 мая 2020 20:30 Добрый день!
Семья моих возможных родственников в годы Великой Отечественной войны жила по адресу: г. Красноярск, ул. УВСО, д. 377
Что кроется за названием улицы? Если улица существует сейчас, то какое название носит? | | |
alla7316 Железногорск Сообщений: 214 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 400
| Наверх ##
10 мая 2020 10:09 Konstantin Ivanov написал: [q] [/q]
Владимир - администратор группы в ОК "Красноярские воспоминания " предположил : "Мне что то подсказывает, что это правый берег. Во время и после войны там каждое учреждение, занимавшееся строительством заводов, выстраивало для своих работников поселения, а в них были и свои улицы. Домов было множество, в основном временного барачного типа. Где-то проживали вольные, где-то осужденные или пленные,... Такие районы были у многих предприятий и организаций. Вспомните ту же "Площадку", где проживали строители и работники СЗТМ, Цветмета, Химволокна, Красмаша,... Там были свои улицы. А таких районов было несколько. А УВСО могло означать Управление военно-строительных отрядов. Т.е. их работники могли на этой улице жить. Позже на месте этих районов и появились сегодняшние дома ХМЗ (ул.Вавилова), дома Судостроительного (ул,Побежимова и Красраб), Шелкового (ул.Шелковая)..." --- Дарицкие,Павловы,Пудяковы (Холмский уезд ( д.Дарищи ,д.Тараканово ,д. Гора ,Псковская губерния) Цехины, Мезенины,Лютых, Саипков, Поленов,Тетерин (Тасеевская волость,Устьянская волость, Пинчугская волость Енисейская губерния ) Ченчик (Русановка Гадячский уезд Полтавская губерния ,Приморский край ), | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14579 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8924 | Наверх ##
10 мая 2020 10:19 Спасибо, alla7316! | | |
Iouri70 Участник
Bayreuth Сообщений: 43 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 320 | Наверх ##
18 мая 2020 23:41 18 мая 2020 23:45 Друзья здравствуйте. Зделал запрос в Канский архив по Ирбейскому району. Сёла: Коростелево, Новотроицк и Верх-Амонаш. Вот что мне ответели:
На Ваш запрос сообщаем, что сведения о личной жизни граждан города Канска (рождение, брак, родственники, место проживания и проч.) на хранение в МКУ «Канский городской архив» не поступают. Одновременно сообщаем, что документов Канского района, Ирбейского района и проч. на хранении в городском муниципальном архиве нет.
В Красноярском архиве я не нашёл информации. Подскажите где могут быть ревизские сказки и метрические книги по Ирбейскому району. С уважением Юрий Лысенко. | | |
eugenio Красноярск-Ачинск Сообщений: 352 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 2173 | Наверх ##
19 мая 2020 2:49 Iouri70 написал: [q] [/q]
Метрические книги по с. Коростелево по Коростелевской Дмитриевской церкви 1880-1910 гг в Ирбейском районном архиве. Метрические книги по д. Верхний Амонаш по Амонашенской Николаевской церкви 1901-1923 гг в Канском районном архиве. В ГАКК ищите метрические книги по Монашенской Николаевской церкви за более ранний период, там же исповедные росписи по церквям Канского округа и ревизские сказки крестьян деревень Канского уезда. | | |
|