>> Ответ на
сообщение пользователя
Gubernskaya от 19 октября 2022 9:47
Разрешите поправить, правильно пароход «пеНза».
Пароход «Пенза» (в 1924 году переименован в "La Marsa-II").
Морской грузо-пассаж. пароход, стальной, одновинтовой, 2679/1334 рт; 91,2х12,7х6,0 м; 1пм/3р,584/4000 л.с.,16 уз. Построен в 1909 году по заказу правления Добровольного флота. Имел г/п 76,6 т.п. (1260 т), принимал 60 + 30 + 120 пассажиров I,II и III классов и до 180 IV класса ("палубных"). С началом I мировой войны был зафрахтован Военным ведомством для перевозок поставок союзников, США и Японии, с которыми в 1914-15 гг. неоднократно приходил во Владивосток, а в следующем году совершил не менее 11 рейсов, в основном из Японии. Во время Гражд.войны отошел к "белому" Парижскому правлению ДФ и к 1924 году переименован в "La Marsa-II". В 1932 году был приписан к Марселю, состоя в пароходстве того же названия. В 3.1934 продан по цене лома итальянской фирме, которой с 4.1934 отбуксирован в Геную для разборки.
Источник:
https://fleetphoto.ru/vessel/106078/?lang=ruИсторическая справка:
Черноморского государственного морского
пароходства «Ленин»
30 сентября 1908 года Российская судоходная компания «Добровольный флот» заключила с германской фирмой «F Schichau» в Данциге контракт на постройку трех больших товаропассажирских пароходов и двух их несколько уменьшенных копий в почтово-пассажирском варианте. Эти спардечные суда предназначались для эксплуатации на экспрессной грузопассажирской линии между Владивостоком, Нагасаки, Цуругой и Шанхаем. Контрактом предусматривалась скорость новых судов 14 узлов и пассажировместимость 182 человека. Для использования пароходов в военных целях проектом предусматривалось устройство на верхней палубе фундаментов для установки трех 120 мм орудий.
Заложенные в конце 1908 года, «Орел» (3425 брт), «Полтава» (3425 брт), «Рязань» (3433 брт), «Симбирск» (2712,7 брт) и «Пенза» (2649 брт) были сданы заказчику в августе-октябре 1909 года.
Все они были приписаны к порту Владивосток и успешно эксплуатировались до 1914 года.
Почтово-пассажирский пароход «Симбирск» грузоподъемностью 1610 т, длиной 94,98 м, шириной 12,66 м и осадкой 5,79 м мог принимать на борт 60 пассажира в каютах 1-го класса, 30 человек в каютах 2-го класса, 120 человека в каютах 3-го класса и 180 палубных пассажиров. Одна паровая машина тройного расширения мощностью 4000 л.с. обеспечивали судну скорость хода в 14,5 узлов. Экипаж-95 человек. Перед первой мировой войной пароход «Симбирск» ходил на экспрессно – почтово – пассажирской линии из Владивостока на Нагасаки и Шанхай. Эта служба продолжалась и во время войны в 1914-1916 годах.
Первая мировая война для этой серии судов началась неудачно. Через три дня после начала военных действий, 2 августа 1914 года немецкий крейсер «Эмден» захватил в Цусимском проливе «Рязань», шедшую с пассажирами из Нагасаки во Владивосток. Вооружив пароход восемью 105-мм орудиями, немцы затем использовали его как вспомогательный крейсер «Kormoran». В декабре 1914 года японские крейсера загнали его в территориальные воды США на о. Гуам, где «Корморан», оставшись без угля, был интернирован и взорван экипажем 7 апреля 1917 года после вступления США в войну с Германией. «Орел», мобилизованный в качестве учебного крейсера, вошел в состав Сибирской флотилии. «Полтава» в одном из очередных военных рейсов разбилась летом 1917 года на камнях у Шанхая. После мировой и гражданской войн руководство «Добровольного флота» не признавшее Советскую Россию начало продавать свои пароходы. В 1922 году английская фирма купила «Орел», получивший название «Сильвиа», а французская - «Пензу», переименованную в «Ля Марса II».
В конце гражданской войны в июле 1920 года «Симбирск» вышел очередным рейсом в Шанхай через Нагасаки. В японском порту просоветски настроенная команда парохода была арестована японской полицией и выслана обратно во Владивосток. Арестованное судно с набранным японским экипажем проследовало в Кобе, где поступило в распоряжение главного агента константинопольского правления «Доброфлота» в Японии. «Симбирск» два года плавал в иностранных водах Дальнего Востока сначала под старым русским флагом, а потом под французским. В 1922 году «Симбирск» вернулся во Владивосток. В 1923 году по просьбе экипажа пароход «Симбирск» был переименован и назван «Ленин».
В июле 1923 года в связи с ликвидацией Восточной экспрессной линии «Ленин» был продан Черноморской главной конторе «Совторгфлота». В 1924 году «Ленин», прибыв на Черное море, уже с июля совместно с пароходом «Ильич» открыл экспрессный курортный маршрут Одесса – порты Крыма и Кавказа. Позже пароход «Ленин» служил на линии между Одессой и Новороссийском. В 1938 году он был передан в состав Дальневосточного морского пароходства. Однако, попав на камни в районе Одессы у Дофиновки, «Ленин» был поставлен на ремонт и модернизацию. После его проведения трехпалубный пароход изменил свою внешность. Вместо двух труб на нем смонтировали одну, более широкую. «Ленин» стал иметь следующие тактико-технические данные: регистровая вместимость 2713 брт, длина 94,82 м, ширина 12,65 м, высота борта 9,41 м и осадка 5,75 м. «Ленин» теперь располагал 569 пассажирскими местами и мог брать 400 тонн груза. В 1940 году судно вернули ЧГМП.
Мирные рейсы прервала война. Пароход «Ленин» переключился на перевозку военных грузов. 9 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны дал распоряжение о вывозе на восток важнейших промышленных предприятий Одессы и мирных жителей. Часть грузов было решено доставлять в Мариуполь. Первым туда 16 июля 1941 года прибыл пароход «Ленин» с семьями военнослужащих Одесского военного округа и грузом продовольствия. Возвращаясь обратно, при подходе к Одессе вражеские пикирующие бомбардировщики атаковали пароход, но были отогнаны огнем крейсера «Коминтерн». Сразу же после швартовки в порту началась подготовка к следующему рейсу в Мариуполь.
К этому времени командованием Черноморским флотом было дано указание отправлять суда в плавание только с лоцманами, знающими фарватеры в установленных флотом минных заграждениях, и только в составе конвоев. «Ленин», погрузив в Одессе около 2000 эвакуируемых, а также 1200 призывников, во главе конвоя, состоящего из теплохода «Ворошилов», судна «Березина» и двух шаланд, 24 июля 1941 года вышел с лоцманом в море. Шаланды, имея малый ход, плелись в хвосте, все время, опасаясь потерять из виду основной конвой. На переходе выяснилось, что у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман, и они могут следовать к месту назначения самостоятельно. «Ленин» и «Ворошилов» смогли увеличить скорость и быстро скрылись за горизонтом. Однако на траверсе мыса Лукулл капитан «Ворошилова» доложил, что на теплоходе вышла из строя машина, и он не может двигаться. Чудом, избежав налетов авиации противника, «Ленин» отбуксировал теплоход в Казачью бухту Севастополя, а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту. С полдороги, забитый до отказа измученными пассажирами, пароход вернули в Севастополь, и он опять встал на якорь в Казачьей бухте.
Наконец вечером 27 июля в 19 ч. 15 минут конвой из трех транспортов под охраной сторожевого катера СКА-026 вышел из Севастополя. Головным шел «Ленин». В кильватер за ним следовал теплоход «Грузия» с новобранцами, вышедший из Одессы на два дня позже «Ленина», а концевым, спешно снятый с ремонта и на одном двигателе, едва поспевая за ними, теплоход «Ворошилов» с тремя тысячами эвакуированных.
Южная ночь наступает быстро. Кромешная тьма окутала конвой. Назначенный лоцманом, молодой лейтенант И. Свистун, не имея опыта проводки судов даже в мирное время, занервничал. Обещанных манипуляторной службой условных огней на берегу не зажгли. Поэтому не было возможности по пеленгу уточнить курс. В 23 ч 33 мин. в районе мыса Сарыч под корпусом парохода «Ленин» раздался мощный взрыв.
Судно начало оседать носом и крениться на правый борт. Попав на наше минное заграждение, «Ленин» наскочил на мину и в течение нескольких минут затонул. Немногие пассажиры успели выброситься за борт. Шлюпки с «Ворошилова» спасли 208 человек. Еще около 300 человек подобрали шлюпки «Грузии» и сторожевой катер из сил охранения. Около 2500 человек погибло. Теплоходы встали на якоря и только утром после прихода тральщиков были выведены с минного поля на чистую воду. Военный лоцман Иван Свистун, выводивший конвой из Севастополя и спасшийся с тонущего «Ленина», был разжалован, осужден военным трибуналом и 24 августа 1941 года расстрелян. 18 августа 1992 года Военный трибунал ЧФ отменил приговор и реабилитировал И. Свистуна посмертно.
Источник:
http://mmflot.com/viewtopic.ph...нза»#p6665Еще о пароходе «Пенза»
https://penza.aif.ru/amp/socie..._francuzam