alexgrin написал:
[q]
4846
Групповая фотография учащихся Александровского ж.д. училища, г. Елец, 1899 год
тут
[/q]
https://forum.vgd.ru/post/86/84759/p3664673.htm#pp3664673"Снимались 18 сентября 1899 года. На память Ивану Григорьевичу Григорьеву и Иосифу Ивановичу Грандану
Андреев Николай Кокорев Леонид Праздников Алек
Алексеев Павел Куреев Василий Майоров Павел
(Архипов Николай) Махортов Василий Исаев Владимир
Анисимов Петр Иванов Михаил Максимов Алексей
Добролюбов Николай Низяев Иван (Алексе) Рачко Виктор
Дергаченко Василий Храмцов Леонид Борисов Михаил
Русин Василий Примогенов Петр Гудин Степан
Ковыршин Александр Неуронов Александр Шарашкин Сергей
Кенаров Михаил Булгаков Александр Фельдман Александр
Холин Михаил Чигринец Алексей
Судя по приведённым ниже выдержкам из "Краткого отчёта о состоянии училища в 1898 - 1899 году", Иван Григорьевич Григорьев был заведующим учебными мастерскими, преподаватель слесарного и кузнецкого ремесла, а Иосиф Грандан - Инспектором училища – преподавателем железнодорожного дела и начал строительного искусства. Оба они, судя по всему, в центре фото.
Ожившие страницы
Книга сохранила любопытные эпизоды об учёбе будущих железнодорожников XIX века. Уникальность издания, рассказывающего об учебном процессе в Александровском ремесленном (техническом) железнодорожном училище в Ельце, состоит в том, что оно запечатлело мельчайшие детали прошлого.
Под переплётной крышкой – рукописный блок, насчитывающий порядка 90 страниц. Судя по всему, работал над книгой человек, в совершенстве владевший искусством красивого письма – каллиграфический почерк подтверждают красивые ровные буквы. Её создание относится к концу 90-х годов позапрошлого века.
По существу, речь идёт о ежегоднике, и возникает закономерный вопрос: выпускался ли он тогда на постоянной основе, практически в единственном экземпляре, или же это была разовая акция? Вероятно, следует склониться к первому варианту.
Самуил Поляков: «Полагаю избрать Елец…»
Прежде чем окунуться в атмосферу давнего времени, хотелось бы отметить, что фонд Учебного отдела МПС, который ныне находится в Российском государственном историческом архиве, включает начальные документы об учреждении и преобразованиях 1-го в России учебного заведения подобного типа в городе на Быстрой Сосне. Из множества материалов возьмём несколько. Так, в деле «Об учреждении ремесленного железнодорожного училища в г. Ельце» имеется записка от 15 марта 1869 года купца Самуила Полякова, адресованная министру путей сообщения Павлу Мельникову. В ней он написал:
«Чрезвычайно успешное в последнее время развитие сети железных дорог в России вызывает самую ощутимую потребность в классе ремесленников».
Охарактеризовав себя как одного из строителей частных железных дорог, Самуил Поляков уведомил, что принимает «на себя учреждение ремесленного училища для специальной и практической подготовки преимущественно машинистов и дорожных мастеров для железнодорожного дела в России».
И далее:
«Местом для этого училища я полагаю избрать г. Елец, который по значительности народонаселения, недостатку средств для образования и по расположению своему в центре Юго-Восточной сети железных дорог представляет собой удобный для этого пункт, тем более, что в Ельце, кроме частных заводов, расположены главные мастерские Елецко-Грязской ж. д.».
6 февраля 1869 года был утверждён Устав, а спустя неделю, 13 февраля, Указом Александра II разрешалось учредить в Ельце при мастерских Орловско-Грязской железной дороги ремесленное железнодорожное училище. Его торжественное открытие состоялось 17 апреля 1869-го.
По Уставу училище называлось ремесленным и имело целью подготовку «исключительно ремесленников для железнодорожного дела». Однако недоработка программы обучения, положенной в основание Устава 1869 года, дала о себе знать в течение первых лет существования училища. В силу этого 15 сентября 1875 года был принят новый Устав, который значительно расширил программу преподавания. Училище называли техническим и его задачей стало «приготовление второстепенных техников для железных дорог: машинистов, дорожных мастеров, телеграфных механиков, телеграфистов, инженерных десятников». Перечень специальностей, по которым велось обучение, расширился.
Не исчезло в тумане времени дело «О передаче Александровского Елецкого технического железнодорожного училища в непосредственное заведывание МПС». В объявлении от Учебного отдела МПС указывалось:
«Вследствие распоряжения г-на управляющего МПС Александровское техническое железнодорожное училище в г. Ельце при Орловско-Грязской ж.д. с 1 мая 1892 г. перешло в непосредственное заведывание МПС».
На педагогической ниве
Титульный лист издания набран типографским способом. Вверху листа: «МПС. Первое техническое железнодорожное училище имени Императора Александра II в г. Ельце». В середине: «Краткий отчёт о состоянии училища за 1898-1899 учебный год». Ниже: «XXX г. по открытии училища и VII г. по переходе в непосредственное управление Министерства путей сообщения».
Перевернём страницу, и взору предстанет список наставников учебного заведения той поры. Инспектор училища – преподаватель железнодорожного дела и начал строительного искусства – Иосиф Грандан, законоучитель – Иоанн Руднев, преподаватели: механики – Павел Пономарёв, практической телеграфии – Андрей Саввин, гимнастики, надзиратель училища – Константин Явлинский, пения – Семён Антоновский. Заведующий учебными мастерскими, преподаватель слесарного и кузнецкого ремесла – Иван Григорьев. Имелся также свой врач – Пётр Смирнов.
Картину дополнял преподаватель чистописания, письмоводитель – Дмитрий Аккуратов. Не этот ли человек, с «говорящей» фамилией, приложил руку к прекрасному творению в виде рукописного, с каллиграфической точки зрения безупречного произведения?
Начальником училища трудился инженер-механик Григорий Вильгельминин. В 1882 году он окончил Императорское Московское техническое училище. В возрасте 33 лет, в 1892 году, встал у руля учебного заведения в Ельце. Вёл специальное черчение по механике.
В этом списке – более 10 человек, которые были призваны обучать будущих железнодорожников среднего звена. Им помогали 4 служителя при классах и мастерских («прислуга»).
Следует сказать, что они получали довольно неплохое по тем временам годовое содержание. К примеру, Григорию Вильгельминину полагалось 1400 руб. Плюс за уроки – 360 руб. и «квартира натурой». Его коллеги также не оставались внакладе: Иосиф Грандан и Павел Пономарёв – по 750 руб., Иван Григорьев – 1250 руб. (без учёта денег: за дополнительные уроки и добавочных). Некоторые из наставников имели денежные награды (к празднику Пасхи), на лечение жён и воспитание детей. Всё это подробно описано в книге.
Для сравнения: в начале XX века цена мяса (за фунт) составляла: 1-го сорта – 60-80 коп., 2-го сорта – 40 коп., говядина 1-го сорта – 17 коп., 2-го – 13 коп., картофель на возах мешок – 1 руб. (Елена Молоховец, «Подарок молодым хозяйкам», 1903 г.).
Далее, приводя характеристику деятельности учебного персонала, составитель «краткого отчёта» отметил, что в течение всего учебного года обращала на себя особое внимание «выдающаяся деятельность» преподавателя механики, инженер-технолога Павла Пономарёва:
«Отличаясь большим навыком в общении с учениками и будучи глубоко предан педагогическому делу, он в течение уже первого года заслужил особое к себе расположение и уважение как среди учащихся, так и среди своих сослуживцев, и достиг прекрасных результатов в классном преподавании, особенно в постановке порученного ему предмета «специального черчения частей паровоза».
Заслужили слов одобрения на педагогической ниве усилия инспектора училища – преподавателя железнодорожного дела и начал строительного искусства:
«Помимо усовершенствования классного преподавания, инженер-технолог Грандан приложил особый труд к составлению подробной сметы на ремонт зданий училища с переустройством училищного ватер-клозета; благодаря трудам в течение года в училище устраивались поучительные чтения с туманными картинами, а празднование памяти А.С. Пушкина прошло блестяще. Не было случая, когда бы инспектор училища отнёсся бы небрежно к исполнению возложенного на него поручения».
В 1898–1899 учебном году они прививали знания в 3-х классах численностью 95 учащихся.
Виктор Минаков
https://gudok.ru/zdr/167/?ID=1457345&archive=49680